Если Вы хотите значительно упростить весь процесс своего обучения в школе, то смело начинайте пользоваться нашим сайтом. Все пособия, которые Вам необходимы очень просто найти. Заходите в раздел учебники 6 класс литература и выбирайте тот учебник, по которому Вы изучаете эту дисциплину. Отныне нет необходимости беспокоиться о том, что придется искать пособия в библиотеках или покупать их в специализированных магазинах.

Самый быстрый и удобный поиск

Если Вы тратите на поиски материалов по школьной программе много времени. На регистрацию, отправку смс-сообщений и кодов часто тратиться достаточно много времени. Если Вы начнете пользоваться нашим порталом, то значительно сократите его. Отсутствие регистрации и отправки смс-сообщений сделает Ваш поиск максимально быстрым. Всего несколько кликов и нужный учебник на экране Вашего гаджета.

Создайте целую цифровую библиотеку на своем смартфоне

Вы можете уже сейчас начать создавать свою личную, уникальную, цифровую библиотеку. в которой будут собраны все самые необходимые пособия. Создавайте и раздел учебники 6 класс литература в своем смартфоне и сохраняйте туда учебники. Такая библиотека всегда будет под рукой, что очень практично и удобно. Более того, не нужно носить с собой в школу все книги, ведь они есть в Вашем мобильном устройстве.

Возможность по-настоящему экономить деньги

У каждого есть возможность экономить материальные ресурсы. Больше нет необходимости покупать дорогостоящие пособия в книжных магазинах или на рынках. Просто скачивайте или просматривайте в режиме онлайн совершенно бесплатно. Просматривать учебники в режиме онлайн достаточно просто, ведь структура портала разработана нашими лучшими специалистами. Переходите на нужную главу или параграф сразу из содержания учебника на нашем интернет-ресурсе.

Ждем Вас на нашем сайте!

М.: 2012. Ч.1 - 304с.; Ч.2 - 288с.

Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ по учебным предметам и Рабочих программ по литературе под ред. В. Я. Коровиной.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 40 Мб

Скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 38 Мб

Скачать: drive.google

CD диск к книге.

Формат: mp3 / zip

Размер: 529 Мб

Скачать: RGhost

ЧАСТЬ 1
Писатели - создатели, хранители и любители книги 3
В дорогу зовущие -
Проверьте себя 4
Творческое задание 5
Устное народное творчество 6
Обрядовый фольклор -
Календарно-обрядовые песни -
Колядки -
Масленичные песни 7
Весенние песни 8
Летние песни 9
Осенние песни 10
Проверьте себя -
Обогащайте свою речь 11
Учимся читать выразительно -

Фонохрестоматия. Слушаем музыкальные произведения -
Проект 13
Пословицы и поговорки -
Пословицы 15
Поговорки -
Обогащайте свою речь 16
Развиваем свою речь -
Проект 17
Древнерусская литература 18
Проверьте себя 22
Развиваем свою речь -
Из «Повести временных лет» 23
«Сказание о белгородском киселе» -
Размышляем о прочитанном 24
Развиваем свою речь 25

Произведения русских писателей XVIII века 26
Русская басня -
Проверьте себя -
И.И. Дмитриев 27
«Муха» 28
Размышляем о прочитанном 30
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
И. А. Крылов 31
Проверьте себя 34
«Осёл и Соловей» -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 37
«Листы и Корни» -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 40
«Ларчик» -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 43
Размышляем о прочитанном -
Совершенствуем свою речь 44

Проект -
Произведения русских писателей XIX века 45
А. С. Пушкин -
Лицейские годовщины 50
Лицейские профессора -
Проверьте себя 51
Лицейская лирика -
Творческое задание -
«И. И. Пущину» 52
Проверьте себя 53
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
«Узник» -
Размышляем о прочитанном 54
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
«Зимнее утро» 55
Размышляем о прочитанном 56
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 57
Совершенствуем свою речь -
Творческое задание -
Двусложные размеры стиха 58
Проверьте себя 59
О романе «Дубровский» -
Проверьте себя 63
«Дубровский» -
Размышляем о прочитанном 138
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 141
Литература и другие виды искусства -
Композиция 142
Размышляем о прочитанном 143
О «Повестях покойного Ивана Петровича
Белкина» -
Размышляем о прочитанном 144
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Проект 145
М. Ю. Лермонтов 146
Проверьте себя 149
«Тучи» 150
Размышляем о прочитанном -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 151
«Три пальмы». Восточное сказание 152
Размышляем о прочитанном 154
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Творческое задание 155
«Листок» 156
Размышляем о прочитанном 157
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
«Утёс» 158
Размышляем о прочитанном -
Литература и другие виды искусства 159
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Совершенствуем свою речь -
Проект 160
И. С. Тургенев 161
Проверьте себя 163
«Бежин луг» вчера и сегодня -
«Бежин луг». (Из «Записок охотника») 164
Судьба «Записок охотника» 189
Из примечаний к «Бежину лугу» 190
Размышляем о прочитанном -
Творческое задание 191
Литература и изобразительное искусство. ... -
Совершенствуем свою речь -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 192
Ф. И. Тютчев 193
«Неохотно и несмело...» 195
Размышляем о прочитанном -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 196
«С поляны коршун поднялся...» -
Размышляем о прочитанном 197
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Учимся читать выразительно -
«Листья» 198
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 199
Учимся читать выразительно -
Совершенствуем свою речь 200
А. А. Фет 201
Проверьте себя 202
«Ель рукавом мне тропинку завесила...» 203
Размышляем о прочитанном -
Творческое задание 204
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
«Ещё майская ночь» 205
Размышляем о прочитанном 206
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
«Учись у них - у дуба, у берёзы...» 207
Размышляем о прочитанном 208
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Проект 209
Н. А. Некрасов 210
Проверьте себя 212
«Железная дорога» 213
Размышляем о прочитанном 220
Творческое задание -
Литература и изобразительное искусство.... -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 221
Трёхсложные размеры стиха 222
Проверьте себя 223
Н.С.Лесков 224
Проверьте себя 226
«Левша». Сказ о тульском косом левше и
о стальной блохе -
Размышляем о прочитанном 268
Учимся читать выразительно 269
Совершенствуем свою речь 270
Творческое задание 271
Литература и другие виды искусства -
Писатели улыбаются 273
А. П. Чехов -
Проверьте себя 275
Из воспоминаний об А. П. Чехове -
Проверьте себя 276
Творческое задание 277
Л. Н. Толстой об А. П. Чехове -
Проверьте себя -
«Толстый и тонкий» 278
Размышляем о прочитанном 280
Учимся читать выразительно 281
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 282
Е. А. Баратынский -
«Весна, весна! как воздух чист!..» 283
«Чудный град порой сольётся...» 284
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Я. П. Полонский 285
«По горам две хмурых тучи...» -
«Посмотри - какая мгла...» 286
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
А. К. Толстой 287
«Где гнутся над омутом лозы...» -
Размышляем о прочитанном 288
Проект -
Литературные места России 289
А. С. Пушкин. Царское Село -
Ф. И. Тютчев. Овстуг 291
Н. А. Некрасов. Село Карабиха 293
Н. С. Лесков. Город Орёл 295

