Греческие телетаи или завершения, празднества посвящения или. Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от профанов и непосвященных, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание - преподавались таким же образом. Гиппократова клятва была ничем другим, как обязательством мистика. Гиппократ был жрецом Асклепия, и некоторые из его сочинений случайно стали общедоступными. Но асклепиды были посвященными Эскулапского культа змия, как вакханки были посвященными Дионисий; и оба ритуала были в конце концов объединены с Элевзиниями. Священные разыгрывались в древних Храмах посвященными Иерофантами для пользы и обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными Мистериями являлись, несомненно, те, которые совершались в Египте "группой хранителей тайн", как м-р Бонвик называет Иерофантов. Морис описывает их природу очень наглядно в нескольких строках. Рассказывая о Мистериях, разыгрываемых в Филэ (на острове Нила), он говорит, что "в этих темных пещерах великие и мистические тайны богини (Изиды) раскрывались поклоняющемуся ученику, в то время как торжественный гимн посвящения отдавался эхом через обширное пространство этих каменных тайников". Слово "мистерии" произошло от греческого muo, "закрывать рот", и каждый символ, связанный с ними, имел сокровенное значение. Как подтверждают Платон и многие другие мудрецы древности, были очень религиозными, нравственными и благотворными в качестве школы этики. Греческие мистерии - таинства Цереры и Вакха - были лишь подражаниями египетским; и автор книги "Egyptian Belief and Modern Thought" сообщает, что наше "слово chapel или capella есть, как утверждают, Caph-El или школа Эла, Солнечного божества". С Мистериями связаны знаменитые Кабиры. Короче говоря, в каждой стране были рядом драматизированных представлений, в которых тайны космогонии, и природы вообще, олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их соответственных жизней. Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины.

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

таинства посвящения в духовную степень тайные обряды церемонии в религии или культе. Античные мистерии достигли наибольшего расцвета в первые три столетия христианской эры. Они включали в себя совместные пиры, пляски и церемонии, в том числе обряды посвящения,...

Философский словарь

(от греч. mystcrion -таинство, тайна) - тайные культы др. религий, в к-рых участвовали только посвященные. Первые М. связаны с культами др.-вост. божеств - Осириса и Исиды, Тамму-м, Аттиса и Кибелы, Митры. В Др. Греции известны элевсинские, орфические, самофракийские М. Мн....

Философский словарь

МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion – таинство, тайна), жанр средневекового европейского религиозного театра 14–16 вв.

Мистерия возникла из более раннего (9–13 вв.) вида религиозных представлений, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако с течением времени литургическая драма начала меняться: в ее язык стали проникать народные выражения, в исполнение – бытовые черты; усилились действенность и зрелищная часть (за счет разнообразных технических приспособлений, делавших зримым «проваливание в ад» или «вознесение на небеса»). Усугубление мирского языка театрализованных вставок привело к их противоречию с каноническим характером литургии, и в 1210 папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть, что сыграло большую роль в популяризации религиозного театра. Вместе с увеличением количества зрителей, рос и интерес к этим представлениям. Постепенно в них стали принимать участие и миряне (преимущественно в комических ролях). Вскоре и церковная паперть перед храмом перестала вмещать все желающих посмотреть представления, и они были перенесены на перегороженные площади и улицы. К тому же времени литургическая драма видоизменилась в мистерию.

Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители располагались вдоль помоста, у ее длинных сторон, а также смотрели на представление из окон и с балконов окружающих домов. Использовался и иной, передвижной тип декораций, расположенных на отдельных повозках-пэджентах (англ. pageant). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен; само представление длилось целый день, а то и несколько дней.

Представления мистерий организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников, позднее объединявшихся в «братства», профессионально занимающиеся подготовкой мистерий. Ремесленники стали исполнять и большинство ролей в мистериях. В религиозные представления врывалась стихия народного театрализованного праздника , эстетика карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции, исполненная амбивалентного смеха, снижения и профанации священных понятий, фамильярности и грубоватой непристойности. Пафос и патетика религиозных эпизодов соседствовала с балаганным жанром, сводящим на нет эмоциональное воздействие главных эпизодов. Таким образом, мистерия, бывшая порождением религиозного театра и призванная служить проводником идеологии христианства в массы, превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. Это не могло не вызвать нападок на мистерию со стороны клерикальной и светской власти. К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена.

Вклад мистерии в историю развития театрализованных праздников и зрелищного искусства в целом очень велик. Кроме популяризации театра как вида искусства, мистерия фактически положила начало возникновению театральной самодеятельности. В мистерии возникли и другие жанры средневекового театра – моралите и фарс. И, наконец, именно в недрах мистерии зародились многие театральные профессии, помимо актерских – от сценографов до постановщиков трюков, и даже продюсеров, осуществляющих всю финансово-организационную работу по выпуску спектакля.

Татьяна Шабалина

Мистерии (от греч. "таинство, тайное священнодействие") — совокупность тайных культовых мероприятий. Они представляли собой театрализованные представления, в которых участвовали обычно лишь посвящённые лица. Они до сих пор остались загадкой в истории развития религии. Появились они в Древнем Египте, но наибольшее распространение получили в Древней Греции, Элевсине. Позднее мистерии были заимствованы христианством и стали составной частью христианского богослужения. Одним из наиболее известных является обряд причащения.

Участников мистерий называли мистами, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами — объектами культа. Эти действия сопровождались определённым ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т.д. Со временем они обособились от официальной религии и приняли характер тайных.

Древние философы, такие, как Платон, Цицерон, придавали большое значение мистериям, к ним относились с огромным уважением.

Мистерии являлись ещё праздниками посвящения (инициация) . Все желающие, за исключением преступников, могли пройти обряд посвящения, который сопровождался театрализованным действием. Во время этого действия показывались сцены из жизни божеств , причём некоторые сцены были неизвестными широкой массе людей. В этом состояло определённое таинство. Эти праздники сопровождались также очищением, искупительными жертвами, покаяниями в грехах, песнями, танцами и различными проявлениями экстаза. Через год человек, посвящённый в мисты, мог получить окончательное посвящения, становясь эпотом (созерцающим), а впоследствии стать мистагогом , руководя другими мистериями.

Некоторые мистерии были государственными, как например Элевсинские . Ряд из них были разрешены лицам только одного пола (дионисии, фесмофории) . Существовали также незаконные и даже преследуемые мистерии (орфические мистерии, мистерии Котитто, Митры, Кибелы) .

Элевсинские мистерии совершались ежегодно в честь богини плодородия и земледелия Деметры и Коры (Персефона — богиня плодородия и царства мёртвых). Во время этих драматических действий воспроизводился миф о Деметре, участникам показывались священные предметы, раскрывались тайны, неизвестные другим людям.

Самофракийские мистерии предохраняли от опасностей, особенно в море и сопровождались исповедью в грехах.

Критские мистерии были открыты для всех желающих. В них отображался миф о воспитании Зевса на Крите.

В орфических мистериях принимало участие ограниченное количество людей. На посвящённых налагались разные аскетические обязанности. Орфические мистерии были связаны с мифами о Дионисе. Эти мистерии послужили началом для мистически-оргиастических празднеств, в частности вакханалии .

Из древнеегипетских мистерий известны мистерии, посвящённые Озирису и Изиде.

В Европе мистерия стала в 14-16 веках жанром религиозного театра и представляла собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако со временем в драму стал проникать народный язык выражения, усилилась действенность и зрелищная часть. Это противоречило канону церкви и в 1210 году папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях.

С тех пор представления были перенесены на папереть, что сделало религиозный театр ещё более популярным. Постепенно, в этих представлениях стали принимать участие миряне. Сюжеты из Библии и Евангелия перемежались с бытовыми интермедиями и комическими номерами.

Такое привнесение язычества нарушало саму идеологию религиозного театра, который должен был служить проводником идеологии христианства в массы. К середине 16 века мистерии были запрещены во многих странах Западной Европы.

Однако до сих пор люди могут быть свидетелями подобных театрализованных представлений во время празднеств, создающих особую радостную атмосферу.

Что такое мистерия?

  1. МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion таинство, тайна) , жанр средневекового европейского религиозного театра 1416 вв.

    Мистерия возникла из более раннего (913 вв.) вида религиозных представлений, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако с течением времени литургическая драма начала меняться: в ее язык стали проникать народные выражения, в исполнение бытовые черты; усилились действенность и зрелищная часть (за счет разнообразных технических приспособлений, делавших зримым проваливание в ад или вознесение на небеса) . Усугубление мирского языка театрализованных вставок привело к их противоречию с каноническим характером литургии, и в 1210 папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть, что сыграло большую роль в популяризации религиозного театра. Вместе с увеличением количества зрителей, рос и интерес к этим представлениям. Постепенно в них стали принимать участие и миряне (преимущественно в комических ролях) . Вскоре и церковная паперть перед храмом перестала вмещать все желающих посмотреть представления, и они были перенесены на перегороженные площади и улицы. К тому же времени литургическая драма видоизменилась в мистерию.

    Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители располагались вдоль помоста, у ее длинных сторон, а также смотрели на представление из окон и с балконов окружающих домов. Использовался и иной, передвижной тип декораций, расположенных на отдельных повозках-пэджентах (англ. pageant). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен; само представление длилось целый день, а то и несколько дней.

    Представления мистерий организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников, позднее объединявшихся в братства, профессионально занимающиеся подготовкой мистерий. Ремесленники стали исполнять и большинство ролей в мистериях. В религиозные представления врывалась стихия народного театрализованного праздника, эстетика карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции, исполненная амбивалентного смеха, снижения и профанации священных понятий, фамильярности и грубоватой непристойности. Пафос и патетика религиозных эпизодов соседствовала с балаганным жанром, сводящим на нет эмоциональное воздействие главных эпизодов. Таким образом, мистерия, бывшая порождением религиозного театра и призванная служить проводником идеологии христианства в массы, превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. Это не могло не вызвать нападок на мистерию со стороны клерикальной и светской власти. К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена.

греч. mysterion – тайна) – 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов;

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мистерия

от греч. mysterion - тайна, таинство) - вид средневекового религ. представления в Зап. Европе. Возникнув в XII-XIII вв., мистерии получили развитие в XV в. во Франции, в Англии и Германии. Постановкой мистерий, в которых принимали участие десятки, а иногда сотни человек, занимались гор. совет и ремесленные цехи. Они придавали спектаклю большую роскошь и иногда превращали его в демонстрацию своей Щедрости. Представления разыгрывались на площади или на ярмарке в течение нескольких дней, иногда недель, превращаясь в яркие и занимательные зрелища с довольно сложной бутафорией. Примером ранней м. является англо-нормандская «Игра об Адаме» (сер. XII в.), а поздней, гигантской, - «Мистерия Ветхого завета» (50-е гг. XV в.). С течением времени религиозно-дидактич. мотивы в мистериях постепенно уступают место бытовым и комич. элементам, библ. персонажи приобретают черты живых людей, их поступки получают психологич. обоснование. Усиление светского начала привело в XVI в. к запрещению церк. властями постановок мистерий.