36 219 0

В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.

Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году , сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности. Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.

Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», - восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарит своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», - пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.

Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября 1825» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта. Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».

Эти строки дружеского послания поэта, который жил в ссылке в Михайловском с августа 1824-го по сентябрь 1826-го, написаны в 1825 году. Священный день лицея - 19 октября - Пушкин отмечал один. В его «келье» вынужденного отшельника горел камин, на столе лежало перо, стояла чернильница, и на бумагу ложились строки. Они начинались с эпиграфа из Горация, который поэт потом убрал: «Теперь надлежит выпить» (Nunc est bibendum).

Лицейское братство

19 октября Пушкин и еще 29 мальчиков в возрасте от 11 до 14 лет в 1811 году пришли в классы. Первый выпуск лицея дал России разных людей, но по большей части неординарных:

  • В. Вольховский, первый ученик, участвовал в войне с Турцией и Персией;
  • А.М. Горчаков, светлейший князь, министр;

  • А. А. Дельвиг, поэт, издатель;
  • Н. Корсаков, поэт, композитор, дипломат;
  • В. Кюхельбекер, поэт, декабрист;
  • Ф. Матюшкин, адмирал;
  • И. Малиновский, предводитель дворянства;
  • И. Пущин, самый близкий человек к Пушкину, декабрист.

Все они занимались и проводили каникулы только в лицее. Так создалась их уникальная близость, родство душ. На их выпуске впервые был разбит чугунный колокол, который собирал учеников на уроки. Для каждого лицеиста из осколка было отлито кольцо, которое Пушкин хранил как талисман.

Дружеское послание

История создания стиха «19 октября» проста и сложна одновременно. Уже более года поэт провел в одиночестве в селе Михайловском. Старый деревянный барский дом был одноэтажным. В нем всего пять комнат.

В одной из них А. Пушкин устроил себе рабочий кабинет и спальню. Все было до такой степени просто, что у кровати одну из ножек заменяло полено. В 10-20-х числах октября поэт сосредоточился на воспоминаниях о друзьях.

Кто посетил Пушкина в Михайловском

Первым был И. Пущин, который заехал всего на один день, 11 января 1825 года. Поэт был счастлив поговорить с ближайшим другом. Пущин рассказал о существовании тайного общества. Поэт догадывался о нем и хотел быть с друзьями на площади 14 декабря.

В начале апреля приехал А. Дельвиг. А. М. Горчакова поэт встретил в конце лета на проселочной дороге. Они только молча обнялись. Эти встречи способствовали появлению мысли написать «19 октября». Анализ стихотворения будет дан ниже.

Кому еще из одноклассников уделил внимание Пушкин в стихотворении

Н. Корсаков, поэт и композитор, окончивший лицей с серебряной медалью и похвальным листом, уехал на работу в дипломатическую миссию в Рим и умер во Флоренции от туберкулеза в возрасте 20 лет.

В тексте говорится, что нет над его могилой ни одного русского слова. Пушкин просто не мог знать, что в последний час Корсаков сочинил себе эпитафию по-русски и велел резчикам, которые не знали русского языка, просто перекопировать ее на памятник.

В строфах 8-й и 9-й поэт говорит о Ф. Матюшкине, который на следующий день после окончания лицея вступил на палубу фрегата «Камчатка» и уже третий раз находился в кругосветном плавании.

Последние строфы, как оказалось, были посвящены А. М. Горчакову. 19 октября 1882 года он один провел последний день лицея. А в феврале 1883 года он скончался в Германии. В его бумагах была найдена неизвестная поэма Пушкина «Монах». А. Горчаков, несмотря на свое высокое положение в обществе, всегда проявлял большой интерес к творчеству Пушкина, что видно из его писем к родственникам.

Многое закодировано для наших современников в произведении «19 октября». Анализ стихотворения просто необходим. Пока же рассмотрим его содержание.

Стих «19 октября»: краткое содержание

Сюжет открывается описанием великолепного осеннего леса, покрытых инеем полей и чувством глубокого одиночества в «печальной келье». Лирический герой мечтает оказаться на берегах Невы в кругу друзей и пытается догадаться, кто пришел на встречу и кого на ней нет. Поэт уверен, что те, кто пришел, обязательно его вспомнят.

Он уверен, что не забудут уже ушедшего из жизни юного Н. Корсакова и мореплавателя Ф. Матюшкина. Дальше он пишет, как прекрасен их союз, и отечеством для них было, есть и будет только Царское Село. Многие люди, встретившиеся на жизненном пути поэта, стали предателями. В частности, он имеет в виду Ф. Толстого и А. Н. Раевского. Три следующих строфы Пушкин посвящает Пущину, Дельвигу и Горчакову, которых он видел в Псковской глуши. Поэт задумчиво рассуждает о том, что истинная поэзия не терпит суеты, но молодость радуется шумным мечтам. «Вильгельм, - обращается он к Кюхельбекеру, - с нами было именно так».

В следующей строфе Александр Сергеевич предается мечтам о встрече с Кюхлей, с которым возможны разговоры о Кавказе, славе, Шиллере, любви. «Пируйте, друзья, - продолжает поэт, - наливайте полные чаши и пейте за наставников, за царя, взявшего Париж и основавшего лицей». «Пируйте, - продолжает он, - наш круг редеет». «Кому придется праздновать этот день одному?» - задается горьким вопросом поэт. Лишь время ответило ему более чем полвека спустя - светлейший князь Горчаков остался в полном одиночестве. Сам для себя поэт дал неожиданно мажорный ответ: он провел этот день без забот и горя.

Вот так звучит стих «19 октября». Краткое содержание, изложенное прозой, немного может рассказать об искренних дружеских чувствах, которые связывали крепче морских узлов первых лицеистов.

Начинаем литературный анализ

Черновики стихотворения не дошли до нас. Остался лишь последний вариант, который мы представляем вашему вниманию.

И этот автограф имеет поправки. Он - последний этап работы. Первая строфа звучит отнюдь не в миноре. Она печальна и светла и задает общий тон. Стих Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» - пяти- и шестистопный ямб, сопряжен с элегическим настроением поэта, который пишет стихотворение в жанре дружеского послания. Оно состоит из 19 строф, в каждой из которых 8 строк.

1-я строфа. Одинокий, поэт сидит перед пылающим камином и раздумывает. А за окном багряный лес - пурпур, торжественный цвет императоров, символизирующий могущество и власть. В строфе много эпитетов (багряный убор, увянувшее поле, пустынная келья ), метафор (день проглядывает поневоле, вино - друг осенней стужи ). Первая строфа готовит переход к следующей.

2-я строфа. Поэта сковало одиночество, и лишь воображенье зовет товарищей. Он перечеркивает строфу, которая начинается со слова «Товарищи!». Пушкин ищет другие слова. Многое из написанного и счастливо найденного не вошло в стих «19 октября» по композиционным и цензурным соображениям. Появляется тема пира, на котором нет поэта. Она сопровождается темой дружбы и построена на предложениях с инверсией.

3-я строфа. Указывает на одиночество лирического героя. Отсюда начинает преображаться его душевное состояние. Он вступает с лицеистами в воображаемый разговор.

4-я строфа посвящена Николаю Корсакову.

5-я и 6-я строфы. Горечь потери друга смягчена воспоминанием о вечном страннике, будущем адмирале Ф. Матюшкине. Он из дальних стран, то знойных, то полярных, протягивает свою дружескую руку лицеистам и с ними всей своей душой.

Гимн лицейской дружбе

7-я строфа неслучайна в композиции. Дружба, сплотившая лицеистов, свята для поэта: неразделимая и вечная, свободная и беспечная. Лицей для Пушкина остался источником вольности и свободы мысли. Это смысловой центр произведения. Это главная идея стиха «19 октября». Томление духа ушло. Поэт радостно поет песнь лицею, навеки связавшему всех неизменной дружбой. Праздничные, торжественные, очень значимые слова сказаны о лицейских узах.

Горькие и приятные воспоминания

8-я строфа. Сначала идет антитеза - новые знакомства, доверчивость лирического героя, его разочарование. Коварство и предательство новых друзей сильно испортили жизнь Пушкина. Ф. Толстой, шулер и бретер, удививший своими безобразиями 4 части света, распускал о нем сплетни. А.Н. Раевский, как и Пушкин, увлекавшийся Е. К. Воронцовой, очень успешно приложил усилия к ссылке поэта из Одессы в Михайловское.

9-я, 10-я и 11-я строфы. В Михайловском, в этой забытой глуши, «в обители пустынных вьюг» его ждала отрада: нежданная встреча с лицеистами. Он уделил им три строфы, написав, что их голоса пробудили в нем сердечный жар. Он по-новому взглянул окрест: «душевных наших мук не стоит этот мир».

12-я - 14-я строфы связаны с Дельвигом. Возникает тема общего творчества: «Служенье муз не терпит суеты».

Что ждет лирического героя в будущем

15, 16, и 17-я строфы описывают радостную встречу через год. "Полнее наполните стаканы и все «до капли выпивайте»!" - восклицает поэт далеким друзьям, которыми его уже окружило воображение. Лирический герой как наяву видит радость встречи. Так переменчива душа поэта в произведении «19 октября». Анализ стихотворения подходит к завершению. В конце поэт быстро переключается на пролетающую жизнь и заключает: «Наш круг час от часу редеет».

Финал

18-я строфа. Поэт задается вопросом: кто будет тот последний, кто проведет один день лицея, закрыв рукой лицо?

Поэт желает ему провести этот день за чашей с печальной отрадой.

19-я строфа неожиданно заканчивает стих «19 октября» тем, что унылый затворник провел весь день «без горя и забот», и возвращает нас к началу стихотворения, где он сидит с бокалом вина. Так фантазия победила горькую реальность: одиночество и хмурый день. Явь отошла в сторону, дав место празднику дружбы.

Произведение «19 октября» все построено на контрастах смыслов, настроений, интонаций и образов. Поэт рисует гармоничный круг жизни, в котором всему есть место: печали и радости, утратам и обретениям, унынию и восторгу, одиночеству и братству.

Пребывая в Михайловском, поэт остро ощущал свою оторванность от "жизни", от друзей, в том числе и лицейских. Из всех стихотворений, посвященных "лицейской годовщине", "19 октября 1825 года" - самое "развернутое" с точки зрения обращения автора к прошлому. В нем образы автора и лирического героя неотделимы, можно сказать, что лирическим героем его является сам Пушкин, обращающийся к друзьям для того, чтобы избавиться от горького одиночества: "Печален я: со мною друга нет...". Мысленно он находится "на брегах Невы", где друзья сегодня празднуют годовщину и где "Меня друзья сегодня именуют", однако от этого одиночества становится только горше.

Пушкин обращается к друзьям, вспоминая тех из них, кто сегодня не сможет присоединиться к общему веселью, скорбит о навсегда ушедшем Корсакове, гордится отважным моряком Матюшкиным... Имена не называются, но разве могут друзья не узнать их в любовно выписанных поэтом образах? Заключает же поэт свое обращение к друзьям поистине крылатой фразой-утверждением: "Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен...".

Говоря о собственной судьбе, поэт, "преследуем судьбой, Запутанный в сетях судьбы суровой", благодарит друзей, которые в это трудное для него время не оставили его одного, поддержали и ободрили: и Пущина, своим посещением превратившего "поэта дом опальный" в "день лицея"; и Горчакова, с которым они, несмотря на то, что им "разный путь судьбой назначен строгой", "встретились и братски обнялись"; и Дельвига, благодаря "голосу" которого "бодро я судьбу благословил"; и Кюхельбекера, которого он называет "мой брат родной по музе, по судьбам...". Здесь же, поскольку друзья его - поэты, Пушкин говорит о своем понимании природы поэтического творчества: "Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво...".

Воспевая Лицей, Пушкин в стихотворении "19 октября 1825 года" проводит интересную параллель: он просит друзей выпить за... царя, сославшего его в Михайловское, ставя ему в заслугу две вещи: "Он взял Париж, он основал лицей"... Кто его знает, может быть, для русской культуры, для России это и в самом деле самые великие "деяния" Александра I?..

Заканчивается стихотворение "19 октября 1825 года" грустными размышлениями поэта о том из лицеистов, кому "под старость день лицея Торжествовать придётся одному...". Пушкин жалеет этого "несчастного друга", который, "средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой", останется один на один с воспоминаниями о прошлом, когда все его друзья были с ним и когда им было так хорошо... Что может быть трагичнее, чем остаться одному? Но до этого, по уверению поэта, еще далеко, и сегодня он, "затворник опальный", благодаря незримому присутствию в его жизни верных друзей, счастлив...

  1. Какое впечатление складывается у вас об ав-торе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир?
  2. Об авторе складывается впечатление как о человеке порывистом, эмоциональ-ном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти на-вечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдель-ности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной», из-за чего он часто получал «небратский привет».

    Пушкина, при всей его эмоциональнос-ти и порывистости, характеризует строгое и требовательное отношение к созданию произведений искусства, — а среди лице-истов было много поэтов. В стихотворе-нии мы читаем такие строки:

    Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты… Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там.

    Эмоциональный мир поэта включает в себя и грустные раздумья об ударах судь-бы, о своем будущем и будущем своих то-варищей. Грустно звучит вопрос:

    Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?

    И он называет человека, которому суж-дено пережить всех, прожить долгую жизнь, несчастным другом («средь новых поколений докучный гость и лишний, и чужой»), когда, казалось, можно только за него порадоваться, что судьба препод-несла великолепный подарок — долгую жизнь. Однако для поэта жизнь без дру-зей, после их потери, уже горька. Таков эмоциональный мир поэта как человека и друга, раскрывшийся в стихотворении «19 октября» (1825).

  3. Что ценит Пушкин в своих друзьях? Что можно сказать о тех людях, которые упомянуты в стихотво-рении?
  4. А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интере-сов, готовность прийти на помощь в труд-ную минуту, эмоциональную отзывчи-вость. В стихотворении упомянуты не-сколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опаль-ный… первый посетил». С добрыми чувст-вами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Гор-чакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, кото-рый под старость вместе с поэтом и дипло-матом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного ста-туса России после провала Крымской кам-пании. Но это в будущем, а пока «форту-ны блеск холодной не изменил души тво-ей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «брат-ски обнялись». Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — ог-ромная духовная ценность, приобретен-ная с отроческих лет. Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина, впоследствии главный ге-рой романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля».

  5. Какие раздумья, связанные с лицейской го-довщиной, возникают у поэта? Какие настроения пробуждает она в нем? Какие мотивы, кроме моти-вов дружбы и лицейского союза, звучат в стихотво-рении? Какой тональностью окрашены раздумья поэта?
  6. В послании к друзьям в честь лицей-ской годовщины звучат и раздумья о жиз-ни, современности и будущем. Горькие раздумья о последнем, единственном уча-стнике празднований Лицея было уже сказано. Вместе с тем в стихотворении звучит тема изгнания, столь актуальная для А. С. Пушкина и декабристов. Но есть и уверенность в скором освобождении, что поэт будет следующую годовщину отме-чать с друзьями. И, конечно, вечная тема искусства и поэзии. Материал с сайта

  7. Усматриваете ли вы связь «19 октября» (1825) с другими произведениями Пушкина? В ка-ких из них отражаются близкие этому стихотворе-нию чувства и настроения поэта?
  8. У Пушкина много стихотворений по-священо дружбе и друзьям. Наиболее близкие чувства и настроения, выражен-ные в «19 октября» (1825), мы находим в стихотворении «Была пора: наш празд-ник молодой…», последнее, посвященное лицейской годовщине, 1836 года. В нем отразились настроения зрелого Пушкина о быстротечности жизни и ее вечного дви-жения, смены поколений. Поэт вспомина-ет прошлые встречи, когда «жили все и легче и смелей», Пушкин призывает дру-зей принять «судьбы закон»: «Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он?» В этом последнем стихотворении «лицейского цикла» много воспоминаний: и об открытии Лицея («И встретил нас Куницын приветстви-ем меж царственных гостей…»), и о том, как воспринимали юные лицеисты Оте-чественную войну 1812 года, об охватив-шем их патриотическом порыве. Как и в «19 октября» Пушкин вспоминает Алек-сандра I. В 1825 году он, провозглашая тост за царя, говорил:

    Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей.

    В 1836 году он вспоминает вновь уже покойного императора в связи с победой над Наполеоном и сравнивает его с пред-водителем греков Агамемноном:

    Вы помните, как наш Агамемнон Из пленного Парижа к нам примчался. Какой восторг тогда пред ним раздался! Как был велик, как был прекрасен он, Народов друг, спаситель их свободы!

    Сказано и о начале царствования Нико-лая I, принесшем «новы тучи и ураган их». Завершается стихотворение обры-вом последней строфы.

    Меньше стало веселья на лицейских го-довщинах, больше подчиненности общему закону судьбы и размышлению над за-конами и фактами истории. Это стихо-творение не было опубликовано при жиз-ни А. С. Пушкина, и только по хода-тайству В. А. Жуковского перед графом С. С. Уваровым напечатано с некоторыми изменениями в томе V журнала «Совре-менник».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • видеоурок по литературе а. пушкин 19 октября
  • как в стихотворении 19 октября пушкин описывает дружбу
  • 19 октября 1825 пушкин историко-литературное сведение
  • крылатое выражение в стихотворении 19 октября
  • какие качества ценит пушкин в стихах

1)К какому жанру можно отнести этот текст (лиро-эпическое повествование, описание, монолог и т.п.)?
2)На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? С какой интонацией следует читать каждую часть? Аргументируйте свою точку зрения.
3)Как изменяется настроение от части к части? Почему это важно для его понимания? (Каково настроение первой части (1-8-й стихи)? Каково настроение второй части (9-16-й стихи)? Как изменилось настроение в третьей части (17-24-стихи)? Докажите, что заключительная часть стихотворения самая динамичная. Каково её настроение)?
4)Какими изображены в стихотворении сосны и ели? Как их сниженная оценка подтверждается значением ключевых слов?
5)Какие слова и выражения характерны для "образа" листьев? Какую роль в создании образа играет глагольная лексика?
6)Какое настроение и смысл придаёт тексту короткая длина стиха (двустопный амфибрахий)? Подтвердите своё мнение примерами.
7)Найдите в каждой части стихотворения аллитерации и попытайтесь объяснить их роль в тексте.
8)Проанализируйте глагольную лексику стихотворения. Как она меняется от строфы к строфе? Какой смысл выявляется при определении времени, наклонения и лица глаголов?
9)Подумайте о скрытом смысле стихотворения. Можно ли его соотнести с человеческим существованием, с состоянием прекрасной и быстро ушедшей молодости, с вечным обновлением природы и быстротечностью человеческой жизни? Обоснуйте своё мнение.