(в древней, восточной , народной , джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).
Композиция предполагает автора-личность (композитора), его целенаправленную творческую деятельность , отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение, воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре, сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации . Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века ; кульминация личностного и авторского начала в композиции - в XIX веке).
Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени , устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки - высотности, ритма , расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция, всегда рассчитанная на определённые условия исполнения и функцию в музыкальной жизни, неизбежно оказывается запечатлением исторически и социально детерминированного эстетического отношения музыкального искусства к действительности, её образом. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями , плясками) и действами (обрядовыми , религиозными , бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является художественным отражением действительности.
С древнейших времён представление о композиционно-едином музыкальном целом связывалось с текстовой (или танцевально-метричной) основой. Латинскому понятию композиции исторически предшествовало греческое понятие мелопея. В эпоху средневековья термин «componere» был введён Гвидо д’Ареццо в «Микрологе» (ок. ). Под композицией понималась глубокая образная искусная обработка хорала (cantus firmus). Йоханеса де Грохео («О музыке», ок. ) относил это понятие к полифонической музыке («musica composita») и применял термин «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель муз. терминов», )" выделил в последнем термине творческий момент (композитор - «написавший какой-нибудь новый кантус»); в «Книге об искусстве контрапункта» () он чётко различил контрапункт йотированный - «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе», и импровизируемый («super librim cantare»).
В России первым учением о композиции была «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого (М., 1679, др. ред.- 1681); среди других авторов руководств: И. Л. Фукс (рус. пер.- «Практич. руководство к сочинению музыки», СПБ, 1830), И. К. Гунке («Руководство к сочинению музыки», отд. I-3, СПБ, 1859-63), М. Ф. Гнесин («Начальный курс практич. композиции», М.-Л., 1941).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Музыкальная композиция" в других словарях:
- … Википедия
Современная энциклопедия
Композиция - (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (от лат. compositio составление связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший, организующий элемент художественной… … Большой Энциклопедический словарь
И; ж. [от лат. compositio составление] 1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство композиции. 2. Произведение (музыки, живописи и т.п.), имеющее… … Энциклопедический словарь
композиция - и, ж. 1) (чего) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его частей. Композиция Слова о полку Игореве. Композиция картины. Синонимы: архитекто/ника, построе/ние, структу/ра 2) Произведение (музыки, живописи и т. п … Популярный словарь русского языка
У этого термина существуют и другие значения, см. Композиция. Композиция (лат. composito составление, сочинение) категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и… … Википедия
Композиция (от лат. compositio ≈ составление, сочинение), ═ 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. ≈ важнейший организующий компонент… … Большая советская энциклопедия
- (итал. improvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Первоначально… … Википедия
Песня - один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.
Самым популярным является песня. Основные и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель - народ.
Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.
Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.
Виды песен
Существуют следующие жанры песен:
- авторские (или бардовские);
- неаполитанские;
- гимны;
- народные;
- исторические;
- рок-баллады;
- эстрадные;
- кантри;
- романсы;
- шансон;
- частушки;
- колыбельные;
- детские;
- строевые.
Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.
Русские народные песни
Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые - исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…
Жанры русских песен:
- свадебные;
- рекрутские;
- колыбельные;
- потешки;
- пестушки;
- календарные обрядовые;
- плачи;
- ямщицкие;
- частушки;
- погребальные;
- разбойничьи;
- бурлацкие;
- лирические;
- хороводные;
- плясовые;
- заклички.
Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.
Песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.
Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.
Романсы
Существуют такие жанры песен, где не менее, чем слова и мелодия, важен аккомпанемент. К такому виду относится романс. Зародился этот жанр в Испании в средние века. Словом «романс» называли произведения, исполнявшиеся в испанском стиле. Позже так стали называться все светские песни. Русские композиторы писали романсы на стихи Александра Пушкина, Афонасия Фета, Михаила Лермонтова и других поэтов. У нас в стране этот жанр был на пике популярности в 19 веке. Многие сочиняли романсы, наиболее известные произведения этого вида песенного творчества принадлежат М. И. Глинке, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, С.С. Прокофьеву, С.В. Рахманинову,
Бардовская песня
Жанры песен, которые появились в 20 веке - это эстрада, шансон, бардовская песня и другие. В нашей стране этот вид музыкального творчества возник во второй половине 20 столетия. Бардовская песня отличается тем, что, чаще всего, автор текста, композитор и исполнитель - один и тот же человек. То есть сам автор под собственный гитарный аккомпанемент исполняет своё произведение. В этом жанре главенствующая роль принадлежит тексту. Изначально эти песни подразделялись на студенческие и туристские, позже тематика расширилась. Яркие представители этого жанра: В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, С. Никитин, О. Митяев, В. Долина. Исполнителей таких песен часто называли «поющими поэтами». В 50-60 годы 20 века этот жанр назывался «самодеятельная песня», так как зачастую барды - это не профессиональные композиторы, поэты и певцы.
Цели урока:
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Бетховен.
Ø М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание).
Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).
Дополнительный материал:
Портреты композиторов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция».
III. Работа по теме урока.
Пытаясь понять и объяснить и любое музыкальное произведение, мы убеждаемся, что его содержание неотделимо от формы, что в композиции (строении сочинения) обнаруживает себя вся система образов, характеров и настроений. По сложности или простоте композиции, по её масштабности мы судим о сложности и масштабности содержания, которое тоже бывает очень разным, то обращаясь к малым проблемам жизни, то ставя глобальные, общечеловеческие задачи.
Напоминаю:
«Мы называем художественным образом то явление в музыке, литературе или изобразительном искусстве, которое отображает какое-то важное событие в жизни» Д. Кабалевский.
1. В образе воплощены какие-то жизненные явления личности, но личность всегда связана с атмосферой эпохи, в которой живёт.
2. В образе всегда отражается личность художника и эпохи, в которой он живёт.
Большое искусство, искусство больших мыслей и глубоких чувств способно пробудить в человеке его лучшие качества.
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой» - говорил сам Бетховен. Его девиз – «Через борьбу – к победе!» - очень чётко выражен в пятой симфонии. В ней – картины напряжённых боёв во имя той светлой жизни, мечта о которой всегда живёт в людях и которую они сами хотят создать.
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)
«Люди сами строят свою судьбу!» - утверждал Бетховен.
Вера Бетховена в жизнь, в победу удивительна. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы столько ударов: безрадостное детство (пьяные оргии отца, болезнь и смерть любимой матери, опостылая служба с одиннадцати лет), постоянные неурядицы, потеря друзей и, наконец, самый страшный удар – глухота. Чтобы понять всю меру несчастья глухого композитора, достаточно представить себе слепого художника. Но Бетховен не сдавался. Он сочинял музыку. И какую! «Аппассионата», Пятая, Девятая симфонии и т. д. В самый трудный час он писал: «Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся». Жизнь подтвердила девиз композитора. Он сражался и победил. Победил потому, что сражался.
Ромен Роллан писал: «Он – самый лучший, самый боевой друг всех, кто страдает и борется».
Ø Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание).
Вокально-хоровая работа.
Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).
IV. Итог урока.
«Музыка симфонии так могуча и так сильна, что оказалась способной воплотить борьбу всего человечества со всеми несправедливостями, вставшими на его пути. И не только борьбу, но и образ грядущей победы!»
Д. Кабалевский.
V. Домашнее задание.
Выучить песню и подготовить к ответу.
Урок 21
Тема: Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) .
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Ф. Шопен.
Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).
Дополнительный материал:
Портрет Ф. Шопена.
Ход урока:
I. Организационный момент.
“Полонез” Ф.Шопена.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.
Обратили ли вы внимание, что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?
Д: - Да, эта музыка нам знакома. Это “Полонез” польского композитора Фридерика Шопена.
У: - Верно, действительно, это “Полонез”, а вы знаете, что это такое?
Д: - Это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах.
Д: - Это композитор первой половины 19 века, блестящий пианист. Его музыка отличается большой виртуозностью, изяществом, танцевальностью и мечтательностью.
