12 декабря 1993 г. состоялись всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент. Выборы про­водились по смешанной избирательной системе: 225 из 450 депу­татов избирались по общефедеральному округу голосованием по спискам с барьером в 5% голосов, 225 - в одномандатных окру­гах простым большинством голосов. В голосовании приняло участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции проголо­совало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день является днем вступления в силу Конституции Российской Федерации. Народ Российской Федерации учредил новую политическую систему.

На проходивших одновременно с референдумом выборах депутатов Государственной Думы неожиданного успеха до­билась Либерально-демократическая партия, возглавляемая В.В. Жириновским. Это был результат одновременного сниже­ния популярности Президента и противостоявших ему полити­ческих сил после событий 3-4 октября 1993 г. В составе ново­го парламента не было устойчивого большинства - ни пропре­зидентского, ни оппозиционного. Это означало, что Президент и правительство не могли опереться на поддержку Думы в прове­дении рыночных преобразований.

Президент Б.Н. Ельцин внес в Государственную Думу указ № 1400 и еще 64 указа, изданных им за период между 21 сентября 1993 г. и време­нем начала работы нового парламента. Однако Дума уклонилась от рассмот­рения их по существу. Вместо этого 23 февраля 1994 г. она объявила ам­нистию в связи с событиями 19-21 августа 1991 г. и 21 сентября - 4 октяб­ря 1993 г. Однако эта попытка поставить точку на прошлом не удалась: Б.Н. Ельцин воспринял амнистию как вызов, радикальные оппозиционеры - как признание своей правоты.

Социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1993 г. внутренний валовой продукт (ВВП) сок­ратился по сравнению с 1992 г. на 8,7%. Инфляция составила 839%. Комментируя итоги года, премьер-министр B.C. Черно­мырдин произнес слова, ставшие крылатыми: «Мы хотели, как лучше, а получилось как всегда». Приверженцы Президента Б.Н. Ельцина объясняли экономический кризис сопротивлени­ем реформам со стороны Верховного Совета. Но ликвидация Верховного Совета не улучшила положение в экономике: в 1994 г. спад ВВП составил 12,7%, инфляция - 215,1%.

3. Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне

В Татарстане выборы и всенародное голосование проводи­лись, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни вы­боры, ни референдум в республике не состоялись. 15 февраля 1994 г. был заключен Договор о разграничении предметов веде­ния и взаимном делегировании полномочий между органами го­сударственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти Республики Татарстан. Договор завершил период неопределенности статуса бывшей автономии, констати­руя, что Татарстан находится в составе Российской Федерации.

Наиболее острая ситуация сложилась на Северном Кавказе. На территории Чечни референдум и выборы 12 декабря 1993 г. не проводились. Руководство Чечни настаивало на государ­ственной независимости республики. В 1992-1994 гг. в южных регионах России регулярно захватывались автобусы с залож­никами, разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нече­ченское население.

Российское руководство решило пойти на силовые меры. В ноябре 1994 г. Президент Б.Н. Ельцин отдал приказ о подав­лении вооруженного мятежа в Чечне. Российское командование недооценило противника. Зимой 1994/95 г. шли кровавые сра­жения за город Грозный. Летом 1995 г. группа боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила заложников в больнице в городе Буденновске Ставропольского края. После переговоров премьер-министра B.C. Черномырдина с Басаевым бандиты ос­тавили город и беспрепятственно ушли в Чечню.

В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе - втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6-8 марта 1996 г. После операции в Грозном чеченское командование пере­шло к оборонительным действиям в удерживаемых населенных пунктах и ста­ло наносить удары по российским коммуникациям. К концу апреля федераль­ным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь на 22 апреля был уничтожен президент самопровозглашенной республики Ичкерия Д. Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам.

Летом 1996 г. федеральный Центр по инициативе секрета­ря Совета безопасности А.И. Лебедя предпринял еще одну попыт­ку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представи­телями Федерации и чеченских региональных властей были под­писаны соглашения об урегулировании ситуации. Итогом догово­ренностей стали окончание военных действий и вывод федераль­ных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Фактически Чечня стала независимой.

Подписанный договор не решил проблему. Чеченское ру­ководство установило связи с международными террористичес­кими центрами. Террористический интернационал рассматри­вал Чечню как свой плацдарм для наступления на Россию и в Европу. Лидерами террористов стали эмиссар возглавляемой Усамой Бен Ладеном «Аль-Каиды» Э. аль-Хаттаб и Ш. Басаев.

На территории Чечни была сформирова­на террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боеви­ков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористи­ческих организаций, поставок оружия и поступления денежных средств.

При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы деньги тратились не восстановление республики, а на подготовку и оснащение новой армии.

Попытка остановить развал страны дала неоднозначный результат. Руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Однако в ходе военной кампании было доказано не только то, что сецессия (выход отдельного региона из состава страны) возмож­на, но и то, что платой за выход является война. Это резко ох­ладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России перестали быть влиятельной политической силой.

Выборы в Государственную думу в 1993, 1995, 1999 годах. Президентские выборы в 1996, 2000 годах

Страница 1

Выборы 1993 года.

В соответствии с указом Президента РФ выборы в Госу­дарственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандат­ным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одно­временно был проведен Всероссийский референдум по про­екту новой Конституции Российской Федерации. Представ­ленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства принявших участие в голосовании россиян (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей). ru.musictext.net

По итогам проведенных выборов конца 1993 г. в Госу­дарственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 депутатских мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е. Т. Гайдаром, занявших 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам, а наибольшее число мандатов по партийным спискам (70 мест) неожиданно получила Либерально-демократи-I ческая партия России В. В. Жириновского, что явилось политической сенсацией. Компартия РФ (председатель Г. А. Зюганов) получила 65 мандатов, а ее союзница - аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) - 47. Другие избирательные блоки и партии - «Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России» получили новом российском парламенте от 14 до 21 места. В целом оппозиционный президентскому курсу состав депу­татского корпуса V Думы определил ту политическую ат­мосферу, в которой начался новый этап государственно­го строительства в России.

Парламентские выборы 1995 г.

С конца 1994 г. поли­тическая жизнь России в значительной степени опреде­лялась борьбой ведущих партий и движений за голоса из­бирателей в VI Государственную Думу. В результате про­ведения 17 декабря 1995 г. выборов, в которых приняли участие более 50 % от числа всех избирателей, 5 %-й барь­ер преодолели немногие из 43 избирательных блоков и партий: КПРФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), «Наш дом - Россия» (около 10 %), объединение «Яблоко» (бо­лее 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом - Россия» - 10.

По сравнению с парламентскими выборами 1993 г. новые выборы продемонстрировали серьезное пораже­ние таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также Конгресс русских об­щин во главе с Ю. В. Скоковым, А. И. Лебедем и С. Ю. Глазьевым, победу которого предсказывали мно­гие отечественные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в VI Думе отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ, Г. Н. Селезнева. Председателем вновь сформи­рованного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубо­кие противоречия между жесткой политикой реформиро­вания общества, проводимой администрацией Б. Н. Ель­цина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты политики «шокотерапии», при­мененные для оздоровления экономики страны, не при­несли ожидаемых результатов: спад промышленного и сельскохозяйственного производства, «ползучая» инфля­ция и падение уровня жизни 85 % россиян, массовые не­выплаты заработной платы, пенсий и пособий - все это превратилось в постоянно действующие факторы соци­альной действительности современной России.

Выборы в Государственную Думу в 1999 году

19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Го­сударственную Думу, зафиксировавшие существенные изменения в соотношении политических сил. Успех пра­вительственной группировки «Единство» был одновре­менно и успехом премьера В. В. Путина.

Президентские выборы 1996 года.

Парламентские выборы 1995 г. в VI Государственную Думу изначально рассмат­ривались в контексте государственно политического раз­вития России как генеральная проба ведущих политиче­ских сил в преддверии главного события 1996 г. - выбо­ров главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты - лидеры основных парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умирот­воритель» кризиса в Приднестровье, официально объ­явили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в пе­реизбрании на второй срок наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ель­цин. Помимо основных претендентов на президентский пост в качестве кандидатов зарегистрировались также бывший президент СССР М. С. Горбачев, известный об­щественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяже­лой атлетике Ю. П. Власов, вице-президент фонда «Ре­форма» М. Л. Шаккум и, наконец, известный россий­ский предприниматель, руководитель крупной фарма­цевтической фирмы «Ферейн» В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был за­регистрирован один из лидеров КПРФ, уже претендовав­ший на эту высшую должность в государстве, А. М. Туле­ев. Однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников отдать голоса за председателя КПРФ Зюганова.

Другое о политике:

Государственный аппарат РФ 1991 – 1993 гг.
Период с декабря 1991г. по декабрь 1993г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся ещё в эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства. Высшим органом власти в РФ считался Съезд народных...

Петр I Алексеевич
Будущий император родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. 28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге. Многие историки описывают Петра как великого человека. Но существуют факты, которые говорят о другом. Например: «Он страшно вспыхивал, - пишет Платонов, - иногда от пустяков, и давал волю гневу, приче...

Категория «пространство» в международной политике
Прежде всего отметим, что термин «геополитика» был впервые введен в оборот шведским государствоведом Рудольфом Челленом, профессором университета в городе Упсала. Но уже до этого развитие политической географии привело к осмыслению ее основных начал. Ф.Ратцель, рассматривая государство как организм, связанный с почвой, пролагая путь к пр...


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Российский Государственный Гуманитарный Университет Реферат по курсу "История России XX в." ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА 1993-1996 гг. Преподаватель: Сафонова Елена Ивановна Студент: Высоцкая Мария Факультет: Информатики Курс: I Группа: 1 Москва, 2000 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Предвыборная кампания и собственно выборы. 3. Структура и статус Госдумы. 4. Полномочия Госдумы Российской Федерации. 5. Законодательная работа V Госдумы... 6. ... и как она проходила. 7. Дума и поиски согласия в обществе. 8. Заключение. ВВЕДЕНИЕ 12 декабря 1993 года в нашей стране проводились выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Я прекрасно помню, как это было. Тогда в обществе витал дух свободы, особенно после октябрьских событий текущего 1993 года. Казалось, демократия совсем близко. И вот здесь я хочу рассмотреть то, что мы получили, избрав Госдуму первого созыва, что она дала Российской Федерации и нам, россиянам. Почему я выбрала эту тему? Ответ на этот вопрос однозначен: я могу беспристрастно оценивать события, свидетелем которых я была. ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ И СОБСТВЕННО ВЫБОРЫ Выборы оказались далеко не традиционными со всех точек зрения, и в первую очередь, по времени их проведения и по их содержанию. Они проходили после "черного октября" 93-го в обстановке довольно высокой общественной напряженности, в рамках новых политических правил, установленных президентом. Необычным стало и то, что выборы в Госдуму совпали с референдумом по проекту новой Российской Конституции. Этот факт отвлекал общество от предложенных участниками выборов программ, что привело к изменению сил кандидатов в депутаты. Уже через несколько дней после подавления сопротивления Белого дома началось формирование политических блоков для участия в выборах в Федеральное собрание. Блоки и политические партии сосредоточились на борьбе за депутатские места в его нижней палате, Государственной думе, половина мест в которой разыгрывалась по мажоритарной системе (т.е. от каждого избирательного округа в парламент попадал победитель), а другая половина - по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов. Характерно, что именно проведение выборов по пропорциональной системе сыграло положительную роль в становлении в России многопартийной системы. Правда, смешанная система проведения выборов имела еще и негативные черты, т.к. депутаты-списочники имели значительное преимущество по сравнении с депутатами-одномандатниками. О праве выдвинуть списки кандидатов в депутаты Государственной думы по общефедеральному округу изначально заявили 35 общественных объединений. На регистрацию представили списки кандидатов уже от 21 избирательного объединения. Центризбирком зарегистрировал списки только тринадцати из них. Приведу из названия: Аграрная партия России, "Яблоко", "Будущее России - новые имена", "Выбор России", "Гражданский союз", Демократическая партия России, "Достоинство и милосердие", Российская коммунистическая партия, "Кедр", Либерально-демократическая партия России, Партия российского единства и согласия, "Женщины России", "Российское движение демократических реформ". Остальные так и не смогли набрать в свою поддержку необходимые 100 тысяч подписей. Тем не менее выборы состоялись. Более того, после 80-летнего перерыва представительный законодательный орган страны избран на многопартийной основе в условии конкуренции взглядов, позиций, мировоззрений. Расскажу вкратце о программах некоторых партий. "Выбор России" выступал под знаменем радикальных экономических реформ. В своей предвыборной кампании блок провозгласил необходимость жесткого монетаристского курса, как основы финансовой стабилизации и главного условия возрождения экономической активности. Лидером этого блока стал Е. Гайдар, кроме него в руководстве оказались такие влиятельные члены кабинета министров, как А. Чубайс, А. Козырев, Б. Фёдоров. Некоторые сторонники Гайдара в 1993 году создали собственную Партию российского единства и согласия, настаивавшую на необходимости корректив рыночных реформ, поддерживающую умеренно-реформистский подход тогдашнего премьер-министра Черномырдина. Избирательным козырем ПРЕС была ставка на укрепление экономических прав и возможностей регионов, возрождение семьи, нации и государства. Еще одной партией, отмежевавшейся от блока Гайдара, была Демократическая партия России. Ее лидеры - Глазьев и Травкин - считали ошибочной гайдаровскую шокотерапию, объявив ее главной причиной спада производства и растущей инфляции. Российское движение демократических реформ тоже дистанцировалось от гайдаровской команды. Для этой партии и ее лидера Г. Попова оптимальным политическим течением являлся центризм. Еще один демократический избирательный блок "Яблоко", название которого возникло от фамилий его лидеров: Явлинский, Болдырев, Лукин, выразил свое несогласие с гайдаровским курсом. Программа "Яблока" была социал- демократической, ориентированной на работающую интеллигенцию. На противоположном фланге избирательной кампании главными участниками оказались Российская компартия, Аграрная партия и ЛДПР. Общее в их лозунгах заключалось в державно-национальной позиции и в социально-экономическом развитии и восстановлении России в качестве сверхдержавы на мировой арене. Конечно, взгляды членов этих партий также различались. РКП в первую очередь ориентировалась на защиту интересов малообеспеченных городских слоев; Аграрная партия выражала интересы коллективных сельских товаропроизводителей, самой же оригинальной среди этих трех партий была ЛДПР. Многие политологи заявляли о несоответствии названия партии ее программе, некоторые критики открыто называли ЛДПР "фашистской". Правда некоторые политологи не соглашались с этим определением, считая ЛДПР просто праворадикальной партией, т.к. она не была привержена расизму, антисемитизму и тоталитарным лозунгам. Во время избирательной кампании ЛДПР запомнилась всем нам выступлениями ее лидера Жириновского, носившими популистско-националистический характер. Жириновский наиболее продуктивно использовал эфирное время в электронных СМИ для агитации. Лозунги Жириновского отличались простотой и эмоциональностью и были ориентированы на различные слои населения. Предпринимателям было обещано снятие ограничений со всех видов экономической деятельности; вооруженным силам - возрождение "лучших традиций царской и советской армии"; молодежи - работа, образование, материальное благополучие, абсолютная свобода р реализации своих физических потребностей; рабочим - развитие социально ориентированной системы хозяйствования; интеллигенции - возрождение отечественной науки культуры, образования. Особое значение в предвыборной кампании ЛДПР играл национально-патриотический мотив. Главной целью внешней политики Жириновский видел восстановление границ Российской империи. Короче, лидер ЛДПР делал ставку на патриотических чувствах россиян. Какие выводы можно сделать, прочитав о партиях, претендовавших на депутатские мандаты в первой Госдуме после 80-летнего перерыва. Во-первых, на демократическом фланге заметен явный разброд, нежелание выступить единым демократическим фронтом, а наоборот, явное противостояние между разными партиями и блоками. Во-вторых, партии коммунистического толка рассчитывали на голоса людей, активно недовольных гайдаровской шокотерапией и желающих вернуться назад в СССР. Наконец, настает 12 декабря 1993 года. Население огромной страны отправилось на выборы. Было избрано 444 депутата, в их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В 5 округах выборы не состоялись, в одном выборы не проводились, также как и в Чеченской республике. Что касается избирательных объединений, то лишь 8 из 13 преодолели пятипроцентный барьер, давший право на получение мандатов по общефедеральному округу. Приведу цифры, соответствующие результатам голосования: % ОФО одномандатные округа АПР 7,99 21 36 "Яблоко" 7,86 20 7 "Будущее России - новые имена" 1,25 - 2 "Выбор России" 15,51 40 24 "Гражданский союз" 1,93 - 10 ДПР 5,52 14 - "Достоинство и милосердие" 0,70 - 3 КПР 12,40 32 10 "Кедр" 0,76 - 1 ЛДПР 22,92 59 5 ПРЕС 6,73 18 4 "Женщины России" 8,13 21 2 РДДР 4,08 - 5 против всех 4,22 Какой можно сделать из этого вывод? Во-первых, главной сенсацией декабрьских выборов стал то, что в состязании партийных списков уверенную победу одержала ЛДПР. В канун выборов аналитики газеты "Известия" прогнозировали. что Либерально-демократическая партия может набрать до 7% избирателей. Но ее партийный список получил 22,92 процента. Правда, когда подсчитали голоса, отданные за кандидатов, баллотировавшихся в Государственную Думу на индивидуальной основе, то обнаружилось, что ЛДПР лишилась своего преимущества и даже уступила лидерство "Выбору России". Но в общественном сознании выборы 1993 года запомнились именно победой партийного списка ЛДПР. Я считаю интересным и тот факт, что из кандидатов, баллотировавшихся по одномандатным округам от "Выбора России", было избрано 24 человека, а от ЛДПР - всего 4. Если обратить внимание на эти цифры, то становится понятно, что члены "Выбора России" были популярны среди населения как личности, а не как приверженцы той или иной партии. Мне кажется, что ЛДПР могла завоевать такое огромное количество голосов только по партийным спискам, т.к. ее члены не имели такого авторитета, в отличие от представителей "Выбора России". Во-вторых, демократы одержали поражение. Первой и главной причиной для этого была, как я уже говорила, разобщенность. Но демократам пришлось признать свое поражение, правда, они объясняли свое поражение чисто субъективными причинами: умелое проведение избирательной кампании Жириновским, фальсификацией результатов выборов и т.д. Самое главное, что итоги голосования существенно расходились с прогнозами демократических партий. В ночь после выборов, как я помню, сторонники "Выбора России" решили устроить банкет, чтобы отпраздновать свою победу. Но по мере обработки голосов, результаты становились совсем удручающими для демократов. Победы не было - было поражение. Еще немного об итогах выборов. В состав Государственной Думы вошли представители 32 национальностей, что немаловажно для многонациональной страны. Две трети депутатов в возрасте от 20 до 50 лет, т.е. люди в основном молодые, и соответственно готовые к переменам. Около 95 процентов депутатов - это специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием; свыше трети - имеют ученые степени докторов, кандидатов наук; почти каждый десятый - член-корреспондент академии наук или академик. Около 11% депутатов занимались предпринимательской деятельностью; 7% пришли из правоохранительных структур, 12% из профсоюзов. Остается добавить, что в V Государственную Думу было избрано 68 бывших народных депутатов Российской Федерации. Подводя итоги, можно сказать, что в Думе оказались представлены практически все социальные слои и группы населения, отражен весь спектр общественно-политических настроений, преобладавших в тогдашней России. Подведя итоги выборов, можно переходить к работе Госдумы и прежде всего к организационным вопросам. СТРУКТУРА И СТАТУС ДУМЫ "Решение масштабных общенациональных проблем по плечу только сильной, структурно-сбалансированной, организационно-собранной Думе", - говорит спикер V Госдумы И.П. Рыбкин. Посмотрим, как выражена была эта организация. С принятием в 27 марта 1994 года Регламента Государственной Думы и в мае Закона о статусе депутата период организационного становления Думы завершился. На сегодняшний день Дума располагает полным пакетом правовых актов, регулирующих работу одной из палат Федерального Собрания Российской Федерации. Регламентом предусматривается, что Дума ежегодно собирается на весеннюю (12.01-20.07) и осеннюю (1.10-25.12) сессии. При принятии регламента возник спор об общем числе депутатов, что было необходимо для наличия кворума. 444 или 450? После горячих перепалок президентом было установлено, что общее число депутатов составляет 450 человек. За весь период работы V Думы в Регламент было внесено 7 поправок. В первые дни работы Дума приняла решение предоставить официальный статус фракциям, созданным на основе избирательных объединений, прошедших в Думу по общефедеральному округу (независимо от численности) и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов. Каждый депутат вправе состоять не более чем в одной фракции или группе. В V Думе были созданы и 13 января официально зарегистрированы 8 фракций и одна депутатская группа - "Новая региональная политика". Тем не менее фактическими субъектами парламентской деятельности выступали и более малочисленные группы, не собравшие в своих рядах 35 членов. например "Российский путь" и "Союз 12 декабря". В апреле "Союз 12 декабря" преодолел указанный регламентом барьер и получил статус депутатской группы. В зарегистрированных и незарегистрированных группах состояли 434 из 449 депутатов. Весной 1995 года образовались еще 2 депутатские группы: "Россия" и "Стабильность". Фракционный список V Думы, после утверждения на пленарном заседании в мае, выглядел следующим образом: АПР-57, "Выбор России" - 73, ДПР - 15, КПРФ - 45, ЛДПР - 57, ПРЕС - 30, "Женщины России" - 23, "Яблоко" - 28, группы "Новая региональная политика" - 66 и "Либерально-демократический союз 12 декабря" - 35. Данный списочный состав не носит жесткого характера: депутату в начале каждой сессии предоставляется возможность согласно своим убеждениям изменить фракционную принадлежность. Немаловажно, что при формировании организационных структур Председателя Думы, пяти заместителей председателя Думы, комитетов и комиссий депутаты пошли по пути пропорционального представительства всех фракций и групп. Председателем был избран И.П. Рыбкин (АПР), а его заместители: Митюков ("Выбор России"), Селезнев (КПРФ), Федулова ("Женщины России"), Венгеровский (ЛДПР), Чиненгаров (НРП). Таким образом в руководство Госдумы вошли представители всех наиболее крупных фракций или депутатских групп. Избрание Рыбкина на пост спикера Госдумы отразило существующий в ней расклад политических сил - небольшой перевес в сторону оппозиции. Часть прессы считала, что, будучи представителем АПР, Рыбкин будет представлять прежде всего интересы своего блока, но он ставил корпоративные интересы Думы как института выше своих идеологических пристрастий. "Мы обречены на согласие”, это была его коронная фраза. Из-за предпринятых спикером шагов, например, его смещения в "центр" Госдумы, обретения автономии путем контроля над аппаратом Госдумы, налаживания связей с Президентом, премьер- министром, председателем Совета Федерации, Иван Рыбкин устраивал всех. На основе фракционного представительства создан рабочий орган Госдумы - Совет Думы. В него вошли Председатель Думы, руководители 8 фракций и двух депутатских групп. Так как добиться согласия всех депутатов в ходе пленарных заседаний практически невозможно, то работа над законопроектом начинается именно в комитетах и ведется там на многопартийной основе. В Думе создано 23 комитета - от Комитета по законодательству, судебно- правовой реформе до комитетов по организационной работе Думы или вопросам геополитики. Сессия Государственной Думы включает в себя проведение пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, заседание ее комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работу депутатов во фракциях, депутатских группах, комитетах. Пленарные заседания Думы собираются еженедельно, в среду и в пятницу, комитеты заседают в понедельник и в четверг. Вторник отводится для работы депутатов во фракциях и комитетах, также как и для парламентских слушаний. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутата с избирателями. Согласно Регламенту, законодательная инициатива осуществляется в форме внесения проектов новых законов и проектов законов о внесении изменений в действующие законы РФ. Проект закона, подготовленный комитетом к рассмотрению Государственной Думой, направляются ответственным комитетом в Совет Думы для внесения его на рассмотрения всего состава Думы. Совет Думы вносит проект закона в календарь рассмотрения. Одновременно законопроект отправляется Советом Думы в комитеты палаты, субъектам РФ, в Совет Федерации, Президенту и Правительству РФ, если законопроект не является их инициативой. Аппарат Думы направляет текст законопроекта депутатам для ознакомления. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может решить: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или просто принять закон. Федеральный закон принимается Думой большинством голосов, согласно регламенту. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не меньше чем 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Интересно заметить, что ни одно заседание V Государственной Думы не было сорвано из- за отсутствия кворума, однако число регистрирующихся в зале депутатов нередко достигало критической цифры 225. Это стало причиной того. что провалились многие принципиальные решения. В практику V Думы стали активно входить открытые парламентские слушания, цель которых обозначить какую-то тему и обсудить ее с возможно большим участием различных заинтересованных сторон. Уже за первую сессию состоялось свыше 60 подобных мероприятий. Этой же задаче способствует ставший еженедельным в Думе "правительственный час"; за год в Думе побывали первые лица практически всех министерств и ведомств. Эта форма заседаний превратилась из отчетов исполнительных ведомств в диалог властей - исполнительной и законодательной, что я считаю немаловажной для продуктивной работы Госдумы. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статус Думы отражен в Конституции Российской Федерации. Как известно, в деятельности любого парламента выделяют три основные функции: законодательное творчество, контроль за финансами, контроль над правительством. В сфере законодательства статья 103 Основного Закона страны относит к ведению Госдумы следующие полномочия: выражения согласия президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявлении амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. При этом полномочия Федерального собрания разделены между двумя его палатами. Следует заметить, что весьма важными полномочиями обладает именно Совет Федерации, утверждающий ряд решений Госдумы, например, законы о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, финансовом, кредитном и валютном регулировании, денежной эмиссии, ратификации международных договоров и т.д. Многие считают, что Дума - орган бессильный и не авторитетный, т.к. после трехкратного отклонения депутатами представленных кандидатур на должность Председателя правительства Президент сам назначает премьера и распускает Думу, назначая новые выборы. Но в действительности первые месяцы работы V Госдумы опровергли определение об отсутствии авторитета, т.к. Дума оказалась весьма работоспособным органом, имеющим возможности воздействия на ситуацию в обществе и выступающим как достаточно автономная государственная и политическая структура. Время пришло перейти непосредственно к законодательной работе V Государственной Думы Российской Федерации. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РАБОТА V ГОСДУМЫ... V Государственная Дума приняла 335 законов. Месяцы, отпущенные ей Конституцией России должны были стать временем конструирования прочной законодательной авторитетной власти в Российской Федерации, а также обеспечить функционирование палаты первого созыва и создать правовую базу для работы Государственной Думы и Совета Федерации следующих созывов. Поэтому V Госдуме как никогда предстояла огромная работа. С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции России, Госдума должна была принять множество федеральных законов, определяющих статус Правительства, систему судебных органов, деятельность Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, порядок принятия и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Должна быть закреплена государственная символика, порядок введения чрезвычайного положения на территории России и в отдельных ее областях, порядок введения военного положения. Так что V Госдуме предстояла огромная работа, какой не будет у Госдумы следующих созывов, именно в этой области. Без принятия блока федеральных конституционных законопроектов было бы немыслимо избрание VI Думы и других ветвей власти, и тем более их нормального функционирования. То же самое касается и законопроектов, затрагивающих выборы в органы местного самоуправления. Также депутатам предстояла работа над Гражданским кодексом Российской Федерации, который является правовой основой рыночных отношений. Также существовало еще множество законопроектов: законы в области собственности, другие комплексные законодательные акты, законы в области внешней политики, внешнеэкономической деятельности, законы о социальных и трудовых отношениях и т.д. 11 января 1994 года V Государственная Дума приступила к работе. Посмотрим, в каких направлениях она велась. В целом V Госдума приняла немного законов о национальном вопросе, ощущалось откровенное невнимание депутатов к этой проблеме, хотя Российская Федерация - государство многонациональное и, соответственно, национальный вопрос имеет огромное значение для нашей страны. Госдума проделала немалую работу в направлении прав человека. Но работа в этой "отрасли" велась хаотически, нерегулярно. Наибольшее внимание депутаты уделили политическим правам человека, приняв законы "О политических партиях", "Об общественных объединениях". Принятие этих постановлений влияло на дальнейшее функционирование Госдумы как таковой: без установленного статуса партии или общественного движения были бы невозможны выборы в VI Госдумы Российской Федерации. В области личных прав и прав в области культуры много дебатов было проведено при подготовке законопроекта " Об альтернативной службе", подготовленном Комитетом по обороне и Комитетом по делам общественных объединений и религиозным организациям. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 14 декабря 1994 года, но Министерство обороны было против его принятия, законопроект был направлен на доработку. 24 мая 1995 года закон был отклонен во втором чтении, за его принятие голосовали только "Яблоко и "Выбор России". В третьем чтении законопроект был повторно отклонен. В работу Думы входит назначение Уполномоченного по правам человека в России. Этого так и не произошло. Думскому большинству была неприятна личность Ковалева на этом посту, особенно после его выступлений по чеченской проблеме. Так что на момент прекращения полномочий V Думы в России все еще не было Уполномоченного по правам человека, и закона "Об Уполномоченном по правам человека". Также Госдума занималась рассмотрением законопроектов "Об авторском праве", о правах детей и правах граждан на информацию, которые были приняты и вступили в действие. За время работы V Госдумы был принят ряд законов, касающихся борьбы с преступностью, например, закон "О налоговой полиции", "Об оперативно- розыскной деятельности". Больших усилий требовала разработка проекта нового Уголовного Кодекса РФ. Он был принят депутатами летом 1995 года, но отклонен президентом по двум причинам: во-первых, в УК не были внесены изменения о подсудности, что делало его применение невозможным, во-вторых, отсутствие некоторых норм, которые, по мнению президента, должны были там быть. Проект УК на треть превышал действующий тогда Уголовный Кодекс РСФСР, туда были внесены новые главы, актуальные для современного общества, например, о преступлениях в сфере компьютерной безопасности и т.д. Можно сказать, что проект был хорошо проработан, но его принятием должна была заняться уже VI Госдума РФ. 17 мая 1995 года был принят проект Уголовно- исполнительного Кодекса РФ. Законодательная деятельность нижней палаты парламента в области обороны была направлена на создание правовых основ строительства и функционирования Вооруженных сил и других родов войск, их реформирование и гражданский контроль над ними. Так как законы, принятые Верховным Советом РФ в 1990- 1993 гг. вошли в противоречие с новой Конституцией, то V Госдуме пришлось исправлять эти недостатки. Вразрез с правительственными предположениями при принятии всех трех бюджетов, Госдуме удалось добиться некоторых повышений (на 5-10%) затрат на национальную оборону, модернизацию устаревшей военной техники. Это явилось результатом компромисса Комитета по обороне и Комитета по бюджету. В течение всего периода работы Думы в ней шли непрекращающиеся дебаты по поводу закона "Об обороне". В этот законопроект было внесено 350 поправок. Два раза этот проект принимался Депутатами, но дважды откланялся сначала Советом Федерации, а затем - Президентом. С одной стороны, ряд принятых и находившихся в стадии разработки законодательных актов, а также сложившаяся практика их обсуждения, в рамках которой заметен прогресс во взаимодействии Думы с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами, с другой - Дума не использовала все имеющиеся у нее возможности и оказалась неспособной заложить достаточные законодательные основы, которые позволили бы приступить к строительству современных и боеспособных сил. Проявляя довольно высокую активность во внешнеполитической сфере, Госдума приняла всего лишь один федеральный закон, регламентирующий поведение Российского Государства во взаимоотношениях с другими странами. работа над ним шла полтора года. В июле 95-го он был принят; закон регламентирует вопросы заключения, исполнения и прекращения международных договоров РФ: он вносит коррективы в соотношение функций исполнительной и законодательной властей Российской Федерации по ратификации договоров. Важным плодом работы V Госдумы я считаю принятие Гражданского Кодекса РФ. Важность его принятия диктовалась тем, что именно гражданское законодательство служит правовой основой для упорядочения сложившейся хозяйственной практики, проведения экономических реформ. Без его принятия было невозможно дальнейшие развитие рыночной экономики. Гражданский Кодекс состоит из трех частей, которые принимались поочередно. Третья стадия находилась в состоянии разработки, а первая часть представляла собой 500- страничный документ. Госдумой первого созыва были приняты I (в первую сессию работы) и II (22 декабря 1995 г.) части, третью часть предстоит принять Думе следующего созыва. В сфере аграрного сектора работа парламентариев проходила в трех направлениях: регулирование земельных отношений ("Земельный кодекс", закон "О плате за землю"), развитие нормальной базы для различных организационно- правовых форм в аграрном секторе(законы "О сельскохозяйственной кооперации", "О фермерском хозяйстве"), формирование системы государственного регулирования аграрно-промышленного комплекса(бюджет). Я думаю, что для России немаловажно принятие законов именно в аграрной сфере, т.к. большую часть населения составляет крестьянство. В начале работы Думы в планах комитета по бюджету предусматривалась разработка Банковского Кодекса, но этого так и не произошло. Закон "О рынке ценных бумаг" был принят Госдумой, но отклонен Президентом. В области регулирования трудовых отношений работа Думы носила либо уточняющий характер, либо была настроена на устранение пустот в действующем законодательстве. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в КЗОТ" был принят депутатами в первом чтении 22 ноября 1995 г. Важной задачей в работе Госдумы является принятие федерального бюджета. Его утверждение каждый год вызывало большое количество разногласий, сам бюджет принимался с опозданием, для его принятия создавались специальные согласительные комиссии. куда входили представители Госдумы, Правительства, Совета Федерации. За два года работы V Госдуме пришлось трижды принимать бюджет, соответственно за 1994, 1995 и 1996 гг. Первый из них рассматривался со значительной задержкой, а последний был утвержден до окончания 1995 года. Несмотря на разногласия между фракциями, а также между Думой и Правительством, сама технология бюджетного процесса за два года приобрела большую конструктивность. Порядок принятия бюджета регулировался не общим регламентом, а законом "О порядке рассмотрения Федерального Бюджета на 199... год". Вместо трех чтений, здесь присутствовало 4. В первом обсуждалась общая концепция. а в последующих - уже детальные вопросы. Против бюджета обычно голосовало "Яблоко" (все годы), ЛДПР(1994 г.), КПРФ(1995 г.), но во всех трех случаях бюджет принимался. Итак, Дума приняла 335 законов, из них 240 подписано Президентом, 31 отклонен им, 35 - Советом Федерации. Еще 45 находятся на рассмотрении. По словам парламентариев, за два года была создана правовая база, гарантирующая стабильность общества, укрепление всех сторон его жизни. Я считаю, что в законодательной работе Дума действительно сделала многое. ...И КАК ОНА ПРОХОДИЛА Хочу немного рассказать о работе Думы как о процессе. В среднем в день пленарных заседаний парламентариями рассматривалось 8 из 10 законопроектов, многие из которых, как правило, принимались, причем в первом чтении. Чистое время пленарных заседаний составляет 5 часов. но на принятие и обсуждение законопроектов тратится в среднем всего лишь 3,7 часа. примерно половина рабочего дня уходит на перепалки, процедурные вопросы. Можно отметить также неорганизованность заседаний. Перед закрытием каждой сессии в Думе возникала эпидемия "законодательной стахановщины". Особенно поражает, что за три дня - 5,6 и 8 декабря 95-го - был принят 61 закон, их едва успевала рассматривать Администрация Президента. Иногда эта спешка заканчивалась плачевно: в законопроектах путались страницы, что приводило к переполоху. Все законопроекты, даже совсем небольшие, снабжены графой "основные понятия", что показывает о хорошей работе подготовителей проектов - комитетов и комиссий. Правда. дело иногда доходит до смешного. Например, в законе о курортах необходимо пояснить, что такое "курорт федерального значения", а что такое "курорт местного значения", но иногда объяснялись понятные даже школьнику вещи: в законе "Об охране животного мира" в основных понятиях объясняется, что же такое животный мир. Видно, что депутаты до того старательно работают, что под конец перегибают палку. В парламенте есть силы, которые не заинтересованы в политической стабильности. Иные депутаты пока не привыкли к систематической кропотливой работе на постоянной основе. Что касается фракций, то в "центре" поначалу оказалась ПРЕС, слева - КПРФ и АПР, справа - "Выбор России", "Яблоко", РДДР. Если партии и голосовали солидарно, то это объяснялось сходным отношением к проблеме, а не о намеренной договоренности. Думские союзы - это всего лишь совпадение позиций при голосовании. Так как нет стабильного центра, большинство и меньшинство как бы формируются заново. И это немаловажно, т.к. получается, что результат голосования будет совершенно непредсказуем. Например, КПРФ и "Яблоко", противоположные по взглядам партии, одинаково голосовали по бюджету, а партнеры - АПР и КПРФ, "Выбор России" и "Яблоко" - голосовали различно соответственно по Земельному Кодексу и по бюджету-95. Этот пример наглядно иллюстрирует, что беда российских партий в том, что они никак не могут объединиться. Определяющая роль при принятии решений принадлежала именно фракциям в политических вопросах, а в законодательных вопросах - комитетам, а партии выполняли роль итогового фильтра. Слово редко предоставлялось независимым депутатам, что, по-моему, негативно влияет на работу Думы, т.к. получается, что интересы партий ставятся на первое место. Пребывая в рядах своей партии или фракции, многие депутаты фактически не поддерживали ее линию. К 95-му созрели условия для раскола, перегруппировки сил. Таким образом, "Выбор России" потерял 17 человек, ПРЕС - половину состава, АПР - 4, ЛДПР - 5, "Новая региональная политика" вообще распалась на части, лишь коммунисты и "Яблоко" не имели перебежчиков. ДУМА И ПОИСКИ СОГЛАСИЯ В ОБЩЕСТВЕ С первых дней своей работы депутаты не оставались без внимания средств массовой информации. Некоторые заседания Думы транслировались по радио и по телевидению. Им посвящалось немало сюжетов в выпусках новостей. Значит, многие люди ждали чего-то от Думы. Свое первое ежегодное послание к парламентарием президент России Б. Ельцин озаглавил "Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)". Ельцин всячески стремился к поиску компромиссов и взаимопонимания с Федеральным Собранием. Но Дума с самого начала хотела показать свою самостоятельность: оппозиционный выпад Государственной Думы против президента состоялся. Он имел ярко выраженный политический характер. 23 февраля Госдума приняла постановление, объявляющее политическую амнистию лицам, находящимся под следствием или содержащимся под стражей в связи с событиями 19-21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября - 4 октября 1993 года. Честно говоря, это решение Госдумы в далеком 1994 году было тогда для меня шоком. Те, от кого защищали Белый Дом в далеком 1991-ом мои родители, те, которые устроили кровавые события осенью 1993-го (танки и БТРы, разъезжающие по улицам Москвы, черный от копоти и немного разрушенный Белый Дом, разбитые окна в здании СЭВ, сотрясающийся от пушечных выстрелов мой дом (вот что значит жить в центре Москвы), - все это достаточно хорошо запечатлелось в моей памяти, и я совершенно не хотела, чтобы такое повторилось снова), - те опять находились на свободе. Я помню, как долго обсуждалось в СМИ принятие амнистии. Мол, мы голосовали за демократию, правовое общество, а что мы получили??? Но все же, за эти два года люди привыкли чуть спокойнее заглядывать в завтрашний день. На улицах не было танков, беснующихся толп, правда душила инфляция и горячие точки. Дума старалась решать многие насущные проблемы в контакте с Правительством, Минфином, силовыми ведомствами, Генеральной прокуратурой, Верховным судом. Правда, не всегда это получалось. Еще раз подчеркиваю, что Б. Ельцин добивался компромиссов и взаимопонимания с Госдумой, заключения своеобразного договора о гражданском мире и согласии между различными политическими и социальными силами общества. В марте Ельцин выступил с инициативой подписания основными политическими силами этого документа. Реакция на новый курс правительства была неоднозначной: с одной стороны, парламентарии не выказывали открытой оппозиции правительству, а с другой, не демонстрировали и поддержки его мероприятий. В конце апреля 1994 года президенту, правительству и их сторонникам все же удалось склонить подавляющее большинство политических и общественных организаций в России к заключению и подписанию Договора об общественном согласии. Договор заключался на два года, то есть фактически до следующих президентских и парламентских выборов. Но позже стали накапливаться разногласия между исполнительной властью и нижней палатой парламента по ряду вопросов государственного устройства и социальной политики. Летом 1995 года, во время кризиса в Буденновске, депутаты выразили свое недоверие Правительству. Несогласие Б. Ельцина с этим решением, угроза роспуска палаты накалили обстановку в обществе. Президент в какой-то мере пошел навстречу отдельным требованиям Госдумы, сняв некоторых силовых министров. Таким образом, Дума смогла, не обладая на то конституционными полномочиями, найти способы воздействия на исполнительную власть. На повторном голосовании вотум недоверия Правительству был снят. Это событие стало первым опытом конституционного решения парламентом опасных политических барьеров. Власти были вынуждены искать пути к согласию. И они нашлись. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, в России сложился вполне работоспособный действующий парламент. Российская Федерация вошла в число цивилизованных стран мира, где общественно-политическая жизнь строится на принципах демократии и парламентаризма. Конечно, у V Госдумы были свои недостатки и ошибки, но главное, что депутатам удалось достичь главного, поднявшись над фракционными барьерами, они сумели осознать общность интересов, понять. что основное дело депутата - не демонстрация своих идеологических предпочтений, а законотворчество. К 1995 году парламент был более или менее структурированным, в его работе появилась системность. К сожалению, Госдума так и не смогла найти оптимальный баланс между исполнительной и законодательной властью, хотя к 1995 году ее самостоятельность усилилась, а влияние возросло. Страна прожила в более или менее спокойной обстановке. Вопросы политики решались не на митингах, а на заседаниях парламента. Госдума второго созыва получила в наследство бесценный опыт работы и богатый "стартовый капитал". Жаль, что про Госдуму 1993-1996 года написано пока что не очень много литературы. Сложно было найти аналитические статьи, посвященные ее работе. Работая с материалами, я заметила, что одни и те же факты изложены в соответствии с совершенно противоположными взглядами. Было сложно выбрать истинный вариант. Единственное, что помогало, это то, что я была свидетелем этих событий, поэтому моя оценка была беспристрастной. 17 декабря 1995 года население России вновь отправилось на избирательные участки, а 16 января приступила к работе нижняя палата российского парламента. Что было дальше - мы все знаем, и это уже не является предметом этой работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Калмыков Ю.Х. Повороты судьбы: в двух парламентах, одном правительстве, в национальных движениях. М.,1996. 2. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25 декабря 1995 года. 3. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание 1993-1995 гг: V Госдума. Совет Федерации. М.,1996. 4. Платошкин А. Два думских года //Российская Федерация, 1995,№24. 5. Российская Федерация. Федеральное Собрание. Федеральное собрание первого созыва: Совет Федерации. Государственная Дума. 1993-1995. Справочник. М.,1996. 6. Рыбкин И.П. Государственная Дума: Пятая попытка. М., 1995. 7. Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.

12 декабря 1993 года одновременно с референдумом по Конституции РФ были проведены всенародные выборы депутатов Государственной Думы первого созыва.

225 депутатов было избрано по пропорциональной системе по единому федеральному округу, при заградительном барьере 5 процентов, 225 — по мажоритарной системе по одномандатным округам.

Во многом выборы закончились сенсационно. Первое место в голосовании по партийным спискам заняла партия ЛДПР Владимира Жириновского - 22,92% голосов, вторым был «Выбор России» Егора Гайдара - 15,51%, третьими стали коммунисты Геннадия Зюганова - 12,40%. Также в парламент прошли «Женщины России» Алевтины Федуловой - 8,13%, «Аграрная партия» Михаила Лапшина - 7,99%, блок Явлинский-Болдырев-Лукин (Яблоко) - 7,86%, ПРЕС Сергея Шахрая - 6,73%, Демократическая партия России Николая Травкина - 5,52%. Всего в выборах участвовало 13 избирательных объединений.

За счет одномандатных округов по 64 мандата получили ЛДПР и «Выбор России», 42- КПРФ 37 - «Аграрная партия», 23 - «Женщины России», 27 - Яблоко, 22 - ПРЕС, 14 - ДПР. Не прошедшие в парламент по спискам РДДР по округам получили пять депутатских мест, движение «Кедр» одно, «Достоинство и милосердие» - три, «Гражданские союз» - десять, «Будущее России - Новые имена» - два. 130 мест получили независимые кандидаты. Председателем Госдумы первого созыва был представитель аграриев Иван Рыбкин.

В соответствии с переходными положениями Конституции, данный созыв парламента избирадся на два года. Одной из отличительных черт этого созыва была политическая неустойчивость, которая приводила к регулярному изменению численности и состава фракций. Одной из проблем, определивших работу первого созыва Госдумы, стали боевые действия на территории Чеченской Республики.

В июле 1995 года депутаты выразили недоверие правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента президенту Борису Ельцину и принять поправки к Конституции, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства. Важнейшим решением стало объявлении амнистии находившимся под следствием или под стражей участникам событий 19-21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября — 4 октября 1993 года. Всего был принят 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди принятых — федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая часть Гражданского кодекса; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы.

В этот же день прошли единственные в истории прямые выборы членов Совета Федерации. Правовой основой для их проведения являлись заключительные и переходные положения Конституции. Депутаты избирались сроком на два года по мажоритарной системе в двухмандатных округах, образованных в границах субъектов федерации. Избирателям выдавался один бюллетень, в котором предлагалось отметить две фамилии. В Чечне выборы не проводились, а в Татарстане и Челябинской области прошли чуть позже. Среди избранных были: 5 президентов республик, 11 глав правительств, 43 главы краёв и областей, три федеральных министра. Членами Совета Федерации от Москвы были Николай Гончар и Юрий Черниченко, от Санкт-Петербурга - Александр Беляев и Юрий Болдырев. Сенаторами были и некоторые известные в современной России политики - Елена Мизулина, Олег Смолин, Рамазан Абдулатипов, Аман Тулеев и другие. От Нижегородской области в Совет Федерации был избран Борис Немцов. Первым главой верхней палаты парламента стал представлявший в ней Калининградскую область Владимир Шумейко.

Читайте на портале «Твоя история» статью

Одновременно с голосованием по Конституции были проведены первые выборы в новую Государственную думу. В парламент прошли по итогам голосования по партийным спискам: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 21,7%, блок «Выбор России» - 14,33%, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 11,46%, «Женщины России» - 7,51%, Аграрная партия России - 7,38%, блок «Яблоко» - 7,26%, Партия российского единства и согласия (ПРЕС) - 6,22%, Демократическая партия России (ДПР) - 5,10%

НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России

Признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы

государственной жизни п о с т а н о в л я ю:

4. Утвердить прилагаемое Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

5. Установить, что в случае принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.

ИТОГИ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ

Выборы в Государственную Думу впервые состоялись 12 декабря 1993 года одновременно со Всенародным референдумом по новой Конституции Российской Федерации.

Первый созыв 1993-1995 гг. (в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, избирался на два года).

Официальные результаты выборов:

Общее число избирателей, включенных в списки - 106.170.835

Число бюллетеней, выданных избирателям - 58.187.755 (54,81%)

Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках - 57.697.698

Действительных бюллетеней (база для расчета процентов) - 53.751.696 (50.63% от числа избирателей) Недействительных бюллетеней - 3.946.002 (6.84%)

Величина 5-процентного барьера - 2.687.585 голосов

Против всех - 2.267.963 (4.22%).

Пятипроцентный барьер преодолели:

1. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 22.92% (59 мест)

2. Выбор России 15.51% (40 мест)

3. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 12.40% (32 места)

4. Политическое движение "Женщины России" 8.13% (21 место)

5. Аграрная партия России (АПР) 7.99% (21 место)

6. Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин 7.86% (20 мест)

7. Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) 6.73% (18 мест)

8. Демократическая партия России (ДПР) 5.52% (14 мест).

По одномандатным округам ЛДПР провела 5 кандидатов, «Выбор России» - 24 кандидата, Аграрная партия - 16, КПРФ - 10, блок «Явлинский - Болдырев - Лукин» - 7, ПРЕС - 4, «Женщины России» - 2. Не преодолевшие 5% барьера на выборах по спискам «Гражданский Союз» провел в округах 10 кандидатов, РДДР - 5, блок «Достоинство и милосердие» - 3, блок «Будущее России - новые имена» - 2 и один депутат был избран от «Кедра».

Председатель Государственной Думы - Рыбкин Иван Петрович.

Было принято 464 закона, из них подписано Президентом - 320.

ПОРТРЕТ ЭЛЕКТОРАТА

Даже беглый анализ избирательной статистики позволяет выявить ряд закономерностей. Выбор России и РДДР получили наилучшие результаты в мегаполисах (в первую очередь Москве, Санкт-Петербурге и на Урале). ЛДПР - в "горячих" пограничных (Псков, Белгород, Ставрополь) и наиболее удаленных регионах (Чита, Сахалин). Коммунисты - в сельских округах европейской части России (за Уралом представители КПРФ не выиграли ни одного мажоритарного округа). У АПР при очевидной близости к коммунистам гораздо меньше различий между географическими регионами и в то же время среди всех 13 партий, участвовавших в выборах, наибольший разброс электората. Среднеквадратичное отклонение составляет у аграрников 95% от математического ожидания, если брать в расчет все 225 округов, и 83%, если учитывать только "русские" регионы без национальных республик и автономных округов. Это очень высокий показатель. У следующих за АПР Выбора России, Яблока и РДДР в "русских" регионах отклонение составляет не более 50%. У ПРЕС в "русских" регионах разброс меньше 30% от средней, а все максимальные результаты достигнуты в республиках и автономных округах.

Обычно аналитики выделяют в России 4 типа электората: демократический (скорее все-таки либеральный), коммунистический (левый), патриотический (национально ориентированный) и неопределившийся ("болото"). Иногда выделяют еще специфический электорат партии власти. Однако собственно у партии власти электорат очень мал, а сторонники ПРЕС или НДР рекрутируются обычно из различных слоев населения. Еще один тип электората выделяют относительно редко, однако как раз с его определением нет никаких проблем. Речь идет об иноэтническом (нерусском электорате). Разумеется, внутри данного типа существуют весьма глубокие различия, общее же заключается в том, что федеральные политические партии не могут обратиться к иноэтническому населению, минуя местные элиты, как это они делают в большинстве "русских" регионов. Определить количество иноэтнического электората также несложно - около 10%. Обычно именно округа в республиках и автономных округах дают наиболее отличающиеся от средних по России значения. В 1993 г. такими территориями оказались Башкирия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан, Тува, Карачаево-Черкессия, Ямал и другие. Иноэтнический электорат представляет собой отдельную, весьма объемную и выходящую за рамки данного материала тему. Далее мы сосредоточимся преимущественно на "русских" регионах.

Попытки дать точное определение другим типам электората сводятся к банальным "сторонники реформ" - "противники реформ", что, во-первых, вовсе не является независимой переменной, а во-вторых, дает весьма низкую корреляцию с избирательными цифрами. Вообще говоря, категории "демократический", "коммунистический" и т.д. электорат не имеют точного определения и используются скорее на эмоциональном уровне. Математический анализ, однако, свидетельствует о глубоком расколе между избирателями либеральных (Выбор России, Яблоко, РДДР) и левых (КПРФ, АПР) партий. Отрицательная корреляция между ними достигает 0,76, что для идеологических партий, получивших вместе всего около половины голосов по федеральному округу, является чрезвычайно высоким показателем.

Подобное часто возникает при более устойчивых расколах - этнических, религиозных и т.д. Такие случаи можно наблюдать и в России - многие из титульных этносов российских республик практически не голосуют за ЛДПР, РОС или другие партии с устойчиво "державным" образом. Предположения о глубоком расколе между различными типами электората подтверждает и корреляция между либералами и ЛДПР (-0.75). Однако естественное в таком случае предположение о близости электората ЛДПР и левых вовсе не соответствует действительности. Корреляция ЛДПР и всех левых составляет 0,52 (средний уровень), а между ЛДПР и КПРФ всего 0,26 (слабая связь).

Графически полученные соотношения можно представить себе в виде почти равнобедренного треугольника, где "демократический" электорат равноудален от левого и ЛДПР-овского. Таким образом, функциональное определение либерального электората может быть следующим - это те избиратели, которые голосуя выбирают не из левых и левых национал-патриотов. Соответственно левый электорат это те, кто ни при каких обстоятельствах не проголосует за "либералов". Разумеется, данные определения носят всего лишь функциональный, а не строго научный характер. Разумеется, вовсе не все левые, тем более в 1993 году, голосовали за коммунистов и аграрников, и вовсе не все либералы за Выбор России, однако подобный подход позволяет с достаточной точностью определить количественные характеристики различных типов электората.

В отличие от левых и либералов, идентичность других типов электората выражена значительно слабее (это подтверждают существенно меньшие значения коэффициента корреляции между остальными партиями), однако дать им функциональные определения все-таки возможно. Национал-демократы - это те, кто, выбирая из некоммунистов и нелибералов, считает Россию национальным государством русского народа. В связи с запретом РОС, ФНС и других их союзников по Верховному Совету, этим избирателям оставалось голосовать по общефедеральному округу только за ЛДПР, что и сделали те, кто все-таки пришел на выборы. Этот тип электората в России вовсе не многочисленен, как иногда считается, - где-то в районе 15% и сосредоточен на русском Севере, в некоторых пограничных регионах и частично в Сибири. При голосовании сторонники национал-демократической идеи часто голосуют вместе с протестным электоратом. В отличие от коммунистов, где многие также голосуют протестно, но против очевидного врага в лице "демократов", протестный электорат голосует против всех больших идеологий - и против либералов, и против коммунистов, и против федеральной власти. На практике это приводит к поддержке либо региональных партий власти, либо партий с паллиативной, либо квазиидеологией. ЛДПР, Женщины России, отчасти ПРЕС и АПР стали основными получателями этих голосов. Размытость протестного электората не позволяет точно определить его количество, однако, по-видимому, это все-таки не более 15-17% с очень серьезными колебаниями во времени. Именно в этой категории избирателей в наибольшей степени прослеживается отказ от участия в голосовании.

В 1993 выйти за пределы своего базового электората удалось только ЛДПР. Главная причина здесь, на наш взгляд, в том, что ЛДПР оказалась в глазах общественного мнения единственной партией, нескомпрометировавшей себя сентябрьским кризисом, что позволило либерал-демократам одновременно играть на разных полях. За ЛДПР в конечном итоге проголосовало большинство национал-демократов, значительная часть протестного электората, деморализованные сторонники левых и даже часть оппозиционных демократов.

В. Брутер. История современных российских выборов. Год 1993

“РОССИЯ, ТЫ ОДУРЕЛА!”

Результаты думских выборов шокировали кремлевских наблюдателей. Сохранились документальные записи того, как наиболее известные из них собрались в ночь с 12 на 13 декабря в телецентре "Останкино", где в прямом эфире, открывая бутылки шампанского, политический, артистический и интеллектуальный бомонд комментировал предварительные данные с избирательных участков. Передача, задуманная как грандиозная демонстрация победы Кремля, завершилась конфузом… Гости, приглашенные праздновать победу партий, поддерживаемых администрацией Бориса Ельцина, один за другим покидали студию. Седовласый шестидесятник Юрий Карякин в отчаянии бросил в микрофон знаменитую реплику: "Россия, ты одурела!”