В этом году международный театральный фестиваль NET (Новый Европейский Театр) проходит с 17 ноября до 6 декабря, а его программа нацелена на то, чтобы показать, в каких новых формах и жанрах сегодня реализуется современный театр в России и за ее пределами. Нас ждут самые неожиданные форматы, в том числе нечто среднее между спектаклем, перформансом, пластическим шоу…

Даже не сомневаемся, что с такой установкой NET вновь удивит зрителей неожиданными и яркими открытиями, а чтобы ничего не упустить, предлагаем подробную навигацию по фестивальной программе от The Vanderlust.

Праздники будущего

Forced Entertainment, режиссер Тим Этчеллс, Великобритания

Гирлянда на сцене, небольшой деревянный помост... С него герои, мужчина и женщина, вещают о своем видении будущего. Поначалу кажется, что ничего захватывающего вас не ждет, но по ходу персонажи озвучивают все более дикие и парадоксальные версии, и происходящее превращается в аттракцион-баттл на тему не столь отдаленных перспектив человечества…

Это и смешно, и страшно, и невероятно увлекательно, а в какой-то момент ловишь себя на том, что чем абсурднее очередное предположение, тем больше оно похоже на правду. Посыл, в общем-то, довольно прост: будущее зависит от нас, но чтобы понять это, иногда нужно на полтора часа с головой окунуться в мир воспаленных фантазий...

Тибетская Книга Мертвых

Режиссер Василий Березин, Россия


Обычный театр начинается с вешалки, но здесь устроители, наоборот, просят одеваться потеплее: заброшенное депо на Курском вокзале, где разворачивается это необычное действо от Театр.doc, точно не самое теплое местечко. Граффити по стенам, таинственные тени, непонятные персонажи (то ли актеры, то ли реальные обитатели этого пространства), потусторонние звуки - обстановка обеспечит острые ощущения и настоит на нужный лад.

Но самое главное - сохранять ироничный настрой, потому что жанр своего инфернального детища сами создатели определяют как комедию. Если над проблемой можно посмеяться, то это уже не проблема - с такой установкой и стоит идти на «Тибетскую Книгу…»: оптимистов она развлечет и порадует, пессимистам вернет вкус к жизни.

10 10 10

Группа Anonymus, Германия


Спецпроект фестиваля - мультимедийный перформанс от креативной команды выпускников знаменитой берлинской школы Баухаус, созданный по мотивам произведений Берроуза, Бродского, Вулфа, Достоевского, Кафки, Манна, Миллера и Набокова. Как и почему объединились в одном зрелище творения столь разных авторов - на этот вопрос нам и предстоит искать ответы.

Даем подсказку-ключ: лейтмотивом всех историй станет отель. И вполне может быть, что в его номерах обитают не только постояльцы, но и никому не видимые призраки, которые только ждут часа, чтобы обнаружить свое присутствие избранным… Избранными, естественно, окажутся все, кто придет на перформанс.

Смотрим: Новое пространство Театра Наций, 20-28 ноября с 16:00 до 21:00, вход свободный

Разговоры беженцев

Режиссер Владимир Кузнецов, Россия


В основе этого спектакля-променада не документальные материалы последних лет, а пьеса Бертольда Брехта, написанная в начале 1940-х в Финляндии. Правда, действие происходит не на вокзале в Хельсинки, как в оригинале, а на Ленинградском вокзале в Москве, но вот разговор двух героев оказывается более чем актуальным, хотя написаны диалоги без малого 80 лет назад.

Задача минимум для зрителя - перемещаться в наушниках по вокзальному пространству и внимательно слушать текст, задача максимум - распознать актеров в людской толпе и, возможно, составить им молчаливую компанию. Какой вариант променада выбрать, решать вам.

Золотой осел. Разомкнутое пространство работы

Режиссер Борис Юхананов, Россия



Пятидневный проект-эксперимент включает и дневные показы, во время которых ткань постановки все время меняется, и вечерние, когда публика получает уже готовые эпизоды и апулеевский текст переплетен с импровизированными комментариями артистов. Структура проекта сложная, авторы уподобили его композицию строению бабочки: нижняя и верхняя части крыльев и тельце посередине.

Чтобы не запутаться, что где, и увидеть «бабочку» целиком, придется посвятить этому почти неделю, или же попробовать познакомиться с нею и по частям. Да, немаловажный момент для фанатов античной литературы: текст «Золотого осла, или Метаморфоз»» тут используется полностью, практически без купюр.

Vangelo

Режиссер Пиппо Дельбоно, Италия-Хорватия



Сложносочиненная работа, в которой смешались евангельские мотивы и современность, опера и хореография, современная музыка и духовное пение, страннейшие персонажи, от балерин в масках до явных фриков, видео и страстный монолог самого режиссера, который то кричит, то почти шепчет со сцены...

Здесь звучат темы войны и памяти, греха и расплаты, личной драмы и трагедий целых народов, при этом «Евангелие» (так переводится название) остается очень интимным высказыванием, поскольку посвящено матери режиссера, завещавшей сыну обратиться в творчестве к религиозным сюжетам.

Карина и Дрон

Режиссер Дмитрий Волкострелов, Россия


Это спектакль творческого тандема режиссера Волкострелова и драматурга Пряжко о поколении нулевых. Его юные герои непонятны окружающим, а порой и самим себе, у них свой язык, жесты, условные сигналы и символы, не всегда ясно, чего они хотят и о чем разговаривают…

Воплощено все это настолько буквально и с такой реалистичной точностью, что кое-кто в зале начинает не на шутку раздражаться: мол, звук не выстроен, актеры слишком тихо говорят, акустика плохая - а дело вовсе не в этом, все звучит именно так, как и было задумано. И в это невнятное "говорение" очередного поколения Х врывается время от времени таинственный гул Земли - предвестник конца света и начала новой эры.

Дыхание

Режиссер Марат Гацалов, Россия



Дуэт Людмилы Трошиной и Романа Шаляпина разыгрывает пьесу британца Дункана Макмиллана в постановке Марата Гацалова.

На первый взгляд, сюжет прост до банальности: пара размышляет о своей готовности стать родителями. Но если копнуть, оказывается, что речь идет совсем о другом: о желании современного, продвинутого и прогрессивного человека все взять под свой контроль, рассчитать, спрогнозировать, поместить в рамки готового сценария - и о нежелании жизни подчиняться такому разумному и взвешенному насилию над естественным ходом событий. Реалистичная, минималистичная, философская работа - для тех, кто «про подумать». Что важно, это репертуарная премьера Театра Наций, так что если вы не попадете на нее во время фестиваля, наверстаете позже.

Gala

Режиссер Жером Бель, Франция-Россия


Движение, как известно, жизнь, танцевальное движение - тем более, но что делать тем, кто не обучен искусству танца? Жером Бель отвечает на тот вопрос однозначно: двигаться и танцевать в меру своих возможностей - и выводит на сцену не просто непрофессиональных танцоров, а людей зачастую неуклюжих, неловких, комичных, но готовых окунуться в стихию танца и показать все, на что они способны с неподдельной искренностью.

По сути, это, конечно, любительство чистой воды, но режиссер нарочно возводит его в ранг искусства - ему интересен и эффект причастности к «высокому», и неповторимая энергия, которая рождается в результате этого эксперимента.

Climax

Режиссер Ясмин Годдер, Израиль


Новаторский танцевальный спектакль-перформанс, резкий, страстный, кричащий, одновременно притягивающий и отталкивающий - странный ритуал, невольными свидетелями и участниками которого мы становимся, вызов и вопль о помощи. Зрелище магическое, сложно поддающееся описанию, но то, что это уникальный визуальный опыт и новое слово в хореографической драматургии, сомнению не подлежит. Если еще учесть, что израильские театры у нас гостят не часто, идти нужно в обязательном порядке.

Вернувшиеся

Режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти, Россия


Жанр заявлен как мистическое шоу, кадры тизера заставляют вспомнить «Калигулу» Тинто Брасса, в основе - пьеса Генрика Ибсена «Приведения», отнюдь не скандальная, но жестко критичная в отношении современной писателю морали XIX века (сегодня мы определили бы ее как «двойные стандарты»), а по факту мы имеем дело с новым иммерсивным спектаклем, которых в Москве, похоже, в ближайшее время будет становиться все больше.

Вместо театра - особняк, вместо лиц вокруг - маски, вместо удобных кресел - потайные ходы и загадочные комнаты, так что настраивайтесь на настоящее приключение, полное неожиданных поворотов в прямом и переносном смысле, рассказывать о которых было бы просто нечестно...

Смотрим: Дашков переулок, 5, превью 27 ноября с 18:00, премьера 1 декабря с 19:00

Остается только добавить, что в рамках NET в Галерее на Солянке с 24 ноября до середины января 2017 года будет проходить мультимедийная выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением», посвященная творчеству известного немецкого художника, режиссера и актера; а в рамках фестивальной Программы off 10 и 11 декабря в ЦИМе покажут «техногенную мистерию для шестнадцати моделей, шести музыкантов, четырех экранов, трех камер и двух голосов» от творческого объединения ORTA. С 20 по 27 ноября в Боярских палатах на Страстном будет работать фестивальный клуб со своим специальным репертуаром, от кинопоказов до диджейских сетов и перформансов. Полное расписание событий .

Генеральный партнер фестиваля: Фонд Михаила Прохорова.

В этом году на фестивале NET вы не встретите интерпретационного театра, только освоение новых театральных пространств и новые способы коммуникации со зрителями. Танцевальных «piece of art» (как Марина Давыдова назвала произведение Жерома Беля Gala, но так же можно назвать и другие танцспектакли на NETе) будет целых три: уже упомянутый Gala, Climax Ясмин Годдер и «Вернувшиеся» Виктора Карины, Мии Занетти и хореографа Мигеля.

Выбрать для себя спектакли, которые вы обязательно захотите посетить, вам поможет наш Гид по NET.

ПРАЗДНИКИ БУДУЩЕГО

Forced Entertainment/ Режиссер: Тим Этчеллс (Шеффилд, Великобритания)

Что это: Два актера (мужчина и женщина) по очереди говорят свои и чужие предположения о будущем, самые кошмарные или абсурдные. Временами возникает ощущение соперничества между исполнителями, каждый стремится представить все более тревожную и уморительную версию реальности. Говорят они на самом деле о настоящем – надеждах и страхах, в том числе и перед будущем.

Почему надо смотреть: Forced Entertainment — это группа британских художников, которая собралась еще в 1984 году, и стала исследовать устройство театров и современность. И они не боятся экспериментировать. За 30 лет компания объездила уже весь мир и активно изучается в академической сфере искусства. Театр находится в постоянном поиске новых форм театрального и перформативного искусства, и без устали продолжает изучать современную жизнь в городах. «Праздники будущего» — это очень ироничный диалог про всех нас.

ТИБЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ

Театр.doc / Режиссер: Василий Березин (Москва, Россия)

Что это: Заброшенное столетнее депо Курского вокзала, граффити, актеры, бомжи.. Зрителям нужно будет представить, что они уже умерли, им больше нечего бояться, и прослушать инструкцию о том, что их ждет после смерти. Никаких печали и мрака, все будет с юмором. И спектакль на самом деле о жизни и том, что нужно еще успеть сделать.

Почему надо смотреть: Тибетская книга мертвых — буддийский текст о том, что ждет сознание человека после смерти и до реинкарнации. Эта книга оказала большое влияние на взгляды и научные работы К.Г.Юнга. Тема сама по себе захватывающая, да еще разыгранная в таком антуражном месте, да еще и Театром.doc. Вот пожалуй, три важные причины, по которым стоит одеться потеплее и пойти преодолевать свои страхи.

Где/когда: Заброшенное депо Курского вокзала (ул. Земляной вал, 9) / 19 ноября, 20:00

10 10 10

Мультимедийный перфоманс / Группа Anonymus

Что это: 10 видео историй, вдохновленных 10 произведениями (Владимир Набоков «Защита Лужина» / »Камера Обскура». Франц Кафка «Америка», Томас Манн «Волшебная гора», Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Вирджиния Вулф «Комната Джейкоба»/ «Волны», Генри Миллер «Тропик рака», Уильям Берроуз «Голый завтрак», Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»). Тема, которая их всех объединяет — невидимые образы отельного номера, в котором человек оказывается в вакууме со своими мыслями, между прошлым и будущим.

Почему надо смотреть: Группа Anonymus – творческое объединение выпускников Берлинской школы Баухаус. Сфера их деятельности – мультидисциплинарные и мультикультурные проекты, объединяющие видео, звук, изобразительное искусство, кино и современную хореографию. Интересно, что они такого наснимали, вдохновленные такими разными произведениями.

Где/когда: Новое пространство Театра Наций, 20–28 ноября, с 16:00 до 21:00 (вход свободный)

РАЗГОВОРЫ БЕЖЕНЦЕВ

Худрук постановки: Константин Учитель, Режиссер: Владимир Кузнецов (СПб, Россия)

Что это: Спектакль-променад по Ленинградскому вокзалу по пьесе Бертольда Брехта, которая была написана в 1940-41 в Финляндии. Пьеса — беседа двух немецких беженцев Второй мировой, место ее действия — Центральный вокзал Хельсинки. Зритель будет бродить по Ленинградскому вокзалу и слушать диалог двух актеров, которые будут то сходиться, то расходиться. В результате у зрителя есть выбор — за каким актером идти, и идти ли вообще — можно просто гулять по вокзалу в любом выбранном направлении.

Почему надо смотреть: спектакль-променад — это всегда возможность для зрителя стать соучастником спектакля, создать свой собственный, почувствовать акт творения театра здесь и сейчас. Плюс темы, которые всплывают в диалогах, написанных 75 лет назад, актуальны и сегодня. Каждый найдет свои сходства.

ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ. РАЗОМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО РАБОТЫ

Электротеатр Станиславский, Режиссеры: творческая группа Бориса Юхананова (Москва, Россия)

Что это: Новый для России жанр — разомкнутое пространство работы, т.е. актеры будут читать свою роль, потом останавливаться и комментировать свою игру, или спектакль будет прерывать сам Юхананов и тоже комментировать. Все это будет длиться пять дней и делиться на дневные (с 14:00 до 18:00) и вечерние (19:00 до 23:00) показы. За все время проекта текст романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» будет прочитан полностью.

Почему надо смотреть: Новый жанр, почти неделя просмотра. А еще замысловатая композиция: пять дней — это пять частей бабочки (четыре крыла и тельце) — две «Мохнатые», две «Белые» и «Город». Интригующе и загадочно, почти как «Сверлийцы».

ВЫСТАВКА «СТЕНА КРИСТОФА ШЛИНГЕНЗИФА: МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ВООБРАЖЕНИЕМ»

галерея на Солянке

Что это: Стена, посвященная творчеству Кристофа Шлингензифа — отрывки видео из театральных постановок, фото перформансов, цитаты и кусочки интервью самого Шлингензифа — одного из самых оригинальных немецких художников. который делал работы и в постдраматическом театре, и в кино, и в опере, и в акционизме.

Почему надо смотреть: Шлингензиф очень популярен на Западе, но не у нас. Нужно восполнить этот пробел и сходить, чтобы составить свое видение этого художника.

Режиссер: Пиппо Дельбоно (Италия-Хорватия)

Что это: Воспоминания хорватских исполнителей, переживших травматические события жестокой войны, изменившей историю и границы их родины, чередуются с видеокадрами из итальянского лагеря для беженцев. В спектаклях Дельбоно нет ни четко закрепленных персонажей, ни драматургической канвы, ни даже мизансцен в традиционном понимании слова.

Почему надо смотреть: Когда Пиппо Дельбоно приезжал в Москву, то его не поняли. Сейчас он приезжает снова, но уже как звезда европейской сцены. Vangelo (ит. Евангелие) — это внутренний диалог с его покойной матерью-католичкой, которая хотела. чтобы он поставил на сцене Евангелие. «Как это сделать, если я даже не верю в Бога?» — говорит режиссер в начале спектакля. Надо теперь прийти посмотреть, как он это сделал и попытаться понять, хоть на этот раз.

ВЕРНУВШИЕСЯ

Проект компании YBW, Режиссеры: Виктор Карина, Мия Занетти, Хореограф: Мигель

Что это: Иммерсивное шоу по мотив пьесы «Привидения» Генрика Ибсена. Зрителям наденут маски и пустят блуждать более трех часов по особняку, стилизованному под викторианскую эпоху. В каждой комнате будет происходить какое-то действие, буквально на расстоянии вытянутой руки. Увидеть все и сразу, естественно, невозможно. У каждого получится свой спектакль.

Почему надо смотреть: Новый для России жанр иммерсивного шоу будет как захватывающее дух путешествие, полное тайн и интриг. Вы мечтали когда-нибудь оказаться в фильме Дэвида Линча? Пожалуйста. Как призрак, зритель будет блуждать по лабиринтам особняка, наблюдая странные отношения одной семьи.

Где/когда: Дашков переулок, дом 5 / 27 ноября (превью), 1 декабря, индивидуальные сеансы

КАРИНА И ДРОН

Творческая лаборатория «Угол», Режиссер: Дмитрий Волкострелов (Казань, Россия)

Что это: пьеса Павла Пряжко о школьниках поколения нулевых, которые не прдставляют свою жизнь без интернета и смартфона. Актеры — казанские подростки 14-16 лет, кто-то студенты театрального училища, а кто-то простые школьники. Помимо «словесного мусора» школьников, в спектакле, по словам режиссера, есть история «гула земли», который является предвестником апокалипсиса.

Почему надо смотреть: Драматург Павел Пряжко долго подслушивал минских школьников, чтобы собрать материал для пьесы. Стоит прийти и послшать, чем живет современная молодежь, что у нее на уме, и как это преподнес основатель питерского Театра post Дмитрий Волкострелов.

ДЫХАНИЕ

Режиссер: Марат Гацалов (Москва, Россия)

Что это: Пьеса Дункана Макмиллана «Дыхание» - рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребёнка. Если ты водишь машину, используешь полиэтиленовые пакеты, то есть, всячески загрязняешь планету, разве ты можешь иметь детей? Кто быстрее погибнет планета или отношения между мужчиной и женщиной?

Почему надо смотреть: Эту пьесу в постановке Кэтти Митчел москвичи видели в 2014 году на фестивале NET. Теперь эту пьесу ставит «молодой, но очень опытный» режисер Марат Гацалов, недавно ставивший для Новой сцены Александринки. А художник-сценограф здесь Ксения Перетрухина, номинированная на множество премий.

Концепция и постановка: Жером Бель

Что это: Деконструкцию академического представления о танце. Борьба против расхожих представлений об избранности, исключительности исполнителя здесь обретает форму гала, коллективного любительского шоу, в котором идея «хорошего танца» уступает место чистому удовольствию от выступления на сцене. Gala исследует физическую и умственную пластичность необученных тел, мобилизуя их стремление к самовыражению в танце и их способность воплощать, пусть и минимально, хореографические знания. Т.е. гала-концерт непрофи.

Почему надо смотреть: Жером Бель — один из лидеров движения не-танец. Выступал у Прельжокажа и Обадиа, ставил с Декуфле церемонию Зимних олимпийских игр (1992). Три года назад стал звездой Авиньонского фестиваля со спектаклем Disable Theatre, в котором приняли участие танцовщики с особенностями развития (актеры цюрихского театра Hora). Постановка также поразила Марину Давыдову)

Хореография: Ясмин Годдер

Что это: Формируя круг, глядя друг другу прямо в глаза, 6 танцовщиков, сначала находящиеся среди зрителей, постепенно исключают последних из своих рядов, передавая друг другу сигналы с помощью движения, пантомимы, крика, пения и тишины, иногда расслабляющей, иногда напряженной.Расширяя границы как собственно танца, так и перформативного искусства, Climax, используя повторения, синхронные и групповые движения, критически исследует современные понятия национальной идентичности и самоопределения.

Почему надо посмотреть: Ясмин Годдер родилась в Иерусалиме, училась в школе Марты Грэм, затем в художественной школе Tisch Нью-Йоркского университета. На протяжении 15 лет разрабатывала свою танцевальную лексику и занималась исследованием движения. Работа Climax требует невероятной самоотдачи и честности от танцовщиков, что передастся и зрителю, которому даже негде будет присесть.

МЕДЕЯ. МАТЕРИАЛ

Творческое объединение ORTA, Режиссер: Рустем Бегенов (Алматы, Казахстан)

(Программа OFF)

Что это: Техногенная мистерия для шестнадцати моделей, шести музыкантов, четырех экранов, трех камер и двух голосов на стыке театра, перформанса, концерта современной академической музыки и автоматического балета. В основе тексты Хайнера Мюллера «Медея.Материал» и Олжаса Сулейменова «АЗ и Я». Это ландшафтный музыкальный театр, где музыка, техника, тело, сценография, костюм и текст находятся в равноправных отношениях и одинаковы по силе присутствия. Если все еще не понятно, посмотрите фрагмент видео (что, правда, мало поможет).

Почему надо посмотреть: Рустам Бегенов — ученик Бориса Юхананова, работал в Электротеатре Станиславский выпускающим продюсером и ассистентом. Музыка в спектакле написана Санжаром Байтерековым и исполняется ансамблем «Игеру» – первым казахстанским ансамблем современной академической музыки. Сценография создана известным казахстанским художником кино Юлией Левицкой, вся машинерия спектакля, включая роботов-камертонов, разработана и сконструирована студией Artdepartment. И вместо актеров — настоящие казахстанские модели.

В рамках фестивального клуба будет тоже много интересностей, подробнее на сайте фестиваля: http://netfest.ru

У NET больше нет. Однако на его афишу нынешнего года вместе с этим печальным обстоятельством повлияло и другое, более оптимистичное — в России появилось много нового, интересного, поискового театра. В афише — разные форматы, от иммерсивного (то есть вовлекающего зрителя в действие) шоу до спектакля-бродилки. Кроме них в афише одна выставка, открывающая для российской публики имя немецкого художника , и несколько мастер-классов, в том числе звезды contemporary dance, израильтянки Ясмин Годдер. В офф-программе — казахский проект «Медея. Материал» молодого режиссера и продюсера Рустема Бегенова. Нынешний NET как будто утверждает, что теперь театр живет в одном поле, в ситуации большого диалога и обмена идеями, а паспорт, как и прописка, принципиального значения не имеют. Парадоксальная в эпоху неоконсерватизма мысль на самом деле отражает реальное положение дел: русское конвертируется. «Газета.Ru» выбрала из программы NET те события, на которые корреспонденты намерены отправиться сами.

«Карина и Дрон» (Творческая лаборатория «Угол», Казань)

«Карина и Дрон»

Первая постановка режиссера-минималиста Дмитрия а за пределами столиц была сделана в Казани. Здесь усилиями молодого продюсера Инны Ярковой и ее команды открылось пространство «Угол» — настоящий угол в бывшем фабричном здании, где начинающие художники работают с новыми текстами и формами и куда приходит не испорченная театром аудитория. Волкострелов вместе с актрисой сначала провели кастинг среди казанской молодежи, а потом и сам спектакль по пьесе «Карина и Дрон». Герои пьесы белорусского драматурга Павла Пряжко, старшеклассники 15 лет, разговаривают друг с другом через гаджеты и живьем, разбираются в путаных отношениях, ездят из одной точки города в другую и заставляют зрителя прислушиваться к гулу времени, который еле заметно, но вполне определенно сопровождает нашу жизнь. Поставленные на постаменты в отдалении друг от друга, герои «Карины и Дрона» инсталлированы в музейное пространство — мы смотрим на них как на диковинные, но при этом сверхобыденные экспонаты, пришедшие на сцену прямо с улицы.

«Gala» (Компания Жерома Беля; совместный проект фестиваля NET, Театра наций и Французского института в России)

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Уникальная возможность увидеть сочинение французского хореографа Жерома Беля — концептуалиста, работающего над эмансипацией зрителя и низвержением роли художника как бога-демиурга. В его постановках участвуют любители — как The Show must go on, а также люди с особенностями развития — как в Disabled Theater. Для спектаклей Беля есть термин non-dance , то есть отказ от «хорошо сделанного» танца в пользу перформанса. «Gala» и в самом деле представляет собой гала-концерт — коллективное шоу с участием непрофессионалов, в котором физическое несовершенство тел не только не скрывается, но является объектом восхищения художника.

«Climax» (Компания Ясмин Годдер, Тель-Авив)

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Работа Ясмин Годдер, выпускницы школы мастера contemporary dance Марты Грэм, знакомит с новым именем современного израильского танца (хотя воспитывалась Годдер в Нью-Йорке). Изначально сделанный для выставочного пространства, «Climax» является одновременно исследованием специально разработанного языка движения и голоса. И шире — амбивалентности положения современного человека внутри маленьких сообществ и большого мира, которое оборачивается то покоем, то тревогой, так хорошо знакомой жителям Израиля.

«Разговоры беженцев» (Летний фестиваль искусств «Точка доступа», Санкт-Петербург)

«Разговоры беженцев»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Счастливая идея сделать променад-спектакль на Финляндском вокзале в Петербурге принадлежала Константину Учителю, педагогу Театральной академии и великому умельцу фантазировать на любую увлекательную тему. Спектакль (а его можно играть на любом вокзале) номинировали на «Золотую маску» в категории «эксперимент». Но еще до «Маски» можно прогуляться с двумя героями брехтовской пьесы, Циффелем и Калле, которых играют два отличных питерских артиста — и . «Беженцы» с микрофонами-петличками мимикрируют под обычных пассажиров, растворяясь в толпе и снова материализуясь, как в фильмах про шпионов. А зритель будет следить (предварительно выбрав, как именно) за двумя живыми людьми, перемещаясь по кафе, вокзальным перронам и закоулкам, невольно примеряя на себя личину невидимок в штатском.

«Дыхание» (Театр наций)

«Дыхание»

Екатерина Григорьева/netfest.ru

Свежая премьера театра — камерный и очень чисто сделанный спектакль , экс-главного режиссера Новой сцены Александринки. После трехгодичной и очень насыщенной работы в Петербурге сделал версию пьесы британца Дункана Макмиллана, известной по спектаклю в «Шаубюне» (его, кстати, тоже показывали в рамках фестиваля NET). Стерильная, подчеркнуто лаконичная история двух одиночеств — мужчины и женщины, благополучно пребывающих в состоянии «отношений», которые на самом деле друг от друга далеки, как видеоизображение — от реального человека. Две хорошие актерские работы, и из новосибирского «Глобуса», концептуальное и очень красивое пространство художницы , звукосреда композитора , точная работа с физикой тела хореографа — в этом «Дыхании» есть все признаки «европейского театра», что бы это ни значило.

«Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» (Электротеатр «Станиславский»)

«Золотой осел»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Пятидневный проект , худрука Электротеатра «Станиславский», прописан в Москве — но, будучи включенным в афишу фестиваля NET, он невольно становится зрелищем уникальным. Так оно и есть: именно увидев всю картину целиком, зритель «Золотого осла» обнаруживает силу нового формата, смысл которого — в принципиальной незавершенности и открытости. Сложенные нелинейным образом по сюжетам романа Апулея части-модули сочинены очень разными режиссерами-учениками Юхананова и комментируются им самим тут же, в присутствии публики. Эти комментарии (выраженные иногда в мягком, иногда — в брутальном ключе, но всегда — максимально развернуто к общекультурному контексту) во многом являются подарком зрителю. Хоть неофиту, хоть профессионалу — обоим таким образом открывается возможность широкого, великолепно оснащенного ликбеза.

«Медея. Материал» (Творческое объединение ORTA совместно с Гете-Институтом Казахстана, при участии Казахской национальной консерватории имени Курмангазы)

«Медея. Материал»

netfest.ru

Решенный по рецептам «ландшафтного музыкального театра», этот проект Рустема Бегенова — попытка перекинуть мост между универсальным и уникальным, глобалистским и локальным, техногенным и наивным. Соединив тексты немца Хайнера Мюллера и казаха Олжаса Сулейменова, девушек из модельного агентства и музыку современного казахского композитора Санжара Байтерекова, русский и казахский языки, режиссер выскочил из гетто профессионального театра. Идея «Медеи» заключена в застревании сегодняшнего человека между разными культурами и временами — сегодня о мультикультурализме говорить больше не приходится, и двуязычный спектакль не о том, что все друг друга понимают. У Бегенова все в первый раз: и московский показ в рамках офф-программы NET, и создание нового казахского театрального центра; к этому режиссеру нужно присмотреться.

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением»
(куратор Маргарита Осепян. Государственная галерея на Солянке )

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Сокровище программы нынешнего фестиваля — организованная при поддержке Гете-Института московская выставка немецкого художника, режиссера, акциониста Кристофа Шлингензифа, умершего в 2010 году в неполные 50 лет. Шлингензиф известен своими акциями, взрывавшими общественное пространство и становившимися причиной репрессий в адрес художника: так, после одного из уличных перформансов с участием безработных ему был запрещен вход в берлинский универмаг KDW. В конце 1990-х он создал мифическую политическую партию «Шанс-2000» и участвовал в выборах (эта затея обрела новое обличье уже в 2000-е, когда эстонский театр NO99 придумал партию «Единая Эстония» и баллотировался с ней в Рийгикогу, то есть в парламент этой страны). Словом, Шлингензиф — фигура острая, политически заряженная, радикальная и беспощадная к самому себе. На выставке, которая является частью цикла «Стены перформанса» галереи на Солянке, покажут видео из его перформансов и спектаклей, фрагменты интервью с художником и фотографии.£

», он же NET. Ежегодный праздник театрального урожая со всей Европы проходит уже в 18-й раз. В программу входят только экспериментальные работы, для кураторов Марины Давыдовой и Романа Должанского понятие «театр» не имеет четких границ и спектаклем может называться любое действо. Аббревиатура NET намекает на концепцию фестиваля - вовлечение российского зрителя в международный контекст, в мировую театральную сеть. The Village рассказывает о главных событиях 18-й программы.

«Праздники будущего»

Театр наций (малая сцена)

Режиссер

Тим Этчеллс

Крошечная английская труппа Forced Entertainment квартируется в маленьком провинциальном Шеффилде, что не мешает ей представлять актуальный британский театр на важнейших международных фестивалях - например, в Авиньоне и Эдинбурге. «Праздники будущего » - камерное разговорное шоу, напоминающее стендап на двоих: актеры Кэти Нейден и Джереми Киллик обсуждают перспективы человечества в формате мозгового штурма. За час с небольшим они выдвинут и тут же оспорят десятки гипотез, правдоподобных и безумных, шуточных и серьезных, пытаясь угадать, как изменятся политика, география, быт и физиология. Возможно, мы научимся менять тело, как одежду. Возможно, расы, нации и государства исчезнут. Или популяция сократится до шести человек, и каждому достанется по континенту. Это лаконичный, стремительный спектакль эпохи мессенджеров и твиттера, умный и в то же время развлекательный - нетипичное для театра сочетание.

«Разговоры беженцев»

Ленинградский вокзал

По приглашениям

Художественный руководитель

Константин Учитель

режиссер

Владимир Кузнецов

Зрители собираются на вокзале, чтобы подслушать беседу двух немцев, эмигрирующих из нацистской Германии. Их голоса непрерывно слышны в наушниках, но самих героев предстоит найти и опознать в толпе пассажиров. Для публики предусмотрены разные опции: можно оставаться на месте или преследовать кого-то из артистов. Необычный выбор места подсказан текстом: персонажи Бертольта Брехта - физик Циффель и рабочий Калле - рассуждают о политике и обществе на Центральном вокзале города Хельсинки. В годы Второй мировой, когда писалась пьеса, антифашист Брехт и сам был немецким эмигрантом в Финляндии. К слову, родная площадка спектакля - Финляндский вокзал Петербурга.

Постановка сделана на средства молодого петербургского фестиваля «Точка доступа», который целиком посвящен Site-specific art - искусству, созданному для конкретной локации и в диалоге с этой локацией. По заданию фестиваля художники и режиссеры обживают общественные пространства - парки, набережные, магазины, - всякий раз наполняя хорошо знакомое публике место новым содержанием. Зрители спектакля «Разговоры с беженцами» переживают прогулку по вокзалу как эстетический опыт, и для авторов это не менее важно, чем ревизия Брехта.

Vangelo

Театр наций (основная сцена)

От 700 рублей

Режиссер

Пиппо Дельбоно

Итальянец Пиппо Дельбоно - характерный персонаж эпохи, которую специалисты называют постдраматическим театром. Законы драматургии и режиссуры для него - ненужный балласт, равно как и нормы хорошего вкуса. Формат его спектаклей невозможно определить одним словом - то ли это драма, то ли танец, то ли перформанс. Артисты Дельбоно не прячутся за личинами персонажей, а представляют на сцене самих себя: в исполнителе режиссера интересует личность, а не сумма навыков. Поэтому в его постановках часто заняты люди с выдающейся биографией: скажем, любимец Дельбоно, неслышащий актер Винченцо Каннаваччиоло, известный под псевдонимом Бобо, больше 30 лет провел в психиатрической клинике, где его и нашел режиссер. Постановщик и сам регулярно выходит на сцену, что роднит его с художниками-акционистами и перформерами.

