Театр Вахтангова ведёт начало от Студии Е.Б. Вахтангова, созданной им в 1913. До 1917 Студенческая драматическая студия, Мансуровская студия (от названия переулка, где располагалась).

В 1917-20 Московская драматическая студия под руководством Вахтангова, с 1920 3-я Студия МХАТ, с 1926 современное название; с 1956 академический. Дата основания театра - 13 ноября 1921, когда состоялась премьера спектакля «Чудо Святого Антония» М. Метерлинка. В 1922 Вахтангов поставил спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци; изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актёрских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц.Л. Мансурова, Ю.А. Завадский, А.А. Орочко, О.Н. Басов, Б.Е. Захава, Б.В. Щукин, Р.Н. Симонов и др.; вторую постановку осуществил в 1963 Р.Н. Симонов, последнюю по времени - Г. Черняховский (1992). «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности - ритму, пластике, жесту.

Театр ВахтанговаПосле смерти Вахтангова в 1922-39 управление театром осуществлялось художественным активом, куда входили ученики и последователи режиссёра. С середины 20-х гг. ведущее место в репертуаре заняли современные пьесы: «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина (1925), «Барсуки» Л.М. Леонова (1927), «Заговор чувств» Ю.К. Олеши (1929), «Темп» (1930) и «Аристократы» (1935) Н.Ф. Погодина.

К лучшим созданиям русского театрального искусства принадлежат постановки драмы М. Горького «Егор Булычов и другие» (1932, режиссёр Захава, Егор - Щукин) и комедия У. Шекспира «Много шума из ничего» (1936, режиссёр И.М. Рапопорт, Бенедикт - Р.Н. Симонов, Беатриче - Мансурова). В 1939 главным режиссёром стал Р.Н. Симонов. В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А.Е. Корнейчука (1942), «Русские люди» К.М. Симонова (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943). Был создан фронтовой филиал театра, обслуживавший войска 1-го Украинского фронта. В 50-70-х гг. успех театру принесли спектакли: «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1956), «Идиот» Ф.М. Достоевского (1958), «Иркутская история» (1959) А.Н. Арбузова, «Антоний и Клеопатра» (1971) и «Ричард III» (1976) Шекспира. В 1968-87 главным режиссёром театра был Е.Р. Симонов, в 1987 в качестве художественного руководителя театр возглавил М.А. Ульянов.

В разные годы здесь работали режиссёры: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюк, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро, В.В. Ланской, Черняховский. В репертуаре театра Вахтангова: «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1989), «Принцесса Турандот» Гоцци (1991), «Женитьба Бальзаминова» (1992) и «Без вины виноватые» (1993) А.Н. Островского, «Милый лжец» Д. Килти (1994), «Я тебя больше не знаю, милый» А. Бенедетти (1994), «Мартовские иды» Т. Уайлдера (1994), «Пиковая дама» по А.С. Пушкину (1996).

Большой вклад в становление и развитие искусства театра Вахтангова внесли актёры: Р.Н. Симонов, Мансурова, Захава, Щукин, Завадский, А.Д. Попов, А.Д. Дикий, Н.П. Охлопков, М.Ф. Астангов, Н.О. Гриценко, А.Л. Абрикосов, Ю.П. Любимов, Л.В. Целиковская, Ю.К. Борисова, М.А. Вертинская, Ю.В. Волынцев, И.П. Купченко, В.С. Лановой, С.В. Маковецкий, Л.В. Максакова, Ульянов, В.А. Этуш, В.А. Шалевич, Е.В. Князев, Ю.И. Рутберг, В.А. Симонов и др. При театре работает Театральное училище имени Щукина. С 1931 существует музей, основателем которого была жена Вахтангова - Н.М. Вахтангова.

Современное здание театра Вахтангова построено в 1946-47 (архитектор П.В. Абросимов). Ранее здесь был жилой особняк конца XIX - начала XX вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где и состоялось открытие театра. В начале Великой Отечественной войны в здание попала бомба и оно оказалось почти полностью разрушенным.

Это главная новость со сбора труппы перед началом нового 98-го сезона театра на Арбате. Римас Туминас объявил об этом на собрании перед стартом сезона, который открылся в субботу вечером премьерой спектакля «Фальшивая нота» в постановке худрука театра.

Сбор труппы легендарного театра, основанного великим Вахтанговым, прошел на Новой сцене при огромном стечении гостей и представителей СМИ. Не только все места в зале были заняты, заняты были лестницы и проходы, а фотокорреспондентов было сколько, что стояли в три ряда. Предсезонное действо стартовало фильмом о прошлом сезоне, в котором были освещены все значимые события ушедшего театрального года.

Первым перед труппой, гостями и журналистами выступил директор театра Кирилл Крок. Он с помощью слайдов рассказал о достижениях и успехах ушедшего сезона.

«Всего в Москве в 97-м сезоне (2017-2018) было сыграно 832 спектакля. Из них на основной (исторической) сцене 255 раз сыграны спектакли текущего репертуара Вахтанговского театра. За прошедший сезон здесь побывали 219 031 зрителей. В 97-м сезоне (2017-2018) на Новой сцене 241 раз сыграны спектакли Вахтанговского репертуара, их посмотрели 45 291 зрителей. Открытие Симоновской сцены стало центральным событием 97-го сезона. В новом сценическом пространстве в Камерном зале и зале Амфитеатр было сыграно 105 спектаклей, их посмотрели 9 014 зрителей. В Первой студии в 97-м сезоне произошло самое важное и радостное событие: в начале 2018 года 24 студийца были приняты в труппу Вахтанговского театра. Как сценическая площадка Студия продолжает успешно функционировать. За прошедший сезон здесь было сыграно 72 спектакля, их посмотрели 2 512 зрителей. В Арт-кафе – одной из новых площадок Театра – состоялось 159 мероприятий с участием Вахтанговцев и друзей нашего театра, их посетили 12 119 зрителей. В 97-м сезоне было проведено 82 экскурсии, которые посетили 1 750 зрителей. В 97-м сезоне Театр побывал на гастролях: в четырнадцати городах России: Петрозаводск – Саратов – Тара – Санкт-Петербург – Воронеж – Новокузнецк - Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Тюмень – Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Омск; и в семи городах зарубежья: Учжэнь (Китай) – Неаполь (Италия) – Лондон (Великобритания) – Могилев (Белоруссия) – Вильнюс (Литва) – Риека (Хорватия) – Паланга (Литва)».

Доклад директора театра, сопровождаемый обилием цифр и географических понятий, несколько раз прерывался бурными аплодисментами. А когда дело дошло до поздравлений актерам и работникам коллектива – то зал уже тонул в овациях. Сообщение о том, что «самый молодой актер театра» Владимир Этуш удостоен уже всех существующих в России наград вызвало шквал аплодисментов и одобрительный свист зала. На сборе труппы вахтанговцы поздравили юбиляров – заслуженную артистку России Ольгу Чиповскую и заслуженного артиста России Андрея Зарецкого, чьи дни рождения пришлись на отпускное время. Среди тех, кто получил почетные звания в прошедшем сезоне – Александр Рыщенков (заслуженный артист Российской Федерации), Виктор Добронравов (заслуженный артист Российской Федерации), Максим Обрезков (заслуженный художник Российской Федерации) и Кирилл Крок (заслуженный работник культуры Российской Федерации). При объявлении о звании для Добронравова Кирилл Крок сделал оговорку на соцсети, в которых эта новость широко обсуждалась.

Вахтанговцы поздравили и сотрудников, отметивших круглые даты своего служения в родном театре: заведующую гримерным цехом О.В. Калявину (40 лет в театре), гримера З.С. Соколову (60 лет в театре), костюмера Р.И. Дуникову (50 лет в театре), заведующую гладильно-прачечным цехом Т.В. Попову (50 лет в театре), заслуженного артиста России А.П. Павлова (50 лет в театре) и актрису И.А. Калистратову (40 лет в театре).

Для зрителей вахтанговцы также приготовили сюрприз к новому сезону: в экспозиционном зале (на третьем этаже исторического здания) открыта новая выставка – «Мемориальный кабинет Бориса Щукина». На выставке воспроизведена обстановка домашнего кабинета выдающегося артиста: мебель, картины, фотографии, книги, рабочие материалы, патефон, пластинки помнят теплое прикосновение его рук. Экспонаты переданы в дар Театру имени Евгения Вахтангова Галиной Николаевной Ремизовой. С гордостью и радостью об этом сообщил директор театра Кирилл Крок. Экспозицию зрители смогут увидеть до начала спектаклей на Основной сцене и в антракте. А подробно о ней расскажут научные сотрудники Вахтанговского музея во время посещения экскурсии «Вахтанговский театр. Прошлое и настоящее».

Закончив «тронную речь» Кирилл Крок скромно занял место в кресле президиума, уступив трибуну худрука театра Римасу Туминасу. Литовский театральный деятель с мировым именем ошарашил собравшуюся публику новостью из разряда «ТОР»: Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова.

«Я предложил, и Юрий Бутусов дал согласие прийти в наш театр на должность главного режиссера… Мне кажется, этот бунтарь не даст нам очутиться в «классической» ситуации, не даст окаменеть», - заявил художественный руководитель театра Римас Туминас. Мария Аронова от неожиданности даже переспросила у худрука о новом назначении. В новом сезоне Бутусов должен представить спектакль «Дон Кихот», созданный по мотивам произведения Сервантеса.
Далее Римас Туминас цитировал философские мысли из припасенной книги, рассуждал о значимости театра и роли актеров, делился мыслями о наступающем сезоне.

15 сентября на Основной сцене открывается новый 98-й сезон премьерным спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона в постановке Римаса Туминаса. В спектакле заняты народные артисты России Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. В ноябре на Новой сцене – премьерный показ спектакля по пьесе и в постановке Андрея Максимова «Брюсов переулок» (фантазия по произведениям В. Брюсова). В ролях: Ольга Тумайкина, Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семеновс. Здесь зал бурно поприветствовал находящегося на сборе труппы Андрея Максимова.

В сентябре итальянский режиссер Лука де Фуско приступит к репетициям спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». В ролях: Ирина Купченко, Евгений Князев, Полина Чернышева, Виталийс Семеновс, Александр Галевский, Леонид Бичевин, Олег Макаров, Елена Сотникова, Евгений Пилюгин, Александр Павлов, Сергей Пинегин, Эльдар Трамов, Ольга Немогай, Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Анатолий Меньщиков.

Не забыл худрук вахтанговцев и о себе. Туминас сообщил, что будет ставить «Фауста» Гете. «Сейчас размышляю, думаю над текстом», - сказал режиссер. Он также проинформировал прессу и труппу о том, что итальянский режиссер Джорджио Сангати будет ставить пьесу Гольдони «Новая квартира», а французский режиссер Клеман Эрвье-Леже - пьесу Мариво. К столетию театра будет поставлена знаменитая пьеса «Дибук» - режиссер Евгений Арье, композитор Фаустас Латенас, художник Семен Пастух.

Кроме того, вахтанговцев ожидает большое количество гастролей. Они выступят в Китае, США, Канаде, Франции, Латвии и Израиле. Художественный руководитель поздравил всех с началом нового сезона и пожелал, «чтобы не теряли вкус, стиль, чтобы в спектаклях был свет, была гармония».

Всех собравшихся пригласили отведать традиционного в театре на Арбате шампанского, актерам театра преподнесли подарочные варианты книг о родном театре, а журналистов пригласили на пресс-показ премьерной постановки «Фальшивая нота».
Отличного сезона театру Вахтангова, прекрасных работ, заполненного зала, удачных гастролей и всем добра и мира!

Материал и фото: Владимир Сабадаш из театра на Арбате.




















В зале аншлаг, как на модной премьере. Актерский состав явился практически полностью (из 113 человек только шесть не почтили своим присутствием сбор без уважительной причины), а остальные, включая цеха, здесь. В первых рядах «иконостас» Вахтанговского — Лановой, Максакова, Этуш, Купченко, Федоров, Кузнецов. Иконостас, замечу, активно работающий. Кому не хватило мест, стоят по стенам.

Замечу, что все сборы всех театральных трупп похожи, как счастливые семьи, — обнималки-целовалки, поздравлялки, объявлялки планов на новый сезон. В этом смысле Вахтанговский мало чем отличается от других. Но имеется разница в деталях, а они, как известно, решают все. Вот, скажем, поздравления с какой-нибудь датой (днем рождения, званием, выслугой лет) сопровождаются вручением цветов — их, как правило, выносят администраторы. В Вахтанговском их отличившимся раздает сам Римас Туминас, и с него корона не падает. И такая человеческая деталь, для многих руководителей совсем не существенная, многое объясняет: здесь политика человеколюбия, а не просто человекоиспользования.

Сбор вахтанговцев четко делится на две части — деловую и художественную. Обе отлично подготовлены. Директор Кирилл Крок за девять с половиной минут на экране предъявляет статистику прошлого сезона — впечатляет: в Москве за сезон на пяти сценах вахтанговцы сыграли 832 спектакля, их посмотрело 288 тысяч зрителей, на гастролях в России и Европы сыграли 55. Из строительных достижений — на Исторической сцене демонтирован старый осветительный мостик (в статусе памятника, руками не трогать!) и сделан новый выносной софит с новейшим оборудованием. Отремонтирована вторая часть фасада Симоновской сцены, а в ее Камерном зале увеличен угол наклона зрительного зала — теперь великолепный обзор. Театру безвозмездно переданы архив и домашняя обстановка рабочего кабинета из квартиры одного из основателей театра Бориса Щукина. Урожай государственных и ведомственных наград (ордена, грамоты, звания) получают более 30 человек, и не только артисты. Этуш вообще в этом году стал полным кавалером госнаград. И, наконец, о низком — о средней зарплате в Вахтанговском: 113 тысяч 200 рублей. Тут, как говорится, немая сцена. На фоне такой информации меркнет даже будущий гастрольный маршрут: Китай, Эстония, Латвия, Тель-Авив, Сургут, Казань, Милан, США, Канада, Венгрия, Париж, Стамбул. Однако всех на Землю возвращает худрук.

— Все, кончился праздник, — объявляет Туминас. — Кто остался без наград — скажите, мы постараемся. Хотел анализировать прошлый сезон, но сам себя наказываю за ошибки. Так что будем вносить коррекции, и от каких-то спектаклей придется отказываться. Новые будут — такова жизнь. Лев Толстой выразил вечную боль человека и размышления о смерти и жизни, о войне и мире, о боли Земли — в этом кроется незримая сторона красоты. Хаос в умах, в мире, наступают очень тревожные времена, потому нам никак нельзя терять надежду. Нам надо быть терпеливыми и, главное, учиться вкусу, чем мы грешим. Ведь спектакль разваливается, становится ранимым, потому что мы не воспитываем вкус.

Из вышесказанного следует, что сам Туминас начинает работу над «Войной и миром». А потом — над «Маленькими трагедиями» Пушкина, в которых главную роль (кого — не говорит) исполнит Людмила Максакова (Моцарт, Сальери, Скупой рыцарь?). Римас цитирует завещание Родена («Манерный, напыщенный стиль, обращающий на себя внимание, — это скверно. Стиль только тогда хорош, когда о нем забываешь»). И Гёте — из «Фауста» («Но не ищи высоких званий: Стал человеком — и желаний. Нет боле: нечем больше быть»).

Судя по новостям о планах на новый сезон, можно сделать вывод, что в Вахтанговском наши режиссеры будут конкурировать с варягами. Буквально один за другим сюда приезжают два итальянца — Лука де Фуко (пьеса Эдуардо де Филиппа «Суббота, воскресенье, понедельник») и Джорджио Сангати из театра «Пикало ди Милана» (пьеса «Новая квартира»). А французский режиссер Клеман Эрвье-Леже в ноябре возьмется за «Двойное непостоянство» Мариво. Евгений Арье из Израиля вместе с композитором Фаустасом Латенасом к 100-летию Вахтанговского будут делать «Диббук». Из русских же режиссеров названы Антон Яковлев, Екатерина Симонова, Андрей Максимов, Эльдар Трамов, Михаил Цитриняк. Последний представит на сцене труднопредставляемое — русские былины.

Однако главную интригу Туминас как опытный игрок приготовил на финал. «Дон Кихота» начнет репетировать Юрий Бутусов, — сообщает он и добавляет: — После переговоров Бутусов дал согласие прийти в Вахтанговский на должность главного режиссера».

От неожиданности зало дружно выдыхает «о-о-о!!!», но после зависшей паузы звучат робкие голоса:

— Что это значит?

— Объясните.

— Вы уходите, что ли?

— Никуда я не ухожу. Я остаюсь художественным руководителем, — успокаивает Римас. — Но думаю, что этот бунтарь не даст нам очутиться в классической ситуации, не даст окаменеть, любоваться собой, классическими манерами в поисках правды. Но нам опять же предстоит искать фантастический реализм в будущем репертуаре. Там, где проглядывается игра, свет, гармония. Для этого вам нужно быть здоровыми, в хорошем настроении. И прошу вас, думайте уже сейчас о столетии театра.

  • Знаменитый театр им. Вахтангова располагается в самом центре Старого Арбата.
  • Визитными карточками театра являются гротеск и ироничность.
  • В репертуаре театра им. Вахтангова присутствуют и классические трагедии и озорные водевили.
  • С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению ряда специалистов, обладает лучшим светом и звуком.
  • В театре помимо двух сцен есть и артистическое пространство «Арт-кафе», где проводятся творческие встречи, поэтические чтения и концерты.
  • Все постановки в театре ведутся на русском языке.

В самом сердце стоит красивое здание с колоннами – театр Вахтангова, знаменитый своими легкими ироничными, но такими глубокими спектаклями. Прекрасная прославленная труппа, талантливые режиссеры, разнообразный репертуар, сильные традиции и собственная школа – театр уже 95 лет пользуется заслуженной популярностью у москвичей и гостей столицы.

Иронично о наболевшем

В начале театра было чудо. В ноябре 1921 года в холодной и голодной Евгений Вахтангов ставит притчу о Добре и Зле – «Чудо святого Антония». Не меньшим чудом стала вторая постановка Вахтангова, когда он, смертельно больной, в феврале 1922 года поставил сказку – «Принцессу Турандот». Яркая и легкая, она покорила всех. С этого спектакля началась история театра Вахтангова, визитными карточками которого стали гротеск и ироничность.

Евгений Вахтангов был учеником . Ученики самого Вахтангова – Цецилия Мансурова, Юрий Завадский, Борис Щукин – составили костяк труппы. Вскоре при театре было создано училище, которому будет суждено стать одним из лучших театральных вузов страны. Из стен прославленной «Щуки» (так называют вахтанговский театральный институт им. Щукина) вышла целая плеяда знаменитых актеров и режиссеров – Юрий Любимов, Владимир Этуш, Ролан Быков, Сергей Маковецкий. Легендарным актером и художественным руководителем Вахтанговского театра с 1987 по 2007 год был Михаил Ульянов. Сегодня на этой сцене можно увидеть великолепную «старую гвардию» ‒ Василия Ланового, Владимира Этуша, Людмилу Максакову, блестящее «среднее поколение» ‒ Евгения Князева, Сергея Маковецкого и талантливую «молодежь» ‒ Александра Олешко и Нонну Гришаеву.

Спектакли театра Вахтангова разнообразны. Это и классические трагедии («Медея» Еврипида), и озорные водевили («Мадмуазель Нитуш» Ф. Эрве). Здесь умеют ставить классику, что видно по успеху спектаклей Римаса Туминаса «Дядя Ваня» , «Евгений Онегин» А. Пушкина.

Спектакли Туминаса стали настоящим событием в культурной жизни города. Взяв тексты, знакомые по школе каждому россиянину, Туминас открыл их для зрителей заново. В чеховском «Дяде Ване» режиссер увидел театр абсурда, где говорят одно, думают другое и делают третье. Обычно героев этой чеховской драмы показывают несостоятельными неудачниками. Туминас представляет нам людей живых, ранимых, полных страстей и несбывшихся надежд. Режиссер и актеры не смотрят на своих героев свысока – напротив, они любят их, симпатизируют им.

В , который сам классик называл «энциклопедией русской жизни», Туминас пытается дойти до самой сути русской души. Ломая стереотипы, он показывает целую панораму образов национального характера, где сочетаются любовь и ненависть, душевность и чопорность, безрассудство и ответственность. Главные роли в обоих спектаклях (Войницкий в «Дяде Ване» и Онегин в «Евгении Онегине») сыграл блестящий вахтанговский актер Сергей Маковецкий.

Возможности театра

С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению многих специалистов, обладает лучшим светом и звуком. В 2011 г. было отреставрировано декоративное убранство здания, проведен ремонт зрительного зала. Спектакли театра проходят на двух сценах: Большая вмещает 1055 зрителей, Малая рассчитана на 250 мест. Обе площадки предоставляют прекрасный обзор со всех мест. Однако в зале Малой сцены установлены подвижные кресла, что позволяет менять их конфигурацию в соответствии с замыслом режиссера. Специальная платформа позволяет поднимать декорации весом 3,5 тонны. Для людей с ограниченными физическими возможностями предусмотрен лифт.
Есть в театре и «особая третья сцена» — артистическое пространство «Арт-кафе». Здесь проводятся творческие встречи, поэтические чтения, выступления оркестра Вахтангова. Уютный со вкусом оформленный небольшой зал вместил себя небольшую сцену и столики, за которыми зрители могут отдохнуть и приятно провести время.
С 1931 г. при театре работает музей, открытый по инициативе учеников Вахтангова. В нем можно познакомиться с текстами пьес, записями режиссеров и актеров, афишами, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о деятельности театра.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 2 , средняя оценка: 5,00 (из 5)

Февраль 2017
Вообще вся атмосфера этого театра, его расположение (на старом Арбате), великолепная игра актеров, мне там нравится всё! Единственное, покупать билеты надо только в партер, амфитеатр и бельэтаж! Никаких балконов!

Декабрь 2016
Театр, в котором сложилось все: месторасположение, главный режиссер, актерский состав, репертуар, хранящий традиции и передающий мастерство молодому поколению. Теперь и еще одна новая сценическая площадка для творческих встреч - прекрасное арт-кафе. Великолепная Марина Есипенко - третья Принцесса Турандот, жаль, что спектакль ушел из репертуара, Юлия Рутберг, неподражаемые Сергей Маковецкий и Владимир Вдовиченков, Владимир Этуш. Актеры, дарящие эмоции, переживания, размышления.

Декабрь 2016
Театр им. Е. Вахтангова один из немногих, в котором есть дух интеллигентности, высочайшей классической театральной культуры и не наигранной ответственности перед зрителем! Особенно достойно старшее поколение мастеров сцены! Молодежь должна подтягиваться - есть же у кого учиться. Каждое посещение театра - праздник!

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Одному из лучших режиссеров современной российской сцены, литовскому режиссеру Римасу Туминасу исполняется 65. Юбилей совпал с другой важной датой - десять лет назад Туминас возглавил знаменитый столичный театр имени Вахтангова. Труппа и поздравила своего художественного руководителя первой - накануне на Новой сцене театра в его честь прошел капустник.

"Роман" Туминаса с Россией начался задолго до его прихода в Вахтанговский. Вскоре после окончания Литовской консерватории Римас Владимирович поступил на режиссерский факультет ГИТИСа.

Сразу после выпуска в 1978 году в Театре драмы Литовской ССР состоялась премьера его спектакля "Январь" по пьесе болгарского драматурга Йордана Радичкова. Еще через год свет увидела первая московская постановка Туминаса в Театре имени Станиславского - спектакль "Мелодия для павлина" словацкого драматурга Освальда Заградника.

Работая главным режиссером в Литовском национальном драматическом театре до 1999 года, Туминас одинаково успешно ставил классику и произведения современных авторов. Среди его самых заметных работ того периода: "Царь Эдип" Софокла, "Ричард III" Уильяма Шекспира, "Кошка на раскаленной крыше" Теннесси Уильямса, "Снежная королева" Евгения Шварца, "Тихая ночь" Гаральда Мюллера.

В 1990 году Туминас открыл Малый театр Вильнюса, где уделял всё больше внимания русским писателям. Ставил Чехова, Лермонтова и Гоголя. Известность Туминаса росла, его приглашали работать во многие зарубежные театры.

В Финляндии режиссер поставил "Дядю Ваню", в Исландии "Чайку" и "Вишневый сад", в Швеции "Идиота". А в московском театре "Современник", наоборот, выпустил спектакль по трагедии немецкого поэта Фридриха Шиллера "Мария Стюарт". Спектакль "Играем…Шиллера!", поставленный в 2000 году, до сих пор идет на сцене "Современника".

Сотрудничество с театром имени Вахтангова в 2002 году Туминас все же начал с классики - представил публике гоголевского "Ревизора".

Спектакль имел большой успех, и через пять лет режиссера пригласили на должность художественного руководителя московской труппы. Принимая предложение, Туминас обещал сохранить традиции Вахтанговского и сдержал обещание.

Поколение В: театр имени Вахтангова отмечает 95-летие Государственный академический театр имени Вахтангова появился на свет 13 ноября 1921 года. "Вахтанговцы" стали отдельной кастой московского театрального сообщества. Анна Михайлова выбрала 10 спектаклей этого театра, в которых видна связь поколений.

К 90-летию театра в 2011 он создал постановку об актерском служении и преемственности "Пристань", где задействовал все поколения "вахтанговцев". Туминас также вернул на сцену знаковый для театра спектакль "Маскарад" и поставил на Сергея Маковецкого своего любимого "Дядю Ваню".

За одну из последних постановок - "Евгения Онегина" по Александру Пушкину Туминас был удостоен "Золотой маски". Однако режиссер не ограничивается драматическими спектаклями. В 2016 он представил в Большом театре свою трактовку знаменитой оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", а сейчас работает над постановкой оратории "Царь Эдип" Стравинского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Не забывает Туминас и о необходимости передавать свой опыт новому поколению актеров и режиссеров. В 2012 году он открыл Первую студию Вахтанговского театра, в которой принимают участие студенты творческих вузов.