В романе «Отцы и дети» особенно выразительно проявились философские интересы Тургенева (напоминаем, он был именно философом по университетскому образованию).

Философские взгляды Тургенева в произведении

А.И. Батюто показал, что в ряде мест произведения вкраплены, например, реминисценции из трудов Б. Паскаля (так, они активно использованы в предсмертном монологе Базарова). С некоторыми мыслями Паскаля Тургенев солидаризуется, некоторые активно оспаривает. Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека — вот те глобальные проблемы, «вечные» темы искусства, которые поднимаются автором в его самом знаменитом романе. Прямо или подспудно присутствуя в тексте «Отцов и детей», они придают им особый интонационно-смысловой разворот и в значительной мере обусловливают высокую художественную значимость, саму литературно-читательскую «долговечность» этого тургеневского произведения. Давно утратив свою злободневность, так привлекавшую современников, «Отцы и дети» сохранили, однако, помимо названных глобальных «вневременных» проблем еще и яркую экстравагантность образа главного героя, фраппирующего здесь и эпатирующего окружающих именно так, как во все времена часто старается вести себя молодежь, желающая выглядеть оригинально и необычно.

Молодой врач Базаров справедливо полагает, что причины телесных болезней как медик знает лишь «приблизительно», однако думает, будто точно знает причины общественных «болезней» и способы их лечения — хотя тут он отнюдь не специалист.

Поведение Базарова

Базаров и Аркадий Кирсанов поочередно посещают в романе четыре места: родной дом Аркадия, губернский город, поместье Одинцовой (трижды) и дом родителей Базарова (по его словам, сам он, сын военного лекаря, отнюдь не вырос в нем и вообще прожил там всего лишь «года два сряду», все время «ведя бродячую жизнь» с родителями — то есть и родного дома у этого глубоко несчастного человека нет). Базаров всюду держится обычно с грубоватой бравадой, граничащей с хамоватостью (лишь рядом с Анной Одинцовой он временами как бы «приоткрывается», делается более естественным). Явно стесняясь перед Аркадием бедности и незнатности своих «стариков», он в их доме лишь усиливает подобные черты (как бы поглубже напяливая на себя привычную «речевую маску»): например, зло трунит над собственным покойным дедом, суворовским офицером, и неоднократно без видимых причин «одергивает» отца, нападая на его старомодную романтическую фразеологию (так, отец шутливо предлагает идти «в объятия к Морфею», а сын тут же сварливо поправляет: «То есть пора спать» и т. п.).

Базаров и родители

Интересно, что именно у родителей Базаров начинает развивать перед Аркадием пессимистические философемы, сначала непривычные в его устах («часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет» и т. п.). Подобные рассуждения отчасти психологически мотивируются потрясенно-подавленным состоянием Евгения после неудачного финального объяснения с Анной (он понял, что она его не любит и не полюбит никогда), отчасти исподволь подготавливают скорый и внешне неожиданный трагический финал романа (сюда же относится яма с осиной на краю, на которую Евгений вдруг указывает Аркадию). Здесь же читатель знакомится и с нехитрыми наивно-материалистическими представлениями Базарова, что все в мире якобы зависит «от ощущений» и все ими обусловливается («принципов нет, а есть ощущения», «и честность — ощущение» и пр.).

Дуэль Базарова

После возвращения Базарова в имение Кирсановых Марьино автор проводит своего главного героя через весьма характерную ситуацию. В доме Николая Петровича, отца Аркадия, живет крестьянка Фенечка — мать его ребенка. Базаров однажды позволил себе поцеловать эту молодую женщину. Поступок грубый, неуместный, и старший брат Николая Петровича Павел вызвал оскорбителя семейной чести на дворянскую дуэль (Павел Петрович втайне сам почти влюблен в Фенечку, которая напоминает ему его юношескую любовь княгиню Р., невольно скрашивая своим присутствием где-то неподалеку его полусуществование). В сцене дуэли немало иронических, если не пародийных, параллелей с дуэлью Онегина и Ленского из «Евгения Онегина» (подобно Онегину, Базаров предлагает в свидетели простого камердинера, подобно ему, неопытен в стрельбе, но нечаянно побеждает противника и т. п.). Впрочем, финал тургеневской дуэли имеет почти фарсовый характер: презирая это «феодальное» дело, везде изображая из себя чуждого аристократам простолюдина, Базаров, тем не менее, неожиданно точно поражает Павла Петровича в ляжку (прицел в ляжку полагался, когда дворянин-дуэлянт намеревался лишь легко ранить противника); при этом пуля Павла Петровича «зыкнула» у его виска — явная сюжетная реминисценция пушкинского «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок». После этого события Евгений возвращается к своим родителям (по дороге побывав в имении Анны Одинцовой), а дома заражается тифом, случайно порезав палец во время медицинского вскрытия трупа больного мужика, и в расцвете сил умирает.

Смерть Базарова

На протяжении сюжета различные герои неоднократно высказывали уверенность в том, что Базарову уготовано великое будущее, да и сам он не раз выражает свое намерение многое в жизни свершить. Однако Евгений уходит из жизни — уходит мужественно, но не успев свершить ничего. Гибелью героя Тургенев подтверждает и иллюстрирует свои собственные излюбленные мысли, о которых А.И. Батюто в уже упоминавшейся работе справедливо писал:

«Итак, базаровские размышления о жизни и смерти, о вечности и человеческом ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля» (а также, о чем не раз говорилось в науке, мыслям старшего тургеневского современника А. Шопенгауэра).

Не следует однако думать, что смысл тургеневских раздумий замыкается на безысходном пессимизме в духе того же Шопенгауэра. Да, Базаров бесплодно гибнет (до гибели успев почти разувериться в самой возможности тех «великих» свершений, к которым себя готовил), зато Аркадий Кирсанов, подобно своему отцу Николаю Петровичу, становится прекрасным семьянином (и притом хорошим хозяином). Его венчают в сельской церкви с Катей (младшей сестрой Одинцовой) в тот же день, когда Николая Петровича венчают с Фенечкой. Не случайно ребенка своего Аркадий назовет в честь отца Колей: именно отец и сын Кирсановы, их жены, а затем их дети проживут жизнь так, как жили отцы, как должно простому человеку; проживут, свершив лишь то, что смертному человеку надлежит.

Базаровский тип

Однако философским аспект романа, несомненно, исключительно важный для автора, был явно недооценен современной критикой и вообще мало замечен читателем тургеневского времени, нашедшим жгуче интересные для себя проблемы в иных сторонах многогранного сюжета «Отцов и детей». Книга Тургенева стала настольной у русской молодежи. Вскоре после выхода романа как по волшебству явился в реальной жизни страны и базаровский тип — тип разночинца-нигилиста, пытающегося презирать искусство, отрицать его общественное значение («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — говаривал Базаров), увлеченного естественными науками, воспринимающего через их призму и законы развития общества (так называемый «социал-дарвинизм»). В стране Ломоносова, Лобачевского и Менделеева эти реальные молодые люди, как правило, по-базаровски «не имели лестного понятия» об отечественных ученых, по-базаровски же считая «немцев» своими «учителями».

Меню статьи:

Образ Евгения Базарова уникален тем, что он сочетает в себе черты безграничного ума и безрассудства. Базаров – глашатай новых порядков и новой философии.

Биография и семья Евгения Базарова

Социальное положение Базарова очень затруднительное. Связано оно не с родом деятельности молодого человека, а с его происхождением. Евгений Базаров родился в семье отставного «штабс- лекаря» и дворянки. Этот факт оказывается губительным для молодого человека – он находится на границе между миром простых мужиков и аристократии. Высшее общество не воспринимает его из-за незнатного происхождения отца, а простые люди считают его на ступень выше себя. И хотя мужики благосклонно относятся к нему, его появление проносит в их жизнь меньше смущения, чем аристократа, они не ощущают привычной скованности и смущения, при этом абсолютно своим Базарова мужики не считают в «их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Отец рано заметил пристрастие сына к естественным наукам и способствовал развитию его знаний в этой области. Позже, Евгений, продолжает дело отца и поступает на лекаря. «Я, будущий лекарь» – говорит Базаров.

Он не испытывает особой любви к медицине, но возможность заниматься исследованиями спасают ситуацию. Благодаря своим опытам и бесконечными часами за микроскопом, Базаров достигает внушительных результатов и становится подающим большие надежды в развитии медицины и естественных наук молодым человеком.

Родители души не чают в Евгении – он единственный ребенок в семье, к тому же очень талантливый и умный – повод для гордости.

Мать очень скучает по сыну, но Базаров не спешит ответить взаимностью – он любит своих родителей, но его любовь не похожа на общепринятую, она лишена нежности и ласки, больше похожа на уважение. Родителей печалит такое отношение по отношению к себе, но изменить его они не в состоянии. Отец считает, что это необходимая мера в жизни Евгения – он должен быть в обществе, и только тогда сможет достичь чего-то в жизни.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – очень обаятельный человек. Он молод и красив. Высокого роста и стройной комплекции.

Лицо его было «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Тонкие губы, темные брови и серые глаза – его лицо привлекательное. Волосы его были «темно-белокурые», густые и длинные.

Руки его были похожи на руки музыкантов – утонченные, с длинными пальцами.

Базаров не следил за модой. Его одежда не отличается новизной. Она уже порядком поношена и далеко не в идеальном состоянии. Этот факт не смущает Евгения. Он не высказывает неудовольствия своим костюмом.

Отношение к другим людям

Базаров не отличается дружелюбием, но при этом и не настроен изначально враждебно по отношению к другим. Ему не свойственно привязываться к другим людям, он легко расстается с ними.

Сложные отношения у него складываются с Павлом Петровичем Кирсановым – дядей друга. Павел Петрович – классический представитель высшего общества. Он аристократ от корней волос до пят – его манера держаться в обществе, одеваться, следить за своей внешности – все соответствует идеалу. Евгений Базаров считает аристократическое существование в классическом его проявлении пустым и бесполезным, поэтому конфликт этих героев был предсказуем.

Базаров уверен в своей правоте и держится довольно сдержанно и надменно. Павел Петрович возмущен поведением молодого человека и время от времени срывается. Апогеем их конфликта становиться дуэль. Исходя из официальной версии, причиной стали идеологические разногласия. На самом же деле, это всего лишь отговорка – Кирсанов стал свидетелем поцелуя Фени (возлюбленной и матери сына Николая Петровича – своего брата) и Евгения Базарова. Евгений не чувствует угрызений совести за свой поступок. Для него это ничего не значащее действие. Для Павла Петровича – это оскорбление. Его брат принял этого человека у себя в доме, а тот отплатил ему неблагодарностью.



На дуэли Базаров ведет себя спокойно, он много шутит, и стреляет в соперника, не целясь в него. После дуэли Евгений понимает, что больше не должен находиться в поместье Кирсановых и уезжает.

Сложные отношения у него и с Аркадием Кирсановым – своим другом. В начале романа Аркадий в восхищении от своего знакомого, он его негласный учитель. Жизнь в родительском поместье открыла глаза на многие отрицательные стороны друга. Евгений готов резко критиковать всех без разницы, когда дело касалось знакомых – это не задевало Аркадия, но когда объектами критики стали его родные – отец и дядя, отношение в Базарову начинает постепенно меняется в худшую сторону. Со стороны Базарова подобное поведение было проявлением крайне невоспитанным и не толерантным.

Для Аркадия семья всегда была чем-то священным, Базаров же взялся за запретное. Кирсанов мягко защищает своих родных, пытается убедить, что и отец, и дядя хорошие люди, они очень изменились под влиянием определенных жизненных трагедий. «От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил» – делает вывод Базаров. Такое положение вещей шокирует Аркадия. Авторитет Евгения тает, как снег на солнце. Базаров – грубый и жестокий человек, он готов переступить через всех, даже через тех, кого еще вчера он называл своими друзьями.

К женщинам Евгений относится пренебрежительно и даже не пытается этого скрыть. «Ведь вы нас всех презираете» – говорит ему Одинцова и это сущая правда.



Независимо от социального статуса и положения в обществе Базаров именует всех женщин грубым словом «баба».

Молодой человек считает, что женщины нужны только с физиологической точки зрения – больше ни на что они не годны: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». Мужчины же, которые славят женщин и позволяют им повелевать собой не стоят и выеденного яйца.

Философия Евгения Базарова

Евгений Базаров – представитель уникального философского течения – нигилизма. Он, как и все нигилисты, яро противостоит всему, что связано с аристократией и высшим обществом. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным» – говорит Базаров, имея в виду развенчание общепринятых принципов и постулатов. «Отрицание» становится ключевым понятием его мировоззрения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».

Базаров отрицает любые принципы: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».

Мерилом добропорядочности он считает полезность обществу – чем больше пользы приносит человек окружающим, тем лучше.

Исходя из такой позиции, Базаров отвергает необходимость любого вида искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Он считает деятелей науки намного важнее, чем литераторов, художников и скульпторов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Необычный у него взгляд на проблемы нравственности и воспитания человека. Негативные качества он сравнивает с болезнями. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»- говорит он.

Характеристика личности

В романе время от времени персонажи называют Базарова «простым человеком». Такая коннотация выглядит очень странной в виду того, что Евгений обладает сложным характером. На самом деле, эпитет, который стал для Евгения постоянным, касается бытовой части жизни. Когда окружающий говорят о Базарове, что он человек простой, то имеют в виду, что Базаров не любит церемоний, он не привык к роскоши, и спокойно воспринимает отсутствие комфортных условий. Объяснение этому очень простое – Евгений всегда жил бедно, он равнодушен к роскоши и не стремится начинать привыкать к излишнему комфорту.

Базаров не любит нежностей в нем «всякого рода «объяснения» и «изъявления» постоянно возбуждали нетерпеливое чувство».

В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».

Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.

Наряду с отрицанием искусства Базаров отвергает и романтику отношений. Он утверждает, что нет никаких влюбленных взглядов – это все чушь и ерунда. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой

Легко было отрицать любую привязанность и влюбленность, когда сам не испытал подобного чувства. Встреча Базарова с Одинцовой была подобна грому среди ясного неба. Евгений впервые ощутил влияние любви. Анна Сергеевна полностью пленила мысли молодого врача. Как ни старался Евгений не думать о ней, у него ничего не получалось. Базаров видит, что его чувства взаимны и, в конце концов, решается на признание: « Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. Вот чего вы добились». Анна Сергеевна не решается ответить взаимностью – она влюблена, но не готова привнести изменения в свою жизнь.

Смерть Базарова

К концу романа Евгений Базаров оказывается в крайне затруднительном положении – он окончательно рассорился с Аркадием Кирсановым, его отвергла Одинцова.

У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.

Там он порядком скучает, а затем принимается помогать отцу и вскоре преуспевает как врач.
Случайность определила его будущее – он инфицируется от больного тифом.

Базаров осознает, что его смерть не за горами. «Через несколько дней ты меня хоронить будешь» – говорит он отцу. « К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Таким образом, личность Евгения Базарова глубоко симпатична как автору романа, так и читателям. Тургенев изображает перед нами обычного человека, который сделал себя сам. И это воодушевляет. Мы принимаем во внимание, что ни один человек не идеален – у каждого есть своя светлая и темная сторона. Базаров осознает свои недостатки, и именно потому его образ притягательный и милый.

Характеристика Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева в цитатах: описание личности и характера Евгения Базарова

4.5 (90%) 12 votes

Базаров

БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.

Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.

Лит.: Герцен А.И. Еще раз Базаров // Герцен А.И. Поли. собр. соч. М.; Пг., 1923. Т.20. С.224-238; Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Избр. соч. М., 1934. Т.1. С.224-266; Антонович М.А. Асмодей нашего времени // Антонович М.А. Избр. стагьи. Л., 1938. С. 141-202; Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986; Архипов В.А. К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» // Русская литература. 1958. №1; Бялый Г. В.Архипов против И.Тургенева // Новый мир. 1958. №8; Манн Ю. Базаров и другие // Новый мир. 1968. №10; Мельник В.И. Источник одной реплики Базарова // Русская литература. 1977. №1; Чернов Н. Об одном знакомстве И.С.Тургенева // Вопросы литературы. 1961. №8.

Евгений Базаров - это центральный персонаж романа Ивана Тургенева "Отцы и дети". Произведение и начинается с того, что Базаров вместе со своим приятелем Аркадием прибывают в усадьбу Кирсановых, где живет отец и дядя Аркадия. Кем был Базаров? Давайте рассмотрим характеристику Евгения Базарова.

Прошлое, образование и взгляды Базарова

Отец Евгения Базарова был врачом, и в будущем сын тоже занимался лечением людей. Ему пришлось пройти суровую школу, затем последовал университет, во времена учебы в котором пришлось бедствовать. Базарову нравилось увлекаться разными предметами, поэтому он неплохо разбирался в геологии, ботанике, агротехнике. Надо отметить, что всегда Евгений Базаров рад помочь с лечением. Образованный человек, отсюда определенная гордость собой.

А что Базаров представлял из себя внешне? Многих его вид даже несколько отталкивал - высокого роста, в старом плаще и с длинными волосами. Иван Тургенев не зря также подчеркнул остроту его ума, описав череп и выражение лица, которые явно указывали на самоуверенный склад.

Характеристика Евгения Базарова состоит в том, что он нигилист, и буквально все отрицает, причем гордится своими взглядами. О любви Базаров говорит, как о ненужном чувстве, искусство его не интересует, природой он также не восхищается, а называет ее мастерской, где работником является человек. В общем, если говорить о радикальных дворянах, взгляды Базарова очень даже отличаются и явно не типичны.

Выводы о характеристике Евгения Базарова

На пути Евгения Базарова много трудностей, испытывается он и любовью. Познакомившись с Одинцовой, главный герой убежден, что любовь не существует, поэтому и к женщинам он равнодушен. Однако чувства разгораются очень быстро, особенно это видно после того, как Базаров какое-то время гостит в имении Одинцовой. Она увлекает его и даже толкает на смелые поступки, например, объяснение.

Итак, хотя Базаров убежденный нигилист, первая жизненная ситуация ломает его, и испытав глубокие чувства, он уже в тупике - как быть дальше? Или, например, история с дуэлью - он отрицает понятие чести, но согласен драться на дуэли. Базаров не верит в благородство, но во время поединка ведет себя как благородный человек. Возникает вопрос, а действительно ли Базаров был нигилистом?

«...человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями»; «его обна-жённую красную руку»; «ленивый, но мужественный голос»; «длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым но-сом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песоч-ного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуве-ренность и ум»; «тонкие губы Базарова»; «его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

2. Сфера интересов:

Медицина, естественные науки, физика, химия (опыты).

3. История героя:

Истории жизни мы не знаем. «Главный предмет его— естественные науки. Он в будущем году хочет держать на доктора. ...он по медицинскому факультету». «Мой дед землю пахал».

4. Я-концепция героя:

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Я уже до-ложил вам, что ни во что не верю»... «Всякий человек сам себя воспи-тать должен... А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду?» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «В теперешнее время полезнее всего отрицание— мы отрицаем... Всё», (строить) «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». «Рафаэль гроша медного не стоит...» «Исправьте общество, и болезней не будет».

«Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». «Когда я встречу человека, кото-рый не спасовал бы передо мною... тогда я изменю своё мнение о самом себе». «Принципов вообще нет... а есть ощущения. Всё от них зависит». «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник ну-жен, портной нужен, мясник...» «..лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца ».

5. Речевая характеристика Евгения Базарова:

Когда мы слышим первые слова, сказанные Базаровым, мы уже знакомы с деталями его внешности и не ошибаемся: этот герой созна-тельно подчёркивает в себе черты человека низкого происхождения, плебея. Возможно, это связано с тем, что он вырван из привычной сре-ды и хорошо понимает, что Кирсановы — баричи, ему не чета. Уже по-том мы узнаем, что дед его с материнской стороны был секунд-майор, служил при Суворове и что мать его — столбовая дворянка. Отец же — простой штаб-лекарь. Дед со стороны отца — дьячок, по словам База-рова, «землю пахал». То есть из двух ветвей он сознательно выбирает линию отца и гордится ею.


Первые слова, им сказанные, — ответ на вопрос о его имени. Он предпочитает просторечный вариант. Так говорят о себе крестьяне. Следующая его фраза в этой сцене обращена к ямщику и очень точна и образна. Она тоже имеет просторечный оттенок. Базаров немногосло-вен, меток, остроумен. Говорит, когда есть что сказать или нужно ответить. Часто использует пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Говоря о себе, он часто употребляет слова с суффиксами в уменьшительно-уничижительном значении: чемоданишко, одёженка. К другим он относится так же критично: тон его по отношению к Нико-лаю Петровичу, Павлу Петровичу, да и к своим родителям, постоянно ироничен.

Он умеет находить правильную интонацию и слова для всех: его понимают и крестьяне, и Прислуга, и дети. Выражая свои взгляды в спорах с Павлом Петровичем, он резок, почти груб в точном и зачастую афористичном выражении своих мыслей. Заимствованные слова исполь-зует только в терминологическом плане. В разговорах с другими персо-нажами он краток, говорит только о делах. Его речь всегда зависит от отношения к собеседнику: с Кукшиной он презрительно краток, с Фенечкой — уважителен, с Одинцовой — разговорчив и очень вежлив, поч-ти осторожен. С отцом и матерью — сдержанно нежен. С Аркадием вначале разговаривает как с единомышленником. Но само несовпадение их интересов даже на языковом уровне «предсказывает» их последую-щее расхождение.

Отец и сын Базаровы показаны и в процессе их труда (остальные персонажи лишены возможности продемонстрировать свои деловые умения непосредственно). В эти моменты они используют профессио-нальные термины, часто латынь, называют имена учёных, названия бо-лезней. Именно тогда Базаров попадает в свою среду: ему не нужно обороняться, нападать. Это его истинное лицо: делового, строгого, трезвого, умного и полезного человека, специалиста в медицине, та-лантливого, уверенного в себе и своём высоком призвании— служить России. Но сама Россия не готова к встрече с ним. Он для неё слишком непримирим, дерзок, резок, несгибаем, непривычен.

6. Характеристика, данная другими героями:

Аркадий: «Он чудесный малый, такой простой...» «Я не могу тебе выра-зить, до какой степени дорожу его дружбой». «Он церемоний не любит». «Он нигилист». «Не правда ли, какое у него славное лицо? Это некто Базаров, мой приятель». «Ваш сын— один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался... сына вашего ждёт великая будущность... он прославит ваше имя». Николай Петрович: «Ну, ты, я вижу, точно нигилист». «Не в том ли со-стоит их преимущество, что в них меньше барства, чем в нас». Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем .

«Не-навижу этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан...» «Нет, вы не русский после этого. Я вас за русского признать не могу». «Вы вообра-жаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке си-деть! Сила! Да вы вспомните наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех— миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!» Одинцова: «Странный человек этот лекарь!» Мужик: «Известно, барин; разве он что понимает?»

«...владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низ-ших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». «Тут только открылась ему (Аркадию) на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». «Увы! презрительно пожимавший плечом, умев-ший говорить с мужиками Базаров (как хвалился в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их
глазах был всё-таки чем-то вроде шута горохового...» «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они... они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».