«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» входит в известную летопись Нестора «Повесть временных лет». Особенности произведения разрешают по-разному трактовать его жанр: как предание или летописную повесть. Приданием «Подвиг…» можно назвать из-за того, что он передает народное толкование исторического события. В тоже время это достаточно детальный рассказ о событиях древности, что является свойственно летописной повести. Нельзя забывать, что под повестью в данном контексте подразумевается небольшой рассказ.

Тема предания – захват Киева печенегами и освобождение города. Автор показывает, как любовь к Родине способна стать спасительным кругом для целого народа. В предании возносятся такие черты как патриотизм, храбрость и находчивость. Идея патриотизма, кстати, является общей для всей «Повести временных лет».

Сюжет «Подвига…», как и большинства летописных повестей простой. В экспозиции есть указание года, когда происходят события, также подается короткое описание облоги Киева, перечисляются имена вельмож, которые пребывали в Киеве. Не забывает рассказать летописец и о том, что Святослав как раз пребывал в Переяславце. Завязка – поиски добровольца для похода на другой берег Днепра и согласие отрока. Развитие событий включает путь отрока, его разговор с Претичем. Кульминация – разговор Претича с печенегами. Развязка – возвращение Святослава и победа над печенегами. Как видим, все элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Система образов в предании «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» не разветвленная. Есть два сборных образа – печенеги и русский народ. Также летописец упоминает о княгине Ольге, ее внуках Олеге и Ярополке. Они являются второстепенными персонажами, так как на основные события практически не влияют.

В центре предания – и . Именно они играют главную роль в освобождении Киева. Отрок из простого народа, его имя в тексте не упоминается ни разу. Парень ловкий, сильный, знает печенежский язык. Эти качества помогают перебраться ему на другой берег. Образ воеводы Претича спорный. Он хитрый, умный, находит способ выгнать врага. В то же время сначала заботится о жизнях княгини и ее внуков, зная, что если они погибнут, то Святослав погубит его. Спасение народа отодвигается на второй план.

С князем Святославом знакомимся сначала «заочно», ведь во время облоги его нет в Киеве, далее о нем упоминается в разговорах других персонажей. В конце предания князь возвращается и освобождает свои земли. Отношение к князю народа и самого летописца неоднозначное. С одной стороны они уважают его, боятся гнева Святослава, с другой – считают, что князь покинул Киев на произвол судьбы, а сам «ищет чужой земли».

Жанровая специфика и время написания летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» отобразились на стилистике. В тексте встречаются историзмы («воевода», «отрок», «князь»), архаизмы («муж», «дружина»), исторические названия (Переяславец, Русские земли, Лыбидь). Художественные средства и синтаксические конструкции близки к фольклору.

Претича".

5класс, учебник

Публикация на сайте: http://www. saharina. ru/metod/lit/

Источник иллюстрации: http://www. tainaxx. info/images/articles/s7_3.jpg

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест


Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир

2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,

6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь

7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир

2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,

6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь

7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу

Юлия Сергеевна Масленникова
Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания

Тема : Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича ». Герои летописного сказания .

Цель : показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «».

Планируемые результаты.

Предметные Метапредметные

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Расскажите о возникновении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет» .

(см. метод пособие Ерёмина стр. 74-75)

В каком году произошло крещение Руси.? (998 год – крещение Руси)

Возникла древнерусская литература в XI (11) веке.

Что такое летопись ? (Летопись – описание событий по годам лето 997 )

3. Работа по теме урока .

Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?

(отрок – это дитя от 7 до 15 лет)

А что такое подвиг ? (Доблестный, героический поступок , важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг ?

Как вы думаете, о чём это произведение?

Перед нами отрывок из летописи , которую обычно называют «Повестью временных лет» . Вспомните, что такое летопись ? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца ?

Чтение или прослушивание фонохрестоматии рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича ».

4. Беседа по содержанию рассказа :

Чтение первого отрывка.

В лето 6476 (968) . Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой : было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить : стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

Что означает выражение лето 6476 , от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира) .

Кто такие печенеги? Святослав? (СВЯТОСЛАВ?-972, великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии , разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники - печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок .)

Чем знаменита княгиня Ольга?

Столицей какого государства является сегодня Киев?

Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)

2. Чтение 2-го отрывка.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали :

Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им : если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".

И сказал один отрок :

Я проберусь.

И ответили ему :

Что означает слово тужить (горевать) .

Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их :

Не видел ли кто-нибудь коня?

Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок :

Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же Воевода их , по имени Претич :

Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".

Всё ли вам понятно из этого отрывка?

Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода - начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)

Почему поступок отрока называют в летописи подвигом ? Чем рисковал отрок ?

4. Чтение четвертого отрывка.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :

Кто это пришел?

А тот ответил ему :

Люди той стороны Днепра.

Печенежский князь снова спросил :

А ты не князь ли?

Претич же ответил :

Я муж его, пришел в сторожах, а за мною идет полк (войско) с самим князем : бесчисленное их множество.

Так сказал он , чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу :

Будь мне другом.

Тот ответил :

Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня , саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.

Почему побежали печенеги от города?

Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу ?

В чем хитрость Претича ? В чем смысл обмена подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

И послали киевляне к Святославу со словами :

Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.

Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)

Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)

Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)

В чём киевляне обвиняют князя Святослава?

Что сделал князь?

III. рефлексия. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос) .

1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом ?

2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним ?

3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов) .

Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.

Ученики читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Возможно обучение работе с толковым словарём.

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие-ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от-ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща-ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове-ка — это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела-ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за-ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю-щимся храбрецом.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра-ди спасения родной земли. Материал с сайта

В «Повесть временных лет» включены также народные пре-дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел-городском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремес-ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе-дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по сове-ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко-лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об-ратно в степи.

Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • читать сказку подвиг юноши кожемяки
  • план по литературе подвиг отрока киевлянина
  • в чём заключается хитрость воеводы претича
  • подвиг молодого киевлянина сочинение
  • краткий пересказ повесть о подвиге отрока киевлянина

Древнерусская литература

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

При подведении итогов работы учителю важно еще раз повторить, что такое древнерусская литература, какие для нее характерны, насколько хорошо школьники справились с заданиями - пересказать, составить план, провести словарную работу, т. е. составить словарь. Насколько верно поняли, в чем состояли подвиг отрока-киевлянина, хитрость воеводы Претича, в чем смысл рассказанного...

1 Коллективно смотрим и обсуждаем с помощью словаря значение слов «этикет», «деликатность».

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Планы конспектов уроков по литературе 5 класса скачать , учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки