«Галлюциноге́нный тореадо́р» - картина испанского художника Сальвадора Дали , написанная в 1968-1970 годах. Находится в Музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге , штат Флорида .

Информация о картине

По мнению самого художника, этот холст отражает его всего в одной картине, так как в этом холсте представлена вся антология образов Дали. Внизу справа изображен сам Дали в шестилетнем возрасте, к которому летят мухи; сверху, как бы господствуя над картиной, изображена голова Галы Дали. Множество образов Венеры Милосской постепенно поворачиваются, меняя пол. Лицо самого тореадора можно обнаружить в образе второй справа Венеры Милосской. Её грудь образует его нос, а голова - глаз. Тень на животе Венеры создает образ рта тореадора. Ниже зелёная тень изображает галстук, а одеяние Венеры - его рубашку. Левее можно разглядеть куртку тореадора на фоне скал, в которых спрятана голова умирающего быка.

Напишите отзыв о статье "Галлюциногенный тореадор"

Примечания

Ссылки

  • (Проверено 6 февраля 2010) (англ.) в галерее работ Сальвадора Дали
  • . Проверено 6 февраля 2010. .
  • . Проверено 6 февраля 2010. .

В 1970 году Сальвадор Дали закончил работу над картиной «Галлюциногенный Тореадор », следуя канонам своей особой интерпретации сюрреалистического мышления. Как принято утверждать, в сюжете прописана неприязнь его супруги к корриде. Комбинируя символику с оптическими иллюзиями и отдаленные, еще знакомые сюжеты, художник формирует собственный визуальный диалект. Его применение характерно параноидальным образам, содержащимся на данной работе.

Вся изображенная сцена происходит в пределах арены для корриды, находящегося под градом ярких цветов, красных и желтых оттенков, как бы намекая нам на окрас флага Испании. Слева сверху можно увидеть репрезентативное изображение супруги Дали, ее чересчур агрессивное, непоколебимое выражение можно интерпретировать как графическое представление о глубоко укоренившейся в ней антипатии к корриде.

Слева снизу есть рисунок из ярких кругов. Этот разноцветный фейерверк сразу же захватывает внимание и переводит его вниз, в направлении, в котором зарождается силуэт поверженной бычьей головы. Изо рта которой течет слюна и кровь. Это кровавое пятно превращается в некую бухту, в которой человеческая фигура на желтом плоту появляется в поле зрения.
Такое дополнение к сюжету, как изображение образа Венеры-де-Милос, притягивает взгляд, заставляя созерцать картину таким образом, чтобы ввести квази — гипнотический массив объектов, наполняющих холст. Всматриваясь, издали тело второй Венеры раскрывает лицо и тело укротителя быков. Ее грудь, является отображением его носа, а лица фигур Венер превращаются в его глаза. Их длинные юбки образовывают белую рубаху и алый платок тореадора. Темно-зеленый цвет создает галстук, а мягкий белый уголок, рядом с ближней к зрителю Венерой, представляет собой слезу, катящуюся с его глаз.

Из прямых линий над ареной образуются кепка и плащ тореадора. В правом нижнем углу, весь спектакль смотрит маленький мальчик, одетый в костюм матроса.

Увидеть такой сюжет можно только спустя долгое время просмотра, но когда полотно полностью передаст настроение и палитру красок, оторвать взгляд будет уже невозможно. Живопись Дали — это умопомрачительные шедевры, которые показовут нам, насколько люди могут отличаться друг от друга своим видением окружающей действительности.

Дали, в отличие от Пикассо, не был настоящим любителем корриды, однако тоже посещал бои быков. Ему, добившемуся мировой славы величайшего испанского художника, следовало проявлять интерес к "национальному празднику". Кроме того, коррида предоставляла дополнительную возможность для саморекламы, особенно если была организована самим художником, как это, например, случилось в 1961 году, когда из-за погодных условий не удалось осуществить финальную часть программы с вертолетом. Морзы посетили, по меньшей мере, четыре корриды вместе с Дали. "Гале доставляло удовольствие внимание матадоров, снимавших перед ней свои шляпы, - писал Рейнольд. - Тогда как Дали нравился шепот толпы льстецов, сопровождавший их появление". "Льстецы" - не совсем верное слово. В Испании перед Дали никогда не подхалимничали - просто он был знаменитостью. А на знаменитых людей принято глазеть, особенно если они сидят в первом ряду на лучших местах .

С начала XIX века бои быков стали излюбленной темой испанских художников и литераторов - от Гойи до Пикассо. Дали тоже не мог игнорировать этот факт и оставаться в стороне. Ему очень нравилась знаменитая поэма Лорки "Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу". Всякий раз, читая ее, он заново переживал смерть тореро - друга Лорки, убитого быком на арене. Особенно часто Дали цитировал строки:

О, средь белых стен испанских
черные быки печали!

Неудивительно, что, услышав о гибели Лорки Дали, воскликнул "Оле!": Лорка, подобно Санчесу Мехиасу, не смог избегнуть своей судьбы и погиб от руки врага .

Таким образом, присутствие Лорки в работах Дали, посвященных корриде, кажется неизбежным. Отправной точкой стала коробка с карандашами. В торсе Венеры Милосской, изображенной на ее поверхности, он вдруг увидел лицо тореро. То был готовый двойной образ . Рейнольд Морз посчитал это открытие "параноидно-критическим", но вряд ли оно связано с паранойей. Внимая совету Леонардо да Винчи, Дали был склонен видеть образы даже в пятнах на стене. На этот раз он различил печальное лицо точно так же, как в свое время разглядел лицо Пикассо на фотографии африканской деревни .

Дали начал работу над картиной "Галлюциногенный тореадор" в Порт-Льигате весной 1969 года, после трудоемкой подготовки предварительных эскизов к ней. Размеры картины были почти такими же, как и у полотен "Святой Иаков Великий", "Открытие Америки Христофором Колумбом" и "Вселенский Собор" (398,8 х 299,7 см ).

Основным мотивом картины является двойной образ, увиденный Дали на ярлыке коробки с карандашами. Писатель Луис Ромеро, проводивший ежегодно некоторое время в Кадакесе, впервые встретил Дали в 1951 году после выхода в свет "Мистического манифеста" и с тех пор постоянно навещал его в Порт-Льигате . Он давно работал над книгой о Дали, но издание роскошного тома "Дали Дреже" помешало ему осуществить свой замысел. Тогда Дали предложил: почему бы не написать книгу, взяв за основу его великую новую картину, к которой он только что приступил, тем более что она должна явиться "антологией всего его творчества"? Он посоветовал Ромеро разбить книгу на двенадцать частей, поскольку площадь картины - двенадцать квадратных метров. Ромеро принял предложение и подписал контракт. Прошло шесть лет, прежде чем бесценная книга "Все Дали в одном лице" была опубликована .

Благодаря усилиям Ромеро, а также фотографа Мелитона Касальса ("Мели") и Рейнольда Морза процесс создания "Галлюциногенного тореадора" на протяжении пятнадцати месяцев отражен документально. Почти все компоненты художественной "антологии" Дали проанализированы и классифицированы: кубистический стул в нижнем левом углу (заимствованный из картины Хуана Гриса "Натюрморт на стуле", 1917); кричащие краски "атомных частиц", указывающие на смертельный удар шпагой в шею быка; монолитная тень с пятном (в стиле Анри Матисса) в области диафрагмы Венеры; слеза в уголке глаза тореадора (Дали называл ее "предчувствием", поскольку тореро знал о том, что должен умереть ); туристка в одной из бухт мыса Креус (намек на скандальный захват скалистого побережья Тудела клубом "Медитеррани"); внизу в центре "невидимый" пес, срисованный со знаменитой фотографии пса Р.К. Джеймса ; женская фигура за молитвой - с картины Милле (в виде тени Венеры); мухи Жероны; фотография мертвого или умирающего быка и возрожденный образ мальчика Дали с картины "Призрак сексуального влечения" 1934 года.

