Нашим современникам, фанатеющим по исполнителям ролей в блокбастерах и телесериалах, трудно представить, что когда-то профессия артистов была тяжким, подневольным и неоплачиваемым трудом. О вековом бремени, легшем на плечи самой зависимой профессии, в «домашних» театрах крепостной России и пойдет дальше речь.

Когда существовали «крепостные театры»?

«Крепостной», часто называемым «домашним», театр существовал почти полторы сотни лет. Корни явления уходят в петровские времена, когда активно прививались новые формы развлечений знати. Так, один из российских исследователей темы Татьяна Дынник называет датой рождения явления - день бракосочетания королевы Екатерины II, когда актер стал «ревизской душой». И в доказательство приводится отрывок из воспоминаний современника, описывающего день 15 ноября 1722 года с упоминанием о приказании герцогини Мекленбургской одного из провинившихся актеров наказать двумя сотнями ударов батагов, применявшихся по отношению к крепостным. О завершении эпохи свидетельствует документ 1844 года о совещании Комитета по устройству «сословия дворовых людей», на котором Николай I выразил мнение, что крепостные «театральные труппы, оркестры и пр., теперь везде уже почти вывелись или выводятся. В Петербурге, сколько знаю, это есть уже только у Юсупова и Шереметева; у последнего, впрочем, не по вкусу, а потому, что он не знает, куда с этими людьми деваться».

Крепостной театр в Кусково

Что это за явление?

Театр крепостных для именитых семейств был движимым имуществом, которым они распоряжались на правах собственности в целях развлечений и коммерции. Афиша наполнялась оперными сочинениями, балетами, комедиями и драмами. И сама затея оказывалась частью городской, а не усадебной жизни. К началу XIХ века в России на 155 коллективов только 52 располагались в усадьбах, а 103 в городских особняках: в Москве - 53, Петербурге – 27, и в других городах - 23. Хозяева прикладывали немалые усилия, чтобы их «домашние радости» казались «столичными».

Стоит отдельно отметить, что дотация подобных коллективов считалась роскошью и подразумевала значительные траты, ввиду чего подобное баловство могли позволить лишь владельцы очень больших состояний.


Крепостной театр Шереметевых в Фонтанном доме

Самые известные крепостные театры

* князя Г.А.Потемкина в Таврическом дворце (Шпалерная ул., дом 47, Санкт-Петербург),
* в Юсуповском дворце на Мойке, дом 94 (Санкт-Петербург),
* во дворце Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке, дом 21 (Санкт-Петербург),
* наследника престола Павла Петровича (усадьба в селе Павловское),
* графа Б.П. Шереметева в Фонтанном доме - 34 (Санкт-Петербург),
* князя Н. Б. Юсупова (подмосковное село Архангельское),
* генерала С. С. Апраксина (Ольгово),
* графини Д. П. Салтыковой (Марфино),
* «Наполеоновский театр» П. А. Познякова в доме на Никитской (Москва) и др.


Крепостной театр Гонзаго в селе Архангельское

Кого отбирали в артисты?

Актерское дело оказалось трудом подневольным, палочным, носило часто временный характер. Штат исполнителей набирался из крепостных по главному критерию – претендент должен быть «видным собою», в смысле, красиво сложенным, иметь статную фигуру. Согласно указу Шереметева, исполнительницы домашних театральных постановок брались из девочек-сирот 15-16 лет, «лицом и корпусом не развращены и притом и грамоте умеющие». Однако часто соблюдалось только первое требование, отчего большинство артистов были малообразованы. Так, в письме Шереметеву один из преподавателей декламации в доме графа, знаменитый актер Иван Дмитревский отмечал у учащихся невероятно низкий уровень владения русским языком, без которого «актером хорошим быть весьма трудно».

Как проходили репетиции?

Учитывая тот факт, что грамотных крепостных не каждый мог себе позволить, отобранных исполнителей мучили разучиванием ролей «с голоса» и бессмысленными повторами репетиций, проводимые даже ночью.


Крепостной театр Н. А. Дурасова в Люблино

Чему учили еще?

Мастерству актера, декламации, пению, музицированию, правописанию, истории литературы, иностранным языкам, общему курсу естественных наук. Для этого в труппу набирали молодых людей, способных к обучению.

Где жили актеры?

Беспокойный народ артистов жил изолированно, в отдельных флигелях, где-нибудь на задворках, «подальше от глаз», но под пристальным оком строгого контроля и армейской дисциплины.

«Делать нечего , - говорит у А. И. Герцена один владелец крепостного театра, - порядок в нашем деле - половина успеха; ослабь сколько-нибудь вожжи - беда: артисты - люди беспокойные. Вы знаете, может быть, что французы говорят: легче армией целой управлять, нежели труппой актеров ».


Крепостной театр графа Шереметева в Останкино

Сколько получали крепостные артисты?

Учитывая, что «принимающая» сторона, брала на себя «полную дотацию», т.е. затраты на размещение, проживание и еду, артисту не доставалось на руки ничего. Лишь у состоятельных вельмож возникали поощрения и подарки, но это считалось большой редкостью.

Особый случай - домашний театр графа Шереметева, где актерам было положено жалование от 10 до 60 рублей в год. Столько мог получать опытный камердинер или управитель. Граф для всей челяди установил три уровня окладов: «низовая», т.е. дотация соответствовала самой низкой ставке, затем «дача против лакеев», т.е. равная с лакеями, и «верховная дача», которая и определяла привилегированный статус причастных к театру.


Неизвестный крепостной художник. Дворец в Марьине. 1816

Какие применялись наказания?

Поддерживали жесткие правила дисциплины суровые наказания за всякие нарушения и провинности. Николай Лесков в новелле «Тупейный художник» описал несколько реалистичных примеров графской тирании хозяина крепостного театра в Орловской губернии, графа Сергея Каменского, который был невероятно жесток с крепостными. Граф лично работал кассиром и продавал билеты. Кроме развлечения гости получали угощения в виде долек зефира, моченых яблок и меда. Все замечания по игре граф записывал и прямо во время антракта ходил за кулисы, где специально приготовленными плетками проводил расчеты с нерадивыми исполнителями так жестко, что их крики доносились до утонченного слуха почетных гостей.

Однако наказания в виде телесных порок чаще применялись только к мужчинам. Женщин преследовала иная участь. Так, например, за графом Шереметевым водилась привычка забывать платок во время обхода опочивален актрис, о котором внезапно вспоминал ночью, неожиданно посещая девичьи спальни, отчего довольно скоро обзавелся большим количеством внебрачного потомства.

При этом сам жестоко наказывал за всякие нарушения «приличных правил». Так, например, ученица его домашнего театра Беляева отправилась как-то на обучение в дом актера Сандунова в одной бричке с учеником Травиным. Граф обрушил свой страстный гнев на голову обоих, возмущаясь тем, что «девка ездила вместе с холостым», после чего их строго наказал.


Крепостной помещика Н.Н.Демидова, великий русский актер Степан Мочалов (1775-1823)

Чего актеры боялись больше всего?

Ходили многочисленные легенды об ужасающих инцидентах, коими сопровождались наказания артистов за провинности. Так, например, во время одной сцены на играющего мнимое чудовище актера набросилась собака, которая разрывала исполнителя на куски. Хозяин дома запретил всем вмешиваться, дав «покончить дело», после чего велел повесить псину и сослать подальше артиста.

Как описывает И.Арсеньев, странная привычка была у графа Н.Б.Юсупова, развлекавшего своих московских гостей после окончания представления тем, что сам выходил в светло-синем фраке с напудренным париком с косичкой, а кордебалет являлся в «природном виде». Еще один пример того, как часто «домашний театр» реализовывал представления владельца о развлечениях, коих тому недоставало.


Фрагмент иконы «Страшный суд»

Чем поощряли настоящий талант?

Кроме ценных подарков и денежных премий особой же благодатью считалась перемена фамилии. Так, например, после прохождения уроков декламации знаменитого актера Ивана Дмитревского юным девицам поменяли фамилии: Кучерявинкова стала Изумрудовой, Ковалева - Жемчуговой, Буянова - Гранатовой, Чечевицина - Яхонтовой. А грубо именующиеся мужчины получили фамилии Каменев, Мраморнов, Сердоликов и пр.