ЧАСТЬ 2
Произведения русских писателей XX века 3
А. И. Куприн -
Чудесный доктор 5
Размышляем о прочитанном 15
Совершенствуем свою речь 16
Обогащайте свою речь, -
Творческое задание -
А. С. Г р и н 17
Проверьте себя 19
Алые паруса (Феерия. Глава из феерии) -
Размышляем о прочитанном 39
Читаем самостоятельно 40
Совершенствуем свою речь -
Фопохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
А. П. Платонов 42
История создания сказки-были «Неизвестный цветок» .... 44
Проверьте себя -
Неизвестный цветок (Сказка-быль) 45
Размышляем о прочитанном 49
Творческое задание 50
Развиваем свою речь -
Творческое задание -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 51
Произведения о Великой Отечественной войне 52
К. М. Симонов -
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» 53
Размышляем о прочитанном 55
Учимся читать выразительно
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 56
Д. С. Самойлов 57
Сороковые 58
Размышляем о прочитанном 59
Творческое задание
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Учимся читать выразительно. Художественное чтение
и задачи чтеца 60
Проверьте себя 61
В. П. Астафьев 62
Проверьте себя 64
Конь с розовой гривой -
Размышляем о прочитанном 82
Творческое задание
Будьте внимательны к слову
Творческое задание 84
Проект -
В. Г. Распутин 85
Уроки доброты
Проверьте себя 86
Из истории создания рассказа «Уроки
французского» -
Уроки французского 87
Размышляем о прочитанном 121
Будьте внимательны к слову 122
Учимся читать выразительно -
Литература и другие виды искусства 123
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Писатели улыбаются 124
В. М. Шукшин -
«Странные люди» - герои Шукшина 126
В. М. Шукшин и его фильмы -
Проверьте себя 127
Критики -
Размышляем о прочитанном 137
Творческое задание -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 138
Ф. А. Искандер 139
Тринадцатый подвиг Геракла 140
Размышляем о прочитанном 156
Творческое задание 157
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века 158
А. А. Блок -
Летний вечер 159
«О, как безумно за окном...» 160
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
С. А. Есенин 161
«Мелколесье. Степь и дали...» -
Пороша 163
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
А. А. Ахматова 164
«Перед весной бывают дни такие...» -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
П. М. Рубцов 165
Звезда полей -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 166
Размышляем о прочитанном 167
Проект -
Учимся читать выразительно. Элементы интонации.. 168
Учимся читать выразительно -
Из литературы народов России 169
Г. Тукай -
Родная деревня 170
Книга 171
Размышляем о прочитанном 172
Творческое задание -
К. Кулиев -
«Когда на меня навалилась беда...» 173
«Каким бы малым ни был мой народ...» 174
Размышляем о прочитанном 175
Творческое задание -
Из зарубежной литературы 176
Мифы Древней Греции -
Проверьте себя 177
Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна -
Скотный двор царя Авгия 178
Яблоки Гесперид 180
Размышляем о прочитанном 183
Читаем самостоятельно 184
Творческое задание -
Обогащайте свою речь -
Литература и изобразительное искусство -
Легенда 185
Легенда об Арионе 186
Размышляем о прочитанном 187
Творческое задание -
Произведения зарубежных писателей 188
Гомер -
Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея» -
Значение поэм Гомера 191
Несколько слов о содержании поэм Гомера
Илиада» и «Одиссея» 192
Проверьте себя 193
Творческое задание -
Илиада (Песнь восемнадцатая. Отрывок из песни). Перевод
с древнегреческого В. Вересаева 194
Размышляем о прочитанном 201
Творческое задание -
Одиссея 202
Одиссей на острове циклопов. Полифем (в сокращении).
Перевод с древнегреческого В. Жуковского -
Размышляем о прочитанном 216
Учимся читать выразительно 217
Литература и другие виды искусства -
М. деСервантес Сааведра 218
Читаем самостоятельно 220
И. Ф. Шиллер 221
Перчатка. Перевод М. Лермонтова 222
Перчатка. Перевод В. Жуковского 224
Размышляем о прочитанном 226
Учимся читать выразительно 227
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
П. Мериме 228
Проверьте себя 229
Маттео Фальконе. Перевод О. Лавровой 230
Размышляем о прочитанном 244
Творческое задание -
Сравним прозаический и стихотворный
тексты 245
Творческое задание 246
А. деСент-Экзюпери 247
Проверьте себя 249
Маленький принц. Отрывок из сказки
С рисунками автора. Перевод Н. Галь 250
Размышляем о прочитанном 264
Творческое задание 265
Проект -
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение -
Справочный раздел 266
Литературные места России -
М. М. Пришвин. Деревня Дунино -
В. М. Шукшин. Село Сростки 268
Словарь имён 270
Краткий словарь литературоведческих
терминов 273
Что читать летом 281

На нашем портале размещено пособие учебник Литература 6 класс В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Часть 1 2012 года. Читать очень интересно, а особенно познакомиться с самыми лучшими и известными произведениями.

Школьную программу разрабатывают таким образом чтобы ученик мог познакомиться с как можно большим количеством произведений. Чтение развивает мышление, ораторские способности и помогает более грамотно писать. Поддерживать беседу в любой компании проще, если Вы эрудированный человек.

Как читать с мобильного, не скачивая?

У каждого школьника иногда появляется необходимость просмотреть учебник Литература 6 класс В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Часть 1 в режиме онлайн. Сделать это совсем не сложно. Если у Вас есть смартфон или планшет, то находите его на нашем сайте и читайте прямо на уроке без оплаты и отправки смс-сообщений.

Скачивание - просто

Вы можете сформировать хранилище для учебников в своем гаджете. Скачивайте учебники и другие материалы по школьной программе на нашем портале без регистрации и оплаты. Теперь можно носить все книги в смартфоне. Забудьте про тяжелый портфель.

Ждем Вас на нашем сайте!

ГДЗ Литература 6 класс Рабочая тетрадь

Приобщиться к гениальным произведениям, не вставая из-за парты, можно легко и просто, открыв на уроке замечательные книги. Казалось бы, настал долгожданный момент, когда удастся в полной мере, насладится великолепным письмом непревзойдённых поэтов, но, чего-то не хватает. Этим чем-то является шикарное образовательное издание, рабочая тетрадь по литературе 6 класс Ахмадуллина Р. Г. Именно представленное направление способно удовлетворить изысканные аппетиты и тягу к разнообразным знаниям, которые растут у учеников каждый год. Здесь сразу возникает закономерный вопрос – для чего вообще нужен этот дополнительный курс? За ответом, далеко ходить не придется, он банален до неузнаваемости. Цель уроков будет посвящена повторению прошлого материала, разбору нынешнего и вопросы. Несомненно, работая с двумя специализированными выпусками, ребята смогут почерпнуть намного больше информации для размышления, что в свою очередь повлияет на успеваемость. Конечно, по ходу глобального изучения, учащиеся встретят сложные вопросы, с которыми предстоит, немало повозиться, чтобы понять суть решения. В таких ответственных ситуациях, важно не потерять проявленный ранее интерес и не останавливаться на достигнутом пути. Чтобы прогресс был, не остановим, а трудные вопросы пролетали, словно вода через сито, специалисты предлагают воспользоваться готовыми домашними заданиями . Прекрасная площадка правильных решений с ясным развертывающим пояснением к любому педагогическому выпаду.

Литература предложит желающим отправиться в удивительный мир творческого письма, который произошел от народного фольклора. Шестиклассники прочитают множество уникальных произведений, русских поэтов и писателей. Задача курса, не только знакомство с оригинальными рассказами. Цель, растянутая на целый год, и постарается научить будущих старшеклассников работать с любыми прочитанными книгами. Важнейшим аспектом считается пересказ. Да, именно изъяснить мысли и посыл, который был в прочитанном тексте, считается лучшим приобретённым умением в жизни думающего человека. Нужно запоминать яркие фразы, которые откроют собеседнику основной посыл и не искажают общей истории событий. Процесс довольно-таки щепетильный и потребует от учеников ответственного подхода. Стоит отметить, совокупность всех направлений принесет, желаемый результат, и в дальнейшем будет шикарным подспорьем во всех крупных начинаниях.

ГДЗ к тетради Литература для 6 класса Ахмадулина поможет тем, кто попал в трудную учебную ситуацию. Онлайн решебник даст возможность моментально найти верные ответы к упражнению. Также он обладает пошаговым разбором любого примера из учебника Коровина , поэтому Д/З, станет плевым делом. В независимости от возраста и года обучения, миллионы ребятишек прибегают к страницам пособия и в разы повышают свой коэффициент образовательной производительности.

Т. Ф. Мушинская, Е. В. Перевозная, С. Н. Каратай

Учебное пособие для 6 класса

общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь

МИНСК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

А в т о р ы:

Т. Ф. Мушинская (Жанры литературного произведения (Рассказ как эпический жанр), Повторение);

Е. В. Перевозная (О художественной литературе, Жанры лите? ратурного произведения (Стихотворение как лирический жанр, Повесть как эпический жанр), Литературоведческий словарь);

С. Н. Каратай (Устное народное творчество и литература, Жанры литературного произведения (Басня как эпический жанр, Повесть как эпический жанр (В. О. Богомолов. «Иван»)))

Р е ц е н з е н т ы:

канд. пед. наук, доц. каф. риторики и методики преподавания рус. яз. и лит. БГУ О. И. Царёва ;

упр. учеб.?метод. работы Акад. последиплом. образования (методист высш. категории Т. Ф. Чехлова );

д?р филол. наук, проф. каф. теории лит. БГУ, председатель секции филол. дисциплин Гос. комиссии А. Н. Андреев ;

учитель рус. яз. и лит. высш. категории сред. шк. № 2 г. Столбцы, чл. секции филол. дисциплин Гос. комиссии А. И. Голенович

На обложке - репродукция картины Е. Волкова «Октябрь».

В учебнике использованы иллюстрации В. Васнецова, А. Лаптева, Кукрыниксов, К. Лебедева, Б. Кустодиева

Мушинская, Т. Ф.

М93 Русская литература: учеб. пособие для 6?го кл. обще? образоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т. Ф. Мушинская, Е. В. Перевозная, С. Н. Каратай. - Минск: Нац. ин?т образования, 2009. - 336 с. : ил.

ISBN 978?985?465?599?4.

УДК 821.161.1.09(075.3=161.3=161.1) ББК 83.3(2Рос=Рус)я721

ISBN 978 985 465 599 4 © Мушинская Т. Ф., Перевозная Е. В., Каратай С. Н., 2009

© Оформление. НМУ «Национальный институт образования», 2009

О художественной литературе

Дорогие ребята! Вы изучаете литературу, кото? рая называется художественной. Почему она так называется? В чём её особенность? Давайте поду? маем об этом. Вспомните строки М. Ю. Лермонтова:

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут...

Перед глазами разворачивается выразительная картина. Читая «Бородино», вы сопереживаете рус? ским солдатам, восхищаетесь героями, волнуетесь за исход сражения. Проходят годы, но образ, создан? ный талантом Лермонтова, не забывается.

А теперь загляните в одну из энциклопедий 1 . Там

о Бородинском сражении написано, сколько войск с одной и другой стороны участвовало в нём, сколько было погибших. В этом тексте - цифры, фак? ты. В нём доказывается, что сражение было гранди? озным, кровопролитным.

1 Энциклопe ′ дия - научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.

