1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

1.1 МЕСТО И ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их .

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной .

Таким образом, мы можем сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника, основоположником которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено .

1.2 СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности - неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения - складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали - отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали - отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения - складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения - нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения - взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства - первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.);

3) товарищеские отношения - сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием .


Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

    Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды взаимоотношений. Уровни взаимоотношений.

    Статус и ролевые отношения.

    Общение, его функции и структура.

    Средства и виды общения.

1. Межличностные (человеческие) отношения  совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Классификация межличностных отношений:

Первичные отношения : те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.

Вторичные отношения : те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

Выделяются социальные (конвенциональные), эмоциональные (неконвенциональные) и сексуальные (интимные ) отношения. ИЛИ деловые, супружеские, родительские, родственные .

В зависимости от количества участников : межличностные (субъектные), между личностью и группой, межгрупповые.

Социальные нормы  это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

Нормы права  это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

Нормы морали (нравственности)  правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

Нормы обычаев  это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы)  это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.

2. Статус и ролевые отношения

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status - положение, состояние) - положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом , который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

    Когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

    Когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role ) - образ, воплощенный актером.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. или Социальная роль  модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений, т.е. поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Позиция социальная  место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения.

Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

    из ролевого ожидания (экспектации) и

    исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям . Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

    По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имиджетерапия (имидж - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

3. Общение это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком.

Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает способом передачи форм культуры и общественного опыта.

Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе него субъективный, внутренний мир одного человека раскрывается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей.

Структура общения (по Г.М. Андреевой):

Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении  это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

Интерактивная сторона представляет собой обмен, не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.

Перцептивная сторона это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако при эмпатии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

Рефлексия это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:

Эффект ореола когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.

Эффект новизны когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Стереотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.

Функции общения:

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей , с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Стороны общения конкретные его характеристики, показывающие его единство и многообразие:

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении.

Конативная (поведенческая) сторон а общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

4. Средства и виды общения : (надо сократить)

    язык  обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

    интонация;

    мимика  движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

    позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

    взгляды, «контакт глаз»;

    жесты.

Виды общения:

    вербальное – невербальное;

    контактное – дистантное;

    непосредственное – опосредованное;

    устное – письменное;

    диалогическое – монологическое;

    межличностное – массовое;

    частное – официальное (деловое);

    искреннее – манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:

    принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

    принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

    принцип качества информации (не ври);

    принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

    принцип красноречия (выражай мысль ясно и убедительно);

    принцип ассертивности (умей слушать и понять нужную мысль);

    принцип индивидуального подхода (умей учитывать индивидуальные особенности собеседника).

Этапы общения:

    появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;

    ориентировка в целях, в ситуации общения;

    ориентировка в личности партнера;

    планирование содержания общения (обычно бессознательно);

    бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

    восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;

    корректировка направления и стиля общения.

Стратегии поведения:

а) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;

б) соперничество, предполагающее ориентацию лишь на свои интересы, без учета интересов партнера;

в) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

г) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;

д) избегание, предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.

Невербальные средства общения

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально. Невербальное поведение:

    Создает образ партнера по общению;

    Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;

    Является индикатором актуальных психических состояний личности;

    Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

    Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

    Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный" ) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Общение - контакт между людьми, в процессе которого появляется психологическая связь, проявляющийся в взаимном обмене информацией, взаимовлиянием, взаимопереживанием, взаимопониманием. В последнее время в науке применяется понятие «коммуникация». Коммуникация - соединение, взаимодействие двух или более систем, в процессе которой от системы к системе поступает сигнал, передающий некоторую информацию. Общение - взаимный обмен определенной информацией между людьми. Поэтому, общение - более специализированное понятие в сравнении с понятием коммуникации.

Внешний облик человека сознательно изменяется и на известном уровне создается им самим, Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры преподнести себя. Физиогномическая маска - преобладающие выражение лица человека - создается под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувственных переживаний, отношений. Дополняет внешний вид и одежда, которая зачастую является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности данного человека. В манере держаться усматривается человека, его социальное положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается.

Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика - динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест - социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны.

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношения.

К средствам общения также относится тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него - вот . Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение младенца на руках у матери, единоборство спортсменов. Тактильно-мышечная чувствительность - доминантный канал получения информации из внешнего мира и основное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом - возможности естественным путем «пользоваться» речью.

Человеку, как существу, включенному в разнообразные отношения и взаимодействия с другими людьми, присущ определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем мире, то есть социально-психологический тип мышления. На различных этапах развития человеческой цивилизации социально-психологическое мышление принимало вид и форму различных социокультурных явлений и процессов. На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как:

– житейская, заключенная в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок, обрядов, традиций;

– образцы литературы и искусства;

– научная, объясняющая личность как социально-психологический феномен;

– мыслительная парадигма, задающая определенный взгляд на всю систему современного человекознания;

– психотехническая, представленная различными приемами социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в конкретной ситуации, технологии управления поведением и установками других людей.

Большинство современных авторов определяют социальную психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны, психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, с другой – особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства. В качестве предмета социальной психологии рассматривают (Г. М. Андреева) закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.

Как основные выделяют следующие разделы социальной психологии:

1) закономерности общения и взаимодействия людей;

2) социально-психологические характеристики групп, взаимосвязь личности и группы;

3) социально-психологические особенности личности;

Социальная психология – это психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых) и особенности возникающих отношений в процессе общения.

Формирование, развитие свойств и особенностей психологического мира человека – участника социальных отношений – происходит именно в процессе общения и группового взаимодействия разного уровня.

Каждый человек стремится понять самого себя и других людей, подыскивая объяснения наблюдаемым поступкам. Человеческое поведение детерминировано и не признает никаких случайностей, хотя на первый взгляд в глаза бросается совершенно обратное – обыденная и в том числе деловая жизнь переполнена вроде бы случайностями. Психология человеческих взаимоотношений доказывает, что случайностей в общении нет, есть строгая предопределенность и закономерность. Чтобы принимать разумные решения и достигать результата с наименьшими усилиями, каждый должен иметь представление о том, что происходит, своего рода концепцию относительно данного случая.

Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей, это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений, в которой формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. Общение – особая форма активности человека, механизм развития его отношений, форма существования этих отношений и способ существования важнейших аспектов его психического мира.

Общение – это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояние, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Общение – форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (А. В. Брушлинский).

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (Р. С. Немов).

Совместная деятельность – ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено единой цели – решению конкретной задачи (А. В. Брушлинский).

Общение как объект исследования имеет свою структуру:

1-й уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни;

2-й уровень – мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия;

3-й уровень – микроуровень: рассматриваются элементарные единицы общения как сопряженные акты, так называемые трансакции ;

В общении выделяют (Р.С.Немов) следующие аспекты :

цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности;

средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного партнера к другому.

Выделяют два основных канала передачи информации :

1) вербальный;

2) невербальный.

Вербальные средства передачи информации предполагают использование речи и усвоение человеком определенного языка (в том числе: азбука Морзе, язык глухих, различные шрифты). Речевая ситуация складывается из элементов: кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем. Вербальное сообщение непременно взаимодействует с невербальным сообщением.

Невербальные средства передачи информации принято классифицировать по сенсорным каналам:

1) оптическая система – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз (изучает: пантомимика, кинесика, проксимика);

2) акустическая система – различные качества голоса, паузы, покашливания (изучает паралингвистика);

3) кинестетическая система – прикосновения, рукопожатия.


Схема 11

В процессе взаимодействия людей от 60 % до 80 % коммуникаций осуществляются за счет невербальных средств. Американские (в основном) исследования выделяют следующие разделы в психологии, изучающие передачу информации посредством невербальных реакций (схема 11):

1. Кинесика – наука, изучающая язык телодвижений (произвольные, неосознаваемые).

Установлено (А. Пиз), что основные коммуникационные позы и жесты во всем мире практически остаются одними и теми же. Для общения информативны: открытость позы, наличие защитных барьеров, жесты лжи, способы искусственного повышения статуса.

2. Проксемика (англ. proximity – близость) – дисциплина, исследующая бессознательное структурирование человеком собственного пространства. Термин введен в 1963 г. Э. Т. Холлом. Концепция персонального пространства человека базируется на следующих идеях: 1) персональное пространство имеет четыре зоны, структурирующие поведение человека в его персональных контактах; 2) конкретные характеристики пространства обусловлены социокультурными факторами.

Специфической особенностью персонального пространства является то, что человек, даже не осознавая этого, относится к пространству вокруг себя как к части собственного «Я». Попытки других людей проникнуть в персональное пространство воспринимаются как неприятные, как посягательство на личную свободу. Индивидуальная дистанция – это расстояние, которое воспринимается человеком как субъективно оптимальное и комфортное для взаимодействия с другим человеком или группой людей.

Обнаружены следующие типы дистанций и их размеры:

– интимная зона (около 15 см) – общение хорошо знакомых и эмоционально близких партнеров (родителей и детей, супругов);

– личная зона (порядка 70 см) – общение друзей, хорошо знакомых, но эмоционально индифферентных партнеров (коллег);

– социальная зона (примерно 300 см) – дистанция характерна для формальных и официальных встреч;

– общественная зона (около 700 см) – общение с большой группой людей или враждебным индивидом.

3. Паралингвистика – наука, изучающая параметры голоса и речи: громкость голоса, паузы в речи, темп речи (произвольные, неосознаваемые реакции).

В процессе социального бытия общение выполняет определенные задачи или функции. Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон (характеристик общения):

– перцептивной ;

– коммуникативной (информационной);

– интерактивной.

В этом случае различают три функции общения :

1) аффективно-коммуникативную (перцептивную);

2) информационно-коммуникативную;

3) регуляционно-коммуникативную (интерактивную).

Иногда выделяют такие функции общения:

1) общение – форма существования и способ проявления человеческой сущности;

2) общение – фактор становления человека и общества;

3) общение – важнейшее условие успеха коллективной деятельности;

4) общение – условие существования человека, одна из основных его потребностей.

Характеристика общения

Процесс познания и понимания одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения и носит название перцептивной стороны общения . Объяснение уникальных явлений познания и понимания людьми друг друга в целом называется социальной перцепцией .

Процесс восприятия одним человеком другого разворачивается в такой последовательности (или на формирование образа человека влияет):

1. Собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения:

1) восприятие внешних признаков:

– оформления внешнего вида (цвет, силуэт, цена, опрятность одежды);

– физических качеств.

2) восприятие поведения:

– совершаемых действий (социальный статус, самопрезентация);

– экспрессивных реакций (жесты и позы).

2. Интерпретация воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий.

3. Эмоциональная оценка (формирование определенного отношения к наблюдаемому «нравится – не нравится».

4. Построение стратегии собственного поведения.

Результат процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, так как в зависимости от этого будет применен тот или иной механизм социального познания (механизм восприятия) .

Механизмы социального познания могут быть разведены по трем группам в соответствии с той социальной ситуацией, в которой обычно используются.

1.В ситуациях ролевого взаимодействия , в которых партнер воспринимается как носитель определенной роли, как принадлежащий к определенной группе, наблюдаются:

– схемы первого впечатления , которые запускаются факторами: превосходства партнера, привлекательности партнера, сходства воспринимаемого лица с наблюдателем. В основе данных схем лежит «эффект ореола» : если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно – недооценивать;

– стереотипизация (от греч. stereos – пространственный, твердый; typos – отпечаток)– процесс классификации форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям или категориям, т.е. выработанным группой стереотипам. С одной стороны, стереотип позволяет быстро и достаточно надежно интерпретировать, делать понятным и прогнозируемым поведение человека; с другой – может носить искаженный и догматический характер. Стереотип, способный порождать новую реальность отношений и внутреннего мира воспринимаемого человека, получил название «стереотип ожидания» (или «эффект Пигмалиона») , т.е. наблюдаемый строит свою стратегию поведения в зависимости от субъективного мнения наблюдателя о нем, пытаясь вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили.

Как частные случаи стереотипизации выступают:

– физиогномическая редукция (греч. physis – природа, gnomon – знающий; от лат. reducere – приводить обратно, возвращать) – попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для некоторой группы черт его внешности;

– внутригрупповой фаворитизм (лат. favor – благосклонность, расположение) – тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с представителями других групп.

2. В ситуациях межличностного взаимодействия , которые могут быть определены как диалогические и ориентированные на взаимопонимание, наблюдаются:

– идентификация (лат. identificare – отождествлять) – попытка понять настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я»; при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки;

– эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – процесс постижения эмоционального состояния другого человека; особый вид внимания к другому человеку; способность и свойство личности; в эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний;

– социальная рефлексия (лат. reflexio – отражение) – познание другого человека и себя через то, что он думает (как я думаю) обо мне;

– аттракция (лат. attraсtio – притяжение, привлечение) – понимание партнера по общению на основе симпатии к нему; аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни; особый вид установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

3.В ситуациях непонимания партнера , с которым предполагается установление определенных отношений или совместной деятельности, наблюдается каузальная атрибуция (лат. causa – причина, лат. causalis – относящийся к причине, причинный; лат. attributum – присовокупленное, приписанное) – система способов приписывания другому человеку (в случае дефицита информации о нем) характеристик или причин его поведения; характер атрибуций зависит от того, выступает ли объект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Соответственно выделяют атрибуции: личностную (причина приписывается лично совершающему поступок); объектную (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); обстоятельственную (ситуационную) (причина приписывается обстоятельствам).

Межличностная коммуникация (лат. communicatio – сообщение, связь) – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению ее в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.

Человек, который в процессе общения задумывает и передает партнеру информацию, называется в социальной психологии коммуникатором ; партнер, принимающий и интерпретирующий информацию, – реципиентом.

Возникновение общей информации не ведет автоматически к взаимопониманию. В процессе поиска общего информационного поля начинают работать механизмы и феномены, как способствующие, так и препятствующие взаимопониманию (так называемые механизмы взаимопонимания ).

1. Механизм обратной связи , обеспечивающий и улучшающий взаимопонимание.

Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова.

Существуют следующие варианты человеческого общения с точки зрения используемой в нем обратной связи:

1) культурный вариант, социально одобренный, принятый за образец общения, при котором невозможна демонстрация истинных чувств другому человеку, требующий тактичности и сдержанности; этот вариант часто затрудняет процесс общения;

2) открытый вариант, предполагающий открытость высказываний о своем состоянии, явные реакции на слова и поступки другого, одновременно допускающий многозначные и разнообразные интерпретации;

3) прямая обратная связь – вариант, предполагающий прямое называние тех чувств, которые возникли в связи со словами и поступками партнера, поиск однозначных аналогий, сравнений, понятных другому; прямая обратная связь действительно способствует улучшению взаимопонимания, позволяя в то же время партнерам быть открытыми в проявлении своих чувств.

2. Барьеры общения – механизмы защиты от нежелательной информации и, как следствие, от нежелательного воздействия:

1) коммуникативный барьер – психологическое препятствие, устанавливаемое реципиентом на пути нежелательной, утомительной или опасной информации:

а) избегание, например, физическое (избегание контактов с нежелательным лицом), психологическое (забывание информации, «уход в себя»);

в) непонимание, искажение до неузнаваемости информации, придание ей нейтрального смысла;

2) фонетический барьер – препятствие, возникающее, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй высказываний;

3) семантический барьер – препятствие, возникающее из-за несовпадения, значительных различий, существующих в системах значений по общению (проблема жаргонов и сленгов);

4) стилистический барьер – препятствие, возникающее при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи коммуникатора и актуального психологического состояния реципиента;

5) логический барьер – препятствие, возникающее в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему несерьезной, противоречит присущей ему манере доказательств.

3. Целенаправленное коммуникативное воздействие – процесс, включающий в себя внутреннюю коммуникативную установку автора сообщения к реципиенту и самому себе, вербальные и невербальные особенности самого сообщения, характеристики коммуникативного пространства общения.

Выделяют (А. У. Хараш) два вида коммуникативных процессов: авторитарный и диалогический.

Коммуникативные способности – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Разнообразие жизненного опыта человека, его образованность, как правило, положительно влияют на развитие коммуникативных способностей.

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей и с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида:

1) кооперация (согласие, приспособление, ассоциация) – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил); выделяют (А. Н. Леонтьев) такие черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого;

2) конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация) – взаимодействия, «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Выделяют такие возможные формы (модели), как:

1) совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других;

2) совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;

3) совместно-взаимодействующая деятельность – имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Каждая система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями . Межличностные отношения определяют тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), который возникает при данных конкретных условиях, и степень выраж енности этого типа (успешное или менее успешное). Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает взаимодействие». В основе социального взаимодействия лежат три межличностные потребности: присоединения, контроля и открытости.

При анализе взаимодействия важен факт осознания каждым участником собственного вклада в общую деятельность, что, в свою очередь, помогает корректировать собственную стратегию. Стратегия взаимодействия определена характером общественных отношений, представленных выполняемой социальной деятельностью, тактика взаимодействия – непосредственным представлением о партнере.

Наиболее известные стратегии взаимодействия агрессия и альтруизм.

Агрессия – любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического ущерба или психологического дискомфорта у партнера. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Альтруизм (лат. alter – другой) – принцип поведения, означающий способность человека добровольно помогать другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруизма является желание улучшить благополучие другой личности. Объяснением альтруизма может быть: эмпатия, устранение собственных негативных чувств, сохранение человеческого генофонда, норма взаимной ответственности.

Общий подход человека к построению взаимодействия с другими людьми отражает стиль общения.

Стиль общения – образ действий, извлекаемый из одного определенного типа ситуаций и проявляющийся в конкретных случаях. Различают:

1) ритуальный стиль общения , порождаемый межгрупповыми ситуациями, представляющий и подтверждающий человека как члена социума;

2) манипулятивный стиль общения , порождаемый деловыми ситуациями (чаще всего), рассматривающий партнеров по общению как совокупность функциональных качеств, пригодных для достижения поставленной цели.

Выделяют (М. Предраг) такие уровни манипулирования:

– уровень аргументирования (методы: фундаментальный, вписывания, сравнения, «кусков», опроса, «выведения из терпения»);

– спекулятивный уровень (метод преувеличения, дискредитации, «психологического привыкания», отсрочки);

– манипулятивный уровень (методы: «просовывание ноги в дверь», «меня разрывают на части», «хлопанье дверью», «легкий мяч» «казанская сирота»);

3) гуманистический стиль общения, порождаемый межличностными ситуациями, позволяющий удовлетворять потребности человека в общении, понимании, сопереживании, сочувствии.

Подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе (Э. Берн)– направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения трансактного анализа, у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с различными состояниями «Я» (Эго). Репертуар этих состояний соответствует одной из трех позиций, которые условно обозначают: Родитель – состояния, сходные с образами родителей, Взрослый – состояния, автономно направленные на оценку реальности, Ребенок – состояния, все еще действующие с момента фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Эти позиции не связаны с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний «Я». Все три аспекта личности – «Я-Ребенок», «Я-Взрослый», «Я-Родитель» заслуживают одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Цель трансактного анализа – выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. Скрытые дополнительные трансакции с четко определенным и предсказуемым исходом называют играми.

Э. Берн рассматривает общение как одну из основных потребностей человека. Каждый человек стремится получить наибольшее удовлетворение от общения, испытывая потребность в признании, «поглаживаниях» – положительных оценках себя. Чем более доступен человек для контактов, тем больше у него ощущение удовлетворенности собой и жизнью в целом, счастья.

Нейро-лингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер) рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления, представляя синтоническую модель общения. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что человек познает мир через программную репрезентацию, создавая собственную модель мира.

У каждого человека собственная субъективная модель мира, и причиной этого ограничения выступают: нейрофизиологические ощущения, социальные ограничения, индивидуальные психологические ограничения.

Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал) – это система, посредством которой человеком воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трех основных категориях: визуальная (восприятие посредством зрительных образов), аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений), кинестетическая (восприятие посредством слуховых впечатлений). Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Установлено, что репрезентативная система внешне проявляется в движении глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и позы.

Визуалам характерны: быстрый темп речи, высокий тембр голоса, верхнее дыхание, повышенное напряжение мускулатуры, взгляд вверх, слова: смотреть, картина, перспектива, предвидеть, обзор, иллюзия, зрелище, яркий.

Аудиалам характерны: очень выразительный и резонирующий тембр голоса, балансирование головы, «телефонная поза», слова: говорить, слышать, звук, ударение, заявлять, пронзительный, созвучный, внятный, монотонный.

Кинестетикам характерны: низкий тембр голоса, нижнее дыхание, расслабление мускулатуры, низкое положение головы, опущенный взгляд, некоторая небрежность к вещам, слова: чувствовать, жесткий, ощутимый, напряжение, задевать, контактировать, шероховатый, связывать, хватать.

Знание ведущей репрезентативной системы партнера дает возможность легко установить контакт и взаимопонимание. На эффективность общения влияет умение быть конгруэнтным и возможность подстраиваться. Быть конгруэнтным – значит быть равным партнеру, быть вовлеченным, созвучным ему. Подстройка предполагает приспособление своего поведения к способу поведения другого.

Алгоритм подстройки: поза, жесты, речь, основная репрезентативная система, ведущая репрезентативная система, вербальные ключи доступа, невербальные ключи доступа, дыхание.


Похожая информация.