Прима Шереметьевского театра Прасковья Жемчугова (Ковалева) после концерта перед Павлом I в феврале 1797 года настолько поразила красотой и нежностью тембра лирического сопрано, что получила в подарок «императорский дар» - перстень в тысячу рублей. А в 1801 году актриса стала супругой графа Шереметева. Однако о тайном браке стало известно только в 1803, после рождения первенца Дмитрия, которому достались несметные богатства и полторы сотни тысяч крепостных душ. Но через двадцать дней великая актриса скоропостижно скончалась от чахотки.

Какие дополнительные преимущества получал владелец?

Екатерина II после спектакля знаменитого крепостного театра в шереметевском имении при селе Кусково выразила невероятное удивление от великолепного зрелища, «приятно выделяющегося изо всего, что ради нее устраивалось ». Что позволило графу Николаю Шереметеву последнее десятилетие XVIII века целый год проводить в Петербурге, в своем Фонтанном доме, куда вместе с ним приезжали артисты, оркестранты, художники и балетные танцовщики.

Как «крепостные» становились «служащими»?


В 1820-х годах коллективы крепостных театров постепенно расформировывались. Разорение многих знатных фамилий позволило Дирекции императорских театров приобрести несколько крепостных исполнителей, музыкантов, цирюльников и швей. Но положение при переходе крепостного от помещика в профессиональный коллектив не изменилось. Введенный 17 декабря 1817 года закон об «исключении артистов и других театральных служителей из подушного оклада», благодаря которому таланты получали свободу от «ревизской» зависимости, положения зависимых талантов не изменил. Новые руководители из дирекции тоже относились к ним, как к вещи.

Почём «крепостной» талант?

В 1828 году Дирекция приобрела у князя Чернышева коллектив музыкантов за 54 тысячи рублей. Две тысячи за душу. Но выяснилось, что исполнители оркестра либо «не игрывали», либо «играли худо», отчего часть отдали на переучивание, часть - в «турецкую музыку», а остальных - в переписчиков нот. Определили жалование от 250 до 500 рублей в год (при том, что вольным платили 1000), расквартированы во пристройку к Аничкову дворцу, плюс женатым с детьми прибавили полста рублей. Это плачевное состояние вынудило крепостных даже написать письмо министру двора Волконскому с просьбой «принять под покров несчастных», но силы не имело и перемен участи не принесло.

Чем занимался «крепостной» в императорских театрах?


Распорядок дня служащего императорского театра традиционен и для сегодняшнего дня: утренние репетиции, дневные занятия по «совершенствованию себя в искусстве» и вечерний выход на публику. При этом невероятно короткий репетиционный период при большом репертуаре и никаких «халтур» или дополнительного заработка.

Отчего многие служащие страдали от пьянства. Показателен случай декабря 1833 года с гобоистом Черниковым, который вернулся после трехдневного отсутствия голым. В объяснительной виновный рассказал, что тонул в развратной и разгульной жизни, оказавшийся должником в разных местах, ввиду чего оставлял у владельцев трактиров «плащ у проживающего у Синего моста в подмастерьях у мастера Мильса - Карла Ивановича, жилет, манишка и галстук в царицынском трактире, брюки - в Екатерингофской ресторации, а казенный театральный гобой - в трактире «Отель дю Нор»... Инструмент заложен у маркера Ивана за 30 руб., а брато денег не более 14 р., остальные все проценты».

Еще одного музыканта за пьянство посадили в тюремную камеру при Большом театре и выдали наказание плетями с предупреждением, что при повторном подобном случае будет уволен и отправлен в солдаты.

Как угасала традиция?


