Хореограф Владимир Васильев всегда отличался свежим взглядом даже на классические произведения и неповторимой работоспособностью.

Сам Васильев также снимается в фильмах-балетах. Его можно увидеть в цветном телевизионном балете "Трапеция", телебалетах "Спартак", "Жиголо и Жиголетта".

Работа балетмейстером

Когда Васильев понял, что его карьера на сцене подходит к концу, он не пожелал оставлять балет. Для этого в 1982 году он получает диплом государственного института театрального искусства (ГИТИС) на балетмейстерском отделении.

Тогда же он начинает сам преподавать в этом вузе, делится со студентами секретами своего мастерства. Педагогом балетмейстер Васильев работает до 1995 года. При этом на протяжении целых десяти лет руководит кафедрой хореографии. В 1989 году получает звание профессора.

Во главе Большого театра

До 1995 года Владимир Васильев балетмейстером был первоклассным. Поставил не один балет, который до сих пор с успехом идет на сцене Большого театра.

В 1995 году в его карьере наступает новый этап. Он получает пост художественного руководителя Большого театра, который параллельно совмещает с должностью директора этого учреждения культуры. На этом посту он проработал на протяжении пяти лет. Большой театр с Владимиром Васильевым сегодня ассоциируется у многих отечественных и зарубежных зрителей.

Во главе Большого театра он запомнился не только появлением новых постановок, но и тем, что в 1999 году основал балетную школу Большого театра в далеком городе Жоинвилле, расположенном в Бразилии.

В последние годы имя Владимира Васильева, балетмейстера, все реже встречается в средствах массовой информации. В центре общественного внимания он оказался в 2003 году, когда в голландской столице Амстердаме вошел в состав жюри престижного конкурса "Евровидение для молодых танцоров".

В 2014 году Васильев на время снова вернулся на сцену. В мини-балете "Первый бал Наташи Ростовой" он исполнил роль Ильи Андреевича, отца героини. Это произведение было продемонстрировано зрителям в рамках зимних Олимпийских игр, которые проходили на территории России, в Сочи.

Личная жизнь

Был женат только один раз Владимир Викторович Васильев. Личная жизнь артиста - яркий пример крепкой и беззаветной любви. Его избранницей стала Екатерина Максимова. Она была балериной, на протяжении многих лет они вместе выходили на сцену Большого театра.

Екатерина Максимова и Владимир Васильева были не только супругами, но и коллегами, друзьями и партнерами. Правда, в жизни, целиком посвященной творчеству, пришлось чем-то жертвовать. Детей у супружеской пары так и не было.

Несмотря на это, Екатерина Максимова и Владимир Васильев прожили долгую и счастливую совместную жизнь, полную радостей и разочарований. Но главное - они все время были вместе.

В 2009 году Максимова скончалась. Ей было 70 лет. С тех пор Васильев живет один. По его собственным словам, он лишился частички своей души и постоянно скорбит о возлюбленной. Все последние постановки, над которыми он работает, герой нашей статьи неизменно посвящает памяти любимой женщины.

Общественная деятельность

Васильев известен не только своей карьерой на сцене, но и общественной деятельностью. К тому же Владимир Васильев награды получал и от советской, и от российской власти. Везде его ценили и берегли.

Одно из первых значимых достижений - звание Заслуженного артиста РСФСР, полученное в 1964 году. Также у Васильева была премия Ленинского комсомола, Ленинская премия, орден Ленина. С 1973 года Владимир Васильев - Народный артист.

В 1981 году он получил орден Дружбы народов, спустя еще пять лет орден Трудового Красного Знамени. Уже в 2000 году президент России Владимир Путин вручил ему орден "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени с формулировкой за неоценимый вклад в развитие российского искусства хореографии. В 2008 году Васильев получил этот же орден и третьей степени. На этот раз за многолетнюю яркую общественную и творческую деятельность.

Много у Васильева и зарубежных наград. Во Франции он стал обладателем ордена "За заслуги", в Бразилии ордена Риу-Бранку, в Италии ордена Звезды Италии, в Японии - ордена Восходящего солнца.

Множество заслуг у Васильева и в педагогической сфере. Он почетный профессор МГУ, член Международной академии творчества, а также академии российского искусства. До сих пор является заместителем руководителя исполнительного комитета отечественного центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. Входит в состав жюри независимой творческой премии "Триумф". На протяжении практически двух десятков лет руководит фондом памяти балерины Галины Улановой.

Большое значение в творческом мире имеет конкурс артистов балета "Арабеск". Васильев пять лет возглавлял жюри конкурса, а с 1996 году стал его художественным руководителем. Это открытый конкурс артистов балета, который ежегодно проводится в Перми.

Васильев вместе с супругой приложили много усилий, чтобы этот конкурс стал известным и знаменитым на весь мир.

В 2008 году состоялось знаковое событие. Оно совпало с пятидесятилетним юбилеем творческой деятельности легендарной супружеской пары. Поэтому конкурс был посвящен именно им. Он стал бенефисом Васильева и Максимовой.

В год своего семидесятилетия Васильев на конкурсе "Арабеск" станцевал в паре с Дарьей Хохловой, а также выступил в качестве постановщика-хореографа миниатюры "Баллада", поставленной на музыку Фредерика Шопена.

Сейчас Васильеву 77 лет. Несмотря на возраст, он продолжает вести активную творческую и общественную деятельность.

Друзья и знакомые о Васильеве

С теплотой и восхищением о Васильеве отзываются все, кто его знал и с ним работал. Или хотя бы видел на сцене. Балетмейстер Большого театра Игорь Моисеев вспоминает, что выступление Васильева - это поэзия, порыв духа. Он артист, обладающий феноменальной техникой, музыку и балет он просто подчиняет себе.

Театральный режиссер и народный артист РСФСР Борис Львов-Анохин утверждает, что герой нашей статьи имеет редкий на сегодняшний день дар сценического и пластического перевоплощения. Он олицетворяет собой русский балет.

Одна из его самых больших удач, по мнению Львова-Анохина, партия Щелкунчика в одноименной постановке.

Иван Васильев меняет профессию. Иван Васильев женился. Иван Васильев готов сказать "нет" президенту России ради домашних котлет... Прославленный артист балета, звезда Михайловского и Большого театров Иван Васильев рассказал главному редактору журнала HELLO! Светлане Бондарчук о недавней свадьбе с Марией Виноградовой, состоявшейся 6 июня в Москве, новом витке в карьере - в мае Иван дебютировал как хореограф, представив в концертном зале "Барвиха Luxury Village" свой первый спектакль "Балет №1" - а также вспомнил любопытные истории из своего балетного прошлого.

Иван Васильев и Светлана Бондарчук во время интервью в ресторане "Vаниль"

Светлана. Думаю, что даже те, кто не так хорошо знаком с балетом и не видел Ивана Васильева на сцене, запомнили его на церемонии открытия Олимпиады в Сочи, в той части шоу, где разыгрывалась сцена первого бала Наташи Ростовой. Красивый молодой человек с романтическими кудрями в эффектном гусарском кителе исполнил несколько прыжков - невероятных полетных прыжков, от которых просто захватывало дух.

Мне довелось не раз видеть дуэт Ивана Васильева с балериной Натальей Осиповой на сцене Большого - это всегда производило громадное впечатление. А однажды получилось так, что я оказалась в эпицентре... не хочу сказать скандала, но Наташа и Иван тогда действительно нас потрясли. Представьте, HELLO! проводит фотосъемку в Михайловском театре и неожиданно мы узнаем, что Наталья Осипова и Иван Васильев подписали контракт с Михайловским театром. Невероятно: звезды главной сцены страны "сбежали" в Петербург. Причем даже не в Мариинку. Буквально через полчаса информация распространилась по всем информагентствам, вечером об этом рассказывали в новостях по центральным каналам. Но мы узнали об этом первыми!

Сегодня Ивану, к счастью, ничто не мешает танцевать и в Михайловском театре, и в Большом (теперь он здесь guest star - "приглашенная звезда"). Недавно Иван дебютировал с собственной хореографией: в "Барвиха Luxury Village" представил свой первый проект - "Балет №1". Уверена, что это было не последнее представление. В спектакле участвовали звезды Большого, но могу сказать точно, что в тот вечер самые пристальные взгляды были направлены на балерину Марию Виноградову. Многим уже тогда было известно, что они с Иваном Васильевым помолвлены. А сейчас мне приятно сообщить читателям HELLO!, что в минувшую субботу Иван и Мария поженились, с чем я их искренне поздравляю.

Светлана. Иван, мы познакомились с тобой, если не ошибаюсь, лет семь назад. Это было в баре Чапурина. Было очень весело. Мы даже выпивали, я помню.

Иван. (Смеется.)

Светлана. У меня тогда было не так много знакомых из мира балета, и для меня стало открытием, что вы, балетные люди, такие вполне земные и ничто человеческое вам не чуждо. Можете и повеселиться, и потанцевать. У тебя, на мой взгляд, прекрасное чувство юмора, и, собственно, к чему я это веду: я хотела бы, чтобы ты повторил для читателей HELLO! ту потрясающую историю, связанную с Олимпиадой, которую однажды уже рассказывал мне.

Иван. Да, это был действительно забавный случай. Дело в том, что во время подготовки к этой церемонии я полторы недели безвылазно провел в Сочи. Меня не выпускали в Москву даже на один день, хотя я всеми силами туда рвался. Понятно, что после церемонии открытия я первым делом кинулся в отель, схватил чемодан, сел в такси, чтобы поскорее попасть в аэропорт, а оттуда в Москву. Потому что в Москве меня уже ждала Маша с котлетками из индейки с перчиком, которые она приготовила и даже выслала мне фотки по Viber. И вот я в машине еду, и вдруг - бам! - звонок: "Ваня, Владимир Владимирович завтра всех собирает. Вы должны быть". Я говорю: "Не, я не могу, у меня самолет!" - "Но это же Владимир Владимирович..." И тут я выдаю: "Ну, может быть, он сможет со мной в Москве встретиться?" - "Ваня, мне довольно неловко будет сказать об этом Путину". Ну, неловко, значит, упс! И я повесил трубку. Едем дальше. Десять секунд проходит, и вдруг начинается: мне позвонили все, кто только мог. Мне, наконец, позвонила Маша: "Ваня, ну ладно, котлеты подождут, ну оставайся уже". В общем, я попросил развернуть машину и задержался еще на день.

Светлана. Значит, любовь для тебя - самое важное. Любовь к домашним котлетам. (Смеется.)

Иван. Да, Маша про меня шутит: "Вот за что ты меня любишь - за котлеты".

Светлана. Она действительно так хорошо готовит?

Иван. Моя жена прекрасно готовит все: от элементарной гречки с грибами до супа "Том Ям". Вообще, она меня балует жутко. Я такой разбалованный благодаря ей и жутко привередливый. Мне нужно только все самое вкусное. (Cмеется.)

Светлана. На днях вы с Машей поженились, еще раз поздравляю вас!

Иван. Спасибо.

Светлана. Но месяцем раньше произошло еще одно немаловажное для тебя событие: ты дебютировал как хореограф. Это была действительно такая давняя мечта?

Иван. Можно сказать, что мечта детства. Потому что, будучи 12-летним подростком, я уже знал, что обязательно буду ставить. Сейчас у меня такой этап в карьере: я станцевал очень много из того, что задумывал, и теперь мне нужно двигаться дальше. Мне хочется не просто танцевать, мне хочется создавать что-то новое, интересное. В этом проекте "Балет №1" я собрал лучших артистов Большого: Дениса Савина, Кристину Кретову, Анну Окуневу, Александра Смольянинова... Я видел на репетициях, что они действительно увлечены процессом, что они хотят работать, открыты для любой моей самой безумной идеи. (Смеется.)

Светлана. Если это была твоя давняя мечта, наверняка был кто-то, кто подтолкнул тебя к этому решению, помог сделать шаг?

Иван. Маша, за что я ей очень благодарен. Я такой человек, у меня всегда куча планов возникает в голове. Я могу ими болеть бесконечно. Ходить по квартире до трех часов ночи, придумывать что-то, обдумывать, говорить: "Хочу, хочу, хочу". И в какой-то момент Маша мне просто сказала: "Хочешь? Давай!" Вот, понимаешь, мне нужно было услышать эти слова от родного человека: "Давай". Нужен был этот выстрел "на старт", чтобы я побежал. И теперь я буду бежать, пока не достигну красного флажка на высокой горе.

Светлана. Надо Машу предупредить, чтобы она все-таки берегла тебя. (Смеется.)

Иван. Она теперь сама мучится оттого, что я иногда вскакиваю среди ночи: у меня вдохновение. Я начинаю придумывать новую хореографию, блуждаю по квартире, оказываюсь внезапно на кухне. Сам не понимаю, как там оказался... (Смеется.) Приходит Маша на кухню. Свет выключен, я стою в темноте, как-то там дрыгаюсь... (Смеется.) Она смотрит: "Ваня..."

Светлана. Создается впечатление, Иван, что ты не ищешь легких путей. У тебя прекрасная карьера танцовщика, и вдруг ты вступаешь на путь неизведанного для тебя - хореографии. Танцуешь в Большом - неожиданно переходишь в Михайловский театр.

Иван. Ты права. Когда мне становится слишком комфортно, мне хочется все поменять и начать сначала. Уйти из Большого, где я мог годами танцевать Спартака, Дон Кихота и прочее, и пойти в театр, который тогда не так еще звучал, как сейчас, и в нем по-новому расти.

Светлана. Твой папа, военный, видимо, тоже не искал легких путей, когда отдал тебя в балет. Для мужчины отдать сына в балет - это, согласись, немного необычно. Тем более если сам он не связан с этим искусством. Как так получилось?

Иван. Меня было сложно не отдать, потому что, вообще-то, я с четырех лет танцевал в народном ансамбле в Днепропетровске, куда мы переехали из Приморского края, где я родился. А потом, впервые увидев балет, я заявил, что хочу заниматься только балетом.

Светлана. Сколько тебе лет было?

Иван. Семь лет.

Светлана. А как ты понял, что это твое?

Иван. Не знаю, меня как будто ведет что-то по жизни. Как будто что-то внутри сидит и толкает меня в нужную сторону. А я считаю, что пошел в нужную сторону: я занимаюсь любимым делом. Иду на работу не из-под палки, а с удовольствием. Только если не нужно вставать ради нее в семь утра. (Смеется.)

Светлана. Так ты любишь поспать?

Иван. Для меня это необходимая вещь - выспаться. Я люблю много спать. Все театры с этим мучатся. Но мой нынешний статус в балете позволяет мне просить поздние репетиции.

Светлана. В хореографическом училище ты сразу стал выделяться?

Иван. Выделялся я всегда характером. У меня характер лидера: стремлюсь быть лучшим во всем, за что берусь. А вот педагоги мои, наоборот, сомневались. Преподаватель из ансамбля народного танца говорил: "Ну куда ему в балет? Посмотрите, у него короткие ножки, маленькие, толстенькие..." Время показало, что он был неправ.

Светлана. Абсолютно. В корне. Но все-таки есть определенные физические стандарты. Получается, что ты разрушаешь стереотипы?

Иван. Стандарты все относительные. Если сравнивать меня с сегодняшними длинноногими принцами, то да, я вне стандартов. Но если смотреть чуть шире или чуть дальше, в прошлое, - то нет. Владимир Васильев не высок, у Рудольфа Нуриева ноги были не самыми длинными.

Светлана. Ты мне больше всех напоминаешь Нуриева.

Иван. Спасибо. Это мой любимый танцовщик.

Светлана. Но, когда ты начинал, все, наверное, скорее, сравнивали тебя с Васильевым? Может быть, даже думали, что ты его родственник?

Иван. Да, очень много было вопросов. Тем более что мой папа - полный тезка Владимира Викторовича Васильева. Однажды мне позвонили с какого-то конкурса и спросили: "Иван, сможете ли вы принять участие в нашем гала-концерте?" Я ответил: "К сожалению, не смогу". - "А папа ваш сможет приехать к нам, посидеть в жюри?" Я ответил: "Конечно, сможет. Но он будет оценивать только строевой шаг".

Светлана. Тебе досталась, можно сказать, по наследству коронная партия Васильева - Спартак. Ваши Спартаки похожи?

Иван. Нет, мы абсолютно разные Спартаки. Он - Спартак, который нужен был тому времени: величайший и благородный герой.

Светлана. А сейчас какие нужны герои?

Иван. Мой Спартак, на мой взгляд, более приземленный, более человечный. Как говорят, жизненный. Но, конечно же, Владимир Викторович в этой партии на меня всегда производил впечатление колоссальное. Повторить его невозможно. Вообще, копировать артистов такого масштаба, как Васильев, Лавровский, Владимиров, Нуриев, невозможно. И ошибается тот, кто к этому стремится. Нужно создавать свое.

Светлана. Но вот я могу сказать точно, что вас объединяет с Васильевым, - ярко выраженная мужская харизма. Хотя ведь в представлении обывателя артист балета - это, скажем прямо, не очень мужская профессия. Ну, есть же определенные стереотипы? В отношении актеров они тоже существуют. Но у тебя этого нет вовсе.

Иван. На самом деле в балетном мире очень много настоящих мужиков. (Смеется.) И мы порой смеемся над собой: ну что за профессию мы выбрали - ресницы красим, колготки надеваем. Очень любим поржать над этим. Потому что есть балеты - так называемая голубая классика вроде "Жизели", "Сильфиды", где вся драматургия укладывается в простую схему: влюбился - поклялся - женился. Или влюбился - поклялся - все умерли. Там просто удовольствие поржать над колготками. Хотя в то же время это искусство, это сказка. И мы находимся внутри этой сказки.

Светлана. Иван, вы же сейчас с Машей много танцуете вместе?

Иван. Да, мы много где танцуем: в "Жизели", "Сильфиде", "Спартаке" и "Иване Грозном".

Светлана. Скажи, а ты собственник? Ревнивый мужчина?

Иван. Да.

Светлана. Например, если твоя жена будет танцевать с другим партнером?

Иван. Это абсолютно нормально. Это театр. И если я буду танцевать с другой партнершей, не сомневаюсь, что Маша это спокойно переживет. Я танцую во всех театрах мира, с разными балеринами разных национальностей. Это просто наша профессия.

Светлана. А как же эти близкие контакты в балете? Все эти поддержки...

Иван. Ну, мы так воспитаны. Мы уже в детстве танцуем дуэтный танец. Мы берем девочек за ноги, чтобы поднять. Они не воспринимают это как приставание. (Смеется.)

Светлана. Объясни мне: вот каково это - танцевать с любимой женщиной? Это, с одной стороны, наверное, проще, а с другой...

Иван. Более ответственно. Это двойная нагрузка на нервы. Я не прощу себе никогда, если уроню свою вторую половинку. (Смеется.) Хотя, слава богу, я еще никого не ронял.

Светлана. Я знаю, что ты - один из самых высокооплачиваемых артистов балета в мире. Но вот сейчас, когда у тебя появилась семья, твои финансовые запросы, наверное, должны еще возрасти? Насколько денежная сторона вопроса является для тебя определяющей?

Иван. Я никогда не отталкивался от количества нулей в гонорарах. И не собираюсь этого делать впредь. Для меня в приоритете творчество. Если я заинтересован в работе, не имеет значения, сколько мне за нее заплатят. Если говорить конкретно о хореографии, главное для меня как для хореографа - создавать новое. Вот это моя цель сейчас.

Светлана. А детей ты хочешь?

Иван. Да, очень.

Светлана. А как же карьера Марии. Она готова?

Иван. Конечно. Всему свое время.

Светлана. Будет ли у вас свадебное путешествие?

Иван. К сожалению, у нас только отпуск две недели. Собираемся поехать в Дубай в августе.

Светлана. Не надо, это ужас. Там очень жарко в это время.

Иван. Поздно, все. Мы едем туда уже. Потому что прошлый отпуск мы провели на Маврикии и там было холодно. Этим летом я решил поехать туда, где сто процентов будет очень жарко.

Светлана Бондарчук и Иван Васильев Светлана. Иван, хочу спросить тебя: вот что для тебя самое главное в жизни? Что на первом месте?

Иван. Мои любимые. Живу для семьи в принципе. Если бы у меня не было семьи, моей любимой женщины, мамы, брата, бабушки, я не знаю, что бы я делал... Жить для себя? Вообще этого не понимаю. Я творчеством занимаюсь не для себя и танцую не для себя. У меня есть семья, у меня есть тыл, мне есть куда вернуться, есть те, ради кого я уезжаю на край света, дергаюсь в колготках, потею, потом не сплю в самолете. Все только для них.

Светлана. Спасибо, Иван. Ты знаешь, о чем я подумала: а пригласи меня как-нибудь на свою репетицию?

Иван. С удовольствием.

Светлана. Когда ты будешь сам ставить. Мне очень интересно, как это происходит, честно.

Иван. С удовольствием. Хотя в эти моменты я немного похож на сумасшедшего. Но мне это нравится.

Факты об Иване Васильеве:

Танцовщик Иван Васильев родился в селе Тавричанка в Приморском крае в семье военного. В 2006-м окончил Белорусский хореографический колледж и в этом же году стал солистом Большого театра в Москве. Через год после поступления ему уже доверили главную партию в балете "Спартак" Юрия Григоровича.

В 2009-м Иван участвовал в программе "Короли танца" наряду с пятью другими лучшими танцовщиками мира. В 2012-м он стал приглашенным солистом Американского театра балета, а годом раньше перешел из Большого театра в труппу Михайловского в Петербурге.

Сейчас Иван Васильев танцует и в Михайловском театре, и в Большом в качестве приглашенного солиста. В этом году в Большом он впервые выступил в главной партии в балете "Иван Грозный".

Дуэт Ивана Васильева и балерины Натальи Осиповой на протяжении нескольких лет был одним из самых громких в балетном мире. Несмотря на то что судьба развела артистов в разные стороны, они продолжают часто выступать вместе.

Иван Васильев и солистка Большого театра Мария Виноградова поженились 6 июня этого года. Два с половиной года назад они впервые танцевали вместе в балете "Спартак" и с тех пор так вместе и танцуют: на сцене и в жизни.

График Ивана Васильева расписан на месяцы вперед, уже сегодня можно сказать, где его можно увидеть на сцене в будущем сезоне. 26 сентяб-ря танцовщик примет участие в гала-концерте Kremlin Gala "Звезды балета XXI века" в Государственном Кремлевском дворце, ежегодном событии, проводимом Фондом В. Винокура в поддержку культуры и искусства. Иван представит фрагмент из балета "Шахерезада" в дуэте с Марией Виноградовой, а также собственный хореографический номер на музыку Макса Рихтера, который исполнит вместе с солистом Большого театра Денисом Савиным.

Владимир Васильев - педагог, хореограф, балетмейстер, народный артист СССР, обладатель премии Нижинского как "лучший танцовщик мира".

Уйдя со сцены, как положено балетному артисту, в возрасте около 40 лет, Владимир Васильев продолжал танцевать, и был востребован на лучших сценах мира. И не только как танцовщик, но и как замечательный балетмейстер. С годами его многогранная личность раскрылась с других, самых неожиданных сторон.



"Какие бы работы художник ни делал, он все пропускает через себя ", - так Владимир Васильев говорит о творениях всех творческих людей разных профессий. Его постановка си-минорной мессы Баха на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля - это грандиозное действо, в котором участвуют балетная и оперная труппы, стала осуществлением давней заветной мечты Васильева.

"Этапной" ролью Владимира Васильева , оказавшей наибольшее влияние на зрителя, на поколение, на балетное искусство в целом, стал Спартак. В исполнении Васильева он не был глыбой, легендой, Спартак был человек ранимый, сомневающийся. Рассказывая о своем опыте работы в качестве балетмейстера и хореографа.



"Мне хочется что-нибудь сделать только тогда, когда я вижу музыку: ее реальное пластическое воплощение, ее выражение в свете, в цвете, в отношениях людей. После того, как я услышал первый вальс, я сразу понял: это попадание абсолютно в десятку! Гаврилин и Чехов слились для меня в едином аккорде", - так Владимир Викторович вспоминает работу над балетом "Анюта", завоевавшем немало призов на международных кинофестивалях.

С Ленинградским телевидением и с режиссером Александром Белинским - человеком, придумавшим жанр телевизионного балета, - связана огромная часть творческой биографии Васильева . Здесь же, в салоне исторической фотографии им. Карла Буллы состоялась первая выставка Васильева-живописца, и всякий раз, когда он приходит сюда, возникаю т воспоминания о людях, с которыми он встречался и которые ему дороги. Один из них - Савелий Ямщиков. Благодаря ему Васильев полюбил живопись, и она уже давно занимает особое место в его жизни.



"Надо любить свое дело, и тогда место, в котором ты будешь прилагать свои усилия, совершенно не имеет значения" .

Владимира Васильева можно назвать "человеком мира". Он вспоминает первые поездки в Америку, в Японию, поездку во Францию, ставшую настоящим свадебным путешествием его и Екатерины Максимовой. Так совпало, что на второй день после свадьбы они поехали в Париж представлять советско-французский фильм "СССР с открытым сердцем", в котором сыграли главные роли.


На вопрос, в какой стране он мог бы жить, если не в России, Васильев всегда отвечает - в Италии, в Риме. Первая встреча Владимира Викторовича с Италией состоялась в 1968, тогда известную балетную пару пригласил на постановку "Жизели" на сцене Римской оперы известный балетмейстер Жарко Пребил. Васильев до сих пор помнит забавный случай, как перед премьерой к нему в грим-уборную зашел председатель местного общества клакеров и попытался "договориться", за что был выгнан из гримерки. И без сговора Максимову и Васильева ждал феноменальный успех . Римская опера - начало их любви к Италии.



"Меня пугает однообразие. Я не могу постоянно играть одни и те же роли, постоянно заниматься только одним делом" , - так объясняет Владимир Васильев тягу к разным видам занятий: к живописи, к поэзии. В последние годы Владимир Викторович активно занимается общественной деятельностью, и есть особая должность, которой он дорожит - должность президента Фонда имени Галины Улановой. С большой любовью Васильев говорит о легендарной балерине. Для него она - пример тех великих людей, у которых внутренняя наполненность значительно выше внешнего выражения. Владимир Викторович вспоминает о Большом театре, который был его домом на протяжении более пятидесяти лет, об увольнении… А на вынужденный уход из театра после пятилетней службы в качестве директора и художественного руководителя он ответил стихотворением:

Я думал, на мою любовь

Ответить ненависть не сможет,

И совесть недруга загложет,

И не испортит он мне кровь.

Да, так я думал... А на деле

Любовь и ненависть слились,

И с упоеньем принялись

Терзать и душу мне и тело.

Пресс-служба телеканала "Россия К"

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

Вышло в свет второе (расширенное и дополненное) издание уникальной книги «Владимир Васильев. Энциклопедия творческой личности». Первое издание увидело свет в 2000 году — к юбилею Васильева, который стал первым и единственным среди живущих, кому была посвящена персональная энциклопедия. – огромный труд о жизни и творчестве великого артиста балета, балетмейстера, режиссёра, сценографа, художника, поэта: 326 страниц энциклопедии содержат более 900 статей. Автор книги Елена Фетисова, психолог по образованию (она также автор научных публикаций о психологии личности и творчества) и фотохудожник по призванию (что было отмечено вручением ей приза «Душа танца» в 2015 году), в течение более 40 лет фотографировала Васильева на спектаклях, репетициях, концертах, съёмках фильмов, творческих вечерах и т.д. Ею собран, систематизирован и оформлен в статьи огромный объём информации о всех партиях Владимира Васильева в балетах, всех спектаклях с его участием и спектаклях, им поставленных с полным описанием сценических историй; всех его ролях в телебалетах, художественных фильмах; о фильмах, в которых Васильев снимался и которые ставил; о спектаклях и гала-концертах, которые он режиссировал; о международных конкурсах балета, где он являлся председателем жюри; о его наградах, призах, премиях, почетных званиях; фотоальбомах, книгах, выставках, ему посвящённых; персональных выставках Васильева-художника, изданиях его поэзии и многом-многом другом. Среди персон, представленных в энциклопедии: артисты – первые исполнители постановок Васильева; его партнёры и партнёрши в спектаклях и фильмах; балетмейстеры, которые ставили специально на него; композиторы, дирижёры, художники, хормейстеры, концертмейстеры – участники творческих проектов Васильева, режиссёры и операторы, снимавшие фильмы о Васильеве или совместно с ним; учителя Васильева в МХУ и педагоги в Большом театре, его ученики в ГИТИСе; исследователи балета и фотографы, особенно интересовавшиеся творчеством Васильева и т.д.

Богатый иллюстративный материал (более 450 фотографий, из которых почти половина снята автором книги) включает редкие снимки из личного архива Владимира Васильева, музея Большого театра, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Благотворительного фонда «Новое Рождение искусства», частных коллекций, работы известных отечественных и зарубежных фотомастеров, многие из которых публикуются впервые. Статьи расположены в алфавитном порядке, и каждая из букв открывается фотографией той постановки Васильева, которая начинается с этой буквы: А – «Анюта», И – «Икар», М – «Макбет» и т.д. Кроме сцен из спектаклей статьи о постановках иллюстрированы афишами, программами спектаклей, фотографиями с репетиций.

В энциклопедию включено Приложение – «О творчестве и не только» – содержащее информацию о выступлениях Васильева (в т.ч. шуточных) на различных празднествах, поздравления от коллег и друзей на его юбилеях, оригинальные подарки и посвящения Владимиру Васильеву, а также дружеские шаржи, эпиграммы, мозаика географических названий, связанных с его пребыванием и мн. другое. Статьи Приложения также иллюстрированы редкими фотографиями, в большинстве своем неизвестными широкой публике.

В книге представлены работы Васильева-художника и сценографа, его поэтические произведения, а также впервые публикуются небольшие фрагменты воспоминаний Владимира Васильева, эксклюзивно предоставленные им для настоящего издания.

Приобрести книгу можно:
В магазине Большого театра.
Адрес: Москва, ул. Театральная площадь, 1. 9-ый подъезд главного здания.

В книжном магазине Москва
Адрес:ул. Тверская 8 стр.1
Так же у них имеется интернет-магазин www.moscowbooks.ru

В магазине Мариинского театра
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Театральная площадь,1

На сайте издательства http://www.bookmusic.ru/

С 1948 г. Владимир Васильев занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в том же году впервые выступил на сцене Большого театра.

В 1949 г. после окончания второго класса общеобразовательной школы, по совету своего педагога он сдал экзамены в Московское академическое хореографическое училище, которое окончил в 1958 г. и сразу же был принят в балетную труппу Большого театра.

Первоначально в театре у него были характерные роли: цыганский танец в опере "Русалка", лезгинка в опере "Демон" и др. Первой большой сольной партией стала партия Пана в хореографической сцене "Вальпургиева ночь".

На молодого танцовщика обратила внимание Галина Уланова, которая предложила ему быть ее партнером в классическом балете "Шопениана". Уланова оказала огромное влияние на профессиональное и духовное формирование Владимира Васильева, на долгие годы, став его другом, педагогом и репетитором.

Балетмейстер Юрий Григорович, который тогда только пришел в театр, поверил в талант 18-летнего выпускника училища и доверил ему центральную партию в своей постановке балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок".

В 1958-1988 гг. Владимир Васильев был ведущим солистом Большого театра. Постоянной его партнершей была его жена - балерина Екатерина Максимова, которую он всегда называл своей Музой.

Среди лучших ролей Владимира Васильева принято считать партии Принца ("Золушка"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Ивана Грозного ("Иван Грозный") - все балеты Сергея Прокофьева, Базиля ("Дон Кихот" Минкуса), Альберта ("Жизель"Адана), Дезире ("Спящая красавица" Чайковского).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него.

Он был первым исполнителем партий : Иванушка ("Конек-Горбунок" Родиона Щедрина), Кайс-Меджнун ("Лейли и Меджнун" Сергея Баласаняна), Щелкунчик ("Щелкунчик" Петра Чайковского), Спартак ("Спартак" Арама Хачатуряна), Сергей ("Ангара" Андрея Эшпая).

Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев обращается к хореографии.

С 1971 г. он ставит балетные спектакли в Советском Союзе и за рубежом.

Его балетмейстерским дебютом стал балет "Икар" Сергея Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов. Позже он поставил балеты "Эти чарующие звуки" (1978), "Макбет" (1980), оригинальные телебалеты "Анюта" (1982) и "Дом у дороги" (1984) Валерия Гаврилина. За эти работы он был награжден многими призами. За телебалет "Анюта" - призом "Интервидения" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (1982), Большим призом по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов в Алма-Ате (1983), призом за лучший спектакль сезона в театре "Сан Карло" (Неаполь, 1986), призом за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале в Таганроге (1986).

За телебалет "Дом у дороги" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (Прага, 1985), Васильев был удостоен приза "Интервидения" и приза за лучшее исполнение мужской роли.
На телевидении Владимир Васильев поставил также телефильм "Евангелие от лукавого". В Аргентине поставил балет "Фрагменты одной биографии", в США - "Дон Кихота".

Он ставит также оперы: в ташкентском Театре имени А. Навои Васильев поставил оперу-балет "Тахир и Зухра" на музыку Джалилова (1977), в московском театре "Новая опера" - реквием "О, Моцарт! Моцарт... " на музыку. Моцарта, Сальери, Римского Корсакова (1995), на сцене Большого театра "Травиату" Верди (1996) и хореографические сценки в опере Мусоргского "Хованщина", а также в операх "Аида" Верди на сцене Римской оперы (1993) и Арена ди Верона (2002).

Творческие интересы Васильева простирались и в другие области искусства - он снимался как драматический актер в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта", "Фуэте", в фильме-оратории "Евангелие для лукавого", выступая не только, как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Васильев снимался в экранизациях балетов "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Подпоручик Киже" (1969), "Спартак" (1976), "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии" (1985); оригинальных телебалетах: "Трапеция" (1970), "Анюта" (1982), "Дом у дороги" (1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: "Путь в Большой балет" (1960), "СССР с открытым сердцем" (1961); "Москва в нотах" (1969), "Хореографические новеллы" (1973), "Классические дуэты" (1976), "Страницы современной хореографии" (1982), "Гран па в белую ночь" (1987), "Слава Большого балета" (1995) и др.

Интересными экспериментами были его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии "Принцесса и Дровосек" в театре "Современник" (1969) и рок оперы "Юнона" и "Авось" в театре Ленком (1981) и др.

Владимир Васильев занимается также педагогической деятельностью. В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начал там преподавать.

С 1985 по 1995 г. Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 г. ему присвоено ученое звание профессора.

За время своей творческой карьеры Васильев много выступал за рубежом - в "Гранд-опера", "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Ковент-Гардене", Римской опере, театре "Колон", и т. д. Некоторое время Владимир Васильев работал артистическим директором балета Римской оперы.

В 1977 г. французский хореограф Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета Игоря Стравинского "Петрушка". В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы "Травиата" (Испанский танец - постановка и исполнение).

В 1987 г. Васильев исполнил роль профессора Унрата в постановке Ролана Пети "Голубой ангел" на музыку Констана ("Марсельский балет"). В 1988 г. он исполнил главную партию Зорбы в постановке Лорки Мясина "Грек Зорба" на музыку Микиса Теодоракиса ("Арена ди Верона"). В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль "Нижинский" с Владимиром Васильевым в главной роли (театр "Сан-Карло").

В 1988 г. в результате конфликта, возникшего между Владимиром Васильевым и Юрием Григоровичем из-за серьезных различий в творческих позициях, Владимир Васильев и Екатерина Максимова покинули Большой театр.

Владимир Васильев работал балетмейстером труппы Кремлевского Дворца съездов "Балет Кремля", где поставил несколько спектаклей, в том числе "Золушку".

С марта 1995 г. по сентябрь 2000 г. Владимир Васильев был художественным руководителем-директором Государственного академического Большого театра России.

При нем в театре была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале "Культура"; создана пресс служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность (в т.ч. появление периодического издания глянцевого журнала "Большой театр"); начата подготовка к проведению реконструкции театра, в т.ч. строительство его филиала; организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии и много другое.

В сентябре 2000 г. Васильев был освобожден от занимаемой должности "в связи с ее упразднением".

После ухода с поста руководителя Большого театра в декабре 2000 г. Васильев выступил в Римской опере в премьере специально подготовленного для него спектакля "Долгое путешествие в Рождественскую ночь" в качестве танцовщика и драматического актера. В 2001 г. состоялись премьеры постановок Васильева "Дон Кихот" в труппе "Токио-балет" (Япония) и "Золушка" в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 г. - балета "Ромео и Джульетта" в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. Он возглавляет Фонд Галины Улановой, ставит и проводит ежегодные гала-концерты "Галине Улановой посвящается".

Владимир Васильев - почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Деятельность Владимира Васильева отмечена многими государственными и профессиональными наградами. Он - народный артист России, народный артист СССР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии "Хрустальная Турандот" в 1991 г. (совместно с Екатериной Максимовой) и в 2001 г. - "За честь и достоинство".

Награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2008) степени, Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999).

Владимир Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Он обладатель первой премии и золотой медали VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и Золотой медали I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1964); премии имени В. Нижинского - "Лучший танцовщик мира" (1964, Парижская академия танца), премии конкурса Вацлава Нижинского (1964, Париж), премии имени Мариуса Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно с Екатериной Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премии Римского муниципалитета "Европа 1972" (Италия).

Удостоен медали Академии искусств Аргентины (1983), премии Академии Симба (1984, Италия), премии "Вместе за мир" (1989, Италия), премии имени Дж. Тани - "Лучший балетмейстер" и "Лучший дуэт" (совместно с Екатериной Максимовой, 1989, Италия), премии ЮНЕСКО и медали имени П. Пикассо (1990, 2000), премии города Террачина (1997, Италия).

Владимир Васильев награжден почетной медалью Фонда Карины Ари (1998, Швеция), французским орденом "За заслуги" (1999), медалью "За заслуги" принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия), премией "За высочайшие достижения в области хореографии" (США, 2003, Италия 2005), премией "За жизнь в танце" (Италия, 2001), бразильским орденом Рио Бранко (2004).

В конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира Владимир Васильев был признан "Танцовщиком XX века".

Творчеству Васильева и Максимовой посвящены телефильмы "Дуэт" (1973), "И осталось, как всегда, недосказанное что то..." (1990), французский видеофильм "Катя и Володя" (1989), "Отражения" (2000).

В честь Васильева в 1993 г. в Москве прошел Фестиваль балета.

В 1995 г. Владимиру Васильеву было предоставлено литовское гражданство.

Супруга - Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, Народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России (скончалась в апреле 2009 г.).

Свободное время Владимир Васильев в основном посвящает живописи (состоялось шесть персональных выставок его работ). Основная тема полотен Васильева - пейзажи. В 2000 г. вышел его первый поэтический сборник "Цепочка дней".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников