Замечательный В нём акварельные карандаши и краски используются вместе. Подробное пошаговое описание в картинках Рода Уэбба позволит создать сразу хороший рисунок.

  • Шаг №1

Подготавливаем акварельную бумагу к комфортному рисованию. Закрепляем лист на планшете, если надо натянуть, то натягиваем. Переносим на него мягким карандашом контуры рисунка.

  • Шаг №2

Обозначаем самый светлый тон нашей луковицы. Берём немного сиены натуральной и наносим прозрачным слоем. Мягкой чистой тряпочкой или салфеткой промокающими движениями убираем краску в тех местах, где потом будут очень светлые, практически белые блики.

  • Шаг №3

После того как первый слой краски хорошо высохнет, чистой мокрой кистью увлажняем в некоторых местах нашу луковицу (см. рис. ниже) и наносим широкими мазками красноватый оттенок. Опять промокните кусочком скомканной ткани краску в светлых местах, чтобы сохранить изюминку.

  • Шаг №4

Пока бумага ещё не до конца просохла, добавляем ещё коричнево-красных пятен. Используем для этого маленькую круглую кисть. Обратите внимание, что мы начинаем прорисовывать фактуру луковой шелухи. На этот раз пятна должны быть меньше по размеру и более конкретны.

  • Шаг №5

Внешняя шкурка лука имеет немного другой оттенок. Для неё в сиену натуральную, с которой уже работаем, добавляем лимонно-жёлтый пигмент. Тонируем кусочек шелухи. И сразу, пока слой краски ещё не высох, наносим несколько светло-красных мазков там, где планируются более тёмные места.

  • Шаг №6

Смесь сиены натуральной и жёлтой краски нанесём прозрачным слоем по всей поверхности луковицы.

  • Шаг №7

Сразу же, пока новый слой краски ещё сильно мокрый (!), снова снимем немного краски в основных светлых местах. Используйте для этого чистую влажную кисть из мягкого ворса. Например, большую круглую беличью кисть. Обмакните её в стакан с чистой водой, стряхните лишнюю воду об край ёмкости, насколько получится. И прямо кистью соберите лишнюю краску со светлых мест на луковице. Краска с листа впитается в кисть и нужная область на бумаге посветлеет. Такой художественный приём даёт мягкие края у пятна.

  • Шаг №8

На этот раз слой просушивать не будем, а прямо по влажному будет задавать объём и основные тени. Толстой мягкой кистью для акварели нанесём светло-красный тон. На этот раз красочку набираем посочнее: меньше воды, больше пигмента, нежели в прошлых прозрачных слоях.

  • Шаг №9

Рисунок мы всё ещё не просушиваем, а продолжаем наслаивать по влажному. Набираем жжёной умбры на кончик кисти и очерчиваем края с правой стороны. Тень должна быть заметной, набирайте краски нормальное количество.

Продолжаем прорисовывать верхний кончик обломанного пера, чуть подчеркнём и другие края.

  • Шаг №10

После нанесения первых теней и обозначения краёв, даём рисунку хорошо просохнуть. Нам надо подчеркнуть красновато-коричневый бочок, не затрагивая остальную площадь рисунка, но краску надо добавить органично. Для этого снова чистой кистью смачиваем поверхность рисунка и добавляем коричневой краски на правый бочок.

  • Шаг №11

Продолжаем рисовать по мокрому. Теперь нам понадобится тёмно-коричневый акварельный карандаш. Им мы тоненько, и пока предварительно, прорисовываем тонкие вертикальные жилки, которые проходят по луковой шелухе. Соблюдайте форму луковицы. Не надо рисовать эти линии сильно и жирно.

  • Шаг №12

Чёрный акварельным карандашом подводим луковые прожилки кое-где. Добавьте тёмные штрихи на основание луковки.

  • Шаг №13

Используя сочетание жжёной умбры и светлого красно-коричневого наносим затемнение посередине лежащей шкурки. Используйте для этого тоненькую кисточку: нулёвку или единичку. Или риггер кисть, если она у вас есть.

ПРИМЕЧАНИЕ: риггер кисть - это специальная кисть для каллиграфических работ или линейных рисунков. Она очень тонкая и её волосяной пучок имеет удлинённую конусовидную форму.

  • Шаг №14

Продолжаем работать над тенями и тоненькими деталями.

  • Шаг №15

Снова берём тонко заточенный чёрный акварельный карандаш и с его помощью делаем две вещи. Первая: на отпавшей луковой шелухе тоже есть вертикальные полоски-прожилки. Аккуратно подчёркиваем их тонкой прерывающейся линией.

акварель и акварельный карандаш смешанная техника

  • Шаг №16

И вторая вещь, которую сделаем карандашом: рисуем несколько волосинок тонких корешков в положенном месте у луковицы.

  • Шаг №17

Наступила очередь нарисовать тень от нашего овоща. Для этого надо смочить бумагу справа от луковицы, там, куда тень ложится. Намочите пятно больше размера, чем нужно. Тогда краска мягко рассеется по мокрому пятну и тень получилась с естественно мягким краем.

Для тени смешаем такие пигменты: умбра жжёная + синий ультрамарин. Сначала нанесите всю тень небольшим количеством краски. И тут же по мокрому добавьте темноты рядом с луковицей. Таким же точно образом сделаем тень под лежащей рядом шкуркой.

Пока бумага ещё не до конца просохла, наберите на тонкую кисточку достаточно густо коричнево-красной краски и обозначьте внутренний край луковицы, в месте соприкосновения с тенью.

  • Шаг №18

Тени надо сделать немного теплее, ведь луковица передаём им немного своего оттенка. Снова смочим нарисованную тень чистой водой и нанесём прозрачный слой коричневой краски. Совсем немного, не доводя до края тени, только рядом с луковицей.

  • Шаг №19

Блик у нас получился недостаточно заметный. Придётся снять чуть-чуть слой бумаги, чтобы высветлить его. Только без фанатизма! Чуть-чуть потрём затиркой или стёркой. Также для получения более яркого блика можно очистить площадь острым хобби-ножом.

