В 2016 г. вышло первое собрание сочинений поэта-крестьянина. Трёхтомник Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930) выпущен тверским издательством СКФ-офис, но появился он благодаря усилиям многих: генерального директора ГК «Голутвинская слобода» Андрея Огиренко, где развивается проект комплексного развития территории «Малое Завидово», администрации Вахонинского сельского поселения при поддержке РГНФ и Правительства Тверской области (научно-исследовательский проект № 13-14-69001 а/Ц) и внука поэта, Валентина Семёновича Морева. А главной научной силой в этой работе был известный историк литературы и фольклорист, профессор, доктор филологических наук Михаил Викторович СТРОГАНОВ. Сегодня он рассказывает о Дрожжине, Тверском крае и русской поэзии, развёртывающейся в пространстве и во времени...

– Михаил Викторович, вообще-то имя Дрожжина всем известно со времён букваря. Его строки «Всё зазеленело... / Солнышко блестит, / Жаворонка песня / Льется и звенит...»; «Улицей гуляет / Дедушка Мороз... / Иней рассыпает / По ветвям берёз» помнятся с раннего детства. Однако об их авторе даже специалисты знают мало, а большинство лишь то, что он был крестьянином, который вдруг стал писать стихи. Как это произошло? Расскажите, пожалуйста, о его жизни.

– Дрожжин родился в семье крепостного крестьянина в 1848 году, за тринадцать лет до отмены крепостного права. И его становление как личности пало на эпоху великих реформ, когда крестьяне получили личную свободу и юридические права на образование. Это был действительно великий перелом в жизни России, который мы еще фактически не осознали. Мы справедливо говорим о тяжелом экономическом положении эмансипированных крестьян, но мы несправедливо умалчиваем, что крестьяне эти могли учиться и работать не только на земле, но и в городах, получать самые разные профессии. Эти профессии были тоже низко оплачиваемыми, но о хождении рабочих пó миру (в отличие от крестьян) мы не знаем. Условия труда рабочих были столь же беспросветно тяжелыми, но появилась возможность выбора, распорядиться которой каждый человек мог (хотя бы в принципе) в соответствии со своими силами и возможностями. Раньше и того не было.

Вот школа Дрожжина: мальчик-половой в питерском трактире «Кавказ», потом приказчик в разных табачных лавках, после лакей у одного ярославского дворянина. Вот его университеты: приказчик в лавке при табачной фабрике в Ташкенте, доверенный по поставке дров на станции Николаевской железной дороги, приказчик в книжных магазинах. Каждый новый шаг был шагом вперед, каждый раз статус Дрожжина поднимался. Я не хочу обманывать себя и других и утверждать, что путь этот был однонаправленным и легким. Были в его жизни и тяжелые периоды, и неудачи, и срывы, и почти всё время - угнетающее безденежье. Но было бы исторически ошибочно, а по отношению по отношению к самому Дрожжину и несправедливо говорить только о невзгодах и не увидеть большого человеческого роста. Вот если мы соединим в нашем сознании все тяготы и невзгоды со всеми успехами и одолениями, то картина будет более ясной. Крестьянин всю жизнь шел к достижению своей мечты.

А было у Дрожжина две постоянные мечты: мечта о поэзии, песне и красоте и мечта о крестьянской деревенской жизни, никогда не оставлявшее его стремление вернуться в родные места. Дрожжин покинул родную Низовку не по своей воле. Отец вернулся из Питера, где безуспешно пытался заработать оброк, и семья решила отправить первенца Спирю в столицу на прокорм: в малоземельной и неплодородной Низовке кормиться было нечем. Оторванный от дома, Дрожжин очень хотел вернуться и несколько раз возвращался, но каждый раз вынужден был вновь уезжать на заработки. Он смог вернуться и поселиться в Низовке только тогда, когда получил постоянную императорскую пенсию за свое литературное творчество - ежегодные сто рублей. Стихи вернули его к крестьянской жизни. Но сперва за эти стихи он получал одни зуботычины, и от служителей «Кавказа», и от своих родных.

– Мы знаем, что в Шотландии был такой крестьянин-поэт, Роберт Бёрнс, обретший мировую славу, даже виски выпускают с его именем. А в мировой поэзии много таких землепашцев с тетрадкой для стихов за кушаком? В русской поэзии?

– Я уже сказал, что Дрожжин стоит в ряду тех русских крестьян, которые с освобождением от крепостной зависимости искали новых путей в жизни. Эти новые пути были неизбежно связаны с повышением культурного и образовательного уровня. Такие поэты-крестьяне были в каждой национальной культуре, но не все они заняли такое место, как Бёрнс или Шевченко в культурах своих народов. Дрожжин хорошо понимал свое типологическое сходство с этими поэтами. Он и Бёрнса знал (его переводил близкий друг Дрожжина Иван Белоусов), и Шевченко (а его он сам переводил, подражал ему, съездил на его могилу - единственное литературное путешествие в его жизни). Но Шевченко стоял у истоков национальной поэзии украинского народа, а творчество Бёрнса совпало с национальным возрождением шотландского народа, поэтому они и получили статус национальных поэтов. Иная ситуация была в России, где национальный поэт уже был, где к моменту поэтической работы Дрожжина было много других замечательных поэтов и где сам он был современником символистов. Так что типологическое сходство есть, но в эволюционном ряду это разные явления.

– Заметен ли Дрожжин в этом ряду? В чём его отличие от ему подобных?

– Если в сравнении со значением Бёрнса и Шевченко для своих культур значение Дрожжина для русской было значительно меньшим, то среди русских поэтов-крестьян, поэтов из народа Дрожжин был едва ли не самым примечательным. Вторая половина XIX века дала огромное количество народных поэтов, однако Дрожжин не только оставил самое большое поэтическое и прозаическое наследие, но и создал из своей жизни культурный прецедент огромной силы. Он показал, как выбивается к большой творческой жизни человек из самых низов, не имеющий ни малейшего образования. Строил он свою жизнь для себя, конечно. Но построил ее он и для других, как образец. И в этом смысле Дрожжин велик и уникален.

Дрожжин называл себя поэтом-крестьянином, хотя, если честно сказать, он мало знал крестьянский труд. Но Дрожжин внушал своему читателю идею крестьянского поэта, и именно таким он вошел в общественное сознание. Это был проект всей его жизни, проект яркий, оригинальный и удачный.

– Говоря о Дрожжине, обязательно вспоминают о его встрече с Рильке, но порой такие рассказы не лишены домыслов и преувеличений. Расскажите, пожалуйста, о том, как всё было в действительности.

– К сожалению, в двух словах это не расскажешь. Я об этом написал большую работу, но пока еще не напечатал её. Это очень смешная история о том, как европейская культура конца века создавала миф о цельной и загадочной русской душе и как при ближайшем рассмотрении этот миф разрушился. Настоящий Дрожжин не имеет отношения к мифам, которые сочинял Рильке. Но самое главное - Дрожжин и интересен не тем, что несколько его стихов перевел Рильке.

– На мой вкус, современное издание сочинений даже забытых поэтов – дело не только благородное, но и необходимое для здорового развития культуры. И всё же – как появилась идея издать именно Дрожжина, какую цель Вы как учёный ставили перед собой? Кто ещё участвовал в подготовке издания?

– Я за свою жизнь издал несколько полузабытых и даже неизвестных русских поэтов: Петра Плетнёва, Фёдора Львова, Александра Бакунина, Александра Башилова, Виктора Теплякова. Обычно эти книги я делал со своими коллегами, но это была моя инициатива. Дрожжин - не совсем обычный для меня проект. Еще в 1996 году, когда отмечался 150-летний юбилей поэта, Евгения Строганова, профессор кафедры истории русской литературы Тверского университета, которой я тогда заведовал, подбила меня провести научные чтения, посвященные Дрожжину. Сама она в этих чтениях не участвовала, но у нас появился сборник, в котором, кроме научных статей, были собраны все известные воспоминания о Дрожжине. Работая над этим сборником, я подружился с ныне покойным Леонидом Андреевичем Ильиным, который в 1938 году создал музей Дрожжина в поселке Завидове Конаковского района, куда после затопления Низовки Иваньковским водохранилищем был перенесен дом поэта. Он щедро делился своими знаниями и материалами. А в 2010 году нынешняя заведующая этим музеем Елена Владимировна Павлова, изумительно инициативный и творческий человек, побудила меня взяться за Дрожжина; именно она и нашла наших спонсоров ГК «Голутвинская слобода» и её генерального директора Андрея Огиренко. Большую и важную роль в работе над собранием сыграл мой коллега известный тверской журналист кандидат филологических наук Евгений Викторович Петренко. Вот и думай, какую цель ты ставил перед собой. Изначально был интерес вернуть писателя в литературу, потому что только более или менее полная публикация текстов представляет писателя миру. Но потом стало отчетливее формироваться то представление о Дрожжине, которое я попытался изложить в начале нашего разговора. Захотелось не просто издать Дрожжина, а сделать именно такого Дрожжина.

– Расскажите, пожалуйста, о составе собрания, о его полноте, о дрожжинской прозе, занимающей третий том.

– Вот-вот, какого же Дрожжина? Первые два тома включают все опубликованные и частью неопубликованные стихотворения и поэмы. Но Дрожжин всю свою жизнь писал и автобиографическую прозу. Он почти во все свои книжки включал автобиографию, которую старательно переписывал от издания к изданию. При этом очень часто книги назывались так: жизнь поэта-крестьянина Дрожжина с приложением его стихов. Автобиография публиковалась на первом месте, и стихи должны были восприниматься на фоне этой автобиографии. Дрожжин как бы говорил: вот она, проза жизни, из которой и родилась - вот она! - поэзия. И автобиографическая проза составила третий том: три принципиально разных варианта автобиографии (всего их было, как можно судить, пять, остальные отличались от них незначительно) и дневник 1921-1930 годов. Этот дневник - сам по себе великолепный документ эпохи: письма читателей, стихотворные посвящения коллег по перу, хроника литературной и общественной жизни. И рядом с этим - несколько наивное и очень понятное старческое умиление своим успехом. Читая этот дневник, невольно вспоминаешь Маяковского:

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

Попишет

стихи.

Может быть, это о Дрожжине и написано, но никто не занимался этим вопросом.

– Как соотносятся в дрожжинском творчестве фольклор и литература?

– Я думаю, что вопрос сложнее. Дрожжин - это наивная поэзия, которая стала профессиональной. Дрожжин пользуется чужим словом так, как это делает фольклор и наивная поэзия, для которых чужое значит не имеющее автора, а ничье, общее, поэтому чужим можно пользоваться не для того, чтобы кивнуть на предшественника, а потому, что удачно сказанное не грех и повторить. Дрожжин, сочиняя стихи, пел их, и песня - любимое жанровое обозначение его стихотворений. Но в народный репертуар Дрожжин не вошел в отличие от родственных ему Ожегова, Горохова и особенно раннего Сурикова. На стихи Дрожжина писали музыку профессиональные поэты (каталог песен, подготовленный кандидатом искусствоведения Ниной Константиновной Дроздецкой, представлен во втором томе собрания), а народной песней стала фактически только одна - «У колодца», фрагмент из поэмы «Дуняша». Вот и народный поэт, а в народ не пошёл.

– Книги прекрасно изданы, Тверской полиграфический комбинат, как всегда, на высоте, но необходимо сказать об иллюстрациях, о фотографиях во всех трёх томах. Какое место им отведено в общей концепции собрания?

– Собрание сочинений подготовлено издательством «СФК-офис», директор которого Евгений Михайлович Бондарев очень любит книгу и любит её делать. Иллюстративный материал издания был предоставлен завидовским музеем Дрожжина: старые, выцветшие фотографии, пострадавшие не только от времени: в 1941 году Завидово находилось в зоне оккупации, музей был разграблен, а экспонаты погибали, выброшенные на улицу. Наш издатель довел эти старые материалы до такого качества, что Вы теперь восхищаетесь ими. Этот приятно. Но вообще мы с Бондаревым хотели представить поэта-крестьянина, поэтому и цвет обложки выбрали под мешковину, а фотографии поместили на разворотах в одну общую рамочку, как это принято было в крестьянских избах. Если читатель заметит это, он и поймет наш нехитрый замысел.

– Что в собрании сочинений представляется Вам особенно важным?

– В собрании важна гармония. Важно было найти границу между томами стихов: и чтобы более или менее равномерно было, и чтобы деление отвечало периодизации творчества. Кажется, это удалось. Первый том - стихи эпохи скитаний. Второй том - стихи оседлой жизни в Низовке. Третий том - проза. Неправильно, конечно, что проза оказалась на втором месте: у Дрожжина автобиографическая проза предшествовала стихам. Но мы пока не решились начать представление поэта-крестьянина с прозы.

– Есть ли в Ваших планах продолжение работы по представлению других полузабытых русских писателей, не обязательно крестьян?

– Нет, пока таких планов у меня нет. Есть разные другие планы, но не эти. Е. б. ж.

Беседу вёл Сергей ДМИТРЕНКО.

Книги есть в фонде Конаковской МЦБ

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич , русский поэт. Из семьи крепостного крестьянина. В 1860 был отправлен в Санкт-Петербург на заработки, где познакомился с А. С. Сувориным (в книжном магазине которого служил некоторое время), Л. Н. Толстым; в 1896 вернулся в родную деревню. Был знаком с Р. М. Рильке, который перевёл на немецкий язык несколько стихотворений Дрожжина и в 1900 году гостил у него. Член Общества любителей российской словесности (с 1905); был председателем Съезда пролетарских писателей из народа Тверской губернии (1919). Печатался с 1873 (стихотворение «Песня про горе добра-молодца»). Среди произведений Дрожжина - автобиография «Поэт-крестьянин С. Дрожжин в его воспоминаниях, 1848-1884» (1884), а также свыше 30 поэтических книг, в том числе сборники «Стихотворения. 1866-1888. С записками автора о своей жизни» (1889), «Песни крестьянина» (1898), «Поэзия труда и горя» (1901), «Заветные песни» (1907), «Песни старого пахаря. 1906-1912» (1913); сборники стихов для детей «Год крестьянина» (1899), «Родная деревня» (1905), «Четыре времени года. Сельская идиллия для детей» (1914) и др. Дрожжин писал не только о тяжкой доле деревенской и городской бедноты [«Песни рабочих» (1875), «В избе» (1882)], но и о радости вдохновенного земледельческого труда [«Сельская идиллия» (1875), «Первая борозда» (1884)]. В поэзии Дрожжина чувствуется подражание русскому фольклору, а также Н. А. Некрасову, И. С. Никитину, А. В. Кольцову.

Соч.: Песни гражданина. М., 1974.

Лит.: Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX в. Тверь, 1999.

Биография

Родился 5 (17) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство», «Пробуждение» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин, который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

После заполнения Иваньковского водохранилища в 1937 году его прах и последний дом были перенесены в посёлок Новозавидовский, где открыт музей (более 2-х тысяч ед. хранения).

Творчество

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 года его посетил австрийский поэт Райнер Мария Рильке, переводивший его стихи на немецкий язык.

В первое десятилетие XX века одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905-1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне»).

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул её, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1924).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин, Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева.

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы».

Книги Спиридона Дрожжина

  • Стихотворения 1866-1888, СПб. - 1889
  • Поэзия труда и горя (1889-1897), М. - 1901
  • Новые стихотворения. М. - 1904
  • Год крестьянина. М. - 1906
  • Заветные песни. М. - 1907
  • Новые русские песни. М. - 1909
  • Баян. М. - 1909
  • Песни старого пахаря. М. - 1913
  • Песни рабочих. М. - 1920
  • Поэт-крестьянин С. Д. Дрожжин Его жизнь и песни. М.; Л. - 1923
  • Пути-дороги. М. - 1929
  • Песни крестьянина. М. - 1929
  • Избранное. Калинин. - 1940
  • Стихотворения. Л. - 1949
  • Песни гражданина. М. - 1974.
  • «Шлю привет родному краю…», Тверь - 1998.

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич родился [(3(18).XII. 1848, деревне Низовка Тверской губернии] в семье крепостного крестья­нина - поэт.

Осенью 1858 был отдан в школу к деревенскому дьячку, у которого около двух зим обучался письму и счету. Обра­зование Спиридона Дмитриевича на этом закончилось.

В 1860 его отправляют в Петербург на заработки. Он служит мальчиком-половым в трак­тире «Кавказ», где впервые знакомится с лубочной литературой и низкопробными журналами типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат». Со временем круг читательских интересов Дрожжина расширяется, он посещает Петербургскую публичную библиотеку, увлекается стихами Н. А. Нек­расова и А. С. Пушкина , начинает вести дневник, знакомится с демократически настроенными студентами.

Еще в 17-летнем возрасте Спиридон Дмитриевич написал свое первое стихотворение и с тех пор стал писать регулярно.

Поэт живет в по­стоянной нужде, тратя на покупку книг последние деньги. Он мечтает об универ­ситете, однако учиться ему не пришлось. В поисках работы Спиридон Дмитриевич вынужден был ски­таться по городам России, меняя одну профессию за другой: он работал продав­цом в табачных магазинах Петербурга и Ташкента, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Са­молет», продавцом в книжных магазинах в Москве и Харькове и так далее.

В 1870 он отпра­вил в «Иллюстрированную газету» пять лучших своих стихотворений, однако они были отвергнуты.

В декабре 1873 в журнале «Грамотей» появилась его «Песня про горе добра молодца» , и с тех пор Дрожжин начинает печататься в журналах «Дело», «Слово», «Свет», «Семейные вечера», «Ро­дина», «Русское богатство» и других.

В 1889 выходит первый сборник произведений Дрожжина «Стихотворения 1866-1888 гг. с записка­ми автора о своей жизни» , содействовав­ший росту его популярности, но не упро­чивший его материального положения.

В начале 1896, измученный нескончаемыми невзгодами, Спиридон Дмитриевич вернулся в деревню Низовку и всецело посвятил себя литературному труду и сельскому хозяйству. Появление поэта на родине принесло немало хлопот местным властям. За ним был установлен негласный полицейский надзор. Один за другим выходят его поэтические сборники -

«Поэзия труда и горя» (1901),

«Но­вые стихотворения» (1904),

«Год крестья­нина» (1906),

«Заветные песни» (1907),

«Новые русские песни» (1909).

Его стихи переводят на иностранные языки.

В 1900 Дрожжина посетил переводчик его стихов немец­кий поэт Райнер Рильке.

В 1903 суриковский кружок «Писателей из народа» орга­низовал в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности поэта.

В 1910 Академия наук присуждает ему премию.

В 1915 - за сборник «Песни старого пахаря» - почетный отзыв им. А. С. Пуш­кина.

Октябрьскую революцию поэт встретил в 69-летнем возрасте. Продолжая писать стихи, он включается в общественную работу, много ездит по стране, выступая с чтением своих произведений. Дрожжин подготавливает и издает новые сборники -

«Песни труда и свободы» (1923),

«Песни» (1928),

«Песни крестьянина» (1929),

«Пути-дороги» (1929) и др.

Последние три года своей жизни Спиридон Дмитриевич посвятил подготовке к печати Полного собрания сочинений в 4-х томах, довел «Записки о жизни и поэзии» до 1930.

Тема крестьянской жизни - ведущая в творчестве поэта «Моя муза родилась кре­стьянкой простой»,- признавался он в одном из своих стихотворений («Моя му­за» , 1875). Он реалистически рисует до­революционную деревню, забитую нуж­дой и горем («Горе лютое» , 1878; «В из­бе» , 1882; «В темную ночь» , 1883), бедственное положение крестьян, страдаю­щих от произвола и притеснения кула­ков («В засуху» , 1897). «Вечную нуж­ду» поэт видит не только в деревне, но и в городе («Песни рабочих» , 1875), хо­тя дальше жалоб он и не идет. Спиридон Дмитриевич до мельчайших деталей знакома будничная жизнь деревни. С большой теплотой пи­шет он о трудолюбии простого народа («В страду» , 1875), поэтически воспевает русскую природу («Люблю я жгучие мо­розы...» , 1885). Тема родины становится центральной и в послереволюционном твор­честве Дрожжина. Он приветствует «долгожданную победу» - революцию («Прошли века не­воли злой...» , 1918), поет о «счастливой до­ле» «свободных людей» («После бури опять...» , 1929).

Одно из лучших своих стихотворений - «Долго я пел о наро­де» - поэт посвятил памяти В. И. Ленина.

Поэзия Дрожжина С.Д. развивалась под сильным воз­действием русской демократической по­эзии (Кольцов , Некрасов, Никитин) и устного народного творчества, особенно песенной лирики.

Спиридон Дмитриевич вводит в свои произведения стихи из народных песен (поэмы: «Дуняша», 1880; «Привал на Волге», 1880), широко использует фольк­лорную поэтику. Для его стихов харак­терны отрицательные сравнения, психологический параллелизм, песенная символика и так далее. Многие стихи положены на музыку «Жница» , 1871;

«Ах, о чем ты, ласточка...» , 1875;

«Любо-весело...» , 1890;

«Не полынь с травой-повиликою...» , 1894, и др.

Лучшие стихи прочно вошли в историю русской поэзии.

Умер - , деревне Низовка, Тверской губернии.