У: - Молодцы, действительно, Шопена называли самым поэтичным композитором. Но мне бы хотелось напомнить вам, что судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от горячо любимой Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.
“Шопен вдалеке от родимого края,
Влюбленный в прекрасную Польшу свою,
О ней вспоминая, сказал умирая:
“Варшаве я сердце свое отдаю!”
Попробуйте вспомнить, в каких произведениях Шопен “отдавал свое сердце”, какие произведения сочинил? Плакаты на доске могут помочь вам, выберите из них нужное (на доске несколько плакатов с названиями музыкальных жанров):
ОПЕРА ВАЛЬС | МАЗУРКА СИМФОНИЯ | ПРЕЛЮДИЯ КОНЦЕРТ | ПОЛОНЕЗ БАЛЕТ | НОКТЮРН КАНТАТА |
Д: - Фридерик Шопен сочинял вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны.
У: - Молодцы, вы замечательно справились с заданием, верно назвали все жанры.
У: - Сегодня удивительная музыка Фридерика Шопена поможет нам понять еще одну тайну музыки – тайну музыкальной формы, о которой мы продолжаем разговор уже в течение нескольких уроков. Сейчас мы обратимся к одной из самых простейших форм музыки. Взгляните на доску и прочтите название темы сегодняшнего урока – “Музыкальный шедевр в 16 ти тактах” (записываем).
Художественно-педагогической идеей сегодняшнего урока взяты слова французского писателя начала 20 века Ромена Роллана, прочтите их, подумайте и скажите, как вы их понимаете в связи с формой музыки, с которой нам предстоит познакомиться сегодня?
Д: - Наверное, форма музыки, о которой пойдет сегодня речь очень маленькая и простая.
У: - Произведение, которое мы услышим, носит название “Прелюдия № 7”. Вспомните, что такое “прелюдия”?
Д: - Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.
У: - Верно. Так вот произведение Ф.Шопена, которое будет звучать сегодня, действительно очень маленькое, оно умещается на небольшом фрагменте обыкновенной страницы (показываю в учебнике стр.78).
Сейчас вы услышите это произведение, а вы выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы (можно по рядам).
Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения.
Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки.
Предположит, о чем этой музыкой мог рассказать композитор слушателю.
Итак, слушаем и работаем.
Исполнение “Прелюдии” и опрос и анализ ответов ребят.
У: - Молодцы, вы очень верно определили изящество и неторопливость доверительной интонации, аккордовый склад звучания, благородное и светлое спокойствие музыки. В этом небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие в себе и возвышенно-духовные и нежно-танцевальные истоки.
Мы будто слышали музыкальное послание композитора. Это послание, как мы убедились, весьма лаконично: в музыке оно получило название – период.
Период – один из элементов музыкальной формы, в построении которого выражена одна музыкальная мысль. Период делится на 2 равных предложения. (Показать их, записать определение периода в тетради.)
Давайте послушаем это произведение еще раз, но теперь уже с посланием самого автора.
На фоне музыки чтение фрагмента письма Ф.Шопена:
“…Милая моя, далекая, единственная!
Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…
Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”
У: - Итак, какая же мысль заключена в музыкальном шедевре из 16-ти тактов Шопена?
Д: - Любовь и память о Родине, Польше.
У: - Вы наверное, помните, ребята, из наших предыдущих бесед о творчестве Фридерика Шопена, что любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что после его смерти по просьбе Ф.Шопена сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов) Варшавы и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:
“Стоит в Варшаве церковь,
Там стена скрывает человечества святыню –
Шопена сердце –
Тишина полна биеньем сердца этого поныне!”
…Вот такая короткая жизнь, но яркая, цельная, во имя любви к Родине. Жизнь – словно миг, мгновение.
Сегодня на уроке прозвучит еще одно произведение, которое подтвердит мысль о скоротечности жизни.
Ø Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание).
Эта прелюдия так невелика, что всю её целиком можно уместить на небольшом фрагменте обыкновенной страницы.
