Перед вами краткое содержание баллады «Людмила» В.А. Жуковского. Основные места даны, что называется, «в оригинале», чтобы вы смогли прочувствовать лирический стиль автора и насладиться красотой этого литературного произведения.

ЛЮДМИЛА – читать краткое содержание.

Людмила ждет своего возлюбленного. Она гадает, что же с ним могло произойти, - или изменил ей, или его нет в живых. Ее «милый друг» с «грозной ратию» уехал воевать уже давно.

Людмила видит, как многие воины возвращаются домой: проходит мимо одна дружина за другой, но, к сожалению, ее возлюбленного среди этих воинов нет.

Мать спрашивает Людмилу, что с ней происходит.

Людмила жалуется на Бога, который «нас забыл». Мать говорит, что большой грех - роптать на Бога. Но Людмила стоит на своем - она и молилась перед иконами, и плакала, но мольбы ее Всевышний не услышал.

Нет, забыл меня спаситель! -

Так Людмила жизнь кляла,

Так Творца на суд звала…

Ночь. Людмила слышит, что «борзый конь и ржет и пышет». Затем она слышит знакомый голос - это вернулся ее жених. Людмила рада, спрашивает его, как случилось, что он вернулся.

Жених отвечает:

Близ Наревы дом мой тесный.

Только месяц поднебесный

Над долиною взойдет,

Лишь полночный час пробьет -

Мы коней своих седлаем,

Темны кельи покидаем.

Поздно я пустился в путь

Ты моя; моею будь…

Жених зовет Людмилу с собой, но та предлагает переждать ночь, а уж потом пустится в путь. Однако жених говорит, что ему дан очень короткий срок, - нужно срочно ехать. Людмила спрашивает, где его дом. Ее возлюбленный отвечает:

Там, в Литве, в краю чужом:

Хладен, тих, уединенный,

Свежим дерном покровенный;

Саван, крест и шесть досток…

Людмила и всадники мчатся. Они скачут рвами, полями, кустами и буграми.

Путь их неблизкий. Наконец они достигли цели. Людмила с ужасом видит, что оказалась на кладбище:

Камней ряд, кресты, могилы,

И среди них Божий храм.

Она и ее жених примчались к свежей могиле и вместе с конем упали в нее.

Дом твой - гроб; жених - мертвец.

Видит труп оцепенелый:

Прям, недвижим, посинелый,

Длинным саваном обвит.

Страшен милый прежде вид;

Впалы мертвые ланиты;

Мертвый взор полуоткрытый;

Руки сложены крестом.

Вдруг привстал… манит перстом…

«Кончен путь: ко мне, Людмила;

нам постель - темна могила;

Завес - саван гробовой;

Сладко спать в земле сырой.

Людмила каменеет и умирает. Завыл страшный хор о том, что смертным не следует роптать на Бога.

Вот такое, странное и мистическое произведение.

Василий Андреевич Жуковский прославился и как переводчик, и как редактор популярного в его время журнала «Вестник Европы», и, наконец, как воспитатель царской семьи. Однако в памяти своих современников и большинства потомков он остался самым первым поэтом, обратившим свое внимание на русскую культурную традицию, и создавшим на основе ее ряд популярных баллад. К одной из них относится «Людмила», написанная и опубликованная в 1808 году.

Сюжет произведения в точности копирует одну из самых знаменитых баллад Европы, созданную основоположником немецкой школы романтизма Готфридом Бюргером. «Ленора» и по сей день любима многими читателями. Бюргер воспользовался немецкими народными мотивами для создания своего произведения. Для немецкого национального фольклора характерен живой интерес к потусторонней жизни и ее обитателям. Жутковатая история, вышедшая из-под пера Бюргера, вполне соответствовала духу германской поэзии.

Однако Жуковский совсем не стремился создать точный перевод «Леноры». Его интересы были намного шире. В результате сохранив основную идею произведения, он привнес в него национальный русский колорит, сделавший новую балладу популярной у всех слоев населения России. История, рассказанная далеким немецким писателем, перестала быть чужой, благодаря Жуковскому.

Краткий сюжет стихотворения

История рассказывает о прекрасной девушке, Людмиле, которая ждет своего жениха из военного похода. По окончанию войны полки возвращаются домой, где их с радостью встречают жены, невесты и дети. От новоприбывших Людмила узнает, что ее жених погиб.

В отчаянии она обращается к Творцу, укоряя его за несправедливость. Благоразумная мать пытается успокоить дочь, убедить ее не роптать, а больше времени посвящать молитвам. Людмила же говорит, что больше ей не остается ничего, как умереть. Она твердит, что, несмотря на все ее молитвы, Бог не уберег ее жениха, проклинает свою жизнь и призывает на суд жестокого, по ее утверждению, создателя.

В ту же ночь к ней является всадник, в котором она со страхом узнает своего погибшего жениха. Он требует, чтобы Людмила отправилась вместе с ним, в его новый дом. Они отправляются в путь. Всю ночь Людмила и ее жених провели в дороге. Перед самым рассветом жених привез Людмилу к кладбищу и опустился вместе с ней в свежевырытую могилу. В ней Людмила обнаружила труп жениха, который поднялся к ней навстречу и поманил ее к себе. В ужасе Людмила упала на него и умерла. Тут же толпа мертвецов поднялась из могил, крича о том, что Творец услышал ее и послал ей, то, что она просила – смерть.

Образ героини в произведении

Людмила предстает перед читателем еще очень юной девушкой, в чью размеренную жизнь внезапно вторгается смерть. Людмила уже планирует свадьбу, даже не задумываясь, что существуют обстоятельства, которые могут помешать ее замыслам. Реальность же шокировала девушку. Смерть любимого жениха она встретила с отчаянием, проклиная свою неудавшуюся жизнь.

Мать не раз пыталась поддержать неразумную дочь, убеждая не роптать на Бога и не пытаться противостоять случившемуся. Однако Людмила, не слушая мудрых советов, зовет и свою смерть, убеждая мать, что никакое райское блаженство, обещанное таким жестоким Богом, ей не нужно. Она говорит, что предпочтет умереть, чем жить дальше.

В произведении явно прослеживаются религиозные убеждения автора. Симпатия Жуковского явно на стороне матери, убеждающей свою дочь, смириться с обстоятельствами, в которых уже ничего нельзя поделать. Однако Людмила, противопоставляя себя Божественному замыслу, требует смерти. Ее слабость, нежелание взглянуть на положение дел трезво и приводят к плачевным последствиям.

Композиция стихотворения

Произведение «Людмила» относится к жанру баллада, имея все ее характерные признаки. Отличительной ее особенностью является некоторая фантастичность повествования, крепко переплетенная с реальными, вполне обыденными фактами. Такое явление есть и здесь – реальное событие, такое, как смерть жениха и оплакивание его невестой, тесно связано с проявлениями потустороннего мира, то есть с призрачным всадником, который забирает девушку с собой.

Как правило, баллады имеют диалогическую или монологическую композицию - произведение строится на основе беседы двух людей, или же это монолог, обращенный к собеседнику. Композиция Людмилы имеет смешанные черты – в ней присутствует и разговор с матерью, и монологичное обращение к Создателю. Дальнейшие события представляют собой повествование от лица рассказчика.

Еще одной яркая черта баллады – большое количество эпитетов, благодаря чему описанная картина представляется перед читателем как живая.

В 1808 г. Жуковский пишет балладу «Людмила» - оригинальное переложение «Леноры» немецкого поэта Р.А. Бюргера (своеобразный вариант немецкой легенды о «мертвом женихе»). Позже Жуковский создаст точный перевод «Леноры», а пока «Людмилу» он назовет «подражанием»).

Ставя своей целью создать «русскую балладу» (подзаголовок «Людмилы»), Жуковский переносит действие в допетровскую Русь.

Дав героине русское имя, Жуковский вводит в язык баллады песенные обороты, фольклорные мотивы («борзый конь», «ветер буйный», «пышет конь, земля дрожит»), просторечие («все в ней жилки задрожали», «едва прискорбны очи не потухнули от слез»), придает обстановке некоторые исторические черты (Нарва, близ которой сражается «грозная рать славян»). В «Людмиле» раскрывается неведомый ранее читателю романтический мир с его необыкновенными картинами романтической природы:

Вот и месяц величавый
Встал над тихою дубравой:
То из облака блеснет,
То за облако зайдет;
С гор простерты длинны тени,
И лесов дремучих сени…
Чу!.. полночный час звучит.

В «Людмиле» Жуковский затрагивает одну из вечных тем русской литературы: любовь - смерть. Людмила - милая и добрая девушка. Она искренне любит жениха, долго ждет его с войны («Возвратится ль он, - мечтала -// Из далеких чуждых стран // С грозной ратию славян?») и горько переживает его гибель («С милым вместе //- всюду рай, // С милым родно - райский край // Безотрадная обитель»). В Людмиле столько чистоты, обаяния и очарования, что смерть ее вызывает у читателя сострадание. Людмила, утратив веру в земное счастье («что прошло - невозвратимо»), теряет веру в Бога:

Царь небесный нас забыл…
Где ж обетов исполненье?
Где святое провиденье?
Нет, немилостив творец…
Так Людмила жизнь кляла,
Так творца на суд звала.

Героиня не верит в вечную любовь и призывает смерть, но это от полной безысходности:

Расступись моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить.

Мать героини напрасно предостерегает ее от ропота на горькую судьбу («Зла Создатель не творит // Будь послушна небесам»). О том же говорит и автор («Смертных ропот безрассуден; // Царь всевышних правосуден»). Людмила желает смерти и получает ее:

Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец.

И в этом своеобразное возмездие. Под видом жениха к ней является мертвец (это страшное воплощение злых сил, само наказание), и Людмила соглашается на венчание. Дьявольский конь мчит их к могильному ложу, где Людмилу и ее жениха судьба навек соединяет в холодном гробу:

Что же, что в очах Людмилы?
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой - гроб; жених - мертвец.

Героиня не верит в вечную силу любви, изменяет романтическому идеалу. «Верь тому, что сердце скажет», - призывает автор. Но для Людмилы это невозможно. «Сердце верить отказалось», - с горечью отвечает героиня.

Удивительная мелодика баллады достигается с помощью повторений, синтаксических параллелизмов: «Мрачен дол и мрачен лес», «Спят пригорки отдаленны, // Бор заснул, долина спит»; месяц «То из облака блеснет, // То за облако зайдет».

Постоянны рефрены, подчеркивающие драматическую напряженность повествования: «Все погибло: друга нет», «Все прости; всему конец»; «Час твой бил, настал конец»; «Едем, едем час настал»; «Едем, едем путь далек»; «Мертвый с девицею мчится».

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского.

Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт. Вскоре она видит сверкающие доспехи: с боя возвращается славянская дружина. Жены, дети, родители радостно побежали встречать воинов. Дружинники проходят мимо, но своего любимого Людмила так и не встретила. Печальная девушка медленно идёт домой, размышляя, что нет ей больше жизни.

Мать Людмилы, увидев дочь, испугалась за неё, начала расспрашивать, что случилось. Ответом следовало: «Бог меня забыл, всему конец». Мать напоминает, что роптать на Бога – тяжкий грех, и страданиями умершего не воскресить. Людмила воскликнула, что в её сердце умерла вера, и жизнь уже погублена. Мать предостерегла дочь, что райские врата открыты только для смиренных, тогда как все бунтари отправятся в ад. Людмила лишь произнесла, что для неё адские страдания – ничто, и не нужен ей рай, если нет там её возлюбленного.

Наступила ночь. По долине прошёлся сильный ветер, зашелестели листья на деревьях. Людмила вновь услышала топот копыт и конское ржание у дома. На крыльце кто-то стоял и знакомым голосом спросил: «Спит ли моя Людмила, помнит ли меня?». Это был её жених. Бог ли это смилостивился над горюющей девушкой? Людмила начала спрашивать, каким образом погибший сумел вернуться. Он ей и рассказал, что как только всходит луна и наступает полночь, погибшие воины седлают своих лошадей и выходят в долину. Он настаивает отправиться в путь немедленно, так ему осталось совсем мало времени, а дорога предстояла длинная. Поддавшись уговорам любимого, Людмила села на коня, обняла мертвеца руками, и они умчались так быстро, что задрожала земля под копытами.

Медленно наступало утро: побледнела луна, померкли звезды, где-то закричал петух. И вот они прискакали к воротам, за которыми девица увидела надгробные камни, могилы и кресты. Всадник на коне резко подлетает к могиле и падает в неё. Людмила подбегает к нему, но видит перед собой не своего красивого жениха, а посиневшего, усохшего мертвеца, обернутого саваном. Вдруг он приподнимается и манит девушку к себе в сырую холодную землю: «нам постель теперь – могила, завес – саван гробовой». Людмила резко оцепенела, кровь перестала бежать по венам, глаза потухли, и она мёртвая упала к жениху в гроб.

На небе раздались крики и стоны. Все мертвецы разом встали из могил и затянули мрачную песню про безрассудство смертных и справедливость Бога.

Бунт против своей судьбы и роптание на божий замысел – довольно частый мотив баллад Жуковского. Как бы человек не противился начертанному на небесах, судьба так или иначе настигает его.

Картинка или рисунок Людмила

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Похвала глупости Эразм Роттердамский

    Сатирическое произведение философа Эразма Роттердамского написано в сатирическом ключе и представляет собой монолог Глупости, которая похваляется своими славными делами и талантами.

  • Краткое содержание Паустовский Телеграмма
  • Краткое содержание Крапивин Брат которому семь

    Алька – это мальчик, которому семь лет. Он – большой романтик, любит и верит в сказке. А также, он очень добрый, хотя это не мешает его старшей сестре по имени Марина часто ругать и наказывать его. Сам Алька имеет место

  • Краткое содержание Андерсен Калоши счастья

    Две феи поспорили. Одна утверждала, что калоши дадут возможность человеку почувствовать себя полным счастья. А вторая отметила противоположную точку зрения. Затем первая волшебница поставила их на входе, с целью, что их кто – то оденет.

Первая баллада В.А. Жуковского «Людмила» была написана в 1808 году. Это произведение сделало его еще более популярным поэтом. Сюжет этой баллады широко известен, но тем не менее Жуковскому удалось сделать его не простым пересказом, а самостоятельным текстом. Мертвый жених — главный образ баллады. За ним скрывается не один смысл. Это можно легко доказать, посмотрев на композицию произведения. В «Людмиле» мертвый жених, забирающий свою невесту в могилу, — вроде бы реальность, но в то же время это романтический вымысел. Сюжет в балладе только один.
Жених Людмилы противопоставлен в балладе силам зла. Несмотря на то, что именно он уводит за собой живую невесту, его образ чистый и светлый. Он делает это не из каких-то плохих намерений, он просто хочет быть рядом с любимой. Если вспомнить начало произведения, будет ясно, что Людмила сама пожелала:

Расступись, моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить.

Немаловажную роль играет в «Людмиле» Божественный образ. В самом начале текста героиня говорит:

Небо к нам неумолимо;
Царь небесный нас забыл…
Мне ль он счастья не сулил?
Где ж обетов исполненье?
Где святое провиденье?
Нет, немилостив Творец.

Так Людмила жизнь кляла,
Так Творца на суд звала…

Глупая девушка еще не понимает, что навлекает на себя Божье наказание. Она сама добивается встречи с темными силами, хотя даже не подозревает об этом. За непослушание воле Божьей она попадает в ад, потому что ни один человек не смеет роптать на Творца. Именно эту мысль пытался донести до читателя В.А. Жуковский.
В балладе Бог не появляется ни разу, но отчетливо чувствуется его присутствие. На примере Людмилы читателю показано, что он управляет всем на земле. Человек — это его величайшее творение, и любое непослушание карается очень сурово. Хочу снова обратиться к тексту. Из песни хора мертвецов ясно, что:

Смертных ропот безрассуден;
Царь Всевышний правосуден;
Твой услышал стон Творец;
Час твой бил, настал конец.

Бог никогда не наказывает людей, живущих по его законам. Он карает только непослушных грешников. Мольбы Людмилы напрасны, потому что

Зла создатель не творит;
Мертвых стон не воскресит.

Великий Творитель, безусловно, справедлив. Он не делает Людмиле ничего плохого по своей воле. В пылу страдания она сама желает себе ужасной участи.
Жуковский раскрывает перед читателем новое понимание рая, ада и Бога. Это описано всего в нескольких строчках:

Что, родная, муки ада?
Что небесная награда?
С милым вместе — всюду рай;
С милым розно — райский край Безотрадная обитель.
Нет, забыл меня Спаситель!

Обыкновенное человеческое счастье показано здесь в сравнении с Божественным. Божественное понятие о счастье имеет глобальные временные масштабы, а желание Людмилы кратковременно.
Между идеями Жуковского и его поэзии нет различий. Он всегда писал только то, что думал сам. Он поступает с героями только так, как они этого заслуживают.