«Испытание смертью»
По роману "Отцы и дети"

1. Нетипичная ситуация порога.

2. Законы нового времени.

3. Мужество и боязнь.

В романе И. С. Тургенева Испытание смертью занимает не центральное место. Однако и этот эпизод, связанный с образом Базарова, играет немаловажную роль для понимания такой неоднозначной личности, как Евгений Базаров. Когда человек стоит на самом важном пороге своей жизни - смерти, он сталкивается с нетипичной для него ситуацией. И каждый будет себя вести в этом случае по-разному. Поведение человека в данном случае предсказать просто невозможно. Как и не удастся отгадать действия окружающих. Ивану (Сергеевичу Тургеневу удалось приоткрыть эту завесу.

Через Испытание смертью проходит центральный герой романа - Евгений Базаров. Начинается все с заражения при вскрытии трупа умершего от тифа мужика. В отличие от сына большое потрясение новость вызывает у отца. «Василий Иванович вдруг побледнел весь и, ни слова не говоря, бросился в кабинет, откуда тотчас ж вернулся с кусочком адского камня в руке». Отец хочет все сделать по-свое-му, так как считает, что сын халатно отнесся к своей ране. 11оведение Базарова непонятно: то ли он смиряется со своей участью, то ли просто не хочет жить.

Некоторые критики писали о том, что Тургенев специально умертвил Базарова. Эта личность стала провозвестником нового времени. Но окружение оказалось неспособным не только принять, но и понять его. Аркадий Кирсанов сначала поддается влиянию своего товарища, но со временем отдаляется от Евгения. Базаров остается одиноким в своих взглядах на меняющийся мир. Поэтому, наверное, можно согласиться с критиками в том, что исчезновение его из повествования - наиболее приемлемый конец романа.

Базаров - «ласточка» новых идей, но при появлении «холодов» он, подобно этой птице, исчезает. Возможно, поэтому он сам так равнодушно относится к своей ране. «Это <прижечь ранку> бы раньше надо сделать; а теперь, по настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

Евгений достаточно мужественно относится к своей болезни, остается равнодушным ко всем проявлениям своего недуга: головным болям, жару, отсутствию аппетита, ознобу. «Базаров уже не вставал в тот день и всю ночь провел в тяжелой полузабывчивой дрёме». Начинается самый важный этап в приближении смерти. Она забирает у Евгения последние силы. Он смиряется и с этим проявлением заболевания. Утром он даже пытается встать, но у него кружится голова, кровь идет носом - и он снова ложится. Показав стойкое отношение главного героя к неизбежной смертью, какое-то скрытое смирение перед судьбой, писатель обращается к его окружению.

Отец проявляет много излишнего беспокойства. Он как врач понимает, что его сын умирает. Но не смиряется с этим. Арина Власьевна замечает поведение мужа и пытается понять, что происходит. Но этим она только вызывает его раздражение. «Тут он <отец> спохватился и принудил себя улыбнуться ей в ответ; но, к собственному ужасу, вместо улыбки у него откуда-то взялся смех».

Раньше и сын, и отец только ходили вокруг самого обозначения заболевания. Но Базаров также спокойно называет все своими именами. Теперь он прямо говорит о том пороге, к которому его подвела жизнь. «Старина, - начал Базаров сиплым и медленным голосом, - дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». Возможно, такая холодность к своему заражению происходит у Базарова потому, что он считает это всего лишь неприятной случайностью. Он скорее всего не осознает, что пришел конец. Хотя довольно четко дает наказы отцу, который отмечает, что сын говорит «совершенно как следует».

Красные собаки, что бегают и делают стойку над Евгением во время его бреда, заставляют его начать задуматься над смертью. «Странно!» - говорит он. - Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно... и больше ничего». Наступление смерти оказывается новой страницей в жизни главного героя. Он не сталкивался с этим чувством раньше и не знает, как себя вести. Испытания как такового не получается. Ведь если говорить об испытании, то только применительно к проявлениям заболевания, которое Базаров проходит стойко и спокойно. Возможно, что он сам желает смерти, так как понимает, что его жизнь и идеи пока не нужны и слишком кардинальны для этого мира.

Перед смертью Евгений хочет видеть только двух человек - Аркадия и Одинцову. Но потом говорит, что Аркадию Николаевичу ничего говорить не надо, ведь «он теперь в галки попал». Его товарищ теперь далек от него, и поэтому Базаров не хочет видеть его перед смертью. А кроме друга остается только один человек, любимая женщина Евгения, - Анна Сергеевна.

Он пытается вернуть ощущения любви, поэтому хочет в последний раз взглянуть на ту, что заняла место в его сердце.

Однако Одинцова оказывается не такой мужественной. Она решилась поехать к Базарову в ответ на его сообщение. Отец Базарова принимает ее как спасительницу, тем более что она привезла доктора. Когда же наконец Одинцова увидела Базарова, она уже знала, что он не жилец на свете. И первое впечатление - холодный томительный испуг, первые мысли - если бы действительно она любила его. Но Евгений хотя и сам ее пригласил, саркастически отнесся к ее присутствию: «Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих».

И вот здесь проявляется на словах отношение Базарова к смерти. Он считает это старым явлением. Возможно, это ему виднее как человеку не первый год связанному с медициной. «Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фьюить!»

Сарказм так и сохраняется в речи Базарова. Горькая ирония заставляет Одинцову содрогнуться. Он пригласил ее приехать, но говорит не приближаться, так как болезнь заразная. Боясь заразиться, Анна Сергеевна не снимает перчаток, когда подает ему напиться, при этом еще и боязливо дышит. И поцеловала она его только в лоб.

Эти два героя по-разному подходят к такому понятию, как смерть. Кажется, что Базаров знает о ней все и поэтому так спокойно относится и к ее проявлению, и к ее приходу. Одинцова же постоянно чего-то боится, то внешнего вида больного, то заразиться. Она не проходит испытания смертью, возможно, потому, что сама не стоит на этом ключевом пороге. У отца Базарова на протяжении всего заболевания сына остается надежда, что все исправится, хотя как врач он сам знает последствия проявления подобных признаков заболевания. Базаров же сам подтверждает, что смерть наступила внезапно. Он много хотел сделать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!» А теперь вся задача гиганта - умереть, хотя «никому до этого дела нет...» Испытание смертью Евгений проходит благородно, мужественно, и гигантом он остается до самой последней минуты.

Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами. Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров - нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.
Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


«Отцы и дети» - роман о противостоянии, взаимном непонимании двух поколений. Вечная тема. Сама идея романа всегда актуальна, но произведение написано все-таки о людях - современниках Тургенева. Нужно учитывать, что политическая обстановка в России с тех пор изменилась, и больше не существует базаровых (хотя есть похожие типы). Но на тот момент главный герой был живым представителем времени. В этом ракурсе он - единственный представитель «детей» в романе.

Характер Базарова сложен и противоречив. Его взгляды претерпевают изменение под воздействием различных причин. В начале романа Базаров - убежденный нигилист. Он отрицает буквально все: принципы либералов, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, искусство. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, автор заставил его поступиться рядом убеждений, прийти к скептицизму и пессимизму. А ведь поначалу, до встречи с Одинцовой, Базаров из всех столкновений (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием) выходил победителем. Еще незадолго до исторической встречи Евгений Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять их. Что же с ним произошло?

После встречи с Одинцовой в Базарове начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. Свое зарождающееся чувство герой сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными - подчас циничными - репликами об Одинцовой.

Приезд в усадьбу Одинцовой - еще один шаг на пути к падению убеждении Базарова. В герое начинают проявляться чувства, ранее не свойственные ему. Например, робость. Он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание. В нем поселяется тревога. Сам понимая, что в нем просыпается отрицаемое им чувство и столь ненавистный ему «романтизм», он всячески пытается бороться с собой. Любовь он всегда считал чем-то вроде болезни. И вот этой болезнью заразился сам. Он с презрительным хохотом и цинизмом отказался бы от всего этого... И не мог. Это и удручает Базарова. Это и заставляет его, когда он признается в своих чувствах Одинцовой, назвать свое чувство «глупым, безумным». Одинцова испугалась этого тяжелого чувства и отшатнулась от Назарова. Для такого гордого человека, как он, этого было достаточно, чтобы без слов понять правду.

От поражения в любви не застрахован никто. Зато в этом испытании проверяются воля, выдержка, стойкость. Но куда же делась стойкость Базарова? Он спасовал перед жизненной неудачей, перед тем, во что вообще не верил. Попав во власть романтики, которую он не называл иначе, как «белибердой», Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами. Им овладевают тоска, уныние, апатия. Он пытается храбриться, в нем идет сложная внутренняя борьба. Меланхолия заставляет главного героя заняться наукой. Он едет в имение Кирсановых.

Внезапно возникшие взаимоотношения Базарова с Фенечкой понадобились автору в качестве повода к дуэли с Павлом Петровичем. Вызов на дуэль, как и все, что делал Павел Петрович, был полон пафоса и извечной английской аристократичности. Самое удивительное, что Базаров этот вызов принял. Хотя проще всего ему было отказаться, ведь он всегда смеялся над подобными обычаями, и ему было все равно, как на него посмотрят. Сам же Базаров сравнивает двух дуэлянтов с «учеными собачками», танцующими на задних лапах. И все же он принимает вызов.

Базаров ранит Павла Петровича, но ведет себя при этом, как истинно благородный человек. Он заботится о раненом, забыв при этом и свои убеждения, и неприязнь к Павлу Петровичу. И это делает Базарова привлекательным в глазах чи тателя. Если смотреть па дуэль как па очередное испытание, то Базаров прошел его с честью, показав себя смелым и честным человеком.

И, наконец, последнее испытание. Смерть. После неудачи с Одинцовой Базаров возвращается в имение к родителям (см. сочинение ). Там его одолевают невеселые размышления о жизни, о невозможности счастья, о тщетности человеческой деятельности. Когда Базаров заражается и понимает, что умрет, он приходит к очень простой мысли. Мысль эта заключается в том, что невозможно отрицать смерть, ибо она сама отрицает все и всех. Поздно, но все же Базаров успевает осознать ложность многих своих убеждений. Не только смерть невозможно отрицать, но и любовь, и традиции, и многое другое. То, что Базаров приходит к такому убеждению, говорит не о слабости, а скорее о силе характера. Сложно бывает признавать свои ошибки. Базаров перед лицом смерти сумел все-таки сделать это. А ведь с его упрямством такой шаг был очень труден.

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?

Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», первую проверку - проверку любовью.

В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм - это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на , словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств». Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, «...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство» Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной «о своих убеждениях и воззрениях», а толкует о медицине, о ботанике и т. п.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее «глупо, безумно», по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

В романе «Отцы и дети» главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» чаще всего определяют как о конфликте дворян и разночинцев.

И, конечно, сразу возникает вопрос: «А зачем нужна эта история княгини Р.?» Но все детали в романе, пусть даже малейшие, несут на себе определенную смысловую нагрузку. И их роль так же велика, как и всего произведения в целом.

Здесь можно даже провести своеобразную параллель с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Виссарион Григорьевич Белинский говорил, что лирические отступления - это важный недостаток «Мертвых душ». Но мы-то знаем, как велика была роль этих «недостатков» в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в «Отцах и детях». Не исключено, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем (ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо...).

Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени «Елена» - это свет, блеск. А Фенечка, Федосья - это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.

Княгиня Р. - сфинкс для Павла Петровича Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: «Крест - вот разгадка...»

Крест - символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика: он также символизирует и конец жизни.

Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, и княгиня, и Павел Петрович Кирсанов оказываются бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом.

Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности.

Почему это так?

Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди, повторюсь, перед Богом, перед природой, перед этими таинственными силами. Олицетворяют эти силы в «Отцах и детях» княгиня Р. (для Павла Петровича) и Одинцова (для Базарова). Другими словами, Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их «сфинксам». Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.

В заключение отмечу, что ошибочно считать лишней, ненужной в романе историю княгини Р. Как мы выяснили, она играет очень важную роль в «Отцах и детях» Ивана Сергеевича Тургенева: эта своеобразная новелла помогает нам понять психологический аспект произведения.

Болезнь и смерть Базарова, казалось, вызваны нелепой случайностью – смертельной инфекцией, случайно попавшей в кровь. Но в произведениях Тургенева такое случайным быть не может.

Сама рана – случайность, но в ней есть и доля закономерности, так как Базаров в этот период потерял жизненное равновесие и стал менее внимательным, более рассеянным в работе.

Закономерность также и в авторской позиции, так как Базаров, всегда бросавший вызов природе вообще и человеческой природе (любви) в частности, должен был, по Тургеневу, быть отомщён природой. Закон здесь жесток. Поэтому он умирает, зараженный бактериями – природными организмами. Говоря проще, умирает от природы.

Кроме того, в отличие от Аркадия, Базаров не был пригоден для того, чтобы «свить себе гнездо». Он одинок в своих убеждениях и лишён семейного потенциала. А это для Тургенева тупик.

И ещё одно обстоятельство. Тургенев мог ощущать преждевременность, ненужность Базаровых для современной ему России. Если бы на последних страницах романа Базаров выглядел несчастным, то читатель непременно его пожалел бы, а он достоин не жалости, а уважения. И именно в смерти своей он проявил лучшие свои человеческие черты, последней фразой про «умирающую лампаду» окончательно окрасив свой образ не только мужеством, но и светлой романтикой, жившей, как оказалось, в душе вроде бы циничного нигилиста. В этом и заключился в итоге весь смысл романа.

Кстати, если герой умирает, то совсем не обязательно, что автор ему в чём-то отказывает, за что-то наказывает или мстит. У Тургенева всегда умирают лучшие герои, и от этого его произведения окрашиваются светлой, оптимистической трагедией.

Эпилог романа.

Эпилогом можно назвать последнюю главу романа, в которой в сжатой форме рассказывается о судьбах героев после смерти Базарова.

Будущее Кирсановых оказалось вполне ожидаемым. Особенно сочувственно пишет автор об одиночестве Павла Петровича, словно потеря Базарова-соперника окончательно лишила его смысла жизни, возможности хоть к чему-нибудь приложить свои жизненные силы.

Знаменательны строки об Одинцовой. Тургенев одной фразой: «Вышла замуж не по любви, но по убеждению» - начисто развенчивает героиню. И последняя авторская характеристика выглядит уже просто саркастически-уничтожающей: «…доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви». Достаточно хотя бы немного понимать Тургенева, чтобы догадаться, что до любви и счастья не «доживаются».

Наиболее тургеневским является последний абзац романа – описание кладбища, где похоронен Базаров. У читателя не остаётся сомнений в том, что он – лучший в романе. Для доказательства этого автор слил ушедшего героя с природой в единое гармоническое целое, примирил его с жизнью, с родителями, со смертью и всё-таки успел сказать о «великом спокойствии равнодушной природы…».

Роман «Отцы и дети» в русской критике.

В соответствии с векторами борьбы общественных течений и литературных взглядов в 60-е годы выстраивались и точки зрения на роман Тургенева.

Самые положительные оценки роману и главному герою дал отошедший уже в то время от «Современника» Д.И.Писарев. Но из недр самого «Современника» прозвучала негативная критика. Здесь была опубликована статья М.Антоновича «Асмодей нашего времени», в которой отрицались социальная значимость и художественная ценность романа, а Базаров, названный болтуном, циником и обжорой, трактовался как жалкая клевета на молодое поколение демократов. Н.А.Добролюбов к этому времени уже умер, а Н.Г.Чернышевский был арестован, и Антонович, довольно примитивно воспринявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

Как ни странно, более глубоко и справедливо восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

М. Катков в «Русском вестнике» писал, что «Отцы и дети» - антинигилистический роман, что занятия «новых людей» естественными науками – дело несерьёзное и праздное, что нигилизм – общественная болезнь, которую нужно лечить путём усиления охранительных консервативных начал.

Наиболее художественно адекватное и глубокое истолкование романа принадлежит Ф.М.Достоевскому и Н.Страхову – журнал «Время». Достоевский трактовал Базарова как «теоретика», находящегося в разладе с жизнью, как жертву собственной сухой и отвлечённой теории, разбившейся о жизнь и принесшей страдания и мучения (почти как Раскольников из его романа «Преступление и наказание»).

Н. Страхов отметил, что И.С.Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живёт глубоко и сильно».

Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу «Отцов и детей», где Базаров назван трагическим лицом.