Период, небольшое законченное музыкальное повествование, может заключать в себе всевозможные отступления, расширения, дополнения, однако в Прелюдии Шопена ничего этого нет. Её форму отличает повторное строение: то есть мелодия во втором предложении начинается с того же мотива, что и в первом, равная продолжительность предложений, состоящих из восьми тактов (в музыке это называется квадратностью), простота фактурного изложения.
Тема о которой я хочу сегодня поговорить важна для аранжировщиков, композиторов и для исполнителей. Она с одной стороны довольно проста для понимания, но очень сложна в освоении. Проблемы осложняет то, что несмотря на обилие учебников по - количество книг которые рассматривают эту проблему целостно просто мизерно. Самая популярная книга - это наверное «Логика музыкальной композиции» Назайкинский. И как вы понимаете, то о чем я хочу поговорить - это музыкальная композиция.
Что такое музыкальная композиция?
Вот одно из определений композиции в любом искусстве — построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.
Еще — сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей.
То есть это структура форма произведения, которая обладает определённой логикой на всех уровнях и слоях музыкальной композиции.
Как это проявляется?
Чтобы описать это максимально просто - лучше всего идти от обратного, то есть посмотреть на то, когда композиция разваливается. Это довольно распространенная ошибка даже в среде опытных авторов. Как же проявляется нарушение законов композиции в музыке любого стиля?
Прежде всего это проявляется в нарушении связей между уровнями композиции.
Давайте я уточню, что подразумевается под уровнями композиции.
Есть микроуровень - это интонация. Как правило хорошая композиция, опирается на несколько базовых интонаций.
Уровень мелодии - это основная тема или любое построение уровня периода.
Как связаны микроуровень и уровень мелодии?
В основе любой даже длинной мелодии будет лежать основная интонация, которая будет угадываться даже в самом завуалированном виде - это обеспечивает интерес слушателя, а с другой стороны сопереживание и узнавание.
Самая популярная ошибка - это наличие большого количества интонаций и отсутствие связи между уровнями.
Третий уровень - это макроуровень - уровень небольшого произведения либо части сложной формы (в таком случае можно говорить еще о надмакроуровне - но понятия условные, тут каждый может использовать удобную для него терминологию).
В хорошо выстроенной композиции сочетается постоянный процесс обновления с повторениями некоторых элементов - это одно из важнейших правил композиции.
И хотя современная музыка очень часто основана на повторах, можно заметить, что грамотные продюсеры и аранжировщики обеспечивают непрерывное нелинейное изменение музыкального материала с помощью автоматизации, небольших видоизменений, вариаций и т. д.
Здесь важным является именно нелинейное изменение.
Как правило, неопытные композиторы любую свежую идею добавляют на стыке формы, например через 4-8 и т. д. тактов. Для создания цельной композиции, гораздо ценнее вводить изменения в середине тактов и построений. И хотя существует большое количество музыки квадратного типа даже среди классиков можно практически всегда увидеть нелинейную составляющую в том или ином виде.
Думаю о законах и фишках музыкальной композиции я напишу отдельную статью, а пока продолжим.
Итак, логика проявляется на всех уровнях и слоях, как написал выше - это значит, что она будет не только в мелодии, но и в гармонии, линии баса и т.д.
Еще раз уточню, что под логикой я здесь подразумеваю прежде всего интонационную связь. Так как интонация может быть и ритмической, то очень часто ритмический паттерн будет организовывать построение.
Композиция, как процесс охватывает все уровни произведения. С начала работы над произведением и до его завершения каждый композитор так или иначе следует определённой логике композиции. Кто-то использует уже оправдавшие себя схемы, кто-то просто копирует те, которые ему известны - но пожалуй есть единственный подход к которому должен стремиться музыкант - это создание уникальной композиционной структуры на основе имеющихся шаблонов. При этом шаблон здесь подразумевает какую-либо общеизвестную схему музыкальной формы, которая используется композитором, как отправная точка для работы. При этом структура может сразу же осознаваться композитором либо проявляться по мере продвижения в композиционной работе.