Основные сведения

(гармошка)- клавишно-пневматический с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Происхождение, история

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Устройство

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

  • К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).
  • Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок.

Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка» , но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12-15 кнопок, а на левой - три).
  • Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».

Видео: Гармонь на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

Я уже писал, что во время войны мы жили в эвакуации в татарском селе Асекееве Оренбургской области. В местах, увековеченных Пушкиным в "Капитанской дочке". Недалеко от нашего дома был пустырь, на котором молодёжь допризывного возраста собиралась летом почти каждый вечер на гулянку. Это и была вся тамошняя индустрия развлечений. В селе не было клуба. Было какое-то довольно большое общественное помещение, где во время редких приездов кинопередвижки крутили кино. В такие дни туда ухитрялось набиться всё немалое население села.
Программа ежевечерней гулянки не отличалась разнообразием, и неизменно состояла из двух пунктов:
1) пение частушек под гармошку. Девушки поют, а парни топчутся в сторонке и задирают друг друга, психологически подготавливая обязательную драку;
2) собственно драка. Парни дерутся, а девушки стоят в сторонке, смотрят и повизгивают.
Частушки все без исключения были "про это". В простонародном татарском языке нет эвфемизмов, все вещи назывались своими именами. У нас была соседка по имени Зайнаб, ей тогда было наверное лет 14-15, но татарки рано взрослеют, и она уже официально ходила как бы в невестах. Я как-то раз попросил её перевести мне слова частушки, которую в тот момент другие девушки пронзительно выкрикивали под гармошку (слово "пели" сюда мало подходит). Она мне охотно перевела. Я не знал, куда деваться от смущения, а она нисколько не стеснялась таких слов. Она наверное просто не знала, что в русском языке есть более мягкие эквиваленты. И вряд ли поняла бы, кому и зачем нужны такие сложности.
Пока выполнялись оба традиционных пункта молодёжной ежевечерней программы, я во все глаза смотрел на уже довольно пожилого гармониста и его гармошку. Татарская гармошка - это чудо музыкальной техники! Наверное они бывают разные, но ту единственную, что я видел в детстве, я запомнил на всю жизнь. Она была совсем небольшая, вся яркая, с ярко-красными цветами на развёрнутых мехах. Справа всего одна октава кнопок в один ряд. Слева и вовсе две кнопки - два мажорных аккорда. И ещё слева два звоночка вроде велосипедных. Их молоточки соединены с левыми кнопками, и при их нажатии звоночки подзвякивают примерно в тональности аккордов. В мультике про Чебурашку крокодил Гена играет на такой гармошке.
А гармонист! Если на свете существует татарский бог, то он наверное такой же доброжелательно-безучастный ко всему происходящему, с широким татарским лицом, с яркой татарской гармошкой в руках и окружён всеобщим поклонением. Весь Союз советских композиторов никогда не удостаивался такого почёта и внимания, каким пользуется сельский татарский гармонист.

Открытый урок: «Сыграй гармонь»

Тема урока ; Сыграй гармонь.

Учебно – воспитательные задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с рус. нар. инструментом - гармонь.

Разучить песню «Гармошка - говорушечка» - З.Роот.

Развивающие: Развивать звуко - высотный, тембровый слух и музыкальную память.

Воспитательные: воспитывать духовно и эстетически развитую личность, устойчивый интерес к предмету, уважение к русской музыкальной культуре.

Оборудование: Музыкальный центр, синтезатор, флешка, аккордеон, гармонь, баян, магнитная доска, карточки с заданием, текст песни. Гармошки со смайликами.

Ход урока.

1-Орг.момент.

Учащиеся входят в класс под русс. нар. музыку - хороводным шагом и становятся к своим стульям.(00-Пораня)

Приветствие: распевка - «Салем – Неллоу»

2-Актуализация:

А) Назовите группы инструментов, которые вы знаете?

Б) Работа по карточкам. (На каждую парту.)-групповая работа.

Распределить и показать стрелкой, к какой группе принадлежат инструменты.

В) Какая музыка звучала, когда вы входили в класс?

Г)В исполнении какого инструмента звучало произведение?

Посмотрите внимательно на инструмент, который стоит на сцене. Как вы думаете, с каким инструментом мы сегодня будем знакомиться?

3) Новая тема:

Правильно ребята, давайте прочитаем все вместе тему нашего урока. (открыть тему урока на доске)

Сыграй гармонь!

Сейчас я познакомлю вас с этим инструментом.

Гармонь – это духовой, язычковый инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Когда родилась гармонь? В истории существует доказательства исследователей, что впервые гармонь появилась в250 лет назад в Санкт-Петербурге в России, благодаря стараниям органного мастера Франтишика Киршника. Он придумал новый способ извлечения звука при помощи металлического язычка колеблющегося под действием потока воздуха.

В процессе времени гармонь очень понравилась и стала распространяться среди русского народа. Появилось множество разновидностей гармони, благодаря народным умельцам она изменялась, добавлялись ряды кнопочек, на каждой клавиатуре, от маленькой однорядной до большой многорядной на каждой клавиатуре.

В зависимости от той местности, где усовершенствовали гармонь ее так и называли. В Г.Тула развивалась Тульская гармонь, в других областях «Ливенка», «Вятская», «Тальянка», и самая распространенная в наше время является гармонь под названием «Хромка».

Тульская, Ливенка, Вятская - однорядные гармони.

Русская венка, Хромки -двухрядные.

А сейчас давайте посмотрим, как выглядят гармони разных районов России.

Просмотр фото.

Но не только у русского народа была распространена, гармонь и у казахского народа музыканты участвовали в айтысах, аккомпанируя себе на гармони.

Чем удобна была гармонь? Не тяжелая, ее можно было взять куда угодно, идти по дороге и играть, а те кто шли рядом пели песни, приплясывали, пели частушки, отдыхали после трудового дня.

И если вы смотрите теле передачу « Играй гармонь», то видите, как любима народом гармонь.

Она и поплачет и погрустит, в час веселья веселит, а если к ней присоединится балалайка, то веселью нет конца.

В г.Усть – Каменогорске в этом году в этно – деревне, музее заповеднике прошел третий областной фестиваль инструментального народного творчества «Играй гармонь. Звени домбра».

Давайте послушаем, как звучит гармонь:

№01-левинская гармонь

№2-саратовская гармонь.

На гармони не закончилось развитие этого инструмента, позже появились более усовершенствованные это баян и аккордеон.

У баяна больше рядов на каждой клавиатуре, более мощное звучание.

Он схож с аккордеоном левой клавиатурой, а правая клавиатура аккордеона точь в точь как у фортепиано.

Давайте послушаем, как звучит баян и аккордеон.

А) №03 -баян

Б) №-04 -аккордеон

Понравилось вам звучание этих инструментов?

Первичное закрепление:

А сейчас отгадайте загадки.

Он вздохнет и развернется,

И по деревне вдоль, пройдется.

И соберется в круг народ,

Что хочешь, спляшет и споет!

(гармонь)

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Что же это…..

(аккордеон).

Ящик на коленях пляшет,

То поет, то громко плачет.

(гармонь)

Я моложе и мощней,

Льются мои звуки.

Но с гармошкой побратим,

Из народа вышел.

Любую грусть я разгоню,

Очень важно запою..

Не сердит и не буян..

Я веселый брат………

А сейчас музыкальная загадка. Внимательно послушайте и скажите, какой инструмент звучит?

А) № -05 -аккордеон

Б) № -06 -баян

В) № -07 -гармонь

Молодцы! Надеюсь, вы надолго запомните инструменты, с которыми сегодня познакомились.

2 – часть урока.

И сейчас мы переходим к второму этапу нашего урока - пению.

1) -Прошу сесть вас правильно. И приготовиться к распевке.

А) « Как у бабушки Наташи» - с движением.

В) Ритмическая разминка.-3 разных - ритма (хлопки в ладоши, повторение)

2) –Разучивание:

Сегодня я предлагаю вам разучить песню «Гормошечка - говорушечка»

Внимательно послушайте ее, постарайтесь запомнить мелодию.

Исполнение учителя, аккомпанемент на аккордеоне.

Чтение текста. (учитель)

Чтение хором.

Построчное подпевание, учитель-уч-ся.

По куплетное исполнение, работа над дыханием, звуковедением, артикуляции…

Полное исполнение - хором.

Исполнение по группам – 1куплет …

2 куплет…

3 куплет вместе.

Первичное закрепление: Самостоятельное исполнение.

Итог урока:

Что вы узнали нового на этом уроке?

Что больше всего понравилось?

А сейчас подумайте, как сегодня вы поработали на уроке и какую оценку, вы себе поставите.

Встаньте те кто оценил свою работу на - пять.

На четыре?

Хорошо молодцы, наградите друг друга аплодисментами.

Оценки поставьте в дневник.

И запишите домашнее задание - стр - 42 учебника - учить.

Придумать под услышанную музыку танцевальные движения.

№8, №9, №10.

А сейчас, приготовьте гормошечки которые лежат у вас на парте.

И повернитесь к нашим гостям. Если вам понравилось на уроке, то разверните ваши гормошечки. если нет, то не разворачивайте.

Спасибо большое за внимание. Урок окончен. До новых встреч. Скажите до свидание гостям.

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун , гитара , скрипка , мандолина . Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты

Самый известный из татарских духовых инструментов – курай . Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.



Другой инструмент – сорнай , распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

Струнные инструменты

Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра . Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала ещё во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы XIV века «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.



Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долблёного дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже XIX-XX веков думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.
Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечётным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.

Другие инструменты

Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.


Из раскопок

Известны такие музыкальные инструменты как: кыңгырау , тавышлы асма , таш сыбызгы , шөлдер , шалтыравык и т.д.


Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.



Пресс-служба РОО “ТНЦ МО” по материалам сайтов “Как Просто” и “Мой Дом”