Россия - богатое государство, и его главная ценность - многообразие людей, которые в нем проживают. Один из самых колоритных народов страны проживает в европейской части федерации. Его культура и традиции настолько роскошные, что нашли свое отражение даже в таких вещах, как флаг и герб

Микс цивилизаций

Земли этого племени находились примерно в шестистах километрах от Москвы. Сегодня насчитывается более 1.5 миллиона человек этой национальности. В целом они условно делятся на верховых - проживающих в северо-западном регионе, и низовых, которые поселились в юго-восточных краях области. Ранее эти две группы отличались в быту и культуре, но со временем все различия стерлись.

На характер этого населения повлияло много факторов. Ведь чуваши - выходцы из тюркского народа. В 1551 году они вошли в состав России, впоследствии ими было добровольно принято христианство. Смесь этих факторов создала неповторимые и интересные обряды.

Данный народ очень тесно связан со своей культурой. Особенно четко это отражает герб Чувашской Республики. Он, как книга, рассказывает историю народа. Каждый знак представляет отдельную страницу из жизнеописания племени.

Предмет для споров

Первая символика в этом регионе появилась еще при царях. Тогда на печатях Волжской Болгарии был изображен агнец серебряного цвета. Он нес красную хоругвь с белым крестом. Компоненты эмблемы лежали на зеленом, а позже - на голубом фоне.

С приходом новой, советской, власти определенное время республика жила под ее гербом и флагом. Было сделано несколько попыток добавить к знакам традиционные народные элементы, но затем руководство страны решило, что национальные фрагменты неуместны. Поэтому они были удалены. С 1937 года герб и флаг Чувашской Республики подогнали под стандарты РСФСР.

Новая история государственных атрибутов началась в начале 1990 г. Именно тогда местной властью было принято решение о том, что стоит ввести в символику народные мотивы. Атрибуты должны были рассказывать об истории родного края, людях, которые в нем проживают, и их главных ценностях.

Рука мастера

К проекту нового герба и флага присоединились не только руководство, но и публичные лица. Еще до объявления конкурса было создано более сотни эскизов будущих эмблем. Над ними работали не только жители области, а и граждане из других уголков страны.

Победителем стал Элли Михайлович Юрьев. Автор герба в своей работе максимально четко отразил быт и культуру родного народа. Его жизнь была тесно связана с художественным искусством. Используя свой дар, он пытался рассказать миру об удивительных и богатых традициях своей земли.

Сам мастер говорил, что главный образ его работы - Древо жизни. В рисунок он заложил необычную суть. По его представлениям, крона символизирует три этнических ветви. Первая - коренные чуваши, вторая - те, которые находятся в диаспоре и проживают за пределами края, третья - представители других народностей, поселившиеся на территории области.

Код орнамента

Один из самых ярких символов, которые содержит герб Чувашской Республики - Древо жизни. С древности люди ассоциировали его с плодовитостью, долголетием и сущностью народа.

В народе оно соотносится с могуществом, величием и несокрушимостью дуба. Геометрическая композиция показывает стремление к духовной гармонии и слаженности между миром людей и природой. Также оно является символом единства многих культурных течений, которые проживают в области.

Над Древом висят три восьмиугольных звезды, что отвечают за благополучие и успех. Они - трансформация солнца, которое одинаково греет разные ветви дуба.

Именно эти два сюжета очень часто использовали при украшении одежды.

Магия цвета

Когда проект по изготовлению государственных атрибутов стартовал, перед художниками стояла задача не просто создать красивую картинку, но и следовать некоторым правилам. Главная задача - соблюдать нормы доминирующих цветов данного искусства. Нужно было учесть мотивы народной вышивки и узоры ткачества.

Именно поэтому глубокий смысл Элли Юрьев заложил в цвета, которыми представлен герб Чувашской Республики. Описание работы подтверждают народные сюжеты. Вырезной геральдический щит оформлен в желто-красной гамме. Верхняя часть сияет золотом. Эта краска является талисманом достатка, добра и силы. Нижний элемент - пурпурный. Он играет ведущую роль в орнаменте, вышивке и ткачестве. Девизная лента расположена под основными частями и содержит надпись на русском языке и родном диалекте. Ее текст «Чаваш Республики - Чувашская Республика».

Логическим завершением этого кусочка являются и шишки хмеля, что свисают с краев рамки с надписью.

Зеленое золото

Главным занятием этого племени было земледелие. Оно выращивало много культур. Особое внимание уделялось хмелю. Именно он играл большую роль во время праздников и банкетов. Наряду с блюдами национальной кухни на столе всегда стояло пиво, рецепты которого передаются из поколения в поколение до сих пор.

Традиция употреблять его и угощать гостей этим напитком живет и сегодня. Именно поэтому украшен шишками хмеля. Стоит заметить, что в первоначальном варианте вместо пивного растения были изображены веточки дуба.

Неизвестно, когда именно этот народ начал варить пиво, но напиток был неотъемлемым атрибутом обрядов и ритуалов. Ячменный или готовили в течение двух недель. В каждом дворе была своя пивоварня. К процессу относились ответственно. При приготовлении хозяева даже зачитывали определенные заклинания. Изготовляли ежедневный слабоалкогольный и праздничный крепкий густой напиток.

Растение, которое называли «зеленым золотом», присутствует на таком важном знаке, как государственный герб Чувашской Республики.

Шишки хмеля, свисающие над золотой надписью, превозносят традиции и обряды этого края.

Секрет сохранение культуры

Символизм присутствует не только на главных государственных атрибутах области. Сегодня еще десяток городов региона имеет свои эмблемы, суть которых не уступает общегосударственным флагам и регалиям.

Интересен и неординарен щит главного города области - Чебоксар. На нем изображено пять серебряных уток, летящих конвертом. Таким образом жители заявляют о своем стремлении к свободе и независимости. На картинке есть и три дуба - как справедливости и долговечности. Большая печать также обрамлена листьями этого дерева. Традиционно над этой композицией висят три восьмиугольных звезды.

Гербы районов - это своеобразные закодированные послания в будущее из прошлого. Пока люди будут уметь их читать, они не потеряют своих традиций.

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» города Новочебоксарска

Методическая разработка проекта на тему
«Знакомство детей 4 – 5 лет с Чувашией и культурой чувашского
народа»
Выполнил и провел
воспитатель I квалификационной категории
Евстафьева Ольга Николаевна

Новочебоксарск, 2017
Календарно­тематический план:
Месяц
Тема занятия
Программное содержание
ь
р
б
я
о
н
1. «Край, в котором мы
живем»

гербом,
Знакомить с Республикой Чувашия, ее
особенностями,
флагом,
гимном; прослушать гимн РФ и ЧР;
воспитывать желание знать свою
Родину, ее особенности, эмоционально­
положительное отношение к своей
Родине
2. «Столица Чувашии –
Чебоксары»

и особенностями Чебоксар; знакомить
с песнями о Чебоксарах; воспитывать
интерес к столице Чувашской
Республики
3. «Мой родной город –
Новочебоксарск»
4. «Что я знаю о своей
Родине»

о
Знакомить с достопримечательностями
и особенностями Новочебоксарска,
закрепить знания об улице, на которой
живешь,
продолжать формировать
интерес к малой родине; знакомить с
песнями
Новочебоксарске;
воспитывать интерес к малой Родине

Закреплять знания о Чувашии,
Чебоксарах,
их
особенностях; продолжать воспитывать
интерес к Чувашии,
прививать
уважение к своей Родине и народу
Новочебоксарске,

1. «В гостях у Анюк»
2. Экскурсия в мини­музей
«Чувашский быт» детского
сада
ь
р
б
а
к
е
д
3. «Девочка Масмак»
Рисование «Головная
«Масмак»
4.
повязка
(«Загадочный мир… с.35)

Дать понятие о том, что у каждого
народа есть свои традиции, культура и
искусство; познакомить с мастерством
чувашских вышивальщиц,
ткачих,
мастериц; знакомить с чувашской
вышивкой,
характерными
особенностями;
с
чувашской музыкой и песнями;
продолжать прививать уважение к
своему народу
её
познакомить

Показать детям, как с помощью
народно­
прикладного искусства
передается вкус, чувство формы, цвета,
образа,
которыми владеет народ;
продолжать знакомить с чувашским
бытом и характерными признаками

чувашской
богатой
расцветкой,
орнаментом,
оконтуриванием, разнообразием швов;

чувашской вышивке
вышивки:

Знакомить с чувашской легендой
«Девочка Масмак»; подводить к
пониманию того, что в национальном
костюме отображаются представления
людей о природе и мире, а в чувашской
головной повязке «масмак»
­
представления о небосводе, космосе, в
рисунках основное место – солнце;
воспитывать эстетические чувства
Знакомить с головной повязкой
Масмак, ее особенностями;
учить
рисовать элементы узора на полосе
бумаге,
ритмично их располагая;
познакомить с символами солнце,
животные, горы (вода); продолжать


вышивки

ь
р
а
в
н
я
Аппликация «Солнце
1.
красное
восходит»
(«Загадочный мир… с.38,
42)

2. «Три солнца» («Как
появился Сурпан»)
и
стихотворение «Сурпан»
3. Рисование «Головной
убор «Сурпан»
3. Разучивание подвижных
игр «Мышки­плутовки»,
«Иванушка»
Учить составлять образы­символы
чувашских узоров из треугольников и
квадратов, изображающих солнце и
горы; закреплять знания о Масмаке, его
особенностях;

воспитывать
эстетические чувства

Знакомить с чувашской легендой и
стихотворением,
особенностями;
продолжать развивать способность
понимать легенды, их связь с природой
и жизнью человека; учить отвечать на
вопросы по тексту; знакомить с
особенностями
головного убора
Сурпан, его значением для чувашей;
воспитывать интерес к чувашским
сказкам и легендам
продолжать
Учить замечать красоту композиции,
орнаментов;
учить
рисовать элементы узора по мотивам
чувашского орнамента; учить детей
создавать линейный орнамент из
художественных элементов,
путём
повторения и чередования их в строгой
очередности познакомить с символами
небосвод, деревья, дом; продолжать
воспитывать интерес к чувашской
вышивке
Знакомство с чувашскими подвижными
играми, разучивание считалки «Заинька
сидит
создать

эмоциоанально­положительную
атмосферу
овраге…»;

4. Аппликация «Узор на
квадрате – подвязка
«Яркач»
к поясному
украшению «Сара»
ь
л
а
р
в
е
ф
1. «Лиса­плясунья»
2. Рисование «Чувашская
рубаха»
3.
Рисование «Ткань­
пестрядь для чувашской
матрешки»

вырезать
Знакомить с поясным украшением Сара
и подвязкой к нему Яркач; закреплять
умение
квадраты,
прямоугольники, круги и овалы из
цветной бумаги, располагать их на
квадратном листе бумаги; продолжать
знакомить с чувашской музыкой;
продолжать воспитывать интерес к
чувашской вышивке
Знакомить с чувашской сказкой «Лиса­
плясунья», ее героями, с образом
сказочной лисы в чувашском
национальном костюме;
развивать
интерес к творчеству иллюстраторов
детской
книги,
эмоционально воспринимать созданные
иллюстрации; знакомить с чувашской
подвижной игрой «Лиса и гуси»;
воспитывать интерес к народному
творчеству
чувашской

Знакомить с мужской чувашской
одеждой;
закреплять знания об
особенностях и элементах чувашской
вышивки,
усвоенные приемы их
рисования; продолжать воспитывать
уважение к чувашскому народу
Познакомить с чувашской матрешкой,
воспитывать интерес к ней; обучать
выделению новой композиции ­
клетчатый узор (полосы одного цвета
чередуются с полосами другого цвета);
обучать
композиции
бумаге
клетчатого узора
путем
прямоугольной
чередования

и
горизонтальных полос нескольких
цветов; воспитывать доброе отношение
к игровым персонажам
формы
вертикальных
созданию
на

4. «Чувашские песни и
танцы»

1. Чтение произведений
писателей:
чувашских
Г.Белгалис
«Добрые

секретики»,
В.Чаплина
«Юля в лесу»
2. Аппликация «Коврики­
половики в полоску для
чувашской куклы»
т
р
а
м
3. Разучивание подвижных
игр «Зайчата», «Золотые
ворота»
Знаменитые
4.
Чувашии
люди

Знакомить с чувашской музыкой, ее
особенностями;
прослушивание
чувашских песен; изучение простых
движений
танца;
продолжать развивать интерес к
чувашской культуре; развивать желание
импровизировать, придумывать танец
во время прослушивания музыки
чувашского

Знакомить с чувашскими писателями и
иллюстраторами; учить отвечать на
вопросы по содержанию текста и
иллюстраций; рассказать о том, что
книги учат бережному отношению к
природе,
показывают ее красоту;
знакомить с чувашской подвижной
игрой «Деревце мое»; разучивание
считалки «Ты идешь…»; воспитывать
любовь к природе
Обучать созданию орнаментальных
композиций по мотивам чувашских
половиков­дорожек путем вырезания
полос разных цветов и чередуя их по
цвету на красном фоне; воспитывать
эстетические чувства по поводу
красоты народного орнамента
Продолжать знакомить с чувашскими
подвижными играми,
разучивание
считалки «Ветер, ветер, ветерок»;
создать эмоциоанально­положительную
атмосферу
Знакомить с писателями, художниками,
спортсменами,
космонавтами и
другими людьми, которые внесли свой
вклад в развитие Чувашии; просмотр
презентации; воспитывать гордость за
свою Родину

«Стихотворения и
1.
журналы»
ь
л
е
р
п
а
2. «Вечер подвижных игр»
3. «В гости к Азбуке»
Шевле,
Знакомить с отрывком из «Нарспи»
К.Иванова,
со стихотворениями
А.Шувалова «Старый гном», Э.Архонта
«Веселое утро» и журналами Путене,
Пике,
показать
яркость и особенности
красоту,
иллюстраций;
о
нравственном значении произведений;
воспитывать бережное отношение к
книгам, желание «читать»
рассказать
Асамат;

о
знание
представление;
Закреплять
чувашских
подвижных игр и считалок; создать
радостное

дать
развлечениях
представление
чувашских детей
Знакомить с чувашской азбукой,
иллюстрациями; показать ее отличие от
русского букваря;
знакомить с
чувашской народной сказкой «Дед,
баба и луна»; воспитывать интерес к
чувашскому языку
«Красота чувашской
4.
речи»
Показать красоту звучания чувашской
речи; познакомить со словами сывă­и,
сывах, сывă пулăр, Шупашкар, ачасем;
вызывать интерес к чувашскому языку
й
а
м
«В гости пришла
1.
Илемпи»
атте;
учить
Познакомить детей с чувашскими
словами: тавтапуç, тархасшăн, эпĕ, эсĕ,
анне,
правильно
произносить их; создать представление
о чувашском языке, как о средстве
общения;
вызвать положительное
отношение к чувашскому языку

Викторина
2.
Чувашия»
«Моя

Закреплять представления о Чувашии,
Чебоксарах и Новочебоксрске; знания
о чувашском костюме, его элементах и
особенностях,
знания чувашских
подвижных игр и сказок; людей,
которые внесли вклад в развитие
Чувашии;
закреплять интерес и
желание изучать чувашский язык;
продолжать воспитывать гордость за
свою Родину
Список использованной литературы:
1. Архонта Э. Веселое утро. Стихи для детей. – Чеб., 2016.
2. Белгалис Г. Добрые секретики. – Чеб., 2008.
3. Васильева Л.Г. Детское орнаментальное творчество. – Чеб., 2015.
4. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5­7 лет
способностей к созданию образов­символов чувашских узоров в рисовании и
аппликации. – Чеб., 2005.
5. Васильева Л.Г. Приобщение детей 2­3 лет к народному искусству родного
края. – Чеб., 2015.
6. Васильева Л.Г. Программа этнохудожественного развития детей 2­4 лет
«Узоры чувашской земли». – Чеб., 2015.
7. Васильева Л.Г. Рабочая программа воспитателя детского сада. Модуль
«Этнохудожественное развитие детей 2­3 лет» ОО «Художественно­
эстетическое развитие». – Чеб., 2015.
8. Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество
дошкольникам. – Чеб., 2001.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Васильева Л.Г. Чувашское прикладное искусство. – Чеб., 1992.
Дети ветра. Чувашские сказки. – Чеб., 1998.
Детский журнал «Асамат». – Чеб., 2015­2016.
Детский журнал «Путене». – Чеб., 1992.
Детский журнал «Шевле». – Чеб., 2015­2016.
Иллюстрированный журнал «Пике». – Чеб., 1996.
Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях
чувашского народа. – Чеб., 2003.
16. Программа образования ребенка­дошкольника. – Чеб., 2006.
17. Шувалов А. Старый гном. – Чеб., 2004.
18. Чаплина В. Крылатый будильник. – М., 1986.
19. Чаплина В. Юля в лесу. – Чеб., 1990.
20. Чувашские народные сказки. – Чеб., 1990.
21. Чувашские писатели. Вып. I. – Чеб., 1985.
22. Чувашские праздники и обряды. – Чеб., 1991.

Чувашия - красивый уголок Поволжья, республика в составе Российской Федерации, в которой гармонично сочетаются элементы старины и современности. Территория красивых озер и рек, степей и лесов с богатой природой, благоприятным климатом, разнообразным животным миром. Девственно чистая природа, большое количество лечебных санаториев и курортов - создают прекрасные условия для жизни и отдыха. В стране существуют и развиваются практически все виды туризма и активного отдыха. Туристов привлекает красота здешних мест, великолепная охота и рыбалка, прогулки по Волге, исторические памятники.

Растительный мир Чувашии

Растительность Чувашии отличается богатством и разнообразием. Ее характеризует чередование лесов и степной местности. Большое воздействие на природу края оказала хозяйственная деятельность человека. Леса, в недавнем прошлом почти полностью покрывающие территорию республики, постоянно подвергались вырубке. В настоящее время площадь покрытая лесами составляет чуть больше 30% от всей территории республики.

Сосновые и еловые леса располагаются небольшими группами в южных областях республики и в Заволжье. В прошлом хвойные породы деревьев использовались в кораблестроении. Дубовые рощи можно встретить на правом берегу Волги.

В смешанных лесах встречаются дубы, березы, липы и кедр, из кустарников - шиповник, калина. В лесах много ягод, наиболее часто встречаются брусника, черника, кислица. В лесах Чувашии много съедобных грибов, сбором которых занимаются заготовительные организации.

В юго-восточной части республики преобладает степная растительность. Она представлена большим количеством трав, наиболее распространены ковыль, шалфей, мятлик и типчак. Луговая растительность способствовала формированию черноземных почв, которые в дальнейшем распахивались для выращивания сельскохозяйственных культур. А дикорастущие растения были уничтожены.

На берегах озер и рек произрастает болотная и водная растительность. В процентном отношении она занимает незначительную территорию республики, наиболее часто встречается камыш, рогоз, хвощ, стрелолист, лисохвост, осока.

Из водных растений можно выделить кувшинку белую и кубышку желтую. Здесь можно встретить исчезающее редкое растение - водяной орех, он занесен в Красную Книгу.

Животный мир Чувашии

Смешение природных особенностей южной тайги и степей оказало большое влияние на формирование животного мира республики. Некоторые виды животных появились в республике путем искусственного расселения. А другие, наоборот, были уничтожены, в результате промышленной деятельности человека.

В лиственных лесах можно встретить большое видовое разнообразие птиц, рептилий, амфибий и диких животных. Здесь есть все условия для их комфортного проживания и размножения - стабильный корм и надежные укрытия. За последние годы постепенно увеличивается поголовье лосей и кабанов, этому способствует наложения запрета на их отстрел. В смешанных лесах обитают куницы, белки, лисы, зайцы, енотовидные собаки и горностаи.

Птицы - многочисленные обитатели лесов. В лесу можно встретить сороку, кукушку, сойку, стрижа, сову, ястреба. В лиственных лесах Чувашии популярна охота на боровую дичь - тетерева, рябчика, вальдшнепа и глухаря.

В низовьях рек и озер живут бобры, ондатры и выдры. Особую ценность представляет выхухоль русская - самое древнее млекопитающее Чувашии. Околоводные птицы представлены богатым видовым разнообразием - береговые ласточки, чайки, крачки, утки, кулики, цапли.

Более 50 видов рыб водится в многочисленных реках и озерах Чувашии. Чаще всего встречаются лещи, щуки, караси, лини, подусты. Численность их зависит от чистоты и химического состава воды. Обитают и ценные промысловые породы рыб - стерлядь, судак, лещ, но их запасы, к сожалению, постепенно уменьшаются.

На степных участках животный представлен более бедным видовым разнообразием. Из наиболее часто встречающихся животных можно выделить суслика, тушканчика и сурка. Из птиц - коршуна, чибиса, куропатку, перепела и жаворонка.

Бережное отношение к животным, сохранение их видового разнообразия - основная задача человека.

Климат в Чувашии

Чувашия расположена в европейской части России, для которой характерно наличие континентального климата. Его особенности - умеренная влажность, четко выраженная сезонность и малая облачность. Зима здесь довольно холодная и снежная. Почва промерзает на глубину 80-100 см, средняя влажность зимних месяцев 80%.

Лето довольно теплое и продолжительное. В это время года выпадает наибольшее количество осадков, влажность летних месяцев колеблется от 40 до 60%.

Для весенних и осенних месяцев характерны значительные перепады температур на протяжении суток. В это время года выпадает небольшое количество осадков, преобладает малооблачная и солнечная погода.

На прошлой неделе случился подаркопад.
То ли оттого, что отпуск заканчивался, то ли потому, что меня окружают замечательные люди... А может, еще по какой-то причине.

Но по порядку:
Хороший человек и замечательный друг Олег- efrocon внезапно предложил съездить в заповедную зону, которую я недавно "раскопала" в Википедии.
Решила воспользоваться подарком и, хотя была слабо подготовлена к поездке, всё-таки поехала.

Рванули мы к любопытному месту, называемому "склон Чарду". Чар-Ту в переводе с чувашского - Царская гора. История длинная, поэтому пересказывать её здесь не буду.
Покажу один из первых видов, который нам открылся, когда мы подъехали к подножью "горы":


Она - справа, с обнажёнными, беловатыми "боками".

Надо сказать, что и погода несколько раз в поездке делала подарки, наполняя небо красивыми облаками и откладывая до ночи дождь...
Место заповедное из-за произрастающих там редких растений. Большую часть их мы видели, но, поскольку не ботаники и не биологи, должного внимания качеству фотографий не придали, да и подготовка хромала. Придется ехать еще раз, обложившись атласами, уже специально смотреть и снимать растения.

Кровохлебка, к примеру, у нас не редкость, но там её оказалось много, очень много, местами целые ковры...И в таком количестве я её не видела...

Очень порадовали рельефы местности;

особый подарок получился для интровертов (к коим отношусь) - за несколько часов прогулки мы лишь однажды встретили проезжающую мимо машину и ни разу - пешеходов, вроде нас. Совершенно одни несколько часов! В тишине!

А потом мы увидели серую цаплю (я - первый раз в жизни и второй раз в этой местности: одна цапля улетела, пока я делала первое фото).
Увы, не умею еще быстро включать фотоаппарат, да и быстро справляться с восторгом тоже, поэтому фото есть только такое:

А потом мы поехали в любопытное местечко (недалеко от этой горы), которое хотел увидеть мой спутник - в деревеньку Новородионовку.
И там прямо перед нами "свалился" еще подарок - одна маленькая, но гордая птичка буквально преградила дорогу:


Молодой луговой лунь! Опять же - никогда не видела луня (какого-либо), а тут удалось даже пёрышки разглядеть! :) Обалденно!

И в Новородионовке "открылся" еще подарок - Птичий Полёт. Так в народе называется самая высокая точка Чувашии (около 100 метров) - высокий берег Волги, откуда видны устья рек Илеть и Аниш, старое волжское русло, город Волжск и еще много всего...
Тут как раз видны Волжск (это в другой республике - Марий Эл) и река Илеть,

тут - Старая Волга



И мы даже спустились близко к воде, туда, где сидели влюблённые парочки, и набрали пронзительно кислых яблочек с одного из тех деревьев (внизу снимка в центре), но со мной случился досадный "сюрприз" - фотоаппарат, не выдержав большого количества красот за один день, выключился, отказала батарейка.
Поэтому больше видов оттуда нет, увы...
Но от места этого до сих пор нахожусь под впечатлением.

Но недавно другой хороший человек и друг Алексей сделал мне и моим приятельницам подарок - свозил нас снова (меня - снова, их - впервые) к Мокринскому мосту.
И был приятный закат

и мне удалось, наконец, поместить мост почти целиком в кадр:

Вот такие подарки свалились на меня на прошлой неделе. Правда, они восхитительны? :)

P.s. Модераторы, я знаю, что дедлайн уже прошёл, но этот пост я пытаюсь сегодня разместить полдня - какие-то проблемы с провайдером. Пожалуйста, простите меня.

Чувашская вышивка с древних времён являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и чёрного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного, от бордового до розового, отображают чувства, в том числе любовь и отвагу.

Иногда в узоре присутствуют жёлтые и зелёные нити. Они связаны с солнечным светом и растительными мотивами. Наиболее древним считается красный узор на фоне белого сукна и разноцветный узор на красной ткани. Каждый рисунок был трехуровневым и заключал в себе ближний, дальний и глубокий слой. Его читали снизу вверх.

Символика чувашских орнаментов

Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».

Обожествляя явления природы, предки чувашей отражали свои представления о миропорядке в различных орнаментах. Людей окружали бытовые и культовые предметы, украшенные образами великой богини, солнца, древа жизни и вселенной. Национальное своеобразие чувашского орнамента заключалось в использовании геометрического узора, который наделялся свойствами оберега. Специальные декоративные швы и рисунки были предназначены для защиты от злых духов. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё первоначальное назначение и стали использоваться только для украшения.

Особенности вышивки

Чуваши издревле занимались вышивкой, техника постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавался от поколения к поколению. В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, использовались серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов.