Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и духовная жизнь общества 10 класс Учитель Бойкова В.Ю.

Предварительные вопросы Для чего обществу нужна культура? Какую пользу она приносит? Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Вспомните Известное вам о пределение культуры? Виды культуры

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Духовная жизнь Н Общества Личности -Нравственность -Религия -Философия -Искусство -Учреждения науки, культуры -Религиозные органы -Наука, т.е. Духовная деятельность людей Духовный мир: -знания -вера -эмоции,переживания -потребности -способности -стремления -мировоззрение…

Духовная деятельность людей Духовно-теоретическая Духовно-практическая Производство духовных благ и ценностей: мысли, идеи, теории, идеалы, худ. образцы Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных благ и ценностей Конечный итог-изменение сознания людей

Понятие культуры Цицерон -1 в.до н.э С 17 века -то, что изобретено человеком человек природа Творческая деятельность Культура Возделывание

Понятие культуры культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

Понятие культуры С более узкой точки зрения: культура-это особая сфера жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. Это понимание культуры близко к определению духовной сферы жизни общества

Науки о культуре к у л ь т у р о л о г и я, история и социология, этнография, лингвистика, археология,эстетика, этика и искусствоведение

Развитие культуры Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый Опыт,традиции (Стабильный элемент) Новаторство (динамика)

Функции культуры Самостоятельно выписать со стр. 81-82

Функции культуры 1.Приспособления к окружающей среде 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека 4.Социализации 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур Академик Д. С. Лихачев: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Многообразие культур Диалог культур Взаимообмен и взаимодействие культур Преодолеление границ Сохранение самобытности Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?

Виды культуры Вид культуры Особенности Кем создается На кого ориентирована народная массовая элитарная Заполните таблицу

Разновидности культуры Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (детская, молодёжная, женская, этнические, криминальная и т.д.) Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Домашнее задание Параграф 8, задания и документ (устно) эссе



  • 1.Основные понятия – «культура», «духовная жизнь».
  • 2.Виды культуры человека.
  • 3.Типы культуры.
  • 4.Примеры взаимовлияния культур.

  • Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок.
  • Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:



  • На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как – КУЛЬТУРА –
  • исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.


  • Информационная
  • Физическая
  • Массовая
  • Народная
  • Элитарная

Формы культуры человека.


Субкультура и контркультура.

Субкультура

Контркультура

  • часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура формируется у каждой группы общества и отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
  • это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

2.Виды культуры.

МАТЕРИАЛЬНАЯ-

ДУХОВНАЯ-

  • Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
  • Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Структура духовной жизни общества:

- Духовные потребности Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности - Духовная деятельность (духовное производство) Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом - Духовные блага (ценности): Идеи, теории, образы и духовные ценности.


  • Духовные общественные связи индивидов.
  • Сам человек как существо духовное.
  • Воспроизводство общественного сознания в его целостности.
  • Особенности - Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

  • По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.


  • Образец задания
  • A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
  • А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
  • Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны
  • Ответ: …..

Слайд 2

Структура культуры  Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.

Слайд 3

Мировая и национальная культура  Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства)

Слайд 4

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.

Слайд 5

 Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда- материальная и духовная культура. 6 8

Слайд 6

  Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая; Культура  экологическая; эстетическая культуры

Слайд 7

 По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает. Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.

Слайд 8

 Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).

Слайд 9

Функции культуры    Функции культуры весьма разнообразны: 1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры- важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества. 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. 3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Слайд 10

   4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право. 5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами. 6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.

Слайд 11

 По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.

Слайд 12

  В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших. Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.

Слайд 13

 По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретиконаучную, эстетическо-научную, эстетическохудожественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественноэкономическая. Н.Я. Данилевский

Слайд 14

Однако из этого не следует, что в каждом культурноисторическом типе равноценно развиты все виды культурной деятельности. История показывает, что каждый культурно-исторический тип достигал высот только в одном или двух видах культурной деятельности. Например, греческий - в собственно культурной, римский - в политической, еврейский - в религиозной.

Слайд 15

 Используемые источники для презентации:  Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)  Источники изображений: http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75 http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htm http://www.visit-greece.ru/culture/ http://www.culturemap.ru/?region=164 http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html http://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BC http://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.html https://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestva http://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809 http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ru http://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ http://maxmir.net http://t2.gstatic.com http://i.allday.ru http://tours-tv.com http://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ru http://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ru http://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.org http://cs406222.userapi.com http://miuki.info http://utm.in.ua http://budeco.biz http://karpatyua.net http://ec-dejavu.net http://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ru http://italy.web-3.ru http://moikompas.ru http://www.pravenc.ru

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?
Культура – это совокупность достижений человечества в производственном,
общественном и духовном отношении.
Культура - это продукт творческой работы духа над природными условиями.
Материальная
совокупность всех материальных
ценностей,
созданных
определенной
культурой,
её
овеществлённая составляющая
Духовная
утвердившиеся
в
обществе
нормы и нравы, сложившиеся
представления о прекрасном,
религиозные взгляды и научные
идеи

Дом Бальо́, архитектор Антонио Гауди

Духовная культура
Во-первых – духовный мир каждого
человека и его деятельность по
созданию духовных продуктов
Во-вторых – сами продукты духовной
деятельности.

К духовной культуре
относятся религия, наука,
образование, искусство,
язык, письменность и т.д.
Её составляют правила,
эталоны, модели и нормы
поведения,
законы,
ценности,
ритуалы,
символы, мифы, знания,
идеи, обычаи, язык

Эдвард Хоппер. «Кафе-автомат»
Иван Айвазовский. «Девятый вал»
Мировоззренческо-философские,
смысложизненные
ценности
выражают
основы
человеческого
бытия, соотношение человека и мира.
Ключевые понятия: жизнь и смерть,
время, судьба, память, природа,
пространство, отношения с другими
людьми,
гумманизм,
индивидуальность

Нравственные ценности регулируют отношения
между людьми с позиции противостояния
должного и предписанного. Они связаны с
утверждением достаточно жёстких неписаных
законов - принципов, предписаний, заповедей,
табу, запретов и норм. Честность, труд, дружба,
любовь, такт, вежливость и так далее.
Фрида Кало. Всего несколько маленьких царапин

Эстетическая ценность воплощает идеальные
представления о должном, о совершенстве, о
целостности
и
целесообразности. Прекрасное, возвышенное,
трагическое
и
комическое
основные
эстетические ценности.
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
по предназначению
Элитарная
сложная по восприятию,
адресована
профессионалам и
привилегированным
членам общества
Народная
создается
неизвестными
творцами,
адресована народу
Массовая
адресована массам
в обществе
потребления
Универсальная
понятная всем
членам общества

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
по охвату
Доминирующая
Культура большинства
населения
(господствующие
духовные ценности)
Субкультура
Культура социальной группы
(малые культурные миры).
Отличается системой
ценностей, языком, манерой
поведения, одеждой и т.д.
Контркультура
Течение, отрицающее
ценности доминирующей
культуры

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы?
Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли?
Существуют ли объективные показатели шедевра, великого искусства,
великой литературы?
Стоит ли отделять личность автора от созданного им произведения?

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и
душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также
выполнение этих правил, поведение.
Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.
Моральные принципы – это внутренние нравственные рамки
отдельно взятого человека или коллектива, сообщества либо всего
общества в целом.
Гуманизм - человечность в общественной деятельности, в
отношении к людям.

ПОЯВЛЕНИЕ МОРАЛИ
Мораль
реакция
на
взаимное
обособление людей в сообществе.
Формируется параллельно формированию
государства,
одновременно
с
возникновением политического общества
как
компенсация
таких
связей
и
зависимостей, которые устанавливаются с
помощью силы.
Мораль возникает как механизм культуры,
который
способствует
преодолению
обособления и отчуждения между людьми,
созданию нормативных и духовных условий
для их единения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип талиона. Око за око, зуб за зуб
Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы
другие поступали по отношению к тебе
Принцип золотой середины: избегай крайностей, соблюдай меру
Принцип наибольшего счастья: обеспечить счастьем как можно большее количество людей
Принцип справедливости
Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.
Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:
(а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и
должностям был бы открыт всем.

Духовная жизнь общества Духовно-теоретическая деятельность представляет производство духовных благ и ценностей Духовно-практическая деятельность результатом является изменение сознания людей Мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей




Культура «Возделывание, обработка почвы» Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты Совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование самого себя.


КУЛЬТУРА В широком смысле исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общества принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей (все, что создано человеком в материальном и духовном мире) В узком смысле процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности


МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА едина, однако в ней условно выделяют две сферы МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - объекты, имеющие вещественное, осязаемое выражение, созданное и используемое человеком (дома, дороги, техника, мебель) ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СВЯЗЫВАЕТСЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТСУТСТВУЕТ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЫЧНО СВЯЗЫВАЕТСЯ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – сотворенное разумом и чувствами людей (идеи, мысли, вера, чувства, язык, правила, ценности..)


ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАН С ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ И НОВАТОРСТВОМ Пути приращения духовного богатства ПУТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (ТРАДИЦИИ) СВЯЗАН С СОХРАНЕНИЕМ И ПЕРЕДАЧЕЙ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ К ДРУГОМУ. Традиции – стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. ПУТЬ НОВАТОРСТВА -КУЛЬТУРА РАЗВИВАЕТСЯ ЗА СЧЕТ ПОПОЛНЕНИЯ НОВЫМИ ЦЕННОСТЯМИ, КОТОРЫЕ НЕ ВСЕГДА ОЦЕНИВАЮТСЯ СОВРЕМЕННИКАМИ ПО ДОСТОИНСТВУ. Новаторство сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.




ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР. КУЛЬТУРА - КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ. 1. ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ, ПОЭТОМУ ГОВОРИТЬ О ПЛАНЕТАРНОМ ЕДИНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕЛЬЗЯ. 2.ТОЧКА ЗРЕНИЯ: УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПУТЕМ: КОЛОНИЗАЦИЯ, ПРИВИВКА ЧЕРЕНКА НА ЧУЖОЕ ДЕРЕВО. РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВ ИЯ КУЛЬТУР


ДИАЛОГ КУЛЬТУР КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В 20 ВЕКЕ И ПУТИ ВЫХОДА. Д.С.ЛИХАЧЕВ писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей». В.С. БИБЛЕР- ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО, ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР ПРЕВРАТИЛОСЬ В ДИАЛОГ. БАХТИН- СЧИТАЛ, ЧТО КУЛЬТУРА МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО НА ГРАНИЦАХ: НА ГРАНИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО, В СТОЛКНОВЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР. ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМ ДИАЛОГ ИССЛЕДОВАТЕЛИ РАССМАТРИВАЮТ КУЛЬТУРУ КАК ОГРОМНОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО.


Диалог культур – это взаимодействие двух и более культур разных народов, обществ 1. Диалог культур ведется с целью обмена разного рода информацией. 2. Диалог культур позволяет народам лучше узнать друг друга, понять, перейти на более совершенный уровень общения. 3. Диалог культур – новая форма социальной организации, характерная для постиндустриального общества, для процесса глобализации. 4. Диалог культур взаимно обогащает результатами интеллектуального и материального творчества.


Многообразие культур Национальная культура это совокупность достижений и устойчивых ценностей в области социальной, экономической, политической и духовной жизни конкретной нации, составляющая его своеобразие. Мировая культура это синтез лучших достижений национальных культур различных народов Земли за весь исторический период их существования. Понятно, что мировая и национальная культуры находятся в тесной взаимосвязи: мировая культура складывается из национальных, а те, в свою очередь, в своём развитии ориентируются на мировые образцы. Западную и восточную культуры учёные относят к региональным типам культур. Эти два культурных мира сформировались в течение тысячелетий и основаны на несовпадающих принципах. Интернационализация культуры влечет за собой создание единого культурного пространства для разных наций и народов.











Массовая культура Средняя языковая норма, прагматика. Основные символы: Кинематограф, телевидение, реклама, телефон. Китч – от нем Kitsch -1)халтура, безвкусица; 2) произведение массовой культуры, внешне похожее на дорогие вещи, лишенное творческого начала.


Позитивное влияние МК на духовную жизнь Негативное влияние МК на духовную жизнь Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке Имеет свои вершины литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека» Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.) Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения




Элитарная культура В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина). Кандинский«Апофеоз абстракции»




Элитарная Народная Массовая Создается «привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, карнавалы) Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп- культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)


Разновидности культуры Субкультура Контркулътура Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная) Субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями Оппозиция и альтернатива по отношению к в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд, скинхеды и др.)




Молодежная субкультура Часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.





Типология культур Материальная духовная от способа существования Элитарная Народная массовая от того, кто создает культуру и ее содержания Доминирующая субкультура контркультура от отношения к ней экономическую Политическую религиозную социальную от сферы функционирования