Николай Семенович Лесков - один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины девятнадцатого века. Между тем еще Лев Николаевич Толстой назвал его «самым русским писателем», а Антон Павлович Чехов считал одним их своих учителей.

Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века, когда увидели свет статьи М. Горького, Б. Эйхенбаума и др. Поистине пророческими оказались слова Л. Толстого о том, что Николай Семенович - это «писатель будущего».

Происхождение

Творческую судьбу Лескова во многом определила среда, в которой прошли его детство и взрослая жизнь.
Он родился в 1831 году, 4 февраля (16 по новому стилю), в Орловской губернии. Его предки были потомственными служителями духовенства. Дед и прадед являлись священниками в селе Леска, откуда и пошла, вероятнее всего, фамилия писателя. Однако Семен Дмитриевич, отец сочинителя, нарушил эту традицию и за службу в орловской палате уголовного суда получил титул дворянина. К этому сословию принадлежала и Марья Петровна, мать писателя, урожденная Алферьева. Ее сестры были замужем за состоятельными людьми: одна - за англичанином, другая - за орловским помещиком. Этот факт в дальнейшем также окажет влияние на жизнь и творчество Лескова.

В 1839 году у Семена Дмитриевича вышел конфликт на службе, и он с семьей переселился на Панин хутор, где и началось настоящее знакомство его сына с самобытной русской речью.

Образование и начало службы

Обучаться писатель Н. С. Лесков начал в семье состоятельных родственников Страховых, которые наняли для своих детей немецких и русских учителей, гувернантку-француженку. Уже тогда в полной мере проявился незаурядный талант маленького Николая. Но «большого» образования он так и не получил. В 1841 году мальчика отдали в Орловскую губернскую гимназию, из которой он вышел через пять лет с двумя классами образования. Возможно, причина этого крылась в особенностях преподавания, построенных на зубрежке и правилах, далеких от живого и пытливого ума, каким обладал Лесков. Биография писателя включает в дальнейшем службу в казенной палате, где служил его отец (1847-1849 годы), и перевод по собственному желанию после его трагической смерти в результате холеры в казенную палату города Киев, где жил его дядька по матери С. П. Алферьев. Годы пребывания здесь дали многое будущему писателю. Лесков вольным слушателем посещал лекции в Киевском университете, самостоятельно изучал польский язык, какое-то время увлекался иконописью и даже посещал религиозно-философский кружок. Знакомство со старообрядцами, паломниками тоже повлияло на жизнь и творчество Лескова.

Работа в «Шкотт и Вилькенс»

Настоящей школой для Николая Семеновича стала работа в компании своего английского родственника (мужа тетки) А. Шкотта в 1857-1860 годах (до распада торгового дома). По признанию самого писателя, это были лучшие годы, когда он «много видел и жил легко». По роду службы ему приходилось постоянно странствовать по стране, что дало огромный материал во всех сферах жизни русского общества. «Я вырос в народе», - писал впоследствии Николай Лесков. Биография его - знакомство с русским бытом не понаслышке. Это пребывание в истинно народной среде и личное познание всех тягот жизни, выпавших на долю простого крестьянина.

В 1860 году Николай Семенович на короткое время возвращается в Киев, после чего оказывается в Петербурге, где начинается его серьезная литературная деятельность.

Творчество Лескова: становление

Первые статьи писателя, посвященные коррупции в медицинских и полицейских кругах, были опубликованы еще в Киеве. Они вызвали бурные отклики и стали основной причиной того, что будущий писатель был вынужден оставить службу и отправиться на поиски нового места жительства и работы, чем и стал для него Петербург.
Здесь Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи». На протяжении нескольких лет он подписывал свои произведения псевдонимом М. Стебницкий (были и другие, но именно этот использовался чаще всего), который вскоре приобрел довольно скандальную известность.

В 1862 году случился пожар в Щукином и Апраксином дворах. На это событие живо отозвался Николай Семенович Лесков. Краткая биография его жизни включает и такой эпизод, как гневная тирада со стороны самого царя. В статье о пожарах, опубликованной в «Северной пчеле», писатель высказал свою точку зрения относительно того, кто мог быть к ним причастен и какую цель имел. Он считал виноватой во всем нигилистически настроенную молодежь, которая никогда не пользовалась у него уважением. Власть же обвинялась в том, что недостаточно внимания уделила расследованию произошедшего факта, и поджигатели остались не схваченными. Обрушившаяся тут же на Лескова критика как со стороны демократически настроенных кругов, так и со стороны администрации вынудила его надолго покинуть Петербург, так как никакие объяснения писателя по поводу написанной статьи не принимались.

