Образ Печорина один проходит через все повести. Остальные герои даны для того, чтобы оттенить различные черты характера Печорина. Такова их композиционная роль. Но они интересны и каждый по себе, так как в них отражена какая-то другая сторона общественной жизни.
Таков прежде всего Грушницкий, «представитель целого разряда людей,- по выражению Белинского,- имя нарицательное». Он из числа тех, которые, по словам Лермонтова, носят модную маску разочарованных людей. Меткую характеристику Грушниц-кому даёт Печорин. Грушницкий, по его словам, позёр, выдающий себя за романтического героя. «Его цель - сделаться героем романа». Говорит он «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные, страдания. Производить эффект - его наслаждение». Но в его душе, нет «ни на грош поэзии». Самодовольством, самоуверенностью так и веет от Грушницкого. Он не слушает собеседника, не отвечает ему; он упоён своей речью. «Он не знает людей и их слабых струи, потому что занимался целую жизнь одним собою».
Но Грушницкий не только самовлюблённый, самодовольный человек: он способен на всякую подлость и низость. Он распускает сплетни о Печорине и Мери, он даёт согласие на дуэль с безоружным противником. Его поведение на дуэли - не только проявление его «самолюбия и слабости характера», но и настоящей низости души.
На фоне такой молодёжи, представителем которой является ничтожный Грушницкий, ярко вырисовывается страдающая личность Печорина.
Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого...
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...
Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...
Большой след в моем сознании оставил роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема добра и зла, проблема предопределения...
"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....
Грушницкий – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.
Полное имя
Не упоминается.
Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись.
Скорее всего, по причине немного презрительного отношения к нему:
он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа.
«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами
Возраст
Около 20 лет.
ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.
Отношение к Печорину
Негативное:
Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.
В конце враждебное. Грушницкий был убил Печориным на дуэли.
Я выстрелил… Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.
Внешность Грушницкого
Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.
Социальный статус
По началу юнкер
Грушницкий – юнкер.
я пари держу, что она не знает, что ты юнкер
Впоследствии становится офицером.
Пришел Грушницкий и бросился мне на шею: он произведен в офицеры
За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира
Родом Грушницкий из не очень богатого рода в глубинке. Имеет неплохое образование и воспитание
накануне отъезда из отцовской деревни
громко отвечал мне по-французски
знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится
Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием
Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…
Дальнейшая судьба
Убит на дуэли.
Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого.
Личность Грушницкого
Грушницкий тщеславен, мечтает стать героем романа
он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.
он из тех людей … Производить эффект – их наслаждение
Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма
Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель
носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель
спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по видимому имеющую какую то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи
Грушницкий говорит вычурно и важно
под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (о себе)
Грушницкий любит разыгрывать из себя величайшую жертву:
Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил
Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне
Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня
да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем
Грушницкий совершенно не разбирается в отношениях и других людях
Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко…»
Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!
Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин
я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?.. (Грушницкий о себе)
Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении
Грушницкому не чуждо благородство:
Ни за что не соглашусь! – говорил Грушницкий (о нечестной дуэли)
только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей. Как вы думаете?
Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного
Но в тоже время и слабость характера, самолюбие и трусость. По этой причине он и не смог не выстрелить в Печорина под нажимом своего секунданта
но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать
особенно самолюбие его оскорблено
Грушницкий самодовольно улыбнулся
Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями
О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! (Печорин о Грушницком)
Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость!..
Трус! – отвечал капитан (о Грушницком)
О ранении
Грушницкий поехал на лечение из-за ранения в ногу.
Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня
В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание
сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу
нога его вдруг выздоровела: он едва хромает
Кто такой Грушницкий?
В романе «Герой нашего времени» Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери». Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаём, что Грушницкий «носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Эта шинель – его маска, «трагическая мантия», которая помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что «когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге». Характеристику Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин. Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской.
Черты характера Грушницкого
«Добрые свойства»
Надо отдать должное Печорину, он оценивает Грушницкого объективно, видя не только его негативные черты, но и «добрые свойства». Когда Грушницкий перестаёт играть свою роль, «он довольно мил и забавен» в общении с женщинами, «довольно остёр» на язык и слывёт храбрецом (хотя и бросается в бой с зажмуренными глазами). Да и добиваясь любви княжны Мери, он не играет её чувствами, как это будет выглядеть в исполнении Печорина, а всего лишь хочет возвыситься в глазах окружающих.
Позёрство
Однако в целом образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» негативен. Его главным отрицательным качеством можно назвать позёрство. Его главное наслаждение – «производить эффект». Он почти ничего не говорит и не делает искренне, от души. На все случаи жизни у него готовы пышные фразы. Он не стремится найти прекрасное в жизни, а придумывает и изображает «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Вот и в княжну Мери Грушницкий не влюбился по-настоящему – ему льстило её внимание, а когда оно пропало, он просто разозлился и начал распускать о девушке грязные слухи.
Самовлюблённость
Грушницкий настолько влюблён в себя, что не видит опасности, исходящей от Печорина. В отличие от того, «он не знает людей и их тонких струн», потому что всю жизнь занимался только собой. Грушницкий не умеет слушать других, не отвечает на возражения в споре, произнося взамен длинные тирады. Он уверен в своей неотразимости и не считает Печорина соперником. Неудивительно, что Печорину удаётся довольно легко отбить у него княжну.
Подлость
К концу главы мы узнаём, что Грушницкий, казавшийся вначале таким милым и безобидным, способен на подлость. Это покажет дуэль Печорина и Грушницкого. Вместе со своей компанией он оставляет пистолет соперника незаряженным. Только благодаря случаю Печорину удаётся раскрыть этот коварный план. Ущемлённое самолюбие не даёт Грушницкому извиниться за клевету о княжне Мери даже перед лицом смерти.
Грушницкий – отражение Печорина
В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.
Тест по произведению
Цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе "Герой нашего времени" Лермонтова, описание внешности и характера героя.
Полное имя Грушницкого в романе не указано. Грушницкий - молодой военный:
"...Он только год в службе..."
Грушницкий - небогатый дворянин. Его родители владеют деревней в глубинке России:
"...накануне отъезда из отцовской деревни..."
"...Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим..."
Воинское звание Грушницкого - юнкер. Спустя год службы он получает звание офицера:
"...Грушницкий – юнкер..."
"...я пари держу, что она не знает, что ты юнкер..."
"...он произведен в офицеры..."
Возраст Грушницкого - около 20 лет:
"...ему едва ли двадцать один год..."
Грушницкий - сослуживец и приятель Печорина:
"...Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня..."
(о Грушницком) "...мы были когдато друзьями..."
О внешности Грушницкого известно, что у него выразительное лицо и он хорошо сложен:
"...Выразительное лицо его..."
"...Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год..."
"...крутит усы левой рукой..."
"...взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."
Грушницкий служит на Кавказе в К... в полку:
"...причина, побудившая его вступить в К. полк..."
Во время службы на Кавказе Грушницкий получает ранение в ногу:
"...В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание..."
Грушницкий имеет награду (георгиевский крест) за военные подвиги:
"...У него георгиевский солдатский крестик..."
"...сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу..."
Грушницкий хорошо воспитан и соблюдает приличия:
"...знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится..."
Грушницкий знает французский язык, как все образованные дворяне:
"...Грушницкий <...> громко отвечал мне по-французски..."
Грушницкий не очень хорошо танцует:
"...Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…"
Грушницкий - милый, забавный человек:
"...Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тутто он, я думаю, старается!.."
"...ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!.."
Грушницкий - глупый человек:
"...«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами..."
"...Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко..."
"...Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!..."
Грушницкий - слабохарактерный человек:
"...но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать..."
Грушницкий не разбирается в людях:
"...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою..."
Грушницкий - сентиментальный романтик:
"...Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма..."
"...Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием..."
"...села возле Грушницкого, и между ними начался какой то сентиментальный разговор..."
Грушницкий - страстный человек:
"...даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал..."
"...Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие..."
"...под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное..."
Грушницкий имеет мало опыта в общении с женщинами:
"...Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин..."
"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?.." (Грушницкий Печорину о себе)
Грушницкий - гордый человек:
"...признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких..."
"...его гордая походка..."
"Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."
Грушницкий - самодовольный человек, уверенный в своих достоинствах:
"...Грушницкий самодовольно улыбнулся..."
"...Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями..."
Грушницкий - самолюбивый человек:
"...О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!.."
"...особенно самолюбие его оскорблено..."
Грушницкий - тщеславный человек. Он мечтает стать "героем романа" для какой-нибудь барышни:
"...Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное какимто тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."
Грушницкий не умеет слушать других людей:
"...спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, повидимому имеющую какуюто связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи..."
Грушницкий говорит вычурно и важно:
"...Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания..." "...От княгини Лиговской, – сказал он очень важно..."
"...Послушай, – сказал Грушницкий очень важно..."
Грушницкий любит острить:
"...Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом..."
"...довольный плохим каламбуром, он развеселился..."
Грушницкий любит декламировать, произносить громкие речи:
"...Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий..."
Грушницкий любит производить эффект на окружающих. Он любит "рисоваться" и ведет себя как актер:
"...он из тех людей <...> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия..."
"...Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне..."
Будучи юнкером, Грушницкий носит толстую солдатскую шинель, чтобы вызывать жалость у женщин и выглядеть настоящим героем:
"...Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении..."
"...да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем..."
"...носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель..."
"...Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня..."
Когда Грушницкого производят в офицеры, он так же с гордостью носит свой офицерский мундир:
"...армейский пехотный мундир..."
"...явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира.
К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."
Грушницкий - трусливый человек, но хочет казаться храбрым:
"...Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это чтото не русская храбрость!.."
"...Трус! – отвечал капитан..."
"...шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…"
Грушницкий - мстительный человек. Он мстит княжне Мери и Печорину:
"...Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение..."
Грушницкий способен на подлость и обман:
"...но как признаться в таком подлом умысле?.."
"...оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности..."
"...не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..." (Печорин о подлости Грушницкого)
"...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить..."
Грушницкий способен на клевету. Так, отвергнутый княжной Мери, он распускает о ней сплетни:
"...вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы..."
"...И вы не отказываетесь от своей клеветы?.."
"...прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка..." (Печорин Грушницкому о его клевете)
За эту клевету Печорин вызывает Грушницкого на дуэль:
"...Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее..."
В конце концов Печорин убивает Грушницкого на дуэли:
"...Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва..."
"...Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также!.."