«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. Об истории создания «Сикстинской Мадонны», первых упоминания о «Сикстинской Мадонне», о первоначальном названии шедевра художественной классики читайте в нашей статье.

«Это целый мир, великолепный, красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, если бы он не создал ничего другого, бессмертным».

Гёте о «Сикстинской Мадонне»

Высший творческий взлёт Рафаэля продолжался до середины 1510 годов, и на этот период приходится создание «Сикстинской Мадонны» - наиболее известной из картин художника.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Одно время эта картина считалась самой знаменитой в мире не только благодаря своей красоте, но и потому, что польско-саксонский король Фредерик Август III Саксонский купил её в 1574 году у церкви Св. Сикста в Пьяченце за огромные деньги. От названия церкви картина получила своё новое, теперь известное каждому, название - «Сикстинская Мадонна», а изначально она называлась «Мадонна с Младенцем, со Св. Сикстом и Св. Варварой». В церкви Св.Сикста хранились реликвии, связанные с этими святыми. Реликвии чрезвычайно важны для церкви, потому что они производят необходимый эффект. Папа Юлий II , ещё будучи кардиналом, собирал пожертвования на возведение в церкви часовни для мощей Св. Сикста и Св.Варвары.

Церковь Св. Сикста, Пьяченца

Не существует никаких документальных свидетельств создания «Сикстинской Мадонны» и почему она оказалась в монастыре Св. Сикста в Пьяченце. Впервые картина упоминается в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари только в 1550 году. Со слов Вазари: «Исполнил он (Рафаэль) для чёрных монахов (монастыря) Св. Сикста доску (изображение) главного алтаря с явлением Богоматери Св. Сиксту и Св. Барбаре; творение уникальное и своеобразное». Утверждение Вазари, что алтарный образ исполнен на доске, свидетельствует о том, что он сам «Сикстинскую Мадонну» не видел, потому что картина написана на холсте. Ошибка Вазари имеет простое объяснение: в начале XVI века алтарные образа обычно исполнялись на доске. Огромная по размерам «Сикстинская Мадонна» (256х196 см) написана на холсте. Вполне возможно, выбор материала зависел от крупных габаритов картины. Но это можно толковать и как подсказку, что картина задумывалась как элемент хоругви.

Хоругвь - религиозное знамя в Православной и Восточнокатолической церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Церковные хоругви предназначались для крестных ходов.

Датировка создания картины растянута во времени - от 1512 до 1519 года, и до сих пор вызывает споры. Большинство исследователей считают наиболее вероятной датой её исполнения 1512 - 1514 годы.

Вся итальянская культура берёт своё начало от монастырей. Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав и единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV - V веков. Преподобный Пахомий Великий основал первый общежительский монастырь и написал первый монастырский устав в 318 году. Монастыри занимались не только религией, они были очагами знания со времён тёмного Средневековья. В каждом монастыре была библиотека и место, где переписывались книги-скрипторий, и их совместная деятельность запустила цепочку событий, благоприятных для развития культуры. Некоторые монастыри, такие как первый бенедиктинский монастырь в Монте-Кассино (основ в 529 году), были настоящими средневековыми научными центрами. Монахи занимались исследованиями в различных областях философии, медицины и музыки. Первые школы были открыты при монастырях. Послушники монастырей часто становились папами: папа Лев Х, покровитель Рафаэля, был послушником монастыря Монте-Кассино в 100 км от Рима. Монастыри давали приют немощным старикам и больным и были местом, где можно было укрыться от мирского окружения, от царящего в мире хаоса и насилия. Под влиянием учения Савонароллы Леонардо да Винчи в 1491 году на некоторое время ушёл в доминиканский монастырь под Пизой. Приверженцами идей «демагога на религиозной почве» Савонаролы стал старший брат Микеланджело, постригшийся в монахи в Витербо, и художник делла Порта, получивший после принятия монашеского сана имя фра Бартоломео.

Монастырь Св. Сикста, один из самых древних монастырей, был основан королевой Энгильбергой в 874 году. И как всякий монастырь, он жил автономно, строго оберегая свои тайны. Нельзя забывать, что это были непростые времена: Италия жила в состоянии непрекращающихся войн, уничтожавших людей и сам дух цивилизации. Ужасной реальностью этих войн были не просто катастрофические, иногда просто невосполнимые потери: во время итальянского похода Наполеона сгорел архив монастыря Св. Сикста. К сожалению, не сохранились и какие-либо подготовительные рисунки или эскизы «Сикстинской Мадонны». А так как источник исторической информации отсутствует, имя заказчика прекрасной картины до сих пор не известно.

Немецкий исследователь М. Путчер и его последователи убеждены, что Рафаэль написал «Сикстинскую Мадонну» для церкви Св. Сикста, и в этой церкви картина оставалась до того, как её увезли в Дрезден. По его версии Папа Юлий подарил «Сикстинскую Мадонну» церкви Св. Сикста в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца (монахи монастыря активно агитировали за присоединение к Риму), во время войны с Францией. В начале XVI века северные земли Италии стали предметом и местом столкновения корыстных интересов Рима и Франции. Папские войска настолько хорошо справлялись с кровавой задачей завоевания северных областей, что северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. 24 июня 1512 года Пьяченца тоже добровольно присоединилась к Риму, войдя в государство папы и получив статус Папской Области.

У Юлия II , политические амбиции которого шли рука об руку с религиозным рвением, было особое отношение к Пьяченце. Этот небольшой городок в 60 км от Милана напоминал папе Юлию о родстве с папой Сикстом IV , его дядей. К тому же, в городе находился собор Св. Сикста - покровителя рода делла Ровере, к которому принадлежал папа Юлий. Во время пребывания в Пьяченце в июне 1500 года, ещё будучи кардиналом, папа Юлий II даровал монахам монастыря отпущение грехов за богоугодное дело строительства церкви. Церковь Св. Сикста, сильно пострадавшую во время войны и восстановленную известным архитектором Алессио Трамалло в 1499-1511 годах вновь открыли после реконструкции уже с новым заалтарным образом - шедевром Рафаэля «Сикстинской Мадонной».

Интерьер церкви Св. Сикста

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур – все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество – повышенный духовный контакт со Зрителем. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах – причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, – есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью.

Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию – в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем – ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

Один из наиболее часто обсуждаемых и самых любимых шедевров Возрождения - это картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля. Для многих людей она остается примером высокой западной живописи. Ее популярность практически так же велика, как у "Моны Лизы". Все, кто изучал это полотно, признавали странные и сбивающие с толку выражения лиц Марии и младенца Иисуса, но все попытки расшифровать их значения зачастую были неудачными.

Небольшая история великого шедевра

Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Когда он писал свое полотно "Сикстинская Мадонна", то совершил некий прорыв в творчестве и оставил для потомков уникальный шедевр. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. В XVI столетии это уникальное произведение было почти забыто, в XIX стало одним из самых популярных творений мирового искусства, а в середине XX века едва не погибло. Все эти перипетии выпали на долю полотна, которое написал Рафаэль Санти, - "Сикстинская Мадонна".

Шедевр, который не может оставить равнодушным

Великого эпохи Возрождения называли поэтом образа Мадонны. Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но "Сикстинская Мадонна" производит на зрителя наиболее сильное впечатление - глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно.

С величием и простотой женщина несет людям самое дорогое - своего сына. Мадонна легко и уверенно ступает по облакам, которые клубятся под ее босыми ногами. Легкий ветерок откидывает край ее простого плаща. Всем своим обликом Мадонна напоминает обыкновенную крестьянку. Она даже своего сына держит так, как обычно держат детей крестьянские женщины. Именно так передал образ Девы Марии автор "Сикстинской Мадонны".

Предположения искусствоведов о шедевре Рафаэля

Эту простую женщину встречают как Царицу небесную. На Мадонну восхищенно смотрит коленопреклоненный старик в парадной папской мантии - это Святой Сикст. Именно ему явилась Богоматерь вместе со своей спутницей которая облегчает муки умирающих.

Искусствоведы уделяют пристальное внимание работе Рафаэля "Сикстинская Мадонна": и ее подробное изучение занимает умы исследователей многие десятилетия, ведь это надгробное полотно, которое художник создал на смерть своего благодетеля Папы Юлия Второго. Вот почему черты лица Юлия запечатлены в образе Святого Сикста, а стоящая на парапете, увенчана желудем, гербовым знаком Юлия Второго.

Заказ на надгробную картину

Покровитель Рафаэля Санти был своенравным стариком. Он мог поколотить художника своим посохом или отдать приказ о разрушении фресок, которые ему не понравились. В то же время Юлий не жалел никаких средств на украшение дворцов и церквей.

По его заказу Рафаэль занимался росписью залов нового папского дворца в Риме и создал величественные фрески "Диспут", "Парнас" и другие. В 1513 году Юлий Второй умер, и Рафаэлю, как одному из его самых любимых художников, было предложено написать картину, которая должна была находиться над гробницей Папы в Римском соборе Сан-Пьетро. Конечно, согласился на выполнение этой работы Рафаэль Санти. "Сикстинская Мадонна" стала надгробной картиной.

Двухсотлетние скитания известного полотна

Предполагается, что художник работал над своим произведением в 1513 году, но родственники Папы передумали и в соборе вместо картины установили статую. Это была скульптура "Моисей" работы Микеланджело, вечного соперника Рафаэля. А отвергнутый шедевр художника был вывезен из Рима. Так начались скитания "Сикстинской Мадонны".

В течение двух столетий картина находилась в провинциальном городке Пьяченце, в монастыре бенедиктинцев.

Это породило легенду о том, что "Сикстинская мадонна" была написана по заказу монахов для церковного алтаря. Прошло более двух веков, и картину в 1754 году приобрел страстный немецкий коллекционер живописи Август Третий. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Произведение было привезено в Саксонию, в Дрезденский дворцовый ансамбль, но видеть ее могли только избранные. Жемчужина галереи, которую написал Рафаэль Санти, "Сикстинская Мадонна", на последующие 100 лет была сокрыта от посторонних взглядов в одном из безлюдных залов дворца.

Исторические события, которые пришлось пережить известному шедевру

А тем временем Европу сотрясали революции. В 1749 году в Германии началось народное восстание. Во время уличных боев в Дрездене загорелся концертный зал Цвингера, но картины, к счастью, не пострадали. Через 6 лет поврежденная часть дворца была восстановлена.

В 1855 году "Сикстинская Мадонна" вместе с другими шедеврами была перевезена в другое крыло здания. Дрезденская галерея стала местом паломничества тысяч людей из многих стран мира. 8 мая 1945 года Дрезден атаковало полторы тысячи американских бомбардировщиков. Исторический центр города, имеющий трехсотлетнюю историю, был разрушен за полтора часа. Архитектурный ансамбль Цвингер был превращен в развалины.

Но через два месяца недалеко от Дрездена советскими воинами была обнаружена заброшенная каменоломня. Там прямо на сырых камнях лежали полотна голландских мастеров, и только одна картина была тщательно упакована в ящик со специальными амортизаторами. Конечно, это был знаменитый шедевр, который создал Рафаэль Санти, - "Сикстинская Мадонна".

Путешествие в Россию

Летом 1945 года эта картина вместе с другими полотнами из немецких музеев была вывезена в Москву. В течение девяти лет лучшие реставраторы возвращали к жизни пострадавшее произведение искусства. А в 1954 году "Сикстинская Мадонна" и другие экспонаты были выставлены на два месяца в Московском после чего были возвращены в ГДР.

За годы своей жизни множество произведений написал Рафаэль Санти. Картины "Сикстинская мадонна", "Три грации", "Обучение Девы Марии", "Триумф Галатеи" и многие другие вызывают чувство восхищения и благоговейного трепета.

Рафаэль
Сикстинская мадонна. 1513—1514
Холст, масло. 265 × 196 см
Галерея старых мастеров, Дрезден. Викисклад

Кликабельно - 3028px × 4151px

«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею». Так Василий Жуковский описал свои впечатления от встречи с шедевром Рафаэля. В чем секрет «Сикстинской Мадонны»?

Сюжет

Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Мученичество Святого Сикста II, XIV век

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257 по 258 год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты желуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.

Рафаэль первым написал Мадонну, которая смотрит зрителю в глаза

Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в III веке, ее отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против — долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчеркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это еще не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

«Сикстинская Мадонна» написана по заказу папы Юлия II

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.


«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.


Портрет короля польского и великого князя литовского Августа III (1696-1763)
1733. Викисклад

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Для «Сикстинской Мадонны», возможно, позировала любовница Рафаэля

Прошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.

Рафаэль Санти. Автопортрет
1506, масло по дереву, 45 × 33 см. Викисклад

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлек лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

Самый известный ученик Рафаэля прославился порнографическими рисунками

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.


Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511
Scuola di Atene
Фрезка, 500 × 770 см
Апостольский дворец, Ватикан. Викисклад

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Художник: Рафаэль Санти


Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Описание картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Художник: Рафаэль Санти
Название картины: «Сикстинская мадонна»
Картина написана: 1513-1514 г.
Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара. Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества. Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы. Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны». История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи. Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.