Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.

В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.

Семья Ростовых – пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они – одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы – увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.

В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.

Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.

В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними – только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья – девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.

Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский – дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.

Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него – это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.

Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.

В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова – верх кощунства и презрения законов человеческой морали.

В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.

По мысли Толстого, хорошая семья – это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» перед глазами читателей предстает несколько дворянских семей, уклад жизни которых и принципы воспитания детей типичны для России начала 19 столетия и в то же время существенно отличаются между собой. В семье Ростовых, в которой воспитывается одна из главных героинь романа Наташа, впервые появляющаяся на страницах книги 13-летним, еще не сформировавшимся ни физически, ни нравственно подростком, царит любовь и внимание к каждому из детей. Именно по этой причине девочка с ранних лет учится любить не только своих близких, но и других людей, животных, огромный мир природы.

Наташа вырастает искренним, открытым, по-настоящему чувствующим и эмоционально переживающим каждое, даже незначительное событие в своей жизни. В то же время старшая сестра девушки Вера является совсем другой, она всегда держится сухо и сдержанно, однако и Наташа, и остальные члены семьи ее недолюбливают, Вера словно находится не на своем месте в мире семьи Ростовых, наполненном любовью и радостью, и все искренне радуются, когда она оставляет родительский дом, выходя замуж.

В этот же период времени в семье Курагиных нет никаких теплых, искренних отношений, отец никогда не уделял детям излишнего внимания. В результате Анатоль и Элен становятся во взрослом возрасте крайне себялюбивыми и холодными эгоистами, думающими только о собственных выгодах и удовольствиях, ради которых они, не задумываясь, используют других людей и преступают через их чувства. Брат и сестра очень похожи друг на друга именно отсутствием моральных устоев, беспринципностью и холодностью, они приносят немало горя главным героям романа Наташе Ростовой и Пьеру Безухову.

В семье Болконских старый князь искренне любит своих детей, Андрея и Марью, однако всегда держится с ними сурово и жестко. Марья также всем сердцем преданна отцу, девушка не желает разлучаться с ним, выходить замуж, создавать свою семью. Марья прекрасно знает о том, что непривлекательна внешне, и даже не смеет надеяться на счастливый брак, посвящая жизнь заботам об отце и о других людях, которых княжна считает несчастными и нуждающимися в помощи.

Князь Болконский, несмотря на всю свою внешнюю резкость, очень любит дочь, тревожится об ее будущем, но при этом считает, что едва ли Марье следует становиться чьей-либо женой. Он полагает, что его некрасивую, робкую, неловкую дочь могут взять замуж только из корыстного расчета на солидное приданое и его связи, и счастлива в браке Марья однозначно не будет, поэтому ей лучше оставаться в одиночестве. К тому же перед глазами старого князя находится пример сына Андрея и его первой супруги Лизы, которые несчастливы в браке, хотя Андрей является порядочным, честным человеком, а Лиза добра и очаровательна, хотя и не слишком умна.

В тяжелейшие годы Отечественной войны Наташа Ростова ярко проявляет те качества, которые привила ей семья, девушка оказывается способной на великодушные, самоотверженные, мужественные поступки. Она становится фактически единственной опорой для матери, лишившейся сына и крайне болезненно переносящей эту утрату, после которой графиня Ростова впоследствии так и не смогла полностью прийти в себя.

Создав после долгих страданий собственную семью с Пьером Безуховым, Наташа всецело посвящает себя мужу и детям, абсолютно не думая больше о своей внешности или о каких-либо интересных для нее занятиях. Она отдает все душевные и физические силы своей семье, в первую очередь детям, больше ничего ей не требуется для счастья. В образе Наташи автор стремится показать, что женщина может полноценно реализоваться только в качестве жены и матери, что ее основной и единственной жизненной задачей является любовь и забота о близких людях.

Муниципальное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная

школа №1 имени В.В.Гусева

Проектная работа по литературе:

«Мысль семейная»

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Салтовская А.

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Сухова О.В.


Содержание :

1. Вступление

2.Атмосфера семейного мира в романе «Война и мир»:

Семья Ростовых

Семья Болконских

Семья Курагиных

3.Заключение

4.Список литературы

1.Вступление

Л.Н.Толстой - великий русский писатель, гениальный мыслитель, тонкий психолог, человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людей.

В огромном литературном наследии Толстого, есть книга, известность которой очень велика. Эта книга роман-эпопея «Война и мир»

Над романом «Война и мир» Лев Николаевич работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил .

Меня поражает разнообразие тем, широта проблем, щедрость образов, богатств мыслей в романе. Одна из основных тем, поднятых в романе,-тема семьи.

Толстой, тонкий исследователь человеческой души, утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, ее традиции, уклад. А это основа, и сила общества, без которой все усилия власти создать сильное национальное государство оказываются напрасными.

Моя работа посвящена раскрытию «мысли семейной в романе Л.Н.Толстой «Война и мир»

Цели работы:

- рассмотреть,как отражается мысль семейная у Толстого в романе «Война и мир»;

-показать нравственные критерии семьи;

Задачи:

-постараться показать определение правильных взаимоотношений в семье;

-дать основу формирования собственного семейного идеала;

Актуальность .

В литературе тема семьи была всегда одной из ведущих. сам подход к этой теме у писателей был разный, но все они едины в главном-в семье происходит утверждение нравственных устоев,общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Годы идут, но семья так и остается основой общества, основой личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.

Соответственно, я могу сказать, что «мысль семейная» актуальна и в наши дни.

Практическая значимость

Семья-это средство самореализации, это один из критериев, по которому нужно судить человека. То, как человек понимает значение слова «семья», как он воспитывает детей, будет влиять на нравственность последующих поколений. Семейная жизнь-это одно из самых важных приобретений человечества, и только в ней можно воспитать полноценного человека. Очень важно это понимать.

Теоретическая значимость

Мною были рассмотрены некоторые теоретические положения о «мысли семейной» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», которые развили мой кругозор и позволили создать собственную модель идеальной семьи.

Я задала себе вопрос: «А что я понимаю под идеальной семьей?». На мой взгляд, идеальная семья-это любовь, взаимопонимание, взаимоподдержка между всеми членами семьи, это мир в семье между всеми родственниками.

2.Семья

Для рассмотрения «мысли семейной» в романе я обращаю внимание на семьи главных героев-на семью Ростовых, Болконских, Курагиных. Чтобы лучше разобраться в семейных ценностях и взаимоотношениях опишу, каждого члена семьи и сравню эти семьи.

1) Ростовы - подходящий эталон сплоченной русской семьи.

Семейство Ростовых, хотя они и графы, есть

простое семейство русских помещиков, тесно

связанное с деревнею, сохраняющее весь строй,

все предания русской жизни и только случайно

соприкасающееся с большим светом. Большой

свет есть сфера, совершенно от них отдельная,

тлетворная сфера.

Н. Н. Страхов

Ростовы – это граф Илья Андреевич, его жена и четверо их детей – Вера, Наташа, Николай и Петя.

Глава семьи Ростовых – граф Илья Ильич Ростов – мягкий, доверчивый, бескорыстный человек.

Наталья Ростова

Его жена – старая графиня - отличается добротой, душевностью, некоторым суеверием, пристрастием к романам. Она находит отраду в своих детях.

“… женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение…”

У детей много схожих черт: они откровенны друг с другом, имеют понятие о чести и достоинстве, способны испытывать глубокие чувства, добры и отзывчивы. Пожалуй, только старшая Вера отличается от других. Она редко появляется на страницах романа и неприятно удивляет своей холодностью, излишней «правильностью» и бесчувственностью. Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях.

В отличие от старшей дочери, к воспитанию младших графиня подошла с иной стороны. В основу взаимоотношений с детьми были положены откровенность, доверительность, «незаметное» воспитание.

Наташа Ростова

“… черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но ж ивая…”

Наташа Ростова очень похожа на мать – такая же хозяйственная и заботливая. Однако ей не чужды и черты отца: широта души и доброта. На протяжении всего романа она оставалась собой и не предавала семейных идеалов. Она запомнилась мне своим чутким нра вом и яркостью эмоциональных отношений. Нельзя сказать, что она отличалась особой сообразительностью, но Наташа прекрасно разбиралась в людях! И люди любили ее, особенно – простой народ.

Николай Ростов

Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица.”

Ещё один интересный персонаж произведения, член великодушного семейства – Николай Ростов. Нельзя сказать, чтобы он был склонен к абсолютной доброте, самоотдаче и способности сопереживать. Однако Николай – человек открытый, беспредельно простой и, что называется, берегущий честь смолоду.

Петя

Младший. Изначально читатель воспринимает Петю, как доброго и радостного мальчугана. Стараясь быть похожим на брата, он становится военным – что, в конце концов, приводит его к гибели. Смерть Пети – самая большая личная драма сюжета.

Искреннюю любовь испытывает писатель к семье Ростовых. В этой большой и дружной семье царит атмосфера любви, взаимопонимания. Здесь очень теплые и дружеские взаимоотношения. Ростовы принимают самое живое участие в радостях и бедах друг друга. Семья в понимании Толстого – нравственный ориентир, которым должен дорожить человек.

2)Болконские

«Семейство Болконских точно так же не принадлежит к большому свету. Скорее можно сказать, что оно выше этого света, но во всяком случае оно вне его».

Н. Н. Страхов

Уже не чувствами, а умом и холодными соображениями руководствуются члены другой семьи - Б олконских.

Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят; их активная деятельность всегда направлялась людям, Родине.

Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Старый князь, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум» – неутомимо старается следовать своему убеждению. Генерал Болконский занимал видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру.

Князь Николай никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на столике или в саду, то занимался с дочерью. Он верил в прогресс и будущее величие России, которой служил всеми силами. Все его гуманные качества перешли и к его сыну – князю Андрею.

Князь Андрей , получивший очень строгое воспитание, уже этим выделялся среди своей дворянской молодёжи. Он горд, сух и холоден со всеми, кто неприятен ему, но необычайно добр, искренен, прост с людьми, ему приятными, лишёнными лжи и фальши.

Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Оба Болконских презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский делал для старого графа Безухова. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею тоже по наследству, от дружбы его отца с отцом Пьера.

Ещё один член семьи Болконский – княжна Марья . Тихая и скромная, она полностью подчинялась отцу во всём. Она одновременно восхищалась им и боялась его старого нрава. Отец же весьма сурово относился к детям, но, несмотря на их преданность, чувствовал в детях духовную самостоятельность. Болконский-отец вовсе не хочет выдавать дочь замуж, поскольку ему будет её не хватать, и он не в силах с ней расстаться.

Независимость и благородство, гордость и острота ума передаются в этой семье по наследству.

3)Курагины

Прямой противоположностью предыдущих семей Толстой изображает семью Курагиных. Глава семьи – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит.

Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умен, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный и грубый. Князь Василий живет в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе.

Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его поведением в день его смерти старого графа Безухова. Князь Василий готов на все, лишь бы получить наследство. Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как все меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия. Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.

Перейдем теперь к Элен Курагиной . В свете все восхищаются ее статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она – одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устройстве балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеется ему в лицо.

Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных играх и разного рода развлечениях. Князь Василий признается, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год». Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».

Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьей. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуемная жажда денег.

Заключение

Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатся, семья становится несчастливой, распадается. И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут. Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейный связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа.

От обычного семейного романа роман толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям.

Н. Берковский

Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родител ей. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю, счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

Использованная литература:

1. Гордеева Н.Б. Изучение мастерства Л.Н.Толстого в школе.- М., 1958.

2. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». – Л., 1978.

3. Потапова Т.В. Семья в романе «Война и мир». // ЛШ, №1, 1997

4. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., 1992

5. Фогельсон И.А. Литература учит,

10 кл. –М., 1990.

Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья . Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои , развить его таланты . Семья – это передача опыта поколений , своеобразие нации.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью , ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина» . В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей : Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой . Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя . Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой . Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства : плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве . Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия . Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души . В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей . Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка . Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму . Это старинный аристократический род . Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины , и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья . То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных . Курагины – это символ деградировавшей семьи , семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного . Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии . Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности . Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим . Их девиз – «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов . Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских , воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.
В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.

Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету. Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц - маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.

Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки. Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света. Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.

Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом.

Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил. Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.

Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию. Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку. Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек».

Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать. «Помни одно, князь Андрей» - говорит он своему сыну, провожая его на войну, - «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет». Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.

Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели.

Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить».

Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях. Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем. «Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».

Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье. Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене».

Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи. «Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества. Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.