Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности

Внешняя среда фирмы

Внешнюю среду подразделяют на:

  • - микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
  • - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.

Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)

Внешняя среда организации прямого воздействия - это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации:

  • - поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
  • - государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);
  • - потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);
  • - конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;
  • - трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда. менеджмент централизм потребитель конкурент

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. Всех поставщиков можно разделить на несколько групп - поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Законы и государственные органы

Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.

Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое -- через законодательные акты. Так, например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. И таким образом, с помощью налогов государство может осуществлять управление развитием нужных направлений в экономике.

Потребители

Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса - создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители -- не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

Трудовые ресурсы

Влияние на организацию имеют уровень образования, квалификация и этика, личные качества (самостоятельность, ответственность за выполняемую работу) персонала. Выделяют самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров - управляющих персоналом - главной целью которых, является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации.

Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)

Внешняя среда организации косвенного воздействия - это политические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

Рассмотрим некоторые из них:

Технология

Технология - это совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности.

Технология выражается ускорением НТП; ростом ассигнований на НИР и ОКР; технологическим развитием отрасли и др.

Состояние экономики

Состояние экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность всех потребителей покупать определенные товары и услуги. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. К примеру, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют. Экономическая обстановка характеризуется состоянием общей деловой активности (снижением, стагнацией, подъемом, стабильностью); инфляцией, дефляцией; политикой цен; кредитно-денежной политикой и др.

Социокультурные факторы

Социокультурные факторы - установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию.

Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения -- независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющуюся результатом деятельности компании. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.

Можно привести следующие социальные факторы: глубина расслоения общества; уровень доходов; уровень безработицы; социальная защита; покупательная способность и др., а так же демографические факторы: изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости); возрастной состав населения; миграция населения; род занятий; образование.

Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются за то, чтобы не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых o6щинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю расходов муниципальных органов либо с целью привлечения новых предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в предотвращении загрязнения среды и в решении других проблем, которые может порождать бизнес вместе с создаваемыми им новыми рабочими местами.

Политические факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них -- настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки в других странах, имеет фактор политической стабильности.

Политическая обстановка оценивается с точки зрения стабильности или нестабильности.

Сюда же можно отнести законодательные факторы той страны, в которой действует предприятие: налоги; правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие); защита прав потребителей; законодательство по безопасности и качеству товаров; законодательство по охране труда и технике безопасности; законодательство по охране окружающей среды и т.д.

Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

  • - особенностью производственного процесса;
  • - характером внешней среды.

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.

Совместно с гиперреактивностью дыхательных путей.

Воспалением дыхательных путей. Тенденция к выработке повышенного количества общего IgE наследуется

Астмы. Это состояние имеет наследственный компонент и тесно связано с уровнем IgE в сыворотке и

Неспецифических стимулов (биологически активных веществ - гистамина, аце-тилхолина, метахолина,

Гиперреактивность дыхательных путей - это состояние, при котором имеет место

И HLA-B40 с тяжестью заболевания.

Встречаются у больных бронхиальной астмой с повышенной частотой и обнаружена связь антигенов HLAB35

Идентифицированы. В то же время показано, что антигены HIA-B13, HLA-B21, HLA-B35 и HLA-DR5

Молекулярной биологии и генетики, конкретные гены, вовлеченные в наследственность, не

Болеют аллергическими болезнями. Однако, несмотря на интенсивные усилия и возможности

Заболеванием. Так имеются данные, что риск развития аллергического заболевания у ребенка, один из

Существуют веские доказательства того, что бронхиальная астма является наследственным

Факторов, пусть даже очень важный (но не обязательный) для развития заболевания.

Распространенностью атопии и бронхиальной астмы, атопию следует рассматривать только как один из

Детей. Однако, несмотря на то, что популяционные исследования предполагают связь между

Летнего возраста, риск развития бронхиальной астмы ненамного выше, чем у несенсибилизированных

Бронхиальной астмой, в то время как у детей, у которых гиперчувствительность проявилась после 8-10

Которых гиперчувствительность к аэроаллергенам проявилась в первые 3 года жизни, в дальнейшем болеют

Воздействие распространенных аллергенов окружающей среды. В популяционных эпидемиологических

Бронхиальной астмы, который определяется как предрасположенность к IgE-опосредованному ответу на

Пол и раса. Наиболее важным внутренним фактором, является атопия. Атопия - это важнейший фенотип

Генетическая предрасположенность к развитию БА либо к атопии, гиперреактивность дыхательных путей,

Которые обусловливают предрасположенность человека к развитию заболевания. К ним относятся

исследованиях было показано, что в 50% случаев астма имеет отношение к атопии. Большинство детей, у

родителей которого страдает этим заболеванием, составляет 50% и возрастает до 65%, если оба родителя

увеличенная реакция бронхов (бронхоспазм) в ответ на воздействие специфических (аллергенов) и

карбохолина; физической нагрузке, аэрополлютантов), которое является фактором риска для бронхиальной

предрасположенных к этому людей, являются: домашние аллергены (к ним относятся домашняя пыль,

  • 5. Содержание дисциплины
  • 6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
  • Изучить учебное пособие Кравченко а.И.История менеджмента. 5-е изд. - м.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 560 с.
  • 7. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины Формы текущего контроля
  • 1. Контрольная работа
  • 1.1. Темы (примерные) контрольной работы
  • 1.2. Требования к выполнению контрольной работы
  • 1.3. Критерии оценки контрольной работы
  • 3. Доклад
  • 3.1. Темы (примерные) докладов
  • 3.2. Требования к выполнению доклада
  • 20. Эффективность социальной работы это:
  • 30. Точное знание результата каждого из альтернативных вариантов выбора – это:
  • Вариант 2
  • 1. Субъектами управления в социальной работе являются:
  • 2. К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:
  • 3. На федеральном уровне субъектом управления социальной работой выступают:
  • 15. Метод изменения существующей организации в целом, ее частей или элементов для получения других качеств – это:
  • 16. Профессиограмма - это:
  • 21. В каком случае наиболее полно и правильно перечислены элементы коммуникационного процесса:
  • 22. Назовите этапы принятия решений:
  • 29. Выделите достоинства функциональной структуры управления.
  • 3. Специфическим свойством социальной организации является ее:
  • 4. На региональном уровне субъектом управления социальной работой выступают:
  • 5. «Организационная культура» - это:
  • 6. Какая структура не является организационной структурой управления?
  • 8.Структура управления, при которой руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня:
  • 9.Управление персоналом – это:
  • 10. Обмен информацией между подразделениями одного уровня иерархии – это:
  • 28. В соответствии с теорией мотивации Маслоу, основных групп потребностей насчитывается:
  • Вариант 4
  • 1. Функции органов системы социальной защиты населения на федеральном уровне:
  • 2. Управление в социальной работе выполняет 4 основные функции:
  • 9. Назовите тип целей управления, отражающих концепцию деятельности организации в целом:
  • 14. Стадии процесса внедрения инноваций:
  • 23. Факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе их воздействие, являются факторами среды:
  • 24. Анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз со стороны внешней среды называется:
  • 25. Знаменитым разработчиком основ бюрократической организации является:
  • 26. Стиль руководства, характеризующийся невмешательством в работу подчиненных, низкой ответственностью, а зачастую и попустительством, называется:
  • 30. «Администрация» - это:
  • 8.2. Критерии оценки результатов тестирования
  • 1.1. Примерные вопросы
  • 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • Соломанидина т.О., Соломанидин в.Г.Управление мотивацией персонала.
  • 23. Факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе их воздействие, являются факторами среды:

    а) косвенного воздействия;

    б) обратной связи;

    в) прямой связи;

    г) прямого воздействия.

    24. Анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз со стороны внешней среды называется:

    а) SWOT-анализом;

    б) попарным анализом;

    в) выборочным анализом;

    г) целевым анализом.

    25. Знаменитым разработчиком основ бюрократической организации является:

    а) Маслоу;

    б) Файоль;

    г) Мескон.

    26. Стиль руководства, характеризующийся невмешательством в работу подчиненных, низкой ответственностью, а зачастую и попустительством, называется:

    а) диктаторским;

    б) демократическим;

      Планирование, организация, мотивация и контроль – это :

    а) принципы менеджмента;

    б) функции менеджмента;

    в) задачи менеджмента;

    г) аспекты менеджмента.

      Программа продвижения работников по службе, помогающая раскрывать все способности и применять их наилучшим для организации образом – это:

    а) профессиональная ориентация;

    б) управление карьерой;

    в) переподготовка;

    г) переаттестация.

      Теории мотивации делятся на две группы:

    а) организационные и процессуальные;

    б) системные и процессуальные;

    в) сущностные и формальные;

    30. «Администрация» - это:

    а) все работники организаций, предприятий и учреждений любой ведомственной принадлежности и формы собственности;

    б) органы или должностные лица, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность;

    в) руководитель предприятия (работодатель);

    г) ни один вариант не верен.

    8.2. Критерии оценки результатов тестирования

    90-100% правильных ответов – отлично

    75-89% правильных ответов – хорошо

    60-74% правильных ответов – удовлетворительно

    менее 74% правильных ответов – неудовлетворительно.

    Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра завершает изучение дисциплины.

    Подобный контроль помогает оценить совокупности знаний и умений, сформированности требуемых компетенций.

    Основной формой промежуточной аттестации для программ ВПО являются: зачет и экзамен; для программ СПО- контрольная работы.

    Форма промежуточного контроля: экзамен

    1.1. Примерные вопросы

      Понятие управления. Задачи и принципы управления.

      Школа научного управления (Ф.Тейлор).

      Школа административного управления (А.Файоль).

      Школа человеческих отношений (Э.Мэйо).

      Школа поведенческих наук (Д.МакГрегор).

      Синтетические подходы к управлению (системный, количественный, процессный, ситуационный).

      Система управления социальной работой.

      Уровни управления: федеральный, региональный, муниципальный.

      Субъекты и объекты управления социальной работой.

      Социальная служба как институциональная основа управления социальной работой. Виды социальных служб.

      Внешняя среда социальной организации. Анализ внешней среды: PEST-анализ, анализ 6 сил Портера.

      Внутренняя среда организации. SWOT-анализ.

      Миссия: сущность, значение.

      Цели социальной организации. SMART-характеристика целей. Требования к постановке целей.

      Разделение труда в организации. Специализация. Департаментизация. Масштаб управляемости.

      Линейная организационная структура: особенности, достоинства, недостатки.

      Функциональная организационная структура: особенности, достоинства, недостатки.

      Линейно-функциональная организационная структура: особенности, достоинства, недостатки.

      Штабная организационная структура: особенности, достоинства, недостатки.

      Дивизиональная организационная структура: особенности, достоинства, недостатки.

      Матричная организационная структура: особенности, достоинства, недостатки.

      Структуры в системе социальной работы.

      Управленческий цикл. Понятие и виды функций управления.

      Планирование в социальной работе.

      Программно-целевое управление: особенности и практика использования. Специфика и структура социальных программ.

      Организация деятельности. Права и ответственность работников. Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация управления.

      Мотивация труда специалистов социальной работы.

      Мотивы выбора профессии специалиста социальной работы.

      Методы стимулирования труда.

      Контроль и регулирование в социальной организации.

      Организационные методы управления – уставы, положения, распорядки дня, расписания.

      Экономические методы и возможности их использования в управлении социальной работой.

      Социальные, социально-психологические и психологические методы управления.

      Понятие управленческого решения. Этапы принятия управленческих решений. Уровни принятия решений.

      Коммуникации в организации. Понятие коммуникации. Процесс межличностной коммуникации. Коммуникационные сети и стили. Проблемы межличностных коммуникаций.

      Власть и влияние в организации. Основы и источники власти в организации. Лидерство и власть.

      Конфликты при осуществлении управления. Типы конфликтов. Уровни конфликтов. Структурные методы управления конфликтами.

      Новшество и нововведение. Уровни изменений в организации. Способы преодоления сопротивления нововведениям. Этапы внедрения нововведений.

      Понятие организационной культуры. Содержание организационной культуры. Управление организационной культурой.

      Эффективность управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы и пути ее повышения.

      Администрирование в системе социальной работы.

      Система управления персоналом в социальной организации.

      Профессиограмма специалистов социальной работы как результат профессиографии (описания профессии).

      Методы оценки труда специалистов социальной работы. Аттестация.

      Пути повышения профессиональной компетентности специалистов социальной работы и карьера.

      Организация труда в социальных учреждениях.

      Руководитель социальной организации: управленческие роли, требования к личности, особенности оценки эффективности труда.

    Факторы, влияющие на деятельность организации, делятся на два вида:

    Прямого воздействия;

    Косвенного воздействия.

    Факторы прямого воздействия:

    Поставщики. Данная группа оказывает непосредственное влияние на деятельность любой организации. С позиций системного подхода организация представляет механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями входов организации являются поступления всех видов ресурсов для обеспечения ее производственной (операционной) деятельности. Зависимость организации от поставщиков, обеспечивающих поступление указанных ресурсов из внешней среды для обеспечения деятельности организации, один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операционную деятельность организации и успешность этой деятельности.

    Анализ поставщиков направлен на выявление особенностей в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, энергетическими и информационными ресурсами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно, глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, для того, чтобы построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от уровня специализированности поставщика, величины стоимости для поставщика переключения на других клиентов, от степени специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов, концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами, важности для поставщика объема продаж.

    Трудовые ресурсы. В части трудовых ресурсов высокая конкуренция на рынке в ряде отраслей вынуждает искать способы снижения затрат на привлечение высококвалифицированной рабочей силы в странах, где она более дешевая. Примерами могут служить привлечение специалистов из стран СНГ для работы в развитых рыночных странах в области информационных технологий и производства программного продукта. В целом в сфере трудовых ресурсов выше других оцениваются два фактора: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри организации.

    Законы и учреждения государственного регулирования. Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Многие законы и государственные учреждения также влияют на организации. Наибольшее влияние оказывают налоговое законодательство, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование. Состояние законодательства в целом характеризуется его сложностью, подвижностью и в ряде случаев неопределенностью. Особенно это имеет место в переходной экономике. При этом государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции (Министерство финансов, Министерство внешних экономических связей, Таможенный комитет, Национальный банк и др.), а также принимают свои требования, имеющие силу закона (лицензии, надзор за качеством продуктов и медикаментов, охрана труда, экология и др.).

    Потребители. Представление о потребителе может быть составлено по следующим характеристикам: географическое местоположение; демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.); социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.); отношение потребителя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).

    Изучая потребителя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, потребитель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. В противном случае продавец должен стремиться заменить данного потребителя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила потребителя зависит также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции. Существует ряд факторов, определяющих торговую силу потребителя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К ним относятся: соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от потребителя; объем закупок, осуществляемых покупателем; уровень информированности потребителя; наличие замещающих продуктов; чувствительность потребителя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

    И другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

    К факторам микросреды фирмы относят: непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков («входа»); маркетинговых посредников фирмы по «входу» и «выходу» системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы и т.п.).

    Отсюда следует, чем выше конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой товаров. Упрощенная схема влияния факторов прямого воздействия на ее функционирование представлена

    Рассмотрение конкурентов, тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Это необходимо для того, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этой построить свою стратегию конкурентной борьбы.

    Субъектами конкурентной среды являются так же и те фирмы, которые могут войти на рынок или которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации. Важно учитывать эти особенности и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных конкурентов (углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции). Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если происходит вытеснение старого продукта, то вернуть его на рынок уже очень трудно. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

    Конкуренты организации являются внешним фактором, влияние которого невозможно оспаривать. Если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию невозможно долго продержаться на рынке. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности, можно продать и какую цену запросить. Они также могут вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал (инвестиции) и право использовать определенные технические нововведения. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители.

    Влиятельность и рост профсоюзов заставляет сегодня крупные компании вести переговоры с ними, а также рассматривать трудовые ресурсы как сложную переменную организацию. Отечественным предприятиям эту проблему также придется решать, но возможно несколько позже.

    Следующая группа факторы - это факторы прямого воздействия, которые принято соотносить с теми составляющими внешней среды, которые непосредственно воздействуют на компанию, способствуя повышения доходности и эффективности организации в процессе функциональной деятельности.

    Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия, поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, отношения с местным населением, международное окружение.

    Среда косвенного воздействия влияет на деятельность организации через следующую группу факторов:

    Технологию (уровень технологии с учетом достижений научно-технического прогресса). Рассматривая факторный анализ технологии, можно отметить, что они являются как фактором внутренней переменной организации, так и фактором внешней среды косвенного воздействия.

    Технологические нововведения, связанные с результатами НТП, влияют на эффективность производства и соответственно на ценовую и качественную конкурентоспособность производимой продукции, на темпы устаревания продукции (в том числе за счет сокращения жизненного цикла производимых продуктов).

    Скорость изменения технологии в последнее десятилетия возросла. Эта тенденция сохраняется, так как на земле сейчас живут больше ученных, чем раньше. Очевидно, что наукоемкие организации должны быстро реагировать на современные разработки и сами предлагать нововведения. Чтобы сохранить конкурентоспособность все организации должны творчески переосмысливать появление новых технологий, от которых зависит эффективность их деятельности.

    Состояние экономики. Состояние экономики в стране является важным фактором для деятельности организации. В том числе возможно как отрицательное, так и положительное влияние экономических факторов на деятельность конкретных организаций. Руководство организации должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях организации изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики в целом также влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и на способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Так же следует учесть, что состояние экономики страны может серьезно повлиять на возможности привлечения капитала для нужд организации. Важно учитывать, что одно и то же конкретное изменение в экономике может вызвать положительное влияние на одни и отрицательные влияния на другие организации. Если организация ведет хозяйственную деятельность в разных странах, то колебания курсов валют могут серьезно повлиять на ее финансовое положение.

    Социокультурные и политические факторы. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. От социальных факторов зависит и способы ведения своих дел организации. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов.

    Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:

    во многих странах до сих пор действует стереотип, дискриминирующий женщин при приеме их на работу; при продвижении по службе, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей; при производстве одежды и обуви многие организации используют честолюбие определенных слоев населения, готовых платить дороже за продукцию престижных фирм, - им кажется, что это способствует возрастанию их веса в обществе; представления основной массы населения о "культурном обслуживании" влияет на работу магазинов, кафе, ресторанов. В целях успешного функционирования организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.

    Политические факторы - настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

    Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение. Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и многое другое.

    Взаимоотношения с местными органами самоуправления. В управлении хозяйством административные органы обязаны учитывать в роли главного фактора склонности населения, его предпочтения к размещению и развитию определенных отраслей. Достижение согласия в этом вопросе вызывает к жизни дополнительные (автоматические) стимуляторы развития производительных сил территории и улучшение ее управляемости.

    Таким образом, факторы косвенного воздействия проявляют себя на основе «перехода» из косвенных в факторы прямого воздействия, или в виде «цепочки» причинно-следственных связей, влияющих на эффективность экономической деятельности компании в виде прибылей, формирования имиджа и числа приверженцев в товарах и услугах компании (аттракт- функции).

    А) Низкие прибыли предприятий

    Б) Низкий уровень доходов населения

    Д) Высокие налоги

    27. Равновесное состояние рыночной экономики поддерживается через :

    А) рыночный механизм

    Б) госрегулирование

    28. Источниками инвестиций являются:

    а) сбережения населения

    б) кредиты банков

    г) прибыль предприятий.

    29. Инвестиции в человеческий капитал включают:

    б) строительство больниц

    30. Структура инвестиций всегда соответствует:

    А) целям и задачам развития общества:

    31. Факторы, сдвигающие кривую совокупного спроса вправо:

    д) увеличение денежной массы в стране

    32. Для кейнсианского отрезка кривой совокупного предложения характерно:

    б) изменение объема ВНП при неизменных ценах

    33. Для классического отрезка кривой совокупного спроса характерно:

    г) изменение уровня цен при неизменном объеме ВНП

    Тема «Инфляция и безработица».

    Выберите из перечисленных вариантов те, которые характеризуют инфляционный рост цен.

    в) наблюдается процесс обесценивания денег, как результат переполнения каналов обращения денежной массой;

    2. Подавленная инфляция проявляется как:

    а) ухудшение качества товаров и услуг при стабильных ценах на них;

    в) развитие «черного рынка»;

    д) хронический дефицит товаров;

    3. Инфляция - это:

    А) Обесценивание денег

    Г) Рост цен

    4. Современная экономическая теория выделяет издержки инфляции, называемые «издержками стоптанных башмаков». К ним относятся:

    в) более частое посещение населением банковских институтов для снятия денег со счетов;

    5. Закон Оукена утверждает, что:

    В) ВНП влияет на уровень безработицы

    Г) Безработица влияет на размер ВНП

    6. Основной целью государственной антиинфляционной политики является:

    в) доведение инфляции до умеренного уровня;

    7. Под безработицей понимают:

    б) вынужденную незанятость;

    д) нарушение равновесия между спросом и предложением на рынке труда.

    8. К безработным относятся:

    Б) уволенные, но постоянно ищущие работу

    Д) молодежь, впервые ищущая работу

    9. Уровень безработицы (в %) определяется как отношение общей численности безработных к:

    а) трудоспособному населению

    10.При достижении полной занятости:

    Б) может существовать естественная безработица

    11. Отрицательные экономические последствия безработицы состоят в:

    б) отстаивании реального ВНП от потенциально возможного;

    г) недоиспользовании экономического потенциала общества;

    12. Зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП была выявлена и исследована:

    г) А. Оукеном;

    13. «Кривая Филлипса» демонстрирует взаимосвязь между уровнем:

    в) инфляции и безработицы;

    14. Что первично в развитии инфляции:

    а) Рост денежной массы

    15. Какое из определений наиболее полно отражает содержание инфляции:

    в) Обесценение денег, сопровождающееся потерей ими части своих функций

    д) Снижение покупательной способности денег при одновременном росте цен.

    16. Открытая инфляция характеризуется:

    а) Постоянным повышением цен

    в) Вымыванием из ассортимента дешевых товаров

    17. Выберите из нижеперечисленного меру борьбы с негативными последствиями безработицы:

    в) масштабное применение общественных работ, оплачиваемых за счет бюджета;

    18. Кривая Филлипса характеризует:

    В) Связь между темпами роста безработицы и инфляции

    19. В качестве показателя темпа инфляции в стране используется:

    в) Индекс потребительских цен

    в) Изменение среднего уровня цен

    21. Инфляция спроса возникает, когда :

    в) когда рост спроса нельзя удовлетворить за счет роста предложения из-за отсутствия резервов факторов производства

    22. Какая группа населения выигрывает от инфляции:

    в) Заемщики

    23. Механизмами открытой инфляции, обеспечивающими ее воспроизводство, являются:

    а) Механизм адаптивных инфляционных ожиданий

    в) Инфляция спроса

    г) Инфляция издержек

    24. Гиперинфляция возникает, когда ежегодный рост цен составляет :

    25. Последствиями инфляции для населения являются:

    а) Снижение жизненного уровня

    в) Потеря сбережений

    26. Антиинфляционная стратегия воздействует:

    в) На причины инфляции

    27. Антиинфляционная тактика предполагает:

    в) сокращение спроса без уменьшения предложения

    28. Кто из этих людей считается безработным:

    б) Кто просматривает газеты в поисках подходящей работы

    г) Кто уволен и 3 месяца ищет работу.

    29. Стагфляция - это :

    Б) Одновременный рост инфляции и безработицы

    30. Инфляцию спроса может вызвать:

    г) увеличение доходов стране при отстающем увеличении объема производства

    31. Американский экономист Артур Оукен показал зависимость между:

    г) изменением количества безработных и объемом ВНП

    32. Если всего населения 100 млн. чел., рабочей силы 50 млн., фактически работающих 47 млн., то безработица составит:

    33. Циклическая безработица также называется:

    г) безработицей недостаточного спроса

    Тема «Финансы и финансовая политика государства»

    a) Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

    b) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;

    2. Из перечисленных возможностей уменьшения налогового бремени определите законные:

    А) учет необлагаемого минимума объекта налогообложения

    Б) изъятие из обложения отдельных элементов объекта налога

    В) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц

    Е) использование определенных льгот по понижению налоговых ставок

    3. Основным источником формирования внебюджетных фондов (на примере пенсионного фонда) являются:

    б) Доходы юридических лиц

    в) Доходы физических лиц

    4.Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

    b) сумма расходов государства превышает сумму доходов

    5. Что нужно делать, если возник дефицит бюджета, и Вы не хотите негативных последствий для страны:

    В) Сократить государственные расходы

    Д) Улучшить систему сбора налогов, не меняя налоговых ставок.

    6. Правильно ли утверждение, что покрытие дефицита бюджета усиливает инфляцию в текущем периоде:

    б) Правильно только в определенных случаях в зависимости от способа покрытия дефицита

    7. Что может привести к дефициту госбюджета:

    а) высокие государственные расходы

    б) низкие налоговые ставки;

    в) рост безработицы

    г) низкие доходы населения

    8. Когда государство имеет дефицит бюджета, можно утверждать, что:

    b)возможно проведение государством любого типа фискальной политики

    9. Управление государственным долгом включает:

    а) эффективное использование средств заимствования

    в) поиск других средств уплаты

    10. Наиболее важным источником доходов федерального бюджета в рыночной экономике является:

    Г) Налог на добавленную стоимость

    11. Важнейшее направление расходов госбюджета (в процентном отношении к сумме расходов):

    а) Финансирование социальных программ

    12. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП через действие фискальной политики, оно может:

    a) снизить налоги;

    e) повысить государственные расходы

    13. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

    a) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

    14. Ежегодно балансируемый бюджет предполагает, что:

    а) доходы должны быть равны расходам

    15. Преимущество встроенных стабилизаторов в том, что они действуют:

    а) автоматически

    16. В фискальной политике работают мультипликаторы:

    а) Государственных расходов

    в) Сбалансированного бюджета

    г) Налоговый

    17. Рост налогов ведет:

    б) к уменьшению потребления и совокупного спроса

    18. К дискреционной фискальной политике относятся такие инструменты:

    а) государственные расходы

    б) изменение налоговых ставок

    19. Балансирование бюджета по циклу предполагает:

    Б) Равенство доходов и расходов в течение промышленного цикла

    20. Принципы налогообложения доходов:

    а) в зависимости от размеров дохода

    21. Фискальная политика - это:

    А). Политика манипулирования налогами и государственными расходами с целью поддержания равновесного ЧНП

    22. Кривая Лаффера показывает зависимость между налоговой ставкой и:

    Б) Размером прибыли предприятий (налогооблагаемой базой)

    23. Балансирование госбюджета методом "Функциональных финансов" предполагает:

    В) Балансирование структуры и повышение эффективноти национального хозяйства.

    24. Основным источником доходов госбюджета в рыночной экономике является:

    А) подоходный налог

    25. Прирост государственных расходов равный величине, полученный от увеличения налогов ведет к увеличению ЧНП. Это действие мультипликатора:

    Г) Сбалансированного бюджета

    26. Какие функции выполняют налоги:

    а). Фискальную

    б) Стимулирующую

    в) Социальную

    27. Снижение налоговой ставки на прибыль вызывает:

    А) увеличение бюджетного дефицита

    Б) повышение уровня выпуска продукции

    В) увеличение инвестиций

    28. Дискреционная фискальная политика предполагает:

    г) сознательное регулирование налогообложения и государственных расходов

    29. Увеличение госрасходов позволяет:

    г) увеличить объемы ВНП

    30. Мультипликатор налогов показывает:

    г) изменения в ВВП в связи с изменениями в налогах

    31. Увеличение налогов при прочих равных условиях ведет:

    б) сокращению располагаемых доходов населения

    Тема «Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства»

    Предположим, что каждый доллар, предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВНП составляет 2 млрд. долларов. Определите величину спроса на деньги для сделок.

    а) 0,5 млрд. долл.


    Похожая информация.