«Вернер фон Браун. Человек, который продал Луну» Денниса Пишкевича

«Марсианин» Энди Вейера


Лев Данилкин : «Один из лучших переводных - несмотря на «жанровое» обременение - романов в этом году. Недалекое будущее. Очередная американская миссия на Марс терпит крушение; экипаж астронавтов в панике эвакуируется, оставляя одного из своих товарищей мертвым. На самом деле он жив; однако в ближайшие несколько лет вряд ли кто‑то об этом узнает. Несмотря на неизбежные в таком случае приключения в жанре «ты размахнешься по сосне, а трахнешь по ноге», Робинзон оказывается рукастым и головастым - настолько, что скоро плоды его деятельности становятся очевидны уже не только ему; и уже через несколько глав роман, ранее выглядевший как дневник обреченного, переключается на вторую - далеко не самую высшую - передачу; и очень-очень хорошо «тянет». Странно, что никому раньше не приходило в голову написать «Робинзона Крузо» про Марс; зато ничего удивительного в том, что «Марсианина» тут же, с колес, переформатировали в для Ридли Скотта».

«Интерстеллар. Наука за кадром» Кипа Торна


Всемирная слава нагнала Торна с большим опозданием: научные , положенные в основу нолановской картины, были предложены физиком еще за двадцать лет до выхода фильма. Зато сейчас перед первооткрывателем объекта Торна - Житков, профессором Калифорнийского технологического института и почетным доктором МГУ , открыты двери всех киностудий мира: глядишь, в скором будущем сайфай окончательно встанет на рельсы строгого знания.


Лев Данилкин : «Автор «многие годы проработал в ракетной области» и умудрился вместить в одну книгу сотни историй, имеющих отношение к советскому ракетному проекту на его ранней стадии - от подготовки запуска первого спутника до судьбы лунного проекта после смерти Королева. Книга ломится от любопытных фактов; единственный, пожалуй, очень странный момент - описание пресс-конференции 28 марта 1961 года, когда иностранные журналисты пытались узнать у вице-президента АН СССР Топчиева что‑нибудь о советской космической программе. Среди прочего автор транслирует якобы заданные иностранцами вопросы «Почему же исключены из списка кандидатов на космический полет летчики Карташов и Варламов?» и «Что случилось 23 марта в Центре подготовки космонавтов с кандидатом Бондаренко?». Разумеется, это могло бы заинтересовать американских корреспондентов - однако у американской прессы в марте 1961 никоим образом не могло быть ни этих сведений, ни тем более точных имен; еще очень-очень нескоро они узнают о том, что один из космонавтов первого отряда погиб в сурдокамере».

Издательство «Вече», 2011, Москва

«Разведка далеких планет» Владимира Сурдина


Самая известная книга главного отечественного астронома, принесшая автору премию «Просветитель» за 2012 год. Сурдин - не только блестящий ученый, но и прирожденный лектор, который умеет доступно и вместе с тем корректно, не спрямляя углов, объяснить самые сложные космические процессы - будь то история Солнечной системы, процесс образования звезд, эволюция галактик или проблемы освоения экзопланет. Интервью с выдающимся современником можно прочитать .

«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите» Криса Хэдфилда


Космонавты давно уже не поп-идолы, но подробности их тщательно организованного быта продолжают интересовать публику - а тут еще и проводник попался улыбчивый, доброжелательный и с

Живопись дает возможность увидеть несозданное, поместить взгляд в точку, где еще не было фотокамеры, поэтому неудивительно, что тематика космоса достаточно хорошо в ней представлена. Эта публикация - ни в коем случае не обзор всех художников, изображавших космос, а скорее пробежка по вехам через призму моего вкусового восприятия.


Художник Анатолий Мущенко

Вряд ли получится найти первого "космического художника", но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики Жюля Верна. "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны" читали будущие пионеры космонавтики, и, запуская свои ракеты, они могли вспоминать картину эпического, пусть и не реалистичного, выстрела колумбиады.

В 1920-х годах в СССР была группа художников-космистов "Амаравелла", но они вдохновлялись в основном идеями Рерихов, Блаватской, Чюрлёниса и культур Востока, поэтому рисовали всякую неопределенную мистику. Вряд ли картина Сергея Шиголева "Работа в космосе", написанная в 1927 году, изображает реальных людей, работающих в реальном космосе.

Судьба Шиголева сложилась печально, но другим представителям его поколения удалось сделать больше. Челси Боунстелл (старше Шиголева на 7 лет) стал маяком в живописи для американцев, мечтающих о космосе. Его иллюстрации появлялись в журналах начиная с середины 1940-х и использовались в книге "Покорение космоса" 1949 года, которую зачитывали до дыр мальчишки, пораженные в самое сердце советским спутником.


В 10 км над полюсом Луны,


Маленький спутник

В СССР работал Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться.


Увы, в реальности 1996 год прошел под знаком совсем других событий


Стартовая площадка орбитальной космической станции

Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты непосредственно. Пол Калли (официальный сайт), например, стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов "Аполлона-11" перед стартом. Кроме этого он писал картины и активно рисовал для почтовых марок.


Нил Армстронг


"Мощь"

Заметного успеха уже успела добиться молодая художница Анастасия Просочкина. Ее работы сочетают художественный взгляд и внимание к техническим деталям (Анастасия консультируется у работников отрасли). Самобытный стиль пользуется популярностью, картины заказывали и Роскосмос, и частные космические компании.

На краудфандинговой платформе "Планета" заканчивается проект Анастасии по выпуску космического календаря, и уже собрано в пять раз больше требуемой суммы. Радует, что идея повесить себе на стену календарь на следующий год с космическими рисунками интересна и широкой общественности.

Кроме указанных выше ссылок на сайты художников, огромную и уникальную коллекцию космического арта собрал паблик

Освоение человеком космоса открыло новую страницу в истории искусства. В рамках серии публикаций, посвященных празднованию Дня космонавтики на этой неделе, «Йод» подготовил материал про то, как тема космоса получила отражение в самых разных сферах человеческой культуры - от живописи до дизайна одежды и мебели.

С того момента, как первый в истории спутник был запущен на орбиту Земли в 1957 году, космос завладел умами миллионов людей. Художники и поэты вдохновлялись космосом, мечтали о нём и порой даже заглядывали в будущее, предвосхищая то, чему ещё только суждено было сбыться.

Важнейшее событие той эпохи - полёт человека в космос - нашло отражение в творчестве таких художников, как Александр Дейнека . В его картине «Покорители космоса» ракеты взлетают с космодрома одна за другой, люди только успевают их строить. В честь первого человека в космосе, Юрия Гагарина , писали стихи и песни, на русском и других языках мира. Владимир Высоцкий посвятил ему свое стихотворение «Я первый смерил жизнь обратным счетом». О нем до сих пор снимают фильмы, число которых уже составляет около полусотни.

Александр Дейнека, «Покорители космоса»

Освоение космоса стало поворотным пунктом в творчестве многих художников. Так, например, с запуском первого космического спутника изменилась судьба Андрея Соколова , сына одного из руководителей строительства космодрома Байконур . Он стал первым в мире художником, который рисовал открытый космос не покидая своей мастерской. Он запечатлел такие вехи в истории космонавтики, как полёт на Луну и выход человека в открытый космос. А также изобразил то, о чем тогда только можно было мечтать, и что, возможно, ждёт человечество в обозримом будущем - высадка на Марсе, Венере, других планетах и их спутниках.

Начиная с середины 60-х годов Соколов начинает работать в соавторстве с космонавтом Леоновым . Знаменитый советский лётчик-космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, - одновременно талантливейший художник, запечатлевший космос на своих картинах прямо с орбитальной станции. Каждая его работа - уникальна, потому что является не плодом творческого воображения или скопированным с фотографии телескопа изображением, а подлинным свидетельством виденного автора своими глазами живого космоса.

Андрей Соколов и Алексей Леонов, «Космические шоферы»

Недавно в Третьяковской галерее прошла церемония передачи музею двух картин Алексея Леонова. Событие было приурочено к масштабной выставке «Оттепель», посвященной знаковому историческому периоду в отечественной истории, сообщает ТАСС.

Не могла не отреагировать на такую животрепещущую для общества тему, как покорение космоса и мода. Космические мотивы нашли отражение в коллекциях таких дизайнеров, как Пако Раббан, Пьер Карден , Эмилио Пуччи. Футуристические линии, яркие и блестящие ткани, необычные прически и аксессуары - всё это сильно изменило образ и стиль жизни на Западе.

Кадр из фильма «Фотоувеличение»

Дизайн техники и интерьеров также во многом изменился под влиянием новых идей. Пылесосы «Сатурн», часы «Ракета», обтекаемая по форме мебель и блестящие металлические поверхности служат ярким примером того, как промышленный дизайн подхватывал космические тенденции.

Советский пылесос «Сатурн»

По сей день тема космоса остается неисчерпаемым источником вдохновения во всех сферах человеческой культуры. Степень взаимного влияния искусства и науки так высока, что порой бывает сложно понять, что именно было первоисточником - то ли научные открытия привели к созданию произведений искусства, то ли художественный вымысел вдохновил учёных и конструкторов.

В своём изначальном понимании греческий термин «космос» имел философскую основу, определяя гипотетический замкнутый вакуум вокруг Земли - центра Вселенной. Чёткой границы - где начинается космос - не существует, атмосфера разряжается постепенно по мере удаления от земной поверхности, и до сих пор нет единого мнения, что считать фактором начала космоса.

Часто космос вдохновляет художников на создание эпических внеземных картин. Сегодня мы их и посмотрим.

1. Глизе 667 Cc - экзопланета в обитаемой зоне, вторая экзопланета у звезды Gliese 667 C в тройной системе Gliese 667. Планета удалена от Земли на ~ 22,7 световых лет. Так, по мнению художников, может выглядеть там закат. (Фото L. Calcada | Reuters | ESO):


2. На апрель 2011 года планетная система звезды OGLE-2005-BLG-390L являлась самой удалённой от Солнца из всех известных планетных систем (21500 ±3300 св. лет). Планета представляет собой сверхземлю, которая обращается на среднем расстоянии 2,6 а. е. от своей звезды. Масса планеты - 5,5 масс Земли. Температура поверхности планеты оценивается всего в 50 K, так как материнская звезда - тусклый красный карлик.


3. Планета Kepler-16b с двумя звездами. Холодная планета размером с Сатурн с газовой поверхностью, считается непригодной для зарождения жизни. (Фото R. Hurt | Reuters | NASA):


4. Астрономы обнаружили более 1284 планет за пределами нашей Солнечной системы, 9 из них, возможно, пригодны для жизни. (Фото Courtesy W. Stenzel | Reuters | NASA):


Электронная библиотека нашего портала сайт насчитывает огромное количество книг о тайнах и загадках космоса, большинство из которых Вас наверняка заинтересует. Они пробудят воспоминания с детства и унесут Вас в сказочный мир незабываемых фантастических приключений.

Многие произведения давно переиздавались, и отыскать их в бумажном варианте очень сложно. К счастью планшетные компьютеры и электронные книги давно не являются диковинкой. Любой желающий может воспользоваться нашим сайтом сайт и бесплатно получить любую книгу в электронном варианте, воспользовавшись удобным поиском. Мы постоянно следим за развитием и пополнением нашего ресурса, привлекая на свой портал все больше постоянных посетителей.

Космос и литература от сайт

Космический миф – сложное явление мировой и русской культуры. Между писателями и учеными никогда не было споров о том, какая картина космоса будет более правильной – научная или художественная, потому что на сегодняшний день эти две системы успешно существуют как бы порознь. Принято считать, что язык науки нельзя хорошо перевести на язык художественной речи, в то время как язык искусства не имеет адекватного отражения в сложной научной терминологии. Но как бы там ни было, существует две модели мира, которые находятся в незримом взаимодействии.

Космос Ньютона и космос Гете формально никогда не соприкасались друг с другом, несмотря на ту очевидность, что «Фауст» написан человеком, который принял ньютоновский образ мира. Как известно, Ньютон предшествовал Гете, но сейчас редкая космологическая модель может обойтись без косвенных и прямых обращений к «Фаусту». Безусловно, научная достоверность в таком случае играет второстепенную роль.

Отчеканенный на щите Ахилла гомеровский космос имеет мало общего с эйнштейновскими и ньютоновскими концепциями, но «Илиада» никогда не устаревает. С научной точки зрения космический миф может быть усовершенствован, или он может соответствовать новым научным достижениям – в искусстве его ценность измеряется не этим.

Описанный ужас Тютчева перед бездной космоса был мотивирован пустой Вселенной Ньютона, где пространства и времени бесконечно много. В теории относительности Эйнштейна идет речь о нулевом времени, но несмотря на это Тютчев не устаревает. Читатель интересует писателя не только в настоящем времени, он погружается в искусство со своим будущим и прошлым, со всеми подтвержденными и опровергнутыми мифами.

Космос и литература: мифы опровергаются в науке, но не в искусстве

В русской литературе мифы о космосе ранее не являлись предметом отдельного исследования, хотя «космос Тютчева», космос «Достоевского», «космос Лермонтова» стали вполне привычными словосочетаниями в условиях современной литературной критики. Косвенно или прямо эти темы затрагиваются в работах В. Топорова, Г. Гачева. Ярким примером такого рода исследований выступают работы Я. Гуревича, С. Аверинцева, А. Лосева по византийской, античной и средневековой литературе и эстетике. В таком случае выработалась определенная методология, которая заключается в том, что различные художественные произведения выступают материалом для космологической модели этнографа, филолога, литературоведа, историка.

Портал сайт представляет обзор книг о космонавтах и космосе для всех тех, кому интересна тема освоения космоса, кому не безразлична роль нашей страны в мировой космонавтике. Мы собрали как научные, так и фантастические и детские книги о космосе.