1. Что такое интерактивное оборудование

Интерактив (от англ. interactive - взаимодействующий) - взаимодействие с пользователем в процессе работы и немедленная реакция на действие пользователя.

Докладчик во время выступления не должен находиться возле компьютера, мыши и клавиатуры, поэтому его выступление будет более живым и ориентированным на слушателей. Работа с интерактивной доской и оборудованием предполагает непосредственное взаимодействие с отображаемыми элементами электронной презентации. Применение такого оборудования способствует обмену и усвоению информации на качественно новом уровне. Можно показывать видео, слайды и одновременно рисовать, делать пометки, чертить схемы и т.д. и все это не отходя от доски и не прерывая диалога с аудиторией. В конце выступления каждый желающий может получить запись всего действия и просматривать ее у себя дома на компьютере. Использование интерактивного оборудования дает возможность обсуждать коллективно рабочие вопросы, обеспечивает вовлеченность всех участников конференции или процесса обучения

2. Cферы применения интерактивного оборудования

Современное программное обеспечение, позволяет интегрировать большинство текстовых, графических и даже мультимедийных материалов на интерактивную доску, проектор, дисплей посредством компьютера или ноутбука. Интерактивное оборудование с успехом применяется в проведении совещаний, презентаций, в организации учебного процесса, выставок, различных массовых мероприятий. Наиболее перспективны для применения досок следующие сферы:

А. Учреждения образования.

Не стоит забывать, что помимо привычной доски, любой преподаватель использует в своей работе достаточно большое количество учебного материала. Интерактивное оборудование позволяет во многом избавить людей этой профессии от необходимости всегда иметь при себе множество справочных или учебных материалов. Работа на интерактивной доске обеспечит удобство обеспечения как в детском саду или начальной школе, так и старших классах и ВУЗах.

Б. Силовые структуры и оперативные службы.

Силовые структуры и различные оперативные службы смогут применять интерактивное оборудование для наглядного планирования своих действий, используя для этого необходимые схемы или карты и наглядно демонстрируя расстановку позиций.

В. Публичные мероприятия и организации их проводящие.

Плюсы интерактивных панелей.

За счет отсутствия необходимости использовать проектор - снижается стоимость владения (нет необходимости менять фильтры, лампы и выгорающую матрицу). Яркий свет от проектора больше не ослепляет докладчика. Нет необходимости проводить калибровку и настройку, подгонять проецируемое изображение под ширину доски.

Простота установки, не требует специальной настройки. Панель можно установить вертикально, положить на поверхность горизонтально. Позволяет работать с документами и изображениями с помощью идущего в комплекте пера или пальцами одному или двум пользователям. В отличии от инсталляций в которых задействованы проекторы Интерактивные дисплеи существенно менее чувствительны к освещению в помещении. Их легко установить сразу после покупки. Так как данная интерактивная система не нуждается в проекторе, вам не нужно беспокоиться о лампах или фильтрах, что существенно облегчает обслуживание дисплея и снижает общую стоимость владения.

5. Рекомендации по установке интерактивного оборудования.

Заранее, до покупки, стоит присмотреть место инсталляции, исходя из которого, следует выбирать параметры оборудования. Необходимо тщательно продумывать расположение всех задействованных элементов и их подбор. Прежде чем выбрать интерактивное оборудование, которое в дальнейшем будет использоваться для демонстрационной работы, необходимо подробным образом проанализировать для каких целей и в каких условиях планируется использовать тот или иной товар. Именно от вашей непосредственной деятельности будет зависеть, как выбрать наиболее эффективную интерактивную доску и другое оборудование.

Нюансы установки интерактивного оборудования с применение проектора.

А. Оптимальный вариант - проектор никому не мешает, ведущий не заслоняет экран.

Б. Возможный вариант - проектор никому не мешает, ведущий заслоняет экран.

В. Не удобный вариант - проектор занимает отдельное место, ведущий заслоняет экран.

Стоит отметить, что в качестве экрана маркерная доска может быть не очень удобна. В случае если ее рабочая поверхность имеет глянцевое покрытие, возможно появление бликов во время работы. Экран, представляя собой не закрепленную не твердую поверхность, также может оказаться не вполне удобным.

Таким образом следует учитывать следующее:

  • чем выше и ближе проектор к экрану, тем лучше;
  • интерактивную доску лучше вешать не на солнечной стороне во избежание потери контрастности;
  • слева и справа от доски или дисплея должно быть свободное место;
  • оптимально располагать проектор так, чтобы он не занимал отдельного места и не мешал участникам;
  • ведущий (учитель) не должен заслонять изображение на экране;
  • необходимо заранее рассчитать размеры и места расположения всех элементов и коммуникаций.

6. Нюансы выбора оборудования.

Для использования интерактивных досок и систем вам потребуется следующее оборудование:

  • компьютер (персональный, ноутбук или нетбук);
  • короткофокусные, ультракороткофокусные проекторы (предпочтительно, именно эти категории, поскольку они позволяют сделать работу наиболее комфортной);
  • крепления для проекторов;
  • подставки для интерактивных досок;
  • подставки для проекторорв и ноутбука (крепление на потолок может оказаться невозможным;
  • маркеры для белых досок (для электромагнитной и инфракрасной доски).
Также будут полезны средства по уходу (чистящие салфетки и спреи), сетевые фильтры для подключения к сети.

Документ-камера.

Это электронное устройство, предназначенное для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию.

Преимуществом документ-камеры является возможность отображать на большом экране мелкие детали, шрифт, картинки или же документ, который находится в единственном экземпляре. Документ-камеру можно подключить к компьютеру, проектору, телевизору. Поэтому помещение, в котором предстоит провести урок или конференцию не обязательно должно быть оснащено большим количеством оборудования, чтобы все прошло успешно. Отображает документ-камера в режиме реального времени. Это значит, что вся аудитория может одновременно следить за тем, что происходит на экране. Помимо вывода информации на экран, с помощью документ-камеры можно фотографировать и сохранять снимки.

Перспективы применения обширны. Теперь в режиме реального времени возможно транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трехмерные. Демонстрация для обширной аудитории опытов, экспериментов и прочих практических действий на таких уроках как физика, химия, биология больше не будет проблемным мероприятием. Документ камера транслирует ваши действия на экран и все присутствующие в аудитории смогут одинаково хорошо следить за вашими действиями. Мало того, это изображение можно транслировать не только на экран (хотя и теперь это осуществляется, но уже с помощью мультимедиапроекторов) - его, благодаря наличию разнообразных интерфейсов, можно ввести в компьютер, передавать по Интернету, демонстрировать на экранах телевизоров. К тому же большинство современных моделей документ-камер имеет несколько аудио-видео входов, за счет чего появилась возможность использовать их в качестве мультимедийного коммутатора. Но и это еще не всё: при передаче изображений в компьютер Вы можете их записывать - как в формате фотографий, так и в формате видеоматериалов, а если при этом подключить микрофон - можно записывать и видео со звуком. Таким образом, урок, проведенный с использованием документ-камеры остается не только в виде план-конспекта в Ваших архивах, но и превращается в дополнительное учебное пособие, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться еще не раз.

Подробнее познакомиться с моделями и их характеристиками, Вы можете в разделе - .

Основные факторы выбора интерактивного оборудования.

А. Бюджет.

Стоимость интерактивного оборудования может сильно отличаться. Как интерактивные доски, так и системы позволяют задействовать уже имеющееся проекционное оборудование. Наиболее простым решением с точки зрения капиталовложений является интерактивная система.

Б. Освещенность помещения.

Во избежание потери контрастности, интерактивное оборудование с использованием проектора, должно быть установлено с учетом освещенности. Интерактивные дисплеи не требовательны в этом вопросе.

В. Потребность в комплексном решении.

В данном случае можно говорить об интерактивном проекторе, комплекте и дисплее; кроме компьютера (и возможно мелких аксессуаров) вам ничего не понадобиться.

Г. Мобильность.

Необходимость организации презентации в различных точках, заставляет остановиться на интерактивном проекторе. Являясь относительно портативным устройством, он создаст интерактивное изображение на любой удобной поверхности. При этом он требует минимум дополнительных устройств.

Д. Универсальность расположения.

Интерактивные дисплеи и проекторы позволят работать с изображением как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

Е. Универсальность применения.

Интерактивные доски могут быть использованы как обычные маркерные доски.

Ж. Необходимость использовать универсальные средства управления.

Возможность управления любым предметом, включая пальцы, придает дополнительное удобства. Вы можете реализовать эту опцию, используя резистивные и инфракрасные интерактивные доски, а также интерактивные дисплеи.

З. Необходимость управления только специальным устройством.