Западные границы Русской империи и Европа - эти места в месяцы опалы посетил Николай Лесков. Биография его с той поры включала, с одной стороны, признание абсолютно ни на кого не похожего писателя, с другой - постоянные подозрения, доходящие порой до оскорблений. Особенно ярко они проявились в высказываниях Д. Писарева, посчитавшего, что одного имени Стебницкого будет достаточно для того, чтобы бросить тень и на журнал, издающий его произведения, и на писателей, нашедших в себе смелость публиковаться вместе со скандальным автором.

Роман «Некуда»

Мало изменило отношение к подпорченной репутации Лескова и его первое серьезное художественное произведение. В 1864 году «Журнал для чтения» печатает его роман «Некуда», начатый двумя годами раньше во время западной поездки. В нем сатирически изображались представители довольно популярных в то время нигилистов, а в облике некоторых из них ясно угадывались черты реально живших людей. И вновь нападки с обвинениями в искажении действительности и в том, что роман - это исполнение «заказа» определенных кругов. Критически относился к произведению и сам Николай Лесков. Биография его, в первую очередь творческая, на много лет была предопределена этим романом: его произведения еще долго отказывались печатать ведущие журналы того времени.

Зарождение сказовой формы

В 1860-е годы Лесков пишет несколько повестей (среди них «Леди Макбет Мценского уезда»), в которых постепенно определяются черты нового стиля, ставшего в дальнейшем своего рода визитной карточкой писателя. Это сказ с удивительным, только ему присущим юмором и особым подходом к изображению действительности. Уже в двадцатом веке эти произведения высоко оценят многие писатели и литературоведы, а Лесков, биография которого - это постоянные столкновения с передовыми представителями второй половины девятнадцатого века, будет поставлен в один ряд с Н. Гоголем, М. Достоевским, Л. Толстым, А. Чеховым. Однако в момент издания на них практически не обратили внимания, так как все еще находились под впечатлением от его прежних публикаций. Негативную критику вызвала и постановка в Александрийском театре пьесы «Расточитель» о русском купечестве, и роман «На ножах» (все о тех же нигилистах), из-за которого Лесков вступил в резкую полемику с редактором журнала «Русский вестник» М. Катковым, где по преимуществу печатались его произведения.

Проявление истинного таланта

Только пройдя через многочисленные обвинения, порой доходившие до прямых оскорблений, смог обрести настоящего читателя Н. С. Лесков. Биография его делает крутой виток в 1872 году, когда печатается роман «Соборяне». Главная его тема - противостояние истинной христианской веры казенной, а главные герои - священнослужители старого времени и противопоставленные им нигилисты и чиновники всех рангов и областей, включая церковных. Этот роман стал началом создания произведений, посвященных русскому духовенству и хранящим народные традиции поместным дворянам. Под его пером возникает мир гармоничный и самобытный, строящийся на вере. Присутствует в произведениях и критика негативных сторон сложившейся в России системы. Позже эта особенность стиля писателя все-таки откроет ему дорогу в демократическую литературу.

«Сказ о тульском косом левше…»

Пожалуй, самым ярким образом, созданным писателем, стал Левша, нарисованный в произведении, жанр которого - цеховая легенда - определил при первой публикации сам Лесков. Биография одного навсегда стала неотделимой от жизни другого. Да и писательскую манеру писателя чаще всего узнают именно по рассказу об умелом мастере. Многие критики сразу же ухватились за версию, выдвинутую писателем в предисловии, что это произведение - всего лишь пересказанная легенда. Лескову пришлось писать статью о том, что на самом деле "Левша" - это плод его фантазии и долгих наблюдений за жизнью простого человека. Так кратко Лесков смог привлечь внимание к одаренности русского мужика, а также к экономической и культурной отсталости России второй половины девятнадцатого века.

Позднее творчество

В 1870-е годы Лесков был сотрудником учебного отдела Ученого комитета в Министерстве народного просвещения, затем - сотрудником Министерства государственных имуществ. Служба особой радости ему никогда не приносила, поэтому отставку в 1883 году он принял как возможность стать независимым. Главной для писателя всегда оставалась литературная деятельность. «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Зло» - это малая часть произведений, которые пишет в 1870-1880-е годы Лесков Н. С. Рассказы и повести объединяют образы праведников - героев прямодушных, бесстрашных, не способных мириться со злом. Довольно часто основу произведений составляли воспоминания или сохранившиеся старые рукописи. А среди героев наряду с вымышленными встречались и прообразы реально живших людей, что придавало сюжету особую достоверность и правдивость. Сами произведения с годами все больше обретали сатирически-обличающие черты. В результате повести и романы поздних лет, среди которых «Незаметный след», «Соколий перелет», «Заячий ремиз» и, конечно, «Чертовы куклы», где прототипом для главного героя послужил царь Николай Первый, не были напечатаны вовсе или публиковались с большими цензурными правками. По признанию Лескова, издание произведений, всегда довольно проблематичное, на склоне лет стало и вовсе невыносимым.

Личная жизнь

Непросто складывалась и семейная жизнь Лескова. Первый раз он женился в 1853 году на О. В. Смирновой, дочери состоятельного и известного в Киеве коммерсанта. От этого брака родились двое детей: дочь Вера и сын Митя (скончался в младенчестве). Семейная жизнь была недолгой: супруги - изначально разные люди, все больше отдалялись друг от друга. Ситуацию усугубила смерть сына, и уже в начале 1860-х годов они расстались. Впоследствии первая супруга Лескова оказалась в психиатрической больнице, где писатель навещал ее до самой своей смерти.

В 1865 году Николай Семенович сошелся с Е. Бубновой, они жили гражданским браком, но и с ней общая жизнь не заладилась. Их сын, Андрей, после расставания родителей остался с Лесковым. Позже он составил жизнеописание отца, вышедшее в 1954 году.

Такой личностью был Николай Семенович Лесков, краткая биография которого интересна каждому ценителю русской классической литературы.

По следам великого писателя

Н. С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года. Его тело покоится на Волковом кладбище (на Литературных подмостках), на могиле - постамент из гранита и большой чугунный крест. А дом Лескова на Фурштадской улице, где он провел последние годы жизни, можно узнать по мемориальной табличке, установленной в 1981 году.

По-настоящему память самобытного писателя, не раз возвращавшегося в своих произведениях в родные места, увековечили на Орловщине. Здесь, в доме его отца, открыт единственный в России литературно-мемориальный музей Лескова. Благодаря его сыну, Андрею Николаевичу, в нем собрано большое количество уникальных экспонатов, связанных с жизнью Лескова: ребенка, писателя, общественного деятеля. Среди них личные вещи, ценные документы и рукописи, письма, в том числе классный журнал писателя и акварели, изображающие родной дом и родственников Николая Семеновича.

А в старой части Орла к юбилейной дате - 150 лет со дня рождения - был установлен памятник Лескову работы Ю. Ю. и Ю. Г. Ореховых, А. В. Степанова. На постаменте-диване восседает писатель. На заднем плане - церковь Михаила Архангела, которая не раз упоминалась в произведениях Лескова.

Краткая биография Николая Лескова

Николай Семёнович Лесков – русский писатель XIX века, по мнению многих, самый национальный писатель России. Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово (Орловская губерния) в духовной среде. Отец писателя был чиновником уголовной палаты, а мать – дворянкой. Детские годы Николай провёл в родовом имении в Орле. В 1839 семья Лесковых переехала в село Панино. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим среди народа.

С 1841 по 1846 год Лесков посещал Орловскую гимназию. В 1848 году он потерял отца, а их семейное имущество сгорело при пожаре. Примерно в это же время он поступил на службу в уголовную палату, где собрал много материала для своих будущих работ. Через год был переведён в казённую палату Киева. Там он проживал у своего дяди Сергея Алферьева. В Киеве в свободное от работы время он посещал лекции в университете, увлекался иконописью и польским языком, а также посещал религиозно-философские кружки и много общался со старообрядцами. В этот период у него проснулся интерес к украинской культуре, к работам Герцена и Тараса Шевченко.

В 1857 году Лесков ушел в отставку и поступил на службу к Скотту – английскому мужу своей тети. Работая в компании «Шкотт и Вилькенс», он приобрёл огромный опыт во многих отраслях, включая промышленность и сельское хозяйство. Впервые, как публицист, он проявил себя в 1860 году. Через год он перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературной деятельности. Его работы стали появляться в «Отечественных записках». Многие его рассказы были основаны на знаниях русской самобытной жизни, и были пропитаны искренним участием к нуждам народа. Это просматривается в рассказах «Погасшее дело» (1862) и «Овцебык» (1863), в повести «Житие одной бабы» (1863), в романе «Обойдённые» (1865). Одним из наиболее популярных работ писателя стала повесть «Леди Макбет Мценского Уезда» (1865).

В своих рассказах Лесков пытался также показать трагическую судьбу России и неподготовленность к революции. В связи с этим он состоял в конфликтных отношениях с революционными демократами. Многое изменилось в творчестве писателя после знакомства со Львом Толстым. В его работах 1870-1880 годов появилась и национально-историческая проблематика. В эти годы он написал несколько романов и повестей о художниках. Среди них «Островитяне», «Соборяне», «Запечатлённый ангел» и другие. Лесков всегда восхищался широтой русской души, и эта тема отразилась в рассказе «Левша». Умер писатель в Петербурге 5 марта 1895 года в возрасте 64 лет. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Видео краткой биографии Николая Лескова

Н иколай Лесков начинал карьеру как казенный служащий, а свои первые произведения - публицистические статьи для журналов - написал лишь в 28 лет. Он создавал повести и пьесы, романы и сказы - произведения в особом художественном стиле, основоположниками которого сегодня считаются Николай Лесков и Николай Гоголь.

Писец, столоначальник, губернский секретарь

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву - известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Николай Лесков уволился со службы в 1857 году - он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний» . Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» - фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны.

Писатель-антинигилист

Николай Лесков в 1860-е годы. Фотография: russianresources.lt

В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо. Он писал статьи и заметки для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» , журналов «Современная медицина» и «Экономический указатель». Своей первой литературной работой сам Лесков называл «Очерки винокуренной промышленности», напечатанные в «Отечественных записках».

В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» , рассердили Александра II . Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.

Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, а затем уехал в Париж. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них - «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие.

Роман «На ножах». Издание 1885 года

В 1863 году Николай Лесков написал свои первые повести - «Житие одной бабы» и «Овцебык». В то же время в журнале «Библиотека для чтения» вышел его роман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе - ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды.

Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Тогда начал складываться особый стиль писателя - разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян.

В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой» . Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства.

«После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».

Максим Горький

«Жестокие произведения» о русском обществе

Валентин Серов Портрет Николая Лескова. 1894 г.

Николай Лесков. Фотография: russkiymir.ru

Николай Лесков Рисунок Ильи Репина. 1888-89 гг.

Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации - и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры» .

Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» - к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому : «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет» . Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя - в Петербурге от приступа астмы. Его похоронили на Волковском кладбище.


Биография

Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю - 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.

В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не взлюбили и по просьбе будушего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816–1884). В 1849 году Николай Лесков переехал в нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

Неожиданно для родных, и не смотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался.

В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс», во главе которой стоял А.Я. Шкотт - англичанин, женившийся на тетке Лескова, и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений. («Русский биографический словарь», статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович») «Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний. Хозяева дела, при котором я пристроился, были англичане. Они еще были люди неопытные и затрачивали привезенный сюда капитал с глупейшей самоуверенностью. Из русских был только я.» (из воспоминаний Николая Семеновича Лескова) Дела компания вела по всей России и Лескову, как представителю фирмы, довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.

В 1860 году его статьи были напечатаны в «Современной Медицине», «Экономическом Указателе», «Санкт-Петербургских Ведомостях». В начале своей литературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В.Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы. В 1861 году Николай Лесков переселяется в Петербург. В апреле 1861 года в «Отечественных записках» была опубликована первая статья «Очерки винокуренной промышленности». В мае 1862 года в преобразованной газете «Северная пчела», считавшей Лескова одним из самых значительных сотрудников, под псевдонимом Стебницкий он публикует острую статью по поводу пожара в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла и поджигателей, к которым народная молва относила бунтовщиков-нигилистов, и правительство, не способное ни потушить пожар, ни поймать преступников. Распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов и, не смотря на публичные объяснения писателя, имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Уехав за границу, он начал писать роман «Некуда», в котором отразил движение 1860-х годов в негативном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 года в «Библиотеке для Чтения» и создали автору нелестную известность, так Д.И. Писарев писал: «найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?». В начале 80-х годов Лесков печатается в «Историческом Вестнике», с средины 80-х годов становится сотрудником «Русской Мысли» и «Недели», в 90-х годах печатается в «Вестнике Европы»

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

В 1930-1940-х годах Андреем Николаевичем Лесковым (1866–1953), сыном писателя, было составлено жизнеописание Николая Семеновича Лескова, изданное в 1954 году в двух томах.

Библиография
Произведения Николая Семеновича Лескова

Среди произведений Николая Лескова - рассказы, повести, романы, очерки, публицистические статьи

  • «Очерки винокуренной промышленности» (1861; статья; опубликована в апреле 1861 года в журнале «Отечественные записки»)
  • «Погасшее дело» (1862; первый рассказ)
  • «Из одного дорожного дневника» (1862-1863; сборник публицистических очерков)
  • «Русское общество в Париже» (1863; очерк)
  • «Житие одной бабы» (1863; повесть)
  • «Овцебык» (1863; повесть)
  • «Некуда» (1863-1864; «антинигилистический» роман, изображающий быт коммуны, организованной «нигилистами»)
  • «Леди Макбет Мценского уезда» (1865; повесть)
  • «Обойденные» (1865; повесть; сюжет задуман в противовес повести Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
  • «Воительница» (1866, повесть)
  • «Островитяне» (1866; повесть о немцах, живших в Санкт-Перебурге)
  • «Расточитель» (1867; драма; первая постановка - в 1867 на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге)
  • «Котин Доилец и Платонида» (1867; повесть)
  • «Старые годы в селе Плодомасове» (1869; повесть)
  • «На ножах» (1870-1871; «антинигилистический» роман; впервые напечатан в «Русском Вестнике» в 1870-1871)
  • «Загадочный человек» (1870; биографический очерк о швейцарце А.И. Бенни, который приезжал в Санкт-Петербург по поручению А.И. Герцена и какое-то время жил в квартире Лескова)
  • «Соборяне» (1872; роман-хроника о духовенстве)
  • «Запечатленный ангел» (1873; рассказ об общине раскольников, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Очарованный странник» (1873; первоначальное название - «Черноземный Телемак»; повесть, впоследствии вошедшая в сборник «Праведники»; сам Лесков определял жанр «Очарованного странника» как рассказ)
  • «На краю света» (1875–1876; повесть)
  • «Железная воля» (1876; рассказ о русском и немецком национальных характерах, основанный на подлинных событиях, произошедших в 1850-1860-х годах, когда Лесков служил в компании «Шкотт и Вилькинс»)
  • «На краю света» (1876; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Некрещеный поп» (1877; повесть)
  • «Владычный суд» (1877; очерк о митрополите Киевском Филарете)
  • «Зеркало жизни истинного ученика Христова» (1877; публицистика)
  • «Пророчества о Мессии» (1878; публицистика)
  • «Мелочи архиерейской жизни» (1878; серия очерков о русском духовенстве; впервые напечатаны в сентябре-ноябре 1878 в газете «Новости»)
  • «Однодум» (1879; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Указка к книге Нового завета» (1879; публицистика)
  • «Шерамур» (1879; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Архиерейские объезды» (1879; очерк о православной церкви)
  • «Епархиальный суд» (1880; очерк о православной церкви)
  • «Кадетский монастырь» (1880; рассказ о директоре кадетского корпуса, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Несмертельный Голован» (1880; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»; герой рассказа относится к мещанскому сословию)
  • «Святительские тени» (1881; очерк о православной церкви)
  • «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания» (1881)
  • «Христос в гостях у мужика» (1881; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Синодальные персоны» (1882; очерк о православной церкви)
  • «Привидение в Инженерном замке» (1882; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Путешествие с нигилистом» (1882; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Зверь» (1883; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Печерские антики» (1883; цикл очерков)
  • «Тупейный художник» (1883; рассказ о крепостном «художнике-парикмахере»)
  • «Левша» (1883; сказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Голос природы» (1883; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Александрит» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Старый гений» (1884; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Пугало» (1885; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Интересные мужчины» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Старинные психопаты» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Сказание о Феодоре-христианине и его друге Абраме-жидовине» (1886)
  • «Инженеры-бессребреники» (1887; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Скоморох Памфалон» (1887; первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)
  • «Человек на часах» (1887; рассказ о солдате, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Лев старца Герасима» (1888)
  • «Умершее сословие» (1888; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Гора» (1890; первый вариант «Зенон-златокузнец» не был пропущен цензурой)
  • «Час воли Божьей» (1890; рассказ)
  • «Чертовы куклы» 1890; роман-памфлет)
  • «Невинный Пруденций» (1891)
  • «Полунощники» (1891; повесть)
  • «Юдоль» (1892; повесть)
  • «Импровизаторы» (1892; рассказ)
  • «Загон» (1893; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Продукт природы» (1893; рассказ)
  • «Административная грация» (1893; рассказ, критиковавший политическую систему Российской империи; опубликован после революционного переворота 1917 года)
  • «Заячий ремиз» (1894; рассказ, критиковавший политическую систему Российской империи; опубликован после революционного переворота 1917 года)
  • «Дама и фефёла» (1894; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Полуночники» (рассказ; впервые напечатан в «Вестнике Европы»)

Источники информации:

  • "Русский биографический словарь" rulex.ru (статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович (М. Стебницкий)»)
  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Литературный энциклопедический словарь)
  • Проект "Россия поздравляет!"

16 февраля 1831 года родился Николай Семенович Лесков - писатель, которого Лев Толстой окрестил «самым русским». Уникальный писательский стиль, внимание к языковым тонкостям и бытовым мелочам делают произведения Лескова важными не только с литературной, но и с исторической точки зрения. Но, к сожалению, Николай Лесков также известен как самый непрочитанных «пророк» русской литературы.

Наиболее известное произведение Николая Лескова - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» - об умельце, подковавшем блоху. Но со временем не меньшую известность приобрела «Леди Макбет Мценского уезда». По мотивам этой повести Дмитрий Шостакович написал оперу, а Родион Щедрин создал одноимённую музыкальную драму в девяти частях для смешанного хора а капелла. По мотивам этой же повести в 1962 году польский режиссер Анджей Вайда снял фильм «Сибирская леди Макбет».

Популярность к Николаю Лескову пришла спустя годы после его смерти, на что во время его жизни было немало причин. Многие считали писателя белой вороной за его жизненную позицию, хотя во многом взгляды Николая Лескова были пророчествами. Предлагаем вам ознакомиться с ключевыми моментами из жизни писателя, которые во многом повлияли на творчество Николая Лескова .

ДВА ГОДА ЗА ПЯТЬ

До 10 лет получал образование дома, после чего был принят в Орловскую губернскую гимназию. С детства его считали одаренным и прилежным учеником, но поступив гимназию, мальчик стал сильно отставать в учебе от своих сверстников. Проводя аналогию с Николаем Некрасовым, литературовед Борис Бухштаб предположил: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте». После пяти лет обучения вместо аттестатаполучил справку об окончании только двух классов гимназии, потому что отказался от несправедливой, по его мнению, переэкзаменовки в четвертый класс. К сожалению, такая радикальность детских взглядов навсегда закрыла для писателя возможность получить дальнейшее образование.

«СТРАНСТВОВАНИЯ ПО РОССИИ»

После учёбы Лесков часто менял места работы. И, когда его уволили из очередного места, то Николай Семенович устроился работать в фирму англичанина А.Я. Шкота, мужа своей тёти, — «Шкотт и Вилькенс». За время службы Лескова часто отправляли в командировки по России, и как позже сам он напишет: «Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко». Именно в этих путешествиях у писателя появилась возможность познакомиться с бытом и особенностями речи в разных частях России. И именно этот опыт помог Лескову в его будущей писательской карьере.

Артур Бенни и Николай Лесков

ПОЗДНИЙ ДЕБЮТ

Впервые начал печататься весьма поздно для своего времени — в 26 лет. Тогда он начал пробовать себя в роли публициста, печатая статьи в таких изданиях как «Петербургские ведомости», «Современная медицина», «Отечественные записки», «Русские речи» и «Северная пчела», сотрудником которой Лесков позже становится. Но своей первой работой Николай Лесков считал публицистический материал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», опубликованный в «Отечественных записках».

А литературный дебют Лескова состоялся еще позже, когда писателю было 32 года. Его первая повесть «Житие одной бабы» была опубликована в 1863 году на страницах «Библиотеки для чтения».

НЕ ВЕЗЕТ В ЛЮБВИ

Личная жизнь Николая Лескова складывалась весьма неудачно. Первая жена писателя, Ольга Васильевна, страдала психическим заболеванием. Первый их сын Дмитрий умер в младенческом возрасте. А в 1878 году жена Лескова была помещена в психиатрическую лечебницу. Лесков продолжал регулярно её навещать. И, во время одного из визитов, у Ольги Васильевны спросили, помнит ли она кого-то по фамилии лесков, на что она ответила: «Вижу... вижу... Он черный…». После этого в 1865 году вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой, но этот союз также длился недолго.

ПЕРВЫЙ ВЕГЕТАРИАНЕЦ

Был в числе одних из первых вегетарианцев. Во многом на это его решение повлияло общение со Львом Толстым, который также считал неприемлемым употребление животных в пищу. В те времена такое решение писателя было весьма неординарным, поэтому пресса не упускала возможности бросить какое-то колкое замечание по поводу диеты Лескова. Но это мало его заботило. Вегетарианство повлияло не только на образ жизни Николая Семеновича, но и на его творчество. Он активно пропагандировал такой образ жизни на страницах газеты «Новое время», и даже настаивал на создании кулинарной книги, содержащей только вегетарианские блюда. Вопрос вегетарианства и отношения к животным поднимал во многих своих произведениях. Он был первым писателем в России, кто ввёл в свое произведение персонажа-вегетарианца.


Репродукция иллюстрации художника Николая Кузьмина к повести Николая Лескова «Левша», 1957 год.

САМЫЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ

Многие литературные критики и писатели всегда подчеркивали уникальность русской народной речи и её использования в произведениях Лескова. Некоторые даже считали написанное им чересчур уж витиеватым и нарочито приукрашенным, но Николай Семенович ни разу не изменил своему стилю в угоду критиков. Сам писатель, напротив, считал что то, как говорят его персонажи, индивидуальные особенности их языка, является самым важным в характеристике героев.

Помимо использования в своих произведениях различных русских диалектов, Лесков обожал вводить в произведения писательские неологизмы. Особенно была ему по духу народная этимология — прием, основанный на переосмыслении слова, исходя из его внешнего, случайного звукового совпадения. Микроскоп - «мелкоскоп», аксельбанты - «выксельбанты», таблица умножения - «долбица умножения».

Такую точку зрения разделяли и другие писатели, восхищавшиеся Лесковым. К примеру, Максим Горький писал, что в плане образности слова и мысли Лесков стоит в одном ряду с Толстым, Тургеневым, Гоголем и Гончаровым. Антон Чехов подчеркивал, что для него бывал одним из главных учителей. А Льва Николаевича Толстого всегда привлекал кругозор Лескова, внимание к бытовым деталям, поиск тонких значений слов, за что он и окрестил Николая Лескова «самым русским из наших писателей».

ПОЛИТИЧЕСКЯА ПОЗИЦИЯ

На протяжении первых 30 лет жизни политические взгляды Николая Лескова были весьма переменчивы. В молодости, находясь в окружении литераторов-радикалов, писатель был ярым приверженцем социализма. Но уже к 30 годам его взгляды сильно изменились, и он стал противником революционных преобразований. Лучше всего позиция Лескова была описана в статье о пожарах, опубликованной 30 мая 1862 года в «Северной пчеле». Власти обвиняли в ряде пожаров революционную молодежь, а Николай Лесков в своем материале требовал подтвердить данную позицию фактами или же опровергнуть её. После этого в адрес писателя посыпалось множество нападок со стороны радикальных либералов, после чего Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. К сожалению высказывания Николая Лескова против радикально настроенной и нигилистской молодежи привели к тому, что многие из лучших его рассказов, в том числе «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»(1866), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» и «Захудалый род» прошли почти незамеченными.

ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО

За несколько лет до своей смерти опубликовал «Полное собрание сочинений» в 12 томах у издателя Алексея Суворина. Книги пользовались огромной популярностью и принесли Лескову хорошую прибыль и, что важнее, долгожданное признание. К сожалению, этот триумф стал единственным при жизни Лескова. Дело в том, что 6 том, в котором находились церковные произведения писателя, не пропустила цензура. Об этом Николаю Лескову сообщили в типографии, что стало причиной первого приступа, приведшего впоследствии к кончине писателя.

Сегодня, 16 февраля, исполнилось 185 лет со Дня рождения Николая Семеновича Лескова . И спустя столько лет популярность писателя выросла в разы. К сожалению, слава к Николаю Лескову пришла лишь в ХХ веке, когда его произведения не просто стали одними из самых читаемых, но и послужили основой для других произведений искусства.