5 декабря 2008 года преставился патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Почти 20 лет он был Предстоятелем Русской Православной Церкви. В годовщину его ухода, вспомним 7 фактов о Патриархе Алексии II.

Ридигеры

Патриарх Алексий Второй по своему происхождению был из известного прибалтийского дворянского рода. Среди представителей его - граф Федор Васильевич Ридигер, государственный деятель, генерал, герой Отечественной войны 1812 года. Семья деда будущего патриарха жила в Санкт-Петербурге, но вынуждена была в революцию эмигрировать. Отец Алексия учился в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений - Императорском училище правоведения. Там воспитывались дети потомственных дворян. Hо завершать образование ему пришлось уже в эстонской гимназии. Мама Алексия Второго, Елена Иосифовна, в девичестве Писарева, была дочерью полковника Белой армии. Его расстреляли большевики в Териоках (Зеленогорск). Поженились родители будущего Патриарха в 1926 году, за три года до рождения сына.

Еще мальчиком, в конце 30-х годов, Алексей дважды побывал на Валааме - в Спасо-Преображенском мужском монастыре на Ладожском озере. Туда он ездил с родителями. Патриарх не раз подчеркивал, что именно эти поездки во многом определили его решимость в выборе Пути. На всю жизнь запомнились ему встречи с духоносными старцами и насельниками обители, их открытость, доступность для каждого паломника. Письма валаамских старцев Патриарх хранил в личном архиве. Следующий визит на Валаам случился через полвека. До конца жизни Алексий Второй возглавлял Попечительский Совет по Возрождению Спасо-Преображенского монастыря.

Крещенская вода

Алеша с детства был при церкви. Любовь к церкви и службам воспитали в нем родители, хотя, стоит признать, что и сам он проявлял немалый энтузиазм в своем устремлении приобщиться церковных тайн. Его рвение даже беспокоило родителей. Любимой игрой Алёши было - служить. При этом он в эту игру не играл, а будучи ещё ребенком, делал всё всерьез. Счастливым днем стал тот день, когда Алёше доверили разливать крещенскую воду. Это стало первым послушанием будущего Патриарха. Ему было 6 лет. В остальном же, как рассказывал Патриарх, он был обычным ребенком: любил играть, ходил в садик, помогал родителям по дому, окучивал картошку...

Паломничество на Афон

Особым местом для каждого православного христианина Патриарх считал Святую гору Афон. В 1982 году Алексий совершил туда паломничество. Об Афоне Патриарх говорил: "Даже в самые тяжкие годы воинствующего атеизма знали русские люди, что их соотечественники-святогорцы вместе со всем афонским братством сочувствуют их страданиям и испрашивают им сил и крепости".

Главным мирским увлечением Патриарха с детства была "тихая охота". Грибы Алексий собирал и в Эстонии, и в России и в Швейцарии. Патриарх с охотой рассказывал о своём увлечении и даже поделился рецептом соленых рыжиков. Идеально рыжики собирать в сухую погоду и не мыть. Но грибы чаще всего бывают в песке, поэтому сполоснуть холодной водой придется, потом пусть она вся стечет, по возможности. А вот если рыжики со мха, то тогда их можно не мыть, обтереть чистой тряпочкой и все. Дальше укладывать в ведро, шляпками вниз. Обязательно рядами. Каждый ряд - посолить. Накрыть все чистой тряпицей, а сверху - большой тарелкой или крышкой и придавить гнетом.

Братья меньшие

Алексий Второй с большим теплом относился к "братьям нашим меньшим". У него всегда были домашние питомцы. В основном собаки. В детстве - терьер Джонни, ньюфаундленд Солдан, дворняга Тузик. На даче Патриарха в Переделкино жило много домашних животных. 5 собак (Чижик, Комарик, Моська, Рой, Лада), несколько коров и коз, куры, кошки. Про коров Алексий II рассказывал, перечисляя: "Самая главная - Белка. Потом Арфа, Ромашка, Зорька, Малышка, Снежинка. Еще телята у нас имеются, коза Роза и козлятки…"

Политика

В 1989 году Фонд милосердия и здоровья, где Алексий состоял членом правления, выдвинул его в народные депутаты СССР. И его избрали. О том периоде своей жизни Патриарх вспоминал с неохотой. "Парламент тех лет превратился в место, где у людей совершенно отсутствовало уважительное отношение друг к другу. Там царствовал дух вечного противостояния, постоянной борьбы, нервозности... Люди не желали элементарно слушать друг друга, а тем более говорить, объясняться нормальным человеческим языком". В политике будущему Патриарху не понравилось. "После каждого заседания съезда народных депутатов я становился просто больным - очень скверно влияла на меня та атмосфера нетерпимости и вражды" - вспоминал Алексий.

Совсем недавно, менее десятка лет назад, отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возглавлявший Русскую Православную Церковь в труднейшие для всей страны переломные годы конца 80-х -начала 90-х. Его Святейшество, вопреки высокому положению, был простым в общении, а потому любимым всеми, знавшими его близко, принципиальным человеком светлой души. Он стал пятнадцатым после восстановления Патриаршества в России Предстоятелем Церкви.


Имя Алексия II также занимает основательное место в науке об истории Церкви и теологии. Только до восшествия на Первосвятительский престол он имел более 150 публикаций по церковной истории и богословию темы. Кто такой Патриарх Алексий (Ридигер), почему его почитают как праведника и что он сделал для Церкви и всей России — вы узнаете в данной статье.


Детство Патриарха

При рождении, в миру Патриарх также имел имя Алексей Ридигер — что достаточно необычно, обычно при пострижении в монашество имя меняют. Он появился на свет 23 февраля 1929 года в «столице советской Эстонии» — Таллине. Необычна история его семьи: по отцу, Михаилу Александровичу, он был потомком немецкого рода дворян, переселившихся в новую столицу — Санкт-Петербург при Анне Иоанновне или даже Петре Первом и обрусевших, то есть принявших православную веру. По матери, Елене Иосифовне Писаревой, Его Святейшество был эстонцем. Семья была эмигрантами, после революции покинувшими Петроград через Финляндские земли. Несмотря на скудость быта, характерную для всех беженцев, Алеша Ридигер был воспитан в знании и уважении к культурным ценностям, интересе искусству и Церкви.


Корни глубокой веры и благочестия Алексия II были заложены его семьей, ведшей подлинно христианскую жизнь. Отец будущего Патриарха был священником и благословлял сына помогать ему за богослужениями, церковная жизнь была неотделима от семейной. Известно даже время первой службы, в которой участвовал будущий Святейший Патриарх: в шесть лет, в 1936 году, он начал помогать разливать святую воду для прихожан на Крещение Господне. Вероятно, с детства он желал послужить Церкви — но только Богу известно, как и когда появилась в нем та сила духа, которая позволила возглавить всю Русскую Церковь.


Важной страницей начала жизни Алексия II было регулярное посещение вместе с родителями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — духовной жемчужины Ладоги, древней обители. Здесь он также прислуживал в алтаре. Ясно, что в этой обители появилось у него и желание отдать жизнь монашескому служению Богу и людям.



Русский Патриарх в молодости

Талант вдохновенной молитвы, благочестие, знание церковный служб — вот что определило призвание Алексея Ридигера, ставшего уже в 15 лет иподиаконом (то есть сопровождающим и постоянно прислуживающим за богослужениями архиерею) епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллинского. В 16 лет — в год окончания Великой Отечественной войны — Алексей стал даже ризничим (ответственным за облачения и церковную утварь), продолжая совершать служение алтарника в кафедральном соборе Таллина.


Вскоре он поступил в Ленинградскую православную духовную семинарию (ныне СПбПДАиС) и по ее окончании стал студентом духовной Академии Северной столицы. Приняв рукоположение во иереи, поначалу он был просто белым священником-целибатом (не имеющим монашеского пострига, но давшим только обет девства). Начав иерейское служение в небольшом городке Йыхви, вскоре он стал настоятелем Богоявленского монастыря, а в 1957 году — и настоятелем местного Успенского собора. Так около года он руководил двумя обителями и приходом собора. Затем его официально поставили благочинным округа (то есть священником, контролирующим деятельность ряда приходов, — обычно эта должность отдается настоятелю крупного собора области, имеющим многолетний пастырский опыт).


С 1959 года будущий Патриарх принимает решение полностью посвятить себя Богу в монашестве. Совсем немного времени прошло с его рясофорного пострига — наречения нового имени, символического пострижения волос с возможностью носить некоторые монашеские одежды — до пострига мантийного. В это время Алексий, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и в 1959 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания епископу, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.


Отец Алексий был пострижен в мантию с сохранении имени, что достаточно необычно для церковной практики. Также через малое время — лишь спустя 2 года — его хиротонисали во епископа. В свои 32 года он был, одним из самых молодых архипастырей Церкви. Его направили на управление родной Рижской епархией с присвоением титула Эстонского и Таллинского епископа.



Епископ Алексий — будущий Патриарх Московский

Несмотря на «хрущевскую оттепель», 1960-е годы, когда начал свое архиерейское служение владыка Алексий, были трудны для Церкви. Если в 1930-х священников расстреливали вместе со всеми как врагов народа, то во времена Великой Отечественной войны их начали массово возвращать из лагерей, открывая храмы. Хрущев открыл новые гонения: в первую очередь, организовав информационную волну даже не безбожия, а стереотипной клеветы на Церковь в средствах массовой информации. Поднялись революционные лозунги, осуждавшие «мракобесие», на людей давили психологически, позоря на работе, например, за посещение пасхального богослужения. Закрывались семинарии под предлогом некачественного образования и церкви, которые просто «необходимо» было использовать под склады, заводы и зернохранилища.


