Май 15th, 2016 admin

Формазонова Полина Юрьевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тип урока: комбинированный.

Цель: довести до учащихся смысл рассказа Ю. Нагибина.

Задачи:

1)образовательные: научить учащихся анализировать произведения и выделять главную мысль;

2) развивающие: совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, развивать общеучебные умения

3) воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, научить видеть красоту природы.

Оборудование: Фильм «Зимний дуб» по рассказу Ю. Нагибина «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, презентация, карточки, учебник, рисунок (изображение дуба), аудиозапись классической музыки (Свиридов, Вивальди или Чайковский)..

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока. Сообщение темы и главной цели урока. / слайд 1

*Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения, а, значит, будем открывать новое, сопереживать героям, попробуем понять, что нам хотел сказать автор

Эмоциональное настроение:
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

Мы продолжаем знакомство с произведениями, а также их героями из литературного раздела «Хочу все знать!».

Тема нашего урока: знакомство с рассказом Ю. Нагибина «Зимний дуб».

Цель: довести до учащихся смысл этого рассказа .

  1. Проверка домашнего задания.

*Назовите рассказ, который вы читали дома: М. Пришвин Лисичкин хлеб.

Давайте вспомним

  • Что охотник рассказывал Зиночке о тетереве? Ответьте словами из текста.
  • О какой птице еще поведал автор? Зачитайте.
  • Какие чудесные травы принес охотник из леса? (4 абзац: кукушкины слезы, валериана, петров крест, заячья капуста) /Слайды 2-3-4-5
  • Что вы узнали о сосновой смоле? /Слайд 6
  • Знали ли вы это раньше?
  • А вы знаете, где используют люди сосновую смолу сегодня? (канифоль, мази, согревающие растирки, бальзам).
  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

А) Вступительное слово учителя.

*Мы еще раз соприкоснемся с творчеством Ю. Нагибина, который ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. И пример тому рассказ «Зимний дуб», мальчик Коля Савушкин, о котором пойдет сегодня речь.

*Учащиеся нашего класса подготовили дополнительную информацию о биографии автора.

/ слайд 7-8-9 Алешкевич

/ доп. информация учащихся . /

Настоящий отец-Кирилл Александрович Нагибин. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии на реке Красивая Меча в1920 году.

Марк Левенталь — его отчим. Нагибину было тогда около 11 лет. А работал отчим адвокатом в Москве.

В 1927 году его сослали в республику Коми, там он и умер, только в 1952 году.

В 1940 году приняли в Союз писателей.

А первый его сборник рассказов появился в 1943 году.

Юрий Маркович не только писатель, но журналист и сценарист, по его сценариям было снято более 40 фильмов.

Спасибо девочкам.

В). Лексическая работа. / слайд 10

– Прочитайте и объясните значение слов из текста рассказа Ю. Нагибина “Зимний дуб” требующих лексического толкования. (Список слов, вывешен на доске.)

– Как вы думаете, почему именно так назван рассказ?

– Мы сегодня на уроке попробуем подобрать другие названия для рассказа?

Г) Краткое содержание.

— До чтения давайте послушаем краткое содержание рассказа.

/ доп. информация учащихся . /

В течение урока будет проводиться работа по содержанию произведения с опорой на план, составленный учителем:

  1. Вступление.

Январским утром в школу.

  1. Основная часть.
  2. Урок русского языка
    2. “Существительное” Савушкина
    3. Разговор в учительской.
    4. По тропинке в лес.
    5. Зимний дуб.
    6. “Зимний дуб” – настоящее существительное!

III. Заключение.

Самое удивительное в этом лесу…

(План записан на доске.)

  1. Работа по учебнику. Первичное знакомство с текстом: С. 17-26 и проверка понимания учащимися нового материала с элементами обсуждения рассказа «Зимний дуб»

(Используя различные виды чтения произведения)

Открываем текст на с.17, следим за чтением.

а)Чтение чителем : до слов – и уселись по своим местам .

Какую картину представили ? (Ранее зимнее утро в деревне Уваровка. Молодая учительница Анна Васильевна торопится в школу. Ей встречаются ее ученики. Они со звонком заходят в класс. Первый урок у них – русский язык.)

б)– Прочитайте по ролям отрывок под названием “Урок русского языка ”.

– Сколько потребуется учеников?

  1. Учительница –
  2. Леша Фролов –
  3. Коля Савушкин –
  4. Ученики хором —
  5. Автор – до слов: урок продолжался…

Оценивается чтение.

– Как вы думаете, есть ли у слов “существительное” и “существенное” в значении что-либо общее?

(Дается толкование слова “существенное” – “главное”. “Существительное” – название живых и неживых предметов, окружающего нас мира.)

– Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным?

(Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

5.Физминутка для глаз (закрыли глаза ладошками – почувствуйте тепло – смотрим на экран)

– Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

– Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

г) /Слайд 12-13-14-15-16

* Ребята, в начале урока мы говорили о том, что по произведениям Юрия Нагибина было снято много фильмов. Мы посмотрим фрагмент из фильма «Зимний дуб».

Слайд 17-18 .

*Как Вы думаете, что происходит с человеком, когда он остаётся наедине с природой?

Он становится самим собой.

Д) Продолжаем работу над произведением. Выборочное чтение.

Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы.

С.25 находим и читаем мысли учительницы

-Скажите, мы можем утверждать, что ученик преподал урок своей учительнице?

-А как вы думаете, Анна Васильевна хорошая учительница или нет?

— Конечно, вы правы, ей просто не хватает опыта.

С.25-26- читаем заключение рассказа.

— Дуб словно хранитель леса, хозяин, а человек- хранитель природы.

Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека» Таким, как он, сохранять мир на земле, беречь все живое.

Понравился ли вам этот мальчик?

  1. Подведение итогов урока.

А) Самостоятельная работа в группах по тетрадям. Образуем группы по рядам.

1гр – стр50 №1

2 гр- стр51 №4

3 гр- стр51 №5

Самостоятельная работа в парах по карточкам

Б) Проверка и обсуждение работ учащихся, подведение итогов.

А я предлагаю вам задуматься над значением следующих существительных: приРОДа, наРОД, РОДина. Что у них общего? (Одинаковая часть – произошли, образовались от слова РОД.)

– У М.Пришвина есть слова: “Беречь природу – это значит любить Родину”. У слова “любить” есть синоним – “быть неравнодушным”. К кому из персонажей рассказа можно отнести эти слова?

– Кого можно назвать главным героем рассказа?

– Какое другое название для рассказа вы можете предложить? (Удивительный человек. Коля Савушкин. Хранитель дуба.)

В) Слайды 26-27-28-29-30-31

VI Рефлексия . Слайд 31-32

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Хочется ли вам побывать в лесу?
  • Если бы вы сейчас попали в лес, что из описанного Нагибиным вы хотели бы увидеть?
  • Какое сейчас у вас настроение, ребята, после нашей беседы?
  • Какую главную мысль вы сегодня унесете с урока?

Урок наш подходит к концу, вы все сегодня отлично поработали.

VII. Домашнее задание: /слайд 34 с.17-26 чтение. Описание зимнего дуба приготовить для пересказа близкого к тексту.

По желанию: Нарисовать зимний дуб и его обитателей.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Зима. Снег за ночь засыпал дорожку, которая ведет к школе. Молоденькая учительница осторожно ставит ножки в маленьких, отороченных мехом ботиночках, иногда оглядывается, любуясь на следы, оставляемые острыми носочками. Анне Васильевне нравилось, как мороз покусывает нос, щеки и забирается под шубку. Работает она в школе только два года, но жители всех окружающих поселков уже знают и уважают ее, и от того ей радостно и спокойно.

На встречу по узенькой тропке идет объездчик с конезавода по фамилии Фролов. Его сын учится у Анны Васильевны. Снимает

Шапку в приветствии и интересуется, как учится его Лешка и не балуется ли. Мудрая учительница успокаивает его, говоря, что все балуются, лишь бы баловство границы не переходило.

В школу с широкими, расписанными морозами окнами уже текут ручейки школьников в капорах, платочках, картузах, шапочках, ушанках и башлыках. Первый урок у Анны Васильевны в пятом «А». Как и в прошлом году, она волнуется, начиная рассказывать тему урока – имена существительные, переживает – вдруг кто-то из учеников не поймет. Неожиданно дверь в класс тихонько открывается и на пороге появляется Коля Савушкин, смущенный, в разношенных

Валенках. Он всегда опаздывает, хоть и живет не так далеко.

Урок тем временем продолжается. Ученики дают примеры имен существительных. Со всех сторон летят слова: кошка, окно, дорога, гвоздик, город, улица… Савушкин поднимает руку и отчетливо произносит: «зимний дуб». Раздается смех, но Коля не замечает его, для него все очевидно – «зимний дуб» это существительное. Учительница вызывает его в учительскую, где пытается понять, почему он все время опаздывает, а мальчик и сам не знает. Ходит короткой дорогой, в снежки с ребятами не играет. Решают вместе пойти к его маме – «душевной нянечке» из санаторной водолечебницы с обмякшими от горячей воды, матерчатыми руками. Вот и время позволяет – сейчас два часа, а Колина мама работает с трех. Папы у мальчика нет – на войне погиб.

Тропинка к дому мальчика начинается прямо от школы, бежит вдоль ручья. Ступишь на нее и будто оказываешься в другом мире, наполненном тишиной и покоем. Все вокруг белое, деревья сокрыты снегом, и только тонкие веточки берез кажутся нарисованными тушью на небе. На полянках среди расступившихся деревьев виднеются заячьи следы, а кое-где попадаются и большие следы лося. Сама учительница и не догадалась бы, что здесь сохатый прошел, зато Коля все знает, хоть и не видел его никогда.

Ручей покрыт льдом, только в некоторых местах темным глазком проглядывает вода. Коля и про это все знает – теплые ключи бьют, вот вода и не замерзает. И точно, приглядывается учительница, видит тоненький стебелек с пузырьками, похожий на ландыш. Играет носком ботинка в снег, падающий в воду, лепит замысловатые фигуры. А Коля уже вперед ушел по теряющейся в лесу тропинке. Обогнула она боярышник, вышла на полянку, а здесь в белой, сверкающей одежде стоит зимний дуб. Нижние ветки шатром раскинулись над поляной, ствол как будто обшит серебряными нитками, весь блестит маленькими зеркалами. Кажется Анне Васильевне, что дуб ступает к ней на встречу, приветствует ее.

Коля возится под корнями огромного, как собор, дерева. Вот он нашел свернувшегося в клубок ежа с острыми иглами в сопревших тоненьких листьях. А здесь, в маленьком гроте с сосульками, сидит коричневая, как будто картонная, лягушка, спит, претворяется будто мертвая. Целый волшебный мир Савушкина с затаившимися жучками и ящерками предстает перед Анной Васильевной, она всматривается в него, радуется и вздрагивает от неожиданности, когда мальчик говорит, что они уже опоздали, и мама ушла на работу.

Сухими и холодными кажутся Анне Васильевне теперь ее уроки. Как бессилен человек перед тем миром, который может открыться ему, стоит только присмотреться. Думает она, что и учительница она не такая умелая, и ни шагу по пути к умению и мудрости еще не сделала. Сомневается, сможет ли вообще найти этот путь. Поблагодарила мальчика за прогулку, а тот нахлобучил ушанку, поднял с земли палку и протягивает ее ей, чтобы от лося могла уберечься, если вдруг тот наскочит на нее по дороге. Пошла учительница, а Коля остался у дуба, будто издали охраняет ее. Поняла, что самым удивительным в лесу и был этот мальчик, смелый и добрый.

1. - Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я приглашаю Вас «увидеть необычное в обычном».

2. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

3. Фильм.

4. Введение в тему.

Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле.

Попробуем найти истину в рассказе Юрия Марковича Нагибина «Зимний дуб», поставив перед собой вопросы: о ком?, о чем?, зачем?

5. Работа по группам.

Ответить на эти вопросы нам поможет работа по анализу отрывков из произведения, которую мы выполним в группах.

Прочитайте эпизоды из рассказа и выскажите свое мнение на поставленный в карточке вопрос.

6. Работа с залом.

Дуб был священным деревом многих народов, в том числе древних славян, ему поклонялись как божеству .

Он и сегодня остается символом мужества, стойкости, выносливости, долголетия, благородства, верности, защиты.

К описанию дуба обращаются многие писатели:

Может быть, кто-то узнает услышанные отрывки и назовет произведение и его автора.

1. «Ста­рый дуб, весь преображенный, раскинувшись ша­тром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору про­бились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чув­ство радости и обновления» (Лев Толстой «Война и мир»)

2. Я видел дуб.

Он сотни лет,

Все глубже корни простирая,

Держался крепко на земле,

Макушкой небо подпирая. (Иван Кашпуров «Дуб»)

3. Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он воин в поле, даже и один. (Николай Заболоцкий «Одинокий дуб»)

4. У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом. (Александр Пушкин)

Какую смысловую нагрузку несут описания дуба в этих произведениях?

7. Итог работы групп.

Настала пора подвести итог работы групп.

Первая группа представляет нам предметный анализ текста: о ком?

Пожалуйста, выскажите свое мнение.

1) Мир детства представлен в рассказе радостным, безмятежным, жаждущим знаний – разноцветный мир детства.

2) Молодая, считавшая себя опытной, жизнерадостная, самоуверенная. Все ее ценят и уважают. Слава умелого, опытного учителя.

3) Маленький, в разношенных валенках, непосредственный деревенский мальчишка, живущий окружающей природой, наслаждающийся ее удивительной красотой, душевный и честный.

4) Один из главных героев рассказа. О нем, как о живом существе говорит Савушкин, несмотря на окрики и смех товарищей: « Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!»

5) Отец погиб на войне, мать воспитывает четверых детей, трудолюбивая, добрая женщина.

6) Жители Уваровки добрые, уважительные люди.

7) Зимние постояльцы.

Вторая группа представляет нам смысл предметного анализа текста, основную мысль произведения, выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности: о чем?

1) Радость, восхищение, прилив чувств, восторг.

2) Самоуверенность, самонадеянность.

3) Когда человек остается наедине с природой, он становится самим собой, душевным и честным, бесхитростным и просты.

4) Красота природы. Зачарованный мир покоя и беззвучья.

5) Самоуверенность ее исчезает, когда в лесу ее учит маленький мальчик. Она прошла тот же путь, что и ее ученик.

6) Богатство и красота внутреннего мира героя. В будущем станет таким же стражем леса, как и дуб.

Выскажите свое мнение.

Итог (мой)

Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек и природа, потому что это единое целое;

Чтобы понять, что есть мир другого человека и его надо принимать так, как свой собственный;

Чтобы ценить жизнь.

Дуб – хранитель леса, а человек – хранитель всего мира.

Спасибо за общение!

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».

(Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)

Цели:

продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;

обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;

развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;

воспитывать патриотическое отношение к природе.


«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество

ее законов и незащищенность».

Ю.Нагибин


Ход урока:

Проверка домашнего задания

Пересказ.


Аналитическая работа по второй части.

Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.

("Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…")

Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).

Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.

Как появляется в рассказе зимний дуб?

(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)

Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;

Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).

Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

(Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)

Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)

Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

("Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!")

Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?

Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?

Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

("...Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.)

(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)

Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)

Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как "чудесном и загадочном человеке»)

Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)


Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)


Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).

(Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек

и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого

человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).

Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».


Рефлексия


Домашнее задание : сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»

Литература: Цветкова Татьяна Михайловна . Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб". Фестиваль «Открытый урок».

Тема : Юрий Нагибин. Зимний дуб

Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;

развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

Ход урока:

Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)

Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.

Совместное чтение рассказа.

Проверка первоначального восприятия

Почему произведение называется «Зимний дуб»?

Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?

Что можете сказать о мальчике?

Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

Аналитическая работа


- На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.

С чего начинается повествование?

(С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)

В литературоведении это называется… (Экспозицией)

Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

Перед нами образ идеального человека.

– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце")

Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

Читаем диалог между учителем и учеником.

Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?


Рефлексия


Домашнее задание : готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

  • довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения;
  • заставить каждого задуматься об ответственности за свои дела и поступки.

Оборудование:

  • текст рассказа "Зимний дуб";
  • портрет Ю. Нагибина;
  • рисунок зимнего дуба – на доске.

Словарная работа: на доске – слово толерантность и его лексическое значение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Писатель Нагибин ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Надолго ли? Это покажет время. Но очевидно одно – они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. И пример тому рассказ "Зимний дуб", о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.

II. Работа с текстом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Сформулируйте тему рассказа. Примерные ответы учащихся.

Я думаю, что основная тема- взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования.

2.С чего начинается конфликт? С опоздания Савушкина на урок русского языка. Это очередное опоздание ученика выводит из себя молодую учительницу. Она решает поговорить с мамой Cавушкина.
3.Что рассказывает нам автор о Анне Васильевне? Ей 24 года. Работает она всего два года, но уже приобрела славу опытного преподавателя. Ее знают, ценят, уважают.

Сама Анна Васильевна хороший человек, но она немного самоуверенна.

4.Читаем отрывок. “Урок изучения существительного” Его прерывает опоздавший Савушкин. Он же потом приводит неудачный, по мнению учителя, пример существительного - "зимний дуб". Рассуждая о раздражении учителя, ребята приходят к выводу, что начавшийся конфликт можно было легко погасить, попросив мальчика рассказать о его примере. Почему именно "зимний дуб"?
5.Обращаемся к лексическому значению "толерантность", записанному на доске. Читаем его значение, рассуждаем о важности толерантности в нашей жизни.
6.Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент. В этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце". Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию в лес можно было организовать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна просто решила пожаловаться на Савушкина его маме.
7.Читаем диалог между учителем и учеником. Савушкин сам собирается проводить учительницу к себе домой. И выбирает знакомый путь
8.Урок, который очень тонко преподает своим героям и нам, читателям, автор рассказа. "Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!".
III. Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части.
1.Находим предложение, с которого начинается вторая часть и анализируем ее. "Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…"

В зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с теплыми ключами. Там на белом снегу удивительные следы.

Ученики говорят, что теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.

2.Время в этом мире движется с непривычной скоростью. Вместе с тем словно размывает ощущение самого времени. Его просто не существует! А что есть? Красота окружающей природы, которая заворачивает, заставляет забыться. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы.
3.Главный сюрприз, который готовит автор - зимний дуб. Читаем описание дороги к нему, обращая внимание на художественные средства описания (эпитеты, метафоры, олицетворения). Читая описание дуба, обращаем внимание на рисунок его, выполненный группой учащихся. Выслушиваем художников, рассказывающих, что именно хотели они передать.
4.Как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка? "Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!"
1. Какие чувства испытала Анна Васильевн при виде этого сказочного дерева? "робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.
2. Тайны корней дуба. Читаем.
5. Дуб словно хранитель леса, хозяин. А человек- хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны.

Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике "чудесного и загадочного человека". Таким, как он, сохранить мир на земле, беречь все живое.

Читаем, внутренний монолог учительницы, в котором она с болью говорит: "Можно ли яснее признать свое бессилие?"

Учащиеся делают вывод о том, что Анна Васильевна теперь обязательно изменится, будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Говоря Савушкину, что "короткий путь еще не самый верный", что теперь ему придется ходить по шоссе, она делает выводы и для себя. Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя опытной учительницей, что "быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто". Учащиеся рассуждают о своем понимании этих слов Нагибина, приводят примеры из жизни.

IV. Вывод по уроку вытекает из рассуждений учителя и учащихся о глубоком смысле этого небольшого рассказа, который одинаково интересен взрослым и детям. Говорят о том, как понимают смысл названия рассказа "Зимний дуб". Вновь формулируют тему рассказа, которая, оказывается, гораздо шире, чем простые отношения между учителем учеником.