В американском портовом городе Сан-Франциско жил простой, неотесанный, грубоватый парень по имени Мартин, по фамилии Иден. Родители его умерли, братьяразбрелись по свету искать счастья, сестры еле сводили концы с концами. Себе нажизнь Мартин зарабатывал тяжелым трудом моряка. Он хорошо познал невзрачный мирпростых тружеников моря — «кочегарки, трюмы, доки, пристани, тюрьмы и трактиры, больницы и мрачные трущобы». Он был маленькой частицей этого мира и не мыслилсебя без него и вне его.

Так и тянул бы он свою лямку, если бы не случай. На первый взгляд ислучай-то был самый пустячный, не заслуживающий упоминания. На пароме Мартинвступился за студента, которого хотела избить группа подвыпивших парней. Все бына этом и закончилось, и Мартин вскоре и думать бы позабыл о таком пустяке, если бы студент в знак благодарности не пригласил его к себе домой на обед.

Роман Джека Лондона «Мартин Иден» (1908) и начинается с описания этогопервого визита главного героя в респектабельный буржуазный дом Морзов, где онпознакомился с сестрой студента, также студенткой университета Руфью. Это"бледное, воздушное существо с большими одухотворенными голубыми глазами, смассой золотых волос" с первой же минуты произвело неизгладимое впечатление наМартина, и не только своей внешностью, но и хорошим знанием поэзии, умениемлегко и свободно излагать свои мысли, со знанием дела говорить об искусстве илитературе. Ее игра на рояле ошеломила Мартина. Знакомство с Руфью и всемсемейством Морзов ознаменовало важный поворот в личной и общественной жизниМартина Идена.

«Мартин Иден" — произведение в известной степени автобиографическое. Писалего Лондон во время своего путешествия по южным морям на шхуне «Снарк».

Роман сначала печатался с продолжением в журнале «Пасифик мансли"(„Тихоокеанский ежемесячник“), а в сентябре 1909 года вышел отдельным изданием."Мартин Иден" — двадцать первая книга Джека Лондона. К этому времени Д. Лондонбыл уже широко известным писателем, автором таких сборников рассказов, как „Сынволка“, „Любовь к жизни“ и др., повестей „Зов предков“ и „Белый клык“, романов"Морской волк» и «Железная пята». Естественно, что «Мартин Иден» сразу жепривлек внимание читающей публики.

Действие романа развивается в двух взаимосвязанных планах: личном -- любовьМартина к Руфи, их отношения, упорные занятия Мартина самообразованием — исоциальном — борьба Мартина Идена за место в буржуазном обществе, за то, чтобыэто общество признало его талант писателя. Но сразу следует отметить, чтоборьба эта велась во имя «бледной, как лилия, девушки», то есть цели сугуболичной, индивидуальной. Глубокая, впечатлительная, тянущаяся к красоте натураМартина именно в образе благовоспитанной, красивой и образованной Руфи увидела"то, для чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за чего стоит бороться иради чего стоит умереть… Она окрылила его воображение, и огромные яркиеполотна возникали перед ним, и на них роились таинственные, романтическиеобразы, сцены любви и героических подвигов во имя женщины — бледной женщины, золотого цветка. И сквозь эти зыбкие, трепетные видения, как чудесный мираж, онвидел живую женщину, говорившую ему об искусстве и литературе".

Образ Руфи, безусловно, навеян двумя знакомыми Джека Лондона, которыми онувлекался в юности — Мейбл Эпплгарт и Анной Струнской. Вся внешняя стороназнакомства Мартина с семейством Морзов и развитие его отношений с Руфью близкик истории отношений самого писателя с Мейбл Эпплгарт. Вернемся к роману. ЕслиМартин влюбился в Руфь с первого взгляда, то и она сразу же поддалась обаяниюего незаурядной личности, словно завороженная слушала его рассказы о морскихприключениях: «С чутьем настоящего художника он выбирал из множестваподробностей самое яркое и разительное, создавал картины, полные света, красоки движения, увлекая слушателей своим самобытным красноречием, вдохновением исилой».

Мартин Иден хорошо понимал, что между ним, простым матросом, и Руфью, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, лежит пропасть. Они по-разномусмотрели на жизнь, да н говорили, казалось, на разных языках: «Руфь далеко невсегда понимала жаргон Мартина, а он не знал смысла многих употребляемых еюслов. Но Мартин твердо решил эту пропасть перешагнуть, он упорно занимаетсясамообразованием, начинает следить за своей речью, внешностью и одеждой, перестает участвовать в частых моряцких попойках.»

Анализ романа «Мартин Иден»

Роман Лондона "Мартин Иден" во многом автобиографичен. Он посвящен трагедии талантливого писателя из народа в буржуазном обществе. Герой романа Мартин Идеи -- выходец из рабочей среды, матрос, испытавший, несмотря на молодость, много лишений. Человек исключительно одаренный и сильный, он задумывается над жизнью, стремится к знаниям. Большая любовь к Руфи Морз, образованной девушке из буржуазной среды, стремление стать равным с любимой становятся стимулом для Мартина. Он с титанической энергией, работая по 19 часов в сутки, жадно учится и благодаря своим редким способностям быстро достигает цели.

Иден вначале питает иллюзии по отношению к буржуазному обществу, к его культуре. Но, соприкоснувшись ближе с миром Морзов, он понимает, что "университетское образование и истинное знание далеко не одно и то же". Мартин видит под внешним лоском корыстолюбие, мещанство, убожество мыслей и чувств.

Лондон недаром подчеркивал, что его роман -- "вторая атака на буржуазию" (после "Железной пяты"). Действительно, велика в романе сила критики и презрения писателя и его героя Мартина Идена к миру американских собственников: от преуспевающих дельцов, вроде Морза, Батлера, судьи Блоунта, до грубых мещан, мелких лавочников, подобных зятьям Идена Хиггинботему и Шмидту. В мире бизнеса ценность человека, отношение к нему определяются чековой книжкой, умением "делать деньги" [И.Стоун, 1984].

Любимая Иденом, идеализируемая им долгое время Руфь Морз целиком подчинена представлениям буржуазной среды. По - своему любя Mapтина, она не понимает его стремлений. Ее пугает внутренняя свобода Мартина, презрение к буржуазным предрассудкам. Руфь не верит в талант Мартина, пока его не признало буржуазное общество и пока он не получает денег за свои произведения. Предавая любовь, порывая с Мартином в трудное для него время, Руфь готова вернуться к Мартину -- известному писателю и богатому человеку. Сцена, изображающая последнее свидание Мартина с Руфью, полна горького презрения к буржуазной морали, которая определяла, в конечном счете, отношение Руфи к Мартину.

В образах главных и второстепенных героев из народной среды обнаруживается демократизм Лондона. Не говоря уже о самом Мартине Идене, который возвышается над миром интеллектуальных и моральных пигмеев, насколько человечнее, бескорыстнее в любви и дружбе такие люди, как работница Лиззи Коннолли, его товарищи Джо и Джимми, квартирная хозяйка, прачка и другие люди труда в романе.

Лондон, который всегда любил изображать сильных, волевых, незаурядных людей, и на этот раз в своем романе создает образ выдающегося человека. Мартин Иден наделен не только физической силой, упорством, душевным богатством в любви, внутренней свободой, но и большим талантом писателя. Он стремится создавать произведения, полные правды жизни, а не такие, в которых "прославлялись всевозможные мистеры Батлеры, жалкие охотники за долларами, изображались любовные треволнения ничтожных людишек" [Быков В.М. 1964,с. 128].

Трагедия героя в том, что буржуазное общество безразлично к таланту плебея без имени и протекции. Оно вообще равнодушно к настоящему искусству. Истощая внутренние и физические силы в борьбе за успех, за признание, от которого зависит и его личное счастье, Мартин все сильнее ощущает отвращение к обществу и буржуазной публике, признания которой он добивается. И когда, наконец, в результате случайности к Идену приходят слава и богатство, когда он становится "своим" в буржуазном обществе, Мартин не испытывает ничего, кроме опустошенности и безразличия. Герой Лондона ищет выхода в вечном покое смерти.

Джек Лондон наделил своего героя чертами ярого индивидуалиста, поклонника философии Ницше. Ненавидя буржуазное общество, Мартин является в то же время противником социализма, в котором видит философию рабов. "Я верю, что в беге побеждает сильнейший. Эту истину я почерпнул из биологии. Повторяю, что я индивидуалист, а индивидуалисты вечные, исконные враги социалистов" [Садагурский А.1978,с.37].

Конечно, не следует полностью отождествлять взгляды Лондона со взглядами его героя. Но идейный кризис, пессимистические настроения были свойственны самому Лондону в период работы над романом.

Судьба Мартина Идена -- это трагедия подлинного художника, сломленного буржуазным обществом. Но есть и другая причина трагедии героя. Презирая буржуазию, Мартин порывает и с народной средой, ощущает личное и социальное одиночество -- "он отошел от друзей, их жизнь была ему противна. Он слишком далеко ушел. Тысячи книг, как стена, разделили их. Он сам обрек себя на изгнание". творчество лондон произведение роман

Роман "Мартин Иден" Джека Лондона, отзывы о котором вы найдете в этой статье, - одно из самых известных произведений автора. Критики и читатели оценивали его по-разному. В этой статье мы изложим, о чем оно, каково его значение в творчестве автора и литературы того времени.

История создания

Отзывам о "Мартине Идене" Джека Лондона будет посвящена отдельная часть этой статьи, а пока вы узнаете, как появился этот роман. Писать это произведение Лондон начал в ходе своего путешествия на яхте "Снарк", в которое он отправился в апреле 1907 года. Первые страницы романа он начал писать тем же летом во время стоянки на Гавайских островах, уже к февралю книга была закончена. Она выходила частями в журнале "Пасифик мансли" в течение года. Впервые "Мартин Иден" Джека Лондона на английском отдельным изданием вышел осенью 1909-го.

По замыслу автора, это должна была быть атака на буржуазию, его интересовала история успеха молодого человека, который пытается преуспеть в современной Америке. В то время писатель уже увлекся социалистическими идеями, которые стремился продвигать в собственных произведениях. Своим романом "Мартин Иден" Джек Лондон вступал в полемику с популярным в то время "деловым романом", герои которого легко и непринужденно становились в США настоящими миллионерами, распространенной была идея о том, что стать преуспевающим богачом может любой чистильщик.

Автор

Сам Джек Лондон к тому времени был уже достаточно успешным и преуспевающим автором. Он родился в Сан-Франциско в 1876 году. Его творческим дебютом стал очерк "Тайфун у берегов Японии", написанный под впечатлением работы матросом на шхуне, которая занималась ловлей котиков. Очерк получил премию одной из газет Сан-Франциско и был опубликован в 1893 году.

После похода безработных на Вашингтон год провел в тюрьме за бродяжничество, за время скитаний пришел к выводу, что в современном мире физический труд совершенно не ценится, жить достойно можно, только зарабатывая своим умом, тогда же решил стать писателем. В тот же период познакомился с трудами Маркса, вступил в Социалистическую трудовую партию Америки, из которой вышел после того, как партия отказалась от революционного преобразования общества.

Несколько лет учится в Калифорнийском университете, который бросил из-за недостатка средств. В 1897 году поддается "золотой лихорадке", отправляется искать золото на Аляску. Золота на участке, который писатель застолбил с товарищами, не оказалось, вдобавок он перенес цингу. Зато он нашел большое количество героев для своих будущих произведений. В 1900 году выходит его первая книга "Сын волка", а за ней сборники рассказов "Бог его отцов", "Дети мороза", "Вера в человека", "Лунный лик", романы "Дочь снегов", "Морской волк". Был чрезвычайно трудоспособным, писал по 15-17 часов в сутки.

Особенность творческого метода Лондона заключалась в стремлении изобразить человека в тяжелой жизненной ситуации, реализм его произведений почти всегда сочетается с духом приключений и романтики, сам Лондон так определял жанр своих произведений:

Вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления.

Для него характерен совершенно особенный поэтический язык, который включает в себя принципы симметричности повествования, быстрое введение читателя в курс событий, а характеристики героев даются через их мысли и диалоги.

Доказал всем, что способен писать не только приключенческие рассказы писатель после выхода его научно-фантастических произведений "Враг всего мира", "Голиаф", "Алая чума", которые привлекают читателя богатым воображением автора, оригинальным стилем и неожиданными сюжетными ходами.

В 1905 году уже известный писатель Лондон покупает ранчо в Калифорнии, на котором увлекается сельским хозяйством. Он пытается создать идеальную ферму, основанную на его утопических социалистических идеалах. Затея терпит крах, все оборачивается огромными долгами. Чтобы рассчитаться с кредиторами, он вынужден писать низкопробные романы типа "Смок Беллью" или "Приключение". В результате писательский труд вызывает у него откровенное отвращение.

В 1914 году едет в качестве военного корреспондента в Мексику, откуда пишет статьи, оправдывающие вмешательство США во внутренние дела других государств, что вызывает негодование его коллег и товарищей по партии.

В последние годы жизни сталкивается с глубоким творческим кризисом, из-за чего увлекается алкоголем. Он даже вынужден купить сюжет для нового романа, так как сам уже не генерирует никаких свежих идей. Замысел ему продает начинающий американский писатель Лондон успевает дать своему последнее название "Бюро убийств", но закончить не успевает. Книга вышла в свет только в 1963 году, когда ее дописал Роберт Фиш.

В ноябре 1916 года писатель умер от передозировки морфия на своем ранчо на 41 году жизни. Этот препарат он принимал на протяжении последнего времени в качестве обезболивающего, так как страдал от уремии. По одной из версий, он совершил самоубийство, на это указывает то, что такие мысли у него появлялись и раньше, доказательством служит финал книги Джека Лондона "Мартин Иден", которая во многом была автобиографической. Однако достоверно до сих пор не удалось установить, было ли это случайным отравление во время очередного приступа боли или это умышленное самоубийство. Интересно, что о вероятности покончить собой Лондон рассуждает в еще одном своем произведении - автобиографической повести "Джон Ячменное Зерно".

Описание "Мартина Идена" Джека Лондона поможет вам вспомнить основные события этого произведения, чтобы подготовиться к экзамену или зачету. Роман начинается с описания главного героя, который работает простым моряком. Его жизнь круто меняется, когда в 23 года он спасает от банды хулиганов своего ровесника Артура Морза, который принадлежит к состоятельным и образованным людям.

Тот решает его отблагодарить, а заодно позабавить свое семейство эксцентричным приятелем, которым он ему кажется. Артур приглашает Идена в гости на обед. Главный герой Джека Лондона Мартин Иден оказывается в непривычной обстановке - на стенах дома его новых знакомых висят картины, повсюду множество книг, а его новые знакомые перед едой играют на рояле. Все это очаровывает Мартина.

Знакомство с Руфь

Наибольшее впечатление на главного героя в романе Джека Лондона "Мартин Иден", описание которого позволяет познакомиться с сюжетом, не читая книгу целиком, производит сестра Артура по имени Руфь. Мартину она кажется классическим образцом духовности, чистоты и божественности. Он увлекается ею, решает сделать все возможное, чтобы стать ее достойным. Для этого он отправляется в библиотеку, потому что понимает, Руфь не будет общаться с малообразованным юношей. Он хочет приобщиться к миру знаний Руфь и Артура, которые в это время учатся в университете.

Главный герой "Мартин Иден" оказывается глубоким и одаренным человеком. Он изучает особенности языка, литературу, правила стихосложения. На этой почве он сходится с Руфь, молодые люди часто встречаются, девушка поддерживает его тягу к знаниям, помогает в занятиях. При этом в романе Лондона "Мартин Иден" (краткое содержание этого произведения должен знать каждый образованный человек) Руфь описывается как девушка с консервативными и узкими взглядами. Он решает перекроить Мартина по образу и подобию людей своего круга, но в этом она терпит неудачу.

Мартин при этом тратит на самообразование все деньги, которые были им заработаны в последнем плавании, после чего отправляется в новую экспедицию, нанявшись простым матросом. В рейде он проводит восемь месяцев, в течение которых обогащает свой словарный запас, умственный багаж, разбирается в собственной сущности, что крайне важно для будущего писателя, которым он собирается стать.

Писательская карьера Мартина

Вернувшись, он чувствует в себе силы и желание писать самому, он хочет дать возможность Руфь и всем окружающим вместе с ним наслаждаться красотами этого мира. В Окленде главный герой романа Джека Лондона "Мартин Иден" (кратко о содержании произведения мы рассказываем в этой статье) пишет свой первый очерк, посвященный искателям сокровищ, рукопись он отправляет в "Обозреватель Сан-Франциско". Затем начинает писать повесть о китобоях для подростковой аудитории.

Во время очередной встречи с Руфь он рассказывает ей о своих планах и замыслах, но девушка скептически относится к его надеждам, при этом не может не признать, что ее радуют происходящие в Мартине перемены. Тот правильно излагает свои мысли, не делает речевых ошибок в разговоре, прилично одевается. Руфь понимает, что влюбляется в него. В романе Лондона "Мартин Иден" находится место для романтической линии. При этом девушка не может осознать собственные чувства, в этом мешают ее представления о жизни. Представления о любви в буржуазном мире достаточно точно сформулированы в цитате из "Мартина Идена" Джека Лондона.

Любовь в буржуазном мире возможна только в рамках буржуазной морали.

Руфь убеждает Мартина, что ему нужно получить образование, чтобы иметь моральное право стать писателем, о чем-то рассказывать людям. Он сдает вступительные экзамены в среднюю школу, но проваливается по всем предметам, с успехом выдержав только испытание по грамматике. При этом главный герой не слишком расстроен из-за своей неудачи, а вот Руфь разочарована. К тому же, ни одно из его произведений, которые он рассылает в газеты и журналы, никто не соглашается публиковать. Его очерки и повести возвращаются обратно без объяснений.

У Мартина появляется версия, что дело в том, что они написаны от руки. Он арендует печатную машинку, чтобы освоить набор текста. Он работает практически круглые сутки, не считая это за труд, для него это возможность проявить себя, доказать миру свою необходимость и полезность. Так описывает состояние своего героя Джек Лондон в цитате из "Мартина Идена":

Просто он обрел дар речи, и все мечты, все мысли о прекрасном, которые долгие годы жили в нем, хлынули наружу неудержимым, мощным, звенящим потоком.

В это время герой романа открывает для себя творчество Герберта Спенсера, которое позволяет ему по-новому увидеть окружающий мир. При этом Руфь не разделяет его увлечения этим автором, а когда Мартин читает ей свои рассказы, она обращает внимание на формальные ошибки и недостатки в них, но из-за своей ограниченности не может осознать всю мощь его писательского таланта. Фигура Мартина просто не укладывается в устоявшиеся рамки буржуазной культуры, которая так понятная и привычна для девушки.

Помолвка

Когда деньги, заработанные в очередном плавании, заканчиваются, герой Джека Лондона Мартин Иден устраивается на работу в прачечную. Он гладит белье, это тяжелая и напряженная работа, которая отнимает у него много времени и невероятно выматывает. Он бросает читать, а в один из редких выходных дней напивается, чтобы расслабиться, как и во времена до знакомства с Артуром и Руфь. После этого он наглядно понимает, что такой труд не только изнуряет, но и отупляет его. Уже на следующий день Мартин увольняется из прачечной.

Он готовится отправиться в следующее плавание, чтобы заработать денег на дальнейшее образование, к тому же герой Джека Лондона Мартин Иден не собирается оставлять свои надежды стать писателем.

Оставшиеся недели до отправления в рейс становятся настоящими каникулами любви. Он регулярно видится с Руфь, вместе они читают друг другу любимые книги, отправляются на велосипедные прогулки, пока однажды девушка не оказывается в его объятьях. Они искренне объясняются в своих чувствах. Чистая и невинная Руфь ничего не знает о физической стороне любви, но она чувствует плотскую притягательность начинающего писателя. Сам Мартин боится нарушить и оскорбить ее чистоту. Они объявляют родителям Руфь о помолвке, это сообщение ожидаемо не вызывает у них никакого восторга.

Вместо того чтобы отправляться в очередное плавание и надолго расставаться со своей возлюбленной, главный герой романа Джека Лондона "Мартин Иден" (содержание поможет вам лучше понять замысел автора) решает писать для заработка. Он снимает небольшую комнату у португалки Марии Сильвы. Благодаря могучему здоровью, закаленному в морских путешествиях, он в состоянии работать по 17 часов в сутки, а все остальное время тратить на сон. Этот эпизод, как и многие другие, оказывается автобиографическим, именно так в самом начале своей писательской карьеры работал и сам Джек Лондон.

В течение дня все время, оставшееся от сна, он посвящает самообразованию и пишет. Мартин учит иностранные языки, анализирует и изучает литературные приемы, которые применяли другие писатели, пытается разобраться в основополагающих принципах литературного мастерства. То, что до сих пор не было напечатано ни одно его произведение, его нисколько не смущает, так как он уверен в конечном успехе.

Однако в этом время черная полоса в его творческой биографии затягивается. Деньги, которые ему удалось скопить, заканчиваются, он сдает в ломбард все ценное, что у него есть. Это часы, пальто, последним оказывается велосипед. В это время он голодает, питаясь одной картошкой, отдушинами становятся редкие обеды у Руфь или сестры, когда он может досыта наесться.

Внезапно у него появляется надежда, когда приходит письмо из толстого литературного журнала, в котором ему сообщают, что готовы опубликовать его рукопись. Правда, заплатить соглашаются непростительно мало - всего пять долларов. Хотя, даже по самым скромным подсчетам, должны были бы автору не менее ста долларов. Огорченный Мартин заболевает тяжелой формой гриппа. Но тут, наконец, удача поворачивается к нему лицом. Журналы один за другим соглашаются его печатать, присылая чек за чеком.

Успехи и неудачи

Серия удач вскоре заканчивается, когда все редакции без исключения стремятся обмануть молодого и неопытного писателя, заплатить за его произведения меньше, чем они стоят на самом деле. Оказывается, что и добыть обещанные ими за публикацию деньги оказывается не так-то просто.

Руфь уже не нравится его писательская карьера, так как в ней нет стабильности, она убеждает его устроиться на работу к ее отцу. В то, что Мартин когда-то станет великим и востребованным, она просто не верит.

Все меняется, когда у Морзов заглавный герой романа знакомится с Рэссом Бриссенденом, они начинают дружить, много общаются друг с другом. Рэсс болен чахоткой, но не страшится скорой смерти, продолжая любить жизнь страстно и беззаветно во всех ее проявлениях. Он знакомит Мартина с творческой молодежью, одержимой философией и литературой, их он называет "настоящими людьми". Вместе они посещают митинги социалистов, Мартин спорит с оратором, но из-за рассеянного репортера, который не стал вдаваться в детали происходящего, Иден попадает на страницы газет в качестве оппонента существующей власти и приверженца идей социализма. Напечатанная статья приводит к роковым последствиям. Начинающий писатель получает письмо от Руфь, в котором девушка сообщает ему о разрыве помолвки. Дальше Мартин живет по инерции, его больше не радуют чеки, постоянно поступающие из журналов, теперь все, что он пишет, публикуется, Мартин превращается в популярного писателя.

Его ждет еще один удар - друг Бриссенден кончает жизнь самоубийством, а оконченная незадолго до смерти поэма "Эфемерида" подвергается критике за пошлость, так что Мартин рад, товарищ не видит этого.

Он становится действительно знаменитым и уважаемым писателем, но его не радует слава и успех, достаток, в котором он теперь живет, ему абсолютно безразличен. Те люди, которые еще вчера его высмеивали, считая бездельником и неудачником, теперь считают за честь, чтобы он отозвался на их приглашение к обеду. Сам же он мечтает о том, чтобы уехать на Маркизские острова, чтобы начать там жить в хижине из обычного тростника. Деньги, которые он теперь получает в избытке, Мартин раздает близким людям, но самого его уже ничего не трогает. Его сердце не удается растопить ни влюбленной в него юной Лиззи Коннолли, которая в восторге от его таланта, ни Руфь, которая теперь заявляет, что готова остаться у Мартина, невзирая на то, что будет говорить окружающее общество.

Иден отправляется в плавание на Маркизские острова на корабле "Марипоза". Судно добирается до Тихого океана, но он не чувствует, что ему стало лучше. Он осознает, что загнал себя в тупик, из которого не может быть никакого выхода. После еще нескольких дней, проведенных в плавании, он решает выскользнуть в открытое море через иллюминатор. Мартин набирает полные легкие воздуха, погружаясь на максимальную глубину. Когда воздух заканчивается, он уже не в состоянии всплыть на поверхность, перед ним виднеется белый свет, а сам он чувствует, будто летит в бездну. В этот момент сознание навсегда покидает его.

Экранизации

Впервые фильм по мотивам этого произведения выходит в Америке уже в 1914 году. В 1918 году Владимир Маяковский пишет сценарий по роману Джека Лондона "Мартин Иден" для экранизации под названием "Не для денег родившийся". Режиссером этой картины становится Никандр Туркин, а главные роли исполняют сам Маяковский, Маргарита Кибальчич, Янина Мирато, Василий Каменский.

Среди других известных фильмов, основанных на этом произведении, нужно также вспомнить картину 1942 году под названием "Приключения Мартина Идена", главную роль в ней исполнил Гленн Форд.

В 1976 году в СССР выходит телеспектакль Сергея Евлахишвили, который детально восстанавливает события романа. Образ Мартина Идена на экране создает Юрий Богатырев, Руфь - Ирина Печерникова, Артура - Владимир Вихров, Бриссендена - Леонид Филатов, Лиззи Коннолли - Ольга Остроумова, родителей Руфь и Артура - Микаэла Дроздовская и Николай Тимофеев.

Анализ романа

Роман Джека Лондона "Мартин Иден" на английском языке был весьма неоднозначно воспринят читающей публикой. Социалистические идеи в то время в Америке не были популярными, их сторонники подвергались осуждению со стороны большей части общества, иногда их даже считали сторонниками свержения существующего государственного строя.

В самом начале произведения главный герой романа Джека Лондона "Мартин Иден", анализ которого представлен в этой статье, преследует типичную цель - он хочет реализовать пресловутую "американскую мечту", хоть тогда этого понятия еще и не существовало. Мартин мечтает стать богатым и знаменитым, ради осуществления задуманного преодолевает невероятные трудности, но все-таки добивается своего. Правда, за это время растрачивает все свои желания и силы, а сам мир, в который он постоянно мечтал попасть, на поверку оказывается пустыми и насквозь лживым, в нем нет той эстетической ценности, которой намного больше оказывается в затворнической жизни самого героя. В результате он отрывается от родной среды, но не может найти "нового рая", разочарованный и опустошенный кончает жизнь самоубийством.

В анализе "Мартина Идена" Джека Лондона нужно отметить, что одна из основных тем произведения - судьба простого художника из народа в капиталистическом мире. В своем романе автор стремился отразить сложные условия, в которых оказывается талантливый человек в Америке.

При анализе "Мартина Идена" Лондона важно понимать, что это социальный роман, который становится своеобразным исследованием окружающего героев общества. В то же время это роман о любви, человеческой силе и духе. Именно любовь вдохновляет и толкает главного героя на борьбу с общественными условностями. В результате через его судьбу мы можем наблюдать, как подвергаются разоблачению буржуазные средства массовой информации, демократия, издательская политика, система образование. Все элементы такого общества стремятся превратить человека в животное.

Мартину не нравится выспренность литературы, которая правит балом в его время. В отличие от большинства писателей, он знает правду жизни, но, в конце концов, материальная зависимость буквально заставляет его подлаживаться под низкие литературные вкусы окружающей его среды. Душа начинающего писателя деформируется на глазах у читателей под влиянием социальных условий, так, по мнению Лондона, литературная Америка не дает развиться ярким и самобытным литературным талантам, коверкая жизни и души главных героев.

После изнурительной работы в прачечной Мартин с ясностью понимает сущность капиталистического общества со всем ужасом его эксплуатации человека человеком. Эта ситуация заставляет его задуматься и о своей судьбе. Подобный труд высасывает из человека энергию, отнимая способность ясно мыслить.

Когда он проходит путь от чернорабочего до известного писателя, то понимает истинную ценность власть имущих. Перед ним оказываются духовно нищие люди, а все их фразы о свободе, равенстве и братстве - пустые слова, которые ничего не стоят.

Добившись популярности, Мартин прекращает писать, так как приобретает непреодолимое отвращение к творчеству, литература становится для него противна, он ее бросает. В нем погибает художник, который был обманут в своих самых лучших надеждах, умирает Мартин и физически, попросту лишившись вкуса к жизни.

При этом он не забывает о людях, окружавших его, пока он был беден. Он деньгами помогает многодетной португалке, у которой когда-то снимал комнату, сестре, старому товарищу Джо.

Интересно, что сам Лондон, выбирая название для своего романа, склонялся к варианту "Успех", чтобы иронически еще раз подчеркнуть крушение всех иллюзий, которые владели героем, однако издатели остановились на более нейтральном варианте, под которым книга и появилась в печати. Еще одной версией названия романа была "Звездная пыль".

«…Позвольте указать мне на главную слабость такой параллели: Мартин Иден покончил с собой, а я все еще жив.»

Джек Лондон о возможной автобиографичности «Мартина Идена»

Роман «Мартин Иден» всегда сильно отличался от других произведений Джека Лондона. Здесь нет дикой природы, колоритных аборигенов и героев-первопроходцев, зато есть критика «американской мечты», бунт против буржуазного общества и трагический финал.

Немного размышлений о том, почему «Мартин Иден» всё же далеко не биография автора, и что не так с его заглавным героем.

Нетипичный роман

Следует сказать, что в автобиографичности других книг Джека Лондона сомневаться не приходится. И дело не только в том, что сопоставлять произведения этого автора с его насыщенной биографией предельно просто: «Рассказы рыбацкого патруля» - работа юного Джека в бухте Сан-Франциско в составе рыбацкого патруля, «Морской волк» - его путешествие к берегам Японии для ловли морских котиков, «Сын волка» - опыт Лондона-золотоискателя в верховьях реки Юкон, и так далее.

Рисунок на витрине салона «Первый и последний шанс» в Окленде, в который более ста лет назад заходил Джек Лондон

Просто лирический герой этих произведений, как правило, очень органичен, прекрасно вписан в окружающую его действительность, «честный авантюрист», пионер-первопроходец; суровый человек на фоне суровой природы, он приковывает к себе внимание читателя силой и цельностью своей личности. Именно благодаря этому во всём мире (но, наверное, более всего для советских детей) - Джек Лондон навсегда заслужил репутацию «писателя для юношества» - автора, который учит подрастающее поколение отваге, благородству, вкладывает в юные головы кристально чистые идеалы честной борьбы с трудными жизненными обстоятельствами.

Именно про книги Джека Лондона, Вальтера Скотта и Жюля Верна Владимир Высоцкий пел в своей «Балладе о борьбе»:

«… Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

Нетипичный герой


И в первых главах «Мартина Идена» мы, казалось бы, видим всё того же классического лондоновского персонажа - сильного и смышленого моряка Мартина, выходца из американского рабочего класса. Разве что на этот раз героя мы встречаем в не совсем обычной для него обстановке - не на пустынных берегах новых земель, а в гостиной зажиточного семейства. Как он там оказался?

Однажды Мартин вступился за студента, которого незаслуженно хотели избить какие-то портовые хулиганы. Студент решил отблагодарить моряка приглашением на обед в своё почтенное семейство. Так Иден волею случая знакомится с сестрой спасенного студента, прекрасной Руфь Морз. Потрясенный обаянием и умом Руфь, а также атмосферой образованности и благополучия, царящей в семействе Морзов, Мартин решает во что бы то ни стало получить образование, стать известным писателем, и, заработав таким образом деньги и славу, быть достойным своей избранницы.

Памятная доска Джека Лондона в Окленде

И поначалу всё складывается как нельзя благополучно: обладающий от природы живым, острым умом Мартин впитывает новые знания, как губка, и, несмотря на перерывы в обучении, вызванные необходимостью зарабатывать на хлеб насущный, в скором времени он получает прекрасное образование.

Руфь влюбляется в Мартина и соглашается стать его женой, а Морз-старший, пусть и скрепя сердце, - принять моряка-самоучку в свой дом и устроить в свою юридическую контору. Казалось бы, тут и должен окончиться роман, прославляя «американскую мечту» и Мартина Идена, как классический пример self made man.

Но беда Мартина в том, что он не хочет останавливаться на достигнутом и становиться заурядным отцом семейства, говорящим прописные банальности на званых обедах. Мартин решил во чтобы то ни стало стать известным писателем, ведь он чувствует, что может «писать гораздо лучше современных писак»

Главный герой, сам пока не понимая того, серьезно обгоняет в интеллектуальном развитии свою возлюбленную Руфь, которая несмотря на университетский диплом и звание «бакалавра изящных искусств» остается очень ограниченной и несвободной во взглядах и суждениях. И между ними всё то же расстояние, которое отделяло когда-то грубого моряка от утонченной студентки университета. Просто теперь моряк ушел далеко вперед.

«…Мартин не знал, что для Руфи “радость творчества” - пустые слова. Она, правда, часто употребляла их в беседе, и Мартин впервые услыхал о радости творчества из ее уст. Она читала об этом, слышала на лекциях университетских профессоров, даже упоминала, сдавая экзамен на степень бакалавра искусств. Но сама она была настолько заурядна, настолько лишена всякого творческого порыва, что могла лишь слепо повторять то, что говорили о творчестве другие.»

Далее, с каждой главой, отношения главных героев становятся всё драматичнее: Мартин терпит неудачи в писательском ремесле, Руфь уговаривает его бросить это гиблое дело. Мартин просит у неё два года на то, чтобы сделать карьеру писателя.

Руфь
На протяжении этих двух лет Мартин периодически голодает, сдает в ломбард единственный фрак, спит по четыре часа в сутки, совершенствует свой писательский стиль…и не добивается ничего - почти все его произведения журналы присылают обратно, а за немногие принятые платят копейки.

Но безденежье - это ещё полбеды. Мартин, который, будучи простым моряком, благоговел перед «утонченными» беседами в доме Морзов, получив образование, начинает понимать, что Морзы и их гости очень ограничены (если не сказать глупы), изрекают важным тоном банальности и осуждают каждого, кто осмеливается отстаивать взгляды, не принятые в их теплом кружке самодовольных буржуа.
Новый друг Мартина, умный и талантливый писатель-социалист Ресс Бриссенден еще больше укрепляет подозрение бывшего моряка о том, что «умных людей следует искать не в гостиных Морзов». На очередном обеде у Морзов Мартин вступает в перепалку с их гостем, судьей Блаунтом, членом верховного суда штата, что еще больше расшатывает их отношения с Руфью, - она устала терпеть его бестактность и иллюзорные мечты о писательской карьере, он - тупость её окружения.

Лживая статья о Мартине как о «лидере местных социалистов», вышедшая из-под пера жадного до сенсаций журналиста, ставит точку в их отношениях - два года истекли, Мартин так и не стал писателем, да еще и связался с «плохим обществом». Руфь расторгает помолвку.

И тут ко всё потерявшему Мартину приходит писательская слава. Его произведения начинают печатать, сначала маленьким тиражом, потом всё большим, Мартин становится богатым и уважаемым человеком. Морзы, еще недавно заклеймившие его как неудачника, вновь зовут его на обеды. Руфь предлагает ему возобновить отношения.

Но Мартин уже разочаровался и в этих людях, и в обществе в целом. Он отвергает предложение Руфь. Финал произведения трагичен.

Социализм и индивидуализм
Кроме любовной канвы у романа есть и канва философская. Образованный и обучившийся Мартин вырабатывает собственную оригинальную философию, представляющую собой смесь материалистических идей Герберта Спенсера и философских максим Фридриха Ницще.

Социализм Мартин, несмотря на свое пролетарское происхождение, подвергает жесточайшей критике:

«…А меня вы называете социалистом только потому, что я отрицаю равенство и утверждаю как раз тот принцип, который вы, в сущности говоря, доказываете всей своей жизнью. Республиканцы – самые лютые враги равенства, хотя они и проповедуют его где только возможно. Во имя равенства они постоянно нарушают равенство. Поэтому-то я называю их глупцами. А я индивидуалист. Я верю, что в беге побеждает быстрейший, а в борьбе сильнейший. Эту истину я почерпнул из биологии, или по крайней мере мне кажется, что я ее почерпнул оттуда. Повторяю, что я индивидуалист, а индивидуалисты вечные, исконные враги социалистов. »

Собственно только в политических воззрениях и состоит главное отличие Джека Лондона от его героя - автор «Железной пяты» был убежденным социалистом - в остальном же история Мартина Идена почти полностью совпадает с историей взаимоотношений Лондона с его первой любовью - Мейбл Эпплгарт.

В итоге в «Мартина Идена» закралось противоречие, сбившее с толку многих литературных критиков. С одной стороны, по задумке самого Лондона, роман должен был утвердить мысль о том, что талантливый творческий человек не может существовать в буржуазном обществе: он задыхается в нём, и выход здесь может быть только в переходе к обществу социалистическому, с другой - сам Мартин Иден, главный протагонист романа, столь убедительно критикует социализм, что читатель поневоле начинает ему верить.

«Это - книга, которую не поняло большинство критиков. Написанная как обвинение индивидуализма, она была истолкована, как обвинение социализма…

Да будь Мартин Иден социалистом, он бы не погиб»

Автограф Джека Лондона на одном из экземпляров книги, апрель 1910 года

Роман выглядит, как склейка из двух частей, с двумя разными героями. Первая часть - это история о моряке, который решил завоевать девушку своей мечты, поэтому занялся самообразованием и задумался о карьере писателя. Потенциально это должна была быть типичная «история успеха».

Вторая - история талантливого, но невостребованного писателя, который интеллектуально сильно превосходит свое окружение, в результате чего сюжет романа начинает очень сильно напоминать «Горе от ума» Грибоедова, разве что место обвинений в «сумасшествии» заняли обвинения в «социализме». Впрочем, вероятнее всего Фамусов и Морз-старший подразумевали под этими разными словами примерно одно и то же.

Как уже было сказано, сам Лондон вкладывал в роман идею о несправедливости капиталистического общества к по-настоящему талантливым творческим людям. Но что у него в итоге получилось? Так ли уж плохи Морзы, Блаунты, и неужели из-за них так трагично окончил свой путь Мартин Иден?

Ведь и Руфь и её семья никогда не скрывали своих идеалов. Пусть приземленных, глуповатых и скучноватых для гениального Идена. Да, Морзы были слишком самодовольны и нетерпимы, но вполне честны.

Так же как и Руфь была абсолютно честна с Мартином: она дала ему два года на то, чтобы сделать карьеру в, по ее мнению, заведомо неподъемной для него области. Когда этот срок прошел, а Мартин ничего не добился, но всё еще продолжал настаивать на своем выборе, да ещё и начал говорить «опасные» фразы на званых обедах - она, вполне в соответствии со своей логикой, решила, что он человек пропащий. И опять-таки не её вина в том, что воображение Мартина превратило заурядную девушку в живое божество, которое по умолчанию должно быть идеальным и всепонимающим.

Мартин погиб прежде всего потому, что разочаровался в том, на что потратил столько времени и сил. Вырвавшись из рабочей среды при помощи таланта и недюжинной воли, он вдруг обнаружил, что тот сказочный мир обеспеченных людей, в который он так рвался, подобен одной большой гостиной Морзов, в которой царит глупость, нетерпимость ко всему новому и дурновкусие.

В конце романа читатель вынужден прийти к выводу, что все, чего может добиться сильная личность, по мере достижения перестает иметь для нее ценность. И Руд Морз оказывается вдруг буржуазной пустышкой, и деньги - бумагой, и писательская слава, и заискивание общества начинают тяготить, а не радовать. Любая выполнимая задача слишком мелка для людей типа Мартина Идена.

В этом смысле Лондон был, конечно, прав, когда замечал, что, будь его герой социалистом, он бы не покончил с собой. Ведь социализм ставит перед собой цели заведомо недостижимые (вроде всеобщего равенства и братства), значит, и не обесценивающиеся.

В американском портовом городе Сан-Франциско жил простой, неотесанный, грубоватый парень по имени Мартин, по фамилии Иден. Родители его умерли, братья разбрелись по свету искать счастья, сестры еле сводили концы с концами. Себе на жизнь Мартин зарабатывал тяжелым трудом моряка. Он хорошо познал невзрачный мир простых тружеников моря - "качегарки, трюмы, доки, пристани, тюрьмы и трактиры, больницы и мрачные трущобы". Он был маленькой частицей этого мира и не мыслил себя без него и вне его.

Так и тянул бы он свою лямку, если бы не случай. На первый взгляд и случай-то был самый пустячный, не заслуживающий упоминания. На пароме Мартин вступился за студента, которого хотела избить группа подвыпивших парней. Все бы на этом и закончилось, и Мартин вскоре и думать бы позабыл о таком пустяке, если бы студент в знак благодарности не пригласил его к себе домой на обед.

Роман Джека Лондона "Мартин Иден" (1908) и начинается с описания этого первого визита главного героя в респектабельный буржуазный дом Морзов, где он познакомился с сестрой студента, также студенткой университета Руфью. Это "бледное, воздушное существо с большими одухотворенными голубыми глазами, с массой золотых волос" с первой же минуты произвело неизгладимое впечатление на Мартина, и не только своей внешностью, но и хорошим знанием поэзии, умением легко и свободно излагать свои мысли, со знанием дела говорить об искусстве и литературе. Ее игра на рояле ошеломила Мартина. Знакомство с Руфью и всем семейством Морзов ознаменовало важный поворот в личной и общественной жизни Мартина Идена.

"Мартин Иден"- произведение в известной степени автобиографическое. Писал его Лондон во время своего путешествия по южным морям на шхуне "Снарк".

Роман сначала печатался с продолжением в журнале "Паси-фик мансли" ("Тихоокеанский ежемесячник"), а в сентябре 1909 года вышел отдельным изданием. "Мартин Иден"- двадцать первая книга Джека Лондона. К этому времени Д. Лондон был уже широко известным писателем, автором таких сборников рассказов, как "Сын волка", "Любовь к жизни" и др., повестей "Зов предков" и "Белый клык", романов "Морской волк" и "Железная пята". Естественно, что "Мартин Иден" сразу же привлек внимание читающей публики.

Действие романа развивается в двух взаимосвязанных планах: личном -- любовь Мартина к Руфи, их отношения, упорные занятия Мартина самообразованием - и социальном - борьба Мартина Идена за место в буржуазном обществе, за то, чтобы это общество признало его талант писателя. Но сразу следует отметить, что борьба эта велась во имя "бледной, как лилия, девушки", то есть цели сугубо личной, индивидуальной. Глубокая, впечатлительная, тянущаяся к красоте натура Мартина именно в образе благовоспитанной, красивой и образованной Руфи увидела "то, для чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за чего стоит бороться и ради чего стоит умереть... Она окрылила его воображение, и огромные яркие полотна возникали перед ним, и на них роились таинственные, романтические образы, сцены любви и героических подвигов во имя женщины - бледной женщины, золотого цветка. И сквозь эти зыбкие, трепетные видения, как чудесный мираж, он видел живую женщину, говорившую ему об искусстве и литературе".

Образ Руфи, безусловно, навеян двумя знакомыми Джека Лондона, которыми он увлекался в юности - Мейбл Эпплгарт и Анной Струнской. Вся внешняя сторона знакомства Мартина с семейством Морзов и развитие его отношений с Руфью близки к истории отношений самого писателя с Мейбл Эпплгарт. Вернемся к роману. Если Мартин влюбился в Руфь с первого взгляда, то и она сразу же поддалась обаянию его незаурядной личности, словно завороженная слушала его рассказы о морских приключениях: "С чутьем настоящего художника он выбирал из множества подробностей самое яркое и разительное, создавал картины, полные света, красок и движения, увлекая слушателей своим самобытным красноречием, вдохновением и силой".

Мартин Иден хорошо понимал, что между ним, простым матросом, и Руфью, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, лежит пропасть. Они по-разному смотрели на жизнь, да н говорили, казалось, на разных языках: "Руфь далеко не всегда понимала жаргон Мартина, а он не знал смысла многих употребляемых ею слов. Но Мартин твердо решил эту пропасть перешагнуть, он упорно занимается самообразованием, начинает следить за своей речью, внешностью и одеждой, перестает участвовать в частых моряцких попойках."

И поначалу отношения Мартина с Руфью развиваются, казалось бы, благоприятно, нисколько могут благоприятно развиваться отношения между столь разными и по характеру, и по воспитанию, и по образованию молодыми людьми. Руфь охотно встречалась с Мартином, благосклонно принимала его ухаживания, с удовлетворением отмечала перемены в нем к лучшему: он стал правильно говорить, опрятно одеваться, с ним не стыдно было появиться на людях. Вначале она была уверена, что "ее влекла к нему какая-то, как ей казалось, сатанинская сила". Но с течением времени их отношения изменились. Руфь поняла, что она любит Мартина.

Когда еще чувство Руфи к Мартину было не совсем осознано ею, она решила "взять этого человека... и перекроить его по образцу людей ее круга". Таким образцом был младший партнер в деле ее отца, некий Чарльз Бэтлер, в детстве оставшийся круглым сиротой и сумевший ценой подлинного самоотречения от прелестей жизни и упорным трудом добиться положения, которое давало ему тридцать тысяч годового дохода.

Но Мартина, преисполненного жизненной энергией и выбравшего себе достойную цель в этой жизни, такая перспектива никак не вдохновляла. Он не собирался отказывать себе во всем, чтобы в старости иметь доход, который не сможет принести ему никакой радости. Нет, у него совсем другая мечта: "... Он будет писать. Он будет одним из тех людей, чьими глазами мир видит, чьими ушами слышит, чьим сердцем чувствует. Он будет писать все: поэзию и прозу, романы и очерки, и пьесы, как Шекспир... Ведь писатели - гиганты мира..."

Так намечается развитие характеров главных действующих лиц романа. С одной стороны - Мартин, жаждущий стать писателем и уверенный, что именно этим он покорит сердце любимой девушки. С другой - Руфь, вначале более образованная, чем Мартин, но с течением времени теряющая свое превосходство перед ним, не сумевшая понять глубины его мыслей и суждений. Мартин, глубоко понимающий жизнь и серьезно изучающий философию и литературу, высказывает мысли, которые слишком глубоки для понимания Руфи.

Исключительный ум Мартина Идена жаждал равных себе собеседников, и ему не приходило в голову, что "истинных и глубоких мыслителей нужно искать не в гостиных Морзов...". Мартин упрямо добивался своего места в жизни, "он странствовал по жизни, не зная покоя, пока не нашел, наконец, книги, искусство

и любовь". Вдохновленный ими он долгие месяцы упорно работал, перебиваясь с хлеба на воду, голодал, поддерживая себя редкими обедами в доме Морзов.

На последние гроши он покупал почтовые марки и аккуратно рассылал свои статьи, рассказы и повести в редакции литературных журналов. Через какое-то время все его творения возвращались обратно. Он снова покупал марки и снова отсылал все по новым адресам. Но удача не приходила. Отношения с Руфью заш-ли в тупик. Для нее главное было в том, что они не могут "пожениться в расчете на шедевры, которые никто не покупает". Руфь никак не могла понять исканий Мартина.

Замкнутая в узкие рамки буржуазного мирка, она не понимает, что между нею и Мартином разверзлась новая пропасть: она не помогает Мартину в его литературных исканиях, пытается столкнуть его с литературного пути на стезю чиновничьей службы. К тому же отцу Руфи образ мыслей Мартина также был чужд. Не удивительно, что во время одного из обедов у Морзов высказываемые Мартином суждения показались всем кощунственными, и ему отказали от дома. Его попытки заговорить с Руфью на улице ни к чему не привели, разрыв стал окончательным и бесповоротным.

Бесспорно, писатель был волен сделать все по-иному - соединить своих героев в счастливом браке. Если бы Руфь вышла замуж за Мартина задолго до того, как он стал модным писателем, читатели получили бы еще одну душещипательную историйку со счастливым концом, который так превозносили сторонники "традиции жеманности" в американской литературе, но который не имел ничего общего с реальной жизнью.