План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «А»

Тема урока: русская народная сказка «Белые пёрышки».Цели урока. Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки». Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках. Прививать интерес к художественной литературе. Вырабатывать у детей навыки сравнительного анализа. Воспитывать слушателя, читателя и творца путём обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора. Задачи урока. Образовательная и обучающая. Обогатить словарный запас детей, учить правильно выражать свои мысли, повысить уровень общих знаний. Развивающая. Развивать память, быстроту реакции, навыки выразительного чтения. Воспитательная. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать друг друга, наблюдательность, умение рассуждать.Оборудование. 1.Смарт-доска.2.Макбуки. Ход урока. I . Организационный момент . Приветствие учащихся.II . Мотивация. Составление на смарт-доске из слогов названий жанров фольклора (потешка, загадка, скороговорка, пословица, закличка); введение слова – обобщения «Фольклор».III . Актуализация знаний. Введение в тему урока посредством определения отсутствующего названия жанра - «Сказка».

IV . Знакомство с новым произведением.

Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с заданием.

Название состоит из двух слов. В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из слова славные, во втором слове корень, как в слове перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из слова ребятишки.

Белые пёрышки.

Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди .

Чтение сказки учителем до слов

-А как же я? – спросил глухарь. Далее предложить детям определить развитие сюжета. После высказывания детей продолжить чтение сказки. V . Обмен впечатлениями.
    Ожидали ли вы такого развития событий? Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку? В какой момент вам было грустно? А весело, радостно было? С чего я начала чтение сказки? (С присказки)
VI . Самостоятельное чтение сказки. VII . Анализ сказки.
    Какая беда произошла с глухарём? К кому он обратился за помощью? Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря? Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? Каким был глухарь? Как лебеди решили облегчить полёт глухаря? Чем закончилось путешествие глухаря? «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам – урок». (А.С. Пушкин). Что в этой сказке выдумка? (зимующие птицы боятся не холодов, а голода, перелёт на верёвочке.) А что - правда? (Лебеди – перелётные птицы, глухари – зимующие). На что намекает сказка? (сострадание, сопереживание, желание помочь, поддержать, умение рассчитывать силы).
    Какую литературную сказку вам напоминает путешествие глухаря?
(В. Гаршин. Лягушка-путешественница). Иллюстрации детей на смарт-доске.
    Что общего в сказках? (Путешествие на птицах) В чем вы видите различия?
Лягушка – прутик Глухарь верёвочка. Лягушка – хвастливая. Глухарь – спокойный, добрый, боязливый. Лягушка – любопытство. Глухарь – боязнь холодов.
VIII . Чтение произведения учащимися. Работа над выразительностью.I Х. Тестирование. Работа на макбуках.

    Какими словами начинается сказка "Белые пёрышки" ?

Выберите один ответ.


    Верно ли, что сказка "Белые пёрышки" - волшебная сказка?

Ответ:

Верно Неверно

    Как вы думаете?

Глухарь отправился в путешествие с лебедями

    Что подарил лебедь глухарю, чтобы он не скучал?

Х. Подведение итогов урока.
    Почему сказка названа именно так – Белые пёрышки»? Что придумал народ, чтобы объяснить такую необычную раскраску глухаря?

XI .Домашнее задание. Читать сказку. Подготовить пересказ.

    Можно ли в сказку ввести новых героев, изменить сюжет, конец сказки? Попробуйте придумать свою сказку со слов: «А как же я?». Можете начать сказку с присказки.

Самоанализ

урока литературного чтения


Урок 82. Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

Ход урока

I. Проверка д\з. Проверка задания, выполненного в РТ. Какую сказку вы читаете дома?


Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

Они пошли ему навстречу.

Расскажите, чем закончилось пу­тешествие глухаря.

Лебеди не могли и дальше тащить на веревке за собой глухаря. Они его оставили, и он долго плакал.

Отчего глаза и брови у глухаря покраснели?

Он долго плакал.

К какому эпизоду относится ил­люстрация на странице учебника 33.

Лебеди тащат на веревке за собой глухаря.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1.

Белые перышки.

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 2.

(Самостоятельная работа).

IV. Повторение пройденного материала.

V. Домашнее задание. 1. РТ: стр. 23 № 3. 2. Прочитайте сказки, представленные на стр 36 уч

Урок 83. Украинская сказка «Колосок»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ «Литературное чтение». Какую сказку вы сейчас читаете дома?

II. Знакомство с новым материалом.


Вопрос

Ответ

И вот мы перешли к новому разделу нашего учебника - «Лис Миккель и другие». Этот раздел учебника представлен сказками разных народов: украинские, французские, английские, не­мецкие, норвежские, американ­ские. Здесь мы познакомимся не только с Лисом Миккелем , но и с другими животными. Подчерки­ваются такие качества характеров героев, как хитрость и глупость , храбрость и трусость, трудолюбие и лень.

Первая сказка - «Колосок» -украинская сказка. Послушайте ее.


(Учитель вслух читает сказ­ку).

Какое настроение вызывает у вас эта сказка?



Как звали героев сказки?

Петушок Голосистое горлыш­ко и два мышонка - Круть и Верть.

Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте.

«Мышата только и знали, что пели да плясали , крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил...»

Расскажите, что изображено на иллюстрациях к сказке (Учебник: страница 38, 40).

Как наказал петушок мышат?

Не дал им пирогов.

Сказка всегда для чего – то рассказывается. Вывод, итог сказ­ки - это мораль. Какова мораль этой сказки? Прочитайте.

«Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!»

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 1.

Петушок Голосистое горлыш­ко и два мышонка - Круть и

Верть.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 2.

(Самостоятельные рассужде­ния учеников).

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 3.

Ленивыми, неразумными.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 4.

Обмолотил колосок - отнес зерно на мельницу - замесил тесто.

IV. Домашнее задание. Учебник: страница 41 № 3.

Урок 84. Французская сказка «Волк, улитка и осы»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Научить работать самостоятельно. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение украинской народной сказки «Колосок» по ролям.


II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Сегодня мы почитаем француз-

скую народную сказку «Волк, улитка

и осы».

Прочитайте вслух.

Какой чертой характера обладал

Глупостью.

волк?

Что помогло улитке выиграть спор?

Остроумие и находчивость.

Как осы смогли потопить волков?

Стали их жалить.

Вспомните народные сказки про волка.

«Лисичка-сестричка и се­рый волк».

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 1.

За то, что обижали слабых.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 №2.

Находчивость.

РТ «Литературное чтение»: стр. 29 №3.

«Заяц и еж».

IV. Домашнее задание. 1. Пересказ французской народной сказки «Волк, улитка и осы».

Урок 85. Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.


Вопрос

Ответ

Что вы делали дома?

Подготовили пересказ фран-

цузской народной сказки «Волк,

улитка и осы».

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Дома вы прочитали две главы английской сказки «Как Джек ходил счастья искать». Рас­скажите, о чем они.

Я дочитаю вам сказку.

(Чтение учителем третьей гла­вы).

Когда происходит действие сказки?

Ночью.

Есть ли в этой сказке чудеса?

Нет.

Кого Джек

встретил по дороге?

Кота, собаку, козу, быка, пе­туха.

Как он относился к просьбам?

Дружелюбно.

Каким вы представляете Дже­ка? Расскажите.

(Самостоятельные рассуждения учеников).

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 1.

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 3.

IV. Домашнее задание.1. Учебник: стр. 45 № 5. 2. РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 4.

Урок 86. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»: «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ.

II. Знакомство с новым материалом.


В учебнике представлено две истории.

Вопрос

Ответ

(Учитель зачитывает предисловие к сказкам - страница 46 учебника).

Первая сказка - «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали».

Прочитайте ее, пожалуйста.


На какую русскую народную сказку похоже это произведение?

«Вершки и корешки» - ге­роями сказки являются му­жик и медведь.

Расскажите, какими вы представ­ляете героев сказки?

(Самостоятельные рас­суждения учеников).

Почему лис Миккель всегда побеж­дал медведя Бамсе?

Он умен и находчив.

К какому эпизоду относится ил­люстрация на странице 47? Зачитайте отрывок.

III. Практические задания

IV. Домашнее задание. Прочитайте русскую народную сказку «Вершки и корешки».

Урок 87. Русская народная сказка «Вершки и корешки», Норвежская народная сказка «Поросятина и медовые соты»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Пересказ сказки, прочитанной дома.


Вопрос

Ответ

Вот еще одна сказка про Бамсе и Миккеля. Прочитаем сказку «Поросяти­на и медовые соты».

Опять надул лис медведя! Рас­скажите, как?

Как в сказке говорится о ее героях? Прочитайте.

Расскажите, какими вы пред­ставляете героев сказки?

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 1.

Дедуля.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 2.

Лис: дуб, вяз, клен. Медведь: береза, осина, рябина.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 3.

Очень, сильно.

IV. Домашнее задание. Придумайте свою сказку про находчивых и глупых животных.

Урок 88. Братья Гримм «Бременские музыканты»

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.
Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммутативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.
Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; Учебник «Литературное чтение». Автор - Л.А.Ефросинина.
Ход урока:
1 этап. Организационный.
-Долгожданный дан звонок.
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
Учитель: 1. – Ребята, взгляните на плакат на доске, послушайте отрывок из песни, попробуйте сами определить, с какими произведениями мы будем сегодня работать. (Это сказки )
- А какую сказку вы читали дома? (« Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»)

2. – Вы читали сказку по ролям, а я приготовила вам маски.
Давайте попробуем инсценировать.(Чтение по ролям. )

Чистоговорки, которые вам больше всего понравились:
Юля: На-на-на - в лесу растёт сосна.
Игорь: Ло-ло-ло- на улице тепло.
Саша: Су-су-су - ты не зли осу.
Оля: Оль-оль-оль - мы купили соль.
Вика: Ор-ор-ор - Маша ушла в бор.
Кристина: Ул-ул-ул - у нас сломался стул
2 этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

Учитель: - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением,наше путешествие в сказку продолжается. Называется она « Белые пёрышки» . Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах )
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … (птица )
– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Лебеди). И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показываю - глухарь)

Глухарь. Рассказ ребёнка о птице.

Глухарь окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой - хвоей сосны, почками осины и лиственницы.
Гнездится как в хвойных, так и смешанных лесах. Из хвойных лесов предпочитает сосновые боры. Гнездится в заболоченных сосняках и в сухих борах. Гнездо располагает на земле.
Глухарь - оседлая птица, совершающая сезонные кочевки на небольшие расстояния. Они токуют и выводят птенцов.

Лебедь. Рассказ ребёнка о птице.

Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелётах на юг и обратно.Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц. Всё в нём прекрасно: и белое пушистое оперение, и чёрные глаза, и гибкая красивая шея. Особенно лебедь красив, когда он плавно и спокойно скользит между зелёных камней по тихой заводи лесного озера Сочетание белоснежного пышного оперения, небесной и водной лазури изумрудной зелени - воплощение красоты.
3 этап урока. Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)
Беседа на выявление впечатления.

Учитель: Понравилось ли вам произведение?
- Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?
- Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение.

(Сказка о животных, птицах)
-Докажите, что это сказка.
-Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и назовите автора произведения.
(Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки» ).
Учитель: Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
(Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)
Воспроизведение последовательности сказки по иллюстрациям
Учитель: Посмотрите внимательно на иллюстрации. Вспомните, как начинается
сказка.
-Какая иллюстрация соответствует началу сказки?
-Какими строчками из произведения можно подписать эту иллюстрацию?
(Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности,соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).
4 этап: Аналитическое чтение.
-Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
сказки?
(Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень... )
Учитель: -Как развиваются события дальше?
(лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать. )
Учитель: -Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова
глухаря?
(Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы. )
Учитель: -Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?
(Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их
слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством
).
Учитель: -Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
нужную интонацию и темп чтения.

Учитель :-В какой момент, почему глухарь обрадовался?
(Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой).
Учитель: -Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
(Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь
полёт лебедей на юг не зависит от глухаря
)
Учитель: -Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость
глухаря.
(дети упражняются в чтении диалога) .
Учитель: -А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
ветками?
(Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)
Учитель: -Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,
поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;
Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).
(упражнения в чтении).

Учитель: -Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
глухарь?
-Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»).
Физминутка.
Учитель: -Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы отдохнём.
Мы - листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Продолжаем аналитическое чтение.
-Учитель: -Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?
(Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,
остаться на месте).

Учитель: -Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).
Учитель: -А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?
(Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).
Учитель: -С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания
лебедя?
(Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).
Учитель: -Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?
(Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).
Учитель: -Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства
лебедей?
(упражнения детей в чтении).
Учитель: -Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
хотели прочитать бы этот абзац?
(Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения - передача факта действия:
С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

Учитель: -Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?
(Ответы детей: правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).
Учитель: -Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую
сказку?
(Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).
5этап. Чтение пословиц.
Учитель: -Сейчас я предлагаю вам прочитать на доске две пословицы и подумать подходят они к нашей сказке.
(дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука .)
Саша: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание
далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».

(дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволочёт.)
Юля: Эта пословица подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.
Вика: Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.

6 этап. Закрепление учащимися нового материала.
Воспроизведение новых знаний.
Учитель:
-Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
-Какие сказки других народов вы знаете?
7 этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
задании.

-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
Оля: да, можно. Эта сказка учит тому,что всегда нужно правильно
рассчитывать свои силы.
Игорь: Надо жить с верой в лучшую жизнь.

Учитель: Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного
народного творчества или можно остановиться на достигнутом?
(Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)

Учитель: -Теперь проанализируйте всё , что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё удалось, достаньте из конверта белую птичку. Если что – то показалось трудным, поместите на доску голубую птичку. (Учитель комментирует)

Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

    Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые перышки»

    Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках, составлять схематический план к сказкам, пересказ по плану, самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме, определять тему и жанр произведения

    Воспитать любовь и доброе отношение к животным

    Сравнить понятия «доброта» и «милосердие»

Оборудование:

учебник, хрестоматия, иллюстрация с изображением глухаря, иллюстрированная книга Гаршина «Лягушка-путешественница», карточки для моделирования, журнал «Муравейник».

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания (о домашнем задании сообщают учащиеся)

Выразительное чтение сказки «Откуда у кита такая глотка» Ф.Киплинга по ролям

(оценивают учащиеся после контроля каждого ученика и группу)

    Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением «Белые перышки».

    Работа над новым материалом.

    Работа над текстом произведения до чтения.

У: — Что вы можете сказать об этом произведении до того, как вы его услышите?

Приготовьтесь слушать, у вас есть возможность проверить свои предположения, старайтесь как можно лучше запомнить содержание.

2 .Слушание (читает учитель)

3. Работа с произведением после чтения.

1) Проверка предположений

    Моделирование (обратить внимание на то, что сказка народная)

2) — чтение

— деление на части

— озаглавливание

Запись на доске:

План:

    Холодная зима

    Дальняя дорога

    Белые перышки

Беседа после самостоятельного чтения:

— Какая беда произошла с глухарем? (было трудно зимовать)

— К кому он обратился за помощью?

— Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

— Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)

— Каким был глухарь? (настойчивый, терпеливый, слабый)

Как лебеди облегчили перелет глухарю?

— Чем закончилось путешествие глухаря?

5. Устное рисование

Что вы можете рассказать о лебедях и глухаре? (описать внешний вид, повадки)

— Какие изменения во внешнем виде глухаря произошли после расставания с лебедями?

Показ иллюстраций с изображением птиц.

Что в этой сказке правда? (описание глухаря)

+Дополнительные сведения о птицах – см .

В мире интересного:

    Лебедь – «царь птиц» — упражнение русский язык стр. 14

    Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).

Глухаря еще называют петухом.

Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным.

Глухарь – хвост веером, как у павлина. Стр. 48

6.Упражнение в выразительном чтении.

Беседа:

Какие чувства вы переживали во время чтения сказки?

Постарайтесь передать это настроение при чтении.

Работа в группах. Чтение по ролям.

7. Чтение по ролям. (Проверка, анализ)

8. Сравнение со сказкой «Лягушка-путешественница» (догадки по иллюстрациям )

V . Обобщение знаний.

1. Сегодня на уроке…

2. Эта сказка научила меня…

VI . Домашнее задание: чтение по ролям +пересказ о плану.

Дополнительное задание: прочитать «Лягушка-путешественница» или посмотреть мультфильм

Показать книги о птицах и книги, где герои – птицы.

Дополнительное задание: 1. Пересказ по плану

2.Работа по иллюстрациям

3. Вспомнить сказки, где главными героями являются

лебеди или другие птицы.

Сказки:

«Дикие лебеди»

«Гуси-лебеди»

«Серая шейка»

«Лиса и журавль»

Основная мысль урока: «Умей преодолевать трудности».

Для создания разработки источники не использовались.

Ермолина Людмила Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Черемшанская СОШ
Населённый пункт: с Черемшанка
Наименование материала: конспект урока по литературному чтению
Тема: Русская народная сказка "Белые пёрышки" УМК "Начальная школа XXI век"
Дата публикации: 12.02.2016
Раздел: начальное образование

Методическая разработка урока литературного чтения

по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»

УМК «Начальная школа XXI век».

Русская народная сказка «Белые пёрышки»
Цели

Образовательные:
продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.
Воспитывать:
взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:
формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определять основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.
Регулятивные УУД:
понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД
: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД
: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, сравнивать сказки авторские и народные, определять жанр и тему произведения, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним. Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ресурсы:
Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочая тетрадь № 2, индивидуальные листки для моделирования..
Организация пространства
индивидуальная работа, парная работа.
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к

учебной

деятельности
. Общая готовность детей к уроку. Концентрация внимания детей. Здравствуйте ребята. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка. У авторов – это художественное слов. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл произведения, его идею, которую хотел донести до нас автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. И так мы начинаем наш урок! Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, внимание.
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Подготовительная

работа к чтению
. 
Упр-ия для развития голоса
: (Слайд) Учитель: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно Чтоб было всем понятно Дети: Мы будем разговаривать Мы будем выговаривать Так правильно и внятно Чтоб было всем понятно Чистоговорки На – на – на – в лесу растет сосна Ло – ло – ло – на улице тепло Оль – оль – оль – мы купили соль. Су-су-су - ты не зли осу Ор-ор-ор - Маша ушла в бор. Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
Выявление

читательского

опыта.
Свободное владение прошлым материалом. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Самостоятельное по названию, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
Познавательные:
логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью

Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот

цветок. Я читаю, вы называете, что это за жанр.

Каждый ваш ответ - это лепесток.

1 лепесток.
Не портной, А всю жизнь с иголками ходит.
2 лепесток.
Ткачи ткали ткани На платье Тани.
3 лепесток.
Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди. Кто не верит – выходи.
4 лепесток
. Нет земли краше, чем Родина наша Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (по мере ответов детей появляются новые лепестки) Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.? На доске появляется цветок. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. загадка скороговорка считалка пословица песни, былины, потешки, небылицы, сказки и т.д. фольклор выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные
: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Актуализация

знаний, появление

темы, проблемы

урока.
Вспомните, с каким разделом мы работаем? Какие произведения, размещённые в этом разделе, изучили? А сегодня мы познакомимся с последним произведением из этого раздела.
- Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с

заданием.

Название состоит из двух слов.

В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из

слова славные, во втором слове корень, как в слове

перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из

слова ребятишки.

«Белые пёрышки»(слайд)
Как вы думаете, можно ли по названию определить, предположить,о ком она? (О птицах) А о каких птицах вы узнаете, если отгадаете загадки (слайд)
О братьях наших меньших.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Содержание Русская народная сказка «Белые пёрышки» Предположения детей
Сел на ёлку, на сучок, Бороды торчит клочок, Как летун, он плоховат И, порою, глуховат. (Глухарь) – 1. Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу). Глухаря еще называют петухом. Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным. Глухарь – хвост веером, как у павлина Красавица – птица плывёт – не таится. Бела, словно пена, в движеньях степенна. Клюв красным бутоном горит над затоном. А шея – дугой над тихой водой. (лебедь) Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи.Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц.
Первичное

восприятие текста
. (слушание)
Беседа –

выявление

первичного

восприятия
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения. Текст читает учитель -Верны ли ваши предположения? Понравилось ли вам произведение? Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение? Слушание в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?
Регулятивные:
прогнозирование; Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
познавательные-
моделирование,
коммуникативные –

Моделирование

обложки.
Составим модель обложки данного произведения. Покажите условным значком на листочках тему и жанр произведении. (дети рисуют варианты моделей) Кто хочет объяснить свой выбор? Докажите, что это сказка. При помощи учебника дополните модель обложки. Рассуждения детей Коричневый круг, потому что это сказка о животных. Синий круг, так как это сказка о волшебстве. Круг закрашен коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц. Животные общаются друг с другом, используя речь человека. Дети дополняют модель обложки инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Работа с текстом

произведения
(вопросы и задания в учебнике ч.2 стр.36)
Физкультминутка
Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст.
Что в этой сказке, правда?

Расскажите, как лебеди отнеслись к просьбе героя?

Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите

ответ в тексте.

Чем закончилось путешествие глухаря? Найдите

ответ в тексте и прочитайте.
Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Прочитайте отрывок, к которому сделана иллюстрация. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте Стр.34, абзацы 4, 6,7.Весна наступила. Прилетели с юга лебеди. Лето жаркое кончилось, стали лебеди собираться на юг. Стр.36 последний абзац….у глухарей глаза и брови красные, а в их крыльях белые пёрышки…и на юг глухари не улетают. Стр.36, 3 абзац. Отдохнули лебеди…глаза и брови покраснели. Стр.36 1 абзац. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл. Стр.35 абзац 4.летят они над полями… Трудно ему.
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Познавательные:
смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Регулятивные:
- определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Работа с текстом

произведения

(изучающее

чтение, работа над

выразительностью

чтения)
Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало сказки? Сколько абзацев можно прочитать так? Как развиваются события дальше? Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова глухаря? Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему? Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать нужную интонацию и темп чтения. В какой момент, почему глухарь обрадовался? Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю? Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость глухаря. А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям ветками? Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц? Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...) Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы. Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством Упражнение в чтении Когда лебеди решили взять его с собой Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь полёт лебедей на юг не зависит от глухаря Упражнение в чтении С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.) Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями, поэтому нужно интонацией

Творческая работа
Работа в группах Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Обоснуйте свою точку зрения.
Ошибся, что ушибся - вперёд наука
.
Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами

заволокёт
. Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг, то есть «вперёд наука». Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого. Дети рисуют
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. 3 4 5 1
Разгадайте кроссворд «Птицы» 1. Птица с длинной шеей. 2. Птица, которая днем спит, а ночью летает. 3.Лучший певец 4 Птица, которая спит в снегу. 5.Лесной доктор. Нарисуйте понравившийся эпизод сказки на обратной стороне листка с моделью.
Обобщение

изученного

Рефлексия

Д.з.
-Выполнили задачи? -Так отчего у глухаря глаза и брови красные? И белые перышки в крыльях? Все вы знаете слова (вывесить на доску и прочитать хором) «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок» Так, чему научила вас эта сказка? (Правильно, рассчитывать свои силы. Надо жить с верой в лучшее, уметь преодолевать препятствия) Значит, основная мысль урока, прочитаем хором,
«Умей преодолевать трудности!»
Станет для нас девизом дальше. Оцените свою работу на уроке: Красный круг – было трудно. Жёлтый круг – получалось, но не всегда. Зелёный круг – испытал радость от работы на уроке, получилось всё. Дом зад 1 Стр 34 читать и пересказывать 1 вариант – от лица глухаря 2 вариант – от лица лебедей.) Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос и пр. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
смыслообразование.