Сказочный мир и загадки Д.Р.Р.Толкиена.

Цель:

1. Проверить в игровой форме знание сказки Д.Р.Толкиена «Хоббит».

Мифологические корни.

3. Развивать умение работать в группах.

Разрешите поприветствовать всех присутствующих сегодня на

турнире, посвященном Джону Рональду Роуэлу Толкиену и его сказкам.

Автор знаменитого «Хоббита» и трилогии «Властелин колец» был известным английским ученым, специалистом по средневековому фольклору и мифологии. В его сказках спряталось много загадок, уходящих своими корнями в скандинавскую мифологию. Цель нашего

турнира – не только продемонстрировать знание творчества Толкиена, но самое главное разгадать сказочные загадки.

(звучит песня эльфов)

Песня эльфов.

Сегодня все народы

Пещер, ручьев и скал

На это состязание

Мы пригласили к нам.

Сверкнут в траве озера,

И зацветет земля.

И кончатся раздоры.

Надеемся не зря!

Блесните знанием сказки!

И скажем наперед,

Что победитель будет,

И приз кого-то ждет!

Главный Эльф- Сегодня в турнире участвуют: драконы, тролли, эльфы, варги, волшебник, хоббит и пауки …

(Под музыкальное сопровождение выходят к публике герои турнира)

И, конечно, гномы! (выходят гномы и поют песенку)

Песня гномов.

За синие горы, за белый туман

В пещеры и горы уйдет караван;

За быстрые воды уйдет до восхода

За кладом старинным из сказочных стран.

Волшебники – гномы! В минувшие дни

Искусно металлы ковали они;

Сапфиры, алмазы, рубины, топазы

Хранили они и гранили они.

На звонкие цепи, не толще струны,

Нанизывать звезды могли с вышины;

В свои ожерелья в порыве веселья

Вплетали лучи бледноликой луны.

Гномы – Сокровищ у нас много, но вам никогда ничего не отдадим!

Ведущий – На нашем турнире собрались представители практически всех народов, придуманных Толкиеном или позаимствованных из древних скандинавских легенд. Но есть один персонаж, упоминания о котором вы не найдете в скандинавских мифах, который не любит приключения и испытания. Это самый добродушный, но в то же время отважный герой. О ком же я говорю? Конечно это славный Бильбо Бэгинс. А вот, как все начиналось…

(сценка « Бильбо и волшебник»)

Сценка 1 – Бильбо и волшебник

Автор Данным-давно, когда невероятные истории не казались чем-то особенным, и в мире было гораздо меньше шума и больше зелени, в стране Хоббитон, возле своего домика отдыхал Бильбо Бэггинс. Но вдруг он увидел какого-то старика с посохом.

Бильбо Доброе утро!

Гэндальф Что Вы этим хотите сказать? Просто желаете мне доброго утра, или утверждаете, что утро сегодня доброе? И не важно, что я о нем думаю? Или имеете ввиду, что нынешнем утром все должны быть добрыми?

Бильбо И то, и другое, и третье! Торопиться некуда. Присаживайтесь! Целый день впереди!

Гэндальф Благодарю Вас, но мне сегодня совершенно некогда. Я ищу участника приключения, но не так-то легко его найти.

Бильбо Еще бы, в наших-то края! Мы простой мирный народ, приключений не жалуем. Бр-р! От них одни неприятности! Еще, чего доброго и пообедать из-за них опоздаешь! Не понимаю, что в них находят хорошего?

1 испытание

Итак, хоббит – не эльф, не гном, не человек, не великан. И тем не менее можно догадаться о его родословной. Подумайте, от кого же ведут свой род хоббиты? Ответ обоснуйте. (работа в командах)

Ответ: маленькое прижимистое существо, живущее в норах под землей.(связь с гномами)

У хоббита волосатые лапы.(связь с кроликом)

У хоббита человеческий облик. (связь с человеком)

2 испытание

Следующие персонажи приготовили вам свое испытание. Но сначала догадайтесь, кто это? (сценка: тролли)

Тролли

Трое громадных великанов сидели у огромного костра и ужинали.

Тролль Берт:

Вчера баранина, сегодня баранина – видно, и завтра, чтоб мне лопнуть, опять будет баранина!

Тролль №2

Хоть бы какой завалящий кусок человечены!

Берт:

Чтоб мне лопнуть, погляди, кого я сцапал!

Бильбо:

Я – Бильбо Беггинс. Хоббит.

Тролль№2:

А приготовить еду из него можно?

Тролль №3:

Шкуру ободрать, так поди и мяса-то на один укус останется. Кролик ты несчастный! Берт, отпусти ты его!

Берт:

Не отпущу. Я его поймал. Не лезь!

(потасовка)

Гэндальф:

Не стоит жарить сейчас, всю ночь провозимся!

Тролль №2:

Не начинай снова-здорова!

Тролль №3:

Кто начинает? (потасовка)

А теперь Вы должны вспомнить скандинавскую мифологию и объяснить нам, как связаны персонажи сказок Толкиена и герои скандинавских легенд. В каких сказках принимают участие эти персонажи?

1 команда – тролли (великаны)

2 команда – Варги (волчонок Фенрис)

3 команда – драконы (мировой змей Йормунган)

3 испытание

На листе перепутались эпитеты к сказочным героям. Сложность в том, что они рассыпались, как осколки зеркала. Вам надо собрать эпитеты и выбрать, подходящие к вашему персонажу.

Гномы:

Скупые, хранители золота,искусные мастера,маленькие, бородатые, недоверчивые.

Эльфы:

Добрый народ, прекрасные,музыкальные, радушные, счастливые, беззаботные.

Тролли:

Безжалостные, огромные, недалекие, кровожадные, каменеющие.

4 испытание

Следующее испытание напрямую связано с загадками. Был в сказке один персонаж, обожающий загадывать загадки. Кто же это? (Голлум)

Давайте на него еще раз посмотрим. (сценка «Голлум»)

Голлум

Голлум: Блеск и плеск, моя прелесть! Угощение на славу!

Сладкий кусочек для нас! Голм!

А кто он такой, моя прелесть?

Бильбо: Я мистер Бильбо Бэггинс. Прошу вас, помогите мне выбраться отсюда!

Голлум – Не присесть ли тебе, моя прелесть, не побеседовать ли с ним немного? Как ему нравятся загадки?

Вот, например: Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

Бильбо: Ну, это легко. Наверное, гора.

Голлум: Ишь, как просто догадался! Пусть у нас будет состязание.

Итак, наступило время загадок. Вспомните загадки Голлума. Почему эти загадки были трудными и одновременно красивыми? (в основе – метафоры)

Попробуйте придумать свои загадки: дождь, ветер, молния, снег, гора, туча.

Блиц

Вопросы задаются по очереди каждой команде.

1 Где гномы нашли меч Оркрист? (в пещере гоблинов)

2 Что делает дневной свет с троллями? (обращаются в камни)

3 Какими магическими чарами обладало волшебное кольцо? (обладательстановился невилимым)

4 Кому принадлежала черная стрела? (капитану лучников Бэрду)

5 Как Бильбо Бэггинс распорядился драгоценным камнем Аркенстоном? (отдал Бэрду и королю эльфов, дабы избежать войны)

6 Назовите единственный способ убить дракона.

Последняя загадка Бильбо звучала так. Что у меня в кармане? А Голлум никак не мог догадаться, что в кармане у Бильбо лежит золотое волшебное кольцо.

В сказках кольца всегда наделены волшебной силой. А корни этого особого отношения к кольцу уходят глубоко в мифологию. Подумайте и объясните, как связано кольцо и времена года? (на каждом столе карточки: кольцо, зима, лето, весна, осень.)

Ответ: кольцо – это вечность, жизнь и смерть, двигающиеся по кругу, как и времена года.)

Итог игры.

Наш турнир закончился. Мы разгадали многие загадки Толкиена. Еще раз встретились с персонажами его сказок. Оказалось, что мифология и сказки тесно переплелись. Настало время для подсчета баллов и награждения победителей.


После веселых рождественских каникул в январе муниципальные библиотеки предлагают своим читателям разнообразные мероприятия, посвященные юбилеям писателей и художников, вопросам права, экологии, здорового образа жизни, профориентации, чтения. Ждем Вас в наших библиотеках!

Юбилеи

Книжные выставки:

11.01
«Великий реформатор» (к 150-летию со дня рождения П. Столыпина)
21.01
Выставка-очерк «Бунтарь поневоле» (к 180-летию со дня рождения Э. Манэ — французского художника) - библиотека-филиал №4

Массовые мероприятия:

13.01
Беседа «Покорила сердце высота » (к 105-летию со дня рождения С.П. Королева) - библиотека-филиал №8

14.01 Выставка «Мастер лесного пейзажа» - библиотека-филиал № 1
24.01 - 31.01 - Выставка «Профессор пейзажной живописи» (в рамках «Вернисажа») - библиотека-филиал № 5
25.01

  • Выставка-вернисаж «Выдающийся мастер пейзажа » - ЦГБ им. М. Горького
  • Выставка «Художник русского леса» - библиотека-филиал № 6
  • 14-00 - Беседа «Лесной богатырь» - библиотека-филиал № 10

Литературные юбилеи

Книжные выставки:

10.01
Библиопортрет «Сказка – жизнь профессора Толкиена» - библиотека-филиал №4
12.01
«Как слово весело твое, как полет шуток острие » (к 390-летию Ж.Б. Мольера) - библиотека-филиал №1
14.01
«Комедиограф великого века» (к 390-летию Ж.Б. Мольера) - библиотека-филиал №5
17.01
«Писатели-юбиляры 2012» (к юбилеям Дж. Толкиена, Л. Кэрролла, Ж.П. Мольера) - библиотека-филиал №7
26.01
«Страна чудес Л.Кэрролла» (180 лет со дня рождения писателя) - библиотека-филиал №6
27.01
«Алмазный мой венец» (к 115-летию В.П. Катаева) - библиотека-филиал №5

Массовые мероприятия:

  • (120 лет со дня рождения Дж.Толкиена) - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина
  • Поэтический час «Верую в свою звезду» (к 80-летию со дня рождения Риммы Казаковой) - библиотека-филиал №9

25.01
Литературный круиз «Добро пожаловать в Средиземье» - библиотека-филиал №2
26.01

  • Поэтический вечер «Давай поговорим, судьба» (к 80-летию со дня рождения Риммы Казаковой) (Клуб «Общение») - библиотека-филиал №6
  • (клуб «Эрудит») - библиотека-филиал №9

27.01
(видеогостиная «Серпантин сказок и приключений») - библиотека-филиал №2
28.01
Обзор «Я родом из детства» (115 лет со дня рождения В.Катаева) - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина

Краеведение

  • Выставка «Липецкий край – заветный край России» (ко дню образования Липецкой обл.) - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Беседа «С милым краем дышу заодно» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Беседа «Здесь Родины моей начало» - библиотека-филиал№10

18.01
Час краеведения «Сказание о земле Елецкой» - библиотека-филиал №9
20.01
14-00 - - библиотека-филиал №10

Экология

10.01
Выставка «В гостях у природы» (ко дню заповедников и национальных парков) - библиотека-филиал №7
11.01
13-00 - Устный журнал «Заповедное дело» - библиотека-филиал №7
13.01

  • 14-30 - - детская библиотека №2
  • - детская библиотека №3

18.01

  • Обзор литературы «Через книгу в мир природы» - библиотека-филиал №8
  • Беседа «Под зеленым парусом в будущее» - библиотека-филиал №10

20.01
14-30 - Виртуальная экскурсия в лес «И жизнь природы там слышна» - детская библиотека №2

В мире книг

  • Выставка-рекомендация «Галерея книжных новинок: выбери и прочитай! » - библиотека-филиал №2
  • Праздничная программа «Винни-Пух пришел к нам в гости!» - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина

24.01
Литературно-познавательное занятие №5 «Азбука стиха» («Игра. Творчество. Развитие») - детская библиотека №3
25.01
Обзор «Молодежные повести: есть о чем поговорить» - ЦГБ им. М. Горького
26.01
Выставка «Книжная галактика: XXI век» - ЦГБ им. М. Горького
27.01

  • Тематический обзор литературы «В мире фантастики» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Библиотечный урок «Как самому выбрать книгу» («Школа маленького читателя») - детская библиотека №3

О праве, здоровом образе жизни, выборе профессии, российской государственности и многом другом

Книжные выставки:

11.01
«Америка – далекая и близкая» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
16.01
«История юридической мысли России» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
17.01

  • Выставка-обзор «По лабиринтам права» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Выставка-инновация «Техника XXI века» - детская библиотека №2

20.01
«Со спортом дружить – здоровым быть» - библиотека-филиал №8
21.01
«Дороги, которые мы выбираем» (профориентация) - библиотека-филиал №8
24.01
«Ярмарка профессий» - библиотека-филиал №7
26.01
«Слава России не померкнет в веках» (к 1150-летию российской государственности) - библиотека-филиал №2
30.01
Выставка-просмотр «Вокруг света за день» - библиотека-филиал №4

Массовые мероприятия:

13.01
Исторический портрет «Исследователь и путешественник» - библиотека-филиал №4
17.01
- детская библиотека №3
19.01

  • Литературно-историческая игра «Любовь к Отечеству питая…» - ЦГБ им. М. Горького
  • Игра «По ступенькам бизнеса» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • (история русского быта) (клуб «Наследие») - детская библиотека №3
  • 14-00 - Час общения «Кем быть, каким быть?» - библиотека-филиал №7
  • Молодежное рандеву «Студенчества прекрасная пора» (Ко дню студента) - библиотека-филиал №9

27.01
Час общения «Берги себя для жизни» - библиотека-филиал №8
14-30 - - детская библиотека№2
30.01

  • Обзор «Воинский долг на земле неизменен: книги о воинской славе» - библиотека-филиал №2
  • День информации «Вокруг света за день» - библиотека-филиал №4

Сухарникова Н., Ромашкина Е.Н.,
сотрудники Костанайской обпастной
детско-юношеской библиотеки (Республика Казахстан)

1. Чтение произведений Толкиена как путь к освоению ми-ровой художественной культуры и художественному творчеству читателей

Каждый человек - это множество миров. Но редко кто может подарить людям один из лучших своих миров. Дж.Р.Р. Толкиен об-ладал таким даром. Поэтому не удивительно, что книги Толкиена о Братстве Кольца уже пятьдесят лет занимают первое место по попу-лярности среди англоязычных книг.

Дж.Р.Р. Толкиен писал книги, уже будучи профессором, препо-давателем английской словесности. Биография его замечательна. В раннем детстве он потерял отца, позже - мать. Подростка воспи-тывал священник. В шестнадцать лет Толкиен встретил девушку, с которой впоследствии сочетался браком и прожил всю жизнь, вы-растив двух сыновей и дочку. Типичный англичанин: спортивный, компанейский, и не скажешь, что он участвовал в Первой мировой войне и чудом в ней уцелел. Гениальный лингвист, очень скромный и чистый человек.
Хотя родился он в Африке, вырос-то в Англии, в Мидленде. Так и назвал он Мир своих книг: «Средиземье». Книги его многоплановы, удивительно обаятельны. Из них не хочется уходить насовсем.
Наши читатели и не уходят. И даже создали 28 июля 1997 года Орден Толкиенистов. В читательских формулярах ребят «Поющий трилистник» и толстенная книга ирландской поэзии из БМЛ, на¬родные сказки и романтические произведения английских и амери¬канских писателей: «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха, книги Э. Нортон, «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Конеч¬но, книги друга Толкиена К. Льюиса «Хроники Нарнии», «Приклю¬чения Алисы» Л. Кэрролла, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и др.

Книги Толкиена - это ещё и планка, ниже которой не хочется опускаться. Из авторов книг, написанных на русском языке, на пер¬вых местах В. Крапивин (та же тема личного выбора, Пути, ответс¬твенности), братья Стругацкие. Осваивается ребятами мифология всех стран и народов.
Думаю, что и литературное творчество толкиенистов - заме¬чательный результат чтения. Удивительно грамотны эти ребята в вопросах жанров и видов поэзии, умеют писать баллады, сонеты, пародии... О. Ланько, А. Медведев, С. Нам, Е. Ромашкина - авторы библиотечного литературного журнала «Ёжик».

Толкиен - лингвист. И читатели его любят игры со слонами, буквами и туками. Обожают «перевёрнутую» поэзию, лимерики, игровые стихи.

А ещё наши толкиенисты используют в общении руническое письмо: алфавит эльфов и гномов. Причем собирают примеры ис¬пользования рун в декоративном искусстве. И попутно пришёл интерес к такому редкому искусству, как каллиграфия.

Стимулируется и изучение английского языка. Вплоть до очень серьёзной дипломной работы Е. Ромашкиной (ставшей сотрудником библиотеки) на тему «Взаимоотношения англосаксов с кельтскими и скандинавскими племенами и влияние языков этих племен на современный английский язык».

Но этим подросткам и юношам недостаточно для самовыражения только средств языка. Они рисуют иллюстрации к произведениям, гербы, принцесс, пейзажи, паруса в море. И находят художников, картины которых, но их мнению, созвучны Толкиену. Древние изображения драконов, средневековые гобелены, старинные замки и карты, резьба по дереву, плетение из бисера, мозаика и ювелирное искусство, корабли и гавани, - всё это органично пошло в сферу их нтересов. И ещё они любят носить элементы средневекового или народного ирландского, шотландского костюма и колокольчики.
Своеобразны и их музыкальные пристрастия. Так как аудиозаписи флейты и волынки трудно найти в магазинах, ребята переписывают их друг у друга. Слушают они «Аквариум», композиции которого во многом навеяны Толкиеном, и «Кино» (тема внутреннего героизма).

Мы уже говорили о внимании толкиенистов к прикладному искусству и народной музыке. Было бы странно, если б они не пошли дальше, к этнографии. Кроме празднований Дней рождения Дж.Р.Р. Толкиена, Фродо и Бильбо, хоббитского Нового года, они празднуют Кельтский Новый год, Хеллоуин (причём пытаются восстановить его истинный смысл, сильно отличающийся от неумных американских «ужастиков»), День Св.Патрика и т.д.

Сама трилогия Толкиена - путешествие. И этот жанр литературы, и сами походы очень привлекательны для ребят. Конечно, читать М. Твена, М. Сервантеса, Д. Свифта очень интересно, но не менее увлекательно сходить в ближайший (или не очень) лесок с полной выкладкой, поставить палатки, развести костёр, попеть под гитару, полюбоваться звёздами, вернуться и описать всё это в Летописи.

Кстати, звёзды - очень важная часть мира Средиземья. Мифы о звёздах и созвездиях, карта неба - во всём этом толкиенисты прекрасно ориентируются.

А ещё они - философы и психологи, потому что с вниманием и уважением относятся к Человеку. И при этом - живые, озорные, любознательные подростки, которые сочиняют стихи, прозу и музыку, рисуют, плетут друг другу бисерные штучки, дарят коло¬кольчики и самодельные мечи и посохи из дерева, пишут рунами. Работают, учатся, живут. И перечитывают время от времени книги Толкиена...

2. На что ещё могут вдохновить любимые книги (театральная постановка и издание электронного журнала в библиотеке)

Основу деятельности любой библиотеки составляет предостав¬ление читателям информации. Но этим её деятельность не исчер¬пывается и не ограничивается. (Пожалуй, тогда всё было бы слиш¬ком формально и скучно.)

Фонд любой библиотеки составляют самые разнообразные про¬изведения. Независимо от того, на каких носителях (бумажных, магнитных, электронных) они хранятся, все эти произведения - результат творчества людей, живших в давно минувшие эпохи и живущих сейчас.

Читатель приходит в библиотеку - и вступает в общение с ними. Вполне естественно, что это общение не проходит для него даром, а затрагивает в душе те или иные струнки. А когда что-то не оставля¬ет вас равнодушными, само собой разумеется, оно вызывает в вас ответную реакцию. Таким образом, книга, из которой не хочется уходить насовсем, может вдохновить на многое.

Творчество обычно не расцветает на пустом месте. Творческая деятельность подразумевает создание чего-то качественно нового, чего прежде никто другой не создавал, однако, как и всё на свете, она имеет свои «корни», и очень часто вырастает на почве художественной литературы.

Один из ярких примеров такой творческой деятельности, «вырастающей» из чтения произведений художественной литературы, - деятельность Ордена Толкиенистов (читательского объединения, существующего в нашей библиотеке).

Благодаря нашумевшей кинотрилогии Питера Джексона, снятой по роману Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец», имя автора романа теперь на слуху у всех. Пожалуй, если выйти на улицу и спрашивать у попадающихся навстречу людей, кто такой этот Толкиен, большинство всё же скажет, что это какой-то английский писатель, некоторые вспомнят, что он - основоположник жанра «фэнтази» в современной литературе, и уж совсем небольшой процент граждан упомянет, что Толкиен был талантливым учёным-лингвистом и одним из авторов Оксфордского словаря.

Вероятнее всего, эти самые «совсем немногие» - из числа почитателей творчества Профессора. А число это, хотя и невелико по сравнению с общей численностью населения любого города, бывает довольно велико само по себе (особенно в крупных городах).

В Костанае толкиенисты появились в 1997 году, когда экранизация книг Толкиена наверняка ещё не снилась Питеру Джексону. И «прописались» в читальном зале детско-юношеской библиотеки, где обитают и по сей день. Исторически сложилось так, что костанай-ским толкиенистам никогда не была свойственна «боевая» сторона жизни - историческое фехтование, кольчуги, доспехи, луки и стрелы, хотя в других городах всё это очень распространено. Костанайский Орден Толкиенистов всегда был хранителем менестрельских и поэтических традиций - входившими в него читателями библиотеки с первых дней существования этого читательского объединения сочинялись стихи, песни, сказки, пародии - как по мотивам произведений Толкиена, так и на другие, самые разнообразные, темы.
Издающийся в библиотеке с 2000 года журнал «Ёжик» появился именно потому, что творчеству читателей стало тесно в укромных уголках и стенгазетах. Тогда библиотека разработала проект, сутью которого было совместное издание библиотекарями и читателями ежеквартального журнала читательского творчества. Проект был поддержан фондом «Сорос-Казахстан», и в библиотеке появился первый компьютер, с помощью которого и создавались первые номера журнала. Заставки для рубрик и обложки (как и эмблему нашей библиотеки) нарисовала читательница Ольга Бойко.

Сейчас, спустя пять лет, журнал продолжает выходить, и в редакторскую группу, состав которой несколько раз менялся с течением времени, входят и библиотекари, и читатели. Журнал «Ёжик», кроме читальных залов Алтынки и пунктов выдачи в других районах города, можно найти в Интернете на сайте нашей библиотеки. А можно прийти в библиотеку и попросить журнал не в бумажном, а в электронном исполнении - в виде слайдов, созданных в программе PowerPoint. Слайдовый «Ёжик» делается сразу после того, как устраняются последние опечатки из файла, предназначенного для печатания на бумаге. Но его создание - работа не менее творческая, чем подбор материалов и верстка бумажного журнала. Работа эта не сводится к копированию элементов из одного файла в другой, а предполагает продумывание звуковых и анимационных эффектов, в сопровождении которых «перелистываются» электронные странички и появляются на них стихи, рассказы и рисунки ребят. В этом тоже очень помогает читательская часть редакции.

А в прошлом году оказалось, что костанайские читатели и почитатели творчества Толкиена горазды не только на литературные дела, но и на музыкально-театральные.
В сентябре 2004 года Орден переживал не лучшие времена - по разным причинам в то время в него входили всего 4 человека, отчаянно хотевшие, чтобы это количество увеличилось, как в старое доброе время. И тут в умах забрезжила ИДЕЯ - поставить пародийный мюзикл по сказочной повести Профессора «Хоббит, или Туда и Обратно». Прообразом нынешнего варианта сценария послужила пьеса, написанная Вадимом Барановским, известным среди российских толкиенистов и ролевиков как Ингвалл Колдун.

Сие произведение представляло собой пародийный вариант известной сказки, сделанный в виде мюзикла на мотивы известных песен, да ещё с элементами пародии на советский полнометражный мультфильм «Остров Сокровищ». Замысел понравился, но проблема была вот в чём - половину использующихся в мюзикле песен никто не знал или помнил весьма смутно (В. Барановский уехал в США в 1992 Г и. скорее всего, был не очень-то знаком с новыми музыкальными тенденциями, предпочитая песни, проверенные временем, а современному зрителю не все они знакомы).
Но поставить музыкальный спектакль ХОТЕЛОСЬ - несмотря на нехватку актёров, отсутствие реквизита и музыкального сопровождения. Желание это оказалось сильнее каких бы то ни было трудностей.

Для начала взялись за переделывание сценария: нашли пару дисков караоке и кучу аудиокассет с «минусовками» популярных песен, составили список всех имеющихся в нашем распоряжении мелодий, выбрали из творения Ингвалла Колдуна все не известные нам песни и стали подбирать вместо каждой из них новую, более знакомую уху современного слушателя, сверяясь с огромным списком. При этом старались, чтобы смысл оригинала песни как-то перекликался с соответствующей «арией» из мюзикла (например, в эпизоде, когда гномы уплывают в бочках из темниц эльфийского короля в Озёрный Город, вместо «Реки» из фильма «Трое в лодке, не считая собаки» вставили «Жёлтую Подводную Лодку» группы «The Beatles»). Затем пришлось сочинять новые тексты на выбранные мелодии, стараясь сохранить тот же смысл, что был в оригинале. В общей сложности, заменили половину сценария -15 листов текста из 30.
Следующим шагом стала подготовка звуковой дорожки спектакля. Так как большинство мелодий было на аудиокассетах, пришлось через специальный переходной шнур преобразовывать их в звуко¬вые файлы в программе Sound forge, затем в программе Acoustic монтировать каждый отрывок, вырезая из него ненужные куплеты и повторы или вставляя дополнительные.
Параллельно с этим титаническим трудом (ведь в спектакле используется не 10 песен, а целых 60!) шли репетиции, разыскивались потенциальные желающие принять участие в спектакле. Желающие постоянно менялись - у одних постепенно заканчивалось желание, у других - терпение. К тому же, чтобы участвовать в спектакле, где придётся целых полтора часа петь, надо иметь если уж не голос, то хотя бы слух. Каждому приходилось играть по 3-4 роли, поскольку людей не хватало. По той же причине в спектакле было много условностей - армии, например, изображали 2 человека с табличкой «Армия гномов» или «Легион гоблинов» в руках. Репетиции проводились в Подземелье - актовом зале библиотеки. Но, так как все люди, занятые в спектакле, были, кроме того, заняты или работой, или учёбой, времени на репетиции оставалось от силы час-полтора. Потом библиотека закрывалась, и все расходились по домам, лихорадочно соображая, куда бы ещё напроситься репетировать по вечерам.
Этому горю помогла преподавательница русского языка и литературы из соседней школы - в её кабинете мы одно время репети¬ровали после 18:00, стараясь ненароком не попасться на глаза сердитому завучу.
А работа над звуковой дорожкой подкидывала новые проблемы - не всем было удобно петь в тех тональностях, в которых записана музыка. Оказалось, что в программе Nero можно повышать и понижать тональность, а в Karaoke Рlаyеr - ещё и темп. Но беда была не в этом - надо ведь под каждого из занятых в спектакле человека подогнать все его «арии», а есть ещё такие, которые поют несколько человек сразу - надо, чтобы выбранная тональность подходила всем. Где это сделать, если в читальном зале, полном занимающихся студентов и школьников, петь нельзя, а в актовый зал компьютер не перетащишь? По счастью, руководство библиотеки пошло нам навстречу и разрешило делать это по субботам в научно-методическом отделе, а также удавалось иногда «напрашиваться» по вечерам домой к ребятам, имеющим компьютер. Параллельно с этой работой шло создание костюмов, декораций и прочего реквизита - шились из шторок и всего, что под руку попадалось, плащи и капюшоны; клеилась из папье-маше на основе воздушных шариков голова дракона, оклеивались фольгой деревянные и картонные мечи, топоры и кривые ятаганы...
Окончательный монтаж звуковой дорожки спектакля тоже был не самой лёгкой задачей - ведь нужно было соединить фрагменты 60 песен так, чтобы один кусочек музыки плавно перетекал в другой, а поверх наложить в нужных местах звуковые эффекты - лязг мечей, свист стрел, топот ног, вопли, птичий щебет, журчание воды, рёв дракона, треск пламени, звон монет (всё это звуковое богатство ребята навыбирали из компьютерных игр). Часть мелодий вскладчину скачивали из Интернета, часть сыграли на гитаре и записа¬ли через микрофон... В общем, за 4 месяца подготовки к спектаклю скучно не было никому!
Наконец, 18 декабря 2004 года в актовом зале библиотеки состоялась премьера пародийного «музыкля» «Хоббит, или Одна нога здесь, другая там». Посмотреть её пришли и библиотекари, на чьих глазах мы четыре месяца мучили бедняжку хоббита, и множество читателей, привлечённых афишей, и журналисты телекомпании «Алау», снявшие небольшой ролик о спектакле, а на следующий день пригласившие нас принять участие в прямом эфире утренней передачи «Разбудильник».

Спектакль игрался трижды - кроме премьеры, был ещё показ для учеников той самой школы, куда нас пускали репетировать, и «гастрольный» выход-выезд в школу-сад № 5 к ученикам 3-4-х классов. Вот так и появился Бродячий Театр Костанайского Ордена Толкиенистов (бродячий - потому что где только не приходилось репетировать!)

В планах театра - усовершенствовать звуковую дорожку «Хоббита» и играть его снова и снова. А ещё - поставить такой же мю¬зикл по первой части (и второй тоже) «Властелина Колец» (работа по переделыванию песен для него и монтированию звуковых дорожек уже ведётся).

В начале августа актёры нашего Бродячего Театра посетили с дружеским визитом Свободное Королевство Авалон в Челябинске и, поприсутствовав на съёмках их фильма, подумали: а не сделать ли фильм-спектакль из того же «Хоббита»? И, возвращаясь на Родину, получили от челябинцев приглашение с этим спектаклем на УралРез!: - Уральский Историко-Фэнтезийный Фестиваль, который пройдёт в Челябинске в мае 2006 года.
В самых-самых ближайших планах - в первой половине сентября провести в библиотеке костюмированный концерт ролевой музыки для широкого круга зрителей и слушателей - познакомить их с российским ролевым фольклором и собственным менестрельским творчеством.
Организаторы фестиваля ролевиков Казахстана в Астане уже пригласили костанайских менестрелей поучаствовать в нём в марте 2006 года.

Какое отношение, спросите вы, всё это имеет к библиотеке и чтению? А такое, что, например, многие из присоединившихся к нашему театру ребят вскоре записались в библиотеку, а из 18 игравших в спектакле студентов и школьников с произведениями Толкиена были ранее знакомы только 5-6. В процессе же работы над ним «открыли» для себя этого автора и остальные. А те, кто раньше читал только «Хоббита» и «Властелина Колец», познакомились и с другими его произведениями. И не одного лишь Толкиена стали читать ребята, а целый ряд авторов, имеющих и не имеющих отношение к жанру «фэнтази», - ведь общение подразумевает пересечение и взаимовлияние разных читательских миров.
«Молодёжь перестаёт читать, потому что компьютер вытесняет книгу, и скоро вытеснит совсем» - очень распространённое мнение. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит, и влиять на него мы не можем.Так ли это?

В конце концов, какая разница, читать ли книги, напечатанные на бумаге или отображённые на мониторе? Дело тут не в самом факте существования компьютеров, а в том, как их использовать - играть ли в «бродилки-стрелялки», читать книги в электронном виде или создавать с помощью компьютера что-нибудь новое.

А книги - они всегда будут востребованы, даже если в будущем электронные издания и заменят бумажные. Вот поэтому библиотеке полезно не бояться компьютеров, и видеть в них не врагов и конкурентов, а ещё одно полезное приспособление, которое при умелом творческом применении можно обратить на пользу дела.

Чтение как увлечение. - Сборник статей - Москва - 2007.

Название мероприятия

Тема мероприятия

Класс

Отдел
библиотеки

Литература и русский язык

Что написано пером

Беседа-игра о возникновение славянской письменности.

Откуда азбука пришла

Беседа-игра

Приключения Буковки

Игровая познавательная программа

День рождения буквы Ё

Познавательно-развлекательная программа

Поиграем в сказку

Игра со словами и рифмами.

Как слово наше отзовется

Беседа о ненормативной лексике

Разноцветная азбука

Знакомство с азбуками Маршака, Заходера, Черного и др.

Устное народное творчество:

    Историческая основа

    Обрядовая поэзия

    Лирическая поэзия

Беседы с электронными презентациями

Без пословицы речь не молвится

Познавательная игровая программа

В гостях у русской сказки

Игровая программа

Красное коромысло над рекой повисло

Праздник русской загадки

Даждьбоговы внуки: мифы древних славян

Беседа-сказка о славянском эпосе.

Богатырская наша сила

Беседа о русских былинах с электронной презентацией

На заставе богатырской

Беседа-игра

Былинный богатырь Илья Муромец

Познавательная беседа

В некотором царстве

Беседа-викторина по русским народным сказкам

Кто-кто в теремочке живет?

Игровая программа для дошкольников

Сказки Бабушки про другие странушки

Путешествие по зарубежным сказкам

Из сказки в сказку
Литературные игры

Беседы о сказках, игровые программы
Творческие программы

Там на неведомых дорожках

Познавательное путешествие в литературную сказку (с электронной презентацией)

Игра в классики

Литературная игра по произведениям писателей классиков

Не прожить на белом свете без любимых книжек детям

Литературная игра

Кинопутешествие по страницам любимых книг

Литературная игра-путешествие, в ходе которой ребята выступят в роли оператора, актера и режиссера

Следствие ведут…

Викторина по книгам из серии «Детский детектив». Логические игры и головоломки

Детективная история

Игровая программа

Познавательная беседа и викторина по сказкам А. Милна, Дж. Барри, Л. Кэрролла

Самый сказочный писатель

Литературная игра по творчеству детского писателя Г.Х. Андерсена

Волшебник из Копенгагена

Беседа-викторина по творчеству Г.Х. Андерсена

Сказки со всего света: датские сказки

Литературная игра или литературный КВН по сказкам Г. Х. Андерсена

Сказки со всего света: немецкие сказки

Литературная викторина по сказкам братьев Гримм

Бабушка Астрид

Литературная игра - викторина по творчеству А. Линдгрен

Сказки со всего света: шведские сказки

Познавательная беседа о А. Линдгрен и викторина по сказке «Малыш и Карлсон»

«Винни-Пух идет к вам в гости»

Утренник по сказке А. А. Милна «Винни-пух и все-все-все»

Сказки Шарля Перро

Литературная игра по творчеству писателя-сказочника Шарля Перро

Сказки со всего света: французские сказки

Познавательная беседа и викторина по сказкам Шарля Перро

Страна чудес

Беседа о сказке Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес»

Сказки со всего света: итальянские сказки

Познавательная беседа и викторина по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Сказки со всего света: английские сказки

Познавательная беседа о сказках Р.Киплинга

Она придумала Гарри Поттера

Беседа о творчестве Джоан Роулинг

Феномен Гарри Поттера

Беседа-игра по книгам Джоан Роулинг

Марк Твен и его герои

Игра-викторина

Том Сойер и другие

Интеллектуальная игра по творчеству американского писателя Марка Твена

По страницам французской классики

Беседа о жизни и творчестве А. Сент-Экзюпери

Путешествие с Дж. Р.Р. Толкиеном «туда» и «обратно»

Беседа-викторина

Сказки со всего света: финские сказки

Познавательная беседа и викторина по сказкам Туве Янсон

Волшебная страна Туве Янсон

Беседа-викторина

Разноцветное детство

Поэтический час по произведениям Я.Л. Акима

А.Л. Барто

Литературный час

Уральских гор сказочник

Беседа и викторина по творчеству П.П. Бажова

Сказы старого Урала

Интеллектуальная игра по творчеству П.П. Бажова

П.П. Бажов

Литературный час

Отчего я пишу про лес

Литературная беседа по творчеству В.В. Бианки

В.В. Бианки

Литературный час

Изумрудный дождь

Литературная игра по сказочным повестям А. Волкова

Эта необыкновенная классика: Н.В. Гоголь

Познавательная

Поэт, рубака, весельчак…

Литературный час о Денисе Давыдове

От улыбки хмурый день светлей

Литературная игра по произведениям В.Ю. Драгунского

В.Ю.Драгунский

Литературный час

«За горами, за лесами…»

Литературно-игровая программа по творчеству П.Ершова

Вслед за Коньком-горбунком

Беседа-игра по сказке П.П. Ершова

Литературный час

Страна Вообразилия

Литературное путешествие по произведениям Б. Заходера

Командор и его «Каравелла»

Литературный час о творчестве В. Крапивина с электронной презентацией

Ведь это счастье писать для детей

Беседа по творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка, викторина по сказкам

Сказочник земли уральской

Беседа о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка

В гостях у братьев-месяцев

Игровая программа по произведениям С.Я. Маршака

«Кто стучится в дверь ко мне...»

Литературная игра по произведениям С.Маршака

С.Я.Маршак

Литературный час

Праздник непослушания

Литературная игра по творчеству детского писателя С. Михалкова

С.В. Михалков

Литературный час

Великий фантазер

Литературная игра по творчеству детского писателя Н. Носова

Н.Н.Носов

Литературный час

В краю дедушки Мазая

Литературное путешествие по рассказам М. Пришвина

«Там чудеса, там леший бродит…»

Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина

По следам героев Пушкинских сказок

Игровая программа

А.С.Пушкин

Литературный час

В лес по загадки

Игра-викторина по произведениям Н. Сладкова

День рождения Буратино

  • беседа-викторина по произведениям А.Толстого и К.Коллоди
  • семейный праздник (с родителями)

Певец природы

Беседа о творчестве Ф. Тютчева

Путешествие в Простоквашино

Игровая программа по книгам Э. Успенского

Катится, катится голубой вагон

Игра-путешествие по произведениям Э. Успенского

Веселый зоопарк Веры Чаплиной

Беседа-викторина

Е.Н.Чарушин

Литературный час

Эта необыкновенная классика: А.П. Чехов

Радостный человек в радостном мире

Беседа и викторина о К.И. Чуковском

Для старшеклассников

Великое слово

Беседа о «Слове о полку Игореве». Учебный фильм

«Проблемы современности в отечественной литературе 21 века».

  • Тема толерантности. По произведениям Н. Коляды, В. Платовой
  • Новый взгляд на Великую Отечественную войну по произведению А. Сегеня «Поп»
  • Краеведение в литературе. По произведениям А. Иванова

Беседа о книгах

Большая книга: (1,2,3,4) сезон

Обзорный выпуск

Беседа о хокку

Жизнь как сюжет для детектива

Беседа о жизни и творчестве А. Кристи

Школяр в этом лучшем из миров (О.Хайям)

Беседа о жизни и творчестве О’Хайяма

«Тот, кто называл себя О’Генри».

Беседа о жизни О’ Генри

Путешествие на родину У. Шекспира

Беседа о жизни и творчестве У. Шекспира на русском и английском языках с электронной презентацией

Самый великий из никогда не живших

Музыкально-литературный вечер по творчеству У. Шекспира. Слайд-шоу

Самая великая загадка У. Шекспира

Беседа с электронной презентацией

Царственное слово Анны Ахматовой

Беседа о личной жизни поэтессы А.А. Ахматовой с электронной презентацией

Беседа о жизни и творчестве А.Блока

Звездопад Виктора Астафьева

Беседа о жизни и творчестве В.Астафьева. Анализ произведений «Звездопад» и «Пастух и пастушка» (с электронной презентацией)

Мудрец и сказитель Уральский

Беседа о П.П. Бажове с электронной презентацией

Муза блокадного города

Беседа о поэтессе военного времени. К 100-лшетию О. Берггольц

Гений одиночества: Иосиф Бродский

Жизнеописание Маэстро

Беседа о жизни и творчестве М. Булгакова (с электронной презентацией)

«Почитаюсь загадкою для всех»

Беседа о жизни и творчестве Н.В. Гоголя

Поэзия прозы

Музыкально-литературный вечер по творчеству Н.В. Гоголя. Слайд-шоу

Стихи читают молодые

Музыкально-литературный вечер по творчеству А. Дементьева. Слайд.шоу

Три любви Достоевского

Военная лирика Юлии Друниной

Литературно-музыкальная композиция и слайд-шоу

Теплота ко всему живущему

Беседа о жизни и творчестве А. Куприна

«Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер».

Беседа о жизни и творчестве К. Г. Паустовского

ХХ век представляет: Д.С. Лихачев

Беседа с электронной презентацией

«Неуловимое мое счастье»

Беседа о Д.Н. Мамине-Сибиряке

Точка пули в конце

Беседа о творчестве В. Маяковского

«Я сильный был, но ветер был сильней»

Беседа о жизни и творчестве Н. Рубцова. Электронная презентация

Король поэтов

О жизни и творчестве И. Северянина

«И шла моя душа босой по битому стеклу…»

Беседа о творчестве К. Симонова

Я без Урала не могу!

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Л. Татьяничевой, слайд-шоу

«Я начал песню в трудный год»

Беседа о жизни и творчестве А. Твардовского (с электронной презентацией)

Добрый великан с грустными глазами

Беседа о жизни и творчестве И.С. Тургенева (с электронной презентацией)

«О, как убийственно мы любим»

Литературно-музыкальная композиция о творчестве Ф.И. Тютчева

Если душа родилась крылатой

Беседа о жизни и творчестве М. Цветаевой

«Прекрасная дама»: поэтессы серебряного века

Беседа с электронной презентацией

Дорога к Чехову”

Двоечник-мечтатель Саша Чёрный

Беседа о жизни и творчестве Саши Чёрного с электронной презентацией

Его испепелял талант

Беседа о жизни и творчестве В. Шукшина (с электронной презентацией)

Вечная женственность в русской поэзии

Фронтовая юность

Военная проза В. Некрасова, В. Астафьева

«Я не люблю иронии твоей».

Беседа о жизни и творчестве Н.А. Некрасова

Говорят погибшие поэты

Литературно-музыкальная композиция со слайд-шоу

Уральские вершины

Обзор современной прозы уральских писателей

Музыка души: Содружество музыки и поэзии

Музыкально-литературный вечер. Слайд-шоу

«Поэт в России больше, чем поэт». Цикл бесед «Поэзия шестидесятников»

Классики-поэты 60-х: А. Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, Б. Ахмадулина

«Под управлением любви».
Биография Б. Окуджавы.

Драматургия нового времени: Н.Коляда, Е. Гришковец, В. Сигирёв.

Беседа с электронной презентацией

Свободная стихия: Молодежная поэтическая лоция

(Борис Рыжий, Вера Полозкова, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков). Беседа с электронной презентацией

«О, страсть моей жизни». Бардовская поэзия.

Беседа о книгах с электронной презентацией

Вкусная книга

Обзор книг

Преданья старины глубокой: сакральные тайны русских сказок

литературно-музыкальная гостиная

Под небом единым

Беседа о книгах. Тема толерантности в литературе. Литература народов России

О букеровской премии и ее номинантах

Обзор-беседа

Кроме того, предлагается:

  • Организация летних конкурсов и мероприятий для летних оздоровительных лагерей
  • Проведение конкурсно-развлекательных программ по заявкам (Новый год, День защитников отечества, 8 марта, День защиты детей, День именинника, выпускные вечера (из детского сада, из начальной школы)
  • Проведение цикла занятий по обучению библиотечно-библиографической грамотности
  • Проведение мероприятий по заявленной тематике
  • Проведение Дней правовой информации
  • Проведение Дней информации для педагогов
  • Проведение экскурсий по художественным выставкам
  • Демонстрация учебных и научно-популярных фильмов из фонда библиотеки

В библиотеке регулярно проводятся:

  • Семейный час выходного дня (каждое воскресенье в 12.00)
  • Литературно-музыкальная гостиная (второй вторник месяца в 17.30)
  • Видеолекторий «Ключ к здоровью» (третье воскресенье месяца в 15.00)

По вопросам подготовки и проведения мероприятий Вы можете обратиться по телефонам:

9-03-67 Отдел культурных проектов и внешних связей (ОКПиВС)
9-05-75 Отдел интеллектуального отдыха (ОИО) Зал делового чтения (ЗДЧ)
9-10-70 Зал универсальных фондов (ЗУФ)
9-06-60 Отдел искусств (ИСК)
9-05-80 Отдел литературы на иностранных языках (ОИЛ) Центр толерантности (ЦТ)
9-04-67 Центр краеведения (ЦК)
9-02-62 секретарь

Перечень составила: М.В. Криворучко, заместитель директора
Контактный телефон: 9-02-62

Литературные параллели: от творческого наследия Дж. Р. Р. Толкиена - к научно-познавательной литературе.

Ковальская Елена Александровна, методист 1 категории организационно-методического отдела ВОДБ.

Анализ периодики и интернет-ресурсов за последние годы показывает постепенное снижение интереса современных детей и подростков к произведениям Толкиена. Эпоха «Толкиеновского бума», который пришелся на вторую половину прошлого века, закончилась. После выхода в свет голливудской трилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя возрос, но и это был лишь «всплеск», который сейчас также стихает.

Но дети все еще с удовольствием посещают библиотечные мероприятия, посвященные творчеству Толкиена. Библиотечные игры, квесты и викторины продолжают создаваться, использоваться в работе, публиковаться в профессиональной прессе. Но они, как правило, однотипны. Это связано с тем, что основная масса нашей целевой аудитории (да и многие библиотекари) знакома лишь с «Хоббитом» и «Властелином колец». А меж тем это только небольшая часть огромного, бесконечного мира, который в течение жизни создавал Профессор Толкиен.

Легенда Средиземья и Бессмертных Земель включает восемь эпох, начиная с сотворения мира и кончая Третьей эпохой Солнца, и представляет собой непрерывную и подробную историю, протяженностью более 37 тысяч лет. Все детали Волшебного мира хорошо разработаны, автор придумал его географию, геологию, климатологию, культуру, политику, религию, языки…

Поэтому в играх и викторинах по Толкиену можно не только спрашивать «Куда отправился Фродо?», «Кто такой Арагорн?», «Сколько колец было выковано?» и пр. Игру, связанную с произведениям Толкиена, можно придумать практически по любому из направлений библиотечной работы.

В качестве примера я вам предлагаю интерактивную викторину по естествознанию для учащихся 7-8 классов.

ИГРА

Кроме богов и полубогов, людей и эльфов, гномов и хоббитов, троллей и орков, населявших Арду (в легендариуме - название Земли), Толкиеном были придуманы различные растения, которые, несмотря на свою фантастичность, имеют аналоги в реальной ботанике.

Ботаника.

ТОЛКИН

Галенас — растение со сладкопахнущими цветами, было привезено в Средиземье нуменорцами во Вторую Эпоху Солнца. Благодаря хоббитам, оно стало широко известным как «лист полуросликов», распространилось среди гномов и Следопытов Севера.

Первым из хоббитов галенас вырастил Тобольд Дудкинс в Долгой Долине, местности в Южной Чети Шира. Популярные сорта, выращивавшиеся хоббитами, включали «Лист Долгой Долины», «Старину Тоби» и «Южную Звезду»; культивация травы стала устоявшейся отраслью сельского хозяйства в Южной Чети.

Маг Гэндальф на совещании Белого Совета говорит Саруману, что галенас прочищает голову от теней, скопившихся внутри, дает терпение и возможность слушать ошибочные мнения и не впадать при этом в гнев.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В 1560 г. французский посланник при португальском дворе в Лиссабоне Жан Нико, познакомившись с новым драгоценным растением, обладающим целебными свойствами, прислал его семена в Париж под названием «священной целебном травы». Доктора начали советовать употреблять «целебную траву» от астмы и других болезней, и вскоре «священная трава» превратилась в «чертово зелье».

Во второй половине XVII в. русских послов в Италии как-то угостили порошком из листьев этого растения. Так как в России это еще не вошло в моду, послы пришли в негодование и сказали: «Бог создал хоть одну часть тела негрешащую — нос, а люди и его умудряются довести до греха». (Табак)

ТОЛКИН

Флора Мордора - низкорослые растения, сумевшие выжить в этой «умирающей, но еще не умершей» стране. Включает низкорослые деревца, пучки жесткой серой травы, сморщенные мхи, заросли ежевики и густо растущие кустарники, которые можно было найти около крохотных ручейков, стекающих с гор. Кустарники имеют шипы, которые достигают в длину 30 см.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Латиноамериканская легенда гласит: жил-был в одном индейском племени юноша. Однажды он отправился на охоту и забрался в такие леса, куда никогда не доходил ни один человек. Вдруг его стали преследовать страшные чудовища. Юноша понял, что не сможет убежать от них. Теряя силы, он обратился к богам за помощью. Тогда они превратили его в оленя, чтобы он смог убежать от преследователей. Но чудовища настигали его. И вдруг олень исчез. Он превратился в маленькое колючее растение, похожее на шишку. Так появился первый… (кактус).

ТОЛКИН

Симбельмейн - белый цветок, росший в Рохане, в основном на погребальных курганах королей. Название также переводится со староанглийского как «вечноцвет».

Существуют и другие цветы, выглядящие так же, как и симбельмейн.

Уйлос - белый цветок в форме звезды, «вечноцвет, не знающий времён года и не засыхающий никогда», росший перед Серебряными воротами Гондолина в Первую Эпоху.

Альфирин - белый цветок на погребальном кургане Элендила в Гондоре.

Названия этих цветов также напоминают «вечноцвет»: «уйлос» на синдарине обозначает «вечные снега», а «альфирин» — «бессмертный».

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ Таинственное растение, с которым связано множество легенд и преданий. Некоторые считают, что название цветка пришло к нам из Франции. По-французски называется «Иммортель». У нас же называли его «неувядкой» или «живучкой». Сорвешь его, а он не вянет…

Было еще такое поверье, что, если цветок вырастает на могиле, то душа умершего получила бессмертие в загробной жизни, и его родные и близкие смогут встретиться с ним на том свете. В настоящее время старым преданиям никто не верит, но цветы продолжают расти на братских могилах и курганах, охраняя покой и сон «спящих» безвременно ушедших воинов. (Бессмертник)

ТОЛКИН

Хи́рилорн — наибольшее из деревьев леса Нелдорет, расположенного в северной части Дориата . У него три ствола, одинаковых в обхвате, гладких и очень высоких; до очень большой высоты от земли на них не было ветвей.

На синдарине «Хирилорн» означает «Дерево владычицы». Предположительно синдаринское слово «нелдор» (Вы помните, лес называется Нелдорет) было изначально названием Хирилорна, происходя от слов «нелд» («три») и «орн» («дерево»).

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Род деревьев, описанный Толкиеном, к которому относится Хирилорн, существует и в реальном мире, разве что ствол у него всего один. В некоторых германских языках название дерева совпадает со словом «книга». Связано это с тем, что первые руны писались на деревянных палочках, вырезанных из этого дерева, или на его коре. (Бук)

ТОЛКИН

Древа Валар - деревья, сотворённые в начале времён. Древа Валар находились на холме и освещали Валинор, Эльдамар и Тол-Эрессеа. Старшим из Древ был Телперион («Серебристый»), второе Древо называлось Лаурелин («Золотая»). Цветы Телпериона давали серебристый свет, листья Лаурелин испускали золотой. Свет Древ усиливался и ослабевал с периодичностью в двенадцать часов - такова была продолжительность дня в то время.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Калифорнии растет гигантское дерево Генерал Шерман. Оно не только самое старое на Земле дерево этой породы, но и самое высокое из своих собратьев. Его высота составляет 84 метра, а обхват у основания - 31 метр. Приблизительный возраст этого гиганта - 2300-2700 лет. Генерал Шерман привлекает множество туристов. Они описывают это дерево, как «огромный красно-оранжевый камень, вершины которого невозможно увидеть». Удивительно, но это дерево до сих пор растет, ежегодно прибавляя в обхвате приблизительно 1,5 сантиметра. Около дерева американцы, любящие все переводить в цифры, на табличке обозначили, что из его древесины можно было бы построить 40 домов, а если бы его положить рядом с пассажирским поездом, то оно оказалось бы гораздо длиннее. Но дело ведь не в большом объеме древесины! Когда туристам говорят, что дерево росло еще до царя Тутанхамона, то у них захватывает дух. (Секвойя)

Ну, а если есть флора, значит, есть и фауна? - спросите вы. Ответ: да! Конечно! Животный мир Средиземья настолько же разнообразен и уникален, как и растительный.

Зоология.

ТОЛКИН

Мумаки. Величиной с башню предки современных слонов, их использовали во время Войны Кольца в качестве своеобразных «ходячих башен»: пока мумаки со свойственной им природной кровожадностью топтали и протыкали бивнями противников, воины, сидевшие в специальных укреплениях на спине слона, обрушивали на врагов град стрел и копий.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Боевые слоны широко использовались в армиях различных государств в античные времена и в средневековье. Они были грозной силой, в т.ч. благодаря устрашающему эффекту, который они производили на противника. Однако слоны плохо поддаются дрессировке, несмотря на приручение, они остаются непредсказуемыми животными. Отсюда - неудачи их боевого применения.

Истории известен факт, когда восемь десятков слонов устроили бунт прямо на поле боя, что послужило причиной поражения легендарного карфагенского полководца в битве с римскими легионами. Назовите полководца. (Ганнибал)

ТОЛКИН

Быки́ О́ромэ - белые быки, жившие у внутреннего моря Рун. Были названы так людьми Гондора. Ворондил Охотник сделал охотничий рог из рога одного из этих быков, и он стал фамильной реликвией рода Правителей-Наместников Гондора. В конце концов, этот рог попал к Боромиру и был разрублен надвое, когда тот пал в битве с орками у Парт Галена.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

350 лет назад бежал по равнине красивый бык. Но натянул охотник тетиву лука, а может быть и взвел курок примитивного ружья, главное, что выстрелил, даже не подозревая, что стал убийцей последнего на земле. И остались от этого животного только кости, несколько рисунков и множество рассказов.

Согласно этим рассказам это было очень красивое и сильное животное, около 2 метров роста в холке с большими крепкими и острыми рогами. Бык был черной масти, а коровы и телята рыжей или гнедой. Быки водились по всей Европе, а также по большей части Азии и Африки. Сегодня же о них напоминают только домашние коровы. (Тур)

ТОЛКИН

Ме́арас - порода диких лошадей, живших на севере Средиземья. Продолжительность их жизни была равна людской, разум и сила были совершенно исключительными. Они превосходили обычных лошадей в той же степени, что эльфы - людей. Во все времена они служили только королю и принцам Рохана. Однако во время Войны Кольца дружба Гэндальфа Серого со Сполохом, владыкой меарас, привела к тому, что Сполох позволил Гэндальфу оседлать себя и ездить на себе верхом в конце Третьей Эпохи.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Все домашние животные, жизнь без которых сейчас мы даже себе не представляем - собаки, кошки, коровы, козы, кролики и т.д., - когда-то были дикими. А вот с этими лошадками случилось все наоборот. Они являются потомками домашних коней, которых еще в XVI веке завезли в Америку испанские колонизаторы. С того времени более 200 лет они росли и размножались на воле, пока их не начали ловить и объезжать индейцы, а затем и белые. Объезженных коней даже использовали на почтовой службе и в кавалерии США. Их также любили и одомашнивали ковбои. (Мустанги)

ТОЛКИН

Короле́ва Беру́тиэль стала известна из-за своих кошек, точнее - из-за их использования в качестве шпионов. «…у нее было девять чёрных кошек и одна белая, её рабыни, с которыми она разговаривала или читала их память, отправляя их для выведывания всех тёмных тайн Гондора… белая же кошка шпионила за чёрными и мучила их. Ни один человек в Гондоре не решался дотронуться до них, все их боялись и проклинали, когда те проходили мимо».

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Таиланде все кошки сиамские. Впрочем, так же как и собаки, слоны, петухи, бабочки, змеи и муравьи. Почему? (До 1939 года Таиланд назывался Сиамом).

ТОЛКИН

Кре́байн - вид больших ворон, населявших Дунланд в Третью Эпоху. Часто использовались как слуги и шпионы сил тьмы, в частности, Саруманом. В ходе Войны Кольца стая кребайн была отправлена на поиски хранителя Кольца.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Многие заключенные этой тюрьмы слышали странное приветствие воронов, перед смертью: королева Джейн Грей в 1553 году, герцог Эссекс в 1601. Со временем возникло суеверие, что если вороны покинут крепость, Британия падет. Один из монархов, Карл II, отнесся к нему достаточно серьезно, чтобы издать специальный указ, защищающий птиц. С тех пор здесь постоянно проживают не менее шести ворон. Они официально включены в реестр, как солдаты. (Тауэр)

ТОЛКИН

Крылатые драконы были выведены Морготом в Первую эпоху. Помимо прочих драконьих особенностей, таких как выдыхание пламени, стальная чешуя и когти, ядовитая кровь, злобный, но острый интеллект, гипнотические и телепатические способности и любовь к сокровищам, обладали парой крыльев, позволявших им передвигаться по воздуху. О драконах с крыльями не было ни слуху, ни духу до Третьей эпохи, когда Смауг Золотой, чуть ли не последний из крупных крылатых драконов, захватил королевство гномов Эребор.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Один из древнейших хищников, останки которого были найдены в отложениях каменного угля времен юрского периода. Это очень опасный и прожорливый монстр. Две пары крыльев позволяют ему летать очень быстро и ловко. Своих жертв он может ловить и поедать прямо на лету, а количество пищи, которую он съедает за день, может вдвое превосходить его собственный вес. Англичане назвали монстра Dragonfly, что переводится как «Драконовая муха». (Стрекоза)

ТОЛКИН

Величественные орлы , служили Манвэ, владыке ветров. Были его глазами, благодаря им валар мог следить за всем Средиземьем. Некоторые орлы, называемые Великими, были гигантскими. Со времён войны за Сильмариллы помогали Свободным народам.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Средние века изображение орла начало появляться на многочисленных фамильных, а затем и государственных гербах. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. В геральдике орёл символизирует силу, мужество, дальновидность и бессмертие. Но просто орлов не бывает. Есть разные орлы, и называются они по-разному. Среди современных государств изображение конкретно этого представителя имеется только на гербе и флаге Мексики. Этот же орёл официально считается национальной птицей данной страны. Это самый крупный, самый знаменитый и самый типичный из орлов. (Беркут)

ТОЛКИН

Глубинный Страж . Таинственное создание, обитающее в озере у западных ворот Мории. Неизвестно, что это и сколько их, но нрав Стража явно не самый лучший - во время похода Балина с целью отвоевать Морию у орков обитатель озера утопил гнома Оина. Когда же в копи попытались сунуться члены Братства Кольца, из воды высунулись бледно-зелёные щупальца и схватили Фродо.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В далекие времена люди так описывали осьминогов: «Множеством гнусных ртов приникает к вам эта тварь; гидра срастается с человеком, человек сливается с гидрой. Вы - одно целое с нею. Вы - пленник этого воплощенного кошмара. Тигр может сожрать вас, осьминог - страшно подумать! - высасывает вас. Он тянет вас к себе, вбирает, и вы, связанный, склеенный этой живой слизью, беспомощный, чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище. Ужасно быть съеденным заживо, но есть нечто ещё более неописуемое - быть заживо выпитым».

Однако с распространением этого изобретения осьминоги были реабилитированы. Жак Ив Кусто, который одним из первых наблюдал за спрутами в их естественной среде обитания, писал, что осьминоги боялись его команду даже больше, чем команда боялась их. Что за изобретение? (Акваланг)

Заключение

Викторины в таком формате можно совершенствовать до бесконечности, используя для этого различные разделы отраслевой литературы. Помимо научно-познавательной функции такой тип игры повышает читательскую культуру школьников, способствует расширению их кругозора и знакомит с творчеством таких классиков британской литературы, как Дж. Р. Р. Толкиен.