Продолжаем изучение структурных элементов сюжета, и сегодня поговорим о ядре драматических историй – конфликте .

Что такое конфликт?

В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения . В «Песне льда и пламени» Дж. Мартина Ланнистеры сражаются со Старками, во «Властелине колец» объединенные силы людей, эльфов и гномов противостоят Саурону, ну и т.д. Вся сюжетная и развлекательная проза тяготеет к использованию конфликта, как основного двигателя сюжета.

Во вторую очередь, конфликт является источником драматических ситуаций, катализатором напряжения физических и эмоциональных сил вовлеченных в борьбу персонажей. Кому интересные ленивые и праздные герои? Персонажи, втянутые в конфликт, вынуждены проявлять силу своего характера и интеллекта, чтобы добиться поставленных целей, а столкновение двух разнополюсных сил рождает разнообразные драматические ситуации – моменты, когда человек стоит перед сложным выбором или висит на волоске.

Наблюдающий за подобным искусно выписанным столкновением читатель невольно втягивается, сопереживает той или другой стороне. Острые конфликтные ситуации всегда притягивают внимание, такова уж природа любопытства, а что еще нужно писателю, как не сосредоточенный на его тексте читатель? В этом плане кино и литература – это формы, позволяющие создавать конфликты самого высочайшего накала. Ограничения накладывает лишь фантазия автора. Поэтому запомним, что конфликт в умелых руках – есть сильнейшее средство воздействия на читательскую аудиторию.

Конфликт как он есть.

Однако мой долг предупредить: не в каждом художественном произведении обязан присутствовать конфликт. Я уже говорил об этом в статье (прочитайте ее, чтобы полнее понимать сферу применения советов из из рубрики «Сила сюжета» ). Прозаические труды в наше время столь разнообразны, что позволяют обращаться к самым разным сторонам человеческого бытия: не только бескомпромиссной борьбе за место под солнцем, но и сферам духовным и интеллектуальным, эстетике описаний. Однако современная массовая культура, хотим мы того или нет, почти полностью зависима от конфликта.

Поэтому если вы намереваетесь писать остросюжетную прозу, если хотите уверенно владеть вниманием читательской аудитории, вам просто необходимо овладеть искусством построения художественного конфликта.

Итак, добротная драматическая история всегда начинается с конфликта . Однако ему совершенно необязательно проявляться уже на первой странице, но к концу условной первой трети повествования он должен обозначиться конкретно и четко (подробнее в статье ). В противном случае, читатель попросту заскучает. Я регулярно сталкиваюсь с подобными текстами: страница за страницей что-то происходит, герой бегает и суетится, но совершенно непонятно, зачем и с какой целью. Конфликт не обозначен, и мы уже не ориентируемся в событиях.

Из этого следует, что в конфликте должны присутствовать только ясные, четко выраженные силы – до читателя следует донести, кто, за что и почему сражается. Обе стороны конфликта нужно наделить конкретными целями, достижение которых для героев должно быть жизненно важным.

Возьмем для примера следующий простейший сюжет.

Две семейные пары вместе с детьми отправляются в двухдневный загородный поход. Вечером на привале девочку кусает ядовитая змея; рядом с ней оказывается отец второго семейства – он пытается отогнать змею, но та кусает и его. Яд змеи смертелен, и люди просто не успеют добраться до города вовремя. Однако у мужчины есть с собой противоядие, но его хватит только для одного. Родители девочки считают, что спасти нужно именно ее, и они готовы силой отобрать лекарство у второй семьи. Мужчина же, как и его близкие, считает, что принять противоядие должен именно он. Две дружные семьи в один миг становятся лютыми врагами. Вот вам и конфликт.

Как видите, в данной истории в центре конфликта находится конкретный предмет — ампула с противоядием. Очень важно, чтобы в центре конфликта находилось нечто понятное и осязаемое (кольцо всевластия во «Властелине колец», Железный трон в «ПЛИО»).

Антагонист.

Очень тесно с понятием конфликта связаны еще два сюжетных элемента: антагонист и альтернативный фактор .

Антагонист – это конкретное лицо, противостоящее главному герою . В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец » главным антагонистом является темный дух Саурон, именно его цели и действия идут вразрез с интересами главных героев. Наличие антагониста предусматривает форму конфликта вида «Добро и зло ». Иногда как такового антагониста в произведении может и не быть, в этом случае конфликт примет форму «добро против добра » (как в нашем примере с укусом ядовитой змеи: никто из героев не является откровенно злым (хотя, тут можно поспорить), каждый борется за свою жизнь), либо имеет место так называемый внутренний конфликт .

Внутренний конфликт – есть столкновение двух противоборствующих сторон личности . В нашем примере у укушенного мужчины будет развиваться нешуточный внутренний конфликт – нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот чувство самосохранения будет настаивать на другом.

Зачастую в художественной прозе разворачиваются сразу несколько конфликтов. Это делает историю многогранной, приближенной к подлинным жизненным реалиям. Главное, что требуется здесь от писателя, не забыть довести каждый из конфликтов до разрешения.

Альтернативный фактор.

