Развал ВИА

(«Самоцветы»)

В октябре 1975 года в центре громкого скандала оказался популярный вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы». В народе пошли упорные слухи, что участники звездного коллектива вдрызг разругались между собой и разбежались по разным ансамблям. Как выяснилось вскоре, слух этот оказался правдивым лишь отчасти. Что же случилось?

Созданный четыре года назад благодаря стараниям Юрия Маликова, этот коллектив буквально за считаные месяцы приобрел фантастическую популярность, собирая на своих концертах целые стадионы. Многие шлягеры ансамбля знала наизусть вся страна: «Увезу тебя я в тундру», «Приметы», «Верба», «Там, за облаками», «Мой адрес – Советский Союз» и др. Последние концерты в Москве, состоявшиеся в сентябре 1975 года во Дворце спорта в Лужниках, еще раз подтвердили, что популярность «Самоцветов» по-прежнему на высоком уровне – зал был битком (до этого ансамбль четыре месяца с успехом гастролировал по Южной и Центральной Америке). Как вдруг Юрий Маликов объявил, что распускает старый состав и набирает новый. Для большинства людей этот шаг руководителя стал полной неожиданностью, поскольку о конфликтах внутри коллектива знал только ограниченный круг людей. Между тем эти конфликты существовали давно и, как ржавчина, разъедали ансамбль изнутри. Если коротко, то суть этих разногласий заключалась в творческой неудовлетворенности артистов: им хотелось выйти за рамки «комсомольского» репертуара, исполнять песни зарубежных авторов (тех же рок-групп), а Маликов это не приветствовал. Кроме этого, в ансамбле имелись и проблемы финансового характера, когда одни его участники получали меньше других. В итоге все эти неурядицы привели к развалу первого состава ансамбля.

Поводом к «разводу» стал вроде бы пустяк: солист ансамбля Валентин Дьяконов опоздал на репетицию, Маликов стал его отчитывать, а артист вспылил и заявил, что уходит из коллектива. Следом за ним ансамбль покинули и остальные: Ирина Шачнева, Алексей Шачнев, Сергей Березин, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон, Геннадий Жарков, Юрий Генбачев. Спустя месяц эти люди создадут новый ВИА под названием «Пламя» (руководитель – Николай Михайлов), а Юрий Маликов приведет в «Самоцветы» новых исполнителей, среди которых будут супруги Владимир и Елена Пресняковы из Свердловска.

Явление «Пламени» народу состоится 14 ноября в ресторане «Золотой колос», что на ВДНХ, – там пройдет их первый концерт. А спустя пару недель после выступления в «Золотом колосе» «Пламя» будет приглашено на телезапись финальной «Песни года» с песнями «У деревни Крюково» и «Вся жизнь впереди». Что касается «Самоцветов», то их первое выступление в новом составе пройдет в Москве в декабре . Но поскольку на эти концерты сможет попасть только ограниченное число людей, остальные продолжали находиться в неведении относительно этих событий. Отсюда – полная путаница в головах.

Включив 1 января 1976 года свои телевизоры, чтобы посмотреть финальную «Песню года», зрители увидели горячо любимых ими солистов «Самоцветов» Ирину Шачневу и Валентина Дьяконова в составе совершенно другого коллектива – ВИА «Пламя». А спустя несколько дней, уже в другой передаче, они обнаружили, что в ансамбле «Самоцветы» играют сплошь новые музыканты. Дабы успокоить общественное мнение по поводу всех этих пертурбаций, в дело были подключены СМИ.

В субботу 31 января в «Московском комсомольце», в рубрике «Звуковая дорожка», была помещена заметка под названием «Куда девались „Самоцветы“. В ней цитировалось письмо рассерженного зрителя: мол, смотрел по ТВ концерт „Самоцветов“, но никого, кроме Юрия Маликова, не узнал. Что случилось? Отвечая на этот вопрос, газета вкратце объяснила автору письма, а с ним и многомиллионной аудитории, что теперь на отечественной эстраде существуют два коллектива: „Пламя“, состоящее из бывших участников „Самоцветов“, и обновленные „Самоцветы“. О том, что послужило поводом к такому клонированию, газета, естественно, не сообщала (ей бы никто это не позволил), но даже в таком виде эта информация считалась прорывом.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Развал Югославии 6 апреля 1941 г. армия Третьего рейха начала боевые действия против Югославии и Греции.Война против Югославии началась с налета 150 бомбардировщиков, с сильным прикрытием истребителей. Основной целью был центр Белграда, где находились основные

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

НЕПРИМИРИМЫЕ САМОЦВЕТЫ «Своенравный камень» Блекнет звезда цвета граната В утреннем сизом тумане. Камень-гранат в перстне твоем Не потускнеет в веках… - пелось в популярной итальянской песне XIX века.В известной повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» есть

Из книги Глупость или измена? Расследование гибели СССР автора Островский Александр Владимирович

Развал Союза 20 августа провозгласила независимость Эстония , 21 - го - Латвия , 24 - го - Украина , 25 - го - Белоруссия , 27 - го - Молдова , 30 - го - Азербайджан, 31 - го - Киргизия и Узбекистан . Таким образом, в течение десяти дней 8 из 15 союзных республик заявили о

Из книги Крушение Римской империи автора Грант Майкл

РАЗВАЛ АРМИИ

Из книги Так говорил Каганович автора Чуев Феликс Иванович

Кто начал развал? - Кто начал разваливать наше государство, как вы считаете? - я все же хочу получить ответ Лазаря Моисеевича.- Трудно сказать, - говорит Каганович.- Я считаю, что Хрущев.- Он случайный человек, что именно он начал. Конечно, я думаю, что к этому времени

Из книги Забытая трагедия. Россия в первой мировой войне автора Уткин Анатолий Иванович

Развал России Даже германские историки признают, что после февральской революции 1918 г. Финляндия «не собиралась абсолютно порывать с Россией и провозглашать себя полностью суверенным государством» {637} . 3}. Идея провозглашения независимости начинает вызревать в июле и

Из книги Записки автора Врангель Петр Николаевич

Глава V Развал

Из книги 1812 год - трагедия Беларуси автора Тарас Анатолий Ефимович

Развал торговли Во всех западных губерниях торговля пришла в полный упадок. Грабежи и реквизиции с обеих сторон, опасность транспортных сообщений, использование законов военного времени в отношении имущества частных лиц привели к потере целых состояний и разорению

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Необычные самоцветы Однажды сильный шторм прервал охоту Давыдова. Волны унесли его байдару к материковому берегу. Гавриилу Ивановичу и его спутникам - алеутам - пришлось пережидать ненастье и бурю в незнакомой бухте.Там он и повстречал индейцев, которые давно вели

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

4. Развал торговли. В 1559 г. кажется, что наступивший мир позволит возобновить торговлю, которой с начала века благоприятствовали расширение рынков и расцвет мореплавания, устоявшего в обстановке общеевропейского кредитного кризиса, последовавшего за банкротствами

Из книги «Люблю - и ничего больше»: советская любовь 1960–1980-х годов автора Борисова Наталия

Развал монолита Любовь в сталинской и «раннеоттепельной» культуре была чувством объединяющим. На ее пути исчезали этнические, пространственные и временные границы. Она соединяла сердца кавказского пастуха и русской свинарки («Свинарка и пастух», 1941), горожанина и

Из книги История России. От Горбачева до Путина и Медведева автора Тризман Дэниэл

Глава 5 Развал Почти через два десятка лет удивительно не то, что Советский Союз развалился, а то, как это все произошло. Многие многонациональные государства и империи распались. Их заключительные соглашения, как правило, носили примитивный характер, разобщая ранее

Любой мужчина, будь он первобытным охотником, храбрым мореплавателем, бравым воином, смелым космонавтом или обычной звездой шоу-бизнеса, рано или поздно, окончив все свои дела и совершив все подвиги, возвращается домой. А кто же его ждет дома?

Люся

Людмила Вьюнкова (Маликова), биография которой является предметом изучения данной статьи, начала свой жизненный путь на старинной Дербеневской улице города Москвы, где у ее отца Александра Васильевича и матери Валентины Феоктистовны была своя крошечная квартира с единственной восемнадцатиметровой комнатой.

Люся, единственная дочь семьи Вьюнковых, родилась 2 апреля 1945 года, за месяц до праздничного салюта великой победы. Так случилось, ее что родители развелись, когда она была еще маленькой, однако девочка в основном воспитывалась Александром Васильевичем. Валентине Феоктистовне же было суждено исполнить не менее важную миссию в жизни своей дочери - воспитать ее детей Диму и Инночку, будущих звезд отечественной эстрады.

А пока юная Людмила Вьюнкова росла девочкой музыкальной и очень пластичной. И все, что ее интересовало в детстве помимо учебы и конфет - это танцы.

Ниже на фото - Людмила Вьюнкова (Маликова) в молодости.

Мюзик-холл

Учреждение культуры «Московский Мюзик-холл» было одним из самых известных развлекательных заведений города Москвы, первое упоминание о котором датировалось еще 20 годами прошлого столетия. В 1937 году он, также как и "Ленинградский Мюзик-холл", был закрыт по велению того времени.

На фото ниже - "Московский Мюзик-холл". Сцена из спектакля «Когда загораются звезды», 1960 год

Однако в 1960 году этот музыкальный театр вновь вернулся и начал возрождаться, с более яркой и насыщенной программой. С афиш «Московского Мюзик-холла» на длинные очереди у его касс взирали такие звезды 60-х, как М. Бернес, Л. Миров, М. Новицкий и К. Лазаренко. А в скором времени на сцене театра заблистал знаменитый хореографический ансамбль "Радуга".

Его солисткой и стала семнадцатилетняя Людмила, поступившая в "Мюзик-холл" сразу же после окончания школы.

Так Людмила Вьюнкова (Маликова), биография которой подлежит нашему изучению, испытала на себе радость первых гастролей, выездов за границу и даже познакомилась с чудесным романтичным городом Парижем. Популярность "Мюзик-холла" была просто огромной, ведь то время было еще слишком скупо на подобного рода музыкальные театры и смелые выступления их блистательных танцовщиц. Жизнью девушки стало шоу, музыка, пышные приемы и банкеты. В числе ее зрителей на сцене "Мюзик-Холла" нередко можно было увидеть таких знаменитостей, как М. Магомаев, Н. Сличенко и Ю. Гуляев.

Юрий Маликов

Людмила Вьюнкова (Маликова) и биография этой, тогда еще девятнадцатилетней танцовщицы, дала резкий разворот 5 января 1965 года, когда в дверь ее гримерки постучалась сама судьба.

Юрий Маликов, который в тот вечер вместе со своими друзьями пришел на концерт "Московского Мюзик-Холла", в далеком 1965 году был застенчивым юношей из провинции, совсем недавно приехавшим покорять столицу с одним контрабасом в руках. Знакомство его, простого парня из Ростовской области, со звездой варьете этого музыкального театра было сравнимо разве что со знакомством с какой-нибудь мировой звездой уровня Софии Лорен.

Он родился 6 июля 1943 года на хуторе Чеботовка в семье инженера-строителя Федора Михайловича и учительницы Раисы Ивановны. Родители Юрия были простыми деревенскими людьми. Отец-фронтовик был человеком музыкальным, хорошо играл на балалайке, гармошке и аккордеоне. Именно этот инструмент принял ключевое участие в музыкальной карьере будущего мужа Людмилы Вьюнковой, который с раннего детства научился подбирать на нем мелодии.

К моменту вмешательства Юрия Федоровича в жизненный путь любви всей своей жизни, он был студентом Московской государственной консерватории и уже работал в «Москонцерте» — в составе одного из инструментальных ансамблей. А Людмила Вьюнкова, биография которой сегодня находится под нашим пристальным вниманием, за два года своей танцевальной карьеры уже успела объехать с выступлениями практически полмира.

В 1970 году он надолго уедет в Японию в составе советской делегации, где 8 месяцев будет выступать в эстрадном коллективе, а на все заработанные деньги купит дорогую хорошую аппаратуру для своего проекта "Самоцветы", идею которого он придумал, еще находясь в Стране Восходящего Солнца. Его ВИА "Самоцветы" приобретут поистине бешеную популярность в Советском Союзе, будут много лет давать по несколько концертов в день с аншлагами, породят целую плеяду таких звезд отечественной эстрады, как А. Глызин, В. Кузьмин, А. Барыкин, В. Добрынин и многих других.

А пока же он нерешительно поздоровался с очаровательной танцовщицей Людмилой, отдыхающей в гримерке "Мюзик-Холла", и влюбился в нее с первого же взгляда.

На фото - Людмила Михайловна Вьюнкова, биография которой отныне будет неразделима с биографией мужа Юрия Маликова.

Семья

9 октября 1966 года Юрий Маликов и Людмила Вьюнкова стали мужем и женой. Шумное и веселое торжество двух артистов состоялось в ресторане Центрального дома журналистов на Никитском бульваре.

До свадьбы они встречались достаточно долго, но редко. Оба были людьми творческими и постоянно занятыми на репетициях и гастролях. Однако круги их отдельных самостоятельностей постепенно сузились и превратились в один.

Поначалу молодожены 3 года жили у Александра Васильевича (отца Людмилы) в его крошечной квартире на Дербеневской улице. Он, как мог, заботился о молодых артистах. Готовил им их любимые котлеты с жареной картошкой и часто уходил из дома на несколько часов погулять, чтобы дать возможность дочери и зятю побыть наедине.

Через какое-то время Юрий через Союз композиторов смог выбить им двухкомнатную квартиру на Преображенской улице, а 1970 год принес супругам их первенца - сына Диму.

Дмитрий Маликов

Людмила Вьюнкова (Маликова), биография ее мужа Юрия, а затем и сына Дмитрия, явились основой для всей творческой династии их семьи. Сегодня нельзя встретить кого-либо, кто не знал бы звезду отечественного шоу-бизнеса Диму Маликова, который появился на свет 29 января 1970 года.

После его рождения Людмиле пришлось пережить свою первую настоящую профессиональную трагедию - ей пришлось уйти из "Московского Мюзик-холла". Муж Юрий же практически сразу уехал в свою историческую длительную командировку в Японию, после которой изменится вся дальнейшая жизнь семьи Маликовых.

Воспитанием Димы, а затем и Инны — второго ребенка Людмилы и Юрия, родившейся через семь лет — занялась бабушка Валентина Феоктистовна. Кроме внуков, на ее плечах лежало и все хозяйство молодой артистической семьи.

На сегодняшний день Дима Маликов, сын Людмилы Вьюнковой, является одним из немногих примеров отечественной популярной музыки, чье имя за его 48 лет ни разу не было замечено ни в одной из хроник скандальных новостей. Став известным прежде всего как эстрадный исполнитель собственных песен, на самом деле Дмитрий стал серьезным композитором инструментальных произведений, а также искусным пианистом. В 2010 году ему было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации.

Правда, поначалу музыку Дима Маликов совсем не любил. В детстве ему больше нравилось играть в хоккей и носиться с друзьями по двору. А нанятый родителями преподаватель по музыке, придя домой к своему ученику и зайдя в его комнату, мог часто увидеть вместо Димы раскрытое настежь окно.

Мы жили в обычной московской квартире на Преображенке, на первом этаже. Но когда ко мне приходил преподаватель, я выпрыгивал из окна и убегал играть в хоккей. Разъяренный преподаватель вбегал к бабушке на кухню и говорил: «Ваш внук ненавидит музыку!»...

Дима Маликов всегда был неисправимым романтиком.

Его первой любовью стала известная певица Наталья Ветлицкая, с которой он даже прожил в гражданском браке около 6 лет. После того, как Наталья ушла от него к другому мужчине, Маликов надолго погрузился в депрессию, выйти из которой он смог только повстречав в 1992 году свою единственную официальную жену - дизайнера Елену Вячеславовну Изаксон. Они вместе уже двадцать шесть лет.

Елена до Дмитрия уже воспитывала дочь от первого брака Ольгу. Дмитрий с теплом принял ребенка любимой жены и через несколько лет ее удочерил.

Поначалу пара также жила в гражданском браке, поженившись лишь спустя восемь лет, когда у них родилась их общая дочь Стефания.

Стефания Маликова

В биографии Людмилы Вьюнковой (Маликовой) внучка Стефания появилась 13 февраля 2000 года, накануне Дня всех влюбленных. В этом году она уже отпраздновала свое совершеннолетие.

Стефания ведет публичный светский образ жизни, работает моделью и сама зарабатывает себе на жизнь.

К своим 18 годам девушка успела окончить музыкальную школу, играет на гитаре и фортепиано, отлично рисует и танцует, однако свое профессиональное будущее пока не определила.

Она - гордость своего знаменитого отца Дмитрия Маликова.

Инна Маликова

Второй ребенок в биографии Людмилы Вьюнковой (Маликовой), дочь Инна, родилась 1 января 1977 года.

В то время был сложный для ВИА "Самоцветы" период - из ансамбля ушло несколько солистов и организовало свой собственный коллектив ВИА "Пламя". Людмила и Юрий Маликовы разрывались между домом и работой. Поэтому воспитанием их дочери все также занималась бабушка.

Сам Юрий Маликов в мыслях никогда не расставался со своим музыкальным детищем. Вот как вспоминала свое детство его дочь Инна:

Однажды, когда я была еще маленькой, он отправился со мной гулять: посадил на санки и покатил. Я с санок слетела в сугроб и осталась там сидеть, а папа с пустыми санками пошел дальше. Пришел домой, оглянулся — а меня нет. Искал он меня очень долго. После того случая ему не разрешали со мной гулять, да он и сам не рвался...

На фото - Инна Маликова со своим сыном Дмитрием.

Сегодня Инна Маликова - Заслуженная артистка России, известная певица, актриса и телеведущая. Кроме того, она является солисткой и руководителем группы «Новые Самоцветы», которая существует уже 12 лет.

26 января 1999 года у нее родился сын - Дмитрий Маликов-младший, второй внук Людмилы Вьюнковой. Он учится во Франции, мечтает о карьере шеф-повара и уже сейчас проводит кулинарные мастер-классы на своем интернет-канале.

Эпилог

Дата рождения Людмилы Вьюнковой — 2 апреля — совпадает с годовщинами таких исторических событий, как, например, первый выход в море легендарного "Титаника" в 1912 году и свадьба Чарльза Диккенса в 1836, бракосочетание Наполеона I в 1810 году и первый выход на свободу после заключения маркиза де Сада, случившегося в 1790-м. В 1613 году Иван Сусанин совершил свой известный подвиг, заведя поляков в лес. Наконец, сам Юлий Цезарь в этот день 47 года до н. э. разбил понтийского царя Фарнака, сказав свою знаменитую фразу: «Пришел, увидел, победил»...

Насколько противоречивы и разнообразны эти вошедшие в историю факты, настолько точно они отображают всю внутреннюю суть Людмилы Вьюнковой, этой удивительной женщины, которая, выйдя замуж за Юрия Маликова, сумела поддержать и вдохновить мужа, а также положить начало одной из самых замечательных творческих династий страны.

Она избегает публичности и журналистов, найдя для своей жизни единственный и простой смысл - быть опорой для любимого мужа, сына, дочери, внуков и даже правнучки Анечки, родившейся в августе 2016 года.

Ее мужу Юрию с ней очень хорошо, они постоянно вместе. Даже если и ругаются, то только слегка.

Вместе пара уже 52 года. 9 октября 2018 года они отпраздновали уже топазовую свадьбу, успешно до этого встретив ивовую и золотую.

На фото ниже - три поколения семьи Маликовых.

Людмила и Юрий вырастили дружную, красивую и талантливую семью, настоящую творческую династию. Все Маликовы постоянны в своих чувствах и всегда выбирают себе единственного спутника жизни.

Они все друг на друга похожи и считают себя счастливыми людьми, чьи мечты сбываются или сбылись, и которым совершенно нечего жаловаться на жизнь.

Юрий Фёдорович Маликов. Родился 6 июля 1943 года на хуторе Чеботовка Тарасовского района Ростовской области. Советский и российский музыкант, продюсер, создатель и руководитель ВИА «Самоцветы», Народный артист РФ (2007).

Юрий Маликов родился 6 июля 1943 года на хуторе Чеботовка Тарасовского района Ростовской области.

Отец - Фёдор Михайлович Маликов (1918-1986).

Мать - Раиса Ивановна (1922-1995).

Дядя - Яков Михайлович Маликов (1921-1973).

Двоюродный брат - Александр Яковлевич Маликов (1946 г.р.).

В 1957 году с красным дипломом окончил индустриальный техникум в Подольске по специальности «открытая разработка угольных и нерудных месторождений». Именно там серьезно увлекся музыкой. «Я посмотрел фильм «Серенада Солнечной долины», там герой - музыкант-контрабасист, и я влюбился в инструмент. И я стал упрашивать директора нашего клуба в техникуме, а учился я в Подольске, купить контрабас. В общем, уговаривал целый год - наконец она как-то выбила на это деньги, и мы поехали в Москву за инструментом. И я играл на нем день и ночь, и уже начал выступать в эстрадном оркестре», - вспоминал он.

В 1958-1960 годах учился в вечерней музыкальной школе в Подольске. Как-то от Московской областной филармонии в Подольск приехал выступать симфонический оркестр. И Юрия увидел тамошний контрабасист Владимир Михайлев, который позвал его в Москву. «И он мне открыл дорогу в музыкальную профессиональную жизнь», - говорил Юрий Маликов.

В 1962 году закончил Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова.

В 1965-1969 годах учился в Московской консерватории по классу контрабаса, заведующим кафедрой был Мстислав Ростропович.

В 1971 году Юрий Маликоа создал вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» .

ВИА «Самоцветы»

История создания знаменитого ВИА относится к началу 1970 года, когда Юрию Маликову предложили поехать в Японию на выставку ЭКСПО-70. Там он увлекся современной музыкой и особенно ее технической стороной. В результате все заработанные за восемь месяцев средства были потрачены на пятнадцать ящиков музыкальной аппаратуры и инструментов для будущего ансамбля.

По приезде в Москву Юрий Маликов сразу занялся организацией ансамбля. Было прослушано огромное количество музыкантов пока, наконец, состав коллектива был определен. Записав с ансамблем несколько песен, Юрий Маликов обратился к режиссёру популярной радиопередачи «С добрым утром!» Екатерине Тархановой, с которой познакомился еще в Японии (на ЭКСПО - 70 она работала на стенде Всесоюзного радио) и которая, в свою очередь, представила его главному редактору передачи Эре Куденко. Песни ансамбля ей понравились, и 8 августа 1971 года в рамках программы «С добрым утром!» была сделана целая передача о новом коллективе, в исполнении которого прозвучали две песни: русская народная «Пойду ль я выйду ль я» и впервые песня М. Фрадкина «Увезу тебя я в тундру».

В конце программы среди радиослушателей был объявлен конкурс на лучшее название нового ансамбля (тогда он назывался ВИА под управлением Юрия Маликова). В адрес редакции пришло несколько десятков тысяч писем, в которых предлагалось 1183 разных названия. Из них музыканты выбрали «Самоцветы». И не только потому, что в их первой, сразу ставшей шлягером песне «Увезу тебя я в тундру», были такие слова: «Сколько хочешь самоцветов, мы с тобою соберем!». «Это название очень точно определяло направление нашего коллективного творчества. В нем каждый должен был как бы засветиться гранями своего таланта, раскрыть как можно полнее свои возможности в коллективе, дополнить друг друга», - вспоминал Юрий Маликов.

20 октября 1971 года ВИА под руководством Юрия Маликова вышел в эфир уже с новым названием - «Самоцветы». Их песни звучали теперь и в программе «Маяк», и по первой программе радио, и в молодежной редакции, и в передаче «Здравствуй, товарищ!». Но в основном вся начальная деятельность ансамбля осуществлялась через Москонцерт. Впервые «живьем» зрители увидели их на большом эстрадном концерте в летнем театре сада Эрмитаж в Москве, в котором они исполнили несколько песен. Первый состав ансамбля постепенно видоизменялся и в конце концов выделилась основная группа исполнителей, с которыми и записывались потом самые известные песни «Самоцветов». Это Ирина Шачнева, Эдуард Кролик, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов, Николай Раппопорт.

В течение 1972 года пробовались и другие музыканты. В коллектив пришли Юрий Генбачев, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон. Этому, сформировавшемуся первому составу «Самоцветов» обязаны своей популярностью песни, составившие «золотой фонд» ансамбля: «Увезу тебя я в тундру», «Не повторяется такое никогда», «Добрые приметы», «Верба», «Не надо печалиться», «У деревни Крюково», «Строим БАМ», «Если сердцем молод», «Горлица», «Песня моя, песня», «Снежинка», «Школьный бал», «Багульник», «Там, за облаками», фестивальная песня «О дружбе», «У нас, молодых», «На земле живет любовь», «За того парня», «Экипаж - одна семья» и др.

Песни «Самоцветов» - результат сотрудничества с композиторами М.Фрадкиным, С.Туликовым, В.Шаинским, Э.Ханком, В.Добрыниным, О.Ивановым, Я.Френкелем, 3.Бинкиным, А.Экимяном, Н.Богословским, поэтами П.Леонидовым, М.Пляцковским, Р.Рождественским, И.Шафераном, Л.Дербеневым, М.Рябининым, С.Островым, Е.Долматовским. А песня Д.Тухманова на стихи В.Харитонова «Мой адрес Советский Союз» долгие годы была визитной карточкой коллектива: ею начинался и заканчивался каждый его концерт.

ВИА "Самоцветы" - Мой адрес Советский Союз

ВИА «Самоцветы» пели о любви, о родной земле, о романтике трудных дорог, пели о том, что всегда волновало и волнует молодежь. Они были одними из немногих вокально-инструментальных ансамблей на советской эстраде, исполнявшими песни патриотического звучания.

В 1972 году ансамбль «Самоцветы» впервые поехал на шлягер-фестиваль в Дрезден. Солист ансамбля Валентин Дьяконов занял шестое место в общем зачете из 25-ти исполнителей, а в Дрездене вышла пластинка с четырьмя песнями «Самоцветов».

В дальнейшем ВИА «Самоцветы» стал лауреатом Международных музыкальных фестивалей и конкурсов в Варшаве, Берлине, Праге, Гаване, Милане, показывал своё искусство в странах Латинской Америки и Африки. И много, и с большим успехом гастролировали по родной стране.

С 1972 года они постоянно выступали в Лужниках: с сольными концертами, концертными отделениями, в сборных программах.

ВИА «Самоцветы» - лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974).

В 1974–1975 годах «Самоцветы» давали по десять концертов (10 дней - 10 концертов) на стадионе «Динамо». Концерты проводились при любой погоде, они шли с полным аншлагом - собирали около 17 тысяч зрителей. Гастрольные поездки «Самоцветов» охватывали более 30 городов СССР: Киев, Минск, Алма-Ата, Тбилиси, Ростов, Куйбышев, Уфа, Свердловск и многие другие. Работая на гастролях, выступали на огромных стадионах и во дворцах спорта.

В 1975 году, на пике известности, в результате творческого кризиса несколько солистов ушли из «Самоцветов» и создали свой коллектив - ВИА «Пламя», а Юрий Маликов набрал новый состав. За двадцать дней ему удалось сформировать фактически новый ансамбль (из старого состава остались Александр Брондман, Евгений Курбаков, постановочная группа и только что зачисленный в ансамбль в качестве солиста Владимир Винокур), и подготовил целый сольный концерт с новыми исполнителями, наполовину обновив репертуар. В новый состав «Самоцветов» вошли музыканты-профессионалы: барабанщик В. Полонский, пришедший из ВИА «Веселые ребята», трубач Валерий Беседин из Москонцерта, аранжировщик, пианист Виталий Кретюк, работавший с Аллой Пугачевой в ансамбле «Ты, я и песня», гитарист Валерий Хабазин из ВИА «Веселые ребята», и из коллектива «О чем поют гитары».

Юрий Маликов (в центре) и ВИА "Самоцветы"

Через школу «Самоцветов» прошли многие кумиры 1980-х и 1990-х годов - , Александр Барыкин, Аркадий Хоралов, Сергей Беликов, Андрей Сапунов и др.

ВИА «Самоцветы» стремились оживить концертную форму выступлений. Режиссёрское построение концерта включало точные световые акценты, подчеркивающие движение программы, рождающие атмосферу внимания и сосредоточенности, а там, где необходимо, и решительно ломающие ритм действия и настроение. «Самоцветы» не только пели, но и комментировали своё выступление, отказавшись от услуг конферансье и назойливых служебных «связок».

Именно в «Самоцветах» дебютировал в качестве пародиста , а позднее его заменил юморист Сергей Кузнецов.

Всеобщий кризис вокально-инструментальных ансамблей в СССР начался с Олимпиады-80. Чтобы показать зарубежным спортсменам прогрессивность социалистического строя, из подполья выпустили рок-культуру. В это время ансамблям постепенно разрешили иметь свой репертуар, музыканты получили возможность исполнять песни собственного сочинения. «Самоцветам» была предоставлена новейшая аппаратура, сцена театра Эстрады. А в 1984 году после публикации в газете «Правда» выступления секретаря ЦК КПСС по идеологии К. У. Черненко начали расформировывать многие эстрадные музыкальные коллективы. После долгих и тщательных проверок ВИА «Самоцветы» уцелел.

Но расставания со сценой избежать не удалось. Та молодежь, которая слушала «Самоцветы» в 1970-х годах, уже повзрослела, а новое поколение почти полностью ушло в увлечение рок-музыкой. «Самоцветы» стали терять своего слушателя. С появлением многочисленных поп-групп («Ласковый май», «Мираж», «Восток» и др.) и новых солистов популярность «Самоцветов» упала.

Юрий Маликов рассказывал: «Ребята устали, выдохлись. У кого-то появились внуки, кто-то ушел в бизнес или эмигрировал. Пришло другое поколение зрителей, и им нужны были свои кумиры».

За кулисами ансамбля выросли будущие «эстрадные звезды»: в 1987 году в «Самоцветах» дебютировал Дмитрий Маликов, стал выступать в группе «Круиз».

В 1992 году Юрий Маликов был вынужден приостановить деятельность ансамбля. Тигран Асламазян занимался ваучерной приватизацией в правительстве Гайдара, Валентин Дьяконов стал аранжировщиком и звукорежиссером, Олег Слепцов создал собственную группу, Александр Нефедов занялся собственной карьерой, Владимир Пресняков начал работать вместе с сыном. Юрий Маликов занимался молодежным телевизионно-артистическим клубом «Корус», снимал телепередачи и клипы, возглавлял жюри различных песенных конкурсов.

В 1996 году - в год 25-летия ВИА «Самоцветы» - ему предложили для передачи «Золотой шлягер» вспомнить несколько мелодий «Самоцветов». На съемку собралось более 30 артистов из составов разных времен. Эффект их выступления был настолько неожиданным, что через полгода на ОРТ вышли знаменитые «Старые песни о главном». После этого некоторые участники ансамбля решили возобновить выступления - «Самоцветы» возродились.

В 2000 году в связи с 30-летием ансамбля Юрий Маликов получил звания лауреата национальной музыкальной премии «Овация» и «Золотой граммофон» Русского радио.

В настоящее время в «Самоцветах» выступают солисты ансамбля разных лет: Юрий Маликов, Ирина Шачнева, Григорий Рубцов, Сергей Ухналёв и Елена Преснякова, Александр Нефёдов, Олег Слепцов, Георгий Власенко. В репертуаре «Самоцветов» более 500 песен, многие из которых стали отечественной песенной классикой и вошли в энциклопедию советской и российской эстрады.

«Феномен популярности «Самоцветов» в том, что наша музыка была и остается простой, доступной, но в то же время профессиональной и искренней» , - считает Юрий Маликов.

14 февраля 2007 года Президент РФ подписал Указ о присвоении Юрию Маликову звание Народного артиста России.

Юрий Маликов - президент Фонда развития музыкального искусства, вице-президент Международного союза деятелей эстрады. Награждён орденом Петра Великого I степени и орденом Дружбы (2016).

Юрий Маликов и ВИА "Самоцветы" - Не надо печалиться

Личная жизнь Юрия Маликова:

Жена - Людмила Михайловна Вьюнкова, (род. 2 апреля 1945), в прошлом танцовщица, солистка Московского мюзик-холла, с 1984 года по начало 1990-х была солисткой ВИА «Самоцветы», впоследствии стала директором концертного коллектива Димы Маликова. Поженились 9 октября 1966 года.

Дискография Юрия Маликова:

1973 - ВИА «САМОЦВЕТЫ»
1974 - У нас молодых
1981 - Путь к сердцу
1985 - Прогноз погоды
1995 - Там, за облаками
1996 - Всё, что в жизни есть у меня
1996 - Двадцать лет спустя
1997 - Мы стали другими
2003 - Колоколенка
2003 - Первая любовь
2004 - Любовное настроение
2009 - «Самоцветы» GRAND Collection
2009 - NEW Самоцветы
2011 - «Самоцветы» в окружении звёзд

Наиболее известные песни ВИА «Самоцветы»:

Верба;
Всё, что в жизни есть у меня (Вячеслав Добрынин - Леонид Дербенёв) - унисонное пение;
Вся жизнь впереди (Алексей Экимян - Роберт Рождественский);
Если будем мы вдвоём - вокал Анатолий Могилевский;
Мой адрес - Советский Союз (Давид Тухманов - Владимир Харитонов);
Не повторяется такое никогда (Серафим Туликов - Михаил Пляцковский);
Там, за облаками;
Увезу тебя в тундру;
Школьный бал (Сергей Дьячков - Павел Леонидов) - вокал Валентин Дьяконов;
Экипаж - одна семья


В 1957 году поступил в индустриальный техникум. Во время учебы участвовал в художественной самодеятельности. В 1958 году в Подольске поступил в вечернюю музыкальную школу, проучился в ней два года. В 1962 году поступил в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, а в 1965 г. - в консерваторию по классу контрабаса.


Заведующим кафедрой тогда был Мстислав Ростропович; Ю. Маликов сдавал ему экзамены во время обучения. Преподавателем Маликова был профессор Астахов. В 1969 году Ю. Маликов закончил консерваторию, это был юбилейный, 100-й выпуск.

Концертную деятельность он начал еще в 1961 г., сопровождал выступления вокалистов. Ю.Маликову хотелось создать ансамбль современной молодежной песни, с модными ритмами, но на нашей, российской, лирико-драматической основе. С осени 1970 г. Юрий приступил к созданию ансамбля "Самоцветы". Поначалу, исполняли песни разных композиторов, делали свои аранжировки песен советских композиторов в таком стиле, чтобы это было интересно молодежи. Со всей страны присылали ноты, песни. "Самоцветы" можно считать родоначальниками вокально-инструментального жанра. Они создали образ поющего романтика, но направления поп-музыки. В нашей стране "Самоцветы" стали, законодателями моды в манере исполнения, во внешнем виде, в песнях.

Впервые их выступление состоялось в эстрадном театре сада "Эрмитаж" в Москве, летом 1971 года, а вскоре после успешного дебюта в радиопередаче "С добрым утром" в их исполнении прозвучали песни "Пойду ль, выйду ль я" и "Увезу тебя я в тундру".

Поначалу музыканты подбирались лишь по степени вокальной одаренности и мастерства во владении тем или иным инструментом. Позже Маликов стал более требовательным, убедившись, насколько важны для эстрадного артиста его общая культура, характер актерских данных.

Ансамбль поставил перед собой задачу стать достойным пропагандистом советской песни. При всех трудностях формирования репертуара, это им удавалось. "Самоцветы", поющие современные стихи, положенные на музыку, стали для молодежной аудитории увлекательным собеседником, добрым партнером. Песни: "За того парня" (муз. М.Фрадкина, сл. Р.Рождественского), "Добрые приметы" (муз. М.Фрадкина, сл. Е.Долматовского), "Верба" (муз. В.Шаинского, сл. В.Урина), "Там, за облаками" (муз. М.Фрадкина, сл. Р.Рождественского), "Не повторяется такое никогда" (муз. С.Туликова, сл. М.Пляцковского), "У нас, молодых" (муз. Вяч.Добрынина, и Ю.Маликова, сл. В.Харитонова) стали не просто популярными, они стали народными.

У "Самоцветов" быстро сложилась своя исполнительская традиция: преобладание лирически светлого распева в сопровождении динамично пульсирующего ритма. Юрий Маликов разнообразил инструментальную палитру: в ансамбле звучали бас-ритм-соло-гитары, труба, скасофоны, орган, фортепиано, ударные, свирель, гармошка, бубны, трещотки, челеста. Оркестровая многокрасочность возвращалась "на круги своя", и голоса инструментов, замолкшие, было, во времена электронно-гитарного ига, вновь были восстановлены в своих правах.

С точки зрения музыкально-эстрадной, "Самоцветы" продолжали линию "ансамбля солистов", начало которой у нас мы можем заметить еще в джазе Л. Утесова, а затем - в оркестре О.Лундстрема, вокальных группах первого состава "Дружбы" или "Орэра". С другой стороны, Маликов экспериментировал в области сближения певческих и инструментальных голосов, что тоже имело свои корни (например, в оркестре Ю. Саульского "ВИА-66"). "Самоцветы" искали особый склад полифонии. И потому в их первом составе тоже обнаружилась некоторая "изюминка". Вместе с Ю.Маликовым, С.Березиным, Ю.Петерсоном, Г.Жарковым, В.Дьяконом, А.Могилевским и Ю.Генбачевым пела здесь И.Шачнева. Это не была копия с былых созвучий "Дружбы", где женский голос солировал, оттененный гибким мужским тембровым фоном. У молодых музыкантов из Москвы сочетание женского голоса с ансамблем мужских, дало точный эффект: ведь "Самоцветы" вели вокальную линию, при которой все тембры сливаются будто на самом взлете - в высоком регистре (функции же оттенков и басового контраста отданы инструментам). Развивая эту линию, зародившуюся в творчестве биг-битовых групп, "Самоцветы" добивались исключительной выразительности в пении.

Ансамбль Маликова стремился, подобно некоторым своим собратьям, оживить концертную форму выступлений. Они выходили на различные площадки: театральная сцена, арена Дворца спорта, эстрада перед трибунами стадиона, подмостки небольшого клуба... И каждый раз, особенности "места действия" требовали от исполнителей своей органики, иного способа общения с публикой, точного подхода к звуковой активности или деликатности звучания песни. "Самоцветы" стремились строить концерт по логике музыкальной формы. Гармоничная программа была обрамлена прологом и эпилогом, где звучала мелодия песни Д.Тухманова и В.Харитонова "Мой адрес - Советский Союз". "Самоцветы" не только пели, но и комментировали свое выступление, отказавшись от услуг конферансье и назойливых служебных "связок". Режиссерское построение концерта включало точные световые акценты, подчеркивающие движение программы, рождающие атмосферу внимания и сосредоточенности, а там, где необходимо, и решительно ломающие ритм действия и настроение. Рождался театр песни "Самоцветов".

В начале 90-х годов, когда жизнь в России изменилась, творческая активность ансамбля снизилась, казалось, что иссяк творческий потенциал. В 1995 году, когда ансамбль отметил свой 25-ти летний юбилей вышли "Старые песни о главном". Старые песни получили вторую жизнь и стали опять популярны не только у людей старшего возраста, но и у молодежи.

"Самоцветы" также возродились. Сейчас выступают две группы солистов ансамбля: И.Шачнева, В.Дьяконов, В.Белянин и Е.Преснякова, О.Слепцов, А.Нефедов, Г.Власенко. Песни ансамбля получили, как бы, второе дыхание. Зрители с радостью и интересом слушают любимые песни, которые по праву можно назвать песенной классикой.

Ансамбль "Самоцветы" записал на фирме "Мелодия" двенадцать пластинок-миньонов, выпустил четыре диска-гиганта.("Мой адрес - Советский Союз" (1972г.), "У нас молодых" (1974 г.), "Путь к сердцу" (1980 г.), "Прогноз погоды" (1984 г.). С 1996 г. по 1998 г. солистами ансамбля было выпущено несколько магнитоальбомов с ремиксами старых песен.

Юрий Маликов - Заслуженный артист РФ, вице-президент. Международного союза деятелей эстрады. В свободное время увлекается спортом: футболом, легкой атлетикой. Любит путешествовать. Помимо этого увлечениями являются: строительство, архитектура, дизайн. Любимый писатель - Ф.М. Достоевский.

Одним из ярких творений Юрия Маликова и ансамбля "Самоцветы" стал Дмитрий Маликов, сын Юрия Федоровича, который продолжил традиции музыкальной династии Маликовых. В 1986 году он дебютировал как солист ансамбля "Самоцветы", пианист и певец, затем окончил музыкальное училище при Московской консерватории, саму консерваторию по классу профессора В.В. Костельского, Неоднократно становился лауреатом фестиваля песня года. (1989-1992 гг.,1995-1998 гг.), стал лауреатом премии Московского комсомола, победителем и призером различных хит-парадов и конкурсов. А "звуковая дорожка" "Московского комсомольца" признала его "открытием 1988 года".

В 1995 году стал обладателем "Гран-при" международного музыкального фестиваля "Монте-Карло-95" - как лучший исполнитель стран Восточной Европы. Лауреат фестивалей "Поколение 95, 96", "Золотой граммофон 97, 98".

Разностороннее дарование в области классической и эстрадной музыки Д. Маликов воплотил в своих сочинениях, которые неоднократно звучат в программах телевидения, радио, записаны на студиях грамзаписи в России и Германии. В 1992 г. молодой пианист, певец и композитор снялся в главной роли в фильме "Увидеть Париж и умереть" реж.А.Прошкина. В благодарность за помощь в строительстве Храма Христа Спасителя, имя Д.Маликова внесено в Почетную доску Храма.

Такие песни Д. Маликова, как "Лунный сон", "Ты моей никогда не будешь", "До завтра", "Все вернется", "Брачный кортеж", "Сторона родная", "Золотой рассвет", "Изумрудный город" стали любимыми песнями миллионов слушателей.

Живет и работает в г.Москве.

Создатель и руководитель ВИА "Самоцветы", народный артист России Юрий Федорович Маликов родился 6 июля 1943 года на хуторе Чеботовка Тарасовского района Ростовской области. В 1954 году семья Маликовых переехала в Подмосковье.

В 1962 году был принят в Музыкальное училище имени Михаила Ипполитова-Иванова (ныне Государственный музыкально-педагогический институт имени Михаила Ипполитова-Иванова), в 1965 году продолжил обучение в Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского (класс контрабаса, профессор Андрей Астахов), которую окончил в 1969 году.

С 1961 года Юрий Маликов работал в "Москонцерте" в составе инструментального ансамбля певца Эмиля Горовца. Затем сотрудничал с различными московскими музыкальными коллективами.

В 1971 году Юрий Маликов основал ВИА "Самоцветы" и выступил в качестве художественного руководителя ансамбля. Впервые выступление коллектива состоялось в эстрадном театре сада "Эрмитаж" в Москве летом 1971 года.
Золотой фонд "Самоцветов" составили такие песни, как: "Увезу тебя я в тундру", "Не повторяется такое никогда", "Добрые приметы", "Верба", "Не надо печалиться", "У деревни Крюково", "Строим БАМ", "Если сердцем молод", "Горлица", "Песня моя, песня", "Снежинка", "Школьный бал", "Багульник", "Там, за облаками", "У нас, молодых", "На земле живет любовь", "За того парня", "Экипаж — одна семья" и многие другие. Ансамбль сотрудничал с композиторами Марком Фрадкиным, Серафимом Туликовым, Владимиром Шаинским, Эдуардом Ханком, Вячеславом Добрыниным, Олегом Ивановым, Яном Френкелем, Зиновием Бинкиным, Алексеем Экимяном, Никитой Богословским, Давидом Тухмановым и поэтами Павлом Леонидовым, Михаилом Пляцковским, Робертом Рождественским, Игорем Шафераном, Леонидом Дербеневым, Михаилом Рябининым, Евгением Долматовским, Владимиром Харитоновым.

Песня Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова "Мой адрес — Советский Союз" долгие годы была визитной карточкой коллектива: ею начинался и заканчивался каждый концерт.

В 1985 году Юрий Маликов вместе с Владимиром Пресняковым-старшим и известным режиссером Григорием Кантором поставили песенный спектакль "Игра в волшебный тир". В Московском театре эстрады дали более 80 спектаклей.

В 1990-х годах творческая активность ансамбля снизилась. В 1992 году Юрий Маликов был вынужден приостановить деятельность ансамбля. Во второй половине 1990-х годов "Самоцветы" возобновили концертную деятельность.

В настоящее время под брендом "Самоцветы" выступают участники ансамбля разных лет: Юрий Маликов, Ирина Шачнева, Валерий Белянин, Сергей Беликов, Валентин Дьяконов, Елена Преснякова, Олег Слепцов, Александр Нефедов, Георгий Власенко и другие.

В репертуаре "Самоцветов" более 500 песен . Дискография ансамбля включает альбомы "ВИА "Самоцветы" (1973), "У нас молодых" (1974), "Путь к сердцу" (1981), "Прогноз погоды" (1985), "Там, за облаками" (1995), "Все, что в жизни есть у меня" (1996), "Двадцать лет спустя" (1996), "Мы стали другими" (1997), "Колоколенка" (2003), "Первая любовь" (2003), "Любовное настроение" (2004), "Самоцветы" GRAND Collection" (2009), "Самоцветы" в окружении звезд" (2011).

Юрий Маликов — член президиума Международного союза деятелей эстрадного искусства.