Случайное касание доски может нарушить ход презентации или урока. Интерактивные системы и доски на основе электромагнитной технологии, реагирующие только на специальный маркер, не отреагируют, если вы обопретесь на область презентации, случайно дотронетесь или решите применить чертежные принадлежности.

И. Простота инсталляции.

Наиболее простыми в установке будут интерактивный проектор и дисплей. Абсолютным лидером в этом вопросе можно считать дисплей, поскольку он не потребует специальной калибровки, как все интерактивное оборудование, работающее на основе проектора.

К. Масштабы презентации.

Интерактивное оборудование, работающее на основе проекторов (интерактивные доски, системы, комплекты, проекторы) позволяют достигать наибольшего размера изображения. В условиях выступления перед большой аудиторией этот фактор наиболее важен.

Новые технологии начали свое наступление на такую, казалось бы, консервативную область, как обучение. Все чаще в различных учебных заведениях можно увидеть технику, представляющую собой воплощение Одним из таких новшеств является интерактивная доска. Она являет собой комплекс, который состоит из сенсорной панели большого размера, проектора и компьютера. На экране - - отображается информация с рабочего стола компьютера при помощи проектора.

По способу размещения проектора различают установки прямой и обратной проекции. Самый простые - прямые, но они имеют ряд недостатков: при их использовании приходится становиться боком к экрану, выбирая положение так, чтобы не перекрывать от проектора. Интерактивная доска обратной проекции лишена таких недостатков, да и свет от проектора не мешает лектору (преподавателю), но недостатком такой системы является ее высокая цена.

Сегодня существуют стационарные или передвижные модели этих устройств, но их вес маленьким не назовешь (порядка 200 килограммов, при весе обычной доски в районе 40 кг).

По способу определения положения маркера интерактивная доска может быть:

  • инфракрасная;
  • ультразвуковая;
  • оптическая;
  • сенсорная резистивная;
  • электромагнитная.

Ультразвуковая и инфракрасная технология работает только с определенным маркером, который при соприкосновении с доской издает сигналы (ультразвуковые или инфракрасные), которые определяются детекторными рамками доски. На основании этих сигналов вычисляется местоположение маркера.

Оптический способ определения позволяет работать с любым предметом: то, что подносится близко к поверхности доски «видят» инфракрасные датчики, определяя координаты, которые передаются на компьютер.

Также работать с любым предметом позволяет сенсорная резистивная технология. Экраны этого типа состоят из двух слоев, между которыми находятся специальные датчики. При нажатии датчики срабатывают и определяют координаты касания.

Электромагнитная технология позволяет работать только со специальным маркером, положение которого определяется поверхностными датчиками.

Каждая из этих технологий имеет свои Чтобы правильно подобрать тип доски, нужно определиться с ее основными функциями. Если вам нужно будет писать на этой доске не только в выключенном состоянии, но и редактировать выведенные на экран материалы, то стоит приобрести электромагнитную доску, имеющую твердое покрытие. Они, кстати, позволяют подключать различные и редакторы, например, программу PAINT. Немаловажную роль имеет и наличие инструкций на русском языке, легкость управления, наличие пунктов ремонта или сервисных (гарантийных) мастерских в вашем городе.

Любая интерактивная доска снабжена программным обеспечением. Но объем его может сильно отличаться: одни содержат только основные утилиты, другие могут иметь библиотеки, обучающие и развивающие программы, энциклопедии, готовые уроки и т.д. Такая интерактивная доска в школе или институте станет незаменимым помощником. Работа с интерактивной доской должна быть комфортной и удобной. Информацию обо всех дополнительных возможностях различных моделей можно получить на официальных сайтах производителей.

Сегодня в образовании стремятся максимально использовать современные технологии, среди которых на первом месте находится интерактивная доска. Это так называемый сенсорный экран, основная часть которого обязательно присоединяется к ПК, таким образом, чтобы проектор передавал изображение с доски на монитор. Итак, давайте рассмотрим, как работать с интерактивной доской.

Интерактивная доска по своим функциям представляет собой сочетание обыкновенной доски и монитора компьютера. Чтобы управлять приложениями, которые запущены на компьютере, можно просто дотронуться до поверхности доски. При помощи неё можно работать в сети Интернет, открывать файлы и писать сверху приложений, используя для этого специальные маркеры. После того как работа с доской будет закончена, можно сохранять зафиксированные материалы и загружать их.

Впервые интерактивная доска была показана миру в 1991 году. Именно преподаватели впервые решили использовать в своей профессиональной деятельности интерактивную доску. Ведь именно такие технические новинки помогают делать уроки интересными и увлекательными.

Что представляет из себя доска

Доска – это только часть интерактивного комплекса, который состоит из проектора и доски. Специальное крепление проектора способствует уменьшению количества теней и бликов на доске. Так как его не стоит закреплять на потолке, его стоимость будет несколько ниже, чем у обычного проектора.

Перед тем, как начать работу с проектором, его необходимо правильно закрепить и подсоединить к компьютеру. Затем выбирается необходимый размер изображения, передаваемый проектором. Он должен идеально подходить под размеры доски. Калибровка экрана производится каждый раз, когда он передвигается.

Как правильно работать с доской

В зависимости от того, какая доска используется при работе, можно управлять ею либо при помощи специального маркера, либо пальцами. Специальными редакторами можно выделять тексты, делать пометки и корректировки. Подойдя к доске, докладчик может выделять текст, подчеркивать основные фразы, рисовать или же корректировать нарисованное прямо на экране. На экране монитора автоматически дублируется надпись и сохраняется в памяти компьютера. Применение интерактивной доски позволяет при помощи рук вносить коррективы в текстовый или графический файл.

Некоторые комплектации интерактивных досок имеют в своём арсенале несколько маркеров разных цветов, а также ластик для мобильного удаления надписей.

Изготовители интерактивных досок применяют совершенно разные способы производства таких изделий. Главное их отличие друг от друга – это технология изготовления пишущего инструмента на доске. Сегодня на рынке интерактивных досок существуют такие разновидности технологий, как:

  • основывающаяся на матрице резисторного характера;
  • сочетающая ультразвуковую и инфракрасную технологию;
  • основывающаяся на наличии электромагнитных волн;
  • оптическая технология;
  • лазерная технология.

Интерактивные доски могут применяться не только в сфере преподавания. Они рассчитаны на большие аудитории. Можно использовать такие доски и в бизнесе для проведения презентаций и демонстрации готовых работ своим контрагентам.

Также доски позволяют облегчать работу с детьми, имеющими ограниченные возможности. Способность интерактивных досок сохранять информацию в режиме реального времени и передавать по каналам связи очень часто используется различными военными ведомствами. Кроме того, это имеет немалое значение для кризисных и мобильных центров.

Следующая структура, использующая в своей деятельности интерактивные доски – это государственная. Программы могут быть продемонстрированы многотысячной аудитории посредством интерактивной доски. Использование интерактивной доски позволит в процессе проведения презентации продукта добавить в файл необходимую информацию и сохранить её на носителе. Докладчик не привязан к месту управления проектом и может управлять файлами презентации прямо на поверхности интерактивного экрана.

Интерактивное обучение

Как сообщают многочисленные исследования, интерактивные доски реально помогают достичь успехов в учебе. Такие доски позволяют заинтересовать учеников и студентов использованием различных видео и аудио приемов. Усвоение материала, представленного на поверхности интерактивной доски, происходит гораздо быстрее.

Кроме того, интерактивные доски не требуют большого количества свободного пространства. Проектор может закрепляться либо на потолке, либо на специальной подставке. Существуют так называемые доски с обратной проекцией, которые позволяют избежать различных проблем, которые возникают при подключении монитора к проектору, так как такие доски составляют с проектором единую систему. Имеются и мобильные доски, которые не закрепляются на поверхности стены. Их можно переносить из одного помещения в другое. Современные методы и средства обучения доступны каждому и управление ими не доставляет никаких неудобств.

Как правильно настроить экран

Перед тем, как запускать интерактивную доску в работу, необходимо произвести калибровку экрана. Этот процесс является основным, который вводит в заблуждение, если вы не знаете, как пользоваться интерактивной доской. Калибровка делается для того, чтобы правильно настроить экран, который управляется прикосновением. Для того чтобы её провести успешно, необходимо нажать одновременно и держать две кнопки на мышке и на клавиатуре до тех пор пока не появится экран для калибровки. Теперь вам останется только правильно нажимать на крестики, которые будут появляться на экране. Нажимать можно как при помощи специального маркера, так и с помощью прикосновения к доске.

Таким образом, рано или поздно перед любым продвинутым педагогом встаёт вопрос относительного того, как использовать интерактивную доску правильно. Но современные тенденции развития образования требуют от педагога использования в его профессиональной деятельности современных методов обучения, среди которых на почетном месте находится использование интерактивной доски. Пользоваться ею не тяжелее, чем обыкновенным сенсорным телефоном или планшетом, так как принцип работы один и тот же, только в данном случае перед работой необходимо произвести калибровку, которая выполняется также очень легко. Помочь в усвоении самых сложных предметов сегодня сможет именно интерактивная доска. Инструкция по ней очень проста и примитивна, поэтому освоить её будет по силам каждому.

Технологии не стоят на месте, и даже привычные для нас вещи меняются до неузнаваемости или уступают место новым, более современным аналогам. Так, обычная школьная доска уже не отвечает требованиям сегодняшней педагогики, и ее вытесняет интерактивная доска. Какие у нее отличия от ее предшественницы с мелом, и чем она лучше - читайте в статье.

Что такое интерактивная доска?

Это учебный инструмент, который позволяет демонстрировать изображение с компьютера на экране при помощи цифрового проектора. Преподаватель может управлять информацией с ПК непосредственно на доске, используя специальную ручку (по такому принципу работала первая интерактивная доска Smart Board) или свой палец в качестве мыши (так работает большинство досок последних поколений). Учитель или ученик может перемещать, открывать, копировать объекты, а также делать от руки заметки, которые потом можно преобразовать в текст и сохранить. Также все действия, которые происходят на компьютере, подключенном к проектору, будут показаны на большом экране.

Зачем она нужна?

Интерактивная доска — это мощный инструмент, который позволяет привнести инновации в стандартные методы преподавания и улучшить взаимодействие между разными участниками учебного процесса. Она дает возможность интегрировать разный медиаконтент в уроки.

Но возникает вопрос, является ли экономически выгодным оборудование классов такой техникой, которая стоит от 1100 до 3000 долларов (не включая цену дополнительного оборудования)? Ответ на этот вопрос - да. Это дешевле, чем оснащать каждое учебное место компьютером или требовать от учеников приносить свой ноутбук или планшет. А ведь использование компьютерной техники на уроке сегодня является не просто данью моде, а необходимостью.

Однако такие доски используют не только классические учебные заведения. Тренинговые центры разных направлений оснащают свои классы интерактивными досками, а ведущие компании используют их для более продуктивных обсуждений и обмена информацией между своими сотрудниками. Это могут быть как совещания по запуску новых продуктов, так и обсуждения итогов деятельности и построение новых планов.

История изобретения

Супружеская пара из Канады Нэнси Ноултон и Дэвид Мартин первыми представили миру эту идею. У Нэнси был опыт работы в школе, а у Девида было несколько бизнесов, один из которых - продажа проекторов. Однажды между ними завязался диалог, в котором они обсуждали сложности коллективного обучения. Оба применили свои знания, и в 1986 году появилась инновационная интерактивная доска Smart Board. За этим последовало основание одноименной компании (1987 г.), и в начале 90-х было запущено массовое производство. В 1992 г. компания Smart Board стала сотрудничать с Intel, что только ускорило ее развитие и распространение по всему миру. Сегодня управлением устройствами при помощи касания никого не удивишь, но более чем 20 лет назад это была революционная технология.

Позже появились и другие производители — ActivBoard, eBeam, DualBoard, Mimio, StarBoard, Promethean, но интерактивная доска Smart Board стала настолько распространенной, что часто название компании используется как синоним для этого вида техники. Ее можно встретить как в классах Великобритании, так и в школах Индии.

Какие функции имеет доска нового поколения?

Учитель или ученик может писать, рисовать, чертить, добавлять примечания, выделять текст или определенную область экрана, а затем сохранять полученные изображения и предоставлять ученикам для дальнейшего изучения.

Также можно проигрывать видео, запускать обучающие видео, открывать веб-сайты и программы.

Но не стоит забывать, что сама по себе интерактивная доска - это всего лишь предмет, который заинтересовать и обучить детей не может. Залогом успеха является тщательная подготовка урока и подборка материала со стороны учителя, лишь тогда он сможет полностью использовать весь потенциал современных технологий и дать ученикам больше знаний.

Использование интерактивной доски на уроках разных дисциплин

Вот как можно применить новое оборудование на занятии:

  • На биологии учитель может продемонстрировать рисунок строения уха, подписать названия его частей, объяснить материал, а затем выслать этот файл ученикам или выложить на школьном сайте для скачивания.