Подрисуем ещё теней вокруг кусочка шелухи у основания луковицы, выделим его самого. И добавим ещё затемнения под луковицей при помощи жжёной умбры.

Надеюсь, вам понравился этот урок рисования акварелью для начинающих поэтапно. Автором урока является художник Род Уэбб: http://homepages.ihug.co.nz/~rodw/

Художники очень любят пользоваться акварельными красками. И все потому, что с их помощью легко создавать шедевральные картины, при работе над которыми есть возможность выбрать множество техник, отлично подходящих для этих красок.

Описанные ниже техники помогут разобраться с вопросом, как научиться рисовать акварелью. Они идеально подходят как для профессионалов, так и для начинающих, становясь источником вдохновения и сил.

Акварель и плоская кисть

Итак, давайте разберемся с тем, как научиться рисовать красками, используя для этого плоскую кисть.

Сначала карандашом нарисуйте прямоугольную фигуру, это необходимо для обозначения краев слоя. Наберите на кисть немного темного цвета. Поднимитесь в верхний левый угол прямоугольника и аккуратно, не надавливая, проведите прямую линию к правому.

Совет : если, вы левша, то вам будет удобнее начинать от правого и вести к левому.

Снова окуните кисть в краску, но в этот раз займитесь нижней частью фигуры. Ведя линию из угла в угол, попытайтесь перекрыть собравшуюся краску после верхнего штриха.

Напоминание:

  • скопившаяся краска должна свободно стекать, если по какой-то причине это не произошло, то необходимо слегка наклонить мольберт;
  • помните, что сильный наклон может привести к неконтролируемому «потоку», поэтому стоит быстро и аккуратно работать над картиной, а под рукой иметь губку, которая может вытереть лишние капли.

Затем необходимо повторить предыдущий этап, снова перекрывая верхний штрих.

Подсказка:

  • для создания ровного края рисунка можно использовать плоскую часть кисти;
  • чтобы добиться ровного края нужно остановиться в конце горизонтальной линии и протянуть кисть сначала вверх, а потом вниз;
  • штрих должен быть сплошным, а не прерывистым, для этого следите за наполненностью краской кисти.

Повторять выше описанные действия нужно до тех пор, пока не закрасите весь прямоугольник. Делать это лучше одним тоном.

Заметка:

  • чем популярнее и лучше бумага для рисунка, тем проще вам дается техника и тем лучше получаются рисунки;
  • прерывистые штрихи при «полной» кисти говорят о том, что бумага слишком плотная или грубая; чтобы размягчить ее, просто взбрызните водичкой или проведите влажной губкой и оставьте подсыхать.

Рисунок будет завершенным после того, как вы подберете лишнюю краску, оставшуюся от финального штриха. Саму работу оставьте подсыхать под наклоном, краска приобретет интересный вид. После завершения работы над фигурой позаботьтесь о кисти, промойте ее и высушите.

Чтобы учиться рисовать красками, нужно быть трудолюбивым, ведь это кропотливая работа, которая щедро вознаграждает тех, кто вкладывает в нее силы.

Градиент

Как и в первой технике, нам понадобится контур для учебы. Итак, рисуем акварелью для начинающих поэтапно. Кисточку окунаете в темную краску и проводите штрих.

Затем необходимо хорошенько вытереть кисточку и зачерпнуть ею более светлый оттенок. После чего можно сделать новый мазок, который захватит низ предыдущего. Если вы остановитесь на секунду, то заметите, что левая часть слилась с ранее нарисованной.

Опять промокните кисть, оботрите ее. Возьмите посветлее цвет и повторите действие. Следуйте этим правилам до тех пор, пока краской не заполните всю фигуру.

Совет: при прерывающихся негладких штрихах будет правильным решением обмокнуть кисть в краске и пройтись по ранее сделанной линии.

Закончив работу, уберите излишки краски чистой кистью. Попробовать данную технику можно в разных цветах.

Глазурь акварельная

Урок может очень заинтересовать даже ребенка, так как потребуется проявить фантазию. Она прекрасно подходит для пейзажей.

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт. На наших работах вы увидите, как это можно сделать. В работе могут быть использованы те кисти, которые есть у вас. Необязательно, чтобы они были такими же, как наши.

Для начала рисуем небо и реку. Причем голубую краску нужно разделить водой, чтобы в дальнейшем получился водопад.

Облака мы сделаем насыщенного розового цвета, а гору - желтой, этим же оттенком пройдемся по краю рисунка. Для того чтобы было понятнее как слои взаимодействуют, в примере используются прозрачные и светлые тона.

Смешав два оттенка синего, мы получим прекрасный цвет для горизонта, не забудьте оттенить склон горы.

Напоминалка: слои должны просыхать; для этого можно воспользоваться феном, но держать его близко нельзя, а поток воздуха должен быть легким; избегайте горячего воздуха и воздействия пара.

Для оттенения некоторых элементов воспользуйтесь ярким цветом, например, оранжевым. На нашем полотне он выгодно подчеркнул небо и берег.

Подсказка: лишние капли вытираются чистой и высушенной кистью.

Для получения необычной текстуры краски слегка придавите кисть, когда будете работать над оттенком верхушки горы.

Чтобы «оживить» водопад нарисуйте на нем круги синим цветом. А вымыв кисть, можно нанести пару деталей и на берега.

После просыхания краски, пузырьки подтемните, например, фиолетовым. Картина заиграет новыми красками.

Для связки элементов рисунка необходимы крупные детали, такие как деревья. Мы нарисовали с круглыми кронами, а вы можете их сделать другими. Для стволов возьмите темный цвет. Не забудьте и о мелочах, типа травы на переднем плане, она может быть зеленой, голубой и т.д.

Соединив красный и розовый, мы добавим финальные черты. Фрукты на деревья и у их стволов.

Данная техника - это полет фантазии. Слои взаимодействуют между собой, и в этом можете убедиться, посмотрев наши наброски. Темные оттенки более сильно выражены, но смешавшись со светлыми, получаем нечто необычное.

Мокрое рисование

В этой части мы расскажем, как нарисовать красками на мокрой бумаге. Живопись, выполняемая в этой технике, очень красиво смотрится.

Мы рисуем акварелью поэтапно. Поэтому, возьмите лист бумаги и взбрызните водой. Губкой уберите лишние капли, постарайтесь, чтобы влага распределилась равномерно, бумага будет как атласная. Если же она блестит, то необходимо еще раз пройтись губкой, убирая воду.

Начиная рисунок, сперва займитесь фоном, так как потом проще будет с созданием главных объектов. По этой причине мы начали с неба. Рисуем его до тех пор, пока не влюбимся в этот кусочек картины. Расплывающиеся штрихи создадут необычный эффект.

После неба приступаем к траве, сделав для этого всего лишь пару мазков. Чем суше картина, тем меньше плывут штрихи.

Деревья сделают картину более объемной. Первый раз наносим более светлый оттенок зеленого, а вторым идет потемнее. На горизонте тоже добавим парочку деревьев.

Среди травы разместим камни, созданные с помощью серого цвета. Рисуя их, необходимо оставлять просветы.

В картине лучше использовать оттенки не смешивать, работайте или только с холодными или с теплыми.

Для того чтобы картина заиграла нужно добавить хоть один цветок, они у нас не четкие, но интересные. Создаются они багровым оттенком, который растекается как ему удобно. Чтобы обозначить серединку цветочка просто промокните лишнее сухой кистью.

В завершение придется капнуть воды на пятна, так они смогут смешаться с зеленой травой.

Пробуя себя в этой технике важно вовремя останавливаться, дабы не перестараться с размытостью и не получить в результате грязь. Рисунок конечно странный, но очень притягательный.

Сухая кисть

Мы расскажем о том, как рисовать акварелью, используя при этом сухую кисть. В процессе работы краска набирается на кисть, лишнее убирается губкой, а затем уже наносится на лист.

Первым делом сделаем набросок в карандаше. Условно обозначим небо, проведя кистью по листу.

Нарисовать линию горизонта с деревьями можно зеленым, выделив место под озеро. Слой для ствола создан из лиловой и голубой краски.

Не спешите и дайте картине просохнуть. После этого получится в озере сделать поток воды и отражение дерева. Не забудьте оттенить берег, мы для этого брали смешанные голубой с зеленым. Снова подождите какое-то время, чтобы рисунок подсох.

Следующий слой дерева мы выполним в ярко синем оттенке, это поможет создать видимость коры и теней.

Следующим этапом можно преобразить фоновые деревья, воспользовавшись оранжевым цветом. На них серым расставим небольшие акценты. После этого займемся отражением деревьев.

Что касается воды, то для большей реалистичности мы брали два цвета и смешивали их: коричневый, насыщенный зеленый. При работе над озером важно менять давление на кисточку.

Памятка: краска с мокрой кисти будет плоской; сухая кисть - путь к насыщенным и интенсивным цветам.

Перед деревом добавляем траву. Оттеняем небо и озеро.

Важные моменты для всех техник

  1. Что касается убирания лишней влаги, то тут нужны губки или салфетки из бумаги, лучше, чтобы их было несколько. Кроме того, что ими можно скорректировать поведение красок, так еще и можно создать облака.
  2. Отлично на эту роль подойдут спонжики, так как интересно отображаются на картине и очень хорошо вбирают лишнюю влагу. При работе с красками нельзя тереть бумагу губкой, так как велика вероятность, что она повредится.
  3. Если нужно сделать высветления, то лучше воспользоваться бумажными полотенцами, которые моментально впитывают излишки красок. Если допущена ошибка, то ее легко вытереть.
  4. Убирают ненужное и сухой кистью, которую просто необходимо вымыть и высушить.
  5. Также можно проблемный участок сбрызнуть водой, а потом промокнуть губкой или рукой.
  6. Для создания необычных текстур применяются ткани.

Как обесцветить краску, которая высохла

Для этого понадобятся тряпочка и вода. Смочите участок, который вам не нравится, слегка потрите и сухой кисточкой снимите лишнее.

Какие кисточки нужны для красок

Чтобы снять масляную и акриловую краски потребуется кисть с жесткой щетиной, сильно соскребать нельзя, ведь картина может повредиться. Смочите участочек, потрите и удалите лишнее.

Если побрызгать рисунок, а затем приложить к этому участку полотенце из бумаги, то получатся необычные высветленные пятна.

Для изменения текстуры может быть использована наждачка, которой аккуратно трут участки бумаги.

Опытные мастера могут использовать для четких линий и высветления даже лезвие или нож.

Чтобы более полно освоить уроки рисования акварелью, найдите и посмотрите видео, на которых видна работа мастера.

Попробуйте положить на бумагу насыщенный мазок краски. Пока он не высох, добавьте в него мазок другого цвета. Последний мазок краски будет перетекать в предыдущую краску, тем самым создавая пятно цвета, с неровными краями.

Однако подобный эффект получается не на всякой бумаге. Чем более впитывающая способность и зернистость бумаги, тем меньше по ней растекается краска. И наоборот: на плотной и гладкой бумаге растекание будет максимальным. С приобретением некоторого опыта, пользоваться данным приемом станет проще. Удастся контролировать рассекание краски на листе.

Даже этот не сложный прием на начальных стадиях может не дать ожидаемого результата. В случае неудачи, можно просто смыть краску и начать заново. Этот прием широко применим в практике профессиональных художников, как для рисования больших объектов (вода и небо), так и для локальных участков картины (лепестки цветов).

Эффекты, создаваемые подтеками краски, практически невозможно воссоздать с помощью кисти. В этом их уникальность. Например, чтобы добиться эффекта отражения на водной глади, можно добавить сильно разбавленную краску или воду на нанесенную ранее и уже подсохшую краску. Свежая краска начнет растекаться, тем самым образуя размытые края, подобно отражению в воде подернутому рябью. Правда потребуется некоторый опыт, чтобы суметь точно определить, подсохла ли краска на первом слое.

Инвентарь

Кисти

  • Кисть для акварели должна удовлетворять следующим требованиям:

    1. хорошо впитывать и удерживать воду;

    2 .быть гибкой;

    3. легко принимать прежнюю форму после мазка;

    4. при нанесении длинных или точечных мазков ее волоски не должны топорщиться.

  • В отличии от других видов кистей, у акварельных кистей короткие ручки.

Широкая плоская кисть (1), довольно жесткая. Она позволяет снимать или вытирать краску и очень облегчает работу.

Кисть для размывки (3) — довольно большая круглая мягкая кисть, позволяющая обрабатывать большие участки, например, фон. Никакая кисть не способна также хорошо принимать различные формы и удерживать нужное количество краски и воды и не пересыхать.

Рабочие кисти — их размер зависит от особенностей техники. Плоская кисть из синтетики (2), малая круглая кисть из синтетики (4), малая круглая кисть из волоса колонка (5).

Бумага

  • Бумага для рисования акварелью не должна расслаиваться, когда вы стираете краску, коробиться, краса по ней не должна стекать.

  • Бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым образом.

  • Бумага должна быть проклеенной. Это значит, что вода будет впитываться сравнительно медленно. Кроме того, быстрое и сильное впитывание воды приводит к излишнему высветлению положенной на бумагу краски. Акварельная бумага, продаваемая в пачках по несколько листов формата А3, страдает обычно и желтизной, и плохой проклеенностью.

  • Бумага должна быть достаточно толстой

  • Зернистость - это как бы степень гладкости бумаги:

    1. мелкозернистая бумага очень гладкая. Такая бумага используется для работ, предполагающих тщательную передачу деталей. На такой бумаге мазок почти не встречает препятствий.

    2. среднезернистая бумага. Этой бумагой пользуются чаще всего. Она пригодна для любых работ. Альбомы для акварели чаще всего изготавливаются именно из этой бумаги.

    3. крупнозернистая бумага имеет слегка шероховатую поверхность. Обладает отчетливой фактурой. Используется, как правило, для специальных работ. Для такой бумаги характерна большая плотность, очень часто именно такую бумагу изготавливают вручную.

    Самая распространенная бумага для акварели имеет среднюю зернистость и плотность 250г/м²

  • Тонкой бумагой или бумагой без зернистости пользоваться нельзя, т.к. такая бумага плохо впитывает и коробится при намокании

Краски


Купили школьные акварельные краски? Это тоже вариант, но лучше взять профессиональные краски для художников.

Более-менее подойдут «краски медвые акварельные» производства Санкт-Петербург

Акварельные краски выпускаются в пластиковых ванночках и в тюбиках .


Краски в ванночках требуют немного больше усилий при подготовке к работе: нужно капнуть по капельке воды с кисточки в ванночку, чтобы краски немного размокли. Пользоваться такими красками удобнее, т.к. они разводятся прямо в ванночке и после окончания рисования там и остаются. На начальных стадиях рекомендуется использовать краски в ванночках.


Краски в тюбиках рекомендуются тем, кто уже имеет некоторый опыт работы с акварелью. Художник самостоятельно формирует набор красок, руководствуясь собственными потребностями. Готовый набор в тюбиках с дюжиной красок можно рекомендовать художникам-любителям.

Количество красок в наборе

В наборах может быть от 12 до 36 красок, однако далеко не все из них будут использованы. Большое количество красок в наборе иметь совершенно не обязательно, более того, это просто неудобно. Желательно перепробовать все возможные комбинации красок, чтобы знать, какие сочетания дают грязь, а какие - необычные цвета, отсутствующие в наборе.

Выбираются для работы не более десяти наиболее употребимых красок.Чаще всего, это голубая, кадмий желтый, красный и оранжевый, охры, умбра, изумрудно-зеленая, нейтральная черная.

Вообще краски делятся на две группы - теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета. К группе холодных - голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения.Цвета синий, желтый, красный - основные, остальные, полученные путем смешения, считаются производными - теплыми или холодными в зависимости от состава красок. Даже такие нейтральные цвета, как серый и черный, содержат бесчисленное множество нюансов, которые подчас трудно определить по качеству цвета. Если взять группу теплых цветов, например красных, и сравнить между собой по теплохолодности, то заметно, что и в этой группе по отношению друг к другу есть цвета холоднее и теплее.

Для начинающих рекомендуется взять: жёлтый, красный, синий и чёрный цвет, каждого в 2 оттенках холодном и тёплом. Все остальные цвета получать путём смешивания имеющихся.

Конечно, акварелью рисовать намного сложнее, чем, например, гуашью или масляными красками. Но можно попробовать сделать небольшие прозрачные и нежные работы, убедиться, что рисовать красками не так уж страшно, а наоборот, необычайно приятно.

Акварельные мазки обычно делают прозрачными, не используя белый цвет. Исходят из того, что самой белой частью композиции является цвет листа бумаги.
Акварельные работы почти невозможно исправить, поэтому старайтесь все сделать с первого раза. Начинать надо с самых простых композиций и потихоньку переходить к более сложным работам.

Попробуйте сначала просто смешать несколько красок и посмотреть, как они естественно перетекают друг в друга.

Намочите небольшой кусочек листа бумаги водой (только не создавайте луж, бумага должна быть влажной) и проведите по влажной поверхности кисточкой с краской. Набирайте на кисточку краски небольшое количество, излишки снимите о край стаканчика с водой.

Рисуйте кончиком кисти, не давите сильно на нее, легонько, воздушно.
Попробовали? Краска должна красиво растечься, рядом сделайте еще мазок другой краской и посмотрите, как они затекают друг на друга. Не затирайте, не смешивайте на одном месте больше трех цветов – получите грязные разводы.

Теперь приступим к нашим цветам.

Нарисуем сначала карандашом набросок цветов.

Сделаем фон. Аккуратно, стараясь не сушить краски (то есть не давайте мазкам сильно подсохнуть, чтобы границы между ними не были заметными и резкими) прорисуем задний план. Все мазки должны перетекать друг в друга, следов «карандашной раскраски» видно не должно. Используйте светло-зеленую краску, желтую и охру.

Последнее время появляется все больше и больше специальных красок и карандашей для того, чтобы детям было удобно воплощать на бумаге фантастические образы. Но для начинающих знакомство с изобразительным искусством оказывается наиболее удачным в процессе рисования акварелью. Рассмотрим поэтапно некоторые нюансы этого процесса.

Единение воды и цвета

Акварель в Европе появилась в 15 веке, в то время как в Китае водная взвесь красящего пигмента использовалась в живописи еще во 2 столетии. Уже тогда художники ценили краску за способность создавать потрясающе тонкие переходы цветов на холсте или бумаге. Именно это свойство акварели сделало ее столь популярной не только в профессиональном, но и в любительском изобразительном искусстве. Рисование акварелью рекомендуется практиковать и совсем маленьким творцам. Для детей 2-5 лет и старше эта краска подходит идеально, так как:

  • не требует специальных навыков для начала работы - нужно только подготовить воду, кисточки и краску;
  • хорошо смешивается и позволяет добиться широкой палитры цветов;
  • легко смывается с тела и отстирывается с одежды, что особенно важно в случае малышей;
  • доступна по цене, ведь обычно юные художники расходуют материал очень неэкономно.

Типы красок и акварельные техники

Прежде чем браться за рисунок, нужно определиться с замыслом и выбрать акварель. Различают 5 типов красок:

  • плиточная твердая;
  • полутвердая;
  • жидкая;
  • карандаши, мелки;
  • перламутровая акварель.

Первый тип подходит для плакатов и чертежей, но не годится для детского творчества. А вот остальные виды могут использоваться в зависимости от того, с какой текстурой человеку проще совладать. К тому же комбинирование жидкой формы и карандашей или мелков привносит в готовое произведение оригинальность сочетания живописи и рисунка.

После выбора красок нужно определиться с техникой исполнения:

  • на сухом листе (рисунок получается ярким, с четкими контурными линиями);
  • по влажному холсту (делает все переходы размытыми, раскрывая богатство оттенков).

В последнем случае можно использовать либо специальную бумагу для акварели, либо подложить под лист влажную ткань - фланель.

Что нужно для работы с таким видом красок?

Чтобы работа с красками доставляла удовольствие, необходимо заранее подготовить все необходимое для работы. Кроме акварели и бумаги, о которых говорилось выше, понадобятся:

  • неглубокая емкость с широкими бортами для смешивания красок;
  • кисти для рисования размером от 0000 до 6 из смешанных волокон (новичкам удобнее всего смешивать краски кистью №3);
  • стаканчик для воды, чтобы градуировать размывки;
  • бумажные салфетки для устранения излишков воды или краски;
  • твердый и твердо-мягкий простые карандаши для наброска контура рисунка.

Будьте готовы, что со временем может пригодиться доска для рисования с небольшим наклоном, а также маскировочная жидкость для участков картины, на которых не должно быть краски.
Как нарисовать цветы?

Знакомство с рисованием акварелью для начинающих должно происходить поэтапно. И цветы полутвердой краской на сухом листе в этом случае - очень удобный объект для изображения. Он позволяет продемонстрировать все богатство оттенков цвета, но не содержит слишком мелких элементов, с которыми новичку будет довольно сложно справиться. И, поскольку акварельная живопись подразумевает рисование с натуры, желательно поставить вазу или отдельный цветок перед глазами. Лучше выбирать тюльпаны, ирисы, анютины глазки, то есть довольно крупных представителей флоры.

Инструкция:

  1. Ставим натуру так, чтобы на ней сконцентрировался свет. Лучше, если он будет дневным, а не искусственным.
  2. Делаем набросок контуров с помощью простого карандаша.
  3. Показываем участки тени.
  4. Красками прорисовываем задние лепестки.
  5. Делаем тень. Для этого используем два оттенка основного цвета - темный и светлый.
  6. Приступаем к центру композиции, чередуя с листьями и стеблем.
  7. Тонируем фон полупрозрачным оттенком.

Картины ландшафта наиболее эффектно получаются в жидких красках, так как они позволяют передать все детали цвета. Для пейзажей лучше использовать технику рисования акварелью на влажном листе. Однако для начинающих этот способ изображения можно слегка упростить, поэтапно намачивая нужные участки бумаги.

Инструкция:

  1. Делаем набросок. На объектах с тенью нажим делаем чуть сильнее.
  2. Увлажняем участок бумаги под небо, наносим краску и даем ей растечься.
  3. Для основной массы листвы также слегка пропитываем водой бумагу и, смешав нужные цвета, наносим краску так, чтобы оставались белые участки бумаги.
  4. Прорисовываем крупные детали изображения (горы, обрывы и т. д.).
  5. Приступаем к переднему плану картины. Рисуем траву, добавляя тона от темного к светлому.
  6. Добавляем тени. Обратите внимание на то, что чем дальше от переднего плана, тем глубже, то есть темнее, тень.
  7. Прорисовываем ствол деревьев и ветки.
  8. Уточняем контуры объектов переднего плана.
  9. Удаляем пятна краски, если таковые имеются. Для этого прижимаем к участку рисунка бумажную салфетку, затем капаем воду и снова промокаем. Повторяем до тех пор, пока пятно не исчезнет.
  10. Если есть необходимость, добавляем детали. Рисунок готов.

Для работы акварелью, предлагаю Вам ознакомиться с различными методами и техническими приемами. Работать акварелью проще, чем маслом, но ошибки исправлять сложнее. Однако это не значит, что нельзя корректировать акварельные работы. А знание терминов помогут Вам в дальнейшем изучении техник работ с акварелью.

Ополоснуть кисть
Чтобы удалить краску с кисти слегка постучите ею по дну ёмкости с водой. Это позволит вымыть большую часть краски. Если Вы только что работали с темным цветом и Вам необходимо набрать на кисть более светлый, сильнее постучите кистью. Затем промойте кисть в ёмкости с чистой водой.

Набрать полную кисть
Проведите чистой кистью по разведённой краске, а затем поднимите её. Вы поймёте, что кисть полная, если с её кончика будет стекать избыток краски. Удалите избыток краски, проведя одним только кончиком по ободку ёмкости.

Набрать кисть
Сделайте так же, как описано выше, но удалите лишнюю краску с кисти, проведя несколько раз по ободку ёмкости.

Промокнуть или промакивание
Другой способ удалить лишнюю краску или влагу с кисти, это провести ею по свернутому бумажному полотенцу. Этим термином также описывается удаление лишней влаги или краски с рисунка.

Слегка промокнуть
Прикоснитесь один раз кончиком кисти к ткани или бумажному полотенцу. Это позволит удалить часть лишней акварели или влаги с кисти. Этим термином также описывается степень нажима бумажным полотенцем (салфеткой) при удалении краски или влаги с рисунка.

Полностью удалить влагу
Шаг 1.
Прикоснитесь одной стороной кисти к бумажному полотенцу.

Шаг 2.
Переверните кисть и прикоснитесь другой стороной кисти к бумажному полотенцу, тем самым, удаляя всю влагу.

Снятие, соскабливание и промакивание

Иногда при рисовании необходимо удалить акварельную краску с бумаги. Возможно, цвет или тон являются слишком темными, или была допущена ошибка, или была закрашена область, на которой Вы не собирались рисовать.

Я покажу три простых способа как удалить краску: чистой влажной кистью, соскабливанием жесткой кистью и промакиванием тканью.

Как удалять акварельную краску

Используется эта техника для удаления влажной, слегка увлажнённой или сухой акварели.
Вам понадобятся: чистая сырая кисть и чистая влажная ткань.

Снятие краски, используя плоскую сторону кисти. Снятие краски, используя кончик кисти.

Как снять краску, используя плоскую сторону кисти
Чистой сырой кистью, сделайте несколько мазков в той области, где Вы хотите снять слой краски. Вытрите кисть о влажную ткань. Повторите мазки ещё раз. Если Вы хотите удалить больше краски, то ополосните кисть и промокните её о ткань. Вытрите краску с кисти о ткань. Повторите ещё раз при необходимости.

Как снять краску кончиком кисти
Если Вы хотите снять узкие линии, сформируйте кончик кисти пальцами. Используя короткие мазки кисти, снимите линию краски, затем протрите кисть на влажной ткани.

Как соскабливать краску

Эта техника применяется для удаления краски, которая уже высохла. Вам понадобятся кисть с жесткой щетиной и сухая ткань.

Соскабливание кончиком кисти. Соскабливание плоской стороной кисти.

Как соскабливать краску кончиком кисти
Увлажните кисть и слегка постучите ею несколько раз по бортику ёмкости с водой. Кончиком кисти, слегка вычистите область непрерывными мазками. Сухой тканью удалите лишнюю краску с вычищаемой области. Удалите краску из кисти, ударяя ею по дну ёмкости с водой. Если Вам необходимо удалить больше краски, то повторите предыдущие шаги.

Как соскабливать краску плоской стороной кисти
Применяется тот же метод что и при соскабливании кончиком кисти, но только используя плоскую сторону кисти. Можно удалять краску непрерывными перекрывающими друг друга нисходящими мазками, или перекрывающими друг друга мазками из стороны в сторону. Для достижения наилучшего результата, удаляйте краску только в одном направлении, иначе краска будет попадать назад в область, которую Вы уже очистили.

Для того, чтобы удалить краску на сильно закрашенной области, её лучше промокнуть бумажным полотенцем, а не тканью. Ткань оставит следы нитей на окружающей области.

Как промокнуть краску тканью

Промокнуть краску тканью – простой способ осветлить закрашенную область; этим способом можно добавить текстуру рисунку. То, насколько сильно снимается краска, зависит от влажности размывки и степени давления ткани на бумагу.

На примерах ниже, в верхнем ряду квадратов показаны результаты, когда промокнули тканью по мокрой размывке. В нижнем ряду показаны результаты, когда промокнули тканью по влажной размывке.

Возьмите сухую ткань и сомните её рукой. Это изменит жесткость ткани. Если Вы промакиваете краску, создавая текстуру, то сомните ее ещё больше.

Прижмите ткань к влажной области, чтобы промокнуть некоторое количество краски. Как Вы можете видеть из примера выше, достаточное давление на размывку может значительно осветлить краску.

Сухая кисть, по-сырому и соль

Техника сухой кисти
Как художникам, нам нравится изучать различные и креативные способы создания текстур на наших рисунках. Я представлю следующие методы: сухая кисть, по-сырому и создание текстуры при помощи соли. Освоим эти методы постепенно, руководствуясь примерами.

Техника сухой кисти
Сухая кисть – универсальная и креативная техника, которая наносит на бумагу больше пигмента, чем воды. Эта техника лучше всего подходит к фактурной акварельной бумаге холодного прессования или бумаге с крупнозернистой текстурой.

Пример сухой кисти

На иллюстрации крупным планом показано как применялась техника сухой кисти при создании эффекта структуры дерева на скворечнике и на старом заборе.

Применение техники сухой кисти
Наберите краску на кисть, а затем промокните кисть на бумажном полотенце. Слегка проведите кистью по поверхности бумаги, используя только боковую сторону щетины. Для того, чтобы усилить контрастность, просушите рисунок и повторите процесс нанесения краски снова.

Для достижения лучших результатов, используйте качественную круглую кисть с маленьким кончиком. При помощи такой кисти можно провести линию, едва прикоснувшись поверхности бумаги.

Техника по-сырому
По-сырому, другая универсальная и популярная техника, где краска наносится на увлажнённую поверхность. Эта замечательная техника применяется для создания эффекта мягкого размытого фона на картине.

Примеры техники по-сырому

Сухой

Влажный

На иллюстрации крупным планом показан плавный переход от тёмного цвета к более светлому. Показана текстура, которую можно создать при помощи этой техники.

Применение техники по-сырому
Нанесите чистую воду на поверхность, которую будете закрашивать. Когда блеск воды исчезнет, начните её закрашивать. Поверх краски можно добавить воды, чтобы усилить эффект.

Для достижения хороших результатов применяйте однотонные цвета. Прежде чем нанести новый цвет, дождитесь, пока пропадёт влажный блеск предыдущего цвета. Иначе поверхность будет слишком влажной и цвета не создадут желаемого эффекта.

Цвета будут немного светлее, если они наносятся на влажную поверхность. Прежде чем использовать краску, можно проверить её тон на небольших кусочках бумаги.

Техника соли
Техника соли – интересный и креативный способ добавления различных структур на рисунке. Столовая соль даст небольшой и компактный узор, а при использовании морской соли узор будет большим и красивым.

Пример техники соли

На иллюстрации крупным планом справа показан увеличенный рисунок с замечательной структурой, которая была сделана при помощи соли.

Применение техники соли
Во-первых, закрасьте область, на которой Вы хотели бы применить соль. Когда блеск воды почти прекратился, возьмите щепотку соли и немного насыпьте на закрашенную область. Просушите бумагу, но НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ СОЛЬ НА ПОВЕРХНОСТИ БУМАГИ! Как только область с солью полностью высохнет, аккуратно сметите соль бумажным полотенцем.

Я думаю, что главный секрет применения соли – выбор времени и степени влажности бумаги. Тёплая и сухая окружающая среда может заставить краску сохнуть слишком быстро, не оставляя времени для растворения соли. При высокой влажности может быть противоположный эффект и Вы будете ждать очень долго.

Губка, градуированная размывка и брызги

Продолжим знакомство с техниками и эффектами. Здесь представлено использование губки, рисование градуированной размывки и использование брызг на картинах. У каждой из техник есть краткая инструкция, примеры и иллюстрации.

Техника применения губки
Применение губки – действительно забавный и простой способ придать легкость и воздушность листве и деревьям.

Пример техники

На крупном плане справа можно увидеть, насколько великолепен эффект техники при создании иллюзии листвы деревьев.

Использование губки
Подготовьте морскую губку, погружая её в чистую воду и отжимая. Прокатайте губку несколько раз в бумажных полотенцах, пока она не станет просто влажной. Осмотрите губку и найдите на ней область, которую Вы хотите использовать. Опустите губку в краску. Слегка прикоснитесь губкой к бумаге там, где Вы хотели бы сделать текстуру. Когда нанесёте краску, промокните губку на влажных бумажных полотенцах. Повторите эту процедуру несколько раз, чтобы окончательно удалить краску. Теперь опустите губку в следующую краску и повторите процесс. Для достижения наилучших результатов, начинайте со светлых цветов и заканчивайте темными.

Самой популярной губкой для этой техники является “морская губка”, которую можно найти в некоторых магазинах. Я тоже пользуюсь морской губкой.

Если Вы не можете найти морскую губку, то можете использовать бытовую губку.

Бытовая губка

Как подготовить бытовую губку
Ножницами разрежьте новую сухую губку на квадраты 2″ x 2″. Промойте квадраты несколько раз, чтобы удалить загрязнения после производства губки изготовителем. Затем сожмите, и скатайте квадраты в бумажном полотенце. Пальцами закруглите один из углов квадрата, отрывая маленькие кусочки губки. Когда закончите, окуните губку этим углом в краску и слегка прикоснитесь им к обрезку акварельной бумаги, чтобы посмотреть на полученный отпечаток. Продолжайте удалять кусочки, пока Вам не понравится результат.

Техника градуированной размывки
Градуированная размывка – превосходная техника для передачи на рисунке неба. При рисовании бесконечного неба Вы начинаете с глубокого синего цвета. При приближении неба к линии горизонта, его оттенок становится светлее. Вы можете создать этот эффект при помощи техники градиентной размывки.

Пример градуированной размывки

На иллюстрации крупным планом показано использование обратного метода при рисовании неба. Вы можете видеть, как небо меняет цвет от темно-синего до более светлого при приближении к горизонту.

Применение техники градуированной размывки
Начните также, как если бы Вы рисовали цветную контролируемую размывку. Нанесите на бумагу краску от одного края бумаги до другого. Затем наберите на кисть каплю чистой воды и быстро смешайте её с краской на бумаге. Размывайте краску каплей воды от одного края бумаги до другого. Снова наберите на кисть чистую воду и быстро смешайте её полученным цветом. Продолжайте закрашивать, таким образом, весь рисунок. Вытрите лишнюю воду с кисти и рисунка.

Применение техники переменной градуированной размывки
Разведите два оттенка на палитре два оттенка краски небесного цвета, делая один светлее, а другой темнее. Начните градуированную размывку с капли чистой воды. Затем, наберите на кисть светлый оттенок и закрашивайте рисунок, пока не достигнете другой стороны. Хорошо промойте кисть. Снова наберите на кисть светлый оттенок и закрашивайте рисунок каплей краски, пока не достигаете другой стороны. Хорошо промойте кисть. Повторяйте эту процедуру, пока не нарисовали достаточный участок неба со светлым оттенком. Затем также начинайте наносить темный оттенок. Когда Вы закончите, вытрите лишнюю краску. Оставьте свой рисунок под некоторым углом и продолжайте вытирать лишнюю краску, пока не пропадет блеск.

Пример обратной градуированной размывки

Оба эти метода сделаны на наклонной поверхности. Когда используете метод обратной градуированной размывки, переверните рисунок так, чтобы верх неба был ближе к Вам.

Техника брызг
Техника брызг – великолепная техника для создания эффекта глубины и текстуры. Вы можете использовать или акварельную кисть или зубную щетку. Они дают один и тот же эффект, но с разными результатами.

Пример техники брызг

На крупном плане можно увидеть, как техника брызг придала двойное ощущение глубины и текстуры вдоль краев лепестка.

Применение техники брызг
Разведите на палитре краску со средним темным оттенком. Коснитесь краски всей щетиной зубной щетки. Поднимите зубную щетку и держите ее перевернутой вверх щетиной над необходимой областью рисунка. Теперь медленно проведите большим пальцем вдоль щетины до конца. Этот процесс можно повторить несколько раз, прежде чем снова набрать краску. Направляйте брызги, поворачивая зубную щетку.

Для достижения лучших результатов, используйте средний темный оттенок краски. Более светлые оттенки не будут создавать хорошего эффекта. Можете придать видимость размытия, брызгая на влажную поверхность.

Брызги могут случайно попасть на те области, где они не нужны. Для того чтобы этого не допустить, рисунок необходимо закрыть бумажными полотенцами.

Акварельные термины – продолжение

Рисуя и изучая эти термины и техники, Вы будете одновременно развивать свои навыки. Скоро простое “Набрать полную кисть”, станет привычкой.

Сайзинг
Сайзинг – похожее на клей вещество, которое наносится изготовителем на одну или обе стороны акварельной бумаги. Оно позволяет замедлить полное впитывание акварели и воды, и предотвращает любое нежелательное их распространение. Что в свою очередь позволит Вам что-либо дорисовать и достигнуть при этом глубоких и богатых цветов с ровными краями.
Так как сайзинг невидим для глаза, нельзя точно определить, было ли его слишком много или мало, и был ли он равномерно распределен по поверхности бумаги, особенно после того, как он был высушен. Могут появиться белые пятна и шероховатость, которые потом трудно исправить.

Акварельная капля
Слово капля, которое я использую в обучающих программах и проектах, относится к акварельной капле – непрерывному горизонтальному объему капелек акварели или воды, растянутым через определенную область на листе бумаги. Лист бумаги при этом должен иметь некоторый угол наклона относительно горизонтальной поверхности.

Контролируемая размывка
Контролируемая размывка – аккуратное и ровное нанесение акварели (как в плоской поверхностной размывке или в градуированной), покрывающей большую или маленькую область. С протяженной горизонтальной акварельной каплей необходимо работать на наклонной поверхности.

Неконтролируемая размывка
Этим термином описывается, более выразительный и менее управляемый способ нанесения акварели или воды на бумагу. Краска при этом наносится плоской кистью разнообразными мазками по сухой или влажной поверхности бумаги.

Переход
Это слово описывает влажный переход от одного цвета акварели к другому.

Блеск/Мокрый блеск
“Мокрый блеск” – термин, описывающий метод или методы не позволяющие высохнуть только что закрашенной области рисунка. Они должны поддерживать блеск некоторое время. Блеск характеризуется ярким отблеском, который вызывает вода при отражении освещения. Интенсивность блеска говорит о степени влажности акварели на бумаге.
На главной фотографии показан блеск на недавно закрашенной области рисунка; на фотографии ниже та же самая область с блеском, который уже почти пропал.

Общие проблемы размывки

Итак, Вы прочитали все шаги к уроку «Как рисовать контролируемую размывку», нарисовали несколько прямоугольников и подготовили краску. Затем нарисовали акварельную размывку следуя инструкции, но все-равно она выглядит неправильно. Возникают вопросы: «Что послужило причиной тех или иных полос?» и «Почему там получилась большая клякса около границы прямоугольника?».

Эти проблемы возникают у всех, особенно в начале освоения этой техники. Хорошая новость – есть советы по устранению этих и многих других проблем. Ниже представлены рисунки, показывающие некоторые самые распространенные акварельные проблемы размывки.

Общие проблемы размывки и советы по их устранению

Проблемы
1. Акварельной капли не было, поэтому верх быстро высох.
2. Слишком сильно надавили на кисть, создавая более светлый оттенок и неравномерное наложение краски.
3. За один раз была закрашена вся область прямоугольника и краска на размывке высохла слишком быстро.
4. Излишки краски не были удалены в конце размывки и оставили на бумаге эффект пузырьков.
5. Акварельная капля была слишком маленькой и уже подсохла. После добавления краски, цвет стал более насыщенный, создавая эффект пузырьков.
6. Акварельная капля закончилась и, после создания новой, получился эффект пузырьков.
7. Размывка хорошо была доведена до конца. Кисть ополоснули, но не слишком тщательно промокнули от влаги прежде, чем вытереть остатки краски.

Советы по устранению
1. Перед началом закрашивания области создайте акварельную каплю.
2. Попытайтесь при рисовании не надавливать кистью на поверхность бумаги слишком сильно. Применяйте легкие аккуратные мазки.
3. Сократите расстояние между мазками и чаще набирайте краску на кисть.
4. Не забудьте удалить лишнюю краску, когда закончите размывку.
5. Удостоверьтесь, что акварельной капли введено достаточное количество и область выше неё остается сырой.
6. Набирайте краску на кисть чаще для поддержания достаточного объема акварельной капли.
7. Нет никакой необходимости ополоскивать кисть в конце размывки. Достаточно хорошо промокнуть кисть перед удалением остатков краски.

Если Вы только начинаете свой путь в акварельной живописи, курс Вам подскажет правильное отношение к технике и даст несколько бесценных примеров, которые могут стать основой в постижении мастерства.
Если Вы учитесь в художественной школе или на курсах, Вы найдете в моих видео-уроках решение многих технических и художественных задач, встающих перед Вами в процессе обучения.
Если Вы пишете акварелью уже давно , мои приемы могут обогатить Вашу технику, подытожить опыт и подвести к новой ступени мастерства, освободив и раскрепостив Вашу кисть.