Vangelo переводится с итальянского как «Евангелие». Дельбоно поставил этот спектакль в память о матери-католичке, старавшейся перед смертью заинтересовать его религией. В этом проекте режиссер пытается помириться с Христом: он появляется перед зрителями убежденным атеистом и за полтора часа приходит к такому варианту христианства, который ему нравится. Все это с музыкой, дикими танцами и еще бог знает чем.

«Карина и Дрон»

Новое пространство Театра наций

От 1 000 рублей

Режиссер

Дмитрий Волкострелов

В Москве или Петербурге премьера режиссера Дмитрия Волкострелова - беспроигрышный вариант для открытия новой площадки. В Казани - другое дело, но руководитель арт-пространства «Угол» Инна Яркова все-таки рискнула. Дело в том, что Волкострелов предельно далек от энтертейнмента. Далеко не любой зритель согласится признать его работы спектаклями (проверьте себя: прослушать лекцию композитора Кейджа в исполнении двух невидимых артистов - это считается за визит в театр или нет?). Для постановки в Казани Волкострелов выбрал пьесу своего любимого драматурга Павла Пряжко «Карина и Дрон» о повседневной жизни школьников. В этом тексте толком нет сюжета, все 14 страниц - просто болтовня старшеклассников. Сверхспособность автора - феноменальный слух на будничную речь. Пьеса похожа на расшифровку диктофонной записи и вся состоит из реплик вроде «Давай лучше потом, на обратной дороге я бы с тобой поехала». Предмет интереса Пряжко - язык 15-летних, которым он овладел как родным: не каждый драматург сможет органично вписать в диалог «омномном» или «узбагойся».

Волкострелов своей постановкой нарушил, наверное, все театральные конвенции. Он отобрал непрофессиональных актеров-подростков, выстроил их на сцене в ряд, минимизировал освещение и отказался от микрофонов, предложив аудитории битый час пялиться на неподвижных людей, которых почти не видно и плохо слышно. Режиссер буквально иллюстрирует поговорку «чужая душа - потемки», только в роли чужого здесь - целое неизученное поколение., француза Жерома Беля, танец - не ремесло нескольких посвященных, а доступный каждому способ выражать эмоции.

Выводя любителей на настоящую театральную сцену наравне с артистами-профессионалами, хореограф реабилитирует искусство непрофессионалов, над которым принято подшучивать. В его системе координат не существует понятия «балетное телосложение»: танцевать могут худые, толстые, пожилые, молодые - было бы желание. В Gala участвуют в том числе люди с дополнительными потребностями - исполнители с синдромом Дауна, артисты, передвигающиеся в инвалидном кресле. Среди создателей проекта нет художника по костюмам - каждый сам решает, как будет выглядеть на сцене. Gala - альтернатива не только профессиональному танцу, но и профессиональному творчеству вообще: вместо того чтобы оценивать мастерство художника, зрителю предлагают принять и полюбить его индивидуальность.

фотографии: обложка, 3 – Pippo Delbono/Театр Наций, 1 – Hugo Glendinning/Forced Entertainment, 2 – «Точка доступа», 4 – Рамис Назмиев/Творческая лаборатория «Угол», 5 – R.B. Jérôme Bel

Один из ярчайших театральных фестивалей России вновь порадует зрителей прорывными работами европейских драматургов и смелыми экспериментами отечественных служителей Мельпомены.

С момента своего появления в 1998 году, «Новый Европейский Театр» или NET прочно закрепил за собой образ «передового форпоста» прогрессивной западной сцены на постсоветской почве. Создатели арт-форума поставили перед собой цель привнести в столичный, – а, в более широком понимании, и в русский, – культурный ландшафт все самое смелое и авангардное, чем живут сегодня ведущие театры Европы. Сделать Москву международным полюсом притяжения, где будут встречаться «новые волны» европейского и российского искусства. Для решения столь масштабной задачи «Новый Европейский Театр» использует богатейшую жанровую палитру современного театра – от новаторского взгляда на классическую драму до мультимедийного перформанса.

Площадками фестиваля NET ежегодно становятся лучшие культурные пространства столицы, среди которых – Театр Наций, Центр им. Вс. Мейерхольда, Электротеатр Станиславский, Государственная галерея на Солянке. Согласно духу новаторского творчества, лежащему в концептуальной основе NET, действие фестивальных показов легко покидает «насиженные» театральные подмостки. Живыми декорациями для спектаклей и танцевальных представлений становятся музейные залы, ночные клубы или депо московских вокзалов. К основным площадкам театрального фестиваля обычно присоединяется уютный лофт «Боярские Палаты» в здании Союза театральных деятелей России, где разворачивает свою работу Фестивальный клуб NET.

Цена билетов фестиваля NET – от 700 рублей. Часть мероприятий культурного форума доступна для бесплатного посещения.