  • На уроке труда можно включить видео, которое объясняет, как делать поделку. Используя специальную программу, можно разбить экран и одновременно демонстрировать несколько роликов, чтобы учащиеся могли делать разные проекты.
  • Физика и химия станут понятнее и интереснее с использованием многочисленных обучающих видео, начиная от фильмов об астрономии или об оптических принципах устройства глаза, и заканчивая небольшими программами, которые могут показывать, например, как шарик отскакивает от разных поверхностей.
  • Интерактивная доска полностью меняет представление об уроке географии. Учитель может использовать Google Maps и демонстрировать ученикам карты любого масштаба и с высоким уровнем детализации всего земного шара, одновременно открывая фотографии, которые сделаны на изучаемой местности. Кроме того, он может провести виртуальную экскурсию по знаменитым городам, используя сервис «Просмотр улиц».

Просто о сложном

Но не стоит предполагать, что только для дисциплин, где используется много визуального материала (карты, рисунки, видео и т. д.) нужна интерактивная доска.

Математика с начальных классов может стать ближе и понятнее детям, если использовать специальные обучающие игры. А для детей старше пригодятся анимационные видео, которые объясняют умножение со скобками, алгебраические уравнения и т. д. Построение правильных и аккуратных графиков становится гораздо проще, учитель может наслаивать их друг на друга, вводить новые значения переменных и менять их во время урока.

Педагогам нравится, что они могут заранее написать все необходимые примеры и не тратить на это драгоценное время урока. При необходимости даже спустя полгода можно открыть файл по нужной теме и обновить материал. Время, которое тратится на написание, стирание информации на доске, минимизировано. Также преподаватели отмечают, что за счет этого они почти все время стоят лицом к детям, а это способствует поддержанию дисциплины и внимания у них.

Поэтому можно утверждать, что интерактивная доска - это шаг к более интересному и продуктивному обучению.

Интерактивные доски

Интерактивные технологии доказали свою состоятельность в учебных процессах, в организации производства, а также в некоторых специализированных учреждениях и организациях. Современному человеку требуется непосредственное участие во всех этих процессах, но, в то же время он не желает тратить на это много усилий. Кроме того, к этим устройствам предъявляется ряд дополнительных требований: они должны быть компактными и недорогими. Такое решение есть -- это интерактивные доски, которые появились в России в 1991 г.

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

· компьютер

· мультимедийный проектор

· соответствующее программное обеспечение

· и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером

Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.

Типы интерактивных досок

По основным характеристикам различают интерактивные доски прямого или обратного проецирования.

При прямом проектировании проектор находится прямо перед поверхностью интерактивной доски, при обратном - сзади неё. Отдельные модели интерактивных досок могут быть оснащены специальными карманными персональными компьютерами для обмена данными. Есть и дорогие модели интерактивных досок, которые не используют проектор, а представляют собой большую сенсорную плазменную панель.

Интерактивные доски бывают трех типов:

· Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении.

Такие доски имеют мягкую и гибкую поверхность, состоящую из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и обычным прикосновением к доске руки или указки.

Специальные маркеры также могут быть настроены (с использованием прилагающегося программного обеспечения (ПО)) на отображение различных цветов. Такие доски очень подходят для школ, так как надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.

· Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы

Эти доски подобны традиционным и имеют твердую поверхность. Управление осуществляется посредством специальных электромагнитных маркеров, работающих на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером.

· Лазерные доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности

Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают их на компьютер. Близки к этой технологии и доски DViT (Digital Vision Touch), в которых используются маленькие цифровые видеокамеры, располагающиеся по углам экрана и фиксирующие каждое прикосновение к нему.

К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных онлайн библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.

Теперь преподавателям просто нет необходимости беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и учебных пособий. В них просто отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе лекции работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном всем учащимся. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы.

Наибольший эффект может получить преподаватель, использующий все возможности доски. Интерактивная доска с помощью специального маркера позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.

Дистанционно же, управляя презентацией, преподаватель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время лекции, уже есть на слайдах презентации.

Преподаватель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации - визуальной, звуковой и тактильной. В ходе лекции он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия преподавателя или студента. При необходимости можно одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Грамотная работа с интерактивной доской позволяет также добиться оптимизации учебного процесса.

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя учащимся преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на уроках современные технологии .

Интерактивная доска, в зависимости от фирмы производителя, может быть укомплектована специальными интерактивными инструментами. Рассмотрим функциональность некоторых устройств на примере интерактивной доски ACTIVInspire фирмы Promethean.