Альтернативный фактор – это реальная угроза, которая настигнет героя в случае поражения в конфликте . Ключевое слово здесь – реальная. Если герой в результате поражения в конфликте никоим образом не пострадает, то и сопереживать ему для нас не так уж и интересно. Другое дело, если ему грозит реальная, ощутимая опасность. Отмечу особо, что альтернативный фактор нужно обозначить в тексте как можно раньше, чтобы не возникало неприятного ощущения марионеточности поступков.

Ниже приведена классификация альтернативных факторов по книге А. Митты «Кино между адом и раем ».

Классификация альтернативных факторов по А. Митте.

  1. Потеря самоуважения.
  2. Профессиональный провал.
  3. Физический вред.
  4. Угроза смерти.
  5. Угроза жизни семьи.
  6. Угроза жизни нации.
  7. Угроза человечеству.

Как видите, степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Вовсе нет. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт. А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы.

Что ж, на этом пока остановимся. Вы получили основные знания о природе конфликта в литературных произведениях, поняли основные моменты и особенности его использования и построения. Надеюсь, эти теоретические основы будут удачно воплощены вами на практике. Спасибо за внимание. Следите за обновлениями!

Недавно на прозеру прочитала потрясающий по своей наивности отклик одного автора. На упрек читателя, мол, не убедителен был конфликт в вашем рассказе, автор на голубом глазу написал: а у меня и не было никакого конфликта, моя героиня – очень мирная женщина и ни с кем не ссорится.
Ну что тут скажешь? Только и сядешь писать очередную статью (смайлик).
Прошу прощения у старожилов К2, начну с хорошо вам известного, можете пробежаться по диагонали))) А вот в конце обещаю новое – про виды конфликтов в литературном произведении.

В быту мы понимаем под конфликтом нечто вроде ссоры – причем ссоры крутой, как минимум, с криками, а то и с привлечением физической силы.
Литературный конфликт не есть ссора персонажей.
Литературный конфликт – это противоречие, образующее сюжет.
Нет конфликта – нет произведения.

Таким образом, если в реальной жизни человек может гордиться тем, что он «неконфликтный», то для автора – это скорее недостаток. Хороший автор должен уметь создать конфликт, развить его и вразумительно закончить.
Вот об этом и поговорим.

Сначала – о ТИПОЛОГИИ литературных конфликтов.

Выделяют внешние и внутренние конфликты.

Например, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.
Типичный внешний конфликт - есть герой, волею судьбы попавший на необитаемый остров, и есть среда, что называется, в чистом виде. Противником человека становится природа. Социальной подоплеки в романе нет. Герой не борется ни с социальными предрассудками, ни с противодействием общественных идей – на кону выживание героя как биологического организма.
Герой совершенно одинок – ему противостоит мир, к которому не применимы моральные законы. Шторм, ураган, палящее солнце, голод, дикая флора и фауна существуют сами по себе. Чтобы выжить, герою предстоит принять условия игры, не имея возможности их изменить. Конфликт=разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения? Безусловно.

Следующий тип конфликтов – тоже внешний, но уже с обществом= конфликт как противоречие между отдельными людьми\группами.
Чацкий против фамусовского общества, Мальчиш-Кибальчиш против буржуинов, Дон Кихот против мира.

Не обязательно, что главной фигурой противостояния должен быть именно человек.
Пример – роман Чингиза Айтматова «Плаха». Конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Волки противопоставлены человеку, очеловечены, наделены благородством и высокой нравственной силой, которой лишены люди.

Источником конфликта является несовпадение интересов общества (глобально) и интересов конкретного индивидуума.

Например, повесть Распутина «Прощание с Матерой». На Ангаре строят плотину, и деревня Матера, просуществовавшая триста лет, будет затоплена.
Главная героиня, бабка Дарья, безотказно и самоотверженно прожившая всю жизнь, вдруг поднимает голову, начинает активно сопротивляться – впрямую вступает в бой за деревню, вооружившись палкой.

Кроме интересов общества=группы людей, персонажу могут противостоять частные интересы отдельных личностей.
Полевая мышь принуждает Дюймовочку выйти замуж за соседа Крота, а злобный Степлтон хочет уморить сэра Баскервиля.

Разумеется, не бывает чисто внешних конфликтов. Любой внешний конфликт сопровождается развитием в душе героя противоречивых чувств, желаний, целей и т.д. То есть говорят о ВНУТРЕННЕМ конфликте, который делает персонаж более объемным, и, соответственно, все повествование более интересным.

Мастерство автора заключается именно в том, чтобы создать пул конфликтов=точек пересечения интересов персонажей и убедительно показать их развитие.
Вся мировая литература – это сборник конфликтов. Но при всем многообразии существуют основные точки, на которых строится сюжет.

Прежде всего, это ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА, то есть то, по поводу чего возникло противоборство между героями.
Это может быть материальные предметы (наследство, имущество, деньги и пр.) и нематериальные=отвлеченные идеи (жажда власти, соперничество, месть и т.д.). В любом случае конфликт в произведении – это всегда конфликт ценностей героев.

Здесь мы сталкиваемся со второй опорной точкой – УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА, то есть персонажи.

Как мы помним, персонажи бывают главными и второстепенными. Градация проходит именно по степени вовлеченности действующего лица в конфликт.
Главные герои – те, чьи интересы лежат в основе противоборства. Например, Петруша Гринев и Швабрин, Печорин и Грушницкий, Сомс Форсайт и его жена Ирэн.
Все остальные являются второстепенными, могут входить в «группу поддержки» (=быть более приближенными к главным героям) или просто оттенять события (=служить «объемным фоном»).
Чем больше персонаж может влиять на событие, тем выше его ранг в градации действующих лиц.
В по-настоящему хорошем произведении никогда не бывает «пустых» персонажей. Каждое действующее лицо в определенный момент подбрасывает дровишек в конфликт, а количество «вбросов» прямо пропорционально рангу персонажа.

Для участия в конфликте персонажам необходима МОТИВАЦИЯ.
То есть автор должен четко представлять, каких целей хочет достигнуть тот или иной персонаж.

Мотив и предмет конфликта – разные вещи.
Например, в «Собаке Баскервилей» предмет конфликта материален (это деньги и поместье).
Мотив сэра Баскервиля (тот, который племянник) – вернуться на родину (как вы помните, он искал счастье в Канаде) и, став обеспеченным человеком, вести жизнь, подобающую английскому джентльмену.
Мотив Степлтона – устранить конкурентов (в лице дяди и настоящего племянника) и тоже стать богатым.
Мотив доктора Мортимера – выполнить волю своего друга, Чарльза Баскервиля (дяди), соблюсти законы наследования и позаботиться о Генри Баскервиле (племяннике).
Мотив Шерлока Холмса – докопаться до истины. Ну и так далее.
Как видите, предмет один, он одинаково значим для всех персонажей, однако мотивы разнятся.
Это и мотив власти (Степлтон), мотив достижения (Степлтон, Генри Баскервиль), мотив самоутверждения (Степлтон, Генри Баскервиль, Шерлок Холмс), мотив долга и ответственности (доктор Мортимер), процессуально-содержательный мотив=стремление выполнить дело только потому, что оно нравится человеку (Шерлок Холмс) и т.д.
Каждый из персонажей уверен в своей правоте, даже если он объективно (?- с точки зрения читателя) не прав. Автор может симпатизировать любому персонажу. Выразить свои симпатии автор может при помощи фокала.
Попробуем посмотреть на конфликт «Собаки Баскервилей» немного с другой стороны. Степлтон тоже был из рода Баскервилей, и следовательно, имел такие же (или почти такие же) права на наследство. Однако Конан Дойл осуждает методы, которые использует Степлтон. Поэтому события в меньшей степени показываются глазами Степлтона, в большей – глазами его оппонентов. За счет этого достигается бОльшая эмпатия к Генри Баскервилю.

Возвращаемся к нашей теме – создание литературного конфликта.

Мы разобрали ЭТАП ПОДГОТОВКИ – выбран предмет конфликта, определен круг участников, каждому из которых присвоен весомый мотив. Что же дальше?

Все начинается в возникновения конфликтной ситуации, которая возникает еще до того, как начинает разворачиваться сюжет. Сведения о предпосылке конфликта даются в ЭКСПОЗИЦИИ произведения.
При помощи экспозиции автор создает атмосферу, настроение произведения.

Жила была женщина; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
- Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять?
- Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок увидишь, что будет! (Андерсен. Дюймовочка)

Тогда что-то щелкнуло, и цветок распустился совсем. Это был точь-в точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка, и за то, что она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее прозвали Дюймовочкой.

Исходя из характеристики героя понимаем: будет противостояние индивидуума и среды.
Среда в данном произведении представлена отдельными персонажами, имеющими определенные характеристики.
Автор ставит ГГ в сложные положения=этапы развития сюжета.
Какие же сюжетные узлы=инциденты показывает нам автор?
Первое столкновение сторон – эпизод с жабой и ее сыном (которые символизируют враждебную среду).

Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепесточком Дюймовочка.

Есть характеристика персонажа (большущая, мокрая, безобразная). Указана его мотивация («Вот жена моему сынку! сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад»)

Первый этап конфликта решается в пользу ГГ

…девочка осталась одна-одинешенька на зеленом листе и горько-горько плакала, ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за ее противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, верно, видели жабу с сынком и слышали, что она говорила, потому что все повысунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку невесту. А как они увидели ее, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором держался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше... Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!

Обратили внимание? В конфликт вступили новые силы – рыбки, персонажи в ранге «группа поддержки». Их мотив – жалость.

На самом деле, с точки зрения психологии произошла ЭСКАЛАЦИЯ конфликта – нарастание напряжения и увеличение количества участников.

Следующий сюжетный узел – эпизод с майским жуком. Отличия от предыдущего (с жабой) – объем больше, присутствуют диалоги, появляется «группа поддержки» оппонента ГГ (другие майские жуки и гусеницы).

Сюжетное напряжение нарастает.
Дюймовочка одна-одинешенька мерзнет в голом осеннем поле.

Новый виток конфликта со средой (=с новым ее представителем – полевой мышью). Эпизод с мышью длиннее эпизода с жуком. Больше диалогов, описаний, появляются новые персонажи – крот и ласточка.

Обратите внимание, ласточка изначально вводится как нейтральный персонаж. До поры до времени ее роль в сюжете скрыта – это интрига произведения.

Также стоит отметить развитие образа ГГ. В начале сказки Дюймовочка весьма пассивна – спит себе в своей шелковой постельке. Но конфликт со средой заставляет ее действовать. Она убегает от жабы, после расставания с майским жуком в одиночку борется за выживание и, наконец, приходит к протесту – несмотря на запреты мыши ухаживает за ласточкой.
То есть герой развивается в соответствии с развитием конфликта произведения, через конфликт раскрывается характер.
Каждое действие героя вызывает к жизни действие его противника. И наоборот. Эти действия, вытекающие одно из другого, двигают сюжет к конечной цели – доказательству посылки произведения, выбранному автором.

Далее по композиции.
Эскалация переходит в КУЛЬМИНАЦИЮ (момент наивысшего напряжения), после которой конфликт разрешается.
Кульминация - наиболее напряженный момент в развитии сюжета, решающий, переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке.
С точки зрения содержания кульминация - некое жизненное испытание, которое максимально заостряет проблему произведения и решающим образом выявляет характер героя.

Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубоко-глубоко под землей, и никогда не выходить на солнышко, крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она все-таки могла хоть изредка любоваться на него.
И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше, и протянула к солнцу руки:
- Прощай, ясное солнышко, прощай!

И здесь выстреливает интрига, заложенная автором заранее. На первый план выходит ласточка, персонаж-«миротворец». В критический момент, когда гибель героя кажется неизбежной, она уносит Дюймовочку в прекрасную страну, где живут существа, подобные ГГ (помним, что конфликт изначально строился на непохожести ГГ на окружение).

Финал произведения строится на описании постконфликтной стадии. Противоречия разрешились (в данном случае в пользу ГГ).

И снова о типологии конфликтов, но теперь – с точки зрения сюжета.

Выделяют конфликты:
- статичный
- скачущий
- постепенный
- предваряющий

Вспомним героиню пьесы «Чайка» Машу – ту, которая всегда ходит в черном и говорит, что носит траур по своей жизни.
Маша влюблена в Константина Треплева, а тот не замечает ее чувств (или замечает, но абсолютно к ним безразличен). Здесь – ядро конфликта Маша-Треплев.
Чехов весьма умело обозначает его, неоднократно возвращается к нему, но не развивает. Перед нами – СТАТИЧНЫЙ конфликт. «Статичный» - значит «не движущийся», лишенный действующей силы.
НЕразвитие героя – признак статичного конфликта.

Любовь Маши длится годами. Она выходит замуж, рожает ребенка, но продолжает любить Треплева. Чувства ее неизменны, развития (как изменения) не происходит. В течение пьесы она не становится ни активней, ни пассивней в проявлении своей любви.
Статичность конфликту придана намеренно. Маша – типичная (для чеховских произведений) героиня. Живет по инерции, что называется, плывет по течению и не делает попыток стать хозяйкой своей же собственной жизни.

Разумеется, Машу нельзя назвать истуканом\манекеном. Чехов вкладывает в ее уста немало весомых реплик, характеризующих других героев и продвигающих действие вперед. Жизнь Маши все-таки движется, но столь медленно, что кажется неподвижной.
Цель введения данного персонажа в пьесу - оттенить действия других героев.
То есть, статичный конфликт не годится для того, чтобы строить на нем (и только на нем) все произведение – читатели со скуки умрут. Однако статичный конфликт весьма подходит для побочной фабульной линии.

Теперь вспомним героя «Тараса Бульбы» - Андрия.
Андрий, так же, как и его брат Остап, сначала весьма доволен жизнью в Запорожской Сечи, проявляет себя «славным козаком». Однако при осаде Дубны вдруг переходит на сторону поляков.
Это, так называемый, СКАЧУЩИЙ КОНФЛИКТ.

Ключевое слово здесь «вдруг», но будьте уверены: неожиданность автор припас для читателя, а сам прекрасно представлял, какой путь прошел его герой. Ни один человек не способен мгновенно измениться. Все изменения характера имеют предпосылки в этом самом характере и требуют некоторого времени, чтобы прорасти.
Скачущий конфликт – большое искушение для неопытного автора. При помощи такого конфликта можно достигнуть потрясающей динамики произведения, но! Малейшая неточность в изображении подспудных душевных переживаний героев, секвестирование эпизодов приведет к тому, что читатель не поймет мотивации персонажа=образуется логическая дыра в сюжете.

Гоголь, кстати, весьма тщательно подготовил как бы внезапное преображение своего героя. Андрий встретил прекрасную полячку накануне своего отъезда из Киева, имел с ней свидание в костеле и по дороге в Сечь думал как раз о ней. Вот вам подспудные душевные переживания персонажа.

Таким образом, скачущий конфликт – это не разрыв в логике, а убыстрение ментального процесса.

ПОСТЕПЕННЫЙ КОНФЛИКТ – это классика. Он развивается естественно и без видимых усилий со стороны автора. Данный конфликт плавно вытекает из характера героя.

Формально автор показывает конфликт через цепь продуманных эпизодов. В каждом на героя оказывается некое воздействие. Герой вынужден отвечать определенными действиями. От эпизода к эпизоду воздействие усиливается, соответственно, происходит и изменение героя. Малые конфликты (т.н. «переходы») ведут героя от одного состояния к другому до тех пор, пока ему не придется принять окончательное решение.
Пример – та же «Дюймовочка».

Ни одно литературное произведение не может существовать без ПРЕДВАРЯЮЩЕГО КОНФЛИКТА.

Предваряющий конфликт придает повествованию нужную напряженность.
Произведение должно начаться с действия, которое предопределяет основной конфликт.

Так, в «Макбете» военачальник слышит пророчество, что он станет королем. Пророчество терзает его душу, пока он не убивает законного короля. Пьеса начинается, когда у Макбета просыпается желание стать королем.

РЕЗЮМЕ

Конфликт – это сердцевина любой литературы, и всякий конфликт чем-то подготавливается, предваряется.

Конфликт можно найти везде. Любое устремление героя может быть почвой для возникновения конфликта. Сведите противоположности лицом к лицу, и конфликт неизбежен.

Существуют сложные формы конфликтов, но у всех простая основа: атака и контратака, действие и противодействие.
Конфликт вырастает из характера. Напряженность конфликта определяется силой воли героя.

Внешне конфликт состоит из двух противоборствующих сил. На самом деле каждая из этих сил есть продукт массы сложных, развивающихся обстоятельств, создающих столь сильное напряжение, что оно должно разрешиться взрывом= кульминацией.

Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы).

Произведение без конфликта разваливается. Без конфликтов не может быть жизни на земле. Так что литературные правила – это только повторение универсального закона, управляющего Вселенной.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213082801495
обсуждение

Теперь займемся анализом несколько более привычной категории - сюжета и его места в композиции произведения. Прежде всего уточним термины, ибо под сюжетом и практическом литературоведении нередко понимают самые разные вещи. Мы же будем называть сюжетом систему событий и действий, заключенную в произведении, его событийную цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении.

Последнее замечание немаловажно, поскольку довольно часто о событиях рассказывается не в хронологической последовательности, и о том, что произошло раньше, читатель может узнать позже.

Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания, и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу - схему сюжета или, как иногда говорят, «выпрямленный сюжет». Фабулы в различных произведениях могут быть весьма схожими между собой, сюжет же всегда неповторимо индивидуален.

Сюжет - это динамическая сторона художественной формы, он предполагает движение, развитие, изменение. В основе же всякого движения, как известно, лежит противоречие, являющееся двигателем развития.

Есть такой двигатель и у сюжета - это конфликт - художественно значимое противоречие. Конфликт - одна из тех категорий, которые как бы пронизывают всю структуру художественного произведения. Когда мы говорили о тематике, проблематике и идейном мире, мы тоже пользовались этим термином.

Дело в том, что конфликт в произведении существует на разных уровнях. В подавляющем большинстве случаев писатель не выдумывает конфликтов, а черпает их из первичной реальности - так конфликт переходит из самой жизни в область тематики, проблематики, пафоса.

Это конфликт на содержательном уровне (иногда для его обозначения применяют еще иной термин - «коллизия»). Содержательный конфликт воплощается, как правило, в противоборстве персонажей и в движении сюжета (во всяком случае, так бывает в эпических и драматических произведениях), хотя есть и внесюжетные способы реализации конфликта - так, в «Незнакомке» Блока конфликт бытового и романтического выражается не сюжетно, а композиционными средствами - противопоставлением образов. Но нас в данном случае интересует конфликт, воплощающийся в сюжете. Это уже - конфликт на уровне формы, воплощающий содержательную коллизию.

Так, в «Горе от ума» Грибоедова содержательный конфликт двух дворянских группировок - дворянства крепостнического и дворянства декабристского - воплощается в конфликте Чацкого с Фамусовым, Молчалиным, Хлестовой, Тугоухов-ской, Загорецким и др.

Разделение содержательного и формального планов в анализе конфликта важно потому, что позволяет раскрыть мастерство писателя в воплощении жизненных коллизий, художественное своеобразие произведения и нетождественность его первичной реальности.

Так, Грибоедов в своей комедии делает конфликт дворянских группировок предельно ощутимым, сталкивая на узком пространстве конкретных героев, каждый из которых преследует свои цели; одновременно конфликт обостряется, поскольку герои сталкиваются по существенно важным для них поводам.

Все это делает из довольно абстрактного жизненного конфликта, драматически нейтрального самого по себе, захватывающее противоборство живых, конкретных людей, которые волнуются, гневаются, смеются, переживают и т.п. Художественным, эстетически значимым, конфликт становится только на уровне формы.

На формальном уровне следует различать несколько видов конфликтов. Самый простой - это конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей.

Рассмотренный выше пример с «Горем от ума» - хорошая иллюстрация этого вида конфликта; подобный же конфликт присутствует в «Скупом рыцаре» и «Капитанской дочке» Пушкина, в «Истории одного города» Щедрина, «Горячем сердце» и «Бешеных деньгах» Островского и во многих других произведениях.

Более сложный вид конфликта - это противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной и т.п.). Отличие от первого вида в том, что герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт.

Так, в «Евгении Онегине» Пушкина главный герой не вступает в сколько-нибудь существенные противоречия ни с одним персонажем, но сами устойчивые формы русской социальной, бытовой, культурной жизни противостоят потребностям героя, подавляют его обыденностью, приводя к разочарованию, бездействию, «хандре» и скуке.

Так, в «Вишневом саде» Чехова все герои - милейшие люди, которым, по сути дела, нечего между собой делить, все между собой в прекрасных отношениях, но тем не менее главным героям - Раневской, Лопахину, Варе - плохо, неуютно в жизни, их стремления не реализуются, но в этом никто не виноват, кроме, опять-таки, устойчивого уклада русской жизни конца XIX в., которую Лопахин справедливо назовет «нескладной» и «несчастливой».

Наконец, третий вид конфликта - это конфликт внутренний, психологический, когда герой не в ладу с самим собой, когда он несет в самом себе те или иные противоречия, заключает в себе иногда несовместимые начала. Такой конфликт свойствен, например, «Преступлению и наказанию» Достоевского, «Анне Карениной» Толстого, «Даме с собачкой» Чехова и многим другим произведениям.

Бывает и так, что в произведении мы сталкиваемся не с одним, а с двумя или даже всеми тремя видами конфликтов. Так, в пьесе Островского «Гроза» внешний конфликт Катерины с Кабанихой многократно усиливается и углубляется конфликтом внутренним: Катерина не может жить без любви и свободы, но в ее положении и то, и другое - грех, и сознание собственной греховности ставит героиню в поистине безвыходное положение.

Для понимания конкретного художественного произведения очень важно правильно определить вид конфликта. Выше мы приводили пример с «Героем нашего времени», в котором школьное литературоведение упорно отыскивает конфликт Печорина с «водяным» обществом вместо того, чтобы обратить внимание на гораздо более существенный и универсальный в романе психологический конфликт, заключающийся в непримиримых идеях, существующих в уме Печорина: «есть предопределение» и «нет предопределения».

В результате неправильно формулируется тип проблематики, страшно мельчает характер героя, из входящих в состав романа повестей изучается почти исключительно «Княжна Мери», характер героя предстает совершенно не тем, что он есть в действительности, Печорина ругают за то, за что его ругать нелепо и неправомерно (за эгоизм, например) и хвалят за то, в чем нет никакой заслуги (отход от светского общества), - словом, роман прочитывается «с точностью до наоборот». А в начале этой цепи ошибок лежало неправильное определение вида художественного конфликта.

С другой точки зрения можно выделить два типа конфликтов.

Один тип - он называется локальный - предполагает принципиальную возможность разрешения при помощи активных действий; обычно герои и предпринимают эти действия по ходу сюжета. На таком конфликте построена, например, поэма Пушкина «Цыганы», где конфликт Алеко с цыганами в конце разрешается изгнанием героя из табора; роман Достоевского «Преступление и наказание», где психологический конфликт также находит разрешение в нравственном очищении и воскресении Раскольникова, роман Шолохова «Поднятая целина», где социально-психологический конфликт в среде казачества кончается победой коллективистских настроений и колхозного строя, а также многие другие произведения.

Второй тип конфликтов - он называется субстанциальный - рисует нам устойчиво конфликтное бытие, причем немыслимы никакие реальные практические действия, могущие разрешить этот конфликт. Условно этот тип конфликта можно назвать неразрешимым в данный период времени.

Таков, в частности, рассмотренный выше конфликт «Евгения Онегина» с его противостоянием личности и общественного уклада, которое не может быть принципиально разрешено или снято никакими активными действиями; таков и конфликт рассказа Чехова «Архиерей», где рисуется устойчиво конфликтное бытие в среде русской интеллигенции конца XIX в; таков конфликт трагедии Шекспира «Гамлет», в которой психологические противоречия главного героя также носят постоянный, устойчивый характер и не разрешаются до самого конца пьесы.

Определение типа конфликта в анализе важно потому, что на разных конфликтах строятся разные сюжеты, от чего зависит дальнейший путь анализа.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.

Контрольная работа по конфликтологии

Анализ конфликта из произведения А. Вампилова «Свидание»

Объект конфликта : социальные потребности.

Предмет : потребность в любви, дружбе, самоутверждении.

Тип конфликта:

1) по количеству действующих лиц – парный;

2) по длительности – кратковременный;

3) по объему – порциальтный;

4) по соотношению статусов – горизонтальный;

5) по характеру проявления – эмоциональный;

6) по сфере деятельности – бытовой;

7) по характеру оснований для вступления в конфликт – истинный простой;

8) по типу социальных отношений – межличностный;

Причины возникновения конфликта: возможность удовлетворить актуализированные у участников конфликта потребности, составляющие его предмет, мотивирует их стремление во что бы то ни стало попасть на свидание. Социальные установки и ценности участников способствуют возникновению конфликта и возрастанию его эмоциональной напряженности, т.к. оба молодых человека считают недопустимым опаздывать на свидание. Кроме того, каждый из участников хочет самоутвердиться, не уступив другому. Это, а также личностные особенности конфликтующих, являющиеся одной из причин конфликта, обуславливает выбор неконструктивных стратегий ведения конфликта обеими сторонами.


Объективные составляющие конфликта


Участники:

    основные: студент и девушка, опаздывающие на свидание;

    инициатор: студент

    другие участники: сапожник, усиливающий эмоциональное напряжение.

Психологические составляющие конфликта


Мотив сторон: Удовлетворение потребности в любви, дружбе, уважении (мотив афиллиации), самоутверждении.

Цели: Успеть на свидание, самоутвердиться, не уступив антагонисту.

Стратегии поведения участников конфликта: соперничество, избегание.

Динамика конфликта

Конфликтная ситуация как стадия конфликта в данном случае не выявлена, взаимодействие сторон конфликта начинается сразу со столкновения, то есть с инцидента.

Инцидент: объективно-нецеленаправленный – сапожник срочно ремонтирует студенту обувь, т. к. он опаздывает и в это время девушка, сломавшая только что каблук, просит парня пропустить ее вне очереди.

Студент: стремясь отстоять свои интересы, парень выражает возмущение и несогласие с традициями уступать женщинам. Заявляет, что она ему не нравится.

Девушка: пытается избежать конфликта, но при этом добиться своей цели. Применяет прием манипуляции (апеллирует к личности оппонента, стремится вызвать сострадание).

Эскалация конфликта: с начала перехода от латентного к активному противоборству, все возможности компромисса упущены. Участники обмениваются колкостями и саркастическими высказываниями, ищут поддержки у третьего лица (сапожника).

Разрешение конфликта: за счет получения новых сведений об оппоненте происходит обесценивание объекта и предмета конфликта. Можно предположить два варианта развития данного конфликта. Первый: девушка и юноша полностью исключат возможность дальнейшего развития каких-либо отношений (конструктивных или деструктивных), т. к. девушка не позволит этому юноше предпринять попытки возобновить общение, а юноша, скорее всего не осмелится предпринимать настойчивые действия после такого «представления». Второй: в процессе конфликта между молодыми людьми возникла взаимная личная неприязнь, поэтому в случае возникновения ситуации повторного общения может разгореться новый латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.


Александр Вампилов, "Избранное". М., Согласие, 1999

OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib


Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.

СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!" С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы... Вы самый наглый хам...

СТУДЕНТ (бледнея). Вы... Вы - Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!... Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...

САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Похожие рефераты:

В советское время сложился стойкий стереотип по отношению к учащимся. В восприятии большинства типичный студент или учащийся техникума – это молодой человек, недавно закончивший среднюю школу.

Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации. 2 модели переговоров. Разрешение конфликтов.

Пример аналза литературного произведения.

Процесс изменения личности Золушки – героини одноименной сказки Шарля Перро. Принятие Золушкой сложившегося тяжелого образа жизни. Проявление слабой воли и самопожертвования. Портрет "стоика" согласно типологии патологий личности профессора Дусавицкого.

Как Вы оцениваете брак своих родителей? Количество выборов Мужчины Женщины Идеальный В целом хороший Эмоциональный разлад На грани развода Родители разведы

Описание возникновения и разрешения конфликтной ситуации в жизни завуча школы искусств Людмилы Семеновны, анализ предмета, объекта, участников, мотивов, функции и стратегия данного внутриличностного конфликта. Рекомендации по предупреждению конфликта.

Опыт показывает, что на сайты знакомств люди обращаются по нескольким причинам, и эти причины постарались сформулировать создатели этих сайтов в виде целей знакомства: романтических, сексуальных, для переписки, серьезных и т.д.

В 100% случаев, если вам удастся удачно списать свой билет со шпаргалки, значит ваш преподаватель придерживается того принципа, что шпаргалка может помочь лишь человеку, который предварительно хорошо разобрался.

О психологии общения в сети Интернет.

Описание ситуации моего внутриличностного конфликта. Психологические составляющие конфликта. Основные периоды и этапы динамики конфликта. Собственно конфликт - открытый период. Латентный период.

1. Соперничество Чацкого и Молчалина.
2. Взаимоотношения княжны Мери, Печорина и Грушницкого.
3. Столкновение Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Говорить о любовном соперничестве применительно ко многим произведениям русской литературы можно лишь с большой долей условности. На самом деле мы же не можем сказать, что Онегин и Ленский соперничали из-за Ольги? То есть, Ленскому-то, конечно, дело представлялось именно так, но со стороны отлично видно, что Онегин ничуть не заинтересован в благосклонности очаровательной и немного ветреной Ольги. Остановимся подробнее на нескольких произведениях.

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», по крайней мере, мы находим необходимейшие условия любовного соперничества между двумя героями. И Чацкий, и Молчалин по тем или иным причинам заинтересованы во внимании и расположении Софьи. Другое дело, что причины этой заинтересованности у кавалеров разные. Чацкий и Софья знают друг друга с детства; легко догадаться, что они испытывали взаимную детскую привязанность, которая переросла в юношескую влюбленность. Правда, Софья забыла об этом увлечении, избрав отцовского секретаря Молчалина объектом своего обожания. Зато Чацкий не только не забыл прежней любви, но и лелеет надежду на прежнюю взаимность. Эта надежда очень быстро рассеивается, однако Чацкий во что бы то ни стало желает узнать, кто же избранник Софьи.

Молчалин, на котором по странной прихоти судьбы остановился благосклонный взор дочери его патрона, вовсе не испытывает к Софье Павловне каких-то романтических чувств. Тем не менее он покорно и добросовестно изображает преданного возлюбленного. Зачем? В этом для Молчалина большой расчет. Желая достигнуть определенных высот, продвигаясь по служебной лестнице, он старается угодить каждому, кто уже занимает значительное положение в обществе. А Софья — дочь его непосредственного начальника, которой «кормит и поит, а иногда и чином подарит», по меткому замечанию Лизы, служанки Софьи.

Итак, в комедии Грибоедова как будто есть необходимые предпосылки для соперничества героев из-за девушки. Да только где оно, это соперничество? Да, Чацкий стремится узнать, кто его счастливый соперник. Софья проговорилась, но Чацкий, побеседовав с предметом ее увлечения лично, приходит к выводу, что «обманщица смеялась» над ним. Разве субъект «с такими чувствами, с такой душой», который полагает, что человек, не имеющий высокого чина, обязан поддакивать высокопоставленным особам, не смея иметь собственное мнение, может быть любим? Да он видит в женщинах лишь возможных покровительниц в продвижении по службе!

Чацкий старается показать Софье всю ничтожность Молчалина. Но ведь Чацкий нападает на всех, поэтому Софья склонна расценить его выпады против Молчалина просто как проявления склочной натуры. Заметим: Чацкий абсолютно ничего не делает, чтобы показать свою персону в более или менее благоприятном свете перед любимой девушкой. То есть он демонстративно не конкурирует с Молчалиным, показной скромностью и услужливостью безмерно умиляющим и восхищающим мечтательную Софью. Чацкий куда больше, чем любовными делами, занят обличением пороков общества. Когда же все с замечательным единодушием набрасываются на него, подхватив пущенную Софьей фразу о безумии Чацкого, а молчалинская суть обнаруживается во всей своей двоедушной красе, Чацкий гордо выходит из игры. «Карету мне, карету!», — театрально восклицает он и величественно удаляется со сцены. Но обратимся к другому произведению. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий и Печорин даже стреляются из-за девушки! Чем не любовное соперничество? Кроме того, герои предпринимали неоднократные попытки завоевать симпатию юной княжны Мери — только с различным успехом. Грушницкий сначала был ей интересен, но быстро надоел. Что же касается Печорина, то сначала Мери испытывала по отношению к нему неприязненное предубеждение, однако старания опытного сердцееда не пропали даром, и девушка влюбилась в него. Рассерженный Грушницкий клевещет на княжну; Печорин, как полагается человеку благородному, защищает честь девушки. Так внешне выглядит ситуация, описанная в романе. Но на самом деле ни Грушницкому, ни Печорину нет дела до Мери. Грушницкий страдает от ущемленного самолюбия, ему требуется излить свою злость. Кроме того, он завидует успехам Печорина. А тот вскружил голову княжне без каких-либо далеко идущих планов. Обстоятельства сложились так, что он, как порядочный человек, не вправе молча проглотить грязную ложь Грушницкого. Печорин без колебаний рискует своей жизнью, но связывать свою жизнь с Мери он не намерен. Его конфликт с Грушницким — это столкновение характеров, а не любовное соперничество.

Наконец, остановимся еще на одном примере так называемого любовного соперничества в русской литературе. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» тоже происходит дуэль. Оба ее участника неравнодушны к одной и той же женщине. Павел Петрович Кирсанов ничем не обнаруживал своего чувства к Фенечке, возлюбленной своего брата Николая. А вот Евгений Базаров, приятель Аркадия, сына Николая Петровича, почувствовав влечение к этой женщине, завел с ней двусмысленный разговор, намеками давая понять, что она ему нравится, а потом дерзко поцеловал ее. Случайно оказавшийся свидетелем этой сцены Павел Петрович Кирсанов вызвал его на дуэль. Это сделано им не столько из-за заботы о счастье брата, сколько в порыве собственной ревности. Однако как комично обставлена эта дуэль! Если в лермонтовском «Герое нашего времени» дуэль героев имеет соответствующий колорит боя не на жизнь, а не смерть, то в «Отцах и детях» Тургенева она превращается почти что в комическую сцену: за деревом мнется камердинер Петр, исполняющий обязанности секунданта. Этот секундант во время поединка дрожал, как осиновый лист, а потом, по завершении дуэли, вопреки приказанию Павла Петровича переполошил Николая Петровича неожиданным сообщением, хотя всего-то требовалось сбегать за экипажем, в котором можно было бы доставить домой раненого Павла Петровича.

Но, помимо фарсового оформления этой дуэли, встает вопрос: в чем же была цель поединка? Павел Петрович изыскивал способ, как под благовидным предлогом выдворить своего соперника из имения брата. Этой цели он достиг. Но для обоих соперников и речи быть не могло о взаимности Фенечки, ведь она любила только Николая Петровича и вовсе не собиралась изменять ему.