Иногда в компаниях случаются конфликтные ситуации между работниками и работодателями. Эти конфликты приводят к неприятным для работников последствиям. Таким как, например, увольнения. Также случается, когда работодатель изначально склонен нарушать права своего работника.

Что делать тем сотрудникам организаций, права которых нарушаются? Что делать, если не выплачивается заработная плата, не соблюдаются условия по охране труда и так далее? Как восстановить свои права и добиться справедливого отношения? На эти и другие вопросы отвечает данная статья.

Зачем составлять жалобу?

Согласно статье 356 Трудового Кодекса РФ , трудовая инспекция рассматривает жалобы на работодателя, если он нарушает права работника. Среди таких нарушений можно отметить следующие:

  • Если работодатель не предоставляет своему сотруднику ту работу, которая оговаривается в трудовом договоре;
  • Если работодатель не выплачивает зарплату в установленный срок или не выплачивает её вовсе;
  • Если работодатель предоставляет такое рабочее место, которое не отвечает тем условиям, которые указаны в коллективном договоре;
  • Когда работодатель не предусматривает обязательное социальное страхование своего работника (в тех ситуациях, которые предусмотрены законодательством);
  • Если работодатель выделяет недостаточно времени для отдыха или не выделяет вовсе;
  • Другие нарушения работодателя, связанные с правами работника.

Обращение в трудовую инспекцию

Алгоритм действий подачи заявления в трудовую инспекцию:

  • Для начала необходимо узнать к какой инспекции относится организация, в которой работает заявитель. Для получения этой информации нужно позвонить в районную или городскую инспекцию;
  • Далее пишется заявление с указанием на нарушения работодателя;
  • После этого к заявлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие описанных в заявлении нарушений;
  • Подать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя можно отправить почтой или передать лично. Также в инспекцию можно обратиться посредством онлайн обращения на официальном сайте инспекции онлайнинспекция.рф . Для этого нужно пройти по вкладке «Для работников», а затем «Сообщить о проблеме».

Составление жалобы

Единой нормы составления жалобы в инспекцию не существует – она пишется в произвольной форме. Однако всё же существуют некоторые общие правила составления такого типа заявлений, которых следует придерживаться:

Жалобы - стандартный блок

  • В шапке заявления указывается:
    • Полное наименование трудовой инспекции;
    • ФИО руководителя инспекции;
    • Адрес инспекции;
    • ФИО заявителя;
    • Адрес заявителя;
  • Основной текст документа:
    • Информация о том, где и кем работает заявитель;
    • Допущенные работодателем нарушения и ссылки на законодательные нормы;
    • Просьба к инспекции;
    • Приложения, включающие список прилагающихся к заявлению документов;
    • Дата и подпись.

Коллективная жалоба

Существует немало организаций, в которых работодателями допускаются нарушения по отношению к большинству своих сотрудников. Например, работодатели нанимают новых работников, а по прошествии испытательного срока увольняют «за ненадобностью», не выплачивая при этом причитающуюся заработную плату.

Также существует и масса других случаев, когда компанией недовольно большинство сотрудников. В подобных ситуациях следует скооперироваться с недовольными начальством коллегами и составить коллективную жалобу в трудовую инспекцию.

Правила, которых следует придерживаться при составлении коллективной жалобы:

  • Данные, указывающиеся в шапке заявления:
    • Наименование трудовой инспекции, в которую пишется заявление;
    • ФИО руководителя инспекции и его должность;
    • ФИО заявителя. Здесь нужно учитывать, что, поскольку заявление составляется коллективом, то в шапке нужно указать представителя этого коллектива;
  • В основном тексте документа содержится:
    • Данные о работодателе и об организационно-правовой форме организации;
    • Суть заявления: нарушения, допущенные работодателем и ссылки на законодательные нормы;
    • Требования коллектива, связанные с урегулированием конфликта и принятием мер к работодателю;
    • Приложения, содержащие перечень документов, которые являются доказательством описанного в жалобе;
    • Дата и подписи всех лиц, участвующих в составлении заявления.

Что нужно помнить, подавая заявление?

На самом деле составить жалобу и отдать её на рассмотрение – это сделать половину дела. После подачи заявления нужно помнить следующее:

  • Срок предоставления ответа заявителю – не более 30 дней с момента получения заявления;
  • Жалоба не будет рассмотрена, если:
    • Информация, указанная в заявлении недостоверна;
    • Заявитель не указывает личных данных (ФИО, адрес);
    • Обращение содержит оскорбления и нецензурную лексику.;
  • В случае отказа решение инспектора обжалуется его руководителю. Если заявитель не соглашается с действиями руководителя, то за защитой своих прав он может обратиться в органы прокуратуры и в суд;
  • При неполучении ответа на заявление рекомендуется направить это заявление снова, указав при этом, что первое письмо рассмотрено не было. Возможно, по какой-либо причине инспекция труда не получила первое обращение или произошла другая ошибка;
  • В том случае, если инспектор отказывает в удовлетворении жалобы, он направляет заявителю мотивированный отказ, в котором будут содержаться результаты проверки. Впоследствии с полученным отказом можно обратиться в вышестоящие инстанции: в прокуратуру и в суд.

Инфо

Помните, что судебный орган может защитить ваши имущественные права, касающиеся невыплаченной заработной платы, компенсации морального ущерба и так далее. А прокуратура займётся проверкой несоблюдения работодателем закона, после чего на виновников будут наложены санкции.

Что входит в проверку трудовой инспекции?

Инспекция проверяет следующее:

  • Документация, в которую входят как бумаги, касающиеся трудовых отношений, так и бумаги по охране труда;
  • Трудовые договоры, которые не должны нарушать требования Трудового Кодекса РФ;
  • Локальные нормативные акты, к которым относятся положения, инструкции, правила и другое;
  • Отпуска работников. Здесь инспектор проверяет использование отпуска всеми работниками в течение последних лет, соблюдение графика отпусков, выплату отпускных;
  • Заработная плата;
  • Трудовые книжки;
  • Договоры о материальной ответственности.

Работодатель предъявляет необоснованные требования и нарушает закон? В ситуации трудовой несправедливости выход есть — обращение в трудовую инспекцию , которую опасается каждая организация.

Чтобы отстоять законные права, стоит знать, по каким причинам обращаются к трудовому инспектору, как грамотно написать и подать заявление, можно ли это сделать анонимно.

Сотрудники сталкиваются с несправедливым наказанием, штрафами и необъективным увольнением на основании личного конфликта с руководством. И это не полный список возможных правонарушений. В каких случаях работнику стоит обратиться в трудовую инспекцию?

Это не полный список причин. Каждое нарушение трудового законодательства работодателем — повод для обращения. Первую помощь в защите прав окажет трудовая инспекция. Свою правоту можно отстаивать в суде, но процедура эта более длительная и сложная.

В ситуации, когда сотрудник еще работаете в организации, а после увольнения опасается действий бывшего работодателя, при подаче жалобы хочется сохранить анонимность . Возможно ли это? Смотря для кого. Остаться в тени для трудового инспектора не удастся, «анонимки» сразу отклоняются и рассмотрению не подлежат.

Возможность остаться анонимным для работодателя существует. Для этого в заявлении нужно упомянуть просьбу о неразглашении своих персональных данных третьей стороне.

Еще одна форма составления жалобы — это коллективная . Она имеет ряд преимуществ :

  • больший вес в глазах инспектора, если недовольных много, то проблема реальна и масштабна;
  • отсутствие противоречий в отличие от индивидуальных жалоб, где каждый сотрудник видит одну и ту же проблему под разным углом;
  • увеличение сторонников, ведь не каждый готов бороться в одиночку, гораздо проще подписаться под общим делом.

В остальном порядок составления и способы подачи индивидуальных и коллективных жалоб идентичны.

Как составить заявление

Выполнение простых правил поможет составить грамотное заявление, а главное, получить необходимую помощь:

  1. Установите адрес и телефон трудовой инспекции . Обращаться нужно в то отделение, которое территориально закреплено по адресу работодателя. Такая информация находится в открытом доступе в интернете, например, на портале государственных услуг.
  2. Определите суть претензии . Для четкого формулирования отвечайте на вопрос: «Какие из моих прав нарушены, как именно и что я хочу получить в результате?». Далее изложите письменно суть жалобы.
  3. Соберите документальное подтверждение . Это может быть трудовой договор, составленный с нарушением норм ТК, «серая» ведомость по выдаче зарплаты, приказ о штрафовании сотрудников. Приложите документ в зависимости от сути жалобы.

Строго регламентированной формы нет, заявление составляется в деловом стиле в соответствии с перечнем обязательной информации (ФЗ №59 статья 11, пункт 1):

  1. Шапка : указывается наименование инспекции, адрес отдела, должностное лицо, от кого заявление, место его регистрации и контактный телефон.
  2. Тело : полное наименование работодателя, детальное описание правонарушения, выставляемые требования.
  3. Окончание : подпись заявителя или всех заявителей при коллективной жалобе, дата написания.

Примерный образец индивидуальной жалобы.

Примерный образец коллективной жалобы.

Способы подачи

Для направления жалобы воспользуйтесь одним из способов:

  • Личное обращение в отдел , весь пакет документов отдается в приемной. Составьте обращение в двух экземплярах. Одно остается у инспектора, второе у заявителя. На втором экземпляре при сдаче документов инспектор обязан поставить дату приема и подпись.
  • Отправка заявления по почте . Отправляйте заявление заказным письмом с уведомлением. Уведомление будет гарантом того, что письмо дошло до адресата.
  • Отправка жалобы через интернет . Заявление оформляется на официальном сайте трудовой инспекции.

Шаг 1. В основном меню выберете закладку «Общественная приемная», далее «Обращение граждан».

Шаг 2. Выберите пункт «Направить обращение в Роструд».

Шаг 4. Выберите тему обращения из предложенного списка. В поле «Текст обращения» занесите суть жалобы по образцу, указанному выше.

Шаг 5. Подтверждающие документы отсканируйте и прикрепите к обращению. Электронные копии можно сделать, сфотографировав оригиналы и загрузив на ПК.

Шаг 7. Заполните данные своего работодателя. Здесь нет обязательных полей. Более полная информация сокращает сроки проверки.

Шаг 8. Введите код безопасности с картинки, поставьте галочку на согласие об обработке персональных данных и отправьте обращение.

Сроки обращения и рассмотрения

Преимуществом трудовой инспекции перед судом является отсутствие сроков для обращения граждан . Бывший сотрудник имеет право подать жалобу в любое время после увольнения, а для оспаривания своих прав в суде время ограничено одним месяцем от официальной даты увольнения.

Если есть желание оспорить увольнение, восстановиться на прежнем рабочем месте, то заявление подавайте сразу, по факту нарушения прав.

На рассмотрение жалобы инспектору отводиться 30 дней . В течение этого срока заявитель должен получить ответ.

Чем грозит работодателю

Ответ — внеплановой проверкой организации государственным инспектором на предмет выявления нарушений. Проверка проводится в двух направлениях: охрана труда и кадровый учет .

К первой категории относятся: инструкции по технике безопасности, журналы пожарного инструктажа, наличие допусков и т.д. Ко второй : табели учета рабочего времени, положение о премировании, введение личных дел сотрудников, учет трудовых книжек и т.п. Инспектор проверит документы на наличие и правильность их составления.

Что проверяют?

  • наличие полного пакета документов;
  • ведение «кадровой первички»;
  • содержание трудового договора;
  • локальные акты;
  • участки по ведению отпусков, начислению зарплат;
  • ведение и учет трудовых книжек;
  • ведение документации по охране труда.

Критерии для проверки : соответствие содержания нормам закона, один акт не противоречит другому, нет распоряжений, ухудшающих положение сотрудников в сравнении с законом.

Как правильно написать жалобу, можно узнать из данной статьи.

В процессе деятельности каждого работника могут возникнуть конфликты с нанимателями, если происходит нарушение трудовых прав. Чаще всего такие ситуации разрешаются мирным путем внутри трудового коллектива. Однако иногда дело доходит до того, что требуется жалоба в трудовую инспекцию.

В каких случаях обращаться

Государственная инспекция труда и, соответственно, ее региональные отделения предназначены для того, чтобы:

Рассматривать обращения граждан, заявивших о нарушениях их трудовых прав;

Принимать меры по устранению найденных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Исходя из этого краткого перечня функций инспекции становится понятно, что речь идет практически о любом нарушении законов о труде. В итоге жалоба в трудовую инспекцию может подаваться в тех случаях, когда:

  • гражданину не предоставлена работа, указанная в трудовом договоре;
  • заработная плата выплачена не полностью или с нарушением сроков;
  • предоставлено такое рабочее место, которое не соответствует требованиям охраны труда или условиям коллективного договора;
  • у сотрудника отсутствует договор обязательного социального страхования;
  • работнику не предоставляется время отдыха или предоставляется не в полном объеме.

Список этот не носит закрытого характера и допускает появление новых причин для обращения в инспекцию, Так, например, пожаловаться на работодателя может и кандидат на должность, если ему отказали в приеме на работу под надуманным предлогом. Более того, если нарушения носят массовый характер, то может понадобиться и коллективная жалоба в трудовую инспекцию. Инспекция в таких случаях проверяет работодателей с удвоенной энергией.

Куда обращаться

Во главе всей иерархии стоит Федеральная служба по труду и занятости, или сокращенно - Роструд. Ниже по рангу идут инспекции, которые выполняют свои функции в субъектах РФ, еще ниже – в городах и районах.

Чтобы оформить свои претензии, как раз и следует написать жалобу в трудовую инспекцию, в ведении которой находится адрес местонахождения работодателя. Выше по инстанциям следует обращаться, если результат рассмотрения не удовлетворит заявителя. Адрес местной инспекции можно найти в телефонном справочнике или на сайте Роструда.

Каким путем отправлять

До недавнего времени подать жалобу в трудовую инспекцию можно было двумя путями:

  • посетить инспекцию лично и отдать документы в секретариат или инспектору;
  • отправить жалобу по почте заказным письмом, желательно с уведомлением о вручении.

Печатать документ следует в двух экземплярах. В первом случае на втором экземпляре будет стоять отметка о принятии к рассмотрению в инспекции, во втором случае к нему прикрепится корешок уведомления о вручении.

Однако интернет-технологии позволили к перечисленным добавить еще один очень удобный путь – электронный. Роструд запустил сервис, с помощью которого может подаваться жалоба в трудовую инспекцию онлайн, то есть с его сайта можно сразу обратиться к инспекторам. Причем и здесь, в свою очередь, можно воспользоваться двумя вариантами:

  • направить электронным путем жалобу в рамках ресурса Онлайнинспекция.рф, и тогда ответ будет носить, скорее, консультационный характер;
  • а можно обратиться и через сайт для получения официального ответа, который будет носить обусловленную законом форму и может служить аргументом в судебных разбирательствах.

Какие аргументы приводить

Во всех случаях гражданину, впервые обращающемуся с подобными заявлениями, желательно посоветоваться с компетентными лицами. Обычно в таких случаях сможет помочь специалист территориальной инспекции, который подскажет, на какие статьи законов опираться. Так, трудовая инспекция Москвы написать жалобу, например, позволяет прямо в ее офисе.

Формулировка претензии должна быть четкой и не допускать двойственных толкований. Следует указать:

  • какие трудовые права нарушил работодатель;
  • какими статьями законодательных актов эти права определены (обычно основным документом, на который ссылаются заявители, является Трудовой кодекс РФ);
  • в каком периоде нарушены права;
  • на что ссылается работодатель при осуществлении противоправных (по мнению заявителя) действий;
  • какова задолженность перед работником по заработной плате, отпускным, премиальным и др. выплатам (если в них дело);
  • какие издержки понес работник в результате таких действий нанимателя.

Данный перечень, конечно, не окончательный. Довольно часто работники жалуются на условия труда, задержки отпуска и другие похожие обстоятельства, не несущие видимого материального ущерба.

Чем подкрепить аргументы

Для подтверждения правоты заявителя весьма желательно, чтобы жалоба в трудовую инспекцию подкреплялась весомыми доводами. В качестве таковых обычно выступают документы.

Строго перечня их нет, но из доступных работнику документов можно представить в инспекцию:

  1. Трудовой договор, содержащий не соответствующие законодательству пункты, или те пункты, которые были нарушены (продолжительность рабочего дня, рабочей недели и т.п.).
  2. Расчетные листки, которые выдает наниматель при выдаче зарплаты.
  3. Выписки со счета зарплатной банковской карты, на которую приходят средства от работодателя.
  4. Оспариваемый приказ на увольнение или на отпуск «без содержания» и прочие.

Подача жалобы в трудовую инспекцию должна сопровождаться приложением копий приведенных документов. Оригиналы надо оставить себе для возможных дальнейших судебных тяжб.

Как составить текст жалобы

Строгая форма жалобы в трудовую инспекцию отсутствует. Но в тексте должны обязательно содержаться следующие реквизиты и сведения:

  • наименование территориальной инспекции;
  • фамилия, имя, отчество начальника данной инспекции (если эти сведения недоступны, можно ограничиться названием должности);
  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • название обращения – «жалоба» или «заявление»;
  • суть жалобы;
  • подпись и дата написания жалобы.

Образец жалобы

В итоге образец жалобы в трудовую инспекцию будет выглядеть примерно так:

Государственная инспекция труда г. ­___________

Начальнику ________________________________

от ________________________________________,

прож. _____________________________________

тел. _____________________ (указывается, если

нужна оперативная связь)

Я до _______(дата) трудился на предприятии ___________(название компании и ее адрес) в должности ­­________. Руководитель _________(Ф.И.О.) уволил меня _______ (дата и номер приказа) под надуманным предлогом. Тем самым были нарушены мои права, указанные в статье _____ Трудового кодекса.

Прошу принять меры по восстановлению нарушенных прав и восстановить меня на работе в прежней должности.

Прилагаются копии документов:

  1. ______________________.
  2. ______________________.

Дата ___________________ Подпись ____________________Ф.И.О.

Конечно, это лишь пример жалобы в трудовую инспекцию, и суть претензий может быть совсем другой.

Как проверяют работодателя

Поступившая жалоба станет непременным основанием для проведения проверки действий работодателя. Из практики работы инспекторов видно, как осуществляется проверка трудовой инспекцией по жалобе.

1. Сначала будет исследован имеющийся состав документов. Иначе говоря, инспекторы проверят, все ли нужные документы в наличии. Имеются в виду коллективный договор, штатное расписание, правила трудового распорядка, трудовые договоры, табели учета рабочего времени, расчетные листы, положение о надбавках и премировании, реестр больничных листов, графики отпусков. Однако этим перечнем интересы проверяющих не ограничатся: им непременно понадобятся трудовые книжки и книга по учету их движения, личные карточки.

Если в жалобе содержатся претензии к условиям труда, то проверят еще и охрану труда.

2. Затем подвергнется проверке правильность оформления имеющихся документов. Особое внимание будет уделено трудовым договорам, в которых могут содержаться следующие недочеты:

  • Трудовые договоры отсутствуют у части работников.
  • В трудовых договорах с ограниченным сроком действия (срочных) не приводятся основания для такого ограничения.
  • В трудовых договорах указано, что оплата производится согласно штатному расписанию, и при этом отсутствует тарифная ставка или размер оклада. Такая ситуация свидетельствует о наличии нарушения ст. 57 ТК РФ.
  • В трудовых договорах имеется запись, что на время испытательного срока оклад будет ниже, чем у основного персонала. Здесь налицо нарушение ст. 132 ТК РФ.

Работникам, устраивающимся на работу, надо обращать внимание на то, чтобы с ними заключали именно трудовые, а не гражданские договоры, как это зачастую происходит. В последнем случае работодатель облегчает себе жизнь и избегает уплаты НДФЛ и страховых взносов. А налоговую декларацию гражданину придется сдавать самому. Если трудовая инспекция получит жалобу на этот счет, то работодателю грозят серьезные санкции: кроме того, что он должен будет уплатить «сэкономленные» налоги и взносы, он заплатит пени и штрафы.

Чем грозит нанимателю нарушение законов о труде

В редких случаях жалоба в трудовую инспекцию остается без последствий. Санкции все равно применяются, но зависят они от тяжести нарушений. У инспекторов очень широкие полномочия по наказаниям, и они могут и вправе:

  • выдавать предписания на устранение обнаруженных нарушений;
  • привлекать виновных лиц к административной ответственности;
  • выдавать предписания руководству на привлечение ответственных лиц организации к дисциплинарной ответственности;
  • приостанавливать работу как целых компаний, так и их подразделений или даже отдельных участков, если обнаружены существенные нарушения, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью работников;
  • отстранять от работы лиц, которые не были обучены безопасности на рабочем месте;
  • ходатайствовать перед правоохранительными органами о привлечении нарушителей к уголовной ответственности, если того требуют обстоятельства;
  • выступать в качестве экспертов при рассмотрении административных и уголовных дел по нарушениям трудового законодательства.

Результатом работы инспекторов станет акт проверки, к которому, если будут обнаружены нарушения, обязательно прилагается предписание по их устранению с конкретными сроками. Акт далее рассмотрит руководство инспекции и примет решение о наказании или отсутствии такового. Постановление будет обязательно доведено до руководства организации и до заявителя (если жалоба не носит анонимный характер). Срок рассмотрения жалобы трудовой инспекцией составляет 30 дней, считая с того момента, когда она поступила к инспекторам. Продлить его можно, но только еще на месяц, не более.

Куда апеллировать при несогласии с результатами проверки

Система апелляции в государственных учреждениях устроена так, что шагать «через голову» не рекомендуется. Это означает, что при несогласии с результатами проверки с апелляцией следует сначала обратиться в вышестоящий орган, то есть в республиканскую, краевую или областную трудовую инспекцию.

При этом никто не запрещает сразу подать в суд на работодателя, однако, как было сказано выше, местные суды привлекут местных же инспекторов в качестве экспертов.

Есть еще один ресурс, который очень широко используется при поиске справедливости в трудовых отношениях. Это прокуратура. Правоохранители этого ведомства особенно любят вопросы по заработной плате и выступают в суде на стороне пострадавших лиц.

Анонимность или официальность – что выбрать?

В некоторых случаях работники, желая пожаловаться на неправомерные действия нанимателя, хотят, чтобы их фамилия нигде при проверке не фигурировала. Отметим, что если жалоба в трудовую инспекцию анонимно поступила, то ее по закону рассматривать нельзя.

Но трудовая инспекция предоставляет некую замену инкогнито. В тексте жалобы можно указать желание остаться неизвестным для общественности. Проверяющие будут обязаны соблюдать секретность. Кроме того, они будут проверять организацию по всем работникам, и работодателю будет невозможно понять, кто написал заявление.

В 2018 году Государственной трудовой инспекций (ГИТ) внедрен новый он-лайн сервис, который позволяет пожаловаться на противоправные действия работодателя, не выходя из дома. В статье расскажем, как подать жалобу в трудовую инспекцию через Интернет, каков порядок уведомления заявителя о мероприятиях, проведенных ГИТ на основании он-лайн жалобы.

Действующее законодательство, гарантирующие соблюдение трудовых прав, предоставляет гражданину право подать жалобу на противоправные действия работодателя в течение 3-х месяцев с момента, когда гражданин узнал о таком нарушении.

В настоящее время сотрудник, чьи трудовые права нарушены работодателем, может обратиться в трудовую инспекцию, не выходя из дома, оформив он-лайн заявку на официальном сайте ГИТ.

Жалоба в ГИТ через сайт ГИТ

Ниже представлена пошаговая инструкция, которая поможет читателю быстро и без проблем оформить он-лайн жалобу на работодателя через Интернет:

Шаг-1. Зайдите на официальный сайт ГИТ (онлайнинспекция.рф), после чего пройдите по ссылке для выбора категории проблемы (https://онлайнинспекция.рф/problems).

Шаг-2 . Из предоставленного перечня выберите категорию, которая наибольшим образом соответствует сути жалобы:

  • прием на работу;
  • рабочее время;
  • ответственность работника перед работодателем;
  • условия труда отдельных категорий работников;
  • изменение условий труда;
  • время отдыха;
  • ответственность работодателя;
  • увольнение;
  • заработная плата;
  • охрана труда;
  • прочие вопросы.

Шаг-3 . После определения категории проблемы, Вам необходимо выбрать описание конкретного нарушения (например, при выборе категории «Изменение условий труда» – «Работодателем изменены условия трудового договора»).

Шаг-4 . Укажите, какой результат Вы хотели бы получить в результате рассмотрения жалобы:

  • организация проверки изложенных фактов;
  • возбуждение административного производства в связи с нарушением работодателем трудового законодательства;
  • консультация по заданному вопросу.

Шаг-6 . На сайте Госуслуг Вам необходимо заполнить личную информацию о себе как о заявителе:

  • контактный телефон;
  • адрес электронной почты.

На данной странице Вы можете поставить отметку в графе «Получение письменного ответа почтой», после чего Вам необходимо будет указать свой почтовый адрес. Данная информация заполняется в случае, если, помимо электронного уведомления на сайте Госуслуг, Вы хотите получить ответ от ГИТ в письменном виде.

Шаг-6 . Следующий шаг – заполнение информации о работодателе, действия или бездействия которого нарушают Ваши трудовые права:

  • полное наименование организации;
  • субъект РФ;
  • город, адрес местонахождения организации;
  • юридический адрес;
  • Ваша должность;
  • ИНН/ОГР;
  • тип организации;
  • информация о руководителе (ФИО, должность).

Шаг-7. Сообщив о работодателе, переходите к описанию сути проблемы. Жалобу следует излагать четко и по существу, по возможности ссылаясь на нормы трудового права (статьи ТК РФ). Обязательно прикрепите сканкопии документов, подтверждающих Вашу позицию (записи в трудовой книжке, копии трудового договора, приказа о приеме на работу, расчетные листы по заработной плате, т.п.).

По Вашему усмотрению, дополнительные сведения, содержащие ФИО коллег и руководства, можно отразить в отдельном поле («Сведения, содержащие фамилии коллег и руководства»).

Шаг-8 . Завершающий этап – повторное подтверждение желаемой реакции ГИТ (консультация/проверка работодателя/организация административного производства), а также согласие с правилами и соглашениями он-лайн сервиса ГИТ.

Написать жалобу в трудовую инспекцию можно несколькими способами, в том числе и онлайн. Главное четко аргументировать свою позицию и грамотно изложить суть претензий к работодателю.

Очень часто, когда между работодателем и работником возникают разногласия последнему ничего не остается, как пожаловаться в соответствующие инстанции. Наиболее часто работники идут жаловаться в трудовую инспекцию.

Что такое ГИТ

Государственная инспекция по труду - это государственный орган, в обязанности которого входит надзор за соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех предприятиях страны.

Инспекция по труду обладает следующими полномочиями:

  1. проводит плановые проверки работодателей на предмет соблюдения законодательства и в случае выявления нарушений выдает предписание об их устранении и налагает штрафные санкции на виновных лиц, либо на предприятие в целом;
  2. проводит внеплановые проверки на основании поступивших жалоб от работников. При этом проверки не ограничиваются областью трудового законодательства, к которому относится поступившая жалоба. То есть, придя по жалобе на задержку зарплаты, инспектора могут проверить ведение других документов;
  3. участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев со смертельным исходом, либо повлекших тяжелые последствия для группы лиц. По результатам расследования выносит постановление о характере несчастного случая и степени виновности его участников и работодателя;
  4. рассмотрение жалоб и споров по трудовым вопросам между работником и работодателем. В данном случае в компетенцию этого органа входят не все возникающие споры. Наиболее частыми являются вопросы о неправомерном наложении взыскания, о незаконном увольнении и невыплате всех положенных сумм, а также о задержке заработной платы. В то же время вопросы о сумме выплат уже должны разбираться в судебном органе, хотя работник может обратиться с этим вопросом и в ГИТ.
  5. консультирование как работников, так и работодателей по вопросам трудового законодательств и охраны труда, разъяснение действующих законодательных актов. Причем обращение представителя работодателя за помощью не влечет за собой проверки, даже если в ходе консультации выяснилось, что были допущены ошибки и несоответствия.

Когда приходится обращаться за помощью в ГИТ

​Как правило, если между работником и работодателем возникают серьезные разногласия, они приводят, либо к наказанию, либо к увольнению работника, что не всегда законно и обосновано.

Но поскольку самостоятельно работник не в силах решать такие вопросы, то ему не остается ничего иного как прибегнуть к помощи государственных органов защиты интересов трудящихся.

В каких случаях следует писать жалобу в трудовую инспекцию?

Обратится в ГИТ, работник имеет право в любом случае, когда нарушены его права, или он так считает.

Но при этом он должен понимать, что в существующих реалиях обращение в инспекцию по труду означает конфликт с работодателем и скорее всего ему придется уволиться. Хотя следует сказать, что это все же более применимо к частным компаниям, в государственных организациях работник более защищен.

Наиболее частые случаи, когда работник идет в государственную инспекцию по труду:

  • нарушение работодателем Положения об оплате труда и Коллективного договора;
  • неправомерное наложение дисциплинарного взыскания. Здесь возможен такой вариант, что наказание было законным, но в оформлении была допущена ошибка и работник об этом знает. В этом случае, к сожалению, ГИТ все равно примет сторону работника, поскольку оформление документов считается приоритетным при любом правонарушении. Это касается все трудовых вопросов;
  • неправомерное увольнение, особенно если оно произведено по отрицательной статье без веских к тому оснований. Работник вынужден обратиться с жалобой, чтобы «плохая» запись не отразилась на его дальнейшем трудоустройстве;
  • задержка заработной платы. В этом случае обращение в инспекцию целесообразно только в случае, когда вся зарплата официальная;
  • неправомерное сокращение или перевод на другую работу;
  • нарушение прав беременных женщин (направление в командировку, привлечение к сверхурочным работам и работам в ночное время и т.д.). Работодателю стоит помнить, что беременные женщины это особая каста, и им разрешено практически все. Инспекторы по труду всегда выносят решения в пользу беременной, а наказания в этом случае могут быть довольно ощутимыми. Это именно тот случай, когда работодатель должен со своей стороны приложит все силы по улаживанию конфликта.

Это основные причины, по которым приходят жалобы в трудовую инспекцию, на деле их гораздо больше.

Обратите внимание! Тот факт, что работник обратился в трудовую инспекцию, вовсе не означает, что он будет прав, но даже если он признан виновным в конфликте к нему трудовая инспекция не применяет никаких санкций, оставляя это на усмотрение работодателя.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Жалоба на работодателя пишется в произвольной форме, унифицированного бланка для ее оформления нет.

В ней должны присутствовать следующие реквизиты:

  • наименование государственной инспекции, куда она подается;
  • ФИО и ложность ее руководителя;
  • ФИО, паспортные данные и адрес регистрации, гражданина подающего жалобу;
  • наименование документа, то есть жалоба;
  • текст жалобы. В нем должна быть изложена суть дела как можно подробнее;
  • дата написания жалобы и подпись работника ее написавшего.

Жалоба может быть написана от руки либо напечатана на компьютере, это не имеет значения и не влияет на ее законность.

Жалоба может быть коллективной, тогда под ней будут стоять подписи всех работников ее составивших.

Обратите внимание! Если на жалобе нет данных лица ее составившего, то инспекция не примет ее к рассмотрению, но в то же время в жалобе можно поставит отметку о том, что заявитель просит не разглашать его личность.

Данная мера целесообразна только тогда, когда речь идет об общих нарушениях, а не тех которые касаются конкретного работника, поскольку в этом случае инкогнито едва ли получится сохранить.

Как отправить жалобу в трудовую инспекцию

Существует несколько способов подать жалобу в трудовую инспекцию.

  1. Прежде всего, ее можно отнести лично и отдать либо инспектору, либо в приемную. В этом случае нужно оставить себе копию, на которой принявшая сторона проставит входящий номер и дату.
  2. Можно отправить жалобу по почте заказным письмом. В этом случае нужно обратить внимание на точное заполнение всех данных лица, которое составило жалобу.
  3. Еще один способ пожаловаться на работодателя это заполнить соответствующую форму на официальном сайте государственной инспекции по труду.

Какой бы способ отправки жалобы не был выбран, инспектора все равно принимают ее к рассмотрению. Для проведения расследования и принятия решения отводится месячный срок, после которого они выносят решение, о котором информируют лицо, подавшее жалобу.

Как проводится расследование

По факту жалобы сотрудники ГИТ обязаны провести расследование. Способ его проведения зависит от обстоятельств дела, оно может вестись двумя способами:

  1. проводится выездная проверка, когда инспектор приходит на предприятие, которое фигурирует в жалобе и там запрашивает необходимые документы. Такой способ проверки менее желателен работодателю, поскольку в ее ходе инспектор может проверить другие документы и если найдет разногласия с законодательством, имеет право выписать штраф и дать предписание об исправлении;
  2. инспектор вызывает представителя работодателя со всеми необходимыми документами к себе и там рассматривает все обстоятельства дела на основании предоставленных бумаг. Для работодателя такой способ предпочтительнее, поскольку проверке подвергаются только конкретные документы.

Способ проверки инспектор выбирает на свое усмотрение.

Действия работника и работодателя после получения ответа на жалобу

Если полученный ответ не устраивает одну из сторон, они имеют право обжаловать его в других инстанциях, прокуратуре или суде.

Также нужно помнить, что работник вправе обратится одновременно в несколько инстанций сразу, но если их решения не совпадут, то приоритет будет иметь решение, вынесенное судебным органом. Но и его можно обжаловать.

Срок обжалования составляет 10 дней, то есть за этот период недовольная сторона должна успеть подать жалобу.

Обратите внимание! Согласно действующему трудовому законодательству работодатель не может уволить работника, который пожаловаться на него в трудовую инспекцию, поэтому если такое случается работнику нужно собрать все доказательства и вновь обратиться с жалобой на работодателя.

Жалобу в трудовую инспекцию стоит рассматривать как крайнюю меру, когда все способы решить конфликт между сторонами миром исчерпаны. Потому что хотя инспектора чаще выносят решения в пользу работников, для последних это не будет гарантией сохранения его прав в дальнейшем.