Водяные лилии в саду и на картинах импрессиониста Клода Моне: самые красивые картины и удивительные факты.

Когда картина Клода Моне попадает в аукционный дом Christie’s или Sotheby’s, ее сразу объявляют топ-лотом предстоящих торгов, а цена продажи часто превышает оценочную стоимость. Моне на аукционе — это всегда повод для возбуждения, волнения, азарта и внушительных ценников.

Самые дорогие, а скорее бесценные, шедевры именитого импрессиониста, конечно, находятся в музеях (хвала небесам, арт-дилерам и меценатам, жертвовавшим в течение последней сотни лет свои коллекции музеям всего мира!) Трудно себе представить ценник в любой из земных валют, например, под панно с водяными лилиями из музея Оранжери. Но Моне написал достаточно водяных лилий, чтоб некоторые из них украшали чью-то гостиную.

В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — 6 картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы, когда Моне было далеко за 60, а чаще — за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости (почти все дожили до седин, букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.

Настоящий повод, смысл и сюжет картин с лилиями — переменчивая, манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал, как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира».

Водяные лилии

Пруд с водяными лилиями, 1919 (Цена: $80 451 178)

Это полотно не случайно возглавляет список самых дорогих картин Моне, проданных с аукционов, вот уже много лет. «Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ (размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году, а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.

Японский мостик

Водяные лилии, 1914

«Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен, окутывая весь интерьер целиком, он будет производить иллюзию бесконечного целого, водной поверхности, без горизонта и без берега. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка, человек, заплативший 36 миллионов за полотно, каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы, глядя на эту стоячую воду.

16 ноября 2016 года был установлен новый рекорд стоимости на произведения Клода Моне: на торгах Christie’s в Нью-Йорке картина из серии «Стога сена» была продана за 81,4 миллиона долларов, что почти в два раза превысило предпродажную оценку в 45 млн долларов.

Оригинал записи и комментарии на

Цикл "Кувшинки", который занимал Моне на протяжении 37 лет, с 1889 по 1926 год включает в себя более 250 произведений, различных по композиции и цветовой гамме. Сам по себе "Цикл" может быть рассмотрен как показатель творческой эволюции Моне, который планомерно шел по пути отказа от классического пейзажа в сторону "живописи впечатления". Многократно возвращаясь к своему водяному садику, Моне в полной мере раскрыл колористические и композиционные возможности чистого цветового пятна. На исходе творческой карьеры, Моне вплотную подошел к абстракционизму как чистой игре форм и красок, однако так никогда и не переступил этой черты.

Анализ многообразия произведений серии "Кувшинки" позволяет классифицировать их по пяти основным признакам: время создания, пространство и глубина, техника письма, формат работы и цветовое решение.

По времени создания картины цикла "Кувшинки" можно условно разделить на три периода:

  • 1. 1889-1901 - годы создания сада в Живерни и работы над другими сериями картин. Этот период охватывает меньше всего произведений. "Кувшинки", датированные 1889-1901 годами отличаются большей реалистичностью в прорисовке деталей и многоцветностью красочного слоя.
  • 2. 1901-1913 годы. Начиная с 1908 года, Моне начал много времени уделять изображениям своего сада. Работы этого периода богаты разнообразием сюжетов. Художник создает многочисленные изображения "японского" мостика, арки, увитой розами и пруда с кувшинками. В начале 1900-х годов он работает над группой изображений моста. В общей сложности, цикл включает в себя 18 картин, написанных на квадратных холстах. Впоследствии Моне сосредоточился на изображении водяных лилий в пруду, запечатлевая их в разное время дня и года.

Отличительной особенностью картин этого периода, является частая прорисовка отражения на поверхности воды, чего практически нет в более поздних его работах. "В картинах, написанных ближе к концу первого десятилетия двадцатого века, изображенная тема словно окутана сгущающейся дымкой, очертания становятся более расплывчатыми, потоки света затухают и становятся все менее осязаемыми, все труднее локализуются. Колорит и валеры настолько приближаются к этим почти невещественным формам, что грозят раствориться в своеобразной смеси, состоящей из молекул и частиц светового луча" О. Рейтерсверд. Клод Моне. М, 1963. - с.136.

3. Большинство картин цикла "Кувшинки", написанные в 1914-1926 годах отличаются отсутствием линии горизонта и общими изменениями образно-выразительного языка Моне, который принял многие элементы абстрактного искусства. В работах 1914-1926 годов, Моне все чаще отказывается от перспективы и реалистической проработки деталей в пользу эффекта целостного, образного восприятия объекта изображения, решенного средствами контрастного о цветового пятна.

По принципу живописной трактовки пространства и глубины, картины цикла "кувшинки" могут быть также подразделены на три группа.

  • 1. Картины с ярко выраженной линией горизонта. К этой группе можно отнести практически все работы, созданные до 1901 года, включая все изображения мостика. Моне создает законченные пейзажные композиции с перспективой, линией горизонта и прорисовкой планов (первый план с изображением кувшинок и задний план с изображением берега, поросшего деревьями и кустами).
  • 2. Вторая группа включает в себя работы, которые обладают глубиной, достигнутой за счет прорисовки планов, но не имеют линии горизонта. К этому типу относятся картины, созданные, преимущественно в 1901 - 1914 годы и представляющие движение художника к более абстрактной декоративной организации живописной поверхности холста. Художник акцентирует внимание на изображении поверхности воды, усеянной листьями нимфей, и лишь намечает линию горизонта. Сохраняя отражения предметов в поверхности воды, художник как бы намекает зрителю о наличие некоего мира за пределами водяного сады, что работает на ощущение глубины и пространственной соотнесенности изобразительного пространства.
  • 3. Третья группа включает в себя поздние произведения, которые отличаются плоскостным, декоративным решением, отсутствием перспективы, линии горизонта и планов. Работы этого типа (куда относятся и гиганстские холсты, созданные для павильона "Оранжери") отражают поиски Моне в области свето-теневых отношений, которые полностью занимали внимание художника. Моне исключает из своей живописи все за исключением сложной игры света и тени, которые служат впечатлению, восприятию мимолетного состояния окружающей среды. Картины позднего периода отличаются также полной пространственной безотнесенностью. Моне не показывает ни берега, ни моста, ни отражения берега в зеркале пруда ни тем более линии горизонта. Изобразительный мир картины исчерпывается кувшинками на поверхности воды.

Техника. Классификация цикла "Кувшинки" по технике живописи весьма условна. Все работы Моне, включая более абстрактные, декоративные картины, написанные на закате жизни, бесспорно относятся к живописи импрессионизма. Однако, отличие в технике между ранними и поздним произведениями все же велико. Анализируя многообразие картин серии "Кувшинки" по технике изображения, можно выделить три основные группы.

  • 1. Традиционная пейзажная композиция. Работы этой группы, отличаются более реалистичной подачей. Они отличаются наличием наличие линии горизонта, более тщательной прорисовкой деталей, более четкими цветовыми переходами и большей контрастностью по сравнению с произведениями позднего периода. Это уникальная и излюбленная техника Моне, в которой он работал всю жизнь, но от которой стал уходить в позднем периоде творчества в сторону менее четкой прорисовки и попытки передать не то, что он видел, то, как он это видел. Он пытался выразить новое восприятие зримого мира во всем его красочном богатстве. И, хотя картины серии "Кувшинки" условно можно отнести к этой категории, все же это уже не та техника, которую Моне использовал в 60-е и 70е годы, где в композиции наблюдалось тяготение к устойчивым вертикалям и горизонталям, которые он вводил в центр или на передний край полотна. В работах позднего периода этого уже нет, тут остается уже пристрастие к беспокойным, хаотичным формам.
  • 2. Импрессионизм позднего творчества - группа, которая охватывает большинство картин серии и представляет новый виток в эволюции живописи Моне. "В полотнах с водяными лилиями появляются уже предвестники чего-то нового, ранее не присущего Моне, - какие-то неопределенные и странные ощущения, которые не сразу можно уловить и передать. Расплывчатый, водянистый рисунок в изображении лилий может легко показаться монотонным зрителю, увидевшему множество подобных вариаций. Но для Моне эта скупая, схематичная форма представляла возможность дальнейшей концентрации внимания на том, что он считал самым существенным" О. Рейтерсверд. Клод Моне. М, 1963. - с.136. Композиция все еще сохраняет ясные очертания изображаемого предмета. Зритель легко определяет, что именно изображено на холсте, но однако способ передачи изображения все больше уходит от контурной живописи в сторону расплывчатых силуэтов и мягких цветовых переходов.

Отказ от детализации изображения, контура и моделировки объемов изображения светотенью был вызван стремлением ухватить сиюминутное состояние живого и подвижного видимого мира. "Напрягая зрение, чтобы заметить мельчайшие изменения, он часто терял ощущение целого. Доведя до крайности свое пренебрежение сюжетом, Моне окончательно отказался от формы и в бесформенной ткани тончайших нюансов старался удержать лишь чудо света" Д. Ревалд. История импрессионизма. М: АСТ, 2009. - с.388. В погоне за "живым впечатлением" Моне провел последние 37 лет своей жизни.

3. "Абстрактная живопись". В период обострения глаукомы Моне чуть не потерял зрение, но продолжал писать. В это время его работы становятся очень близки к абстрактной, беспредметной живописи. Формы предметов полностью растворяются в буйных цветах, горизонт исчезает под напором цветовых эффектов, а живописная техника в целом становится столь нефигуративной, что порой становится сложно определить, что именно изображено на холсте. Именно эти работы, написанные во время болезни, привели американского исследователя Альфреда Барра Младшего к заключению, что Моне является одним из родоначальников абстрактного искусства. Вряд лисам мастер ставил перед собой такие задачи, тем более что после восстановления зрения он стал писать в прежней манере и до конца остался в лагере импрессионизма. Экспериментируя с техникой, Моне, тем не менее, не мыслил искусства вне натуры. С другой стороны, можно предположить, что чем ближе художник подходил к закату своей творческой карьеры, тем более его восприятие натуры смещалось от реальных объектов мира к чистому свету, отраженному от объектов реального мира и пропущенного сквозь призму восприятия внутреннего мира художника.

Форма картин. Анализируя позднее творчество Клода Моне, нельзя обойти вниманием такой фактор, как форма его холстов. Известно, что для пейзажного жанра наиболее удачной и распространенной считается форма прямоугольника с горизонтальной ориентацией. Тем не мене, Монеработал и в других форматах.

  • 1. Прямоугольник с вертикальной ориентацией. Большая часть работ, написанных на вертикальных холстах, входит в число составных композиций и не является самостоятельными произведениями. К этой группе относятся, в частности, картины, которые Моне создавал для своего проекта "Нимфеи" по государственному заказу для парижского музея "Оранжери". В остальных случаях художник редко использовал вертикально-ориентированные холсты, не подходящие для пейзажного жанра.
  • 2. Прямоугольник с горизонтальной ориентацией холста. Большая часть картин серии имеет форму горизонтального прямоугольника, который считается наиболее удачным форматом пейзажного жанра. Работая с горизонтальным холстом, художник имел возможность скомпоновать все детали изображения, включая пруд, мостик, свисающие над водой ветви плакучих ив, и отдельно написанные водяные лилии. В этом формате написаны часть панелей проекта "Нимфеи".
  • 3. Квадрат. Моне использовал квадратные холсты для работ серии "Японский мостик", композиция которых удачно вписывается в этот формат.. Мостик занимает центральное место картин. Линия горизонта проходит четко чуть ниже середины холста, деля пространство на три зоны по горизонтали. Центральное место занимает мост, в верхней части расположены кроны деревьев, а в нижней написаны кувшинки, плавающие на водной поверхности. Ритмичность композиции замыкает отражение крон деревьев на водной глади, объединяя все компоненты в единую цельную композицию. Изображение кувшинок без линии горизонта в данном формате кажется менее удачным. Заключенные в квадратную форму, так же, как и в прямоугольник с вертикальной ориентацией, изображенные предметы кажутся фрагментом целого, нежели самостоятельным произведением.
  • 4. Овал. В редких случаях, в качестве эксперимента, Моне использовал овальные холсты, которые составляют наименьшую группу работ - наиболее редко встречающаяся форма для этой серии.. Сюжет, представленный на холстах овальной формы един: это кувшинки, написанные в технике импрессионизма позднего творчества, без линии горизонта и в основном в светлых, нежных тонах. По времени создания эта группа картин относится к 1907-1908 годам. Видно, что художник попробовал в качестве эксперимента заключить излюбленный сюжет в форму овала, но быстро потерял к этому интерес.

Цвет. Цвет является, без сомнения, ключевым элементом техники Моне, которая достигал особой художественной выразительности играя на контрасте между светлыми, прозрачными и более матовыми пастозными мазками, создавая яркий цветовой контраст филигранных мазков, создающих пространственную иллюзию. Моне был мастером валерной живописи, передающей изменчивость оттенков цвета, движения жизни. Художник умел изобразить предметы в их взаимосвязи со световоздушной средой, что создает особую глубину и богатство колорита, тонкость цветовых отношений и переходов. Кроме того, Моне никогда не покрывал холсты лаком и не прорабатывал их по краям, благодаря чему многие работы выглядят неоконченными или "чуть поврежденными".

Картины серии "Кувшинки" разнообразны по своим цветовым решениям, это естественно, ведь именно сиюминутный эффект освещения, изменяющий колорит натуры, был тем что в первую очередь интересовало художника. Цвет был его основной задачей и его наваждением. Благодаря своим экспериментам Моне сумел показать, как прекрасен и разнообразен мир при любой погоде и любом освещении. Однако, детальный анализ картин серии "Кувшинки", позволяет выделить несколько основных колористических сочетаний.

  • 1. Многоцветная, яркая гамма. Моне использует всю палитру, чтобы передать ощущение настоящего момента. Контрастные цветовые отношения передают насыщенность природных цветов в яркий солнечный день. Ясное голубое небо, кувшинки, искрящиеся различными цветами, деревья на берегу, водная гладь, отражающая солнечные блики. Зритель жадно впитывает богатство цветовой гаммы, многоцветие солнечных бликов раскинутых по всей поверхности холста, чувствуя настроение теплого солнечного дня.
  • 2. Светлые, нежные, приглушенные тона. Мягкий, приглушенный колорит передает нежность и тишину мгновения, создавая ощущение легкой утренней дымки. Настроение спокойствия, тишины и умиротворения наполняют зрителя, стоящего перед этими произведениями. Автор использует нежные пастельные тона: светло-голубой, светло-розовый, светло-фиолетовый. Вкрапления ярких красных и желтых пятен кувшинок создают необходимые акценты, благодаря чему мягкие переходы между цветами палитры не сливаются в неразличимое беспредметное пятно. Желтый цвет в верхней левой части композиции, изображающий отражение осенней листвы под солнечными лучами, не выглядит ярким за счет соединения и взаимопроникновения с общей цветовой гаммой пруда. Все линии очень мягко и плавно переходят одна в другую, контрастность практически отсутствует.
  • 3. Темные, глубокие тона. Темные, насыщенные тона передают атмосферу сумерек или пасмурной погоды. Линии более четкие, контрастные. Мазки более густые и насыщенные, цвета более яркие и глубокие. Картина передает ощущение сгущающихся сумерек и великолепия красоты природы при вечернем освещении.


14 ноября 1840 года родился один из самых известных в мире импрессионистов, - узнаваемый по колориту и по тонким, напоенным воздухом и светом пейзажам - Клод Моне. Он стал художником волею судеб – 100 тыс. франков, которые он выиграл в лотерею, позволили ему оставить работу посыльного и посвятить себя живописи. Впрочем, в жизни Клода Моне было много удивительного.

Великий импрессионист начинал с карикатур

Родился Клод Моне в Париже, но через 5 лет его семья переехала в Гавр (Нормандия), где отец будущего художника держал бакалейную лавку. Родители Клода Моне были на редкость скупы, поэтому, чтобы заработать на карманные расходы, Моне в 14 лет начал рисовать карикатуры на друзей и местных жителей. Рисунки, которые юный художник продавал по 15-20 франков, пользовались невероятной популярностью. Несмотря на свою увлечённость карикатурами, в занятиях живописью Моне никогда заинтересован не был, пока не познакомился с Эженом Буденом, своим будущим наставником, который предложил ему писать картины на «открытом воздухе».


Моне дал рождение термину «импрессионизм»

Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.

Интересно, что лучшим произведением от импрессионизма в живописи считают тоже картину Клода Моне. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные Лилии», он уже терял зрение.


На большинстве картин Моне - одна и та же женщина

Если присмотреться к женщинам на картинах Клода Моне, там обязательно будет Камиль Домкьюз – его любимая модель и жена. Она позировала ему для многих полотен, среди которых и такие известные, как «Дама в зеленом», «Женщины в саду», «Мадам Моне с сыном», «Портрет жены Клода Моне на диване». Мадам Моне родила художнику двоих сыновей (первенца ещё до официального вступления в брак). Однако, рождение второго малыша ослабило её здоровье, и, вскоре после вторых родов, она скончалась. Клод Моне написал посмертный портрет своей супруги.


Самая дорогая картина Клода Моне

Картина «Пруд с водяными лилиями» или, как ещё называют это полотно - «Пруд с кувшинками», написанная Моне в 1919 году, является самой дорогой картиной этого мастера. В 2008 году на аукционных торгах Christie`s в Лондоне эта картина была продана за баснословные деньги - $80 миллионов. Сегодня «Пруд с кувшинками» занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. О том, кто приобрел эту картину и где она находится сейчас – неизвестно. Как правило, частные коллекционеры, приобретая подобные произведения, предпочитают остаться неизвестными.


Клод Моне входит в топ-3 самых дорогих художников мира

Клод Моне, по итогам открытых аукционов, до 2013 года занимает третью строку рейтинга самых дорогих художников мира. Всего с аукционов было продано 208 его работ на общую сумму $1622,200 млн. Средняя стоимость одной картины Моне - $7,799 млн. Самыми дорогими картинами Моне считают
«Водяные лилии» (1905) - $43 млн.
«Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) - $41 млн.
«Водяные лилии» (1904) - $36 млн.
«Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) - $35 млн.
«Тропинка к пруду» (1900) - $32 млн.
«Пруд с водяными лилиями» (1917) - $24 млн.
«Тополя» (1891) - $22 млн.
«Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) - $20 млн.
«Парламент, закат» (1904) - $14 млн.

Где сегодня хранятся картины великого Моне

Сегодня работы художника «разбросаны» по всему миру. Наиболее крупными странами-владельцами картин Моне считается Россия, США и Великобритания. Впрочем, найти картины художника можно и во многих других музеях, как на территории Европы, так и за ее пределами. Несколько картин Клода Моне находятся даже в музеях Новой Зеландии. Значительная часть работ художника принадлежит частным коллекциям, потому эти картины закрыты для широкой публики. Лишь иногда приобретенные некогда произведения вновь возвращаются из рук коллекционеров в музеи или попадают на аукционы.


В России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находятся такие известные картины, как «Сирень на солнце» 1873 года и «Завтрак на траве» 1866. Картина «Парламент, эффект тумана» находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Несколько работ Клода Моне хранятся в Париже в музее Музей д"Орсэ. Немало работ находится и в США, в «Метрополитен-Музее» Нью-Йорка, в Музее искусств Нельсона-Аткинса, а также в Музее искусств, расположенном в Филадельфии. В Лондоне картины Моне выставляются в Национальной галерее.

Похищения картин Моне

Картины Клода Моне не раз становились предметами вожделения преступников. Известен факт, когда похититель полотна Моне «Пляж в Пурвилле», которое выставлялось в Национальном музее Польши, посмеялся над сотрудниками, вырезав знаменитый шедевр из рамы, а вместо него вставил плохонькую репродукцию. Заметили подмену 19 сентября, а когда точно произошла кража, так и осталось неизвестным. Преступником оказался 41-летний мужчина, а украденную картину нашли в его доме.


В октябре 2012 года было совершено ограбление роттердамского музея Кунстель. Было похищено 7 шедевров, среди которых был и известный «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Это ограбление оказалось крупнейшим за 20 последних лет. После проведённого расследования эксперты подозревают, что похищенные картины могли быть сожжены.

Клод Моне родился 173 года назад, его картины на гребне популярности и сегодня, а особо ярые и талантливые поклонники импрессионизма посвящают ему свои творения. Примером тому Клода Кормье, вдохновленная полотнами Клода Моне.

В конце прошлого века британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сенсационные сведения. Английский врач обнаружил, что особенности живописной манеры «отца импрессионизма» Клода Моне на самом деле связаны не с новой техникой живописи, а с его слабым зрением!


Клод Моне является одним из родоначальников импрессионизма. Когда-то группа молодых художников, в которую входили Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и другие – всего тридцать человек, представила абсолютно новую технику живописи в противовес общепризнанной классической. Их главным постулатом было изображение краткого момента реальности, которая меняется с каждой минутой. Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Их картины были словно залиты светом: причудливая игра света и тени, брызги красок передавали движение, делая привычные предметы новыми и интересными. Сюжеты для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей работой.

«Кувшинки» Клода Моне


На выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны. Известный репортер «Шаривари» Луи Леруа презрительно обозвал их импрессионистами. Он и подумать не мог, что окрестил целое направление конца XIX – начала XX в., перевернувшее всю последующую историю живописи.

Художники часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они чувствовали, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики. Нужны новые подходы, новая техника. И тогда импрессионисты покинули душные студии, в которых до них писали пейзажи, и вышли на пленэр. Невысокий человек в серой холщовой одежде, измазанной красками, сгорбленный под тяжестью мольберта, блуждал в поисках живописного места – такую дивную картину теперь могли наблюдать крестьяне французского Прованса. Молодых живописцев прозвали чудаками, и когда кто-нибудь из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, на это сбегалась посмотреть вся деревня.

Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками. Только глядя на картину с расстояния, можно было убедиться, что эти мазки собираются в единый образ – стог сена, поле маков, ваза с подсолнухами, изящная фигурка балерины или задумчивая таитянка. Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Их картины как бы разбиты на равнозначные части – центральный персонаж и как бы случайно попавший в кадр объект имеют одинаковую значимость. Отрицают импрессионисты и жанр: где портрет, где пейзаж, где натюрморт – сказать невозможно. Все смешалось, как и в жизни.

Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 г. выступил именно Клод Оскар Моне (1840–1926). Молодые мастера писали в такой манере уже лет шесть-восемь, но мысль Моне была такова: их работы отвергали поодиночке, но если собраться вместе, их не смогут не заметить. Так и случилось. Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. В период с 1876 по 1886 г. было проведено более семи выставок импрессионистов. Правда, после выставки 1886 г. только Моне продолжал строго следовать идеалам импрессионизма.

Клод Оскар Моне еще в юности начал писать карикатуры, которые выставлялись за гроши в художественной лавке и при этом пользовались спросом. Знакомство с художником Эженом Буденом открыло Моне настоящую живопись. «Я понял свое предназначение!» – записал в дневнике восхищенный юноша. Он выпросил у отца немного денег и уехал в Париж, где познакомился с богемной жизнью местных художников. Растратив все деньги, девятнадцатилетний Клод нанялся в армию и уехал в Алжир, но вскоре комиссовался по болезни.

Родные отвернулись от Моне, поставив на нем крест. Только тетка не теряла веры в племянника, но и не одобряла его работы. В письме к художнику Аману Готье она жаловалась: «Когда он хочет закончить что-то и сделать картину, все превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазней и находит идиотов, которые поздравляют его!»

В ноябре 1862 г. Моне вернулся в Париж, где стал учиться живописи у Шарля Глейра. Два года спустя, когда под угрозой потери зрения Глейр был вынужден закрыть свою мастерскую, Моне вместе с друзьями Ренуаром и Сислеем стал активно осваивать пленэрную живопись.

В 1865 г. состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты публикой. Научиться приемам академической живописи и тут же их забыть – такую задачу поставил перед собой Моне. Первой значительной его работой является «Завтрак на траве». К сожалению, картина до нас не дошла – Клод расплатился ею с хозяйкой комнаты в деревушке Шайи, в которой проживал, пока писал картину. Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).

В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. – его первой женой. Она родила художнику двух сыновей, которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В отличие от остальных импрессионистов Моне был счастлив в любви. Его жена Камилла была замечательной спутницей для Моне, и когда 5 сентября 1879 г. она скончалась, для художника наступили самые тяжелые дни жизни, отразившиеся на его картинах мрачной палитрой.

В 1883 г. вместе с другом Ошеде и его женой Алисой Моне купил домик в Живерни и воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Главная картина всей его жизни преодолела плоскость полотна: рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию. «Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад – самый первый эскиз или готовая к работе палитра», – писал о саде Моне Марсель Пруст. Для обустройства «водного сада» – пруда с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле, художник добился у властей разрешения отвести воды реки Эпт в свое имение. Моне любил писать сад и озеро с плавающими по его глади лилиями.

После смерти Ошеде Моне женится на Алисе – его второй брак так же удачен, как и первый. Однако от живописи он больше не получал удовлетворения: пытаясь добиться совершенства, браковал один эскиз за другим. В конце концов, окончательно отступив от принципов импрессионизма, он пытался написать то, что передать с помощью кисти и красок невозможно. К тому же в последние годы у Моне развивается катаракта обоих глаз – болезнь для художника невыносимая. Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено. Последние работы Моне лишены яркости красок: все тона на них имеют слегка желтоватый оттенок.

В начале нашего века английский офтальмолог Ричард Мармор научно доказал, что отход Моне от принципов импрессионизма в сторону абстрактной живописи связан с нарушением зрения художника. Мармор изучил, как видят мир пациенты с ослабленным зрением, и соотнес результаты с «размытыми» картинами Моне. Искусственно размытая с помощью компьютерной программы фотография пруда с кувшинками в Живерни совпадает с «Кувшинками» Моне. Но как бы то ни было, говорить, что такое огромное и влиятельное направление живописи, как импрессионизм, возникло исключительно из-за болезни глаз Клода Моне, было бы равнозначно заявлению, что к моменту написания «Черного квадрата» у Малевича закончились все другие краски.

(По материалам Т. Сухотериной)

Живерни - деревушка, расположенная в 80 км. от Парижа. Но это не просто очаровательная французская деревушка. Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному. В Живерни жил и работал импрессионист Клод Моне .

И несмотря на то, что информация о нем и его работах очень широко представлены в интернете, я все-таки не устояла и решила сделать эту подборку о его замечательном саде, который был его музой,работой и вдохновил его на все известные нам произведения...


Фото
И приезжают туда отнюдь не затем, чтобы полюбоваться на самую обширную коллекцию его картин, как можно было бы подумать. Любители прекрасного едут туда, чтобы увидеть главного натурщика Моне, увидеть его картины вживую - увидеть его сад.

Фото

Клод Моне как никто другой придавал значение свету, его оттенкам и игре теней, и как никто другой боготворил природу. Он купил простой крестьянский домик в Живерни в 1883 г. Там должна была жить его многочисленная семья - жена Алиса, ее дети от первого брака и их общие дети.

Фото

Эдуард Мане "Семья Моне в саду"

Это было непривычно - городской житель в деревне. Но постепенно все привыкли. Крестьяне стали уважать его за то, что оне не гнушался ежедневной работы, а Моне и не нужно было привыкать, он попал в обьятия своей музы.

Клод Моне "Кувшинки. Зеленое отражение, левая сторона"

Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога.

Фото

Железная дорога через некоторое время перестала существовать, но ее место заняла автомобильная магистраль. Так что сад Моне так и остался разделенным на 2 части.

То, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздиник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений. Вряд-ли найдется много садов, которые смогут спорить с садом Клода Моне по количеству видов растений.

Фото

Клод Моне "Главная дорожка через сад в Живерни - Клод Моне"
Однажды ему прислали огромный каталог цветочных семян - чтобы он выбрал и заказал нужные. Он быстро пролистал каталог и заказал ВСЕ СЕМЕНА. Розы, лилии, глицинии. тюльпаны, ромашки, посолнухи. гладиолусы, астры - сад Моне - это буйство красок практически круглый год.

Клод Моне "Белые кувшинки"
Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Там Моне создал сказку - такую, как он видел. Создал свой мир.

Фото


Клод Моне "Кувшинки"
Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.

Фото

Фото

Клод Моне " Клумба с ирисами в саду "
Берега пруда украсили разнообразные растения - малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда...

Фото

Клод Моне "Водяные лилии и японский мостик"
Да, в Живерни можно увидеть знаменитые кувшинки. Не в музее на полотне, а на глади пруда. И можно в какой-то момент растеряться и почувствовать себя внутри картины художника. Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так: "Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя,
что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного,
чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели".

Фото
Да и любой согласится - создавать такую красоту своими руками - великое счастья, а иметь возможность передать ее на полотне - великий дар. Естественно, что любимый сад стал неиссякаемым источником сюжетов для его полотен, а начиная с 1908 года — едва ли не единственным. Художник уже никуда не выезжал, и мог пристально вглядываться в изобразительные мотивы своего сада.

Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света - благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? - 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? - 13 картин. Водяные лилии? - 48 полотен. И список этот можно долго продолжать...

В 1916 г., когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел - создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.

Фото

Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне в Оранжери, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на Пляс Конкорд. Если смотреть на него сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня. Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда - это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.

Панель с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности
Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.

Фото
Жорж Клемансо написал: "Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни".

Фото


Клод Моне "Водяные лилии (облака)"

Клод Моне "Пруд с водяными лилиями и ирисами"

В результате Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни (он скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет). После смерти в 1926 г. художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 г., сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада. Сейчас Живерни посещает больше полумиллиона человек в год...