«Гости слушают цыганский хор» (гравюра Л. Серебрякова по рисунку В. Шрейдера, 1871 год)

К моменту отмены крепостного права в 1861 году крепостной театр сохранялся лишь в музыкальном варианте праздничных песнопений, когда выступали умеющие петь лакеи и девки. Их творчество стало истоком для хождения «народной песни», а также невероятно популярных тогда сентиментальных романсов. В церемонии прогулок или гуляния на лодках или за городом хоры считали обязательными атрибутом, так же как и группа певчих в домашних церквах знати. В случае особой крайности достатка заводили «лакея», способного во время гулянок по реке или лесу управляться «со скрипицей». Вот одно типичное объявление из «Ведомостей»: «Продается человек 25 лет, большого росту, умеющий писать и играть на скрипице и годный в лакейскую должность. Видеть его и о цене узнать на Галерном дворе, в Английском трактире у г. Фавля». Но и этой традиции был положен конец Указом Николая I 1841 года о запрете продажи крепостных поодиночке.

Что такое «Крепостной театр ГУЛАГА»?


Термин «крепостной театр» использовался и в ХХ веке, и обозначал пример черного юмора советского диссидентства по отношению распространенного в советской репрессивной системе явления. Неожиданное возвращение традиции «крепостных художников» образовалось в череде массовых арестов тоталитарного режима из попавших в заключение профессиональных актеров, режиссеров, музыкантов, танцоров и других деятелей театральных профессий. Из плодов их труда администрация зоны придумала поощрительную систему, когда за «стахановские» достижения в лагерном труде заключенный получал дополнительные льготы в виде клубного билета с хорошими местами на просмотр спектаклей и литературных вечеров. «Крепостные труппы Гулага» тоже считались элементами не только развлечения, но и престижа.

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, тип частного театра в России, домашний дворянский (помещичий) театр с участием крепостных. Домашние представления устраивались в России ещё в конце 17 века, но широкое распространение крепостной театр получил во 2-й половине 18 - начале 19 века; существовал вплоть до отмены крепостного права. В крепостном театре, помимо крепостных, могли участвовать актёры-любители из дворян и «вольные» профессионалы (актёры, музыканты); при этом в одних театрах играли только сами дворяне или их дети, крепостными же осуществлялось обеспечение представлений (строительство и оборудование сцены, изготовление декораций и костюмов, музыкальное сопровождение и т.д.); в других - играли как дворяне-любители, так и «домовые», или «собственные», актёры (то есть крепостные). В некоторых крепостных театрах на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы; иногда же «вольные» российские и иностранные знаменитости фигурировали только как капельмейстеры, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были в основном «собственные» актёры. Домашние помещичьи театры могли превращаться в публичные с платой за вход. Крепостные актёры и музыканты иногда выкупались «в казну».

Один из первых и самых выдающихся крепостных театров - театр графов Шереметевых. Начал свою деятельность около 1765 года как любительский дворянский в Санкт-Петербурге, затем (в конце 1770-х годов) оформился как крепостной театр в Москве в доме на Большой Никольской улице. В это же время в подмосковной усадьбе П. Б. Шереметева в селе Кусково были сооружены 3 театра: «воздушный» (то есть на открытом воздухе), Малый, затем Большой. Расцвета труппа Шереметевых достигла в середине 1780-х годов, когда её владельцем стал Н. П. Шереметев, выстроивший в начале 1790-х годов новый великолепный театр-дворец в подмосковной усадьбе Останкино. Шереметевы содержали огромный штат крепостных мастеров, среди которых: архитекторы П. И. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин; художники Аргуновы, К. Фунтусов, Г. Мухин, С. Калинин; машинист Ф. Пряхин; музыканты С. А. Дегтярёв, Г. Я. Ломакин, инструментальный мастер И. А. Батов и др. Они работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и русскими «вольными» мастерами. Труппа и оркестр включали более 200 человек. Лучшими актёрами были П. И. Ковалёва (Горбунова, по сцене - Жемчугова), Т. В. Шлыкова (Гранатова), Г. Кохановский, А. Новиков, Т. Беденкова, А. Буянова (Изумрудова), А. Калмыкова (Яхонтова), Ф. и М. Урусовы (Бирюзовы) и др. Артистам полагалось жалованье деньгами и продуктами. Руководил труппой крепостной «библиотекарь его сиятельства» В. Г. Вороблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии и побывавший вместе с Н. П. Шереметевым за границей. Он же занимался переводами и переделками пьес. В репертуар входило более 100 пьес, основную часть которых составляли комические оперы, а также комедии, оперы и балеты.

К концу 1810-х годов относится расцвет другого выдающегося крепостного театра, принадлежавшего князю Н. Б. Юсупову. В 1819 в Москве «в Яузской части под №83» было построено театральное здание, имевшее партер, полуциркульный амфитеатр, бельэтаж и 2 галереи. Летом театр функционировал в усадьбе Архангельское, где сохранились театральное здание, построенное в 1817-18, и часть декораций, написанных П. ди Г. Гонзаго. В театре Юсупова давали главным образом оперы и пышные балетные представления; лучшими актрисами были А. Борунова, С. Малинкина, А. Рабутовская. Около 1811 в Москве появился театр П. А. Познякова, находившийся в Леонтьевском переулке. Здесь давали в основном очень пышно обставленные комические оперы (декорации писал итальянский живописец Дж. Б. Скотти). Крепостных актёров обучали С. Н. и Е. С. Сандуновы. Одна из лучших актрис этого театра - Любочинская. В Москве в конце 18 - начале 19 века действовали также театры С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, Н. Г. и Б. Г. Шаховских и др. В Санкт-Петербурге известны были домашние театры Ε. П. Барятинской, П. А. Голицыной, Ε. Ф. Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н. Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г. Чернышёва, цесаревича Павла Петровича и др.

К концу 18 века крепостные театры начинают появляться в провинциальных городах и в удалённых от центра имениях. В 1780-х годах в своём имении в Шклове крепостной театр создал С. Г. Зорич (бывший фаворит императрицы Екатерины II). Его театр, по свидетельству современников, был «преогромный», в репертуаре были драмы, комедии, комические оперы и балеты. В драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали кадеты Шкловского кадетского корпуса и дворяне-любители, среди которых славился князь П. В. Мещерский (его игру высоко ценил М. С. Щепкин). В балетах танцевали только крепостные, лучшие из них - К. Буткевич и П. Азаревичева (Азаревич). После смерти Зорича балетная труппа в 1800 выкуплена казной для петербургской императорской сцены. Среди многих домашних театров выделялся театр гр. А. Р. Воронцова, существовавший (около 1793-1805) в селе Алабухи Тамбовской губернии, а затем в селе Андреевское Владимирской губернии. В репертуар входили в первую очередь пьесы русских драматургов. В труппе насчитывалось от 50 до 60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т.п.; артисты, получавшие ежегодное вознаграждение деньгами и вещами, делились на «первостатейных» (13-15 человек) и «второстатейных» (6-8 человек). Во главе труппы стоял «директор театра» из крепостных актёров (сначала И. Петров, затем Ф. Яковлев). Лучшей актрисой и певицей считалась М. Каптелова, первым актёром - Ф. Яковлев, затем Я. Кирилов.

В начале 1790-х годов появился театр князя Н. Г. Шаховского, который летом располагался в селе Юсупово Нижегородской губернии, а зимой в самом Нижнем Новгороде. В 1797 князь построил театральное здание и в Москве, в «Серпуховской части». Однако (вероятно, из-за материальных соображений) в Москве театр Шаховского играл недолго. Это был один из первых коммерческих крепостных театров, где взималась плата за вход. Летом Шаховской вывозил свой театр на весь июль на Макарьевскую ярмарку. Репертуар состоял из трагедий, комедий, драм, опер с балетами и водевилей. Труппа в 1820 насчитывала около 90 человек. Наиболее известные актёры - А. Ершов, М. Поляков, Д. Завидов, А. Вышеславцева, Н. Пиунова, А. и Н. Стрелковы. После смерти Шаховского (1824) его наследники продали театр (1827). Актёры получили вольную и продолжали играть на сцене театра, ставшего городским. Подобный публичный крепостной театр был создан в Казани П. П. Есиповым (около 1803-14), до этого имевшим домашний крепостной театр в селе Юматово под Казанью. Лучшими актёрами труппы Есипова считались Ф. Львов, знаменитая «Феклуша» и Кузьмина (она послужила А. И. Герцену прототипом героини повести «Сорока-воровка»). В 1815 открылся театр графа С. М. Каменского в Орле, также публичный, с платой за вход - один из самых крупных провинциальных крепостных театров: только в первый год было поставлено около 100 комедий, драм, трагедий, водевилей, опер и балетов. Граф скупал для своей труппы талантливых актёров у многих помещиков, а также приглашал на первые роли прославленных «вольных» артистов (у него играли М. С. Щепкин и др.). Крепостной театр внёс ценный вклад в развитие национального театрального искусства, содействовал его широкому распространению не только в крупных городах, но и в провинции.

Лит.: Голицын А. Л. Из прошлого. Материалы крепостных помещичьих театров в Орловской губернии. Орел, 1901; Дризен Н. В. К истории крепостного театра // Столица и усадьба. 1914. №12/13; Сахновский В. Г. Крепостной усадебный театр. Л., 1924; Евреинов Н. Н. Крепостные актеры. 2-е изд. Л., 1925; Кашин Н. П. Театр Н. Б. Юсупова. М., 1927; Бескин Э. Крепостной театр. М.; Л., 1927; Елизарова Н. А. Театры Шереметевых. М., 1944; Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., 1959; Старикова Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988; Лепская Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых. М., 1996; Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. 2-е изд. СПб., 2008.

Читайте также:
  1. Актерское мастерство и организация представлений в русской театральной культуре 19 века.
  2. Амфитеатр Флавиев - Колизей - выдающийся памятник римской империи. Конструкция Колизея.
  3. Античный театр в системе античного типа культуры. Мифологические основы античного театра.
  4. Асноўныя метады і метадычныя прыёмы тэхналогіі развіцця крытычнага мыслення на занятках па айчыннай і сусветнай мастацкай культуры.
  5. Билет 9. Вопрос 1. Отечественная война 1812г. Заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.)
  6. Борьба Русси против иноземных захватчиков в XIIIв. Роль монгольского нашествия в русской истории.
  7. В сфере пиар сложились два подхода к определению объекта и предмета данного феномена: инструментальный и функциональный методы.

Крепостной театр в России - частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце XVII в., получили распространение в конце XVIII - начале XIX вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актёров вошли в историю театра (П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова-Гранатова и др.). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены, просуществовали до отмены крепостного права в 1861 г.

К концу XVIII в. стали появляться крепостные театры и в провинциальных городах и имениях, порой очень удаленных от центра, в том числе на Урале и в Сибири. Уровень их был очень разный: от примитивных доморощенных представлений на наскоро сколоченных подмостках с размалеванной простыней вместо занавеса до прекрасно организованных спектаклей в специально выстроенных театрах с хорошо оборудованной сценой. Пример первого - театр князя Г. А. Грузинского в селе Лысково; второго - театр князя Н. Г. Шаховского в селе Юсупово, а затем в Нижнем Новгороде; театр И. И. Есипова в Казани; С. М. Каменского в Орле; С. Г. Зорича в Шклове

Виды крепостных театров.

Крепостные театры, которых было около двухсот, отличались множеством существенных нюансов: в одних играли только сами дворяне, часто титулованные и высокопоставленные, или их дети - такой театр обычно называют дворянским любительским; в других - рядом с дворянами-любителями выступали «домовые», то есть крепостные актеры; в третьих - на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы, а остальная труппа бывала из своих «доморощенных»; в четвертых - «вольные» знаменитости, российские и иностранные, фигурировали только как руководители оркестра, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были в основном «собственные» актеры; существовали также помещичьи театры, которые превращались в публичные с платой за вход.

Особенности крепостного театра.

Любой такой крепостной театр, интимный домашний или публичный, создавался по прихоти помещика, на его средства, благодаря труду его собственных крепостных людей, используемых в качестве или актеров, или музыкантов оркестра, или обслуживающего персонала сценического действия, которое происходило чаще всего в своем (иногда арендованном) доме, где владелец был полновластным хозяином на сцене, за кулисами и в зрительном зале, то есть определял художественный и эстетический уровень спектаклей, формировал направление (драматическое или музыкальное), выбирал репертуар, распределял роли и т. п., размещал по своему усмотрению зрителей, а также определял нравственное лицо театра.

Материал из Юнциклопедии


Крепостной театр возник в России во второй половине XVIII столетия, когда дворянское сословие получило от Екатерины II неограниченную власть над крестьянами, земли, дворцы, усадьбы, тысячи крепостных душ.

Крепостные актеры не освобождались от своих обычных обязанностей: они по утрам работали в поле, на кухне, на скотном дворе, а вечером должны были «представлять» на театре. Провинившихся артистов строго наказывали. И несмотря на все это, история сохранила для нас имена выдающихся крепостных актеров, истинных талантов. Среди них - Т. В. Гранатова (Шлыкова), П. И. Жемчугова (Ковалева), музыканты С. А. Дегтярев, Г. Я. Ломакин, инструментальный мастер И. А. Батов и другие.

Тринадцатилетней девочкой сыграла роль Луизы в опере «Беглый солдат» юная дочь кузнеца Параша Ковалева, растрогав и покорив публику шереметевского театра. Ей, жемчужине шереметевской труппы, пожаловали псевдоним Жемчуговой. У нее был замечательный голос (лирическое сопрано) и большой драматический талант. Среди лучших ее ролей - Элиана в опере А. Гретри «Самнитские браки». Крепостная Параша Жемчугова стала графиней Шереметевой. Но вскоре она умерла от чахотки.

Дивным убранством театральные здания в подмосковных усадьбах Шереметевых Кусково и Останкино соперничали с Эрмитажным театром Екатерины II и лучшими театрами Европы. Крепостные из труппы Шереметевых учились у лучших актеров того времени - И. А. Дмитревского, С. Н. и Е. С. Сандуновых, П. А. Плавилыцикова.

Крепостные театры отличались друг от друга и составом труппы, и репертуаром. Если у Шереметевых в основном давались оперы, преимущественно западноевропейские, то в театрах Юсупова в Москве и имении Архангельском ставились балеты и была сильная балетная труппа, обучавшаяся у знаменитого московского танцмейстера Иогеля.

Драматические спектакли ставились в театрах А. Р. Воронцова в Алабухе и Андреевском под Москвой. Друг А. Н. Радищева А. Р. Воронцов был просвещенным человеком своего времени. Его крепостные артисты получали жалованье, и это был единственный театр, в котором достоинство крепостных не унижалось, где были отменены телесные наказания. На сцене театра Воронцова шли «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Бригадир» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина, комедии Мольера.

Трагическая, бесправная судьба крепостного артиста волновала лучших русских писателей. М. С. Щепкин, начинавший свою деятельность крепостным актером, подсказал А. И. Герцену сюжет повести «Сорока-воровка», рассказывающей о жестоких нравах театра Каменского в Орле, о гибели талантливой актрисы Кузьминой, названной в повести Анетой. С потрясающей силой описаны Н. С. Лесковым страдания и горести крепостной актрисы Любы и театрального парикмахера Аркадия в рассказе «Тупейный художник».

Крепостные театры способствовали формированию провинциальной сцены в России - в Нижнем Новгороде (ныне Горький), Орле, Пензе, Казани, Харькове и других городах, широкому распространению театрального искусства, утверждению в нем реалистического демократического направления.

Михаил Семенович Щепкин

В истории русской культуры имя М.С. Щепкина (6 (18) ноября 1788 -- 11(23) августа 1863) по праву принадлежит слава театрального искусства. «Актёр могучих возможностей, он исчерпывающе осуществил задачи, которые были выдвинуты общим ходом русской театральной истории, и непреложность его открытий выразила закономерности, определившие основные линии дальнейшего развития русского театра», -- так охарактеризовал значимость личности М.С. Щепкина исследователь его творчества О.М. Фельдман. Род. в семье крепостного, управляющего графским имением. Отец смог отдать Щепкин в уч-ще в уездном г. Судже. Здесь учениками была поставлена комедия А.П. Сумарокова "Вздорщица". Сыгранная Щепкиным роль в этом спектакле в февр. 1800 повлияла на всю его жизнь ("Мне было так хорошо, так весело, что и сказать нельзя"). В 1801 - 1803 обучался в Курском губернском уч-ще и играл в графском домашнем театре. С 1805 совмещал обязанности секретаря графа с профессиональной артистической деятельностью. В 1818 вместе с группой актеров основал в Полтаве "вольный театр". Сыграв множество ролей на провинциальной сцене, он был выкуплен из крепостной неволи после проведенной подписки "в награду таланта актера". Щепкин смог уехать в Москву, где в 1823 был зачислен в труппу Моск. (Малого) театра. По мнению современников, Щепкин представлял собой живую энциклопедию русской жизни, в мастерстве передачи к-рой не имел себе равных. Реформатор актерского мастерства, добивавшийся перевоплощения в сценический образ, оказавший огромное влияние на становление и развитие реалистического театрального искусства, Щепкин был дружен с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, В.Г. Белинским, А.И. Герценом л др. По настоянию А.С. Пушкина, написавшего заголовок и первую фразу, Щепкиным были созданы интересные воспоминания. Человек своего времени, он не принял пьесы А.Н. Островского "Гроза" и отговаривал А.И. Герцена заниматься политикой; не создал законченных трудов по проблемам сценического искусства, но после его смерти А.И. Герцен написал: ."...он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре".

Семенова Екатерина Семеновна

Семенова Екатерина Семеновна (1786-1849). Дочь крепостной крестьянки. Ведущая трагическая актриса петербургской сцены. Дебютировала в 1803 и покинула сцену в 1826 году. По свидетельству современника, «самое пылкое воображение живописца не могло бы придумать прекраснейшего идеала женской красоты для трагических ролей».

Сам А.С. Пушкин был горячим поклонником Семеновой. Ее игре он посвятил восторженные строки в статье «Мои замечания об русском театре» (1820): «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою... Игра всегда свободная, всегда ясная...» И в первой главе «Евгения Онегина». (Черейский., 1999) Современники Пушкина с 93-94

Успех и поклонники избаловали Семёнову: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем И.А. Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением, как на службе, так и в литературных кружках. Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры Семёновой. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. В 1826 году Семёнова окончательно простилась с публикой в трагедии Крюковского «Пожарский». Переехав в Москву, Семёнова согласилась обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники Семёновой: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 году умер князь Гагарин; последние годы жизни Семёновой были омрачены семейными неприятностями.

Екатерина Семёнова скончалась 1 (13) марта 1849 года в Петербурге. Похоронена на Митрофаниевском кладбище. В связи с полным уничтожением Митрофаньевского кладбища Е.С. Семенова была перезахоронена в 1936 г. на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Жемчугова Прасковья Ивановна

Ковалева (Жемчугова) Прасковья Ивановна (1768-1803), актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру. Обладая редким по красоте голосом (лирическое сопрано), драматическим талантом, великолепными сценическими данными и мастерством, Ковалева (по сцене Жемчугова) с н. 1780-х стала первой актрисой шереметевского театра. С огромным успехом выступила в опере Гретри “Браки самнитян”. Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе мужественной самнитской девушки, боровшейся за свое право на счастье. Личная судьба крепостной актрисы сложилась непросто. До 1798 она была крепостной. Ее брак с обер-гофмаршалом Н.П. Шереметевым (1752 -- 1809) был официально оформлен только за два года до ее смерти. Напряженная работа в театре, тяжелые личные переживания подорвали здоровье актрисы. Она умерла в 1803, вскоре после рождения сына. В память о ней Н.П. Шереметев построил Странноприимный дом (ныне в этом здании -- Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Кратко пересказав судьбы известнейших крепостных актёров, также хочется сказать, что судьбы многих других людей участвовавших в театральной жизни были сломаны из-за жестокости помещиков и скрытая сторона жизни крепостных актёров и актрис настолько ужасна, наверное, поэтому не многие добились всероссийского успеха.