Картина написана: 1952 г.
Холст, масло.
Размер: 101 × 93 см

Описание картины «Опять двойка» Ф.Решетникова

Художник: Федор Павлович Решетников
Название картины: «Опять двойка»
Картина написана: 1952 г.
Холст, масло.
Размер: 101 × 93 см

В «некотором государстве» СССР процветал социалистический реализм. Он превратился в целое течение в искусстве, отображая действительность с точки зрения коммунистических идей. Фолиант «Кодекс строителя коммунизма» выводил четкие правила, которым подчинялись все слои общества и представители всех профессий.

Хотя, если вести речь о социальном разделении общества, его просто не было. Существовала партийная номенклатура, рабочий класс и творческая интеллигенция. Один из ее представителей – художник Ф. Решетников. Известно, что он не только состоял в компартии, но и соблюдал все ее постулаты, за что и был награжден премиями имени Сталина.

Картина «Опять двойка», знакома вам с самого детства. Ее название уже стало фразеологизмом, хотя задумывалась она под концепцией «Опять пятерка» и должна была отражать идеи социалистического общества, которое, между прочим, работало на результат. Каждый ребенок рассматривался там как строитель коммунистического будущего, а такая отметка как «двойка» автоматически исключала его из этих рядов.

Чтобы лучше раскрыть первоначальный сюжет, Ф. Решетников начал ходить в школы и выбирать натурщиков для будущего полотна. Но в дело вмешался Его Величество Случай – отличник, который должен был позировать для картины, неожиданно получил двойку. Случившиеся пошатнуло убеждения художника о сюжете произведения.

Изображение двоечника было новаторское по тем временам, ведь от него исходили волны не коммунистического принципа отбора, а чистого гуманизма. Первый вариант картины содержал поникшего мальчика и грозную учительницу, нависшую над ним. Но опять произошел тот самый Случай.

Все дело в дочери Решетникова, которая согласно тенденциям того времени, была круглой отличницей. Однажды она получила двойку, и художник понял, что картину нужно срочно менять – необходимо презентовать отношение к плохим оценкам не на уровне школы, а на уровне семьи.

С последней художник определялся очень долго, пока, в конце концов не нарисовал маму, сестру, младшего брата и даже собаку. Правда, последняя, отказывалась стоять на задних лапах, а главный персонаж написан с соседского мальчишки.

По сюжету полотна – на дворе 1952 год. Если вы посмотрите на семью, то поймете, что старшая дочка появилась на свет еще до Великой отечественной, двоечник был в войну совсем малышом, а младший родился уже в послевоенное время. Достаток семьи по тем временам был неплохой, что отражает остановка в комнате. Тумбочка с настольной лампой, ковер на полу, стол из дерева тогда были на пике интерьерных решений. Младший сын ездит на велосипеде – мечте всех тогдашних детей. Приоткрытая белая дверь показывает фикус на подоконнике – еще одна дань моде того времени. На стене висит календарь, про который говорят, что это миниатюрная копия еще одного полотна Решетникова.

Первое, что вы видите – это цвета, причем все оттенки красного – от розового до бардового, которые отсылают к цвету флага СССР. Сочетания мягких коричневато-желтых оттенков придают картине эмоциональность.

Самого же двоечника и всех персонажей следует рассматривать именно в психологическом контексте. Все чувства и переживания написаны у членов семьи на лицах, даже собака становится эмоциональным персонажем. Художнику удалось «поймать момент», когда проявляется человеческая реакция на события.

Грустно поникший светловолосый мальчик держит в руках коньки и портфель. Причем коньки указывают на то, что учеба ему неинтересна – школьнику не смогли дать правильную мотивацию. Двойку он воспринимает не как личную неудачу, а как то, что это сильно огорчило маму. Видно, что «двойка» в его дневнике поселилась надолго, что это не единичный случай. Ребенок, выросший в войну, просто не увидел детства и теперь пытается «нагнать» его за счет школьного времени. Еще один фактор – это возраст мальчика. На картине изображен ученик 5 – 7 класса, которому не хочется думать об уроках. Мальчикам такого возраста нравятся подвижные игры, общение со сверстниками, а не монотонные школьные занятия.

К мальчику направлены три разных взгляда, которые современные психологи называют агрессорами. Они активно или пассивно выражают свое отношение к двойке.

Первый – это сестра, чьи строгие косички, форма и пионерский галстук выдают «хорошую девочку». Строго сложенные книжки и тетрадки, портфель на стуле выдает в ней отличницу. Сейчас она недовольна братом, который портит ее имидж и с укором смотрит на него. Она – старшая в семье, так что чувствует ответственность за мальчика, которого воспринимает не как брата, а как нерадивого ученика.

Мама преподносит образ пассивного агрессора и, на первый взгляд, кажется спокойной. Но она обессиленно сложила руки на коленях, а фартук выдает то, что ее оторвали от домашних дел. Эта женщина еще с военных лет живет ради своих детей и в том, что «опять двойка» чувствует долю своей вины. Поза матери отражает то, что она устала от отношения сына к учебе, но бороться с этим нет сил.

Мальчик на велосипеде выступает контрастом к остальным персонажам и раздражительным фактором для школьника. Он не только одет в новенькие штанишки и кофту, а и ехидно поглядывает на брата. Не остается сомнений, что его любят больше всех и у него будет полноценное детство. Мама, которая хочет вырастить ребенка в мирное время, позволяет ему все – даже кататься по квартире на велосипеде. Фигура младшего брата отражает еще и семейный конфликт «Остапа и Андрия», ведь он прижимается к маме, а отойдя от нее, не сможет не то что взглянуть на брата, а и противостоять ему.

Единственный друг – это собака, красивая и ухоженная, чем-то напоминающая золотистого ретривера. Мальчик, получивший двойку, без сомнений, ее хозяин, ведь животное стоит на задних лапах и радостно заглядывает ему в лицо.

Стоит сказать, что картина Ф. Решетникова «Опять двойка» стала популярна среди населения бывшего СССР. Ее печатали в учебниках, снимали мультфильмы и даже несколько серий «Ералаша».

Первые уроки в рисовании Фёдор Павлович получил ещё в свои детские годы. Молодым юношей ему выпала удача поучаствовать в походе в Арктику на судне «Челюскин». Художник сделал множество великолепных рисунков заснеженных красот, находясь в той самой экспедиции.

Ф.П. Решетников участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в том числе в защите Севастополя и освобождении Крыма. После окончания войны Фёдор Павлович рисовал детей, чаще подростков. Такими работали являются: «Прибыл на каникулы», «За мир» и «Опять двойка!». Эти картины были отмечены бронзовой на международной арт- , которая проходила в Брюсселе.

О картине "Опять двойка"

В 1952 г. художник Решетников на своём полотне изобразил целую семью: мать и троих её детей, один из них – это школьник, который только что пришёл домой. На одной стене виден отрывной календарь, а возле дверей – часы-ходики. Картина повествует о семейной бытовой обстановке, характерной для большинства семей 1950-х.

Герой картины – десятилетний подросток. По внешнему виду заметно, что он вовсе не спешил после своих школьных занятий домой, а довольно долго ещё гулял на улице и катался на коньках со сверстниками. На мальчике зимнее пальто, оно распахнуто, потому как на нём нет нескольких пуговиц. Вероятно, они оторвались. В своей руке он держит портфель изрядно потрёпанный и перевязанный, не исключено, что школьник использовал его в качестве мяча либо санок и не один раз. Коньки выглядывают из-под его портфеля. Свидетельство продолжительной прогулки на улице мальчика – его растрепавшиеся волосы, красные уши, румянец на щеках, что бывает от крепкого .

Он огорчён, его голова опушена, взгляд устремлён в пол. Мальчик всем своим видом показывает, как он переживает из-за двойки, полученной уже в который раз. Для него эта ситуация не нова, он знает, что нужно делать. Ученик уже много раз давал обещание своей матери, что будет делать все домашние задания, что задают в школе. Подросток так заигрался, что совсем забыл про уроки. Дни зимой намного короче, он долго играл в снежки с дворовыми ребятами, стало темнеть, и он пришёл домой. Ученику не охота было идти домой, т.к. он знал, что мать снова будет его ругать за двойку.

Единственный, кто рад видеть мальчика – это его белый пёс с рыжими пятнами. Он прыгнул на молодого хозяина и упёрся своими передними лапами в его грудь, попытался лизнуть. Собака радостно виляет хвостом, желая поиграть с мальчиком.

В комнате тихо. Слышны редкие тяжёлые вздохи матери. Она сидит за обеденным столом, её руки лежат на коленях. Кажется, что она только-только отвлеклась от своих домашних дел, коих у неё много. Увидев своего сына- с неопрятной внешностью, она понимает, что сынок пришёл с улицы, где долго играл с ребятами, забыв про уроки. Мать не видит, что её сын раскаивается о плохой отметки, полученной совсем недавно. Из-за того, что в комнате находятся мать и старшая сестра, он делает грустный вид. Женщина очень устала, у неё, кажется, нет сил, чтобы оказать влияние на своё чадо и заставить его учиться более прилежно в школе. Во взгляде женщины читается тоска и грусть.

Возле женщины находится младший брат школьника-двоечника, который сидит на детском велосипеде. Дошколёнок ехидно и злорадно улыбается. Он доволен, что в этот раз не его за проказы, а кого-то другого.

Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова предлагаем в двух вариантах для школьников.

1 вариант

Многим знакома ситуация, когда твои родные надеются и верят в тебя, а ты подводишь и расстраиваешь их. На картине Решетникова Опять двойка изображена как раз такая ситуация.

Родные по одному виду мальчишки поняли, что сегодня хороших новостей со школы нет. Школьник отвернулся от родных, ему стыдно. Сестра смотрит на него строго, она как пионерка не одобряет таких поступков.

А вот младший брат рад, что старший пришел из школы. Его выдает хитрая улыбка, он понимает, что сейчас ему попадет за двойку. Мама мальчика смотрит усталым взглядом, вероятно, весь день она была занята домашними делами. В ее взгляде чувствуется, что она верит в своего сына, и надеется, что когда-нибудь у него тоже будут хорошие оценки.

Но больше всего рад видеть своего младшего хозяина – это его верный друг пес. Ему неважно, какие оценки выставляют в школе, он любит своего хозяина за поступки. Вся семья понимает, что эта двойка не последняя.

На картине изображена обычная советская квартира: скромная и уютная обстановка, на полу коричневый ковер, на столе светлая чистая скатерть, на стенах часы и картина. Картина несет смысл, чтобы школьники не учились плохо, иначе им придется отвечать за свое поведение перед взрослыми. Они должны вовремя делать уроки и не прогуливать школу. Не стоит расстраивать родителей плохими оценками и поведением. Всегда стоит помнить о пословице «Сделал дело - гуляй смело!»

2 вариант

Картина «Опять двойка» Федора Павловича Решетникова изображает главного героя – грустного школьника с его семьей. Он вернулся из школы с очередной плохой оценкой. Мальчишка после уроков задержался на улице с одноклассниками. Его выдают выглядывающие коньки из портфеля, лохматые волосы и румяные щеки. На нем надета теплая зимняя одежда.


Школьник в печали, он отводит глаза от родных, и даже от собаки. Приходу двоечнику рады были только собака и младший брат, который не понимает, что двойка – это плохая оценка. Старшая сестра смотрит на брата строго и осуждающе. Она не довольна, что младший брат так легкомысленно относится к учебе. Ей хотелось бы, чтобы он учился ответственности за свои поступки, за свои оценки.

Старшая сестра пионерка. На ней красный пионерский галстук, и скорее всего она отличница. Мама расстроена из-за неудовлетворительной оценки, которую принес со школы старший сын, но она все равно не перестанет его любить. Она продолжит верить, что у него все получится.

В доме чувствуется уют и порядок, благодаря маме мальчика. Она замечательная хозяйка, после домашних дел она отдыхает на стуле у обеденного стола. На маме мальчика кухонный фартук, наверно, она готовила обед и ждала своего ребенка из школы. Жаль, что сын не принес хороших новостей. Она расстроена, ее выдают глаза.

Мальчишка понимает, что отвлекает его от хорошей учебы, но ему очень нравится весело проводить время с друзьями, катаясь на коньках. Глядя на картину, чувствуется, что семья хоть и расстроена, но все трудности сможет пережить вместе. Картина Ф.П. Решетникова реальна, такая ситуация встречается во многих семьях. Главное верить, что мальчик вовремя одумается и перестанет получать одни двойки. Данная картина несет нравственный характер. Она учит серьезно подходить к учебе и стараться не огорчать своих родных.

Произведения жанровой живописи позволяют нам заглянуть в остановленный кистью художника фрагмент человеческой жизни. Пройдут годы или столетия, а мы сможем снова и снова возвращаться к реалиям тех времен, что привлекли автора полотна, сможем окунуться в быт и судьбы людей, живших задолго до нас.


В своем произведении "Опять двойка" Ф.П. Решетников вводит нас в сцену жизни, что разворачивается в послевоенные годы в стенах квартиры, где живет простая семья. Сейчас все в сборе, мать, старшая сестра и младший брат встречают среднего, только вернувшегося из школы.


Художник собрал семью в гостиной, чтобы показать, как выбивается главный герой из слаженного быта. Нехитрая обстановка комнаты, часы и большой стол, накрытый светлой скатертью, говорят нам о порядке, который поддерживает в доме мать. Семья собирается здесь за обедом, тут дети делают уроки, тут вечером мать шьет, слушая рассказы детей.


Но сегодня хозяйка дома расстроена. Уже давно прошло время обеда, а главный герой только явился домой. На переднем плане мы видим мальчишку в школьной форме, из его портфеля торчат коньки. Лицо у него виновато-отрешенное, это не первый его промах. Он не спешил домой, двойка в дневнике означала снова расстроенное лицо матери, укоризненный взгляд старшей сестры. Мать сидит на стуле, ее кисти стиснуты - она сдерживает горькие слова, готовые сорваться в адрес нерадивого сына. Взгляд ее ищет раскаяния и понимания на лице мальчика. Сестру, успевшую уже сделать уроки, автор расположил на фоне приоткрытой освещенной солнцем комнаты, показывая, что она луч света для матери, что она стремится к знаниям, в отличие от брата. Младший братишка катался по комнате на велосипеде в ожидании старшего, сейчас не совсем понимает, что происходит. Он приблизился к матери, но лукаво смотрит на вошедшего, зовя того взглядом включиться в игру. Искренне рада пришедшему лишь собака. Она встречает хозяина так же живо, как и в любой день.


Картина относится к тому историческому периоду нашей страны, когда каждый член общества стремился стать достойным гражданином, продолжателем великих традиций. Герой картины выбивается из этого ряда. Он ребенок, ему не чужды забавы и шалости. Времени на уроки ему не хватает, прилежание и усидчивость не в его характере. Автор не вводит в картину отца. Возможно, он не вернулся с войны. Мать одна воспитывает детей, и старший сын, которому предстоит стать опорой и помощью матери, пока не оправдывает ее ожиданий. Художник выделяет красным фрагменты, достойные внимания подрастающего поколения: красный галстук, фартук матери, велосипед - вот путеводные символы, что помогут герою картины осознать необходимость труда.