О какой духовной жизни, казалось бы, могла идти речь в те тяжёлые времена!

Однако, вопреки всем законам мироздания, город жил и более того, создавал шедевры, которые до сих пор пользуются популярностью во всём мире, вызывая уважение и восхищение потомков.

Продолжали работать музеи, театры, филармония. Художники писали картины, поэты и писатели создавали свои произведения, пронизанные болью утрат и ненавистью к вражеской армаде, стиснувшей город своими железными клещами.

Именно нашему Великому городу и посвятил Дмитрий Шостакович свою знаменитую Седьмую Симфонию, которую позже стали звать Ленинградской.

Но, блокада – это не только голодная смерть. Мы знаем от своих родителей, бабушек и дедушек, что до страшного голода были бесконечные артобстрелы и бомбёжки. Вот, как, со слов поэтессы, и писательницы В. Инбер, реагировала на них ленинградская пресса.

«Меня взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под бомбами, Шостакович пишет симфонию. И главное, что «Ленинградская правда» сообщает об этом среди сводок с Южного фронта, среди эпизодов о «стервятниках» и о бутылках с горючим. Значит, искусство не умерло, оно еще живет, сияет, греет сердце» (Дневник 22 сентября 1941 г.).

Из этой краткой выдержки видно, что полностью окруженный, обороняющийся от врага город, у которого 2 фронта (Северный-финский и Южный-немецкий) не сдается, а наоборот, создает новые произведения искусства — пишет музыку.

А вот, какую силу духа проявляла ленинградская творческая элита в тот период блокадной жизни, когда хлебная норма уже стремительно падала, как падала и температура на градусниках у них в квартирах, стремясь сравняться с уличной.

«Надо заниматься. Несмотря ни на что, ни на голод, ни на холод. <…> Надо начинать работать! Все остальное должно быть на втором плане!» (из дневника композитора Л. Портова, 27 ноября 1941 г. Умер 7 февраля 1942 г.).

Откуда у этих железных людей такая воля к жизни и к активной работе. И, это композиторы.

Но были еще и актеры, которые, валясь с ног от голода, выходили на сцену играть. Наверное, желание выполнить долг актера перед блокадными зрителями, поддержать их тем, чем только было можно в тот момент – духовной пищей — и придавало сил им самим. Спектакли в театрах не прекращались.

«С большей радостью я смотрел нынешнюю «Эсмеральду» и испытывал несомненное удовольствие. Да и не только я. Публике, наполнявшей театр до отказа <…> тоже понравился спектакль» (из дневника Н. Кондратьева, 18 декабря 1942 г.).

Я прошу обратить Ваше внимание на эту дату – блокада даже еще не прорвана! Это случится ровно через месяц…

Искусство у неверующих ленинградцев выполняло функцию отправления некоего религиозного культа, который всё-таки остался где-то на генном уровне русского человека.

Библиотеки же, музеи и концертные залы стали храмами этой Веры, а поэты, композиторы, актеры и художники превратились в её Апостолов. Их искусству и молился наш народ-атеист.

Нельзя не сказать отдельно о художниках Ленинграда.

Более ста известных художников погибли во время бесконечных бомбёжек, артобстрелов, голодных дней и ночей в блокадном Ленинграде. Их имена высечены на плите, которую можно увидеть в Доме ленинградского Союза художников на ул. Герцена д. 38 (ныне на Большой Морской улице Санкт-Петербурга).

В начале блокады руководство осажденного города приняло решение эвакуировать больных, слабых и престарелых работников искусства, у которых в таких условиях шансов выжить практически не оставалось. Но, оставшиеся художники, приняли решение силой искусства прославлять свой героический многострадальный город.

И, чтобы подбадривать, укреплять и помогать друг другу, они стали работать и жить в этом самом доме №38 по ул. Герцена.

Там же устраивались выставки, посвященные блокаде с её боевыми и трудовыми буднями. О выставках сообщалось в газетах и по радио. И не напрасно! Из газетных заметок тех времён, выяснилось, что даже в самые тяжёлые дни на эти выставки никогда не приходило меньше 15 человек, что считалось полным аншлагом. По воспоминаниям очевидцев, посетители перемещались по выставочному залу между застеленными кроватями авторов картин и печками-буржуйками, которые согревали мастерам их коченеющие пальцы.

Но, в блокадном Ленинграде были не только картины. Ленинградские художники писали агитационные, предупреждающие, разъясняющие и карикатурные плакаты, которые вдохновляли горожан на жизнь и на новые трудовые подвиги. Когда вдруг среди развалин домов, вмерзших намертво в лёд троллейбусов и безжизненно повисших проводов, вдруг появлялся свеженький, еще пахнущий типографской краской подобный плакат, люди отчетливо понимали – город жив.

А когда коричневую нечисть отогнали от города, стали появляться плакаты, призывающие ленинградцев быстрее браться за восстановление разрушенных домов, заводов и фабрик, чтобы снова сделать жизнь нашу счастливой и надёжной.

Ленинградец знал, что его художник, поэт, артист, композитор и любой другой представитель, воспитанной Красными вождями, поистине народной интеллигенции был, есть и навсегда останется со своим народом!

Объявление о начале войны 22 июня 1941 года в одночасье перевернуло жизнь всего города, как и всей страны. Ленинград перешел на военное положение. Тысячи людей встали на защиту города, стараясь превратить его в неприступную крепость. Не осталась в стороне и артистическая братия. Более 800 человек - музыканты, актеры, художники, режиссеры, преподаватели и студенты творческих вузов - записываются в ряды народного ополчения. Срочно формируются актерские бригады, которые выступают на мобилизационных пунктах. Многие отправляются рыть противотанковые рвы под Лугой, Гатчиной, Стрельной.

Известный актер Николай Константинович Черкасов, воплотивший на экране образы Александра Невского и Ивана Грозного, с первых дней войны принимал активное участие в формировании труппы театра народного ополчения. Он же и возглавил его. Труппа жила в ДК им. Первой пятилетки и была разбита на отделения. Всем выдали короткие канадские винтовки. Распорядок дня - казарменный: побудка в 6 утра, заправка коек, зарядка, умывание. После - военные занятия: строевая подготовка, стрелковое дело, изучение уставов и политчас. Актеры давали торжественную присягу. Подобная подготовка была необходима, ведь эти артисты должны были выступать на фронтах. «Театр неоднократно попадал на наиболее трудные и опасные участки и полностью разделял боевую жизнь и судьбу своих зрителей, - вспоминал позднее драматург А.П. Бурлаченко. - …Военная жизнь закалила актеров - они стали солдатами и умели не только играть, но и воевать за Родину».

Встреча Н.К. Черкасова с краснофлотцами. . Ленинград. 1942

Шостакович в пожарной каске в блокадном Ленинграде, 1941

«Весь театр мобилизован на работу, имеющую непосредственное отношение к обороне города. В ловких руках балерины Г.С. Улановой и певца Г.М. Нэллеппа нитка за ниткой плетутся сети и покрываются кустиками мочалы, окрашенной в зеленый и бурый цвета. Несколько часов - и вот уже готовы первые маскировочные газоны, которые должны закрыть здания и военные объекты. Они сделаны при участии мастеров театра Е.В. Вольф-Израэль и П.М. Журавленко», - писала в своих воспоминаниях Мариэтта Франгопуло, артистка балета, педагог и балетовед, служившая в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова (совр. Мариинский театр).

Во время блокады Ленинграда здание Мариинского театра было сильно повреждено

Актеры БДТ им. Горького Тамара Зеньковская и Сергей Рябинкин вспоминали: «Проводив часть товарищей в народное ополчение, оставшиеся работники театра, вместе со всеми ленинградцами, включились в работу по сооружению оборонительных рубежей. С утра собирались актеры во дворе театра и, разбитые на взводы и отделения, занимались изучением военного дела, бригады трудармейцев разъезжались по заданным маршрутам, а оставшиеся актеры спешно готовили новый репертуар, необходимый для сегодняшнего дня».

Всеобщее военное обучение (Всевобуч) жителей на площади у Александринского театра...

Вспоминает Николай Горяинов, режиссер Малого оперного театра: «Театру было также поручено провести работы по маскировке важных объектов - артисты хора, балета, солисты оперы оставались после спектакля и до утра сшивали длинные холсты, которые затем расписывались художниками… Художники и плотники превращали прибывающие из воинских подразделений грузовики в агитмашины театра… Группа балерин, под руководством солистки оперы В. Петровой, бережно укладывала подарки мобилизованным в армию работникам театра. Их было много: только за первые месяцы войны на фронты Отечественной войны ушло 158 человек».

Что играть?

В первые дни войны многим представлялось, что она закончится за несколько месяцев, а представить себе, что город в течение 900 дней будет осажден, не мог никто. Однако об актуальности репертуара задумались сразу. И если программа актерских бригад была составлена на скорую руку - стихи, фельетоны, песни, рассказы на военную тему, то театрам пришлось срочно искать подходящие пьесы и репетировать. Необходимо было как можно быстрее перестроить ритм театров на военный лад, нужны были боевые, поднимающие патриотический дух спектакли.

Жители блокадного Ленинграда выходят после спектакля а Академическом Театре драмы

Самым оперативным оказался Ленинградский филиал Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. Уже в июле они создали фронтовую программу антифашистской сатиры «Урок истории» и «Арийцы в зоосаде». Что касается городских театров, они срочно вводили в репертуар пьесы о великих воинах и полководцах, Александре Невском, Суворове, Кутузове и героях времен Гражданской войны, таких как Чапаев.

Кукольный театр блокадного Ленинграда

Многие театры ставят пьесу «Давным-давно» про девушку, которая переоделась в гусарскую форму и сбежала на фронт, вновь звучит опера «Иван Сусанин», делается инсценировка по роману Льва Толстого «Война и мир».

На совещании в Театре комедии обсуждался вопрос, нужен ли, да и позволителен ли смех в такие времена? Может быть, изменить любимому жанру хотя бы на время? Но было принято решение, что смех нужен, даже необходим, - это еще одно оружие в борьбе с врагом. И в августе театр выпускает спектакль «Под липами Берлина» - злободневную сатирическую пьесу о Гитлере и его министрах.

А как быть Ленинградскому ТЮЗу - старейшему детскому театру в стране? Режиссер Леонид Макарьев навсегда запомнил тогдашнее выступление руководителя коллектива Александра Брянцева, чье имя сегодня носит театр: «Наш юный зритель в суровые дни войны обречен на тяжкие переживания, которые он сам еще не сознает и которые неизбежно омрачат его детство. Именно сейчас мы, как никогда, призваны сохранить чистоту детства и внести в него мужественную волю, сохранить радость детства и пропитать его верой в светлое будущее, сохранить пытливость детства и открыть перед ним мир подлинного героизма…» И ТЮЗ продолжил ставить детские пьесы, делая упор на те, что в иносказательной форме раскрывали тему героизма и благородства.

Страшные 900 дней

«Немцы ждали, ленинградцы растеряются,

От бомбежек и обстрелов измотаются.

Но увидя в дни осады

Дух и стойкость Ленинграда,

За себя уже фашисты опасаются» .

Куплеты из репертуара Фронтового цирка

Бомбежки участились. Ленинград превратился в город-фронт. Несмотря на массовую эвакуацию в городе оставались артисты, писатели и поэты, композиторы - на их плечи легла ответственность за моральный дух ленинградцев. Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград - было общей задачей.


Артисты Театра оперы и балета им. С.М. Кирова на заготовке дров

Удивительно, но даже в такое тяжелое время культурная жизнь в городе продолжалась. Несмотря на массовую эвакуацию, в городе еще оставались Театр Ленинского комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, Театр комедии, которые были эвакуированы позже. А Театр музыкальной комедии и оркестр Радиокомитета всю блокаду находились в Ленинграде. И все эти коллективы работали, показывали спектакли, которые прерывались бомбежками по нескольку раз, ездили с выступлениями в армию, а главное, вопреки голоду и холоду, находили эмоции, чтобы работать.

На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала серьезная миссия в период Великой Отечественной войны. Именно оперетта, самый веселый и легкий жанр, была рядом со зрителями блокадного Ленинграда.

Продажа билетов с рук в Театр музыкальной комедии в блокадном Ленинграде

Многие актеры труппы переехали жить в здание театра. Причины были разные: у кого-то разбомбили дом, кто-то жил очень далеко, а ходить приходилось пешком, ведь транспорт в городе не работал, со временем, когда наступили морозы и голод, это экономило силы для работы. Ежедневные бомбежки города, а немцы были очень пунктуальны в этом смысле, приучили всех жителей подстраиваться под этот чудовищный график. Спектакли перенесли с вечернего времени на дневное, и все равно они по нескольку раз прерывались воздушной тревогой. Зрители организованно спускались в бомбоубежище, артисты, как были, в сценических костюмах, поднимались на крышу тушить зажигательные бомбы, чтобы не допустить пожара.

Певцы и балерины - наверное, самая нежная публика из всей актерской братии - находили в себе силы и мужество не бросать публику. А залы почти всегда были полны. Раиса Беньяш, театровед, описывала быт Музкомедии того времени: «Двойная ответственность - за себя и за зал, - если и была вдвойне тяжкой, в то время рождала какую-то особую решимость и находчивость. А.А. Орлов (Александр Орлов, тенор) однажды был засыпан во время обвала; он долго лежал в больнице и вышел оттуда травматизированным. При первом сигнале тревоги его охватывал ужас. И он же на сцене однажды, когда началась очередная бомбежка, спокойно произнеся текст своей роли… сказал, обращаясь к публике: «Граждане, не торопитесь! Это только стекла, обыкновенные стекла».

Концерт артистов Ленинградского театра музыкальной комедии для раненых бойцов

Однажды в соседнее с театром здание упала бомба, актеры срочно отправились помогать санитарной дружине выносить раненых. И тут бригадира санитаров, балерину театра Нину Пельцер, обуял страх, и она вдруг встала и отказалась идти в горящее здание. Дальше вот что пишет Раиса Беньяш: «В эти минуты в фойе внесли первую жертву - ребенка, девочку с короткими косичками и голубым бантом, забрызганным кровью. Пельцер схватила ребенка, уложила его на диван, осмотрела ушиб, прикрыла своим пальто и бросилась к горящему дому. И дальше вместе со всеми она носила раненых, накладывала повязки, успокаивала плачущих малышей и не замечала, что где-то совсем близко рвутся снаряды и что не только халат, но и платье под ним стали липкими от крови».

Сцена из героической комедии "Раскинулось море широко" Ленинградского театра музыкальной комедии. Премьера этого спектакля - о моряках Балтийского флота и быте в осажденном городе - состоялась 7 ноября 1942 года и имела оглушительный успех. После снятия блокады спектакль показывали в Москве, Ташкенте, Оренбурге, Киеве

И все же веселая оперетта позволяла людям хоть на короткое время забыть о тяготах блокадного города. Да и бойцам на фронте необходимо было знать, что город живет, что в нем идут спектакли. Балерина театра Нина Пельцер однажды получила такое письмо: «Вчера я был в Ленинграде, был в вашем театре и видел вас. Теперь я спокоен. Когда на передовой немцы пустили слух, что Ленинград пал, мы не верили, но мы очень волновались. И вот раз приехал к нам один лейтенант и говорит: «Я в среду видел Пельцер…» Пельцер танцует? А теперь сам увидел, что вы танцуете. Не быть Ленинграду побежденным; об этом уж мы позаботимся».

Артисты Н.В. Пельцер (слева) и А.Г. Комков в сцене из спектакля "Раскинулось море широко"

А жизнь в городе становилась все тяжелее. Норма выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года составляла рабочим - 250 граммов; служащим и членам их семей - 125 граммов. Театр терял коллег. Некоторые умирали прямо на сцене во время репетиций. Отощавшие, синие от холода и голода балерины поддевали теплые рейтузы под трико: так теплее и ноги казались полнее. Здание не отапливалось. На сцене было холодно. Чтобы согреться, за кулисами артисты сидели в тулупах поверх балетных пачек и фраков. Когда русскому хору выдали их сафьяновые сапоги для выступления, они все оказались малы - ноги певцов распухли. Дистрофия изматывала людей, каждое движение требовало усилий, а ведь театр - это процесс: поставить декорации, свет, принести бутафорию, нанести грим… Такие же люди-тени в зале смотрели спектакль в верхней одежде, аплодисментов не было слышно - сил хлопать артистам у зрителей уже не было. Тощие и измотанные артисты и публика были нужны друг другу.

Актриса Театра музыкальной комедии З.Д. Габриэльянц перед выходом на сцену

Вот еще одно яркое воспоминание Раисы Беньяш: «Цветов уже не было. На сцену бросали перевязанные ветки хвои. Пельцер получила корзину, составленную из зеленых веточек ели и сосны. Когда корзину подали на сцену, Комков взял ее, чтобы передать партнерше, но тотчас опустил на пол. Один актер хотел помочь ему, но отказался от своего намерения. Корзина была невероятно тяжелой. Когда в антракте ее совместными усилиями принесли за кулисы, выяснилось, что под зелеными ветками лежат картофель, брюква, морковь и даже головка капусты». Так жители города решили подкормить актеров: ведь если бы умерла театральная жизнь, умер бы весь город…

Когда в декабре в театре отключили электричество, актеры стали ездить с концертами в Красную армию. За 7 дней на Ладоге они дали 32 концерта. Январь и февраль 1942 года - самый страшный период блокады, это месяцы массовой смертности. Жизнь в городе замерла, и только Музкомедия еще работала. В марте, когда дали электричество, театр тут же возобновил спектакли.

Концерт фронтовой бригады Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942

Рождение нового театра - в блокадном городе!

Городской театр (современный Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской) открылся 18 октября 1942 года. Театры рождаются по-разному, этот родился из пьесы Константина Симонова «Русские люди», которая была напечатана в газете «Правда». Драма о трудностях войны - первый художественный отклик писателя на происходящие события. Пьеса сразу имела большой успех. Ее ставили на всех подмостках страны, зачитывали по радио, а Городской театр начал с нее свой первый блокадный сезон.

Исполнение Седьмой (Ленинградская) симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном городе. 1942

9 августа 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии. В Белоколонном зале Филармонии яблоку негде было упасть. Карла Элиасберга встретили овацией. Дирижер поднял палочку, и в зал ворвались неслыханные ранее звуки. Когда оркестр отзвучал, зал вскочил в едином порыве и долго аплодировал стоя. Было видно, что у людей по щекам текут слезы… А Карл Ильич удивлялся, почему немцы сегодня не стреляли? Немцы как раз стреляли, точнее, пытались расстрелять Филармонию. Но за час до концерта 14-й артиллерийский полк обрушил на вражеские батареи шквал огня, подарив, таким образом, дирижеру и слушателям 70 минут тишины. До снятия блокады оставалось еще много дней…

Январь 1944г. Артисты Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова перед началом спектакля читают передовицу газеты "Правда". Перед началом оперы "Иван Сусанин". После снятия блокады

Всегда был характерен высокий уровень развития науки и культуры. В 1941 году в нем находилось 152 научно - исследовательских учреждения, 62 вуза, где обучалось свыше 85 тысяч студентов, 47 музеев, 22 профессиональных театра. В городе работали известные ученые, художники, писатели, артисты. В годы блокады происходит резкое сокращение численности научных и культурных учреждений.

В результате эвакуации, ухода на фронт, высокой смертности количество сотрудников также уменьшалось. К февралю 1942 года в городе осталось только 15 докторов наук. Несмотря на экстремальные условия научная и культурная жизнь в городе продолжалась. А. В. Буров 1 октября 1945 года отмечал, что в этот день в городе рвались бомбы, но в 25 кинотеатрах и пяти Домах культуры демонстрировались фильмы, а театры давали представления. 26 октября в театре имени Ленинского комсомола шло представление по комедии Гольдони «Забавный случай», где главную роль исполнил Юрий Толубеев .

Музыкальная жизнь в городе также не остановилась. Так, 4 октября 1941 года собирался Президиум Ленинградского отделения Союза композиторов. Им были одобрены песни, предназначенные для сольного и хорового исполнения и написанные ленинградскими поэтами - «Песня о Бринько» Б. Гольца, «Баллада о Ханко» М. Юдина, «Походная» И. Дунаевского, «Песня морской пехоты» Н. Будашкина, «Крейсер Киров» Л. Ходжи-Эйнатова . Следует отметить, что блокадники, не принадлежавшие к литературной и артистической среде, мало писали о культурной жизни города. Соболева Нина Васильевна вспоминала о концерте Льва Оборина в Филармонии: «Музыка, звучавшая тогда, потрясла и на всю жизнь осталась особенной - «из тех дней»»

Музыка производила на людей необыкновенно сильное впечатление именно в той сложной обстановке, гораздо глубже воспринималось искусство. Панченко Наталья Ивановна иногда писала в своем дневнике о событиях культурной жизни города: «Была в театре, смотрела «Летучую мышь» с очень хорошим составом: Михайлов, Свидерский, Бондаренко, Брилль, Колесникова, Янет… Словом, кого только можно душе пожелать» .

В первую блокадную зиму в Ленинграде продолжали работать несколько учреждений, а государственная публичная библиотека и Библиотека Академии Наук, театр Музыкальной комедии были открыты на протяжении всего периода блокады. 7 ноября 1942 года театр Музыкальной комедии выпустил премьерный спектакль «Раскинулось море широкое». Значение этого театра выявлялось не в его патриотической направленности и не в том, что он побуждал в людях высокие чувства. Главным было то, что он в некой мере поддерживал уровень цивилизованности ленинградцев.

Культурные потребности, пусть даже примитивные, помогали избавиться от чувства отчаяния . Панченко Н. В. писала однажды в своем дневнике: «Мне так хотелось бы сейчас сходить в кино или в театр. Очень хочу увидеть хороший художественный фильм. А в театре я мечтаю только о музыке. Очень хочется чего-нибудь симфонического, громкого» . В августе 1942 года был вновь открыт Большой зал филармонии. Именно здесь 9 августа оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича .

Важно отметить, что в английской и американской прессе уделялось значительное внимание культурной жизни Ленинграда. Так, например, в «Daily Worker» было опубликовано интервью с Дмитрием Шостаковичем, где он рассказывал: «Первые три с половиной месяца войны я оставался в родном Ленинграде. Как гражданин города-фронта выполнял разные задания, например, в составе группы МПВО дежурил на крыше Ленинградской консерватории, изучив до этого способы тушения зажигательных бомб. Я видел

на крыльях немецких бомбардировщиков дьявольские знаки свастики и слышал ужасное завывание падающих бомб. Я бывал на передовой, исполнял там свои произведения, рассказывал фронтовикам о ближайших творческих планах. Я видел людей, остановивших фашистские орды у врат Ленинграда—летчиков, артиллеристов, матросов и пехотинцев, танкистов и снабженцев—и преклонялся их героизму. А еще в это время я работал над Седьмой симфонией, которую начал сочинять в июле, а закончил 27 декабря.

Она посвящена военным событиям 1941 года. Конечно, это не означает их детального отражения, скорее, это интерпретация на военную тему» . А. В. Буров также комментировал событие 9 августа 1942 года: «В оркестр радиокомитета были включены военные музыканты, специально откомандированные из частей для участия в исполнении Седьмой симфонии. Все 79 исполнителей играли с необычайным подъемом. Когда отзвучали последние аккорды и присутствующие в зале стоя аплодировали, на сцену поднялась девочка лет двенадцати. Она вручила цветы дирижеру. Карла Ильича Элиасберга это тронуло до глубины души. Цветы, выращенные в осажденном городе, были поистине бесценными…

В записке, вложенной в букет, семья ленинградцев Шнитниковых благодарила оркестр за чудесное исполнение симфонии» . Несмотря на такую сложную обстановку в 1941 - 1942 гг. ленинградские кинематографисты снимали фильмы. Многие из них носили учебную нагрузку и должны были помочь в решении практических задач, поставленных войной. К 19 ноября 1941 года киностудией «Лентехфильм» было закончено 15 документальных фильмов. Так, например, были выпущены такие киноленты: «Береги паек и правильно его расходуй», «Ликвидация поражений от фугасовых бомб», «Как защитить чердаки от зажигательных бомб», «Переправа вплавь» . К осени 1942 года было снято еще 20 фильмов. Они также носили характер документальных . Также широко распространена была кинодокументалистика, запечатлевшая подвиг жителей Ленинграда. Фильм «Ленинград в борьбе»,

снятый 20 кинооператорами по сценарию Е. Учителя, Н. Комаревцева в 1943 году был отмечен Сталинской премией . Однако в первую блокадную зиму закрылись практически все кинотеатры. Но уже 4 марта 1942 года открылся кинотеатр «Молодежный», где демонстрировался фильм «Разгром немецких войск под Москвой». К осени того же года в городе работал уже 21 кинотеатр. Война на уничтожение, провозглашенная немцами, угрожала самому существованию великолепного архитектурно-художественного комплекса, каким был Ленинград.

Инспекцией по охране памятников и управлением по делам искусств велась значительная работа по сбору документальных материалов для восстановления памятников в случае их гибели, сохранению материалов для изучения русской архитектуры. В 1941-1942 годах была произведена инвентаризация 50 основных архитектурных ансамблей города и сделаны обмеры. Силами инспекции были изготовлены проекты восстановления ряда архитектурных ансамблей Ленинграда. Отчет Государственной инспекции по охране памятников показывает, какие оперативные меры принимались по укрытию монументов, маскировке шпилей и куполов, сохранению зданий, пострадавших от бомбежек и артобстрелов, спасению частных собраний.

Были укрыты памятники: Ленину у Финляндского вокзала, Николаю I на площади Воровского, Амур и Психея, памятник Крылову, ваза в Летнем саду. Зарыты в землю были все скульптуры в летнем саду, а также в парках пригородных дворцов. Из городских монументов зарыты были: памятник Петру I у инженерного замка, памятник Александру III, скульптура Анны Иоановны, скульптуры Диоскуров, кони с Аничкина моста, памятник Чернышевскому . В спасении уникальных документов, книг, коллекций принимали участие и многие научные сотрудники. Таким образом, благодаря самоотверженности и мужеству научных кадров блокированного города, не прекращавшемуся поиску научного решения злободневных вопросов, учным удалось оказать посильную помощь защитникам Ленинграда на передовых рубежах обороны и облегчить суровые

будни его жителей. Культурно-просветительные учреждения Ленинграда в период блокады являлись центрами культурной жизни города. Их значение в военных условиях неизмеримо повысилось. В экстремальных условиях войны и блокады деятели науки и культуры успешно решали задачи по сохранению и охране историко-культурных ценностей города.

Опыт их деятельности представляет определнный интерес для использования в современных условиях. В период блокады Ленинграда, нехватки продовольствия, голода и болезней ленинградцы, проявляли высоконравственные гуманные качества, что подтверждает возможность преодоления социальных конфликтов в экстремальных условиях.

Список литературы:

1. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов/ под ред. Н.Л. Волковского. -СПб.: Изд-во Полигон, 2005. - 766 с.

2. Буров А. В. Блокада день за днем [Электронный Ресурс]: URL:// http://blokada.otrok.ru/library/burov2/index.htm (дата обращения 26.05.2016).

3. Волкова A.В. 900 блокадных дней: Сборник воспоминаний. - Новосибирск.: Изд-во Наш городок, 2004. - 326 с.

4. Дневник Панченко Натальи Васильевны [Электронный Ресурс]: URL://http:// www.inoforum.ru/inostrannaya_pressa/872_dnya_v_okruzhenii_bolee_milliona_pogi bshih_neveroyatnyj_primer_muzhestva_i_geroizma/(дата обращения 25.05.2016).

5. Кутузов А. В. Блокада Ленинграда в англо-американской прессе (1941-1942 гг.)// Вестник СПбГУ. - Сер. 2, - Вып. 2. - 2010. - С. 24 - 31

6. Пономарева Е. А. Блокада Ленинграда в приказах по консерватории// Musicus: вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. - 2011. - №.3 - 4. - С. 3 -7

7. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 17. Д. 598. Л. 21-37. Подлинник. .[Электронный

8. Ресурс:URL://http://blockade.spbarchives.ru/section_9/document_213.htm l (дата обращения 27.05.2016). 9. ЦГАЛИ СПб. Ф. 243. Оп. 2. Д. 174. Л. 357-358. Подлинник.[Электронный Ресурс]: URL:// http://blockade.spbarchives.ru/section_9/document_203.html (дата обращения 27.05.2016). 10. ЦГАЛИ СПб. Ф. 243. Оп. 2. Д. 189. Л. 116. Подлинник.[Электронный Ресурс]: URL:// http://blockade.spbarchives.ru/section_9/document_215.html (дата обращения 27.05.2016). 11. Яров С. В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. - М.: Изд-во Молодая гвардия, 2014. - 312 с.

Изобразительное искусство

блокадного Ленинграда

Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями. Русские – это особый народ, потому что на протяжении столетий его характер закалялся в борьбе с неприятелями и захватчиками. Нам, школьникам рубежа XX-XXI веков, было очень важно понять, о чем думали, что чувствовали люди в те годы, и особенно нас волновали вопросы, связанные с трудностями, выпавшими на долю ленинградцев в тяжелые годы войны. Безусловно, исторические документы сообщают факты, которые говорят о трагедии людей, живших и работавших в блокадном Ленинграде. Однако более эмоционально и ярко, как мы считаем, об этом способно рассказать искусство.

В своей работе мы постарались исследовать произведения ленинградских мастеров в дни блокады, работавших в области агитационно-массового искусства, живописи, культуры. Творчество этих людей было тесно связано с жизнью города и бойцов Ленинградского фронта. Произведения этих мастеров поднимали дух города и его защитников, формировали активное противодействие силам фашизма и тем лишениям, которые выпали на долю ленинградцев и армии.

С первых дней войны враг рвался к Ленинграду. Спустя всего лишь несколько месяцев он стоял у стен великого города. Несмотря на стремительное продвижение фашистских полчищ, никто еще не мог предвидеть, какова будет военная судьба Ленинграда и что ждет ленинградцев.

Слово «блокада», вобравшее в себя все мыслимые и немыслимые трудности, мучения, беды, возникло и закрепилось в тревожной жизни горожан не сразу. Что-то грозное происходило, надвигалось, и ленинградцы жадно искали, где, где же нужны их личные усилия, их самоотверженность, готовность сражаться, а если надо, то и умереть. Только бы не длилось это беспомощное ожидание самого худшего. Необходимо было найти в деле, в общем и главном деле выход гневу и беспокойству...

А.Анушина. « Ленинград в июле 1941 года»

Художники делали все, что нужно было для защиты родного города. Более ста человек - членов Ленинградского Союза художников - сразу же ушли на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Отстаивать свой город с оружием в руках стремились все.

Те, кто не был в армии, строили оборонительные сооружения, работали на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Некоторые художники считали, что искусство во время войны никому не нужно, что Союз художников надо временно просто закрыть. Но труд живописцев, скульпторов, графиков - их профессиональный труд - стал сразу же остро необходим городу-фронту.

М.Платунов. «Ночная тревога»

Уже в конце июня 1941 года большая группа художников начала выполнять огромную работу по маскировке военных объектов - прежде всего аэродромов. Нужно было также маскировать важнейшие гражданские объекты (в частности, Смольный) и прославленные архитектурные сооружения. Необходимо было укрывать от бомб и снарядов знаменитую монументальную скульптуру. Для каждого памятника архитекторы и скульпторы разрабатывали особый способ укрытия. В городе выросли странные, обшитые досками песчаные холмы, опустели пьедесталы…


Н.Протопопов. «Пожар»

Но руководство Ленинграда считало, что сила деятелей культуры заключена не только в этом. Она – в тех произведениях искусства, которые были способны поддержать людей осажденного города, поднять их на борьбу. В. Серов, член ленинградского союза художников, вспоминал слова, с которыми обратилось к деятелям культуры руководство города: «Ваше оружие - искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу нашему делу».

Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, скульптуры, графики создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев.

Одним из важных средств борьбы с врагом стала живопись. Художники показали удивительно трагическую красоту города, нашли художественные средства, чтобы донести свои нравственные идеалы, отраженные в пейзаже, до сердец блокадных ленинградцев и бойцов, лежащих в госпиталях после ранений или защищающих рубежи Ленинграда.

Каждый день выходил на ленинградские улицы с этюдником в руках пейзажист В. Пакулин. Закутанный в шерстяные платки и старую шубу, он простаивал часами на морозе, не обращая внимания на рвущиеся снаряды, едва держа в ослабевшей руке кисть, под которой рождались все новые и новые картины трагически опустевшего прекрасного города. Написанные на натуре, по-этюдному бегло и широко, они до сих пор не теряют своей не только эмоциональной, но и истинно эстетической ценности. В его пейзажах не везде видны приметы войны, но они всегда полны особенной, чуткой тишины, удивительно трепетного, обостренного чувства любви к городу, а порою и светлой радости, тем более поражающей, когда знаешь, где и как они писались.

Одним из ярчайших художников блокадного времени был живописец. Тимков Н.Е. Он начал писать пейзажи Ленинграда еще в 1941 году – красивые, правдивые, человечные. Они, как правило, камерны и интимны – и по небольшому размеру листов, и по выбранным мотивам (кусочек улицы или набережной, скверик, двор). И, главное, по ясно ощутимому в них – настроение: то сумеречной печали, то настороженной тревоги, то весенней бодрости.

Вот на его картине «Ленинград в блокаде» 1942 мы видим замерзшую набережную, справа возвышаются здания, имеющие весьма мрачный прискорбный вид из-за выбитых и разбитых стекол.


Работа «Ленинград» 1943 является типичной по композиции картиной Тимкова Н.Е. Здесь мы видим тихий дворик, где находятся дома с заколоченными окнами и редкие жители.

Обе эти картины передают образ города, испытывающего огромные лишения, но сохраняющего мужество.


В годы войны, не смотря на старания граждан сохранить музеи, опустевшие, они имели весьма печальный вид из-за множественных бомбардировок. Мы можем судить об их состоянии по работам талантливого живописца В. Кучумова.

В. Кучумов «Набережная Невы у Зимнего дворца» 1942

Из дневника блокадника Г.А.Князева:

«Ленинград обстреливается из дальнобойных орудий немцами. Так и бухают разрывы снарядов. Вчера снаряд попал в дом на Глазовской улице, снес полдома. Где-то снаряд попал в сквер - много убитых и раненых. Сегодня под вечер опять обстрел. Так и бухают снаряды где-то в стороне Московского вокзала, там, дальше, за ним».

Д
ля таких художников, как С.Мочалов и В.Зенькович, самое важное было не фигуры людей, которые либо изображены вдали, либо вообще исключены из композиции. Главным было передать атмосферу, царившую в городе: суровую, напряженную, и выразить стойкость защитников города. Пейзажи В.Зеньковича наполнены какой-то звенящей красотой.

С.Мочалов «Обстрел площади Труда» 1942

В.Зенькович «На набережной Невы» 1943

Д
ля более правдивой передачи тех тяжелых блокадных дней, художник С.Бойм с точностью документалиста показал улицы и жителей суровой зимой 1941 – 1942 годов.


С.Бойм «Вода из Невы» 1942

Из записей Г.А.Князева:

«15.07.1941.Сегодня отправили из Архива в Эрмитаж самые большие наши ценности - рукописи Ломоносова, Кеплера, рисунки Кунсткамеры и т.п. Они будут отправлены со вторым эрмитажным эшелоном в надежное место. Какое? Нам не известно…»

Война не щадила никого и ничто. Свидетельство этому - дневник заместителя директора Русского музея Г. Е. Лебедева, возглавлявшего оставшийся в Ленинграде коллектив. Вот одна из записей, датируемая 5 августа 1943 года: «Страшный день. Два тяжелых снаряда попали в музей. Один из них - метрах в пятнадцати от нашей квартиры. <...> В главном здании - в библиотеке и академическом зале - хаос из обломков кирпича, сломанных рам и мрамора. <...> И снова бьют и бьют. Совсем близко...»

Художники не могли остаться в стороне от этого печального события. Тяжело переживая трагедию родного города, они запечатлели то состояние, в котором оказались сокровищницы искусства Ленинграда. Спустя много лет, на выставке «В час мужества» в Государственном Русском музее, посвященной сорокалетию полного снятия блокады, Я.Николаев вспоминал: «Я никогда так отчетливо не ощущал его красоту, проступающую сквозь боль, не чувствовал так цвет».


В.Милютина «Эрмитаж, разбитое окно» 1942

В. Кучумов «Внутренний вид здания Русского музея» 1943

Блокада изменила образ города. Князев Г.А. писал в своих дневниках: «Сфинксы, мои древние друзья, одиноко стоят на полупустынной набережной… Напротив них мрачно глядит заколоченными окнами массивное здание Академии художеств. Каким-то тяжелым белым величием оно и теперь подавляет. Поредел и обнажился Румянцевский сквер. Там бивак. Бродят красноармейцы, горит костер, лошадь щиплет остатки пожелтевшей травы. На Неве темная свинцовая вода рябит под падающими крупинками мокрого снега. Дивный памятник Петру потонул в насыпанном кругом него песке. Печальное зрелище представляет собой ряд старинных домов по набережной от 1-ой линии до университета: все они стоят с вылетевшими или разбитыми окнами…»

Трудно переоценить значение созданной художниками в годы войны образной панорамы блокадного города. Чувство исторической значительности, возникающее при взгляде на полотна, посвященные событиям войны, говорит о стремлениях авторов создать объемные и завершенные по мысли произведения. Несмотря на характерную для многих работ жанровость, в них передается драматического содержания. Фоном работ часто служит заледеневшее пространство пустынного городского пейзажа (создается ощущение, что от картин так и веет пронизывающим душу зимним холодом). «Заледенелость» полотен предназначена для того, чтобы зрители наглядно представили всю неимоверную тяжесть лишений, павших на долю ленинградцев, но в то же время и почувствовали упорство и стойкость жителей осажденного города. Так, посредством лаконичных живописных средств художники воссоздавали атмосферу блокадного Ленинграда.
Портреты военных лет - это особая глава в истории советского искусства. Интерес к человеку - воину, труженику, на плечи которого легла тяжелая и благородная задача защиты Отечества, у художников чрезвычайно возрос.

Никогда еще художник и «натура», которую он изображал, не были так объединены общей судьбой - сердца их бились в унисон, горели единым пламенным желанием - выстоять и победить ненавистного врага! В Ленинграде художник и воин - будь то красноармеец или моряк, летчик или партизан - были спаяны еще трагедией девятиста блокадных дней...

Сотрудница Эрмитажа Михайлова О. Э. вспоминала: «Блокада нас настолько крепко связала, что разъять эту связь мы не можем до сих пор. Блокада раскрывала людей до конца, люди становились как бы голенькими. Ты сразу видел все положительное и отрицательное в человеке. Доброе начало, хорошие стороны расцветали таким пышным цветом!»

Потому так просты и волнующи портреты тех лет. Создавались они, как правило, чрезвычайно быстро. На штудирование натуры, на поиски наиболее выразительных художественных средств не хватало времени. Не делались эскизы и подготовительные работы. Портрет создавался сразу - кистью на холсте, карандашом на бумаге,- за несколько, а чаще всего за один сеанс. Но как выросло именно в те героические годы мастерство многих художников! Глаза их сделались как будто более зоркими, сердце более чутким, рука более уверенной и твердой. И созданные ими на едином дыхании портреты современников-сограждан тех великих лет поражают нас глубиной образов, правдой, искренностью, ясно ощутимым волнением художника и высоким мастерством. Лучшие из них вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. Таковы уже названные «Автопортрет» Я. Николаева. «Портрет И. Болознева» И. Серебряного, скульптурные портреты партизан и моряков В. Исаевой, портреты деятелей культуры Г. Верейского, среди которых особенно выразителен портрет академика И. А. Орбели, многочисленные портреты партизан В. Власова, портреты, исполненные П. Белоусовым, В. Малагисом, В. Серовым, В. Пинчуком.


Мы видим художника К.Рудакова, который предстает перед нами уверенно стоящим, с ясным взглядом, устремленным вперед.

К.Рудаков. Автопортрет
Живописец Николаев Я.С., крайне истощенный и больной, даже в самые тяжелые дни блокады не расставался с карандашом и кистью. Необычайно выразителен его автопортрет 1942 года: аскетически худое лицо, пытливый, умный взгляд, сурово сдвинутые брови, крепко сжатые губы - мужественный и прекрасный образ человека, сумевшего преодолеть, казалось бы, саму смерть.

Я. Николаев. Автопортрет, 1942.
Особое значение приобрело для ленинградцев радио. Голоса, звучавшие в радиоэфире, были голосом Родины, мамы, друга, товарища, способного поддержать и ободрить в тяжелую минуту. Вот почему художник. Николаев Я.С. запечатлел в своей работе Петрову М.Г.

Я.Николаев. Портрет артистки ленинградского радио М. Г. Петровой

Из всех грядущих испытаний для ленинградцев едва ли не самое страшное - голод. Голод и бомбежка! Не хватало бы только еще холеры, или чумы, или просто голодного тифа. Люди старались приучить себя прямо смотреть в глаза событиям и как можно меньше думать о будущем. Когда придет это будущее, тогда и осмысливать его!..

Я.Николаев. «Очередь за хлебом».

Г.Фитингов. «Сто граммов хлеба»
Карточки, которые выдавались представителям интеллигенции, давали скудный паек, который заметно отличался от того, который получали люди, работавшие на заводах. Но несмотря на все люди продолжали жить и творить. Д.С. Лихачев вспоминал: «Человеческий мозг умирал последним. Люди писали дневники, философские сочинения, научные работы, искренно, «от души» мыслили и проявляли необыкновенную твердость, не уступая давлению ветра, не поддаваясь суете и тщеславию. Художник Чупятов Л.Т. и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватало холста, он писал на фанере и на карточке…»
Зима 1941/42 года в Ленинграде... Лютая, голодная, жестокая. Череда бесконечно длинных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. Город казался вымершим: пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы. Не было хлеба, света, воды.
Война сказывалась на всем, чем приходилось заниматься. А еще была работа - трупы убирать, свозить к траншеям, спасать город от эпидемий. Эта работа страшна для человека.



Ю.Непринцев «Блокада» 1943
Одна из непосредственных участниц блокады, прожившая в городе все военное время, вспоминала: «Я боялась покойников, а пришлось грузить эти трупы. Прямо на машины с трупами садились, сверху, и везли. И сердце было как бы выключено. Почему?

Потому что мы знали, что сегодня я везу их, а завтра меня повезут,может быть. Но кто-то ведь останется жив. Мы твердо верили, что город ни за что немцам не взять…»

Бабич М.Я.: «…в каждой квартире покойники лежали. И мы ничего не боялись. Раньше разве вы пойдете? Ведь неприятно, когда покойники… Вот у нас семья вымерла, так они и лежали. И когда уж убрали в сарай!»

Лакша Н.И.: «У дистрофиков нет страха. У Академии художеств на спуске к Неве сбрасывали трупы. Я спокойно перелезла через эту гору трупов… Казалось бы, чем слабее человек, тем ему страшнее, ан нет, страх исчез. Что было бы со мною, если бы это в мирное время, - умерла бы от ужаса. И сейчас ведь: нет света на лестнице - боюсь. Как только люди поели - страх появился».


С.Бойм «Зима 41-го», 1942

Особая страница этих лет – дети. И художники не могли остаться вне этой темы. Очень непосредственно и трогательно выглядят эти мальчуганы, греющиеся у печи-буржуйки в работе художника Пахомова А. Ф.


А.Пахомов «Дети» 1942


Другая работа этого художника рассказывает об обычном блокадном дне маленьких ленинградцев.

А Пахомов «На Неву за водой», 1942. Из серии "Ленинград в дни блокады" (1941-1944).

Голова мальчика забинтована, левая рука на перевязи, недоумение во взгляде: «За что?» Так называется рисунок художника А.Харшака, ставший одним из символов блокадного Ленинграда. Второе название этой работы - «Раненый ребенок».

А.Харшак, студент выпускного курса Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, в 1941 году, прервав работу над дипломом, ушел добровольцем в народное ополчение. Защищал Ленинград на Пулковских высотах. Урывками, в перерывах между боями, брался за карандаш и бумагу. Активно сотрудничал с армейской газетой «Удар по врагу».

Во время одной из командировок в осажденный город вместе с напарником - фронтовым фотокорреспондентом посетил детскую больницу имени Раухфуса. Там им на глаза и попался мальчик с забинтованной головой и ошеломляющим взглядом. Фотограф защелкал затвором своей камеры, а художник принялся рисовать мальчика с натуры. Этот рисунок был представлен на проходившей в 1943 году выставке работ художников-фронтовиков. Тогда же выпустили и почтовую карточку.


О
бразы защитников города представлены в работах многих ленинградских художников. В картине А.Блинкова перед нами разыгрывается ужасная картина гибели взвода Красной Армии, попавшей в ловушку. Работа пронизана болью, страданием и обидой за произошедшее.


А.Блинков «Засада» 1943

Б
удни партизан запечатлены в героических листах В.А. Власова и В.И. Курдова.

Всем, что есть у тебя живого,
Чем страшна и прекрасна жизнь,
Кровью, пламенем, сталью, словом
Опрокинь врага, задержи!

Ольга Берггольц
В.Курдов«Поход партизан» 1943

Многие из художников, как, например, живописец А.Бантиков, защищали стены родного города с автоматом в руках, чьи произведения отличает сдержанный героический пафос.



А.Бантиков. Автопортрет 1944

А.Бантиков. «Балтийцы на защите Ленинграда» 1944

Сдавать Ленинград нельзя... Это чувство, эта страстная убежденность были сильнее голода, страданий, болезней, сильное смерти. И потому город стоял насмерть. Рядом с солдатами насмерть стояли рабочие, ученые, поэты, музыканты, художники.


Среди всех бесчисленных и нужных дел, самоотверженно выполняемых художниками, самым ответственным и главным для них делом с первого дня войны стала массовая наглядно-изобразительная агитация.

Сколько разнообразных форм агитационного искусства пришлось освоить художникам Ленинграда в первые же месяцы войны! Они работали над листовками по агитации среди войск противника, создавали десятки, сотни рисунков для газет, выполняли художественные открытки, которые печатались большими тиражами. Тематика их была самой разнообразной: славное военное прошлое русского народа, боевые эпизоды Великой Отечественной войны, подвиги героев Ленинградского фронта и партизанского движения. Зачастую на открытках воспроизводились лучшие плакаты и листы «Боевого карандаша», репродуцировались известные картины русских и советских художников. Особой любовью пользовались на фронте и в тылу литографированные открытки А. Остроумовой-Лебедевой, неустанно прославлявшей немеркнущую красоту родного Ленинграда.

Многообразную и сложную жизнь блокадного Ленинграда показывают в бесчисленных рисунках, офортах, гравюрах, акварелях Н. Павлов, Е. Белуха, С. Мочалов, Г. Фитингоф, В. Милютина, Б. Ермолаев, Н. Петрова, Ю. Петров, И. Григорьянц и другие. Мы видим, как люди бредут на Неву за водой, как строят оборонительные сооружения, как очищают город от снега и грязи. Мы видим пожары и рвущиеся на улицах снаряды, зенитные орудия на набережных и площадях, вмерзшие в лед Невы военные корабли, очереди за хлебом и колонны идущих на фронт бойцов.

С. Юдовин «На улицах Ленинграда зимой 1941-1942»
Из серии "Ленинград в дни Великой Отечественной войны" .

График С. Юдовин, до того как в очень тяжелом состоянии был вывезен летом 1942 года из города, начал работать над серией гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Его листы - «Двор», «Слушают радио», «В стационар», «За водой» - поистине трагичны и вместе с тем поражают настойчивым утверждением: Ленинград страдает, но живет, борется и не сдается. Резец художника фиксирует не смерть, а жизнь.

С.Юдовин. «В мастерской художника», 1942

Символом подвижнического труда мастеров изобразительного искусства в осажденном городе стал лист Юдовина С.Б. «В мастерской художника». В тесной комнате, завешенной картинами, у горящей печурки сидит одетый в пальто и шапку человек. В одной руке он держит палитру и кисти, другую греет у огня. Перед ним мольберт с начатой картиной. Все по-блокадному просто и обыденно в этой сцене: темная комната с окном, крестообразно заклеенным бумагой, печурка с жестяным чайником - и неустанно работающий человек. Простой сюжет пронизан высокой силой духа человека, обыденность оборачивается героизмом.


Каждое утро на израненных стенах Ленинграда появлялись плакаты. Яркие, пахнущие свежей типографской краской листы призывали на борьбу с врагом, клеймили фашистских варваров, взывали к мщению, помогали жить, бороться, верить. Они были очень нужны тогда людям.

В промерзлых комнатах дома № 38 по улице Герцена, где помещался Ленинградский Союз советских художников, шла своя особая, напряженная жизнь. Просторный старый дом с двумя высокими залами для выставок, с большими, некогда светлыми мастерскими стал неузнаваем. В комнатах на втором этаже были сооружены нары, топились печки-«буржуйки», горели тусклые коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые бледные лица, бросало пятна колеблющегося света на столы, заваленные бумагой, красками, карандашами, робким теплом согревало застывшие пальцы. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзавшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной для изможденных людей энергией, упорством, страстью.


С
каждым днем художники все больше понимали необходимость своей огромной работы и выполняли ее самоотверженно, из последних сил. Но ряды их таяли, а силы убавлялись... От голода, бомбежек и обстрелов в самую суровую блокадную зиму погибло более ста человек. Среди них - выдающиеся деятели советского изобразительного искусства И. Билибин, А. Савинов, Н. Тырса, П. Шиллинговский, Н. Данько, Н. Лапшин...

Н. И. Дормидонтов. «Срочный заказ для фронта»,1942.

Н. И. Дормидонтов «Ленинград.
На набережной Фонтанки в августе 1942»,
1942.

С первых дней войны в Союзе художников была возобновлена работа коллектива плакатистов "Боевой карандаш", где работали Н.А. Тырса, Н.С. Астапов, Н.Е. Муратов, В.А. Серов, В.И. Курдов и многие другие. "Боевой карандаш" - объединение ленинградских художников, выпускавшее сборники сатирических рисунков, а в военное время - литографированные военные и политические плакаты.

Тревога! На небо взлетели


Столбы голубого огня.
Гремят по невидимой цели
Зенитки, наш город храня.

И знает разбуженный город:


Зенитчик без промаха бьет.
И, взрывом коротким распорот,
Враждебный горит самолет.

С.Спасский

Н. А. Тырса. «Тревога»,1941. Плакат "Боевого карандаша".


В наш город - врагам не пробиться,
Не пить им из нашей реки,
Как прежде - на страже балтийцы,
Советской страны моряки.

Они, как стальная ограда,


Свой город родной берегут,
О днях боевых Ленинграда
Балтийские ветры поют.

Б. Тимофеев


В. И. Курдов. «Балтийцы. 1941-1944»
Плакат "Боевого карандаша".

Уже на третий день войны на улицах Ленинграда появился первый плакат «Били, бьем и будем бить!» художника В. Серова. Вслед за ним выходят острые, разящие плакаты Б. Лебедева «Напоролся!», В. Власова, Т. Певзнера, Т. Шишмаревой- «Смерть фашизму!», А. Любимова «Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается...» и другие.


В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде сложился и вырос сильный коллектив художников-плакатистов. Уже в первые месяцы войны в работе над плакатом участвовало не менее пятидесяти человек. Зачастую наиболее выразительные плакаты создавали те из них, кто по своей «мирной» профессиональной специализации стоял далеко от этого своеобразного вида искусства. Это были станковые живописцы, книжные графики и даже скульпторы.

Основную группу плакатистов составили В. Серов, И. Серебряный, А. Казанцев, Н. Кочергин, Т. Ксенофонтов, Л. Самойлов, А. Кокош, М. Гордон, В. Власов, В. Пинчук, А. Ситтаро.

Одним из лучших плакатистов в эти годы становится живописец А. Казанцев. Уже в первые месяцы войны издается его плакат «Мщение! Фашизм-это голод, нищета, разорение!». Жгучая ненависть к врагу, пламенный призыв к возмездию звучат в этом плакате со страстной силой. Молодая мать выносит из горящих развалин ребенка. Лицо ее полно ненависти, Гневно сжата в кулак поднятая рука. В черно-охристую цветовую гамму листа врезается горящее большими ярко-красными буквами слово «Мщение!».


Автор плаката – В.Иванов,1942
Обличению злодеяний гитлеровцев, призыву к мести и уничтожению врага посвящены плакаты «Воин Красной Армии, спаси!» В. Серова, «Отомсти!» А. Пахомова, «Мщение и смерть фашистским людоедам!» А. Васильева, «За смерть наших детей, жен и матерей фашистским убийцам - беспощадная месть!» В. Пинчука и многие другие.

Скульптор В. Пинчук привнес в агитационную графику специфические свойства, присущие своей профессии. Всем защитникам города памятен плакат Пинчука, появившийся в 1942 году,- «Все ли ты сделал для помощи фронту?». Из белой плоскости листа как бы выступает энергично, четко вылепленная голова рабочего. В упор смотрят с плаката вопрошающие, требовательные глаза. Образ предельно собран, лаконичен, ясен, он воспринимается молниеносно и точно, как удар.

Призыв защищать свой город, свой народ, уверенность в силе духа советского человека, в его готовности биться насмерть с врагом - другая непреходящая тема ленинградского военного плаката.

«Все на защиту Ленинграда!», «Защитим город Ленина!»-призывают плакаты В. Серова 1941 года. Вскоре выходят плакаты А. Казанцева «Молодежь, к оружию!», А. Ефимова «За Родину!», И. Серебряного «Бей крепче, сынок!» и многие другие.

А.Казанцев,1943

Живописец И. Серебряный работал над плакатом с первых дней войны и вырос в большого, высокопрофессионального мастера агитационного искусства. Его плакат «Русский народ никогда не будет стоять на коленях» переиздавался в войну несколько раз и вошел в ряд классических образцов, созданных лучшими советскими плакатистами.

У каждого мастера плаката постепенно складывался свой изобразительный язык, свои излюбленные приемы, свой художественный почерк. Но все их работы отмечены острой актуальностью тематики, конкретностью и реалистической ясностью образов, эмоциональным накалом, высоким патриотическим чувством.


И.Серебряный 1943

В минуты передышки, скупо дарованные войной, мастера изобразительного искусства рисовали, писали этюды, лепили, хотя по своей специфике труд скульптора нуждался и в материалах, и в условиях работы, обеспечить которыми в те тяжелые дни, казалось, было невозможно. К сожалению, далеко не все произведения, выполненные тогда в пластилине и воске, удавалось перевести в гипс. Многие работы погибли, иные «перевоплощались» из-за недостатка материала в другие вещи. Но скульпторы делали все возможное, чтобы сохранить свои произведения.

В. Пинчук в конце 1941 года создает скульптуру «Балтиец», полную динамики и экспрессии, А. Стрекавин лепит фигуры сталеваров, В. Боголюбов задумывает многофигурный памятник, посвященный Великой Отечественной воине. Работают скульпторы А. Петошина, В. Драчинская, Т. Кирпичникова, А. Гунниус, Т. Линде, В. Гущина.
В.Пинчук. «Балтиец»,1942

В.Лишев «Проверка документов» 1941- 42

Т.Кирпичникова. Дети – помощники партизан,1942

А. Андреева-Петошина «Партизанка» 1942

В.Пинчук «Клятва мести» 1942
Художники устраивали выставки и их обсуждения, проводили творческие вечера, выпускали печатную продукцию и тем внесли свой вклад в достижение общей цели - Победы над врагом.

И вот, наконец, блокада была прорвана. Из дневника художницы Остроумовой-Лебедевой А.П.: «Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили. 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда - орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была темная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо. Кругом раздавались крики «ура» обезумевших от радости людей».

Из серии "Ленинград в дни блокады" (1941-1944).

А. П. Остроумова-Лебедева «Салют», 1944.

«...И снова мир с восторгом слышит


Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!»

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, скульптуры, графики создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:


  1. Никифорова И.В. «Художники осажденного города».- М., «Искусство»,1985

  2. «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан ».- СПб: Palace Editions, 2003. www.antology.sfilatov.ru/

  3. www.davno.ru/posters/artists/kokorekin/

  4. www.oblmuseums.spb.ru/rus/museums/

  5. pobeda-1941-1945.narod.ru/gal2/photo7.htm

  6. www.rusmuseum.ru/ru/editions/video-blokada.shtml

  7. www.sgu.ru/rus_hist/authors

  8. smena.ru/destiny/62/

  9. www.tvkultura.ru/index.html

  10. weltkrieg.ru/battles/Blokada/

1. Название проекта – Изобразительноен искусство блокадного Ленинграда.


2. Авторы – Белоглазова Дарья, e-mail: [email protected]; Хилькевич Елена, e-mail:

[email protected]


3. Научный руководитель – Миронова Наталья Константиновна,

В городе на Неве, в Доме художников, перед входом в выставочные залы висит большая мраморная доска. На ней высечены имена погибших в Великую Отечественную войну. Более 150 художников...

1941 год. Зима, блокада, бомбежки. Обстрелы, голод, холод. Несчетные тысячи смертей... Череда бесконечных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. Город казался вымершим. Пустынные улицы замело снегом, чернели промерзшие громады домов, безжизненно висели сорванные провода, троллейбусы и трамваи намертво вмерзли в сугробы.

Не было хлеба, света, тепла, воды. И все-таки Ленинград жил и героически боролся.

Улица Герцена, 38. В промерзлых комнатах этого дома ленинградского Союза художников шла в дни блокады особая, напряженная жизнь. Просторное помещение с двумя высокими залами, с большими, некогда светлыми мастерскими стало неузнаваемым. По углам стояли невесть откуда взявшиеся кровати, топились печи-«буржуйки», горели коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые, бледные лица. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной энергией, упорством, страстью.

Соломон Юдовин. В мастерской художника. Линогравюра.

С первого дня войны художники вместе со всеми ленинградцами строили оборонительные сооружения, трудились на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Более ста человек ушло на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Все хотели защищать родной город с оружием в руках. Некоторые тогда решили, что профессиональные навыки художника во время войны никому не нужны. Но уже в конце июня 1941 года большую группу живописцев военное командование призвало выполнять работу по маскировке военных объектов – прежде всего аэродромов. Маскировали и памятники архитектуры города-музея, укрывали от осколков бомб и снарядов монументальные скульптуры на знаменитых набережных и площадях Ленинграда. Руки, умеющие обращаться с произведениями искусства, понадобились и при срочной упаковке сокровищ Эрмитажа и Русского музея для эвакуации. Пережившие блокаду художники вспоминают, с каким трепетом и душевной болью помогали они сотрудникам музеев снимать с подрамников бесценные полотна, как горько всем было видеть пустые рамы на стенах прославленных залов...

До лета 1942 Соломон Борисович Юдовин жил в блокадном Ленинграде, затем был эвакуирован в Карабиху под Ярославлем, где работал над серией Некрасовские места (1944). По возвращении в том же году в северную столицу завершил работу над циклом гравюр на дереве и линолеуме Ленинград в дни Великой Отечественной войны (издан в виде альбома в 1948).

Соломон Юдовин

Соломон Юдовин. Блокадный Ленинград

Соломон Юдовин. Переезд на новую квартиру.

В 1941 году Алексей Фёдорович Пахомов начал работать над большой серией автолитографий «Ленинград в дни блокады». Первые листы этой серии – «Везут в стационар», «За водой», «В очаге поражения» – потрясают ранящей душу правдой изображения быта города-героя. Всего им сделано более 30 художественных хроник ленинградской жизни, которые при всей предельной достоверности являются не просто зарисовками с натуры, а композициями, сделанными на основе размышлений и строгого отбора деталей.

Алексей Фёдорович Пахомов

Алексей Пахомов

Алексей Пахомов. За водой.

Соломон Самсонович Бойм



Соломон Самсонович Бойм. Вода из Невы.



Соломон Самсонович Бойм. Ленинград. Белая ночь. 1943.

Соломон Самсонович Бойм :

1941 - получил назначение в Кронштадтский дом Военно-Морского Флота;
1942 - откомандирован в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. Участвовал в выставке работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны;

1943-1945 - главный художник Политического управления Балтийского флота.


Николай Александрович Павлов. Автопортрет

Вместе с другими художниками Николай Александрович Павлов много и активно работал в осажденном Ленинграде: бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота. Портреты героев-летчиков, моряков экипажа гвардейского эскадренного миноносца «Стойкий» предстают перед нами страницами героической летописи обороны города. Рядом с ними – зарисовки тяжелого блокадного быта ленинградцев: «Уборка снега», «За водой». В одном из своих офортов художник запечатлел драматическое событие – «Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года» , положившее начало голоду в городе, когда сгорели основные запасы продовольствия. Об ужасах войны напоминает и другая гравюра – «Квартира после артиллерийского обстрела» (1941). Незабываемые впечатления блокадных лет сохранены в серии рисунков, посвященных памятникам скульптуры.

Н. А Павлов. Первый Вражеский налёт на Ленинград



Н. А. Павлов. После обстрела

Николай Александрович Павлов. Концерт на набережной Невы.

Н. А. Павлов. Маскировка Медного всадника.

24 июня 1941 года на Невском проспекте, в витрине магазина, появилось первое «Окно ТАСС». Всем тогда еще были памятны знаменитые «Окна РОСТА» В. Маяковского времен гражданской войны. «Окна ТАСС» продолжили эту славную традицию. Они составлялись из злободневных плакатов и карикатур, из ежедневных сводок Совинформбюро и обязательного фотохроникального материала. «Окна» стали так популярны, что вскоре пришлось размножать их, копировать вручную. Прибавилась еще работа над боевыми листками и лубками для фронта, листовками по агитации среди войск противника, многочисленными рисунками для газет и большими агитационными панно, которые ставились на главных магистралях города и дорогах к фронту.


Владимир Александрович Серов



Окна ТАСС. В. А. Серов


Александр Харшак

Ленинградцы, а сегодня уже Петербуржцы, знают творчество Александра Исааковича Харшака по блокадному рисунку, на котором раненый мальчик, перевязанный бинтами, смотрит на всех нас своими огромными совсем не детскими глазами.


Александр Харшак. За что?

Александр Харшак, студент выпускного курса Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, в 1941 году, прервав работу над дипломом, ушел добровольцем в народное ополчение. Защищал Ленинград на Пулковских высотах. Урывками, в перерывах между боями, брался за карандаш и бумагу. Активно сотрудничал с армейской газетой «Удар по врагу».

Во время одной из командировок в осажденный город вместе с напарником - фронтовым фотокорреспондентом - посетил детскую больницу имени Раухфуса. Там им на глаза и попался мальчик с забинтованной головой и ошеломляющим взглядом. Фотограф защелкал затвором своей камеры, а художник принялся рисовать мальчика с натуры.


Константин Иванович Рудаков

Константин Иванович Рудаков в годы Великой Отечественной войны и блокады создал серию портретов бойцов ПВО, работал над театральными декорациями, исполнял живописные панно для городских площадей и улиц, сотрудничал в журнале «Костёр».


Константин Иванович Рудаков. Письмо на фронт. Папа, бей фашистов! Ленинград, Издание Полиграфической мастерской ЛССХ, 1941-1943.(Открытка)


Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Автопортрет. 1940

Когда началась Великая Отечественная война, Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой шел семьдесят первый год. Она не покинула блокадный Ленинград и, поскольку ей трудно бывало спускаться в бомбоубежище, во время бомбежек оставалась дома. Свой кабинет Остроумова-Лебедева устроила в ванной комнате - там были меньше слышны взрывы. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. В таких условиях завершала она работу над вторым томом "Записок", вела дневник, вошедший в третий том. Гравюра Остроумовой-Лебедевой "Сфинкс" украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.



Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Сфинкс. Из Серии "Белые ночи".



Остроумова-Лебедева. Салют. 1944



Павел Филонов. Автопортрет


Павел Филонов. Лики (Лица). 1940.

Мужественно пережил Павел Николаевич Филонов начало войны, и даже ленинградская блокада не вынудила его покинуть заставленную картинами и рукописями крохотную комнатушку. Если бы не возраст, он пошёл бы добровольцем на фронт.

Павел Николаевич Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г.. Похоронен на Серафимовском кладбище. "Лики" - одна из последних его работ.


Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.



Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрация к былине "Дюк Степанович".

Художник Ярослав Николаев , предельно истощенный и больной, даже в самые тяжелые дни не расставался с карандашом и кистью. Необычайно выразителен его автопортрет 1942 года: изможденное лицо, крепко сжатые губы, пытливый взгляд, непреклонность сурово сдвинутых бровей - мужественный и прекрасный образ человека, сумевшего победить смерть.



Ярослав Сергеевич Николаев. Автопортрет.

Творческого материала у художников накапливалось изо дня в день все больше и больше. И Союз художников уже в конце 1941 года решил устроить в своих залах выставку. Те, кто не жил в стенах союза, понесли и повезли на саночках свои работы на улицу Герцена.

2 января 1942 года в промерзшем, с разбитыми взрывной волной стеклами Выставочном зале открылась Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны . Несмотря на то что день был очень морозный, что художники еле держались от голода на ногах, открытие выставки прошло торжественно. И главное – ее посещали! Каждый день приходило по 15–18 человек – цифра по тому времени невероятно большая. Правление союза решило постоянно пополнять выставку новыми работами.


Алексей Пахомов. На постах.


Алексей Пахомов. В очаге поражения.


Алексей Пахомов. Салют в Ленинграде.

18 января 1943 года произошло долгожданное и радостное событие: была прорвана блокада Ленинграда. Жизнь в городе резко изменилась. Хотя не прекратились еще бомбежки и обстрелы, но отступил голод.

В январские дни 1944 года началось мощное наступление. 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Город ликовал. Необычайной силы и яркости салют – первый салют в Ленинграде! – возвестил победу над врагом. Непривычно темные улицы города вновь залил свет, над Невой простер руку освобожденный от укрытия «Медный всадник», на Аничков мост торжественно «въехали» извлеченные из глубоких ям клодтовские кони. В родной город возвращались из эвакуации театры. Вернулись и многие уехавшие прежде художники. Начался новый этап в жизни героического Ленинграда – его восстановление.



И. Серебряный. А ну-ка взяли! Плакат.

http://www.chernorukov.ru/articles/?article=306