Четверг, февраля 4, 2016

Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость

Аполлинарий Васнецов, изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих.

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.

Смотреть изумительную старую Москву Аполлинария Васнецова —>


Строительство новых стен. 12 век


Двор удельного князя.


Кремль при Иване Калите.

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы


Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.


Кремль при Иване III

В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.


Кремль в конце 14 века

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.


Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.


Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.


Троицкий мост и Кутафья башня

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.


Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.


Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.


Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.

Такой Москву принял Петр I

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.


Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век


Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена


Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.


Семиверхая угловая башня Белого города.

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.


Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.


У Мясницких ворот.

На месте храма Фрола и Лавра сейчас пустырь у театра Et Cetera, справа от несохранившихся ворот сейчас стоит вестибюль м.»Чистые пруды»


Лубяной торг на Трубе.

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.


Выход боярыни


Медведчики


Вьюжит. Метель. Старая Москва


На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий


Мемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов

Биография русского художника Аполлинария Васнецова

(1848 - 1926)

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье священника. Уже в детстве он увлекся рисованием. Когда мальчику исполнилось десять лет, умерла его мать, а еще через четыре года он потерял и отца. В это время Аполлинарий учился в Вятском духовном училище, но к карьере священнослужителя не стремился. Его брат Виктор, в то время студент Петербургской Академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки у польского художника Эльвиро Андриолли (участника польского восстания 1863 года, сосланного в Вятку). После окончания в 1872 году духовного училища юноша отправился к брату в Петербург, где прожил три года. Для него это было время поисков и колебаний. Устремления молодого человека были разнообразными: его привлекали и изобразительное искусство, и литература, и геология, и астрономия, и преподавание. Тогда победило последнее. В 1875 году, после возвращения в Вятку, Васнецов сдал экзамен на звание народного учителя, решив просвещать народ и работать сельским учителем. Жизнь скоро развеяла его иллюзии. Он увидел бесплодность своей учительской деятельности, ощутил одиночество и оторванность от крестьян, которые не понимали его. Он тяжело переживал неудачу «хождения в народ», не понимая, почему правильные, казалось бы, идеи невозможно осуществить. Сам Васнецов позднее признавался: «У меня начались приступы тяжелой тоски и одиночества, каких ни до, ни после я не испытывал, тоска сопровождалась почти физическим ощущением душевной пустоты... Корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатков: любовь к родине, к народу не сгорели... И детство, проведенное среди мужиков, и народничество семидесятых годов оставили во мне глубокие следы».
С конца 1870-х годов под руководством брата Аполлинарий Васнецов начал усиленно заниматься живописью и почти сразу достиг значительных успехов. Кроме брата, Виктора Васнецова, на формирование его как художника огромное воздействие оказали Иван Шишкин и Архип Куинджи. Это признавал сам Васнецов: «Одним из сильнейших внешних побуждений было, бесспорно, влияние брата Виктора, уже сложившегося художника»; «Вначале у меня были кумиры: Калам и И.И.Шишкин. Настолько мне нравились работы Шишкина - рисунки его пером и офорты - меня обвиняли даже в подражании ему. Причиной особенного предпочтения его перед другими художниками была вятская природа: леса, поля и дали; они общие для нас обоих: и я и он выросли в вятских лесах»"; «Когда появились пейзажи Куинджи, то обаяние Шишкина отошло на второй план... В пейзажах Куинджи меня поражали свет и пространство - одно из первых основных начал пейзажа, которое он так ясно сумел поставить».
Начиная с 1882 года, вместе с братом, Аполлинарий принимал активное участие в жизни Абрамцевского художественного кружка Саввы Ивановича Мамонтова, где он познакомился и подружился с Ильей Репиным, Василием Суриковым, Василием

Поленовым, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Михаилом Врубелем, Михаилом Нестеровым и другими. Репин изобразил начинающего художника среди певчих в картине «Крестный ход в Курской губернии», Нестеров написал с него этюд к картине «Юность Преподобного Сергия», Врубель создал выразительный графический образ молодого Васнецова. Большое влияние на формирование живописного почерка молодого художника оказали советы Поленова, который, как позднее вспоминал сам Аполлинарий Васнецов, «рекомендовал брать ярче и красочнее».
Испытав на раннем этапе творчества влияние Шишкина, учившего точности в передаче формы, Поленова, уроки которого значительно высветлили колорит его работ, Куинджи, который обратил его внимание на передачу в картине пространства, Аполлинарий Васнецов не стал эпигоном, подражателем этих больших мастеров пейзажа. Он смог создать свой почерк, выработать свой язык. Уже ряд этюдов 1880-х годов («Ахтырка вблизи Абрамцева», 1880; «Берег залива. Териоки», 1881; «Лесная тропинка», 1885; «Молодая рожь», «Летний день», «Облака. Этюд», все - 1880-е) показывают, как шло развитие начинающего живописца.
Первым свидетельством преодоления ученического уровня и признания молодого художника стало приобретение Павлом Третьяковым с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок картины «Серенький день» (1883). Образ природы решен здесь в лирическом ключе. Мягкая гамма сближенных зеленовато-серых тонов хорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства и состояние пасмурного дождливого дня на берегу Финского залива (этюды к картине писались в Териоках). Мотив одинокого дерева, мимо которого вьется тропинка с фигурой одинокого путника, как нельзя лучше подчеркивает настроение сосредоточенной тишины и присутствия человека. Прием «приглашения» зрителя в пространство картины часто встречается в работах русских пейзажистов этого времени (Федор Васильев, «Оттепель», 1871; Алексей Саврасов, «Проселок», 1873; Исаак Левитан, «Осенний день. Сокольники», 1878). Аполлинарий Васнецов смог придать этому мотиву, при всей его скромности, черты особой поэтической задушевности.
Постепенно в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах. Интересно, что созданный Васнецовым образ повлиял на творчество пейзажиста-передвижника Николая Дубовского, написавшего много позже, в 1905 году, свою «Родину». Дальнейшее развитие эпического начала можно обнаружить у Аполлинария Васнецова в картине «Сумерки» (1889). Недаром сам он считал ее лучшей работой 1880-х годов. В письме киевскому меценату И.Н.Терещенко, который приобрел это произведение в свою коллекцию, он писал: «Сумерки» считаю все-таки лучшей картиной из всего, что я сделал до сих пор».
...Наступают сумерки. Мягкие холмы спокойно уходят в даль за край горизонта, откуда, сгущаясь, медленно подступает темнота. Кое-где разбросаны редкие деревья, и только одно из них - старый могучий дуб - мощно возвышается на среднем плане, четко вырисовываясь своим силуэтом на фоне темнеющего, но еще светлого неба. Фигура сидящего на переднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. Взгляд направлен в глубину, и зритель чувствует, как оттуда, издалека надвигается ночь. Уже замерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане еще светло. Художника интересует здесь передача не мгновенного, а более длительного во времени состояния природы. В картине передано не только сегодняшнее время - зритель ощущает вместе дыхание столетий, которые пронеслись над этим дубом. Спокойные, величавые формы природы и человек в ней наводят нас на глубокие философские размышления о жизни. Картина утверждает красоту, величие и вечность природы. Это умение показать в современном виде историческое прошлое, выразить это прошлое в настоящем будет

свойственно эпическим пейзажам Аполлинария Васнецова. Нельзя не увидеть в этом прямого влияния историзма, который сформировался в творчестве его старшего брата, Виктора Васнецова. Тот всячески поддерживал Аполлинария. Яркое тому свидетельство содержит письмо от 29 сентября 1890 года из Киева, где Виктор Васнецов в это время заканчивал роспись Владимирского собора. Он сообщал младшему брату, что был вместе с Третьяковым у Терещенко и «...видели, между прочим, твой пейзаж «Сумерки» - он очень хвалил его... так что мы в грязь лицом не ударили. Я лично нахожу, что это самая твоя настроенная вещь. Работай - не трусь...» Далее Виктор Михайлович писал брату, что коллеги-художники ставят работы Аполлинария чрезвычайно высоко: «То-то, вот, а ты нюнишь... Ты меня извини, но я должен тебе сказать откровенно - ты во многом похож на меня. Работай усердно - затее твоей я сочувствую. Если недостача в деньгах будет - не смущайся, пиши, поднатужусь малую толику - пришлю непременно».

Тема Урала и Сибири в творчестве Аполлинария Васнецова. Уральские горы

Баллада. Урал, 1897 Тайга на Урале. Синяя гора, 1891 Сибирь, 1894

Северный край, 1899

    Аполлинарий Васнецов Портрет работы Виктора Васнецова Имя при рождении: Аполлинарий Михайлович Васнецов Дата рождения: 25 июля (6 августа) 1856 Место рождени … Википедия

    Васнецов, Аполлинарий Михайлович Большая биографическая энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - (1856 1933), рус. художник. Брат В.М.Васнецова. Член Т ва передвижников. Илл. В. к «Песне про... купца Калашникова» «Москва при Иоанне Грозном» помещена в изд. Кушнерева (1891) как полустраничная заставка (итал. карандаш, тушь; ГТГ); историко… … Лермонтовская энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - (1856 1933), русский живописец и график, театральный художник. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1899), один из организаторов Союза русских художников (1903). Пейзажист, создал большое число … Художественная энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - , русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (с 1899), один из организаторов «Союза… … Большая советская энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - живописец. Родился в 1856 г. Первое руководство в живописи получил у своего брата, Виктора Васнецова. Много работал для иллюстрированных журналов и книг, совершенствовался в Париже, путешествовал в Италии и Германии. К числу наиболее удачных его … Биографический словарь

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - (1856 1933), живописец и график, археолог. Брат В. М. Васнецова. Передвижник. Поэтичные виды старинной Москвы, эпические пейзажи Подмосковья, Урала и др. * * * ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович }