Франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях.

Творчество Лассо, типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Лассо, уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произв., особенно песни, - б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонич. искусства Лассо - в его сб. мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний.

Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) - итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях.

И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражат. припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха). Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.)

При изображении разл. «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне «Эхо» (вероятно, на собств. текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо - значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Изд.: сб 5-голосных (изд. в 1567, 1572, 1576) и 4-голосных (1582, 1583) нем. духовных и светских песен, нем. 3-голосные псалмы (1588); сб. нем. и франц. 6-голосных песнопений (1590); сб. 4-голосных (1560), 4-5-6-голосных магнификатов, мадригалов (1555, 1557, 1567, 1585), сб 4-голосных (1564), 5-голосных, 6-голосных (1560, 1587) и 8-голосных (1592) франц. шансон; сб. духовных 5-голосных песнопений (1562); сб. 3-голосных (1575), 4-6-голосных мотетов (1564, 1565, 1566); сб. 4-голосных песнопений в сопровождении разл. инструментов (1569); 5-голосные псалмы Давида (1584); 4-6-голосные магнификаты (1587); 4-6-голосные мессы (1570, 1577, 1581), сб. Magnum opus musicum (изд посмертно, 1604).

Орландо ди Лассо (итал. Orlando di Lasso, фр. Roland de Lassus, лат. Orlandus Lassus; около 1532, Монс - 14 июня 1594, Мюнхен) - франко-фламандский композитор и капельмейстер. Жил преимущественно в Баварии.

Биография

Родился в Монсе (совр. Бельгия), где, вероятно, пел в хоре церкви св. Николая (современная фр. Saint-Nicolas-en-Havr). Благодаря красивому голосу попал в 1544 году на службу к кондотьеру Ферранте Гонзаге, за двором которого следовал последующие несколько лет: в 1545–49 жил в Палермо, Мантуе, Милане и других городах Италии. В этот период жизни начал сочинять музыку. Оставив Гонзагу, в 1549–51 служил (предположительно у маркиза делла Терца) в Неаполе. В 1551 переехал в Рим, где получил пост капельмейстера базилики Сан-Джованни ин Латерано, что свидетельствует о его признании (несмотря на молодой возраст) как композитора. Поскольку в то же самое время в Риме работал (примерно в такой же должности) Палестрина, считается, что Лассо и Палестрина знали друг друга.

В 1554 из-за болезни матери оставил высокий пост и вернулся в Монс. В 1555 жил в Антверпене, сотрудничал с известным нотопечатником Тильманом Сузато, который в том же году опубликовал большой сборник произведений Лассо (так называемый «opus 1») с итальянскими мадригалами и вилланеллами, французскими шансон и латинскими мотетами. Благодаря публикациям слава композитора распространилась далеко за пределы Нидерландов.

В 1556 году Лассо был приглашён в Баварию ко двору прославившегося своим меценатством герцога Альбрехта V, сначала в качестве певчего (тенора), а с 1563 капельмейстера. В руках Лассо герцогская капелла стала высокопрофессиональным коллективом, а Мюнхен приобрёл репутацию одного из музыкальных центров Европы. Лассо также занимался преподаванием музыки. Среди его учеников были немецкие композиторы Леонард Лехнер и Иоганн Эккард, итальянец Джованни Габриели (в 1575-79 гг.).

В 1558 композитор женился на баварке Регине Векингер, от которой (среди других детей) у него были два сына Фердинанд и Рудольф, оба музыканты.

Несмотря на то что после смерти Альбрехта (в 1579) его набожный сын Вильгельм V сократил расходы на придворную музыку, Лассо не захотел менять полюбившийся ему бюргерский уклад (отказался от предложенного ему почётного поста капельмейстера при саксонском дворе) и остался в Мюнхене до конца жизни.

В 1570-х и 1580-х годах Лассо совершил несколько поездок в Италию, в том числе (в 1585 году) ко двору Эсте в Ферраре, который славился тогда как центр музыкального авангардизма. Несмотря на эти поездки и визиты в Мюнхен прославленных итальянцев, музыкальный стиль Лассо, полностью сформировавшийся в 1560-е годы, не претерпел с тех пор радикальных перемен.

Смерть, памятник, эпитафии

Лассо умер в 1594 году и был похоронен на кладбище при мюнхенской францисканской церкви Salvatorkirche. На его могиле было установлено роскошное надгробие из красного мрамора работы Иоанна Саделера (Sadeler), с барельефом «Положение Христа во гроб», гербом семьи Лассо и символическим изображением Лассо (с сыновьями/внуками) и его вдовы Регины Векингер (с дочерьми/внучками). На барельфе находилась протяжённая эпитафия гекзаметрами (показан фрагмент):

Из других наибольшую известность приобрели две анонимные стихотворные эпитафии - латинская

и французская

Вследствие тотальной секуляризации в Баварии в 1800 г. францисканское кладбище было уничтожено. Почитатель Лассо, местный актёр Хайгель (Heigel) сохранил надгробие (см. на иллюстрации), поместив его в саду своего дома. Судьба памятника после 1830 г. неизвестна.

Творчество

Лассо - один из самых плодовитых композиторов во всей истории музыки. Ему принадлежат около 1350 композиций, из которых около 1200 были опубликованы при жизни и вскоре после его смерти. Из-за огромных объёмов наследия Лассо художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена.

Работал исключительно в вокальных жанрах, в том числе написал более 60 месс (мессы-пародии на шансон, мотеты и мадригалы Я. Аркадельта, А. Вилларта, Н. Гомберта, Дж. П. Палестрины, К. де Роре, К. де Сермизи, а также на собственные шансон и мотеты), реквием, 4 цикла страстей (по всем евангелистам), оффиций Страстной недели (особенно значимы респонсории Тёмной утрени), более 100 магнификатов, гимны, фобурдоны, около 150 французских шансон, итальянские (вилланеллы, морески, канцоны) и немецкие песни (больше 140 Lieder), около 250 мадригалов на светские и духовные тексты (так называемые «духовные мадригалы»). Особенно популярной была его шансон «Susanne un jour», текст которой представляет собой парафраз библейской истории о Сусанне, а мелодия заимствована из тенора одноимённой "духовной шансон" (chanson spirituelle) Дидье Люпи.

Его художественное и музыкальное наследие настолько велико, что до сих пор не исследовано до конца. Влияние, которое оно оказало на культуру и искусство всего человечества, просто неоценимо.

Итак, встречайте - Орландо Лассо (Orlando Lasso).

Детство

Родился будущий талантливый композитор в 1532 году в валлонском городе Монсе (Бельгия), где преимущественным языком населения являлся французский.

Имея красивый, хорошо поставленный голос, Орландо с детских лет начинает петь в церковном хоре, услаждая слух людей всех возрастов и сословий. Там же, в соборе святого Николая, маленький Орландо Ди Лассо знакомится с богослужебными учениями, проникается религиозным духом и получает некоторое представление о музыкальном искусстве того времени. Такие знания впоследствии окажут огромное влияние на жизнь и деятельность одаренного ребенка.

Это произошло, когда мальчику было двенадцать лет. На его звучное красивое песнопение обратил внимание Ферранте I Гонзага - граф и сицилийский вице-король, прославленный военачальник Священной Римской империи. Он предложил талантливому хористу место певчего в своей капелле.

Лассо Орландо воспользовался подарком судьбы. Вместе со своим господином он путешествует по Италии, посещает красивые живописные города и занимается самообразованием. Именно в этот период Лассо Орландо начинает сочинять музыку в стиле итальянского фольклора и завоевывает популярность современников.

Молодость

В возрасте семнадцати лет Орландо Лассо, биография и творчество которого являются предметом нашей статьи, переходит на службу к известному неаполитанскому меценату, маркизу делла Терцу и продолжает творить талантливо и плодотворно.

Лассо не было и двадцати лет, когда он получил ответственную и влиятельную должность капельмейстера кафедрального римского собора имени Святого Иоанна Крестителя. То, что столь юному человеку доверили такой важный руководящий пост, говорит о многом: Лассо-композитор был оценен современниками по достоинству.

В обязанности капельмейстера входило не только дирижерство оркестром и хором, но и написание музыки, приуроченной к особо торжественным случаям.

Через три года талантливый Орландо покидает свое высокопоставленное место и уезжает на родину. По некоторым сообщениям, это происходит из-за болезни матери.

Первые печатные сочинения

После смерти родителей Лассо Орландо переезжает во фламандский Антверпен, где в одном сборнике издаются его талантливые произведения. В этом молодому композитору оказывает неоценимую помощь и поддержку Тильман Сузато - известный композитор и влиятельный нотоиздатель.

В огромный сборник вошли небольшие любовно-лирические произведения в итальянском стиле (мадригалы), а также строфические вокальные произведения (французские шансоны) и произведения многоголосой фактуры (латинские мотеты).

Повышение по службе

В возрасте двадцати четырех лет Лассо Орландо, музыка которого обрела широкую известность за пределами его родины, получил судьбоносное приглашение ко двору баварского герцога Альбрехта V. Альбрехт Баварский славился своим добрым нравом и покровительственным отношением к деятелям искусства.

Вначале композитор служил в качестве певчего в хоре. Он обладал высоким тенором, брал так называемые королевские ноты. Но через семь лет талантливому певцу доверили место придворного капельмейстера.

Он очень ревностно и усердно взялся за дело. Создал необходимый коллектив из людей, обладающих не только красивым голосом, но и музыкальным слухом. Тщательно занимался обучением каждого певца или музыканта.

Очень скоро герцогский хоровой оркестр стал высокопрофессиональным музыкальным ансамблем, слава о котором пошла по всему миру, а Мюнхен - город, в котором он находился, - стал одним из важнейших музыкальных центров Европы.

Орландо Лассо, произведения которого регулярно исполнялись в баварской капелле, постепенно становясь востребованными и в других уголках земли, стал заниматься преподавательской деятельностью. Тем самым он упрочил свой талант и свое влияние среди ценителей искусства, а также увеличил свой капитал.

Отношение к композитору

В те времена великие и талантливые музыканты зачастую становились слугами людей, в домах которых они служили. Но Лассо Орландо удалось избежать такой незавидной участи.

Наделенный живым умом и прекрасным чувством юмора, известный композитор смог добиться к себе уважительного, даже почтительного отношения со стороны богачей и вельмож. Лассо был хорошим собеседником: умел внимательно слушать и вовремя вставить красноречивое или остроумное слово. Обладая познаниями в различных видах искусства, Орландо считался великим ценителем и авторитетным знатоком. Он мог затронуть сердце искренними речами или же веселыми шутками, рядом с ним остальные чувствовали себя легко и непринужденно. Поэтому неудивительно, что уже через два года после прибытия к герцогскому двору обаятельный композитор женился на дочери влиятельной дамы и вел открытую светскую жизнь, приглашая на личные приемы самого Альбрехта V.

Последние годы

Исполняя свои обязанности капельмейстера, Лассо Орландо много путешествовал по Италии, Франции и Англии. Он делился своим творчеством с другими талантливыми музыкантами, набирался в поездках новых эмоций и впечатлений, черпал из них вдохновение.

Однажды ему - уже опытному знаменитому композитору предложили почетное место в Дрездене при короле Саксонии, но он отказался от этого, как и от многих других заманчивых приглашений, так как не хотел разрушать хорошо налаженный быт и покидать двор, где он обрел успокоение и благополучие.

Говорят, что под конец жизни Лассо был облагодетельствован очень щедро и даже с избытком. Действующий герцог (а это был сын Альбрехта - Вильгельм Благочестивый) освободил его от обязанностей капельмейстера по состоянию здоровья, выделил немалое пенсионное пособие и подарил прекрасную виллу.

Становление музыкального искусства

На творчество композитора большое влияние оказали его заграничные поездки по Европе. Вникая в культуру разных стран, он глубоко размышлял над ее национальными особенностями и перенимал в свои произведения то, что считал самым ярким и самым успешным достижением того времени.

На гуманистическое мировоззрение Лассо, которое он отразил во многих своих сочинениях, повлияло его общение с такими как Ронсар и де Баиф.

Религиозное творчество

Большинство вокальных произведений Лассо - это церковная музыка, содержащая собственные стихи композитора или же переделанные рифмы, позаимствованные цитаты.

Здесь следует упомянуть о более чем шестидесяти мессах автора, его реквиеме (заупокойной или траурной крупной оратории) и четырех циклах страстей (вокально-драматических сочинений, посвященных страданиям Христа). Благозвучная и животрепещущая церковная музыка Орландо это и произведения, перечисленные ниже:

  1. Оффиций Страстной недели - особое богослужение, расписанное по часам.
  2. Более ста магнификатов, основанных на молитве (или славословии) Марии - матери Христа, взятой из Евангелия от Луки, первой главы.
  3. Более ста гимнов - песен, прославляющих библейских персонажей.
  4. Множество других духовных произведений (в стиле шансон или мадригал). Здесь также необходимо отметить талантливо выполненный шансон о еврейке Сусанне и двух порочных старцах. Популярная история для произведения взята из неканонических, или апокрифических, источников.
  5. Церковные распевы, основанные на местах из Священного Писания.
  6. Сотни духовных мадригалов и мотетов, среди которых более всего известны и значимы цикл из семиголосных небольших композиций “Слезы святого Петра” и сборник “Покаянные псалмы Давида”.

Светское творчество

Но Орландо Лассо не ограничивал свой талант лишь религиозными сочинениями. Музыка эпохи Возрождения не была бы такой прекрасной, обновленной и величественной, если бы не его исключительные, актуальные и интенсивные произведения. Среди них обязательно необходимо обратить внимание на следующие:

  1. Более ста пятидесяти вилланелл. Вилланелла - деревенская песня в неаполитанской манере, отличающаяся лирической поэзией с нотками комизма и многоголосой музыкой.
  2. Около двухсот моресок. Мореска - композиция из песни и танца, причудливо изображающая мавров.
  3. Множество канцон. Канцона - лирическая песня трубадуров.
  4. Более ста сорока немецких старинных песен.
  5. Около двухсот пятидесяти светских мадригалов, шансонов и фабурдонов.
  6. Почти пятисот мотетов. Мотет - вокальное многоголосое произведение с использованием полифонического склада. Такие сочинения Лассо были предназначены для светского обихода, в дидактических или церемониальных целях.

Юмористические произведения

Лассо также писал комические песни. Например, его застольные композиции (“Теперь можно возрадоваться” или “Боже, ты сотворил вино”) наполнены яркими юмористическими красками и легки для восприятия. Они настраивают слушателей на положительный лад, расслабляют и развлекают, что так необходимо во время пиршеств и гуляний.

Насмешливые звучания слышны и в знаменитой любовной серенаде, сочиненной Орландо, где тонким юмористическим штрихом является то, как немецкий солдат коверкает итальянские слова.

Также великий композитор создал ряд легкомысленных произведений, где в беспечной шаловливой форме описывал несерьезные, ветреные или фривольные моменты, взятые из жизненного обихода.

Здесь необходимо упомянуть его беззаботный дурашливый шансон о светской даме, рассматривающей естество мраморной статуи; или же вилланеллу о прекрасном веретене, которым торгуют на пробу. Причем под веретеном здесь подразумевается женщина легкого поведения, продающая свои ласки другим.

Среди других юмористических произведений необходимо, для объективности, обратить внимание на сочинения сомнительного содержания, прославляющие алкоголь и пьянство. Причем созданы они были как пародийные подражания серьезным церковным песнопениям.

Отличительные особенности творчества

Музыка эпохи Возрождения была бы не так ярка и многообразна, не так самобытна и прогрессивна, если бы не творческая деятельность Орландо Лассо.

Стиль Лассо - это гармоничное соединение народных мелодий и бытовых сцен с возвышенной профессиональной музыкой и духовной, поучительной тематикой.

В своем творчестве великий композитор не останавливался лишь на одной сюжетной линии или на одном жанре. Используя разные стили и композиции, Орландо писал свои произведения на светские и духовные темы, причем мир его музыки был многогранен и разнообразен. Он мог одинаково талантливо и реалистично передавать скорбные мотивы и юмористичное звучание, тонкие душевные переживания и страстные похотливые желания, философские размышления и малопристойные похождения.

Используя народные мелодии и фольклорные отзвуки, Лассо создавал композиции со сложными колоритными мелодиями большого диапазона, виртуозным изменением тембра и вибрации.

В своих песнях талантливый музыкант использовал посторонние звуки - уличные крики или семейные реплики, придавал им неповторимый драматический характер или танцевальное амплуа, что являлось некоторым нововведением для музыкального искусства того времени.

Личная жизнь

Орландо Лассо женился в возрасте двадцати девяти лет на баварской придворной знатной даме Регине Векингер. Это был долгий многодетный брак. Примечательно, что двое из сыновей великого композитора - Рудольф и Фердинанд - впоследствии стали хорошими музыкантами.

Смерть

Умер Лассо Орландо в Мюнхене в возрасте шестидесяти двух лет. Был погребен при францисканской церкви.

Сразу же после смерти ему был установлен роскошный, из красного мрамора, памятник. Надгробие изображало картину захоронения Христа, а также самого умершего с потомками мужского пола, и его вдову - с потомками женского пола.

На барельефе была выгравирована длинная хвалебная эпитафия, а также семейный герб Лассо.

Из-за массовых беспорядков, начавшихся в 1800-е годы в Баварии, судьба надгробия на данный момент неизвестна.

Орландо ди Лассо (около , Монс - 14 июня , Мюнхен) - франко-фламандский композитор эпохи позднего Ренессанса , певец и дирижер .

Биография

Ханс Мюлих. Орландо Лассо дирижирует камерным хором

Орландо родился в Монсе (совр. Бельгия). В детские годы пел в церковном хоре . С этим периодом жизни будущего композитора связана легенда о том, что вице-король Сицилии Фердинандо Гонзага, очарованный голосом юного певца, увез его против воли родителей в Италию. Несмотря на то, что Лассо действительно провел долгое время в Италии, случай с Фердинандо Гонзага не имеет никакого документального подтверждения. В был приглашен руководить капеллой Латеранского собора в Риме. В жил в Антверпене , где вышел первый сборник произведений, содержавший его мотеты и мадригалы. В был приглашен в Баварию руководителем Мюнхенской придворной капеллы, и остался в Мюнхене до конца жизни. С король Франции установил ему постоянный денежный пенсион, а Папа Римский наградил званием «рыцаря золотой шпоры».

Творчество

Орландо ди Лассо - один из величайших представителей полифонической музыки XVI в. Лассо изучил всё лучшее, что было создано его предшественниками (нидерландскими, немецкими, фрацузскими и итальянскими композиторами), и использовал их опыт в своём творчестве. Будучи личностью неординарной, Лассо стремился преодолеть отвлечённый характер церковной музыки, придать ей индивидуальность. С этой целью композитор иногда использовал жанрово-бытовые мотивы (темы народных песен, танцев), таким образом сближая церковную и светскую традиции. Сложность полифонической техники сочеталась у Лассо с большой эмоциональностью. Ему особенно удавались мадригалы , в текстах которых раскрывалось душевное состояние действующих лиц, например, "Слёзы Святого Петра" (1593 г.) на стихи итальянского поэта Луиджи Транзилло. Композитор часто писал для большого числа голосов (пяти - семи), поэтому его произведения трудны для исполнения.

К концу жизни авторитет Лассо в музыкальных и художественных кругах был очень высок, а слава распространилась по всей Европе. Современники прозвали Лассо «Бельгийским Орфеем» и «Князем музыки». В его творчестве представлены все жанры музыки эпохи Возрождения , с явным преобладанием светской музыки над духовной. Одна из самых его известных пьес - «Эхо» для хора. Он является автором свыше 2000 произведений.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Орландо ди Лассо" в других словарях:

    ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ (Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre) ОРЛАНДО ДИ ЛАССО. (ок. 1532 1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения. Имя его употребляется в разных формах:… … Энциклопедия Кольера

    Орландо ди Лассо Основная информ … Википедия

    Лассо Лассо инструмент американских ковбоев. Орландо ди Лассо композитор эпохи Позднего Ренессанса … Википедия

    Лассо, Лассус (Lasso, Lassus) Орландо (настоящее имя и фамилия ≈ Ролан де Ласею, Roland de Lassus) (около 1532, Мопс, ≈ 14.6.1594, Мюнхен), франко фламандский композитор. Крупнейший представитель нидерландской школы, один из величайших мастеров… … Большая советская энциклопедия

    Орландо: Орландо Роланд (итал. Orlando), герой рыцарских поэм «Влюблённый Роланд» (итал. Orlando innamorato) Маттео Боярдо и «Неистовый Роланд» (итал. Orlando furioso) Лодовико Ариосто, знаменитейший из героев французских… … Википедия

    - (ок. 1532 94) франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской… … Большой Энциклопедический словарь

    Лассо, Орландо - ЛАССО (Lasso) Орландо (около 1532 94), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих городах Европы. Творчески претворил характерные черты нидерландской, немецкой, французской и итальянской музыки. Создал… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Lasso) Орландо (около 1532 94), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих городах Европы. Творчески претворил характерные черты нидерландской, немецкой, французской и итальянской музыки. Создал высокие… … Современная энциклопедия

    - (наст. имя и фам. Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (ок. 1532, Монс, Бельгия 14 VI 1594, Мюнхен) Современник Палестрины О. Лассо один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе.… … Музыкальный словарь

    - (Lasso) (около 1532 1594), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской … Энциклопедический словарь

Книги

  • Искусство орнаментики , Черни Карл , В настоящем сборнике представлены этюды и упражнения Карла Черни (1791 - 1857), в которых разработаны различные варианты фактурного диминуирования и колорирования (дробления основных тонов… Категория: Разное Издатель: Изд. Шабатура Д.М. , Производитель:

Франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях.

Творчество Лассо, типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Лассо, уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произв., особенно песни, - б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонич. искусства Лассо - в его сб. мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний.

Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) - итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях.

И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражат. припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха). Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.)

При изображении разл. «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне «Эхо» (вероятно, на собств. текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо - значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.