Рейнольд Морз увидел в "Галлюциногенном тореадоре" высшее и наиболее поразительное проявление последовательности Дали. Взять хотя бы круглую застежку на поясе: Расположенная над затемненной ногой Венеры, она превращается в застежку шейного платка тореадора. Ранее ее можно было встретить в виде отверстия верхнего паруса на картине "Открытие Америки Христофором Колумбом", она же изображена на картине 1927 года "Механизм и рука" и, наконец, в дверном проеме на заднем плане "Менин", что доказывает преемственность творчества Дали. Если живопись Дали действительно представляет собой попытку Ренессанса, предпринятую в XX веке, она обязана опираться на великую мудрость его предшественников.

Несмотря на восторги по поводу этой последовательности, Морз отрицает, что изображение собаки внизу каким-то образом соотносится с "Андалузским псом". Тут Морз неправ, поскольку сам Дали написал записку Луису Ромеро, когда тот работал над книгой "Андалузский пес, гость бухты Пероны" (Кала Перона - самая северная точка мыса Креус) . Поскольку для Дали и Бунюэля "андалузским псом" был Лорка и поскольку Лорка посещал мыс Креус вместе с Дали, здесь очевиден намек и на поэта, и на его "Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу".

Дали сообщил Ромеро, что многозначный облик тореадора включает в себя и образы умершего младшего брата, и нескольких ушедших друзей - Пьера Бачева, князя Алексиса Мдивани, Рене Кревеля и Гарсиа Лорки . Возможно, что необычный зеленый цвет галстука тореадора также является аллюзией на знаменитую строку Лорки "Любовь моя, цвет зеленый!" ("Сомнамбулический романс"), тогда как роза на лацкане его пиджака повторяет центральный образ цветка "Оды Сальвадору Дали". После того как Дали вернулся в Порт-Льигат весной 1969 года, чтобы приступить к работе над картиной, Карлос Лозано послал ему нежную открытку из Парижа с изображением красной розы. Дали включил и этот цветок в свое полотно. "Это так на него похоже, он использовал все, что подворачивалось под руку, - вспоминал Лозано. - Он мог увидеть некий скрытый образ в повседневной вещи и немедленно использовать его. В этом смысле он был весьма изобретателен. Я наблюдал это его свойство несколько лет" .

Арочное окружение арены для боя быков, выполненное в манере Де Кирико, напоминает римскую арену (испанские арены почти всегда строились в неомавританском стиле). Эта необычная деталь сразу же напоминает "Плач" Лорки, в котором мертвый Игнасио "с ношей смерти шел устало", ища "свой образ твердый", и "андалузский дивный воздух" (а Андалузия была в свое время римской провинцией) "облекал его в сиянье". Но нет ни ожидаемого рассвета, ни "образа твердого, полного здоровья". Только кровь на песке, которую луна освещает белым жасминовым светом. В самом центре аркады - арка. В отличие от других, она не отбрасывает тени, а парящие с двух ее сторон ангелы символизируют небесные врата, сквозь которые проходит душа мертвого Игнасио и тореадора Дали.

Кроме всего прочего, ассоциация с Лоркой усилена тоненьким серпом луны слева. Ромеро подчеркивал, что мир Дали наполнен исключительно солнечным светом, а луна в его работах появляется крайне редко . Это действительно так. Лорка же, по сути своей, поэт лунного света. Дали это прекрасно понимал. Присутствие луны, безусловно, - еще одно указание на "Плач" Лорки и на то, что поэт является протагонистом картины.

Гала изображена в виде призрака на трибуне арены. Ее приветствует сам Дали, превратившийся, как он объяснял, "в молодого тореро, мечтающего положить к ногам Галы быка своей Культурной Революции" . Непривлекательное выражение лица его Музы резко контрастирует с лицом тореадора, задумчивым и благородным. Было ли это сделано намеренно? Возможно. Взаимоотношения между супругами стали напряженными со времени ее романа с Уильямом Ротлейном и с тех пор уже не могли наладиться.

«Галлюциногенный тореадор» — это многогранное собрание образов и символов, в центре которого находится зрительная иллюзия. Картина была написана видным испанским живописцем-сюрреалистом Сальвадором Дали в 1968-70 годах. Холст, масло.

Размеры: 398,8 ? 299,7 см. На данный момент картина находится с собрании Музея Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, штат Флорида, США.

Картина «Галлюциногенный тореадор» увлекательна тем, что тут зашифровано и запрятано множество скрытых знаков. Сам Дали сказал, что данный холст отражает всего его в одной картине.

Дабы разобраться в том, что изобразил на собственной картине живописец, стоит пристально присмотреться к разным подробностям. Прежде всего стоит отыскать самого тореадора на картине.

В случае если взглянуть на полотно, не всматриваясь, возможно только найти пара скульптур Венеры Милосской, но как раз в них и скрывается иллюзия. В случае если присмотреться ко второй Венере справа, то возможно заметить запрятанное лицо тореадора: грудь - шнобель, тень на животе - рот, ещё ниже обозначен подбородок, голова скульптуры — глаз тореадора, белое одеяние скульптур - это рубаха, зелёная тень - галстук, левее возможно заметить голову и куртку тореадора умирающего быка.

Кроме иллюзии с лицом тореадора, на картине присутствуют кроме этого и другие образы. В случае если взглянуть на скульптуры, каковые уходят вдаль, то возможно заметить, что они разворачиваются и меняют пол на мужской.

В самом низу картины, в правом нижнем углу, изображён мелкий мальчик, к которому летят мухи - это сам Сальвадор Дали в шестилетнем возрасте, что с восторгом наблюдает на мир образов. В верхнем левом углу картины находится маленькой женский портрет - голова Галы Дали (Елены Ивановны Дьяконовой), которая была женой Сальвадора Дали, и его моделью и главной музой.

Картина «Галлюциногенный тореадор» Сальвадор Дали

Заинтересованы в том, дабы создавать качественные слепки разных частей тела? В этом вам окажет помощь особый порошок альгинат приобрести что возможно в веб-магазине Art-House.

Заходите на сайт, дабы ознакомиться с выбором и подробностями продукции.

Картины Сальвадора Дали

Шедевр метаморфизма. Сам художник называл этот огромный холст "весь Дали в одной картине". Это настоящая сборная всех самых популярный образов Дали, когда-либо присутствующих в картинах. На самом верху, над всей сценой находится голова Галы с легким свечением, в правом нижнем углу стоит шестилетний Дали, в костюме моряка. Здесь же серия Венер Милосских, постепенно поворачивающихся спиной и одновременно меняющих пол. Самого тореодора трудно разглядеть с первого взгяда. Но затем можно увидеть, что торс второй справа Венеры является лицом торреодора, падающая тень на драппировку похож на галстук. Разноцветные сферы слева напоминают яркую сверкающую куртку. Они сливаются со скалами, которые имею форму головы быка.

Стоит особое внимание уделить рою мух на зднем плане. Вообще, в картинах Дали это были частые персонажи и, как он сам утверждал, обожает, когда его облепляют мухи Порт-Льигата, в этом состоянии он испытывает особое вдохвновение. В своей книге "Дневник одного гения" образу мухе была посвящена целая глава.

"Если внимательно понаблюдать за мухою в тот момент, когда она, расправляя в лучах солнца крылышки, вот-вот готова взлететь, то красочностью тотенков они напомнят оперение павлина...

она даже не издает при полете пронзительного звука, как оса, но грациозно планирует в той зоне воздушного пространства, до которой способна подняться. Есть у нее еще и то преимущество, что в полете она напевает, не производя при этом ни такого невыносимого шума, как москиты или комары...она настолько же превосходит всех их нежностью звука, насколько флейта затмевает мелодичностью трубу или, скажем, кимвал...

Но самый драгоценный дар, которым наградила ее природа, тот, о коем я собираюсь сейчас повести речь: похоже, этот факт заметил еще Платон в своей книге о бессмертии души. Если на мертвую муху бросить щепотку пепла, она тотчас же воскресает, получает второе рождение и начинает вторую жизнь. Так что мир может нисколько не сомневаться в том, что душа у мухи бессмертна и если на мгновения и удаляется от тела, то тут же возвращается назад..."