ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ДОНЕЦКОЙ СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

Считается одним из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века. Он был также пианистом и дирижером. Два года назад, ко 120-летию со дня рождения великого композитора, в Украине, России, Франции, Германии и других странах, с которыми связано имя мастера, были организованы концерты и фестивали. Донбасс, где родился музыкант и прошло его детство, объявил 2011-й Годом Прокофьева .

Из Сонцовки

Вокруг творчества этого композитора часто вспыхивали споры, поскольку неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию. Однако не только поклонники Прокофьева чувствуют силу и яркость его дарования. То, что сейчас называют харизмой, было присуще композитору. Строгий, собранный, предельно придирчивый ко всему, что касается его творчества, он ругался с исполнителями и постановщиками, отчитал как-то даже Давида Ойстраха прямо на концерте, а Галине Улановой заявил: «Вам нужны барабаны, а не музыка».

За 50 лет творческой деятельности он написал 130 музыкальных произведений. Талант композитора воплотился в широкую жанровую палитру: балеты, оперы, симфонии, музыка к кинофильмам и, конечно же, музыка для детей.

В ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения великого музыканта ЮНЕСКО объявил 1991 год Годом Прокофьева . Тогда же усилиями благодарных земляков в селе Красное была создана мемориальная зона Прокофьева . Была восстановлена Свято-Петропавловская церковь, в которой крестили будущего музыканта.

ФАКТЫ

Святослав Рихтер писал: «Как-то в солнечный день я шел по Арбату и увидел необычного человека. Он нес в себе вызывающую силу и прошел мимо меня как явление. В ярких желтых ботинках, с красно-оранжевым галстуком. Я не мог не обернуться ему вслед – это был Прокофьев ».

Именем Прокофьева названы Концертный зал Донецкой областной филармонии, академический оркестр и музыкальная академия. Не одно десятилетие проходит международный фестиваль «Прокофьевская весна», в который органично вплетается конкурс молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева». Учреждена премия Сергея Прокофьева , которую вручают музыкантам за творческие достижения.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891- 1953), композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой - у Н. А. Римского-Корсакова.

Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим - ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве - опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» - в 1915 г. Настоящей удачей явилась опера «Игрок» (1916 г.) по повести Ф. М. Достоевского.

С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. - балет «Стальной скок», в 1928 г. - балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества - «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.

Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. - почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. - членом Шведской королевской музыкальной академии.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.

Сергей Сергеевич Прокофьев (* 11 апреля (23 апреля по новому стилю) 1891, имение Сонцивка Бахмуцького уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) - † 5 марта 1953, Москва) - советский (российский) композитор, автор 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний и многих камерно-инструментальных произведений, а также музыки к кинофильмам.Лауреат Сталинской премии (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

Биография

Дореволюционный период

Родился в семье управляющего Сонцевського имении Сергея Алексеевича Прокофьева. В возрасте 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, где учится композиции у К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, Я. Витола.

1909 окончил консерваторию как композитор с посредственными оценками (главным образом через творческие непонимание со профессурой, придерживавшихся академического направления в музыке) и продолжил учиться в консерватории как пианист у А. Н. Есипова.

1914 окончил консерваторию как пианист со своим 1-м концертом для фортепиано с оркестром, получив высшую оценку и гран-при - рояль.В консерваторские годы Прокофьев также занимался дирижированием у Н. Черепнина, завязал дружеские отношения с Н. Мясковского и Б. Асаф "евим.

В 1914-1918 годах многие концертировал в Москве, Петрограде, других городах России. Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных дискуссий в музыкальных кругах. Для его ранних сочинений характерны гротесковость, сатирические мотивы; это музыка принципиально антиромантична, часто - Жорсткозвучна, пронизанная диссонансом, очень энергичная в ритмическом отношении.Наиболее заметны в этот период - балет «Сказка про шута...» (1915), опера «Игрок» по одноименному роману Достоевского (1915-1916), несколько инструментальных концертов и сонат, Скифская сюита (1915) и кантата Семеро их (1917).Один из шедевров раннего Прокофьева - его Классическая симфония (1917), образец «новой простоты»: ею композитор словно продемонстрировал критикам свое блестящее владение неоклассическим стилем.

Зарубежный период

В 1918 Прокофьев в разгар гражданской смуты оставляет родину (ему удается выпросить разрешение на выезд лично у Луначарского) и отправляется через Японию в США (за войны в Европе вынужден был двигаться именно таким маршрутом), где активно гастролирует как пианист и дирижер. В 1919 Прокофьев завершил комическую оперу «Любовь к трем апельсинам» (поставлена в 1921 оперным театром в Чикаго.К этому времени относится также Третий фортепианный концерт. В Америке Прокофьев не имел значительного успеха, что стало причиной его переезда в Европу.

В 1922 Прокофьев переселился в Германию в живописное приальпийских городок Етталь, где начинает работу над оперой «Огненный Ангел».В этом городке Прокофьев женился на испанской певице Лине Кодина (псевдоним Лина Любьера, по переезду в СССР - Лина Ивановна), от которой имел 2 детей.

В 1923 перебрался в Париж, где быстро добился признания, значительным образом благодаря знакомству с выдающимся российским балетмейстером C. Дягилевым, который поставил его «Сказку о шута...», а также заказал и позже поставил балеты «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын »(1928).В Париже Прокофьев провел следующее десятилетие, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке, которые имели грандиозный успех.

В 1927 году Прокофьев впервые посещает СССР, где пользуется огромным успехом. Поздние гастроли в СССР осуществлялись в 1929 и 1932 годах. В этот период появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты, в которых стиль Прокофьева достиг пика напряженности и остроты, а также более мягкий по стилю балет "На Днепре" (1932).

Возвращение в СССР

После 1933 Прокофьев вместе с семьей переезжает в СССР (в 1936 - окончательно.Причина возвращения Прокофьева является предметом дискуссий в кругу музыковедов.

Главной причиной возвращения композитора считается тоска по родине («Я снова вжиться в атмосферу родной земли.Я снова видеть настоящие зиму и весну, что вспыхивает мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь не достает: свои песни, мои песни. Здесь я избавляюсь сил. Мне угрожает опасность погибнуть от академизма »- писал Прокофьев.

Кроме того по мнению музыковедов характерной чертой характера Прокофьева было желание быть первым, которое проявлялось во всех сферах его деятельности. Известно, что в Европе в то время наибольшую славу композиторов и пианистов лелеяли С. Рахманинов и И. Стравинский, в то время как после успешных гастролей в СССР Прокофьев имел все шансы быть недосягаемым лидером.В частности показательно запись в дневнике Прокофьева от 5 марта 1929: "Сталин был на моем концерте, когда я играл в Москве, и потом, не без гордости, сказал« наш Прокофьев.Отлично: в Россию можно ехать спокойно! «

Также отдельные мемуаристы указывают на карточные долги Прокофьева.

С возвращением Прокофьева в СССР происходит резкий стилистический перелом в творчестве в сторону упрощения, большей доступности, выразительности и классической строгости музыкального языка. Изменяется и образность музыки Прокофьева. Так, согласно меткому (и вполне объективным) наблюдением композитора С. М. Слонимского, в центре симфоний Прокофьева стоит человек, а начиная с Пятой симфонии (1944) - советский человек.

Среди выдающихся произведений, написанных в СССР - »Ромео и Джульетта" (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), кантата к 20-летию Октября (1937), кантата «Александр Невский» (1939).В 1938 Прокофьев осуществляет последние гастроли в Европу и США, которые происходят с блестящим успехом, в частности Прокофьеву предлагают выгодный контракт в Голливуде, от которого, однако, композитор отказался.

В 1941 году, накануне войны, Прокофьев оставляет семью - жену и двоих сыновей - и идет до Миры Мендельсон, поэтессы и активной комсомолки, впоследствии - соавтор либретто его опер «Дуэнья» и «Война и мир».

Во время войны Прокофьев отправляется на Кавказ, позднее в Алма-Ату, где наряду с камерными и симфоническими произведениями пишет фронтовые песни, много концертирует, в 1942 пишет музыку к фильму «Иван Грозный» (режиссер С. Эйзенштейн).Среди выдающихся произведений военных лет - седьмой фортепианная соната (первое произведение удостоен Сталинской премии), опера «Война и мир», пятая симфония, балет «Золушка».

Последние годы жизни

Последний период жизни Прокофьева чрезвычайно сложен. В послевоенные годы у композитора развивается гипертония обостряющейся тяжелыми приступами. В 1948 году композитор попадает под Ждановская идеологические чистки, в частности Прокофьев фигурирует в знаменитой Постановлении ВКП (б) "Об опере« Великая дружба »В. Мурадели" (10 февраля 1948).В ответ композитор в духе эпохи выражает «благодарность партии за четкие указания, постановления, помогающие (...) в поисках музыкального языка, понятного и близкого нашему народу, достойного нашего народа и нашей великой страны».

Того же года Прокофьев оформляет свой второй брак - с Мерой Мендельсон. В марте 1948 года его первую жену Лину Прокофьеву, испанку по происхождению, арестовывают по обвинению в шпионаже, осуждают до 20 лет лагерей и ссылают в Воркуты. По свидетельству узника ГУЛАГа Евгения Таратуты, Лина Ивановна получала письма только от своих сыновей.

Среди значительных произведений Прокофьева последних лет - опера «Повесть о настоящем человеке» (1948), 7-я симфония (1952, последняя Сталинская премия), Симфония-концерт для виолончели (1952).

Умер Прокофьев 5 марта 1953 - на 40 минут позже Сталина и по той же причине: кровоизлияние в мозг.Для советского сообщества смерть композитора долгое время была омрачена скорбью, связанной с потерей советского вождя.

Произведения

Оперы -

  • Маддалена (1911; вторая редакция 1913),
  • Игрок («Игрок») (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),
  • Любовь к трем апельсинам («Любовь к трём апельсина») (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),
  • Огненный ангел («Огненный ангел») (по В. Я. Брюсовым, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь),
  • Семен Котко (1940, Москва),
  • Помолвка в монастыре («Обручение в монастыре») («Дуэнья», по Р. Шеридан, 1946, Ленинград),
  • Война и мир (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же),
  • Повесть о настоящем человеке («Повесть о настоящем человеке») (по Б. П. Полевым, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва);

Балеты -

  • Сказка о шута, что семь шутов перехитрил («Сказка о шута, семерых Шутов перешутившего») (1921, Париж),
  • Стальной скок (1927, Париж),
  • Блудный сын (1929, там же),
  • На Днепре (1932, там же),
  • Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград),
  • Золушка («Золушка») (1945, Москва),
  • Сказка о каменную цветок («Сказ о каменой цветком») (по П. П. Бажову, 1954, Москва);

для солистов, хора и оркестра -

  • Оратория «На страже мира» (слова С. Я. Маршака, 1950),
  • Кантаты, в том числе

o К 20-летию Октября (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937),

o «Семеро их»

o Александр Невский (1939),

  • вокально-симфонические сюиты, в том числе

o Зимнее очаг («Зимний костёр») (слова С. Я. Маршака, 1949);

для оркестра -

  • 7 симфоний

o № 1 «Классическая» - 1917;

o № 4 - 1930, вторая редакция 1947;

  • Ала и Лолло (Скифская сюита, 1915),
  • Симфоническая сказка «Петя и волк» (1936),
  • Два пушкинских вальса (1949),
  • Ода на окончание войны (1945)
  • Сюиты, поэмы, увертюры и др.;

концерты с оркестром -

  • 5 для фортепиано (1912; 1913, вторая редакция 1923; 1921; 1931, для левой руки; 1932),
  • 2 для скрипки (1917, 1935),
  • симфония-концерт для виолончели (1952) и др.;

камерно-инструментальные ансамбли, в том числе

  • сонаты для скрипки и фортепиано,
  • Соната для виолончели и фортепиано,
  • Соната для флейты и фортепиано,
  • 2 квартеты;

для фортепиано -

  • 9 сонат

o № 1 ор.1 - 1907, вторая ред.1909;

o № 2 ор.14 - 1912;

o № 3 ор.28 - 1907, вторая редакция 1917;

o № 4 ор.29 bis - 1934;

o № 5 ор.38 - 1923, вторая ред. ор.135, 1952;

o № 6 ор.82 - 1939-40;

o № 7 ор.83 - 1939-42;

o № 8 ор.84 - 1939-44;

o № 9 ор.103 - 1947)

  • Сарказмы,
  • Мимолётносты (1915-1917),
  • Сказки старой бабушки,
  • Этюды (ор.2 и ор.52)
  • Сюиты из балетов «Золушка», «Ромео и Джульетта»
  • пьесы; романсы, песни;
  • музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

В еликий русский композитор, написавший свою первую оперу в 9 лет. Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера Пети с Волком.

Знаменитый композитор родился в Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать - хорошая пианистка. В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию. В 1909 году Прокофьев закончил ее как композитор, через пять лет - как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.

Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес и сонат, но принесла ему известность чикагская премьера – самая жизнерадостная в мире опера «Любовь к трем апельсинам». Без музыки Прокофьева сегодня нельзя представить признанный шедевр довоенного кино – фильм «Александр Невский». А музыкальное сопровождение «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна получило собственную жизнь как отдельное произведение.

В 1918 году он покинул Советское государство и через Токио добрался до США. В последующие десятилетия Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе, несколько раз также выступал в СССР. На родину он вернулся в 1936 году вместе с женой-испанкой Линой Кодина и сыновьями. Именно после возвращения были созданы знаменитая сказка «Петя и волк», а также опера «Война и мир». Над эпическим произведением Прокофьев работал 12 лет.

В 1948 году Лина Кодина, которая к тому моменту была его бывшей супругой - арестована и сослана (освобождена в 1956 году, позже она покинула СССР). В том же году Прокофьева начали громить за формализм, его произведения резко критиковались как несоответствующие социалистическому реализму.

Скончался Прокофьев от гипертонического криза в возрасте 61 года.

Фрагменты из автобиографии С.С. Прокофьева.

<...> Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
<...> Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.

<...> Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно года в четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно. Из русских авторов – Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над роялем.

<...> Занятия на рояле мать начинала с упражнений Ганона и этюдов Черни. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем регистре, иной раз отводила в мое пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль на первый взгляд, но расчет матери оказался правильным, и вскоре дите стало подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подобрать. Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом. К тому, что она играла, я относился с любопытством и критически, иногда заявляя:
– Эта песенка мне нравится (я произносил «нлавится»). Пусть она будет моей.
Возникали также споры с бабушкой: какую именно пьесу играет мать. Обыкновенно прав был я.
Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески.

<...> В течение весны и лета 1897 года я записал три пьесы: Вальс, Марш и Рондо. Нотной бумаги в доме не водилось, ее линовал для меня конторщик Ванька. Все три пьесы были в до мажоре <...> Чуть сложнее оказалась четвертая – марш в си миноре. Затем приехала в Сонцовку Екатерина Иппократовна, жена того Лященки, которому я наплевал на лысину. Она хорошо владела роялем и даже немного занималась с матерью. Вдвоем они играли в четыре руки, что мне очень нравилось: играют разные вещи, а вдвоем выходит недурно!
– Мамочка, я напишу марш в четыре руки.
– Это трудно, Сергушечка. Ты не можешь подобрать музыку и для одного человека, и для другого.
Тем не менее я сел подбирать, и марш вышел. Приятно было сыграть его в четыре руки и слышать, как звучит вместе подобранное отдельно. Как-никак это была первая партитура!

<...> К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили.

С.С. Прокофьев. Автобиография. М., «Советский композитор», 1973.

Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы... Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.

С. Прокофьев

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Бетховена.

Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 году Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Глиэра. В 1904-14 годы Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова (инструментовка), Витолса (музыкальная форма), Лядова (композиция), Есиповой (фортепиано). На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии имени Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 году Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927); балеты «Стальной скок» (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудный сын», (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.

В начале 1927 и в конце 1929 года Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», — писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 года Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

С середины 30-х годов творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — балет «Ромео и Джульетта» по Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Шеридану — 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Голованов, Гилельс, Софроницкий, Рихтер, Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Улановой. Летом 1941 на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета балет-сказку «Золушка».

Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-х начало 50-х были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных "формалистов" в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 году еще более ухудшило состояние здоровья композитора.



Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции» — увертюра «Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке» (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает четыре с половиной десятилетия бурного XX века, претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века — Дебюсси. Бартоком, Скрябиным, Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции Мусоргского, Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как «варварство» («Наваждение» и Токката для фортепиано, «Сарказмы»; симфоническая «Скифская сюита» по балету «Ала и Лоллий»; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», — отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности — он застенчив, нежен, деликатен («Мимолетности», «Сказки старой бабушки» для фортепиано).

Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке Гоцци («бокал шампанского», по определению Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1-ой части, проникновенным лиризмом одной из вариаций 2-ой части (1917-21); напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» (по роману Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); «кубистический» урбанизм «Стального скока»; лирическая интроспекция «Мыслей» (1934) и «Вещей в себе» (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х годах отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в том числе «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», два «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; две сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова Ахматовой, Бальмонта, Пушкина)

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.



В 1945 году в Англии Прокофьеву вручали "Золотую королевскую медаль" от английского правительства. Однако во время церемонии случился казус: произнеся длинную приветственную речь, английский посол вдруг обнаружил, что самой медали-то нет! Повисла пауза, Прокофьев стоял в полной растерянности, он уже собрался было уходить, как посол, наконец, опомнился и... торжественно вложил в руку композитора свои золотые часы. Большинство журналистов и гостей не поняли, что произошло, отчего Сергей Сергеевич выглядит таким растерянным. Посол шепотом сообщил лауреату, что медаль будет с минуты на минуту. Тем временем начался концерт из произведений композитора. После него посол незаметно передал Прокофьеву коробочку с медалью.
- А часы, пожалуйста, верните, - улыбаясь, попросил посол, - они мне дороги, как память.
- Простите, мне мои золотые часы тоже дороги, - совершенно серьезно ответил композитор.
Теперь растерялся посол:
- Но-о... мы так не договаривались...
- Вы же мне их подарили, при всех, - пряча улыбку, возмущался Прокофьев. - Теперь просите вернуть! Это просто грабеж среди бела дня!...
- Да-а... вы правы, но-о...
- Ну, раз уж вам так понравились мои часы, я могу их вам подарить, - наконец рассмеялся Прокофьев и вернул счастливому послу его часы.