Став Патриархом, Алексий Второй часто говорил, в том числе в печати, но без подробностей, об этих временах, что лишь Богу осталось известным, как непросто приходилось священникам и архиереям переживать время гонений. Однако интересы Православной Церкви» отстаивались, Она не умирала при помощи таких ревностных служителей Господа, как владыка Алексий.


Так, став епископом, Преосвященнейший Алексий начал активно работать в сфере международных и межцерковных взаимоотношений. Он трудился во многих комитетах, входил в состав делегаций. Его Преосвященство (это обращение к епископу) был активным сторонником совместного труда Церквей различных христианских конфессий, подчеркивая, что в совершенном мире люди забывают в принципе о Христе, и что все христиане должны искать точки соприкосновения в служении и общении друг с другом, действуя сообща.


Спустя короткий промежуток активного и деятельного архипастыря заметили в руководстве Московского Патриархата, начав выдвигать на еще более ответственные посты. В 1964 году, в 35 лет, он становится архиепископом, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, а затем, по сути, первым заместителем Святейшего Патриарха Московского. Он получает сан митрополита (то есть более высокий, нежели епископский) Таллинского, а затем был в сане митрополита Ленинградского и Новгородского переведен в Санкт-Петербург (Ленинград), в то время, как и сейчас, являвшийся средоточием церковной науки и молитвенной жизни. Трудами владыки Алексия совершились многие события, память о которых хранят благодарные петербуржцы: возвращение братии в Валаамский монастырь — духовную колыбель самого владыки Алексия, возрождение Иоанновского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским на реке Карповке, и обретение мощей самого святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1989 году Его Высокопреосвященство даже стал народным депутатом СССР, что было крайне необычно, и, по сути, политическим деятелем.


Несмотря на активное служение, владыка Алексий подготовил и защитил докторскую диссертацию на степень кандидата богословия.


В 1990 году скончался Святейший Патриарх Пимен, а 10 июня того же года на его место был выбран Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II.



Слова и деяния Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2

Интересно, что деятельность Патриархов Русской Православной Церкви с каждым последующим избранием Предстоятеля все расширяется. Обычно Патриарха избирали из маститых иерархов, имеющих обширный пастырский опыт, но потому оторванных от слишком совершенных веяний общества. В середине ХХ века никто не задумывался о важности привлечения в Церковь молодежи: с ней было трудно разговаривать, ребята не только стремились к обычным развлечениям, но и имели мнение о Церкви как о «сборище мракобесов». Не имея жизненного опыта, они полагались на суждение учителей и авторитет государства.


Со временем многое начало меняться. Интеллигенция, эмигранты обращались к христианству как фактически религии протеста, глотку свежего воздуха в душной советской идеологии. Если Патриархи Алексий Первый и Пимен, в основном, имели заботы о поддержании приходов, о существовании церкви хотя бы в каждом городе, о защите пастырей от репрессий (а Пимен еще и о праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть культурно-историческом утверждении Церкви) — то Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий.


Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы и минусы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:


    Увеличение числа храмов, обителей и епархий — при том, что число верующих и воцерковленных людей не требовало такого числа церковных структур.


    Активное возвращение церкви исторических зданий храмов, их восстановление — это именовалось «претензией Церкви на каноническую территорию». Если некоторые церкви были отданы под склады или цеха и возвращались безболезненно, то возвращение храмов-музеев, храмов-памятников встречало активное сопротивление со стороны общественных активистов. Случались инциденты, когда Церковь и культурные организации оказывались по разные стороны баррикад. Тем не менее, именно в период деятельности Патриарха Алексия был заложен опыт преодоления такого противостояния. Интеллигенция удостоверилась в том, что Церковь действительно умеет сохранять культурное достояние стороны, тем более, что именно она и создала это достояние: именно для молитвы была построена и Троице-Сергиева лавра, и Исаакиевский собор в Петербурге, и Ипатьевский монастырь в Костроме.


    Увеличение числа рукоположенных епископов, священников, монахов и аппарата церковных чиновников — Синодальных отделов — в то время, как люди не были духовно готовы к ответственному церковному служению. Это по сей день спорный момент: от апостольских времен и до революции в России не хиротонисали о священники раньше 30 лет При Алексии Втором начали рукополагать даже епископов младше тридцати.


    В то же время, такое «увеличение потока кадров» и мест для молитвы создали задел, пространство для дальнейшего прихода в Церковь многих и многих людей. Сегодня начинается не только возрождение храмов в исторических здания церквей, но и строительство новых. Так, в Москве существует программа по созданию 200 новых храмов в спальных районах столицы; в одной Выборгской епархии строится 36 храмов, а во всей Санкт-Петербургской митрополии — более 100. Люди действительно не помещаются в зданиях маленьких церквей, многие приходы по воскресным и праздничным дням выносят колонки наружу здания, чтобы люди могли помолиться и на улице.


    Возросло число просветительских центров, активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Многие считали, что Церковь не должна привлекать к себе новых людей, а занимать нишу некой сферы услуг. Тем не менее, именно Патриарх Алексий снова начал катехизаторское дело Церкви: ведь еще Христос заповедовал апостолам просвещать все народы светом христианства, спасать души людей. Сам он безбоязненно выступал по всему миру с речами, направленными на укрепление традиционных нравственных ценностей — ведь в их основе лежат именно заповеди Божии — в то время, как в Европе начиналось движение пропаганды гомосексуализма и нивелирования различий между полами, узаконивания эвтаназии. Предстоятель не раз заявлял, что моральное разложение общества ведет к гибели цивилизации.


    Непросты были внутрицерковные отношения: редко созывались Поместные соборы, обострились отношения с Римско-Католической Церковью и Вселенским Константинопольским Патриархатом. При этом ряд священнослужителей обвиняли Его Святейшество в экуменизме, то есть слишком активном взаимодействии с другими конфессиями и религиями.


    В период Патриаршего служения Алексия Второго в мире и в России происходили военные конфликты. Этот Патриарх известен. тем, что в 1993 увещевал ГКЧП, вынеся Владимирскую икону из запасников Третьяковской галереи и молясь перед ней о мире и помощи Божией со всем народом. Кроме того, он регулярно выступал с миротворческими инициативами относительно войн на Северном Кавказе, в Южной Осетии, при бомбежках ВВС США в Ираке и Сербии.


    В интервью незадолго до смерти Святейший владыка Алексий Второй сам подвел итоги своей работы, оценив плоды своих трудов как совершенно новые отношения Церкви и государства, которые он вынужден был выстроить. По воле Божией он смог повернуть взаимодействие и с обществом, и с властью в сторону принятия Церкви.



Патриарха Алексия Второго убили?

Его Святейшество отошел ко Господу, не дожив лишь два месяца до своего 80-летия. Алексий Второй скончался в Патриаршей резиденции в Переделкино, в дни Рождественского поста — 5 декабря 2008 года. Православный народ всей России и ближайших стран настолько привык, что этот добрый пастырь Церкви всегда бодр, ездит по стране и бывает даже в отдаленных епархиях, что смерть его вызвала шок и изумление. На этом фоне стали даже распространяться слухи, что Патриарх был убит, однако свидетельствами близко знавших его иерархов и заключением медицинской экспертизы они были опровергнуты: Алексий Второй в течение последних лет жизни перенес несколько инфарктов и инсульт, поэтому смерть наступила по естественным причинам, став следствием сердечной недостаточности.



Где похоронен Патриарх Алексий II

При прощании с Патриархом Храм Христа Спасителя, крупнейший храм Москвы, воссозданный на месте взорванного в 1930-х в тех же архитектурных формах, был полон людьми. Днем и ночью они шли целым потоком, чтобы в последний раз взглянуть на пятнадцатого Архипастыря Церкви Русской, возглавлявшего ее в годы перестройки, крушения советского строя и создания нового общества, ведшего Корабль Церкви сквозь воды одного из самых непростых времен истории страны.


Гроб с телом, в величественной похоронной процессии, через всю Москву перевезли в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где и захоронили. Над могилой сейчас стоит мраморное надгробие с крестом. Духовенство храма и сотрудники Церкви свидетельствуют что многие паломнические маршруты из разных регионов страны обязательно имеют остановку в соборе у могилы Алексия Второго. Уже сейчас в народе имеет место почитание Его Святейшества.
Не только его духовные чада, при жизни просившие Патриаршего совета, но и многие люди, от деревенских прихожан, приехавших поклониться святыням столицы, до самого Президента и различных знаменитостей, приходят посоветоваться со Святейшим владыкой, испросить его помощи и благословения на добрые и необходимые дела. Патриарх пока не причислен к лику святых — ведь для канонизации должен пройти не один десяток лет — но уже сейчас фиксируются чудеса по молитвам к нему у могилы, досконально изучаются материалы и свидетельства вех его жизненного пути, разрастается народное почитание.
Так, митрополит Калужский и Боровской Климент, бывший заместителем Алексия Второго — он имел должность Управляющего делами Московской Патриархии — писал, что в близком общении всегда видел в нем рассудительного пастыря Церкви, имевшего поистине дарованную Богом любовь ко всем людям. Он был для всех православных людей словно заботливым отцом, руководившим Церковью с искренним переживанием ее проблем в собственном сердце. Не было для него вопрос неважных, даже самых простых людей, с которыми поступали несправедливо, он отстаивал перед властью, помогал самым дальним и бедным церковным приходам. По словам Высокопреосвященнейшего Климента, на имя Святейшего Патриарха Алексия приходило более десяти тысяч писем ежегодно (то есть около 30 ежедневно) — и ни одно он не оставлял без внимания, каждый день выделяя время на прочтение корреспонденции и указания по просьбам адресантов. Многие люди, служившие вместе со Святейшим или бывшие сотрудниками Синодальных отделов, свидетельствуют, что общение с ним стало школой жизни. Он показывал образец пастырского служения в неизменном устремлении ко Господу и любви к каждому человеку.



Могила Патриарха Алексия

В любой день вы можете посетить Елоховский собор столицы и поговорить у могилы Его Святейшества с ним самим. Молитва — это диалог с усопшим, имеющим признаки святости.


Приобретите в храме свечу, поставьте ее на подсвечник у могилы, обратитесь ко Господу:


«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Святейшего Патриарха Алексия, где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная. Прости ему все грехи вольные и невольные, его же святыми молитвами и меня грешного (грешную) помилуй».


Затем можете своими словами, обращаясь к Патриарху, попросить его о своих нуждах. Многие просят его, как мудрого руководителя,


  • О совете в делах;

  • О принятии решения в трудном выборе;

  • О помощи об избавлении от несправедливости начальства;

  • Об оправдании при клевете;

  • С благодарностью за совершенные дела, получившиеся вещи.

Молитвами Патриарха Алексия да хранит вас Господь!


Председатель епархиального совета. Мать - Елена Иосифовна Писарева (1902-59), родилась в Ревеле (Таллине), дочь расстрелянного большевиками полковника царской армии. В детстве Алексей неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь (в то время на территории Финляндии); поездки эти, знакомство и переписка с валаамскими монахами оказали на него большое влияние. Также свою роль в приходе будущего Патриарха к служению Богу сыграл и энергичный настоятель Николаевского храма в Таллине (в котором Михаил Ридигер служил диаконом, а юный Алексей - алтарником) священник Александр Киселёв .

Диаконская и священническая служба отца в годы оккупации Таллина укрепили его желание самому стать священником. В 1941-44 Алексей был алтарником в храмах, в которых окормлялись бойцы Русской национальной армии (РНА) и Русской освободительной армии (РОА).

В 15-летнем возрасте Алексей стал иподиаконом архиепископа Нарвского (впоследствии Таллинского и Эстонского) Павла. С мая 1945 по октябрь 1946 он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора, с 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с - в Казанской церкви города Таллина. В 1947 поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а окончив её в 1949, стал студентом Духовной академии в Ленинграде .

Согласно исследованию, проведённому группой авторов и опубликованных Комаровым Е. В. - сотрудником Московской Патриархии в - , 11 апреля , в Светлый Вторник, студент 1-го курса Академии Алексей Ридигер венчался браком с Верой Георгиевной Алексеевой (Мянник по второму мужу), дочерью о. Георгия Алексеева, настоятеля Александро-Невского собора в Таллине .

Епископское служение

За время нахождения на Ленинградской кафедре митрополит Алексий добился возвращения епархии ряда петербургских храмов и святынь.

Работа в высшем управлении РПЦ до избрания Патриархом

В таких условиях потребности Русской Православной Церкви в молодых кадрах епископ Алексий (Ридигер) делает быструю карьеру в центральных структурах Московского Патриархата. 14 ноября епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. На эту должность он был рекомендован новым Председателем Отдела, молодым и энергичным архиепископом Ярославским Никодимом (Ротовым) . Работая в ОВЦС, владыка Алексий участвовал во Всеправославных совещаниях, ассамблеях Всемирного совета церквей и многочисленных иных мероприятиях по линии экуменической деятельности Московского Патрирхата, различных миротворческих форумах. С до - Президент (член Президиума) Конференции европейских церквей (КЕЦ), до - Председатель Президиума КЕЦ.

С 12 по 17 апреля Патриарх посетил с официальным визитом Предстоятеля Константинопольской Церкви Вселенского Патриарха Димитрия I. (Патриарх Димитрий ещё раньше, в августе посещал Русскую Православную Церковь).

В ноябре того же года Патриарх был с визитом в США как гость Американской Православной Церкви . Большой резонанс вызвало посещение им в ходе визита синагоги в Нью-Йорке и произнесенная речь . Консервативные церковные круги обвинили его в «отождествлении талмудизма с религией Ветхого Завета» .

Участвовал в Священной Ассамблее 14-и Предстоятелей Православных Церквей в Константинополе в Неделю православия, 15 марта , собравшейся «по инициативе, приглашению и под председательством <…> Вселенского Патриарха Варфоломея » . В выпущенном Послании Предстоятели осудили «деятельность состоящих в общении с Римом униатов на территории Украины , Румынии , Восточной Словакии, на Ближнем Востоке и в других регионах», а также «прозелитизм ». Кроме того, Послание «решительно отвергло определенные недавние развития в рамках экуменизма, такие, как женское священство и использование языка, размывающего понятие Бога». Патриарх Алексий, оценивая значение Священной Ассамблеи, заметил, что «встреча в Константинополе - первая после эпохи Вселенских Соборов встреча Предстоятелей Православных Поместных Церквей и потому, безусловно, историческая».

Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе.

Документ предостерёг:

Нынешнее развитие ВСЦ идет в опасном и недолжном направлении. Они констатируют кризис Всемирного Совета Церквей и призывают к пересмотру всего нынешнего этоса, принципов ВСЦ.

Позднейшее обострение отношений было вызвано решением от 11 февраля главы Ватикана и Римско-католической церкви Иоанна Павла II о возведении «апостольских администратур для католиков латинского обряда в России в достоинство епархий» . В заявлении папского Престола особо подчёркивалось: «Дабы выразить надлежащее почтение епархиям Русской Православной Церкви и их досточтимым архипастырям, католические епархии России получили титулы святых, а не городов, в которых находятся их центры». Несмотря на подобные оговорки, ответное заявление Патриарха и Cвященного Синода было крайне негативным:

учреждение «церковной провинции» - «митрополии» по сути означает создание поместной Католической церкви России со своим центром в Москве, претендующей иметь своей паствой российский народ, который культурно, духовно и исторически является паствой Русской Православной Церкви. Образование в России такой церкви фактически означает вызов, брошенный Православию, укорененному на территории страны в течение многих столетий.

Русская Православная Церковь и светская власть при Алексии II

В период до избрания Патриархом, Преосвященный Алексий, как и многие иные иерархи, лояльно участвовал в деятельности официальных Советских организаций в основном миротворческого характера. Многократно выезжал в зарубежные командировки с преимущественно экуменическими целями, что ipso facto требовало санкции органов КГБ СССР .

<...> заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далекие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации. Декларация ставила своей целью «поставить Церковь в правильные отношения к советскому правительству». Но эти отношения, а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики, как раз не являются правильными с точки зрения Церкви. <...> Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало её своим дыханием, духом принудительности и безмолвности. <...> Что же касается моей защиты этой Декларации, то надо помнить, что критика Декларации в основном была направлена против слов: «мы хотим считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой - наши радости и беды которой - наши беды». Противники Декларации утверждали, что таким заявлением радости атеистического государства отождествляются с радостями Церкви. Это действительно получалось бы абсурдно. Но ведь в Декларации нет слова «которого», то есть государства, Советского Союза, а есть слово «которой», соотносимое со словом «Родина». То есть речь идет о Родине, радости которой независимо от политического режима, господствующего в ней или над ней, действительно радуют и Церковь. Поэтому это положение Декларации я все время отстаивал, согласен я с ним и сегодня. Что же касается остальных положений Декларации… Мы не спешили на словах отказываться от неё, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею.

На реплику журналиста о известном отчете В. Фурова, заместителя председателя Совета по делам религий, в ЦК КПСС в 1974 году, где говорится о Преосвященном Алексии как об одном из самых лояльных епископов Русской Церкви, понимающем «незаинтересованность» государства в укреплении религиозности, патриарх ответил, что ему по назначении его епископом в Таллинн в сентябре удалось якобы отстоять Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь от закрытия.

После избрания Алексия II Патриархом у него сложились в основном ровные отношения с руководителями страны, в том числе с обоими Президентами России - Б. Н. Ельциным и В. В. Путиным . Во время августовских событий Патриарх распорядился опустить на ектениях прошение «О властех и воинстве ея».

Во время октябрьских событий Патриарх предложил посредничество обеим противоборствующим сторонам; при его участии начались переговоры в московском Даниловом монастыре , ни к чему не приведшие.

Алексий II участвовал в процедуре инаугурации Ельцина в ; присутствовал на церемонии передачи «ядерного чемоданчика» исполняющему обязанности Презилента Путину 31 января . В процедурах инаугурации Путина 7 мая и 7 мая Алексий II участия не принимал, присутствуя лишь в числе приглашённых гостей наряду с представителями других религиозных конфессий. Патриарх неоднократно встречался с обоими Президентами, обсуждал с ними актуальные проблемы текущего законодательства по вопросам религий, возражая, в частности, против некоторых формулировок нового Закона «О свободе совести и религиозных организациях», законодательства об образовании.

Несмотря на иное, согласно мнению мнигих наблюдатеоей, отношение к этому вопросу светской власти, отказывался дать согласие на визит Папы Римского Иоанна Павла II в Россию, ссылаясь на неразрешённые проблемы между Церквами .

Награды

Алексий II награждён многими наградами РПЦ и других поместных Церквей:

орденом Русской Православной Церкви св. равноап. князя Владимира 2-й степени 11/V-1963 г. орденом РПЦ св. равноап. кн. Владимира 1-й степени 27/V-1968 г. орденом РПЦ прп. Сергия Радонежского 1-й степени 21/II-1979 г. орденом св. равноап. Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви 20/Х-1962 г. орденом прп. Иоанна Рыльского 1-й степени Болгарской Православной Церкви V-1968 г. орденом апостола Марка Александрийской Православной Церкви 1969 г. орденом Животворящего Креста 1 и 2 степени Иерусалимской Православной Церкви 1968, 1984 г. орденом св. вмч. Георгия Победоносца 1-й и 2-й ст. Грузинской Православной Церкви 1968, 1972 г. орденом ап. Петра и Павла 2-й степени Антиохийской Православной Церкви 1/IХ-1981 г. другими орденами Митрополий Антиохийского Патриарха медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата 1965 г. золотой медалью 1-й ст. св. великомуч. Димитрия Солунского (Греция) 25/IХ-1980 г. золотой медалью 1-й ст. св. вмч. Екатерины Митрополия Катерини (Греция) 4/V-1982 г.

Также награждён Государственными и иными наградами СССР :

Государственным орденом СССР Дружбы народов 22/11-1979, орденом Трудового Красного Знамени, почетной грамотой Советского фонда мира 23/VII-1969, медалью Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971, памятной настольной именной медалью Советского фонда мира 1969, медалью Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976, медалью Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974, почетной грамотой Советского комитета защиты мира 11.1979, почетной грамотой Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979, памятной медалью Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981, почетным знаком Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982, Награждён грамотой обществом советско-индийской дружбы (ЖМП, 1986, № 5, 7). По информации Keston News Service , в награждён Почетной Грамотой КГБ СССР .

высшей наградой Российской Федерации - орденом святого апостола Андрея Первозванного .

Высказывания

2 апреля высказал своё мнение о гомосексуализме в связи с вопросом о проведении в Москве гей-парада:

Состояние здоровья и сопряжённые с ним скандалы в СМИ

Cамый серьёзный инцидент, связанный со здоровьем, имел место в октябре

Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929), патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в “независимой” Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949). Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953). Священник в Тарту (1957). Протоиерей (1958). Монах (1961). Архиепископ (1964). Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-79). Митрополит Таллинский и Эстонский (1968). Член ЦК Всемирного совета церквей (1961-68). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986). Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении в Петербурге и возвращении мощей св. Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти патр. Пимена избран патриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после большевистского переворота (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Страгородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.

Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (1929-2008) - патриарх. Родился в Таллине в семье эмигранта из России, священника, Михаила Александровича Ридигера. С 1944 по 1947 год был иподиаконом у архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла (Дмитровского). С 1946 г. служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. - в Казанской церкви города Таллинна. В 1947 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. На первом курсе Лениградской Духовной академии в 1950 г. был рукоположен в сан диакона, а затем священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. окончил Духовную академию. В 1957 году был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту. В 1958 г. возведен в сан протоиерея. В 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры пострижен в монашество. В 1961 г. возведен в сан архимандрита, с этого же года епископ Таллинский и Эстонский. С 1964 г. - архиепископ, с 1968 г. - митрополит. В 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 г. на Поместном соборе Русской православной церкви избран на Московский Патриарший престол.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи // Дворянское собрание: Ист.-публицист. И лит. Альманах. М., 1995, С. 70-72; Россия нужна не только самой себе, но и всему миру // Лит. Учеба. 1995. № 2/3. С. 3-14; Вернуть людям межнациональный, политический и социальный мир: Из ответов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы обозревателя газеты «Культура» // Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 85-86; Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества» // ЖМП. 1997. № 7. С. 17-19; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения императора Николая и его семьи // Там же. 1998. № 7. С. 11; Роль Москвы в защите Отечества // Роль Москвы в защите Отечества. М., 1998. Сб. 2. С. 6-17; Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [О кризисе российской школы] // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. С. 3-13; Слово к участникам Соборных слушаний [Всемирного Русского Народного Собора 18-20 марта 1998 г.] // Церковь и время / ОВЦС МП. 1998. № 2 (5). С. 6-9; Церковь и духовное возрождение России: Слова. Речи, послания, обращения, 1990-1998. М., 1999; Россия: духовное возрождение. М., 1999; Воззвание в связи с вооруженной акцией против Югославии // ЖМП. 1999. № 4. С. 24-25; Печальник земли Русской: Слово и образ Первоосвятителя. М., 1999; Слово на первом богослужении в Храме Христа Спасителя // ЖМП 2000. № 1. С. 44-45.

Литература:

Патриарх. М., 1993;

Первоосвятитель. М., 2000.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998 гг. М., 1999;

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М., 1999;

Предстоятель Русской Православной церкви в 2007 г. М., 2008;

Цыпин В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700–2005. М., 2006.

Предстоятель Русской православной церкви (1990-2008)

Патриарх Московский и Всея Руси (пятнадцатый по счету за десять веков существования православия на Руси), предстоятель Русской православной церкви (Московский патриархат). Доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие темы. Член ряда российских и иностранных академий. Награжден высокими государственными и церковными наградами, лауреат международной премии "Голубь мира" - за неустанную миротворческую деятельность. Скончался в декабре 2008 года.

Патриарх Алексий II (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился в Таллине (Эстония) , 23 февраля 1929 года в семье глубоко верующих людей (его отец, Михаил Александрович Ридигер, всю жизнь мечтал стать священником, но был рукоположен в диаконы только в 1940 году ), . С детства прислуживал в церкви (его духовным отцом и наставником стал протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор), а с 15 лет был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем - и у епископа Исидора .

С мая 1945 по октябрь 1946 года Ридигер был алтарником и ризничим таллинского Александро-Невского собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви города Таллина. В 1946 году Ридигер сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет , .

В 1947 году Ридигер был зачислен сразу на третий курс семинарии. Окончил ее в 1949 году (по некоторым данным - с отличием ) и поступил в Ленинградскую духовную академию. Будучи на первом курсе академии, 15 апреля 1950 года был рукоположен в диаконы, а 17 апреля 1950 года - в священники и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. Он совмещал служение приходского священника с заочной учебой. В 1953 году отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист" , .

15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту (тогда - город Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах (в Тарту он прослужил до 1961 года). 17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея .

В марте 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг . Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией , , .

Уже в самом начале архиерейского служения - в 1962 году - епископу Алексию удалось отстоять Пюхтицкий Успенский монастырь, который власти намеревались закрыть и передать под дом отдыха: епископ сумел организовать посещение обители делегациями из Евангелической церкви Германии. Вскоре в германской прессе (газете Neue Zeit) появились восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о его закрытии был снят , .

23 июня 1964 года епископ Алексий был возведен в сан архиепископа , а в конце того же года назначен управляющим делами Московской патриархии и стал постоянным членом Священного Синода (по другим данным, управляющим делами Алексий был назначен в 1968 году ) , .

В 1968 году митрополит был включен в состав Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия, в 1978 году - 60-летия восстановления патриаршества в Русской православной церкви; кроме того, в 1971 году в качестве члена комиссии Священного Синода занимался подготовкой поместного собора Русской православной церкви, а также возглавлял процедурно-организационную группу и секретариат поместного собора. В 1980 году был назначен заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению празднования тысячелетия крещения Руси и председателем организационной группы этой комиссии , .

25 мая 1983 года митрополит Таллинский был назначен председателем комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ в обители и по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской православной церкви. На этой должности он пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру , .

В 1984 году митрополиту Алексию было присвоено звание доктора богословия. Трехтомный труд "Очерки по истории православия в Эстонии" был представлен им на соискание степени магистра богословия, но ученый совет Ленинградской духовной академии единодушно решил, что, поскольку "диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской paботы" и "в преддверии тысячелетия крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской православной церкви", то автор заслуживает более высокой ученой степени, чем та, на соискание которой он ее представил , .

В 1986 году отец Алексий стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, однако управление Таллинской и Эстонской епархией также было поручено ему .

3 мая 1990 года скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен, и для избрания нового Патриарха был созван внеочередной поместный собор . 7 июня 1990 года собор избрал митрополита Алексия Патриархом Московским и Всея Руси (пятнадцатым по счету за десять веков православия на Руси; при тайном голосовании за Алексия высказались 166 из 317 иерархов церкви ) . 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха , , .

К заслугам Алексия II СМИ относят возвращение церкви к широкому общественному служению. В качестве сопредседателя Патриарх вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Алексия II состоялась межконфессиональная конференция "Христианская вера и человеческая вражда" (Москва, 1994). Патриарх председательствовал и на конференции христианского межконфессионального консультативного комитета "Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия" (1999); и на Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000) , .

За годы служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской православной церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом было опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Патриарх Алексий возглавлял арихиерейские соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, председательствовал на заседаниях Священного Синода , .

Ряд подписанных Алексием II совместных документов заложил основы для развития сотрудничества церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Алексия II была создана система духовного руководства священниками военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов .

В период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года Патриарх Московский и всея Руси принял на себя миссию миротворца, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах. Патриарх также выступал с миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака .

Большое внимание Патриарх уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской православной церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по его благословению открывались духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации, а в 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры , .

Алексий II также уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга , .

Обсуждение кандидатуры будущего преемника Патриарха началось в еще 2003 году, когда состояние здоровья Алексия II ухудшилось. Наиболее вероятным претендентом на этот пост тогда назывался митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , .

5 декабря 2008 года Алексий II скончался в своей резиденции в Переделкино . 9 декабря он в соответствии с оставленным им завещанием был похоронен в Москве, в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского собора , .

Алексий II автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы, упоминался в СМИ как доктор богословия, действительный член Российской академии образования, почетный член Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии. Он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, орденом Петра Великого, общественным орденом Минина и Пожарского "Возвеличим Россию" за большой личный вклад в укрепление Российского государства, возрождение духовной силы Отечества; лауреат международной премии "Голубь мира" за неустанную миротворческую деятельность в целях достижения мира и согласия между народами , .

В июне 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви наградил Алексия II Орденом Славы и Чести - в ознаменование 15-летия первосвятельских трудов "на благо Церкви и Отечества". В декабре 2005 года Алексию II в храме Христа Спасителя была вручена премия "Человек года - 2005", учрежденная Русским биографическим институтом. В июле 2006 года Патриарху Московскому и всея Руси был удостоен высшей награды мусульман Кавказа - орден Шейх-уль-ислам [