Светлана Лукьяненко
Консультация «Природа в музыке, музыка в природе»

Консультация "Природа в музыке, музыка в природе"

А что же такое музыка? Музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого

А что же такое природа? Интересный и увлекательный вопрос. В школе в младших классах мы когда-то изучали такой предмет – природоведение. Природа - это живой организм, который рождается, развивается, творит и создает, а затем умирает, а то, что она создала за миллионы лет либо процветает дальше в других условиях или погибает вместе с ней.

Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность.

В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо – природа чувств, например.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту.

Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:

И. Гайдн. Времена Года, ч. 1

Ф. Шуберт. Весенний Сон

Ж. Бизе. Пастораль

Г. Свиридов. Весенняя кантата

А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года"

В. А. Моцарт "Приход весны" (песня)

Р. Шуман "Весенняя" симфония

Э. Григ "Весной" (фортепианная пьеса)

Н. А. Римский-Корсаков "Снегурочка" (весенняя сказка)

П. И. Чайковский "То было раннею весной"

С. В. Рахманинов "Весенние воды"

И. О. Дунаевский "Журчат ручьи"

Астор Пьяццолла. "Весна" (из "Времена года в Буэнос-Айресе")

И. Штраус. Весна (Frhling)

И. Стравинский "Весна священная"

Г. Свиридов "Весна и колдун"

Д. Кабалевский. Симфоническая поэма "Весна".

С. В. Рахманинов. "Весна" - кантата для баритона, хора и оркестра.

И так можно продолжать еще долго.

Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:

б) Пантеистическое восприятие природы - Н. А. Римский-Корсаков, Г. Малер;

в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;

Рассмотрим «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

«ВРЕМЕНА ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Композитор Пётр Ильич Чайковский избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

"У камелька". Январь:

"И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела. "

А. С. Пушкин

"Масленица". Февраль:

"Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир. "

П. А. Вяземский.

"Песня жаворонка". Март:

"Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

А. Н. Майков

"Подснежник". Апрель:

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином. "

А. Н. Майков

"Белые ночи". Май:

"Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!"

"Баркарола". Июнь:

"Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять"

А. Н. Плещеев

"Песнь косаря". Июль:

"Раззудись, плечо Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"

А. В. Кольцов

"Жатва". Август:

"Люди семьями

Принялися жать,

Косить под корень

Рожь высокую!

В копны частые

Снопы сложены.

От возов всю ночь

Скрыпит музыка. "

А. В. Кольцов

"Охота". Сентябрь:

"Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах. "

А. С. Пушкин

"Осенняя песнь". Октябрь:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят. "

А. К. Толстой

"На тройке". Ноябрь:

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши. "

Н. А. Некрасов

"Святки". Декабрь:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали. "

В. А. Жуковский

"Песня жаворонка". Март.

(аудио и видео приложение)

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

Апрель. «Подснежник»

(аудио и видео приложение)

«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ» К. СЕН-САНСА

Камиль Сен-Санс Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад, во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII - первой половины XVIII веков. У Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы - животные быстрые

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный.

"Слон" (Аудио и видео приложение)

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», Теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент - флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 11, «Пианисты»,

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, Развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

"Лебедь" (аудио и видео приложение)

На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь - над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

И в заключении, хотелось бы отметить, что все писатели, композиторы, художники, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.

Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. А на данный момент природа очень нуждается в заботе.

Олицетворяя природу, музыка способна заставить человека задуматься о её судьбе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Южно-Сахалинска

конспект урока музыки по теме

«Времена года в музыке».

3 класс

Учитель: Ким Елена Енчуриевна

Конспект урока музыки по теме «Времена года в музыке». 3 класс

Цель урока : обобщить знания детей о единстве музыкальной речи композиторов разных стран.

Задачи:

    Научить определять самостоятельно настроение услышанной музыки.

    Расширить музыкальный кругозор, укрепить вокальную интонацию, развить ритмический слух.

    Продолжить воспитывать толерантные чувства, развивать любовь к музыке.

Оборудование:

Музыкальные термины

Картины Шишкина, Юона «Зима»

Карточки (зеленые, красные)

    Вводное слово учителя

Мы всю четверть говорили о музыкальной речи, о том, что музыка имеет свои средства музыкального языка, свои интонации, мелодию, ритм, характер.

Что может изображать музыка? (человеческий характер, полет шмеля, стук колес, шум воды)

А так же музыка может рисовать картины природы, времена года.

Сегодня мы продолжим тему «Времена года».

Я прочитаю вам загадки, когда это бывает?

    Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (зимой)

    Тает снежок

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (весной)

    Солнце печет

Липа цветет

Рожь поспевает

Когда это бывает? (летом)

    Пусты поля

Мокра земля

Дождь поливает

Когда это бывает? (осенью)

С давних пор музыка связана с картинками природы. В звучании музыкальных инструментов можно услышать зимнюю стужу, пение птиц, водную стихию, шелест листвы.

Сегодня мы будем слушать музыку иностранных композиторов Антонио Вивальди и русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» и сравним их.

    Тема урока: «Времена года в музыке»

Краткие сведения о композиторе П.И. Чайковском

Сообщения детей

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе –заводе на Урале. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои свободные минуты. Семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Родители будущего композитора были музыкальны и часто проводили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. С детства он проникся красотой русской народной музыки. Это позднее нашло отражение в его творчестве. Альбом П.И.Чайковского «Времена года» был создан в 1876 году в Петербурге. Это было 135 лет назад.

Музыкальный альбом составлен из 12 пьес.

А знаете, что такое пьеса?

Пьеса- небольшое музыкальное произведение (читает ребенок)

А почему 12 пьес? (сколько месяцев в году- по числу месяцев)

Прослушайте музыку Чайковского. Какое время года вы услышали в музыке? Музыку исполняет симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова.

Чайковский «Октябрь»

Какая музыка по характеру? (заунывная, печальная, грустная)

Сейчас мы прослушаем музыкальную картину «Осень» из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Какая музыка по характеру? (печальная, идет дождь, листья опадают, улетают птицы)

Сообщения детей

Краткие сведения о композиторе Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. О юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Скорее всего, именно отец и стал его первым музыкальным наставником. Он научил его игре на скрипке. С десяти лет Антонио стал играть на скрипке, замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции.

Вивальди- крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства 17 века. Создал жанр сольного концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники.

Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача- виртуоза.

Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в 18-19 веке, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах 20 века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора.

    Прослушивание произведения «Ноябрь, на тройке»

Ноябрь- хотя и осенний месяц-, но зима уже настает. Сели подобнее в сани- по зимнему лесу на тройке.

Закройте глаза, вслушайтесь в звучание и попробуйте представить. Что рисует в своей музыке композитор, какие чувства выражает в музыке.

Заметили, как меняется характер музыки? (прослушать половину, представить картину, прослушать до конца)

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия- песнь ямщика.

Природу рисуют художники. Может быть именно после прослушивания этой пьесы у художника Николая Сверчкова родилось это произведение.

Как хорошо в зимнем лесу! На ветвях лежит снег, огромные сугробы. Широкая дорога ведет вдаль. Мчатся с веселым перезвоном сани, запряженные тройкой лошадей.

    Чайковский «Февраль»

Вивальди «Зима»

Какая музыка по характеру?

Что представили? (ветер, вьюгу, когда метет)

Что вы заметили? (чувства испытываете одни и те же, эмоции одни и те же)

    Прослушивание произведения Вивальди «Весна»

Сам Вивальди дал описание весны: птички приветствуют своим пением, бегут ручейки. Небо покрыто темными тучами. Молнии и гром возвещают весну. На цветущей лужайке пастушок.

Прослушивание произведения Чайковского «Март»

Музыка первого месяца весны называется Жаворонок. Она нежная, звонкая. Очень похожа на трели жаворонков, свежий аромат весны.

У русского художника Левитана «Март». Как удивительно похожи музыкальная пьеса Чайковского и картина Левитана. Художник постарался передать холодноватость мартовского воздуха, но уже греют солнечные лучи, подтаивает снег. Вся природа ждет настоящей весны.

    Физминутка «Улыбка»

Солнышко светило у нас в душе, в душе была весна, радость, улыбки.

    Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями. Чайковский мечтал, чтобы люди любили природу, друг друга, стремились к добру. Музыка Чайковского всегда жива в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому, что она вечна.

В Москве установлен памятник русскому композитору. 7 мая-170 летие.

    Итог урока

Итальянский композитор Вивальди и русский композитор Чайковский жили в разное время и в разных странах. Вивальди в 17 веке в Италии. Чайковский в 19 веке в России. А чувства и настроение испытывали одни и те же.

Вывод: язык музыки понятен для людей всех стран. У музыки нет границ.

    Рефлексия

Чем отличается музыка Вивальди от музыки Чайковского? (Вивальди- скрипка, Чайковский- симфонический оркестр- скрипка, виолончель, труба, волторна)

    Закрепление

Как вы отличаете музыку Вивальди от музыки Чайковского? (включаю отрывки музыки, если звучит Вивальди – покажите красную сигнальную карточку, а если звучит музыка Чайковского- синюю)

Почему вы так думаете?

    Продолжим тему «Времена года в музыке»

Современная песенка о зиме (разучивание песни)

Кто это идет к нам в гости? (медведь)

Что вы знаете о медведе? (зимой спит)

Узнаем, почему медведь зимой спит.

1 куплет. Раз морозною зимой. (1 ряд)

2 куплет. Подняла лисица крик (2 ряд)

3 куплет. С той поры медведь решил. (3 ряд)

    С приходом зимы все преображается. Зиму старались передать в своих творениях многие художники.

    Юон, Шишкин, «Зима»

Что вы видите на картине? Какое чувство? (радости, спокойствия)

Я думаю, что творчество Чайковского вдохновило вас на творчество.

Творческое задание: вы будете рисовать под музыку зиму.

    Итог урока:

Музыка может передать чувства, настроение. Язык музыки понятен для всех людей. У музыки нет границ. Язык музыки понятен для взрослых и детей.


Альфонс Муха "Времена года"

Летом жарко, зимой холодно. Весной сажают, осенью собирают. И так из года в год. Для нас это привычно до очевидности, и не просто важно, а пожалуй это вообще самое важное, за что мы можем зацепиться в этом мире. Называется это цикличностью. Если вдруг летом выпадает снег или в разгар зимы расцветают цветы, то тут не только человек сойдет с ума, но даже такие зверушки, у которых и ума-то нет. Вся природа, включая нас с вами, испытывает дискомфорт. И наоборот - когда все идет по плану, согласно циклу, мы чувствуем себя спокойно и уверенно.


Точно так же обстоит дело и в музыке. Слушая скрипичный концерт итальянского автора 18 века, мы знаем, что в нем будут три части - быстрая, медленная и снова быстрая. А если мы пришли на классическую симфонию, то мы почти уверены, что в первой (быстрой) части будет медленное вступление, а потом драматические коллизии, во второй (медленной) части - медитативное осмысление произошедшего в первой части, в третьей части мы наконец расслабимся и станцуем менуэт, а в финале будет веселое жизнеутверждающее рондо, возвращающее нас в жизненную круговерть. И если автор симфонии вдруг заменяет менуэт на скерцо, да еще и ставит его на второе место, перед медленной частью, то мы сразу понимаем: он нам хочет сказать что-то очень важное, раз уж решился на такие вольности с циклом!

Но даже если не брать такие тонкости формообразования, доступные просвещенным любителям, факт остается фактом: тема цикличности, в частности, на примере времен года занимала композиторов во все времена. Самые известные сочинения, посвященные четырем сезонам, - это цикл из четырех концертов для скрипки с оркестром "Времена года" Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi) 1723 года…

и оратория "Времена года" Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn) 1801 года.

Вполне естественно, что композиторы ассоциировали годовой цикл с жизненным циклом человека - от рождения до смерти. Поэтому "Времена года" и Вивальди, и Гайдна начинаются с весны и кончаются зимой.

Единственные известные "Времена года", идущие педантично с января по декабрь - это "Времена года" (1876) Петра Ильича Чайковского, не несущие в себе никакой «жизненно важной» концепции, а написанные просто в виде музыкальных вкладок в ежемесячный журнал, в результате чего получился вовсе не цикл, а некое подобие музыкального перекидного календаря. Что отнюдь не умаляет прелести самой музыки уютных фортепианных пьес Чайковского.

Остроумное решение темы времен года нашел скрипач Гидон Кремер , соединивший в одном диске "Времена года" Антонио Вивальди и "Времена года в Буэнос-Айресе" Астора Пьяццоллы (естественно, специально обработанные для его оркестра Kremerata Baltica). Начинаются они с "Весны" Вивальди, за которой следует "Весна в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы, потом идет лето и так далее, а на затухающем последнем аккорде последней композиции - ‘Зима в Буэнос-Айресе’ - снова звучит на пианиссимо начальная тема "Весны" Вивальди в исполнении клавесина, таким образом, замыкая весь двойной цикл.

Слушая "Времена года", неважно какого автора, конечно, хорошо бы представлять себе ассоциативный ряд, связанный с цикличностью в нашей жизни, в природе и в музыке, — тогда многое становится понятней. Ироничные ремарки «рыжего монаха» Вивальди, написанные его рукой в партитуре, но часто игнорируемые «серьезными» исполнителями; нравоучительные тексты в ариях и речитативах оратории Гайдна; иногда не вполне уместные эпиграфы к 12 месяцам Чайковского (остающиеся, кстати говоря, на совести издателя журнала Нувеллист Н. М. Бернарда) - все это дает нам благодатную почву для восприятия музыки, даже если мы иногда не вполне можем оценить красоту форм и изящество чисто музыкальных решений.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

"Времена года" в произведениях и обработках других композиторов:

  • Шарль Анри Валантен Алькан (французский пианист-виртуоз, композитор-романтист ) — цикл "Месяцы" ("Les mois") из 12 характеристических пьес, op.74.
  • А. К. Глазунов (русский композитор, дирижёр ) — Балет "Времена года", Op. 67. (Весна, Лето, Осень и Зима).
  • Джон Кейдж (американский композитор авангардист ) — Времена года (Балет Мерса Каннингема на музыку Джона Кейджа), 1947 г.
  • Жак Лусье (французский джазовый пианист ) — Трио Жака Лусье, джазовые импровизации на музыку "Времена года" Вивальди, 1997 г.
  • Леонид Десятников (советский, российский композитор ) — включивший во "Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы цитаты из "Четырех сезонов" А. Вивальди, 1996-98 гг.
  • Ричард Клайдерман (французский пианист, аранжировщик ) — Инструментальная версия аранжировки "Времена года" Вивальди.

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Произведения о природе - элемент, без которого сложно представить себе музыку и литературу. Уникальные красоты планеты испокон веков служили источником вдохновения для выдающихся писателей и композиторов, воспевались ими в бессмертных творениях. Существуют рассказы, стихотворения, музыкальные композиции, которые позволяют зарядиться энергией живой природы, буквально не покидая собственного дома. Примеры лучших из них приводятся в этой статье.

Пришвин и его произведения о природе

Русская литература богата рассказами, повестями, стихотворениями, представляющими собой оду родному краю. Ярким примером человека, которому особенно удаются произведения о природе, можно назвать Михаила Пришвина. Неудивительно, что он заслужил репутацию ее певца. Писатель в своих произведениях призывает читателей наладить взаимосвязь с ее и относиться к ней с любовью.

Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.

Творчество Тютчева

Тютчев - великий русский поэт, в чьем творчестве огромное место уделено красотам окружающего мира. Его произведения о природе подчеркивают ее разнообразие, динамичность, многоликость. С помощью описания различных явлений автор передает процесс течения жизни. Конечно же, присутствует у него и призыв взять на себя ответственность перед планетой, обращенный ко всем читателям.

Особенно любима Тютчевым тема ночи - времени, когда мир погружается во тьму. В качестве примера можно привести стихотворение «На мир дневной спустилась завеса». Ночь поэт в своих произведениях может называть святой или подчеркивать ее хаотичный характер - зависит от настроения. Прекрасно и описание солнечного луча, который «взгромоздился на ложе», в его творении «Вчера».

Лирика Пушкина

Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Достаточно вспомнить его стихотворение «Зимнее утро», чтобы вызвать в своем воображении черты этого времени года. Автор, видимо, находясь в превосходном настроении, рассказывает о том, как красив рассвет в это время года.

Совсем другое настроение передает его «Зимний вечер», входящий в обязательную школьную программу. В нем Пушкин немного мрачновато и пугающе описывает снежную бурю, сравнивая ее с неистовым зверем, и гнетущие ощущения, которые она у него вызывает.

Многие произведения о природе русских писателей посвящены осени. Пушкин, превыше всего ценящий это время года, не является исключением, несмотря на то что в своем знаменитом произведении «Осень» поэт называет его «унылой порой», впрочем, тут же опровергая эту характеристику фразой «очей очарованье».

Произведения Бунина

Детство Ивана Бунина, как известно из его биографии, прошло в небольшой деревне, расположенной в Орловской губернии. Неудивительно, что еще ребенком писатель научился ценить прелести природы. Его творение «Листопад» считается одним из лучших Автор позволяет читателям ощутить запах деревьев (сосны, дуба), увидеть раскрашенный яркими красками «терем расписной», услышать звуки листвы. Бунин великолепно показывает характерную осеннюю ностальгию по ушедшему лету.

Произведения о русской природе Бунина - просто кладезь красочных зарисовок. Самое популярное из них - «Антоновские яблоки». Читатель сможет почувствовать фруктовый аромат, проникнуться атмосферой августа с его теплыми дождями, вдохнуть утреннюю свежесть. Любовью к русской природе пронизаны и многие другие его творения: «Речка», «Вечер», «Закат». И практически в каждом из них наблюдается призыв к читателям ценить то, что у них есть.