Толчком к написанию поэмы « » было необъяснимое желание автора раскрыть описание Руси, проехать вместе со своим героем по городам и губерниям России, обличить персоны торжествующих чиновников и помещиков, которые правили жизнью крепостных людей. Название гоголевской поэмы имеет двойное значение.

Во-первых, оно говорит о тех крестьянских душах, которые скупал Чичиков для совершения своей аферы. В те времена, с крестьянами обходились очень жестоко. Помещики могли не только продавать их мертвые души, а еще при жизни проигрывать их в карты или казино, обменивать или дарить, словно вещи или предметы.

Во-вторых, к мертвым душам можно отнести всех тех помещиков и чиновников, которые представлены нам на страницах поэмы. Их внутренний мир пуст, их душа черства, а существование бессмысленно. Поэтому, можно смело заявить, что такие люди, тело которых еще живо, уже давно умерли.

В своей поэме, полностью отказывается от любовного сюжета. Он пытается показать весь тот ужас и грязь жизни России того времени. И чувства любви здесь совсем не уместны. В обществе царит денежная увлеченность и зависимость, которая полностью поглощает все остальные качества человека.

Если обратить внимание на персону главного героя, то можно сказать, что Павел Иванович достаточно умный и смышленый человек. Но, все его положительные качества поглотились огромным желанием накопить побольше денег. А про образы помещиков вообще говорить нечего. Одни витают в облаках и своих мечтах, другие тупеют на глазах от своей жадности, третьи сплетничают и скандалят. И всех их объединяет одна цель – накопить богатство и спрятать его под подушкой.

Последовательное знакомство читателя с помещиками поэмы не случайно. Н.В. Гоголь выстраивает цепочку, по которой мы передвигаемся все дальше и дальше, в дебри помещичьей жизни. Мечтательный Манилов, затем глупая Коробочка, после нее наглый Ноздрев. Далее образ Собакевича, который похож на медведя, и в конце – потерянный Плюшкин, который и вовсе перестал быть подобен человеку. Дополняют персоны помещиков и чиновники, которые безнаказанно творили все, что им пожелалось – бездельничали, брали взятки, нарушали законы.

Параллельно с управительской Россией, Н.В. Гоголь дает характеристику и народной Руси. Простолюдивые крестьяне, в образах дяди Митяя и дяди Миняя, Селифана и Петруши, совершенно безразличны к своим жизням и судьбам. Одни любят выпить, другие преданно услуживают хозяевам. И такая судьба была у большинства населения России того времени. Были среди них единицы, мастера своего дела. Это каретник Михеев, сапожник Максим Телятников. Но, таких людей было очень мало. Поэтому, Н.В. Гоголь очень тужит по настоящей русской душе и верит, что она все-таки возродится в народе и возьмет вверх над жадностью и властью денег.

«Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

“Мертвые души” - гениальное произведение русской и мировой литературы, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической системы. В. Г. Белинский назвал поэму “творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности”.

В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-помещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой гражданский долг перед обществом, свои обязанности перед народом - и в этом, как считает Н. В. Гоголь, - основное зло социально-политической системы России.

В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведение. Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы. Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий.

К числу таких образов можно отнести образ кучера Селифана, пьяного, разговаривающего с лошадью, лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани “особенный запах”, занятого своим беспорядочным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складываются слова. Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани. Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, “черноногая” девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево.

Однако отношение автора к народу в поэме двояко. Здесь мы видим также раздумья автора о живой душе русского народа. Писатель верит в его жизненную силу, в его прекрасное будущее. Этот идейный мотив получил выражение в лирических отступлениях, которыми наполнено произведение.

Одно из них появляется в конце пятой главы по поводу прозвища, данного крестьянами Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского слова, в котором выразился “сам самородок, живой и бойкий русский ум”, Гоголь высказывает общее мнение: “...всякий народ, носящий в себе залог сил... своеобразно отличается каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера”. Русский народ относится к числу именно таких: он полон “творящих способностей души”. В шестой главе перед читателем проносится галерея умерших крестьян Собакевича. Это и плотник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что пахали, строили, кормили, одевали всю Русь.

Важное значение в этой связи приобретают вложенные в уста Чичикова размышления автора о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они “тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.

Особой поэтической силы и выразительности достигает в поэме образ Абакума Фырова, бежавшего от своего хозяина и “взлюбившего вольную жизнь”. Этот образ глубоко символичен: в нем ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа русского народа.

Важное место в поэме занимают страницы, где ведется разговор о бунте крестьян. В произведении он встречается трижды: когда городские чиновники советуют Чичикову взять конвой для сопровождения купленных крестьян в Херсонскую губернию, мужики ночью убивают “земскую полицию” в лице заседателя Дробяжкина; капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников.

В “Мертвых душах” нашла отражение ненависть народа к крепостному праву и крепостникам. Мотив заслуженного возмездия звучит в эмоциональном описании помещичьего разгула, обставленного с разорительной роскошью: “Полгубернии разодето и весело гуляет под деревьями.... и... уходя глубже в непробудный мрак, негодуют суровые вершины дерев на сей мишурный блеск, осветивший снизу их корни”. Создается символический образ неминуемой кары для прожигателей богатств, добытых крестьянским трудом.

В лирической концовке первого тома поэмы автор еще раз с восхищением упоминает о русском народе: птица-тройка, летящая по необъятным просторам Руси, могла родиться только у “бойкого народа”. Образ русской тройки, приобретающий в поэме символическое значение, неразрывно связан для Гоголя с образами “ярославского расторопного мужика”, одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, ямщика, примостившегося “черт знает на чем” и лихо, под задорную песню управляющего бешеной тройкой. Этот образ выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего - стремление к свободе, к прекрасному будущему. Однако путь этот неведом автору: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

В своем произведении Гоголь реалистически показал типичные образы русского крестьянства, выразил свое видение русского национального характера. При этом Русь народная противопоставлена автором Руси помещичье-чиновной. Автор не закрывает глаза на примитивность народа, но видит в мужике прежде всего человека с живой душой, талантливого, трудолюбивого, свободолюбивого человека.

И, С. Тургенев высоко оценил вклад Гоголя в русскую литературу: “Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих”.

"Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность"

В.Г.Белинский

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. В поэме изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу -- крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Ими Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит".

Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя сего дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.

Коробочка имеет хорошенькую деревню, у нее полон двор всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем", есть яблони и другие фруктовые деревья.

Живут зажиточно, в достатке почти что, восемьдесят душ,

Едят довольно, сытно-сладко: в хозяйстве много яблок, груш,

Свиней, коров, гусей, индюшек, медку, мочала и пеньки,

Лошадок, курочек-несушек, пшеничной и ржаной муки...

За Коробочкой в гоголевской галерее крепостников следует еще один представитель помещиков - Ноздрев. Это непоседа, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной", среди большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же пропивает. Это говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.

Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева. В отличие от Коробочки, Ноздрев не склонен к мелкому скопидомству. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. В главе о Ноздреве мало деталей, отражающих быт его крепостных крестьян, но само описание помещика даёт исчерпывающую информацию об этом, поскольку для Ноздрева крепостные люди и имущество - равнозначные понятия.

Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Гоголь сообщает, что Плюшкин - мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем его крепостные. Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь Плюшкин не только завершает галерею помещичьих "мертвых душ" - этот человек несет в себе наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди. Поэтому гоголевская поэма неизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжении веков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей, тормозило экономическое и культурное развитие страны.

Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. Безудержная страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. Это-то и заставляет его активно применять новшества: в своем поместье он вводит денежный оброк. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, сдерет с них три шкуры. Некоторых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику. Собакевич заботится о своих крепостных, конечно не из человеколюбия, а из соображения: обидишь мужика - "тебе же хуже будет". Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).

Собакевич -- ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера -- неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и "неслыханными усами", украшавшими его кабинет.

В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду.

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики "проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа... "Мертвые души" потрясли всю Россию".

С огромной силой Гоголь предъявил обвинение крепостническому строю, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные и обыденные жизненные явления. Поэма потрясла всю Россию, так как пробуждала самосознание русского народа.

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.

Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, и красоту России. В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», начатой еще до «Мертвых душ», Гоголь писал: «Поэзия наша не выразила нам нигде русского человека вполне, ни в том виде, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он есть». Здесь намечена задача, которую Гоголь собирался решить в «Мертвых душах».

В поэме Гоголь рисует два противоположных мира: с одной стороны, показана настоящая Россия с ее несправедливостью, стяжательством и грабежом, с другой - идеальный образ будущей справедливой и великой России. Этот образ в основном представлен в лирических отступлениях и размышлениях самого писателя. «Мертвые души» начинаются с изображения городской жизни, набросков картин города и описания чиновнического общества. Пять глав поэмы отведены на изображение чиновников, пять - помещиков и одна - на биографию Чичикова. В результате воссоздается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний, которые выхватываются Гоголем из общей массы, ведь помимо чиновников и помещиков Гоголь описывает и других городских и сельских жителей - мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в сложную панораму жизни России, ее настоящее.

Типичными представителями этого настоящего в поэме являются бесхозяйственный помещик , мелочная, «дубинноголовая» Коробочка, безалаберный прожигатель жизни Ноздрев, прижимистый Собакевич и скряга Плюшкин. Гоголь со злой иронией показывает душевную пустоту и ограниченность, тупость и стяжательство этих вырождающихся помещиков-душевладельцев. У этих людей осталось так мало человеческого, что их в полной мере можно назвать «прорехами на человечестве». Мир «Мертвых душ» страшен, отвратителен и безнравственен. Это мир, лишенный духовных ценностей. Помещики, обыватели губернского города не единственные его представители. В нем, этом мире, живут и крестьяне.

Но Гоголь отнюдь не склонен их идеализировать. Вспомним начало поэмы, когда Чичиков въехал в город. Два мужика, рассматривая бричку, определили, что одно колесо не в порядке и Чичиков далеко не уедет.

Гоголь не скрыл, что мужики стояли около кабака. Бестолковыми показаны в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево.

Про-шка и Мавра забиты и запуганы. Гоголь не обвиняет их, а, скорее, добродушно смеется над ними. Описывая кучера Селифана и лакея Петрушку - дворовых слуг Чичикова, автор проявляет доброту и понимание. Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что он читает, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит». Мы не видим в Селифане и Петрушке высокой духовности и нравственности, но они уже отличаются от дяди Митяя и дяди Миняя. Раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и старается понять эту душу.

Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: «Что означало это почесывание? и что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка со своим братом...

или уже завязалась в новом месте кат кая зазнобушка сердечная... Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и всякую дорожную невзгоду?» Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ.

Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души...». Именно у такого народа могла появиться «птица-тройка», которой без труда управляет ямщик. Это, например ярославский расторопный мужик, который «одним топором да долотом» смастерил чудо-экипаж. Его и других мертвых крестьян купил Чичиков.

Переписывая их, он рисует в своем воображении их земную жизнь: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?» Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом». Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России.

Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России. В начале одиннадцатой главы Гоголь дает описание России: «Русь! Русь! Вижу тебя... » и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Но эти два лирических отступления разрываются фразами: «Держи, держи, дурак!» - кричал Чичиков Селифану.

«Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж» В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка превращается в символический образ России, стремительно несущейся в неведомую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит в светлое и счастливое будущее Родины. Гоголевская Россия в будущем - великая и могучая страна.

Николай Васильевич Гоголь в своей знаменитой поэме « » показывает Русь в двух обличьях: чиновничью и крестьянскую. Обе описаны писателем очень реалистично. Обе неразрывно связаны, ведь от того, как работают чиновники, зависит судьба простого народа. И как раз в этом состоит главная проблема в поэме. Чиновники забыли о своих обязанностях, ведут праздный образ жизни. Они заботятся только о собственной выгоде и о том, как хорошо провести время. Крестьяне же живут в полной нищете.

Образов крестьян в поэме не так много, как помещиков и чиновников. Потому что именно на вторых была направлена сатира писателя. И тем ни менее, тема простого народа – органическая часть поэмы. Автор считает, что судьба крестьян в основном трагична, ведь помещики обдирают их до нитки, а чиновникам нет до них дела. Однако Гоголь не идеализирует крестьян, применяет и к ним сатиру. Он показывает, что простой русский мужик часто примитивен, неразвит, злоупотребляет алкоголем. Но смех над крестьянами не злобный, а скорее печальный. Видно, что автор сочувствует простому народу. Он видит причину их тяжелой судьбы в многовековом рабстве и бесчинстве господствующего сословия.

Рассмотрим некоторые образы крестьянской Руси. Относительно полно представлены портреты людей Чичикова: Селифана и Петрушки. Первый из них работает кучером. Он любит выпить и поговорить. Но свое умение вести беседу он в основном практикует на лошадях. Второй слуга по имени Петрушка служит лакеем. Он страсть, как любит читать. Да вот только делает он это беспорядочно, увлекаясь самим процессом чтения. Петрушке интересно то, как буквы слагаются в слова, а не смысл книги. Как видим, Гоголь мастерски применяет иронию в создании характеристик этих героев.

Среди эпизодических образов стоит отметить мужиков, которые рассуждают, сможет ли колесо от брички докатиться до самой Москвы. Интересны образы Миняя и Митяя. Эти дядечки нелепо помогали главному герою объехать встречный экипаж. Вызывает смех и одновременно сочувствие и Пелагея, девочка с черными от грязи ногами. Она не умеет даже отличить право от лева.

Авторское отношение к простому народу в произведении двойственное. Гоголь часто размышляет в лирических отступлениях о живой душе русского человека. Он уверен в ее жизненной силе, умении исцеляться, а значит, он верит и в светлое будущее.

Автор возлагает надежды на исправление ситуации в государстве на народ. Потому что это сила, с которой стоит считаться. Эту мысль автор доказывает историей о капитане Копейкине. Герой, который защищал Родину, в результате оказался на обочине жизни, потому что в мирное время он стал не нужен. Чиновники отказались помогать ему, как бы он не умолял. Спустя время в их округе стала промышлять разбойничья банда, и говорили, что возглавлял ее капитан Копейкин. При помощи этой истории автор предупреждает чиновников, что терпение народа не безгранично.