Темы материала

У каждой уважающей себя мировой столицы обязательно есть свой музей искусств. Примеры? Пожалуйста! Метрополитен в Нью-Йорке, Прадо в Мадриде, конечно же, Лувр в Париже. В Лондоне есть Национальная, в Москве – Третьяковская галерея.

Она – жемчужина столицы, один из ее символов с настоящим лицом русского искусства. Тем более, что в стенах Третьяковской галереи хранится крупнейшая коллекция русского изобразительного искусства с XI и XXI века, от древней иконописи до современного авангарда.

Открыть для себя эту сокровищницу живописи стремятся туристы со всего мира: если не был в «Третьяковке» — не познал русскую душу!

В ее залы приходят и те, кто далек от искусства, и те, кто готов часами рассматривать великие полотна, игру света и тени, гениальные сюжеты и бесценные иконы. А Третьяковская галерея уже более 160 лет продолжает стоять на своих четырех китах: сохранение, исследование, представление и популяризация искусства России.

Как добраться, фото?

  • Метро: Третьяковская, Третьяковская, Полянка
  • Официальный сайт: tretyakovgallery.ru
  • Режим работы:
    • Пн — Закрыто;
    • Вт, Ср, Вс 10:00 - 18:00;
    • Чт, Пт, Сб10:00 - 21:00
  • Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Билеты, цены

Купить билеты можно на сайте ticket.tretyakovgallery.ru. Цены:

  • Третьяковская галерея
    • Взрослый — 500 руб.
    • Льготный — 200 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно
  • Комплексный входной билет (Лаврушинский пер., 10 и Крымский Вал, 10)
    • Взрослый — 800 руб.
    • Льготный — 300 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно
  • Комплексный входной билет (Лаврушинский пер., 10 и Лаврушинский пер., 12)
    • Взрослый — 800 руб.
    • Льготный — 300 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно

Дни бесплатных посещений

  • 1 и 2 воскресенье каждого месяца - для студентов высших учебных заведений РФ при предъявлении студенческого билета («студент-стажер» не подходит);
  • для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет);
  • каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ);

Для получения билета необходимо обратиться в кассу и предъявить необходимые документы.

План залов Третьяковской галереи

  • Первый этаж

  • Второй этаж

Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее

Отец-основатель галереи

Без сомнений, без купца Павла Третьякова не было бы картинной галереи. Именно ему Москва обязана открытием художественного музея. А ведь Павел Михайлович не имел ни малейшего отношения к культуре: его семья занималась коммерцией, и ему ничего не оставалось, как включиться в дело родителей. Известный купеческий род Третьяков продолжил, но и мысли об искусстве молодой фабрикант не оставил. В 24 года он приобрел две картины художников В. Худякова и Н. Шильдера, написанные маслом, о которых публика не слышала. Зато сегодня их имена известны ценителям и любителям живописи. С этого момента в 1856 году ведется начало коллекции Третьякова и будущей галереи.

Купец мечтал о том, как откроет музей русской живописи. Он изучал художественный рынок, и с конца 50-х годов приобрел лучшие картины.

Павел Третьяков был не просто коллекционером, а человеком с широкими культурологическими знаниями. Его чутье даже сами художники называли дьявольским, а сам Третьяков говорил, что работает исключительно для русского народа. Он не пропускал выставок в столицах, посещал мастерские и выкупал произведения искусства еще до того, как они появлялись на экспозициях. Говорили, что даже царь, подходя к картинам, которые ему приглянулись, видел табличку «Куплено П.М. Третьяковым».

Знаменитый меценат и коллекционер не только собирал полотна выдающихся художников, но и поддерживал начинающих, продвигал их творчество. Стараниями Павла Михайловича стали известны многие гении живописи конца XIX века.

Известно, что особо он интересовался передвижниками: его дом даже так и называли – домом передвижников. Собственно, в его стенах и жили некоторые из современных живописцев, например, И. Крамской. Именно его кисти принадлежит знаменитый портрет самого Третьякова. Он буквально спас от бедности А. Саврасова. Впрочем, скупая картины, которые ему понравились, Третьяков не дал кануть в безызвестности и нищете многим художникам. И он продолжал приобретать полотна В. Перова, И. Шишкина и других, ставшие их самыми известными на сегодняшний день.

Дорогим приобретением для галереи стала коллекция В. Верещагина. За восточный колорит в картинах и этюдах, которые запечатлели Туркестан, меценат выложил 92 тысячи рублей. Поистине, уникальное собрание портретов удалось собрать Третьякову. Некоторых героев ему приходилось уговаривать лично, как это произошло с Львом Толстым. Меценат специально заказывал художникам портреты тех, которые возвеличивали Россию. В галерее навсегда поселились изображения великих композиторов, писателей и музыкантов: Федора Достоевского, Николая Некрасова, Михаила Мусоргского.

Знатоки отдельно говорят о портрете Марии Лопухиной мастера В. Боровиковского, и называют его жемчужиной коллекции. Именно Третьякову удалось положить конец слухам, связанным с этой «нехорошей» картиной. После того как он приобрел произведение для своей коллекции, о портрете стали говорить как о предвестнике скорой кончины каждой молодой девушки, взглянувшей на него. Дело в том, что дурная слава тянулась за всеми изображениями прожившей несчастливую и короткую жизнь Марии по большей части из-за ее отца, мистика и масона.

Портрет Марии Лопухиной. Создатель Боровиковский Владимир

Но под заказ Третьякова художники писали не только портреты. Правдивые пейзажи русской жизни, исторические зарисовки также были страстью коллекционера. Вполне возможно, ни современники, ни потомки, никогда бы и не увидели картину «Гимн пифагорейцев», не закажи меценат это знаменитое теперь полотно Ф.А. Бронникову.

«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» 1869 Холст, масло 99,7 х 161. Ф.А. Бронников.

Картина украшала гостиную усадьбы Третьяковых, и была любимым произведением живописи супруги знатока искусства, Веры Николаевны. Она поддерживала мужа в том, что нужно избегать излишеств, несмотря на богатство. Ведь пожертвовав роскошью, можно было сэкономить в пользу приобретения произведений искусства. И, полагаясь на свой вкус и пристрастия, Третьяков продолжал пополнять коллекцию. К открытию городской галереи собрание уже было внушительным: скульптуры, более 1200 русских живописных полотен и более 80 – иностранных, полтысячи рисунков.

Плоды своего многолетнего труда П. М. Третьяков решил передать в дар Москве в 1892 году. Так появился первый общедоступный художественный музей.

Он находился в собственной усадьбе Третьякова. Коллекция расширялась, и вместе с ней разрастался особняк. Четырежды при жизни мецената семейное гнездо расстраивалось, новые стены были необходимы для богатой экспозиции. Конечно, деятель искусства, но и в первую очередь купец, Третьяков предполагал, какие трудности могут ожидать потомков при содержании такого большого фонда и пополнении коллекции. Поэтому завещал 275 тысяч рублей на ремонт и приобретение новых шедевров. К тому же он подарил поистине не имеющее цены собрание древнерусских икон. Ну, а при жизни он бессменно занимал пост распорядителя галереи.

После кончины Павла Третьякова благое дело по созданию музея подхватили другие неравнодушные к судьбе русского искусства благотворители. И каждый из них помнил, что отец-основатель галереи видел ее не простым хранилищем произведений искусства, а именно тех образцов, что передавали бы саму суть русской души. С тех пор Третьяковская галерея – главный музей национального искусства России.

«Третьяковка» без Третьякова

Завещанного капитала было достаточно для содержания галереи. Чего не хватало, так это залов для размещения коллекции. Купеческая усадьба Третьяковых перестраивалась, обрастала пристроями. Уже в начале девятисотых годов знаменитый художник Виктор Васнецов разработал эскизы, по которым появился уникальный фасад — теперь он является эмблемой музея. Неорусский стиль только подчеркивает, что здесь русский дух и Русью пахнет.

Весь советский период Третьяковка меняла названия, виды собственности, попечителей, но неизменно расширялась и пополнялась.

При директорстве архитектора Игоря Грабаря экспозицию начали формировать по хронологии. Так называемому европейскому типу. Но главное — появился Государственный художественный фонд, и коллекция продолжила пополняться, в том числе и за счет конфискованных из богатых частных собраний экспонатов. Коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов. Так называемый «щусевский» период славился расширением не только фондов, но и стен: Третьяковке перешла еще одна бывшая купеческая усадьба. Она разместила в себе научные отделы, в нем хранилась графика, а также библиотека. Книжный фонд Третьяковки можно считать настоящим достоянием: в нем более 200 тысяч изданий об искусстве и его направлениях.

Роковые сороковые внесли свои коррективы в жизнь галереи. Музеи столицы готовили к эвакуации, и Третьяковка не была исключением. Ее фонды вывозили больше года. Бесценные полотна вырезали из рам, перекладывали листами бумаги, закрывали в водонепроницаемые ящики и эвакуировали. 17 вагонов доставили экспонаты в столицу Сибири. А вот здание Третьяковки ничто не могло укрыть от бомбежек.

Но все-таки послевоенная жизнь оказалась насыщенной. Когда жизнь вошла в мирное русло, и картины вернулись в родные стены, администрация и культурные работники начали готовиться к 100-летию музея.

Приобретались новые произведения искусства, среди которых были картины Саврасова, Петрова-Водкина, Врубеля. Стало понятно, что существующих площадей не хватает катастрофически, ведь в 1956 году, юбилейном для галереи, в ней насчитывалось более 35 тысяч предметов культурной ценности!

Вопрос с расширением достался в наследство всем властям СССР. Так появился депозитарий и новый инженерный корпус. При директоре Ю.К. Королеве в музей вошел храм Св. Николая в Толмачах, а само основное здание закрылось на реконструкцию. Росло и собрание: государственные закупки к 1975 году расширили фонды до 55 тысяч картин и скульптур.

К середине 90-х, несмотря ни на какие волнения, Галерея прирастает сразу на 10 залов. Появляются выставки скульптур от средних веков до наших дней, отдельным картинам посвятили целые помещения. К тому же, расширение площадей позволило увеличить и сами экспозиции.

Сегодня Третьяковка – это более 170 000 экспонатов, среди которых особую гордость вызывают древнерусские иконы и русский авангард.

Коллекция работ художников-передвижников считается одной из самых полных, а представленная в музее русская живопись, начиная с XII века, уникальна и по содержанию, и по наполнению.

Лучшие экспонаты Третьяковской галереи

Пожалуй, о чем стоит рассказать сразу, так это о собрании древнерусской живописи. В его основе более 50 икон, собранных со всей Руси и некогда хранимых в Успенском соборе Кремля. Произведения духовного искусства датируются XII-XIII вв. и представляют лучшие образцы иконописи. В Третьяковской галерее нашла свое последнее пристанище и мозаика из разрушенного во время советской власти Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. И даже если посетители никогда не слышали о Греке и Дионисии, имя Андрея Рублева должно быть знакомо. Его иконы принадлежат к мировому духовному искусству.

Андрей Рублев. Картина «Святая троица».

Религиозная тематика, впрочем, не ограничивается коллекцией икон. Картина А. Иванова с сюжетом явления Христа народу стала одной из самых значимых в начале XIX века. Два десятилетия художник работал над грандиозным полотном в Италии, и сегодня для произведения искусства выделен отдельный зал, чтобы зрители в полной мере ощутили духовность и искания автора. Свои эмоции посетители могут запомнить, и лишь в памяти унести образы, поскольку в Третьяковке не разрешается использовать фотоаппараты.

Иванов, «Явление Христа народу».

В галерее есть и поистине уникальное полотно — изображение графа Головкина кисти первого профессионального русского художника. Иван Никитин был любимцем Петра I, который начал первым отправлять молодые таланты учиться за границу. Реформатору хотелось, чтобы русские живописцы не уступали в мастерстве европейским. Именно поэтому И. Никитин отправился учиться в Европу и оттачивал художественное ремесло во Флорентийской Академии.

Внимания стоит и творчество первых выпускников Академии художеств. Чтобы убедиться в даре портретистов, нужно лишь взглянуть на картины Ф. Рокотова и А. Лосенко.

Наиболее полно в Третьяковской галерее представлены «богатыри» русской живописи И. Репин, В. Суриков и В. Васнецов. Павел Третьяков почитал этих мастеров особо, ведь в своих произведениях они передавали дух страны, драматические события российской истории и богатый фольклор Руси. Целая россыпь шедевров ждет посетителей галереи.

Картина Три богатыря. Виктор Васнецов.

А вот с картиной, где Иван Грозный убивает своего сына, связана поистине драматическая история. В 1913 году вандал порезал полотно так, что реставраторам пришлось практически по-новому прорисовывать лица. На тот момент хранителем Галереи был Е. М. Хруслов, который так переживал из-за инцидента, что бросился под паровоз.

Картина Иван Грозный убивает своего сына

П. М. Третьяков был известен своей любовью к пейзажам, их правде и поэзии жизни. И специально для мецената лучшие художники писали картины, которые хоть и сделаны под заказ, но не лишены души. Среди лучших пейзажистов в Третьяковке представлены Ф. Васильев, А. Куинджи, А. Саврасов. Его произведение о прилетевших грачах современники называли не иначе как «душой русского народа». И, конечно, в Галерее представлен «богатырь русского леса» И. Шишкин. Романтическое направление русских художников Серова, Врубеля и Левитана не оставит равнодушными ни одного посетителя, и известно практически каждому — хотя бы по школьной программе.

Не стоит забывать и о том, что Третьяковская галерея хранит наиболее полное собрание авангарда. Художники, объединенные в такие общества как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» положили начало к авангардному искусству, и среди других имен художников особняком стоит К. Малевич. Принципы так называемого беспредметного искусства были открыты именно в русском искусстве. А «Черный квадрат» стал его символом. Кстати, именно этот образец супрематизма по сей день остается одним из самых обсуждаемых в Третьяковке. Сюрреализм М. Шагала и В. Кандинского, кубизм и футуризм «амазонок» русского авангарда, конструктивизм В. Татлина и А. Родченко – по ним можно проследить историю становления русской живописи и ее течений.

Третьяковская галерея сегодня – это не просто музей, это настоящий центр по изучению искусства. К голосу экспертов и реставраторов Третьяковки прислушиваются во всем мире. А они продолжают заложенные отцом-основателем музея традиции: сохранение, исследование и презентацию отечественного искусства. Ведь у русского человека есть дар не только переносить на холст увиденное, но и одушевлять.

За познанием русской души, ее широты, мощи и духовности, в Третьяковку приходят тысячи людей всех национальностей и вероисповеданий. А значит, старания Павла Михайловича Третьякова не прошли даром.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставок и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.


История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.


Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.


Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 год
"Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.


Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.



Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII - первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год "Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.


Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы


Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

Государственная Третьяковская галерея - самый известный музей столицы, уникальная сокровищница художественных шедевров. Об интересных фактах из истории знаменитых картин галереи - в нашем материале

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Эта довольно жуткая картина Ильи Репина написана в 1885 году и известна также под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Данное произведение искусства не понравилось императору Александру III, вследствие чего было запрещено к показу на три месяца, став первой картиной в Российской империи, подпавшей под цензуру.

В 1913 году картину три раза ударил ножом душевнобольной иконописец.

Узнав о случившимся, хранитель галереи Е. М. Хруслов бросился под поезд. Сам Репин специально приехал в город, чтобы воссоздать лица изображенных, но сделал это не очень удачно в связи с изменившимися художественными взглядами. Реставраторам пришлось хорошенько поработать над тем, чтобы довести шедевр до своего первоначального вида. А Репин даже не заметил изменений, увидев позже восстановленное полотно.


Фото: artpoisk.info

А совсем недавно, в 2013 году, группа историков и православных активистов потребовала убрать картину из Третьяковской галереи, так как она, по их словам, оскорбляла патриотические чувства русских людей. Полотно снимать отказались.

А в насмешку над такой просьбой арт-группа «Митьки» сообщила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которая станет заменой «неподобающего» полотна.

«Грачи прилетели»

История создания этого шедевра, ставшего одной из вершин русского пейзажа, загадочна и не особо освещена. Известнейшая картина Алексея Саврасова была создана художником в период после смерти новорожденной дочери и во время болезни жены. Автор культового пейзажа много раз пытался повторить свой шедевр позже и закончил тем, что за еду и выпивку расписывал стены трактиров копией своей картины.


Фото: mikle1.livejournal.com

«Черный квадрат»

Ну как же обойтись без одной из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве? Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич утверждал, что на создание знаменитого детища ушло несколько месяцев. Причем, по одной из версий, шедевр вышел вследствие того, что художник не успел к нужному сроку закончить картину и замазал работу черной краской.

А после завершения работы, получив признание публики, авангардист произвел на свет еще несколько копий своего шедевра (по некоторым данным, их число достигает семи). Точно известно о четырех «Черных квадратах» с различными фактурой, оттенком, рисунком и размерами, два из которых можно отыскать в Третьяковской галерее, одну - в Эрмитаже, и еще одну - в Русском музее.


Фото: theoutlook.com.ua

После тщательного исследования «Черного квадрата» с помощью микроскопа и рентгена было обнаружено, что под ним спрятано целых две работы художника. Причем было установлено, что одна из них относится к кубофутуристическому периоду творчества Казимира Малевича, а вторая - к протосупрематическому. Нашлась и надпись, сделанная рукой автора: «Битва негров ночью». Она является отсылкой к полотну Альфонса Алле, написанному ранее и в шутку сделанному полностью в черном цвете. А еще расположение этой самой надписи говорит о том, что шедевр Малевича висит в галерее вверх ногами.

Портрет писателя Антона Павловича Чехова

Основатель галереи, Павел Третьяков ради заполучения нужной картины оплачивал художникам дорогу к объекту творчества, который порой находился на очень даже приличном расстоянии от Москвы. Именно так произошло и с портретом Антона Чехова, для созданием которого Осип Браз был отправлен в Ниццу в 1898 году. Но тогда еще совсем молодому начинающему живописцу так и не удалось раскрыть на полотне черты характера известного писателя. Первый вариант, написанный в России в 1897 году, забраковал как сам художник, так и Третьяков. Второй же, созданный в Ницце, увы, не понравился самому Чехову, который написал о нем в одном из писем следующее: «Выражение такое, точно я нанюхался хрену».


Фото: imperor.net 5

«Утро в сосновом лесу»

Кто же не знает знаменитую картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»? Многие привыкли именовать ее проще - «Три медведя», хотя на полотне четко изображено четыре медведя. А связано народное название с популярностью советских конфет «Мишка косолапый» с репродукцией данного произведения на фантике, где четвертый мишка попросту не поместился.

Интерес составляет и подпись картины, ведь на самом деле мишек нарисовал художник Константин Савицкий - друг Шишкина, а сам Шишкин создал красивый лесной пейзаж. То есть перед нами результат совместного творчества двух авторов. Существует история, что когда шедевр приобрел у Шишкина за 4 тысячи рублей Третьяков, он и снял с него подпись Савицкого, поскольку видел в картине лишь свойственное творчеству Шишкина.


Фото: dic.academic.ru

Узнав о такой щедрой сумме, выплаченной за полотно, Константин Савицкий пришел к другу получить свою долю. Шишкин же предложил ему тысячу рублей. То, что его работу оценили в четверть стоимости картины, очень задело самолюбие Савицкого, который с возмущением заявил, что главное в ней - именно медведи, а Шишкин лишь нарисовал фон. На это заявление обиделся уже Шишкин, считавший полотно самостоятельным произведением и без зверей. К тому же художник сам нарисовал эскизы медвежьей семьи. В итоге совместных картин бывшее друзья больше не создавали.

«Портрет неизвестного в треуголке»

Этот портрет молодого человека с очень нежными чертами лица был создан Федором Рокотовым еще в начале 1770-х годов. По поводу личности героя, изображенного на одном из самых загадочных творений художника, существует две версии. Согласно первой, полотно является портретом графа А. Г. Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Г. Г. Орлова.


Фото: opisanie-kartin.com

Вторая же версия куда интереснее, к тому же основана на данных рентгенограммы. Результаты исследования показали, что на картине на самом деле изображена женщина: под верхним слоем краски были обнаружены брошь и декольте. Лицо же осталось нетронутым. Выяснилась и следующая история: когда-то близкий друг Рокотова заказал у него портрет супруги, но она умерла, а когда мужчина женился во второй раз, то попросил художника дорисовать картину так, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя при этом чувств второй супруги. Рокотов принял решение изменить пол персонажа картины, вследствие чего и получился портрет неизвестного.