Картина Николая Богданова-Бельского «Виртуоз» посвящена деревенским ребятишкам, как и все творчество художника в целом. Такой интерес к детворе объясняется прежде всего фактами его собственной биографии. В детстве он сам был таким же босоногим мальчишкой. Будучи незаконнорожденным, воспитывавшийся матерью в крайней бедности, он не понаслышке знал, как было трудно деревенским детям получить образование. Самому ему благодаря рано проявившемуся художественному таланту посчастливилось попасть в образцовую народную школу Сергея Александровича Рачинского в С.Татаево.

На этой картине художник изобразил маленького музыканта, вероятно, обладающего незаурядными способностями к музыке. Понятно, что игре на балалайке он обучился сам и достиг немалых успехов, если учесть, с каким интересом остальные дети наблюдают за его игрой. Художнику удалось передать увлеченность и самого музыканта: насупив брови, прикрыв глаза, он умелой рукой виртуозно перебирает струны балалайки. Лица зрителей полны удивления и нескрываемого признания. Парень постарше мечтательно смотрит вдаль, что тоже подтверждает талант маленького музыканта, коль звуки его инструмента заставляют задумываться и размышлять.

Купить репродукцию картины Богданова-Бельского «Виртуоз» вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Виртуоз художника Николая Богданова-Бельского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Николая Богданова-Бельского Виртуоз: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Николая Богданова-Бельского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Богданова-Бельского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Николая Богданова-Бельского на натуральном холсте.

Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году в Смоленской губернии. Так как он был незаконнорожденным сыном бедной крестьянки, его окрестили в церкви Богдановым (Богом данным). Впоследствии он к своей фамилии для благозвучия в среде деятелей искусства прибавил фамилию Бельский.

Его талант был отмечен в раннем детстве священником, преподававшем в местной школе. Он же и походатайствовал, чтобы устроить мальчика в образцовую народную школу Сергея Александровича Рачинского в с.Татаево.

Именно там, по словам самого Богданова-Бельского, он и получил путевку в жизнь.

Сергей Александрович Рачинский, российский ученый, член-корреспондент академии Наук всячески старался помочь обездоленным талантливым детям. Николая Богданова-Бельского он отдал в школу рисования при Троицко-Сергиевой лавре, ежемесячно выделяя на его обучение 25 рублей, по тем временам немалые деньги. Через два года редкие способности Николая помогли определить его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Его дипломная работа – картина «Будущий инок» по окончании учебы была очень высоко оценена критиками и куплена сразу одним из самых известных коллекционеров того времени Солдатенковым.

За нее Богданов-Бельски получил звание «классного художника»

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе.

В 1903 году Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.

В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

Николай Богданов-Бельский был инициатором многих выставок русской живописи в европейских столицах, работы его самого успешно продаются в течение всех плодотворных лет его творчества.

Семидясителетие художника в 1938 году было отмечено персональной выставкой его картин.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Николая Богданова-Бельского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

6 класс Русский язык

Учитель: Арушанян Т.П.

Тема: Р.р. Сочинение-описание картины (Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз»)

Цель: учить строить устный текст-описание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

Планируемые результаты:

Предметные: научитьсястроить устное описание, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

Метапредметные :

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; строить текст-описание.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные : воспитать культуру общения, уважения к собеседнику; воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Ход урока.

1.Оргмомент .

2.Актуализация опорных знаний.

3. Работа над новым материалом.

Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз»

Как вы думаете, кто такой виртуоз?

1.Словарная работа : найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»

(из лат. Virtuоsо – доблесть, талант) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.

Запишите это слово в тетрадь.

2.Слово о художнике. Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 - удостоен звания действительного члена Академии художеств.

Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, - сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.

3.рассматривание репродукции картины (упр. 450),

Как вы думаете, почему картина так называется?

Какое настроение создает картина?

Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?

4.Систематизация материала: Упр. 451

Как связан этот текст с предыдущим упражнением? - Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.

5.Словарно- орфографическая работа : Упр. 451.

Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?

6. Выполните задание №1

7. Составление устного сочинения Дополните описание картины, данное в тексте

упр. 451. Выразите свое отношение к картине.

8. Написание сочинения.

4. Подведение итогов. Домашнее задание. Упр. 449.

Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.


Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство


Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.


Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского


Первая картина


Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.



Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).


Завершение образования


Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.


В гостях у учителя


Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).


Лес

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.


Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.


Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

Виртуоз

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

Чаепитие

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.


Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Визитеры

Вдохновение

Везущие дрова по снегу

Будущие спортсмены

Мальчик, играющий на балалайке

Осенние размышления

Мечтательность среди берез

Натюрморт с тюльпанами

Концерт на гуслях

Лучшие друзья

Сбор цветов

Дети на берегу озера

Вид церкви

Молодой монах

Деревенский мальчик

Сельская дорога

Ловля раков

Лошадь в березовой роще

Посетители

Три сестры

Мальчик, отдыхающий в летнем пейзаже

Рыбалка на реке

Пересечение реки

Переправа

Наблюдая за стадом

Натюрморт с сиренью

У дверей школы

Воскресное чтение в сельской школе

Дети на лугу

У больного учителя

Первый урок

Симфония

Летний день

Мальчик с балалайкой

Дети на озере

Вступительный день

Деревенские мальчики

Две девушки на качелях

Дети с санями

Юные охотники на медведя

Сельская школа

Новая сказка

Рыбалка детей с мостков

Молодой музыкант

Играющие дети

Дети за пианино

Венчание

Крестьянка у ручья

Вид церкви

Куст сирени

Открытое окно в сад

Пасхальный стол

Процессия с фонарями

Четыре мальчика рыбачат на берегу

Дети на скамейке

Мальчики на рыбалке

Сельские дома

Девочка, читающая на лугу

Два мальчика

Девочка в лесу

Дети в зимнеим лесу

Солнце в марте

Сельская дорога

Южный морской пейзаж

Осенний пейзаж

Деревенский пейзаж

Сумерки в Риге

Вид озера

Крымский пейзаж

Мария Бауэр-Сорокоумовская

Молодая чаровница

Женский портрет

Портрет Н. Ф. Юсупова

Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой.

Портрет М.С.Шереметовой

Княгиня Горчакова Д.М.

Мария Емельянова

М.П. Абамелек-Лазарева

Генерал-адъютант П.П. Гессе

Федор Шаляпин

Портрет дамы

Молодая красавица

Зеленая лампа

Обнаженная купальщица

Сидящая обнажённая



Оригинал записи и комментарии на

Гулие Решетова
Конспект урока «Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины Н. П. Богданова-Бельского «Виртуоз»

Урок № 144 Р . р. 24

Тема : Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины

(Н. П. Богданова-Бельского «Виртуоз » )

Цель : продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника , оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами

Оборудование : Иллюстрации, учебник, словарь

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Проверка дом. задания упр 449

3. Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз »

Как вы думаете, кто такой виртуоз ?

1. Словарная работа : найти в этимологическом словаре слово «виртуоз »

(из лат. Virtuоsо – доблесть, талан) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.

Запишите это слово в тетрадь.

2. Слово о художнике. Николай Петрович Богданов -Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым , т. е. - богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания : в 35 лет он академик, в 46 - удостоен звания действительного члена Академии художеств. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3) . Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову . Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, - сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время. Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н. П. Богданов -Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин , - «Виртуоз » . О ней мы будем говорить сегодня подробней.

3. рассматривание репродукции картины (упр. 450,

Как вы думаете, почему картина так называется ?

Какое настроение создает картина ?

Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?

4. Систематизация материала : Упр. 451

Как связан этот текст с предыдущим упражнением? - Нравится ли вам картина ? Выразите свое отношение к картине .

5. Словарно- орфографическая работа : Упр. 451.

Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?

Обратите внимание на слова «заворожить» , «завораживать» . Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову. Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий» , гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг» , др- рус. «ворог» - колдун.

6. Выполните задание №1

7. составление устного сочинения Дополните описание картины , данное в тексте

упр. 451. Выразите свое отношение к картине .

4. Подведение итогов. Домашнее задание. Составить план описания картины , подготовиться к сочинению .

Публикации по теме:

Программное содержание: Развивать слуховое, образное восприятие. Активизировать творческие проявления детей в передаче сказочного образа.

Дидактическая игра «Найди предмет по описанию» Задачи: воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей.

Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по описанию комнатных растений Конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» «Составление рассказа по описанию комнатных растений». Программное содержание: 1.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Угадай по описанию» Цель игры: Формировать умение у детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет.