С чем это связано и как сделать так, чтобы Литва и Россия вновь стали ближе друг к другу - об этом шла речь в ходе дискуссии на портале DELFI с участием российского журналиста Константина Эггерта, обозревателя портала Рамунаса Богданаса.

Много ли у Литвы друзей в России?

"Друзья, конечно, есть. Друзья на уровне гражданского общества, это люди которые приезжают отдыхать, делают здесь бизнес, у кого в Литве есть старые или новоприобретенные друзья, но мне кажется, что в политических сферах друзей маловато. И не только у , но у стран Балтии, Центральной и Восточной Европы в целом, потому что матрица враждебности, которая появилась еще в девяностые годы никуда не ушла и сегодня оказывается очень удобной для российской власти, государственной пропаганды, создания образа западного врага, а Литва находится рядом - и это близкий западный враг. Но я не знаю, чтобы в России организовывали бы какие-либо мероприятия в связи с этой датой. Я об этом не слышал", - утверждал в ходе дискуссии российский журналист Константин Эггерт.

По мнению обозревателя DELFI Рамунаса Богданаса разница в общении с россиянами тогда, 25 лет назад, и сейчас заключается в том, что "тогда был один монстр, и была Россия, которая хотела стать демократической". "У руля этой России стояли люди, которые осознавали Россию частью европейской цивилизации и хотели вернуться туда, куда был закрыт доступ со времен большевистского переворота 1917 года", - говорил он.

По его словам, в тот момент россияне сознательно двигались в эту сторону, признали, что пакт Молотова-Риббентропа - событие из ряда вон выходящее, последствия которого не должны признаваться.

"И было очень четкое различие, что есть СССР, и что есть Россия", - добавил он. "Но демократическая Россия вынесла на верхушку господина Путина, который сейчас отрицает эту волну, и восхваляет то, что эта волна накрыла (СССР – DELFI)“, - подчеркнул Богданас.

"Более 50% россиян в течение последних десяти лет регулярно сожалеют о распаде СССР, - констатировал при этом К. Эггерт. - Важно, что те события сегодня в глазах российского общества приобрели совершенно другую окраску. Никакого ощущения, воспоминаний, какие демонстрации были в Москве в то время, о чем говорили тогда Ельцин, Бурбулис, Козырев. Этого практически не существует в общественном сознании".

По мнению Р.Богданаса это случилось потому, что "люди не понимали, что будут времена абсолютной небезопасности, дикий капитализм и т.д., что называли "лихими девяностыми", где слово "лихие" прикрыло все хорошее, что там было".

Эгидиюс Бичкаускас: нужно отказаться от воинственной политики

Работавший в те годы смены эпох в истории Литвы и России поверенным в делах Литвы в Москве Эгидиюс Бичкаускас в ходе дискуссии отметил, что "была радость того, что этого монстра (СССР) уже не будет, хотя это опасность возможной реституции все время пока я был в Москве была и история самой России уже это показала".

Комментируя характер нынешних отношений Литвы и России Э.Бичкаускас отметил, что "тут вина не только России, тут есть вина и других государств". "Мне кажется, что саму политику надо менять", - сказал он.

По его словам, за 25 лет недоверие между Литвой и Россией не исчезло и он видит способ, как от этого избавиться: "Первое, что нужно, это отказаться от воинственной политики, которая в крайнем случае ведет к военному конфликту, с другой стороны - это влияет на качество жизни как Литвы, так и России в глобальном плане".

"Снижать напряженность, конечно, нужно, - комментирует слова Э.Бичкаускаса К.Эггерт. - Но есть принципиальная проблема в восприятии ситуации со стороны Литвы и России. В Литве есть люди, которые говорят, что Россия - это страшный монстр, которого нужно опасаться. Есть люди, которые говорят о продвижении диалога и снятии напряженности. Самое интересное, что на эту тему есть реальная дискуссия. В России ситуация другая. Конфронтация с Западом вообще, НАТО в частности и в особенности со странами Балтии и - это один из ключевых моментов не только внешней политики, но и внутренней".

"Там это не тема для дискуссии", - добавляет Богданас.

"Да, потому что противостояние Западу, "обнаглевшим марионеткам Вашингтона" - это форма внутренней легитимации политического режима в России, - полагает российский журналист. - Без этой конфронтации непонятно, что будет делать в России политический режим, поскольку это основа, на которой базируется легитимность Кремля в глазах людей".

"Диалог лучше войны, это правильно. Но диалог - это не монолог. Диалог подразумевает две стороны, которые желают говорить", - отмечает Богданас.

По мнению К.Эггерта, часть политического класса России не понимает, что "разговор с Балтийскими странами возможен, но придется признать одну вещь - это не марионетки Вашингтона, а партнеры, страны со своими интересами".

"Но восприятие стран Центральной и Восточной Европы как стран абсолютно несамостоятельных укоренились и, во-вторых, это очень удобно, поскольку заморозка отношений является главным элементом всей существующей политической структуры в России", - утверждал К. Эггерт.

Кроме того, участники дискуссии согласились, что аннексия Россией Крыма, и российско-украинский конфликт во многих странах спровоцировали серьезную волну неприятных исторических воспоминаний, которая существует на уровне национального сознания. Поэтому, даже если изменить риторику, эта тема поведения России и связанные с этим опасения никуда не денутся.

"Но если снова вернуться к Катыни, депортациям, Молотову-Риббентропу, то вы возвращаетесь к теме "в чем суть российской власти". А главная идея, которая сейчас проводится для российских граждан - власть всегда права", - говорит российский журналист.

"Кажется, что сильная власть - гарант стабильности и получается, что крупные игроки Запада до сих пор за стабильность, но они видят в России врага стабильности, поскольку она своими действиями в Крыму и Украине подрывает эту стабильность. А поддерживать этот очаг нестабильности - против интересов Европы", - добавил Богданас.

Линкявичюс: праздновать вместе аннексию Крыма мы не будем

Невозможно забыть и недооценить ту поддержку, которую россияне, представители демократических сил оказали Литве в 1991 году, сказал в ходе включения в дискуссию глава МИД . Однако нынешние отношения между странами остаются напряженными.

По поводу 25-летия восстановления отношений он сказал следующее: "Есть некоторые основополагающие исторические моменты, которых нельзя забыть, нельзя недооценить. Это начало нашей независимости. И как раз 29 июля 1991 года - это краеугольный момент, подписание договора о межгосударственных отношениях, когда утверждаются принципы добрососедства и самое главное - признание независимости“.

По его словам, подписание упомянутого договора было началом очень дружественных отношений с Российской Федерацией. "Мы помним, насколько большой была помощь демократических сил Литовскому государству. И после январских событий (1991 года - DELFI) мы всегда отмечаем трагические моменты этих дней, но, наверное, плохо, что мы не всегда вспоминаем большую поддержку российских демократов - сотни тысяч людей вышли на улицы Москвы и Петербурга", - напомнил министр.

Эта помощь была так нужна в тот момент, что Литва никогда этого не забудет: "По сути дела, мы и сейчас об этом не забываем, поскольку уже третий год подряд будет проводиться форум России в Литве, куда приедут интеллектуалы, писатели, поэты, политики, оппозиция в том числе - свободные люди в свободной дискуссии мы будем обсуждать, как нам вместе жить в Европе, поскольку мы же соседи, мы живем в Европе и нам небезразлично, как она будет выглядеть, несмотря на то, в каких организациях мы состоим". На эти аспекты, уверен Л.Линкявичюс, нужно смотреть реалистично, поскольку за прошедшие с подписания договора четверть века в отношениях между странами было всякое. Назвать сегодня общение Литвы и России нормальным трудно, однако, "даже несмотря на напряженную политическую ситуацию (торговля с РФ упала почти на 30%), Россия остается партнером номер один".

"Наш товарооборот с Россией - свыше 7 млрд. евро, как импорт, так и экспорт. Так что связи очень тесные. (…) Важно упомянуть подписанный в 1997 году договор о государственной границе (как мы знаем, не всем так легко дается все это), он ратифицирован. В следующем году, я думаю, мы закончим демаркацию", - перечислял глава МИД позитивные моменты в отношениях с Россией.

Однако, говоря о них, он также отметил, что есть и напряженность: "Мы никогда не будем нагнетать этой напряженности, но будем придерживаться принципов, когда ущемляются права человека, государств, перекраиваются в XXI веке европейские границы. Согласитесь, это не мелочь. Это не что-то такое, на что можно закрыть глаза и не обращать внимания. И это происходит на нашем континенте, в XXI веке, по соседству с нами. Это, конечно, усугубляет ситуацию. И праздновать вместе аннексию Крыма мы не будем. Праздновать аннексию Абхазии и Южной Осетии мы тоже не будем. Мы не будем ничего праздновать вместе, когда нарушаются права граждан, человека. Но мы всегда будем вместе в дискуссии с демократическими силами. Я надеюсь, в будущем и Россия станет государством, состоящем в Европе не только географически, но и по другим принципам и критериям". Являясь соседом России, хоть и небольшим по величине и экономическому потенциалу государством, Литва хотела бы двигаться в отношениях с россиянами в позитивном направлении", - отметил в интервью DELFI министр.

"И в будущем, я надеюсь, так будет. За четверть века было много всего, последующие годы покажут, какой вектор будет преобладать. Я все-таки надеюсь, что это будет позитивный вектор, который найдет силу для появления хотя бы в перспективе. Пока, к сожалению, мы не видим большого прогресса", - заметил Л.Линкявичюс.

Он также подчеркнул, что Литва спрашивает и с себя, "что мы еще можем сделать, как поступить".

"Выбор тут очень простой: или закрыть глаза и не обращать внимания на все, что происходит, или все-таки пытаться, надеяться и стремиться к тому, чтобы отношения не только между Литвой и Россией, но и между ЕС и Россией, нашими регионами налаживались. Мы хотим этого и не видим проблем в том, что у нас есть соседи. Иногда спрашивают: как вы относитесь к проблеме ? Это не проблема, это возможность (...). И эти связи могут служить окном для контактов между Литвой и Россией, ЕС и Россией. Но нужно это использовать не как плацдарм для нагнетания военной мощи, как это происходит сейчас, а как плацдарм для экономических и культурных связей. Но сейчас выбран другой вектор и опять же он выбран не нами. Грустно, что так происходит, но все-таки давайте будем оптимистами и надеяться на лучшее будущее".

Что делать, чтобы связи не прерывались?

В первой половине XIII в. на территории по нижнему течению Западной Двины, по Неману, в области Нижней Вислы и по берегам Балтийского моря возникло Литовское государство. Со временем в его состав была включена значительная часть русских земель, входивших в состав Киевской Руси. К концу XIV в. власть Литвы распространялась на территорию Белоруссии, Брянскую, Киевскую, Черниговскую, Северскую, Подольскую земли. В 1395 г. литовцами был захвачен Смоленск.

Литву и Русь сближали давние и многосторонние связи. Большинство феодальной знати Литвы было русского происхождения. Многие литовцы, в том числе и князья, были православными и женаты на русских княжнах. Присоединение уделов русских князей к Литовскому государству освобождало их от подчинения Орде, поэтому в XIV в. многие русские князья признают свою вассальную зависимость от Литвы.

Отношения между Литвой и Московским княжеством носили сложный характер. В 1368 и 1370 гг. литовский князь Ольгерд совершил два похода на Москву, но не сумел взять каменных стен Кремля. Наиболее тесными русско-литовские связи были в княжение Витовта. Он был православным и женат на дочери тверского князя. Опираясь на союз с московским князем Василием I, который был закреплен женитьбой последнего на дочери Витовта Софье, он вел борьбу за независимость Литвы от Польши. Эта зависимость возникла в результате заключения в 1385 г. Кревской унии, условием которой было объединение Польского и Литовского государств в результате заключения брака между литовским князем Ягайлом и польской королевой Ядвигой. Одним из условий этого союза было провозглашение католицизма государственной религией. Витовту удалось временно отстоять независимость Литвы. Несмотря на двухлетнюю войну между Витовтом и Василием I из-за Пскова, в целом отношения между Московским княжеством и Литвой в этот период носилимирный характер. Князь Витовт стал опекуном малолетнего сына Василия II, приходившегося Витовту внуком. Разразившаяся после смерти Витовта в 1430 г. феодальная война привела к тому, что с 1440 г. литовский великокняжеский престол занимают потомки Ягайла, бывшие одновременно и королями Польши. Рост польского влияния и насаждение католицизма привели к переходу вассальных русских княжеств под покровительство окрепшего московского государства. Особенно часто эти переходы стали совершаться в конце XV - начале XVI вв. Приняв в конце XV в. титул великого князя "всея Руси", Иван III недвусмысленно дал понять, что конечной целью Москвы является объединение всех русских земель, входивших ранее в состав Киевской державы.

Переход русских князей под покровительство Москвы вызвал военные столкновения между Литвой и Русским государством. В 1494 г. между Великим княжеством Литовским и Москвой был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Продолжавшийся переход мелких русских владетелей на службу к московскому князю вызвал еще две войны 1500-1503 и 1507-1508 гг. В результате к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль - всего 25 городов и 70 волостей. В заключенном в 1508 г. "вечном мире" Литовское правительство признало права России на эти земли.


Политика возвращения русских земель была продолжена преемником Ивана III Василием III. В 1514 г. был возвращен Смоленск.

В конце XV в. Российское государство вновь активно включается в европейскую международную политику. Священная Римская империя и ее союзники пытались вовлечь Россию в сферу имперской политики и направить ее силы для борьбы с Турцией, представлявшей в это время значительную угрозу для государств центральной и южной Европы. Однако Россия проводила в отношении Турции и Крыма самостоятельную политику, отвергая попытки возложить на Московское государство основную тяжесть борьбы с Османской империей.

Существует целый ряд факторов, определяющих активное экономическое взаимодействие России и Литвы . Среди них - сам факт наличия общей границы между двумя странами, зависимость России от инфраструктуры Литвы в связи с изолированным положением Калининградской области. Также следует обратить внимание на характер литовской экономики и заданные им особенности. Прежде всего, это небольшой размер страны, который вынуждает поддерживать хозяйственные связи с возможно большим числом соседей, поскольку масштабы внутреннего рынка не позволяют достичь высокого уровня самообеспеченности необходимой продукцией. Недостаточная ресурсообеспеченность и незавершенность присоединения к единой энергетической инфраструктуре ЕС предопределяют необходимость поставок с востока. Кроме того, факт пребывания и формирования в его рамках системы экономической взаимозависимости регионов способствует сохранению контактов между двумя странами.

Несмотря на сохраняющуюся напряженность в отношениях России и Литвы, экономические связи между двумя странами по-прежнему интенсивны. Россия является главным внешнеторговым партнером Литвы, занимая первое место по объему экспорта и импорта, хотя доля России по этим показателям в последний период времени заметно снизилась [Таблица 1], что обусловлено присоединением Литвы к антироссийским санкциям и ответным эмбарго, распространяющимся на ряд наименований литовской продукции. В то же время доля во внешнеторговом обороте России в I квартале 2017 г. составила всего 0,57% (36 место): доля Литвы в экспорте составила 0,77% (30 место), а в импорте - 0,2% (56 место). Показатели аналогичного периода 2016 г. составляют 0,67% (29 место), 0,93% (23 место), 0,23% (54 место) соответственно .

Таблица 1. Место России в экспорте и импорте Литвы, % (рассчитано по источнику )

В абсолютных значениях экспорт Литвы в Россию в 2016 г. составил 3354 млн. долл., а импорт из России - 3939,1 млн. долл., по сравнению с предыдущим годом данные показатели сократились на 2,9% и 13,5% соответственно. На первый взгляд, данные цифры позволяют судить о том, что в экспортно-импортных отношениях Россия и Литва выступают примерно «на равных». Однако такие показатели объясняются особенностями литовской статистики, учитывающей реэкспортные операции. Данный факт приобретает особое значение в связи с тем, что доля товаров собственно литовского происхождения во взаимной торговле в 2016 г. составила всего 8,9%. В связи с этим Литва испытывает хронический дефицит торгового баланса в торговле с Россией: в 2016 г. он составил 2051,6 млн. долл.; объем российского импорта почти в 6 раз превышает объем литовского экспорта. С учетом реэкспорта отрицательное сальдо принимает не столь большое значение в 585 млн. долл. [Таблица 2]

Украинский кризис, присоединение Литвы к и ответное эмбарго со стороны России, распространяющееся на ряд категорий товаров, а также изменения конъюнктуры на мировом рынке энергоресурсов привели к значительному падению объемов товарооборота между странами (если рассматривать продукцию, произведенную на их территории). В 2016 г. данный показатель сократился в 2,47 раз по сравнению с 2013 г. и составил 2878,9 млн. долл. против 7119,6 млн. долл. в 2013 г.[Таблица 2] К началу 2016 г., когда темпы падения несколько замедлились, поставки отдельных категорий литовских товаров сократились практически до нуля: мясная продукция перестала экспортироваться, продажи молока и молочных продуктов уменьшились на 94,3%, электромашин, оборудования - на 82,1%. Уменьшение объемов российского импорта во многом обусловлено падением цен на углеводороды (одинаковое или даже более значительное количество ресурсов торгуется по более низкой цене), а также диверсификацией поставок энергоносителей, осуществляемой в Литве.

Какова товарная структура российско-литовской торговли? По данным за I квартал 2017 г., Литва экспортирует в Россию продукцию машиностроения (27,75%), химической промышленности (20%), продовольствие и с/х сырье (19,78%), продукцию металлообрабатывающей отрасли (8,32%), текстиль и обувь (6,77%), продукцию деревообрабатывающей промышленности (6,14%). Среди отдельных товарных групп экспортируемой из Литвы продукции (в рамках приведенной выше статистики) продукции отдельно следует выделить поставки энергетического оборудования (17,17%), напитков (10,1%), пластмассы и пластмассовых изделий (8,11%), электрооборудования (5,04%), мебели (4,82%). Структура импорта из России характеризуется малой диверсификацией и низкой степенью обработки: углеводороды (71,63%), продукция химической промышленности (10,61%), металлообработки (6,33%), машиностроения (3,34%), продовольствие (3,34%), продукция деревообрабатывающей промышленности (3,1%). Доминирование ресурсной составляющей в российских поставках во многом обусловило падение объемов товарооборота (в денежном выражении).

Имеется ряд факторов, благоприятствующих развитию двусторонних торговых отношений и обусловливающих такую товарную структуру поставок. Их можно разделить на «психологическую» и «географическую» группы. К первой относятся многолетний опыт взаимодействия, как в советский, так и в постсоветский период (особенно велико было значение связей с Россией в первые годы после обретения независимости, когда вливание Литвы в евроатлантические структуры только начиналось); традиционно высокая репутация литовских товаров, берущая свое начало во времена СССР; повышенное внимание российских потребителей к импортным товарам по сравнению с отечественными (на этом фоне страны Балтии выгодно отличаются от более развитых стран-поставщиков, так как их товары несколько дешевле); отсутствие языкового барьера для взаимодействия, поскольку многие литовцы знают русский язык. К «географической» группе можно отнести фактор приграничного положения, а также сложившуюся в советскую времена модель размещения промышленных производств: в прибалтийских республиках традиционно строились предприятия, не отличающиеся ресурсоемкостью (легкой промышленности), а также рассчитанные на переработку ресурсов, поставляемых из внутренних районов СССР с целью поставок готовой продукции обратно и за рубеж (с учетом этого был построен в Мажейкяй, а также аналогичные НПЗ в белорусских Новополоцке и Мозыре). Негативное влияние на связи между странами оказывает продолжающийся кризис в отношениях между Россией и странами Запада, в стане которых находится Литва.

Инвестиционное сотрудничество между Литвой и Россией находится на довольно низком уровне. По состоянию на конец 2016 г., объем накопленных прямых российских инвестиций, поступивших в экономику Литвы, составил 273,48 млн. евро, или 1,96% от всех средств, вложенных в страну; Россия - 15 по значимости инвестор для Литвы. Накопленные прямые инвестиции Литвы в Россию на тот же период достигли 109,64 млн. евро, или 4,3% от всех средств, вложенных за рубежом; это 6 по значимости направление вложения капитала для Литвы [рассчитано на основе источника 11]. В свою очередь, для России Литва - 45 партнер по объему исходящих прямых инвестиций (0,1%) и 42 партнер по объему входящих прямых инвестиций (0,04%) [рассчитано на основе источника 3].

Интенсивность инвестиционных контактов также демонстрирует отрицательную динамику. Так, объем накопленных прямых инвестиций России в Литве к концу 2016 г. сократился на 89,36% по сравнению с 2013 г. - налицо резкий отток капитала. Подобная тенденция во многом обусловлена сокращением инвестиционных возможностей российских компаний, а также действиями литовских властей по недопущению чрезмерной концентрации российского капитала. Пик падения пришелся на II квартал 2015 г., когда ПИИ России составили 184,82 млн. евро, что позволяет говорить о том, что в настоящий момент объемы направляемых в Литву российских вложений постепенно возрастают. Что касается литовских инвестиций в Россию, то их объем на конец 2016 г. составил 107,27 млн. евро, что превышает показатель 2013 г. (65,98 млн. евро) .

Охарактеризовав общие показатели экономического взаимодействия, следует обратиться к рассмотрению узловых вопросов российско-литовских экономических отношений. Прежде всего, это проблема «энергетического империализма» , и вытекающее из нее стремление литовского руководства к диверсификации поставок энергоносителей. В частности, вплоть до 2014 г. «Газпром» был монополистом в части обеспечения страны природным газом. При этом закупочные цены находились на самом высоком в Европе уровне - 465 долл. за 1 тыс. м 3. Однако в октябре 2014 г. в Клайпеде начал работу плавучий регазификационный терминал сжиженного природного газа (СПГ) «Independence», арендованный у Норвегии, что позволило начать поставки из этой страны . В 2017 г. прибыл первый танкер с СПГ из США. Результаты принятых мер неоднозначны. С одной стороны, Литва добилась ликвидации монопольного положения «Газпрома»: в 2016 г. страна закупила 898 млн. м 3 российского газа, остальная часть была получена через терминал СПГ (ежегодное потребление составило 2,3 млрд. м 3 ). В 2014 г. «Газпром» снизил цену до 370 долл. за 1 тыс. м 3 . С другой стороны, существует ряд проблем. Так, трубопроводный газ по-прежнему дешевле, чем доставляемый морем СПГ, разница составляет 20 - 30%. В 2016 г. закупки у Норвегии осуществлялись по цене 250 долл., тогда как российский газ торговался менее, чем за 200 долл. Значительных затрат потребовало строительство инфраструктуры для поставок СПГ (101 млн. евро), а также аренда терминала (68,9 млн. евро ежегодно). Кроме того, мощность данного объекта составляет 4 млрд. м 3 газа в год, что почти в 2 раза превышает потребности страны. Предполагалось, что Клайпеда станет региональным газораспределительным хабом, осуществляющим снабжение других стран Балтии, однако они не заинтересованы в более дорогом газе, а также не желают нести расходы на интеграцию собственной газораспределительной инфраструктуры с литовской . Для реализации СПГ принят ряд законодательных мер, обязывающих энергетические организации закупать определенное количество газа, поставляемого в Клайпеду. По некоторым оценкам, розничные цены на газ в Литве на 30% превышают таковые в Польше, которая за счет российских поставок удовлетворяет до 75% своих потребностей в этом ресурсе . Кроме того, в целях преодоления зависимости от внерегиональных поставщиков планируется строительство газопровода GIPL (Gas Interconnection Poland - Lithuania), который позволит странам Балтии получить доступ к единой трубопроводной системе ЕС. В области электроэнергетики планируется выход из энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия - Россия - Эстония - Латвия - Литва) и синхронизация с электроэнергетической системой ЕС. В целом, представляется, что действия Литвы в этой сфере являются противоречивой (хотя и отчасти оправданной) мерой по укреплению энергетической безопасности.

Другой «болевой точкой» отношений в сфере энергетики является реализация Литвой «третьего энергетического пакета ЕС» в части введения ограничений на владение и эксплуатацию энерготранспортных и энергораспределительных систем для вертикально интегрированных предприятий. Литва имплементирует данные меры в наиболее жестком формате, который запрещает поставщикам ресурсов владеть сетями по их транспортировке. В связи с этим "Газпром» был вынужден продать свою долю акций (37,1%) в литовских газовых компаниях “Lietuvos dujos” и “Amber Grid”.

Традиционным элементом взаимодействия Литвы и России являются транспортные операции, а именно - использование литовской железнодорожной сети и Клайпедского морского порта для вывоза российских экспортных грузов, а также обеспечение транспортного сообщения с Калининградской областью. Однако следует отметить, что российско-литовские отношения в этой сфере не обладают основополагающим значением. В отличие от Латвии и Эстонии, Литва относительно мало зависима от объемов российского транзита: так, во втором квартале 2017 г. доля России в грузообороте железных дорог Литвы достигла лишь 17,1%, тогда как Белоруссии - 65,6%.

Казалось бы, проводимые российской стороной мероприятия по переводу транзитных потоков во вновь возводимые и реконструируемые порты Ленинградской области (Усть-Луга, Высоцк, Приморск) должны были привести к резкому падению объемов грузов, переваливаемых через Литву. Однако тесное транспортное взаимодействие с Белоруссией способствует тому, что грузооборот Клайпедского порта не демонстрирует устойчивой тенденции к снижению, как это происходит в случае с Латвией и Эстонией. Более того - Клайпеда превратилась в крупнейший грузоперевалочный хаб стран Балтии, обойдя традиционных лидеров - порты Риги и Таллина; в 2016 г. грузооборот вырос на 4,2% [Таблица 3]. По некоторым оценкам, деятельность Клайпедского порта генерирует до 7% ВВП Литвы .

Порт

Грузооборот

Изменение,

Изменение, тыс. т.

Всего :

368 537,6

367 733,2

-0 ,2

Усть-Луга

Приморск

Санкт-Петербург

Клайпеда

38 507,1

40 138,6

+ 4,2

+ 1 631,5

Бутинге

Вентспилс

Таблица 3. Грузооборот крупнейших портов восточного побережья Балтийского моря в 2015 - 2016 гг., тыс. т.

Однако следует выделить ряд факторов, потенциально способных нивелировать транзитные преимущества Литвы. Значительную часть грузов, переваливаемых в Клайпеде, составляют нефтепродукты (27,8% в 2016 г.), произведенные из российской нефти. Перебои со снабжением сырьем белорусских НПЗ способны нанести ущерб и Литве. В 2017 г. возникла ситуация, подтверждающая эту зависимость: из-за сокращения поставок нефти в Белоруссию вследствие отсутствия консенсуса по поводу цен на российские углеводороды количество наливных грузов, проходящих через Клайпеду, в январе-мае 2017 г. сократилось на 17,4% . Сохраняющаяся напряженность в отношениях с Литвой побуждает российские власти предпринимать меры по переориентации белорусских транзитных потоков на порты Ленинградской области с тем, чтобы лишить страны Балтии транзитного дохода. 16 августа 2017 г. В. Путин заявил, что поставки нефти в Белоруссию должны увязываться с вывозом готовой продукции через территорию России. В том же году скидка на перевозку белорусских нефтепродуктов по сети РЖД была увеличена с 25% до 50%. Тем не менее, представляется, что Минск продолжит активно пользоваться логистической инфраструктурой Литвы. Прежде всего, расстояние между белорусскими грузоотправителями и Клайпедой меньше, чем между ними и российскими портами на Балтике. Белоруссия осуществляла крупные инвестиции в портовые мощности стран Балтии; кроме того, перевозки осуществляются в рамках долгосрочных контрактов. Не следует упускать из виду и тот факт, что в интересах Минска как можно более диверсифицировать маршруты, предоставляющие выход к морю. Можно утверждать, что курс на лишение Литвы белорусского транзита вряд ли будет реализован в полной мере.

В настоящее время российской стороной планируются меры по преодолению зависимости Калининградского эксклава от транзита через территорию Литвы. Предполагается введение в строй трех крупных морских паромов, которые будут осуществлять перевозки ж/д вагонов, грузов и пассажиров по маршруту Усть-Луга - Балтийск, что позволит уменьшить экономические издержки и политические риски для снабжения региона. Думается, данный проект можно также интерпретировать как попытку добиться уменьшения литовских транзитных тарифов.

Каковы перспективные сферы экономического взаимодействия России и Литвы? Географическое положение позволяет Литве стать перевалочным пунктом для восточноазиатских транзитных грузов, перевозимых по трансконтинентальным железнодорожным маршрутам через Россию, Казахстан и Белоруссию в направлении Западной Европы. Ведущим проектом в этой области является продвигаемая Китаем стратегия «Экономический пояс Шелкового пути», которая предусматривает использование инфраструктуры в том числе и портов восточного побережья Балтийского моря. К преимуществу Литвы в этой сфере можно отнести принадлежность к Пространству - 1520 (т. е. железнодорожную колею шириной 1520 мм., характерную для постсоветского пространства), что облегчает вагонообмен с восточными соседями. Однако низкий уровень отношений с Россией делает активное участие Литвы в трансазиатских перевозках маловероятным - Москва будет пытаться не допустить превращения портов стран Балтии в опорные пункты западной части трансконтинентальных маршрутов.

Большой потенциал сотрудничества лежит в туристической сфере: Литва традиционно привлекает значительное количество отдыхающих из России; для интенсификации подобных связей необходимо облегчение визового режима. К сожалению, последние годы ознаменовались резким сокращением потока туристов из России: если в 2013 г. россияне занимали первенство по количеству прибытий в гостиничные учреждения (243,6 тыс.), то в 2016 г. данный показатель уменьшился до 150,6 тыс., или сократился на 59,4% (туристы из России теперь занимают лишь третье место по количеству прибытий). В сфере приграничного сотрудничества Россия и Литва (а также ряд других стран) взаимодействуют в рамках еврорегионов «Балтика», «Сауле», «Нямунас - Немен - Неман», «Шешуте», хотя интенсивность подобного сотрудничества на данный момент невелика, что объясняется напряженностью в отношениях России и ЕС. Однако фактор географического положения Калининградского эксклава, граничащего с Литвой и Польшей, позволяет надеяться на то, что в будущем связи подобного рода будут развиваться.

Выводы

1. Начиная с 2013 г. интенсивность литовско-российских экономических связей демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению, что проявляется в ряде сфер: сокращаются объемы взаимного товарооборота, наблюдается снижение инвестиционной активности, уменьшается количество прибытий российских туристов, стороны ищут пути преодоления взаимозависимости. Сохраняющееся взаимодействие осуществляется «по инерции», хотя и играет решающую роль для Литвы.

2. Те или иные меры Москвы и Вильнюса в отношении друг друга обусловлены не столько экономическими, сколько политическими мотивами; при этом сворачивание хозяйственных связей происходит на фоне традиционной напряженности между Россией и Литвой, осложненной общим ухудшением отношений между Россией и странами Запада.

3. Причины падения объемов взаимного товарооборота обусловлены как политической конфронтацией (присоединение Литвы к антироссийским санкциям и введение ответного эмбарго со стороны России), так и колебаниями цен на энергоносители.

4. Начавшийся после обретения независимости процесс политического обособления Литвы от стран, образовавшихся на месте СССР, к настоящему моменту перешел в экономическую плоскость, выражаясь в действиях по разрыву сложившихся инфраструктурных связей. В то же время принятие тех или иных мер включает элементы «торга», т. е. попытки добиться более благоприятных условий для осуществления прежнего формата взаимодействия.

5. Несмотря на уменьшение интенсивности двусторонних экономических отношений, существует ряд факторов, который определяет их сохранение и в дальнейшем. Главными среди них являются факторы приграничного положения и сложившейся территориальной структуры размещения производственных комплексов, а также разности ресурсных потенциалов.

6. Оценка издержек, возникающих вследствие действий по демонтажу традиционных хозяйственных связей затруднительна, так как стороны предпочитают не акцентировать внимание на экономических аспектах политического противостояния.

Чумаков Михаил, III курс факультета Международных отношений МГИМО

ВИЛЬНЮС, 10 фев — Sputnik. Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Литве Александр Удальцов в эксклюзивном интервью дал оценку отношениям между Россией и Литвой на современном этапе.

— Александр Иванович, прежде всего, позвольте поздравить вас с профессиональным праздником — Днем дипломатического работника Российской Федерации — и пожелать успехов в работе.

Вы представляете Россию в Литве — исходя из личного опыта, какова специфика работы в этой стране?

— Спасибо за поздравление! Для меня это не только профессиональный праздник: я работаю в системе Министерства иностранных дел России более 40 лет, к тому же я потомственный дипломат, так что для меня это еще и семейный праздник.

Что касается специфики работы здесь и отношений между Россией и Литвой.

Во-первых, Литва — соседняя страна, что очень важно для России, как вы понимаете. Образно говоря, Литва является мостом, который связывает нас с Калининградской областью, субъектом Российской Федерации. Через Литву движутся пассажиры в область и обратно в Россию, проходит грузовой поток, осуществляется энерго- и газоснабжение Калининградской области.

Во-вторых, в Литве проживают наши соотечественники — они составляют почти 5% населения страны. Правда, это значительно меньше, чем в Латвии и Эстонии, но, тем не менее, русская диаспора в Литве тоже очень важна. Нас, представителей Посольства РФ, заботит их правовое положение, возможности обучения здесь на русском языке и многие другие вопросы. Взаимоотношения с диаспорой — одна из наших приоритетных задач.

И наконец, еще одна особенность: отношения между Литвой и Россией находятся сейчас в кризисном состоянии, причем не по вине российской стороны. Такая ситуация, конечно, нас не устраивает. Она не отвечает долгосрочным интересам народов наших стран, и, думаю, к такому же выводу придут со временем наши литовские партнеры.

— Дипломатические связи России и Литвы были установлены 25 лет назад, осенью 1991 года. Как бы вы охарактеризовали отношения между двумя странами сегодня, спустя четверть века посте открытия диппредставительств? Только ли кризис?

— За четверть века дипломатические отношения между двумя странами прошли разные этапы — и подъема, и развития, особенно на первых порах, потом были спады, и сейчас, уже третий год подряд, я повторюсь, они находятся в кризисном состоянии. Причем на различных направлениях — у нас фактически свернут политический диалог, преобладают негативные явления в экономических связях.

Для примера, в 2011 году товарооборот между Россией и Литвой составлял 7 миллиардов долларов. Начиная с 2014 года, он начал резко снижаться и в 2015 году уменьшился на 40%; по предварительным данным, в январе-октябре 2016 года товарооборот между двумя странами сократился еще на 18,5% и составил 2,3 миллиарда долларов.

При этом Россия по-прежнему остается главным торгово-экономическим партнером Литвы — думаю, ненадолго, ведь темпы падения существенны.

Таким образом, я вынужден констатировать, что 25-летие установления дипломатических связей мы встречаем в неблагополучной ситуации.

— Литва как участница НАТО обязалась довести свои военные расходы до 2,5% ВВП, причем в ближайшие годы. Курс на милитаризацию взят страной давно и приобрел зримые очертания. Уже сегодня страна тратит большие суммы на закупку вооружений, проводит у себя международные военные учения и принимает на постой международный батальон НАТО.

Какова позиция России по этому вопросу, в том числе относительно постоянной ротации войск Североатлантического альянса в Литве?

— Мы очень внимательно наблюдаем за наращиванием группировки объединенных вооруженных сил НАТО в Восточной Европе и Литве, разумеется, тоже.

Свои действия по увеличению вооружений Альянс обосновывает надуманным, по нашему мнению, предлогом защиты государств — членов НАТО от возможной российской агрессии, и цель эта декларируется на всех уровнях.

Так называемые ротации воинских контингентов государств Альянса, которые проводятся якобы для повышения интенсивности совместных учений и эффективного сдерживания Москвы, воспринимаются нами как способ обойти ранее достигнутые договоренности о неразмещении дополнительных военных объектов блока вблизи российских границ.

Как известно, за последние годы Альянс разместил по весьма большому периметру вокруг России уже сотни военных баз. Фактическое увеличение численности группировки НАТО в соседних с РФ странах за счет постоянной смены контингентов и отсутствие конструктивного диалога с нами вынуждает Россию принимать ответные серьезные шаги.

В том числе нами было принято решение разместить новые воинские подразделения на западе России — я говорю о трех дивизиях, которые были созданы в 2016 году. Кроме того, Калининградская область была оснащена современными вооружениями.

Я обратил внимание на опросы граждан Литвы относительно размещения батальонов НАТО и вообще всего процесса милитаризации, который идет в стране.

Большинство литовцев довольны происходящим. Но понимают ли граждане, что в случае передислокации в Литву новых подразделений НАТО, обострения отношений Альянса с некими "врагами" их страна может стать театром военных действий? В этой ситуации размещенные на территории Литвы воинские подразделения Альянса станут приоритетными целями для российских вооруженных сил.

Мне бы очень хотелось, чтобы жители Литвы хорошо понимали опасные последствия этих решений и учитывали, что размещение контингентов НАТО на территории в том числе Литвы — это никак не обеспечение безопасности, а наоборот, шаг для обострения обстановки в регионе и Европе в целом.

— Общественность двух стран, России и Литвы, внимательно следит за развитием ситуации, связанной со строительством Литвой забора на границе с Калининградской областью. По мнению премьер-министра Литвы, эта мера позволит стране . Но не успели литовские экономисты подсчитать стоимость проекта, как из парламента страны раздались голоса, что Калининград следует целиком передать Европе.

Какова ваша оценка происходящего?

— К сожалению, "заборостроительная лихорадка", назовем это явление так, не обошла стороной Литву, и страна тоже включилась в процесс. Я не знаю, какую цель реально преследуют разработчики этого плана. Если говорить об экономической безопасности, то она не заборами обеспечивается, а достигается совсем по-другому. Россия, кстати, может теснее взаимодействовать с Литвой в вопросах пресечения террористических угроз, повышения безопасности границ — у нас такие предложения есть, и можно было бы приступить к их реализации.

Уверен, все стены и заборы подобного вида входят в историю как памятники недальновидности политиков. И хорошо, если они становятся исторической ценностью, как, скажем, Великая китайская стена или Берлинская стена, которую на кусочки разломали и в таком виде хранят в разных странах мира.

Что касается передачи Калининградской области Европе, то это мнение не является официальной позицией парламента, правительства . Это инициатива одного человека — , который, скажем прямо, "подложил свинью" своей стране, выступив с таким предложением. Бальсис продемонстрировал полное незнание истории, ведь на Потсдамской конференции 1945 года вопрос с Калининградом (Кенигсбергом) был решен окончательно и никаких сроков не оговаривалось.

Те, кто призывают к пересмотру границ в Европе, установленных после войны, забывают или обходят молчанием тот факт, что по итогам Второй мировой войны Кенигсберг был передан СССР, а Литва, в свою очередь, "приросла" Клайпедским и Вильнюсским краями. И если встать на путь пересмотра границ, то с чем тогда останется Литва?

— Вторым по численности национальным меньшинством Литвы являются русские. Как вы оцениваете их положение в стране и какова нынешняя ситуация с русскими школами и вещанием здесь российских телеканалов?

— Ситуация непростая. Литовские власти продолжают планомерное наступление на русские школы, и в последнее время этот процесс ускорился в Вильнюсе. За последние два года в столице закрылись две русские школы — одна из них, "Senamiesčio" (Старогородская), была закрыта буквально на днях. А в таких городах, как Каунас и Шяуляй, сегодня осталось вообще по одной русской школе.

Для справки: в настоящее время в Литве действует 30 школ с русским языком обучения, тогда как в 1990 году их насчитывалось 85 — впечатляющая динамика!

Политика литовских властей в отношении русских школ, с нашей точки зрения, ущемляет права национальных меньшинств получать образование на родном языке. Мы обращаем серьезное внимание на эту проблему, регулярно выносим ее на обсуждение в профильных международных организациях, и будем продолжать делать это в дальнейшем.

Что касается российских СМИ в Литве, то главный удар власти наносят по телеканалам как наиболее действенному информационному источнику. Министерство иностранных дел России считает, что это давление, даже выдавливание российских масс-медиа из Литвы, идет вразрез с базовыми международными стандартами в области свободы слова.

Дело доходит до того, что из Литвы депортируют российских журналистов, прибывающих сюда освещать очередную "сходку" российской оппозиции, которую здесь принимают с распростертыми объятьями.

Осенью 2015 года в Литве вступили в силу поправки к Закону об информировании общественности, принятые по инициативе президента страны. Нововведения призваны защитить страну и общество от враждебной пропаганды и дезинформации, согласно им установлены штрафы за соответствующие нарушения.

Эти поправки существенно расширили права Литовской национальной комиссии по радио и телевидению. В результате комиссия уже неоднократно запрещала трансляцию российских телеканалов, а также обязала кабельные сети страны исключить из базового пакета такие популярные телеканалы, как "РТР-Планета" и "НТВ-Мир". Теперь они доступны только за дополнительную плату. В отношении канала "РТР-Планета" сейчас действует очередной трехмесячный запрет на ретрансляцию.

В ближайшие два месяца ДГБ подготовит очередной доклад — посмотрим, кого они назовут агентами в этот раз.

— Александр Иванович, несмотря на существующие проблемы в литовско-российских отношениях, все же есть ли у двух стран надежда на улучшение отношений, перевод их на качественно новый уровень? И что для этого, на ваш взгляд, необходимо предпринять?

— Могу совершенно определенно и откровенно сказать, что с российской стороны надежда на улучшение отношений с Литвой есть. Мы готовы к этому, при этом никого ни к чему не призываем, не навязываем никаких ценностей, никого не пытаемся учить, как себя вести и как жить.

Но, к сожалению, если говорить о литовской стороне, то такой готовности мы не наблюдаем. Наоборот, официальный Вильнюс взял курс на ограничения, сворачивание отношений с нашей страной. Думаю, это явление временное, и сегодня, скажем так, есть внешние процессы, которые окажут влияние на Литву и ее международную политику — я имею в виду возможность улучшения отношений России и США.

В самом Евросоюзе также идут процессы, которые свидетельствуют о наличии разных подходов к вопросу о санкциях в отношении России, и есть страны, которые открыто против этого выступают — данный фактор, видимо, придется учитывать и Литве как члену Евросоюза. Наконец, в результате парламентских выборов в Литве пришли к власти в Сейме и правительстве новые люди, которые, возможно, тоже захотят переосмыслить отношения с восточным соседом — Россией.

Что для этого следует предпринять? Полагаю, заняться совместной практической работой по решению существующих проблем, прежде всего, в экономике и энергетике, культуре, образовании и спорте, нам нужно вместе развивать региональные связи на всех уровнях, работать над улучшением атмосферы международных отношений, делать все возможное во благо наших народов.

Путей для сотрудничества много, и Россия готова активно участвовать в этом процессе.

Введение

2. Современное состояние взаимоотношений России и Литвы

3. Перспективы взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Литвой

Заключение

Список использованных источников

Введение

После того как президентом Литвы в 2009 г. стала Даля Грибаускайте, российско-литовские отношения начали выходить из состояния кризиса. С точки зрения интересов Москвы она, как человек и как политик, выгодно отличается от своего предшественника - Валдаса Адамкуса. Последний известен тем, что большую часть жизни проработал лесником в одном из американских штатов, после чего занял пост президента Литвы и начал разъезжать по миру, рассказывая всем о страданиях литовского народа. При этом сам он не страдал от русских оккупантов ни единого дня. Имел ли он моральное право на такие душещипательные истории - об этом судить не беремся, но с тем, что российско-литовские отношения при нем сильно деградировали, поспорить трудно.

В отличие от Адамкуса, Грибаускайте - женщина замечательная во всех отношениях. Она не замечена в русофобии, имеет черный пояс по каратэ (возможно, это помогло достичь хотя бы минимума взаимопонимания с Владимиром Путиным) и даже иногда дает интервью на русском языке. Однако то обстоятельство, что Литву сейчас возглавляет вполне лояльный России человек, не избавляет обе страны от конфликта интересов.

Настоящая работа посвящена исследованию многолетних, в достаточной степени сложных и неоднозначных, взаимоотношений России и Литвы. На основании исторического анализа и современного состояния этих взаимоотношений будет предпринята попытка геополитического прогноза нашего сотрудничества.

1. Исторический аспект взаимоотношений России и Литвы

Литва (лит. Lietuva), официальное название - Литовская Республика (лит. Lietuvos Respublika) - государство в Европе, на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на востоке - с Белоруссией, на юго-западе - c Польшей и Калининградской областью России.

В составе Российской империи

В XVIII веке, после Северной войны, Польско-литовское государство пришло к упадку, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах вся территория Польши и ВКЛ была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Большая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России. Попытки восстановить государственность вызвали переход польско-литовского дворянства на сторону Наполеона в 1812 году, а также восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов, которые окончились поражением. Во второй половине XIX века начало формироваться национальное движение.

В Первую мировую войну с 1915 года Виленская губерния была оккупирована Германией. 16 февраля 1918 года в Вильно Литовская Тариба (Совет Литвы) провозгласила восстановление самостоятельного государства.

27 февраля 1919 года в Вильне состоялось объединённое заседание ЦИКов Литвы и Белоруссии. На нём было провозглашено образование Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбела) со столицей в Вильне, а с 19 апреля 1919 года в Минске. Литбел фактически прекратил свое существование в августе 1919 года, в результате контрнаступления польских войск в ходе советско-польской войны. На занятой войсками под командованием генерала Л. Желиговского части литовских и белорусских территорий было создано временное государственное образование Срединная Литва (1920-1922), в 1922 году включённое в состав Польши. До сентября 1939 года Виленский край находился в составе Польши. В 1923 году к Литве отошёл Мемель (Клайпеда).

С 1919 по 1939 год временной столицей Литвы был Каунас.

В 1922 году в Литве была принята конституция, предусматривавшая создание парламентской республики. В декабре 1926 года в Литве произошёл военный переворот, возглавивший его лидер националистической партии Антанас Смятона установил авторитарный режим.

22 марта 1939 года гитлеровская Германия предъявила Литве ультиматум с требованием вернуть ей район Клайпеды, который Литва была вынуждена принять.

10 октября 1939 года в Москве был подписан «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» сроком на 15 лет, предусматривавший ввод в Литву 20-тысячного контингента советских войск. 15 ноября 1939 года состоялась официальная церемония ввода в Литву советских войск, которая носила чисто символический характер, поскольку советские войска уже находились в Вильнюсе (Вильно) с 20.09.1939 г.

По Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года в Литве было размещено ограниченное количество советских наземных и воздушных вооружённых сил.

Присутствие советских войск на территории Литвы, в период с октября 1939 г. по июль 1940 г. обострило внутриполитическую ситуацию в республике. Чувствуя моральную поддержку Красной Армии, активизировалось левое движение, на что официальные власти Литовской республики ответили «изоляцией» мест дислокации советских войск. Начались провокации против солдат Красной Армии и акты запугивания местного населения, которые работали на территории войсковых частей.

В 1940 году начальник Литовского департамента госбезопасности с официальным визитом посетил Берлин, то есть это произошло уже после того, как Гитлер под угрозой войны отнял у литовцев Клайпеду. И в ходе этого визита он по поручению руководства республики предложил немцам взять в состав рейха и всю остальную Литву. На это предложение немцы дали положительный ответ, но с одной оговоркой: они были готовы занять Литву не ранее конца 1940 года. Естественно, вторжение Красной армии поломало этот сценарий, но и после присоединения республик Прибалтики к СССР немцы продолжали пестовать литовских националистов: в Берлине было создано Литовское информационное бюро, Абвер поддерживал подпольный Фронт литовских активистов, готовивших свержение советского режима.

14 июня 1940 года Литве был предъявлен ультиматум с требованием допустить на территорию страны дополнительные советские войска, отправить правительство в отставку. 15 июня Литовская республика согласилась с требованиями СССР и разрешила увеличение численности советских войск. 14-15 июля проведены выборы в «Народный сейм», к участию в которых был допущен лишь один партийный список: просоветский «Блок трудового народа».В выборах в народный сейм Литвы приняло участие 1 386 569 человек, то есть 95,51 % всех имевших избирательное право. За кандидатов «Блока трудового народа» Литвы голосовало 1 375 349 избирателей, то есть 99,19 % участвовавших в голосовании. Народный сейм 21 июля провозгласил образование Литовской ССР и постановил просить Верховный Совет СССР принять Литовскую ССР в состав СССР. 3 августа 1940 года Верховный Совет СССР удовлетворил эту просьбу.

22 июня 1941 года, после нападения Германии на СССР, последовали мятежи в крупных городах Литвы. В Каунасе было провозглашено Временное правительство Литвы во главе с Юозасом Амбразявичюсом, которое с самого начала поддерживало тесные контакты с немцами. Однако после прихода гитлеровцев Временное правительство и его органы были распущены, многие деятели арестованы. Литва была включена в Рейхскомиссариат Остланд, в рамках которого ей была предоставлена некоторая автономия. Оккупационную администрацию («доверительный совет») возглавлял генерал Пятрас Кубилюнас. В 1941-1944 годах Литва была оккупирована нацистской Германией. В 1944 году Красная Армия разгромила немецкие войска, освободив территорию Литовской ССР.

После восстановления советской власти в свыше 300000 жителей Литовской ССР подверглись как репрессиям (ссылкам и заключениям в лагеря), так и были осуждены за военные преступления и тотальный геноцид еврейского населения, совершенные ими в годы оккупации в составе литовских охранных батальонов и специальных отрядов СС. Вооружённое сопротивление советским властям продолжалось до 1952 года, при этом за 1944-1952 годы было уничтожено 20100 литовских партизан. От их рук за тот же период погибло 9267 гражданских лиц. По другим подсчётам, в период между 1949 годом, когда было создано централизованное Движение борьбы за свободу Литвы („Lietuvos laisvs kovos sjdis“), и 1953 годом, когда массовое вооружённое сопротивление было сломлено, партизанами было убито несколько тысяч гражданских лиц (более 1000 детей и 200 учителей), 615 работников госбезопасности, вооружённых советских активистов, бойцов истребительных отрядов; потери партизан составили 3070 человек. Отдельные стычки происходили вплоть до 1957 года.

При советской власти проводилась индустриализация Литовской ССР, а также развитие и совершенствование инфраструктуры, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства (сопровождавшееся ликвидацией хуторов и «неперспективных деревень»), развитие культуры и системы образования. После восстановления независимости, Советское правительство блокировало экономические связи Литвы с Советскими Республиками, в том числе и возможность доставки энергоносителей и большинство промышленных предприятий, созданных во время СССР, попали в очень трудную экономическую ситуацию, потеряв производственные связи, и многие из них были закрыты (как и во всех странах Балтии).

11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской Республики провозгласил Акт о восстановлении независимости Литвы. В феврале 1991 года восстановленная независимость Литовской Республики была признана Исландией, в августе 1991 года - Россией и международным сообществом.

В 2001 году вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В 2003 году был подписан договор о вступлении Литвы в Европейский союз, который был подтверждён гражданами Литвы на референдуме. 1 мая 2004 года Литва вступила в Европейский союз.