И стихотворение Лермонтова, и статья в энцик? лопедии - литературные произведения. Но «Бо? родино» - это произведение художественной лите(ратуры, а статья о Бородинском сражении - из произведений научной литературы. Учёный доказы? вает, почему и как произошло то или иное событие, какие цели преследовали люди, что им мешало или помогало их достичь. В научном описании не долж? но быть вымысла, эмоциональных оценок. Писатель не доказывает, а показывает события, обстановку, людей. В изображение жизни он вносит свои пред? ставления, вымысел, фантазию. Всё, о чём пишет писатель, согрето теплом его сердца, пронизано его чувствами. В центре художественного творчества - человек, его мысли, переживания, его судьба. Для создания многообразных картин жизни у литерату? ры больше возможностей по сравнению с другими искусствами. Ведь писатель пользуется словом, кото? рое имеет множество разнообразных оттенков. Пом? ните, А. С. Пушкин писал об осени - «прощальная краса»: краса - красота, которая всегда радует, вос? хищает, доставляет наслаждение. Но «краса про? щальная» - значит уходящая, умирающая, а это рождает грустное чувство. Всего два слова, а сколько возникает мыслей, образов, чувств!

Художественная литература имеет возможность показывать человека, события в движении, в прош? лом, настоящем и будущем. С её помощью можно по? бывать в разных исторических эпохах, в любом селе, городе, в том числе и в сказочном, фантастическом.

В своём развитии русская художественная лите? ратура прошла большой путь. В школе изучается и древнерусская литература, и литература ХІХ и ХХ ве? ков. Чтобы лучше понимать литературное произве? дение, важно знать, когда оно было написано. В кни? ге, которую вы сейчас открыли, произведения внутри разделов расположены в хронологическом 1 порядке. Таким образом, вы будете узнавать, как в литерату? ре отражались события, жизнь людей в ту или иную эпоху.

При внимательном чтении, вы углубите свои знания о родах литературы: лирике, эпосе; различ? ных жанрах: басне, лирическом стихотворении, рас? сказе, повести. Понимание особенностей рода и жан? ра прочитанного литературного произведения помо? гает разобраться в его содержании, отношении автора

к героям. Размышлять о героях произведений осо? бенно увлекательно, так как можно многое узнать о себе самом, своих друзьях, обогатить свои представ? ления о хороших и плохих поступках, достойном и неприличном поведении.

В этом году вы будете читать летопись, расска? зы, повести, стихотворения. В V классе вы усваива? ли особенности литературных родов - эпического, драматического, лирического. А теперь вам предсто? ит определять различные виды (жанры) произведе? ний этих родов. Например, жанры эпоса - сказка, былина, повесть, рассказ; драмы - комедия, траге? дия; лирики - лирическое стихотворение, песня. С жанрами драматических произведений вы позна? комитесь в следующих классах.

Так ли уж важно знать, в каком жанре написа? но произведение? Безусловно. Это знание помогает

1 Хронологи ′ ческий - здесь: расположенный в порядке вре? мени написания произведений.

глубже понять его художественную мысль, компо? зицию, особенности языка, проникнуть в замысел писателя, его задумку.

Как вы будете изучать литературное произведе? ние? К восприятию художественного текста необхо? димо подготовиться. С этой целью в книге даются краткие сведения о писателях, об истоках и о време? ни создания произведений.

Работать над литературными текстами предлага? ется приблизительно по такому плану:

выясняем первые впечатления о прочитанном;

перечитываем произведение, размышляем над его проблемами, оцениваем героев, выясняем особенности жанра, композиции, языка;

обобщаем свои впечатления и наблюдения;

сопоставляем литературное произведение с другими видами искусства;

выполняем творческие задания: рисуем, игра? ем, сочиняем.

При изучении произведений вы, конечно, будете вчитываться в текст, следить за авторской мыслью, сопереживать героям, вслушиваться в художествен? ное слово, представлять изображённые картины, оценивать мастерство писателя. И тогда у вас по? явится желание самим сочинять, фантазировать, вы? разительно читать стихи и прозу, разыгрывать сцен? ки. В этом вам помогут предлагаемые в книге разно? образные задания под рубрикой «Наше творчество».

Изучая произведения и выполняя задания, поль? зуйтесь литературоведческим словарём терминов, помещённым в конце книги.

Желаем вам полезного и увлекательного чтения!

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

È ЛИТЕРАТУРА

В предыдущих классах вы знакомились с про? изведениями устного народного творчества - посло? вицами и поговорками, загадками, песнями, сказка? ми. Значительное место в древнерусском фольклоре занимают былины. В них воспеты героические дела, ставшие преданиями уже в глубокую старину. Собы? тия, о которых рассказывается в былинах, со време? нем приобретали сказочный, даже фантастический характер. Подвиги, совершённые группами людей,

в былинах олицетворяет богатырь - смелый, могу? чий человек, любящий родную землю.

Былины (от слова «быль») - произведения уст? ной поэзии о богатырях, об исторических собы? тиях Древней Руси IX-XIII веков.

Действие былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» происходит в период существования Ки? евского государства, в годы княжения Владимира. Главная её тема - защита родной земли. Самые из? вестные богатыри - Илья Муромец, Добрыня Ни? китич, Алёша Попович. Стоят они на богатырской заставе, охраняют Киев, побивают врагов, как бы они ни назывались: Соловей Разбойник, Идолище, Змей Горыныч, Кa′ лин?царь. Добрыня Никитич и Алёша Попович - молодые богатыри. Илья Муро? мец - старший на заставе, атаман. В былинах он

изображён могучим, справедливым, бескорыстным, храбрым.

В течение многих веков былины передавались устно от одного поколения к другому. Их не расска? зывали, а сказывали - исполняли нараспев в со? провождении гуслей народные певцы?сказители. Былины называют иногда эпическими, или бы′ левы? ми, песнями. Пение придавало былинному рассказу торжественность. Красоту былинных напевов высоко ценили композиторы и часто использовали их в му? зыкальных произведениях.

Былинный стих - особый стих. Он приспособ? лен для передачи разговорных интонаций. Вслушай? тесь в ритмичное звучание былинных строк:

Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец...

Как же создаётся и поддерживается стихотвор? ный ритм в былине? Прежде всего - местом уда? рения в строке: оно падает на третий слог от начала стиха и на третий слог от конца. Ударным всегда бывает также последний слог. Для этой цели певцы часто растягивали и сжимали слова: «Птица чёрный ворон не пролётыват » (вместо не пролётывает ), «А подъехал как ко силушке великоей» (вместо ве(ликой ), а также вставляли в стих дополнительные слоги - чаще всего междометия: «Ай ты славныя Владимир стольно?киевский». Слушатель скоро при? выкал к этим вставкам и переставал замечать их. Зато былинный стих напоминал естественную разго? ворную речь.

У былины не только особый стих, но и особое строение. Строятся былины по определённому пла?

ну. Обычно они начинаются кратким вступлением - зачином, где указывается время и место действия:

Как во славном городе во Киеве, У ласкового князя у Владимира

Было пированьице - почестен пир...

Затем идёт основная часть былины - рассказ

о подвигах богатырей.

В отличие от сказки, где главный интерес пред? ставляет сказочное повествование, в былине в центре внимания сказителя - богатырь. Поэтому действие былины концентрируется вокруг богатыря, его судь? бы. Кульминацией , высшим напряжением действия, в былинном повествовании является описание сра? жения богатыря с противником. В сказке одержать победу над врагом герою часто помогают волшебные существа и вещи. В былине богатырь побеждает вра? га без посторонней помощи.

В былине всё подчинено созданию образа бога? тыря. Часто употребляется такой художественный приём, как гипербола. Преувеличивается сила бога? тыря: Илья Муромец, как пёрышко лебединое, под? нимает палицу весом в 90 пудов. Взмахом руки он валит наземь полчища врагов. Богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего».

В былинах много повторений : повторяются от? дельные слова, словосочетания и даже целые эпизо? ды. Повторения, как вы помните, встречаются и в сказках, они усиливают их занимательность. В бы? линах же при помощи повторений внимание слуша? теля обращается на какой?нибудь значительный эпизод, подчёркивается важная для былины мысль. Так, в былине «Илья Муромец и Соловей Разбой?