Каким средством воздействует искусство на человека? Как оно влияет на мировоззрение и восприятие всего окружающего пространства? Почему от некоторых музыкальных произведений бегут «мурашки» по коже, а от сцены в кинофильме - слёзы по щекам? Точного ответа на эти вопросы не даст никто - искусство способно пробуждать в человеке самые разнообразные и зачастую очень противоречивые чувства.

Что такое искусство?

Существует точное определение искусства - это процесс или результат выражения в художественном проявлении, а также творческий симбиоз, который передает те или иные чувства и эмоции, переживаемые в определенный момент. Искусство многогранно. Оно способно передать переживания одного человека и даже настроения всего народа в конкретный отрезок времени.

Сила настоящего искусства заключается прежде всего в его воздействии на человека. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и впечатлений, которые, ко всему прочему, могут быть достаточно противоречивыми. Искусство - это своеобразное отражение истинной сущности человека. И совершенно не важно - великий художник это или ценитель живописи.

Средства воздействия искусства и его виды

В первую очередь стоит определиться с видами искусства, а их существует достаточно большое количество. Итак, основные музыка, литература, живопись, театр, цирк, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также графика и многое другое.

Каким средством воздействует искусство? бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т.д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение.

Многогранность искусства

Как уже было сказано, искусство многогранно. Об этом особенно красноречиво говорят сохранившиеся с незапамятных времен шедевры скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы, живописи и графики, а также бессмертное кино и театральные постановки. и исторические исследования показывают, что древнейшие цивилизации стремились к выражению собственного «Я» через рисунки на скалах, ритуальные танцы у костра, традиционные костюмы и др.

В искусстве не предназначены лишь для того, чтобы вызвать некое конкретное чувство. Эти методы предназначены для более глобальных целей - сформировать особенный внутренний мир человека, который способен видеть прекрасное и создавать нечто подобное.

Музыка - отдельный вид искусства

Пожалуй, этот вид искусства заслуживает отдельной большой категории. С музыкой мы сталкиваемся постоянно, даже наши древнейшие предки совершали различные ритуалы под ритмичные звуки самобытных инструментов. Музыка способна оказывать на человека самое разнообразное влияние. Для кого-то она может служить средством умиротворения и релаксации, а для кого-то она станет стимулом и толчком к дальнейшим действиям.

Более того, ученые давно пришли к выводу, что музыка является отличным второстепенным средством реабилитации больных и прекрасной возможностью добиться душевного равновесия. Именно поэтому музыка очень часто звучит в палатах, таким образом, укрепляя веру в скорейшее выздоровление.

Живопись

Воздействующая сила искусства - это величайшая мощь, которая способна радикально изменить мировоззрение человека и значительным образом повлиять на формирование его внутреннего мира. Буйство красок, сочные цвета и гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов - все это средства изобразительного искусства.

Всемирно известные шедевры художников хранятся в сокровищницах галерей и музеев. Картины оказывают удивительное воздействие на внутренний мир человека, они способны проникнуть в самые потаенные уголки сознания и посеять зерно истинных ценностей. Более того, создавая уникальные произведения изобразительного искусства, человек выражает собственные переживания и делится со всем миром своим видением окружающей действительности. Всем известен тот факт, что лечение некоторых заболеваний нервной системы зачастую сопровождается занятиями по рисованию. Это способствует исцелению и умиротворению пациентов.

Поэзия и проза: о воздействующей силе литературы

Наверняка всем известно, что слово, по своей сути, обладает невероятной силой - оно способно излечить израненную душу, обнадежить, подарить радостные мгновения, обогреть, точно так же слово способно ранить человека и даже убить. Еще большей силой обладает слово, обрамленное красивым слогом. Речь идет о литературе во всех ее проявлениях.

Шедевры мировой классики - это огромное количество удивительных произведений, которые в той или иной степени повлияли на жизнь практически каждого человека. Драма, трагедия, стихи, поэмы и оды - все это в разной степени отразилось в душе каждого, кто смог прикоснуться к творениям классиков. Воздействие искусства на человека - в частности, литературы - многогранно. Так, например, в смутные времена писатели своими стихами призывали народ к борьбе, романами уносили читателя в совершенно иной мир, наполненный иными красками и персонажами.

Литературные произведения формируют внутренний мир человека, и совершенно не случайно в наши времена, наполненные инновациями и технологическими новшествами, людей призывают вновь окунуться в необычайно уютную атмосферу, которую создает хорошая книга.

Влияние искусства

Прогресс не стоит на месте, точно так же, как и искусство. Для разных эпох характерны определенные тенденции, которые в той или иной степени нашли отражение во многих произведениях. Более того, зачастую именно модные веяния формировали образ и уклад жизни населения. Достаточно лишь вспомнить, как направления архитектуры диктовали каноны строительства и обустройства внутреннего убранства. Воздействующая сила искусства способствовала созданию не только сооружений в определенном стиле, но и формировала общие вкусы среди населения.

Так, например, в архитектурной сфере есть даже своеобразная классификация исторических периодов: эпоха Ренессанса, рококо, барокко и т.д. Каким средством воздействует искусство на человека в этом случае? Оно формирует вкусовые пристрастия человека, его стиль и манеру поведения, диктует правила оформления интерьера и даже стиль общения.

Влияние современного искусства

О современном искусстве говорить сложно. Это вовсе не обусловлено специфичными особенностями XXI века, наполненного инновациями и уникальными технологическими новшествами. В свое время многих писателей и художников не признавали гениями, более того, их зачастую считали сумасшедшими. Вполне возможно, что через несколько сотен лет наших современников будут считать гениями своего времени.

Тем не менее проследить тенденции современного искусства достаточно сложно. Многие склоняются к тому, что нынешние творения - это всего лишь разложение старых. Каким средством воздействует искусство в этом случае и как оно влияет на формирование личности, покажет время. А для творцов очень важно сформировать и вырастить в обществе чувство прекрасного.

Каким средством воздействует искусство?

Говоря о воздействующей силе этого явления, нельзя ограничиться понятиями добра и зла. Искусство во всех своих проявлениях не учит отличать хорошее от плохого, свет от тьмы и белое от черного. Искусство формирует внутренний мир человека, учит его самого отличать понятия добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать свои мысли и даже видеть мир в многогранном аспекте. Книги погружают в совершенно иной мир грез и фантазий, формируют человека как личность, а также заставляют задуматься о многих вещах и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные ситуации.

Дошедшие до наших дней творения архитекторов, живописцев, писателей и музыкантов красноречиво говорят о бессмертности подлинных шедевров. Они в полной степени показывают, насколько бессильно время перед бесценными произведениями классиков.

Истинное искусство нельзя не заметить, а его сила способна не только сформировать внутренний мир, но и круто изменить жизнь человека.

Прекрасное пробуждает доброе

Преобразующая сила искусства

Художники всегда размышляли о предназначении искусства, своего творческого дара. «И чувства добрые я лирой пробуждал…» - писал А. Пушкин . «Надежная опора вдохновенью была дана мне с детства в красоте» - считал Микеланджело. «Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас.

…Он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он» - говорил А. Франс.

Искусство обладает огромной дейтвенной силой, незаметной на первый взгляд. Читая книгу , смотря кинофильм или спектакль, посещая художественный музей или выставку, слушая классическую музыку или современные песни, человек как будто только отдыхает, проводит досуг. На самом деле во время общения с искусством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, персонажам, он словно примеряет на себя другие характеры, разнообразные ситуации, получает новый опыт: сопереживает положительным персонажам, негодует, когда видит несправедливость по отношению к слабым и беззащитным.

Художественные образы служат эстетическими идеалами , которые проявляются в отношении к жизни, в характеристиках положительных и отрицательных персонажей и воплощаются в самых разных формах: в героической поэме и сатире, в трагедии и комедии. Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанавливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порожденное реальной жизнью, гармонизирует внутренний мир воспринимающего его читателя, слушателя, зрителя. Настоящее искусство спокойно, ненавязчиво, оно «не терпит суеты», «воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер).

Массовая культура, напротив, оглушительна, назойлива, суматошна, развлекательна, легка для восприятия. Она так прочно вошла в сознание многих людей, что места для высоких духовных ценностей уже почти не осталось. И искусство, и массовая культура воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие человека исподволь, часто не осознанно для него.

Какие герои художественных произведений вам интересны? На кого из них хотелось бы быть похожими? Кому из них хотелось бы подражать? Над какой-либо важной жизненной проблемой они побудили вас задуматься?

Прочитайте стихотворные строки английского поэта и драматурга XVI в. У. Шекспира .

Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя б на час один
В нем музыка свершить переворота.

Подберите музыкальное произведение (классическое или современное), на примере которого вы смогли бы раскрыть смысл этого высказывания.

Какие взгляды, вкусы, характер формирует общение человека с произведениями высокого искусства, а какие - с продуктами массовой культуры? Докажите на примерах свое мнение.

Художественно-творческие задания
> Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т. п.

> Составьте программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Какие нравственные ценности вы хотели бы раскрыть с помощью песен , включенных в программу концерта?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

В чём заключается волшебная сила искусства? Какую роль оно играет в жизни человека? Правда ли, что искусство отражает душу народа? На эти и другие вопросы пытается ответить автор предложенного для анализа текста писатель В.Конецкий. Например, размышляя о своеобразии русской живописи, он обращает внимание на творчество таких художников, как Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев. «3а этими именами скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись», - отмечает автор. Он подчёркивает, что в творчестве этих художников отражается мироощущение нашего народа, его способность наслаждаться красотой родной природы, способность ценить её простоту и непритязательность, находить гармонию там, где другие её не чувствуют.

Искусство для человека – ещё и своеобразный спасательный круг, ведь это не только средство самовыражения, но и та сила, что соединяет нас с историей и культурой родной страны, не позволяет забыть её просторы, раз за разом напоминает каждому, насколько прекрасна Россия. Это свойство подлинного искусства В.Конецкий считает очень важным, ибо оно помогает людям осознать сопричастность к своей истории, своему народу, своему Отечеству: «В наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.»

Есть у произведений живописи, литературы, музыки и ещё очень важная роль, которую нельзя не отметить. Подводя итог, писатель выражает уверенность: «Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья».

Оно способно поднять с колен потерявшего надежду человека и даже спасти ему жизнь.

Так, искусство воскресило желание жить в герое романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир». Николай Ростов, проиграв Долохову в карты большую сумму, просто не видел выхода из сложившейся ситуации. Карточный долг необходимо заплатить, но таких огромных денег у молодого офицера не было. В этой ситуации у него оставался, пожалуй, единственный вариант развития событий – самоубийство. От мрачных мыслей героя романа отвлек голос сестры. Наташа разучивала новую арию. В этот момент Николай, заворожённый музыкой, очарованный красотой Наташиного голоса, забыл о проблемах, что ещё минуту назад казались ему неразрешимыми. Он слушал пение и переживал о лишь том, возьмёт ли девушка верхнюю ноту. Её нежный голос, очарование волшебной мелодии вернули Николая к жизни: герой понял, что, кроме невзгод и печали, в мире есть красота и счастье, для них и стоит жить. Вот что творит настоящее искусство!

Спасло оно и Сью, героиню рассказа О’Генри «Последний лист». Заболевшая пневмонией девушка совсем потеряла надежду на выздоровление. Наблюдая за тем, как за окном опадает плющ, она решает, что умрёт, когда с его ветки слетит последний листок. Старый сосед-художник Берман, узнав о её намерениях от подруги героини, решает обмануть судьбу. Ночью, во время холодного осеннего дождя и сильного ветра, он создаёт свою главную картину, настоящий шедевр: рисует маленький листочек плюща на кирпичной стене дома напротив. Утром Сью видит, как всю ночь смело сражался с бурей храбрый последний лист. Девушка тоже решает взять себя в руки и поверить в жизнь. Она выздоравливает, благодаря силе любви, что вложил в своё произведение старый художник, а значит, благодаря искусству. Именно оно дарит ей возможность жить дальше, поверить в себя и быть счастливой.

Таким образом, искусство играет важнейшую роль в нашей жизни. Оно дает возможность выражать свои чувства и мысли, объединяет самых разных людей, помогает жить.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока :

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие : создать условия для развития у учащихся метапред-метных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:
  • ценности искусства, его воздействия на человека;
  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О" Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока разрабатывает маршрутную карту виртуального путешествия, подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария,Т. Альбинони Адажио (произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс, оставляют принесенные вещи на рабочих местах и встают за компьютерные столы)

У. Здравствуйте! Желаю всем успешной, радостной работы. Присядьте за компьютерные столы так, чтобы хорошо видеть и слышать меня.

2. Введение в тему.

У.: Сегодня нам придется много путешествовать по виртуальному миру. Чтобы не потеряться и не заблудиться у каждого на столе лежит маршрутный лист (Приложение №1). Напишите на нем свою фамилию, имя. Давайте все вместе просмотрим его. (Кратко комментирует: инструкция №1, таблица, список виртуальных музеев и необходимые термины).

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее на первой строчке.

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один - эпиграф -символ обратите внимание: ветка с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: Впишите в свой маршрутный лист автора и название произведения. (О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист»). Все прочитали? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл - напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литераьуры.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть».
Б. Васильев «Завтра была война»

Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Разработка темы

А). У.: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция .

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

Просматривая следующий видео фрагмент «вертикаль и горизонтали как опорные линии композиции», не забывайте заполнять таблицу (автор, название, композиция).

Обобщение:

У.: Проверьте себя! А) вставьте нужный термин в маршрутной карте.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя; диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа).

У.- наблюдает, корректирует, помогает

Кто раньше справился, может «походить» по виртуальным музеям мира. Найти одну картину, которая больше всего понравиться определить композиционное построение, записать к себе в таблицу

У.: Пора возвращаться из нашего виртуального путешествия! Нужно ли кому-то дополнительное время? Заканчивайте работу в соответствии с инструкцией и проходите за столы.

Д.: выключают компьютеры и проходят на свои места.

4. Практическая работа.

Введение.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах (Приложение №2) находиться ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Если будет нужна помощь – приглашайте меня.

Д. Открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Консультирует. Если видит, что композиция готова – предлагает наклеить на открытку. После того, как получился открытка, работа останавливается.

У.: Прежде, чем мы полюбуемся своей работой, наведите порядок на столах! (мусор собирают в целлофановый мешок.)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

Заключение.

У.: Спасибо за урок! Вы - молодцы! (возможно, оценивает работы)

На прощание я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

Искусство преобразует реальность:

1) через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев. Изображение любви французскими писателями XVII в. повлияло на строй этого чувства во Франции, эротизм же кино и романов ХХ в. во многом определил сексуальную революцию 60-70-х годов;

2) через включение человека в ценностно - ориентированную деятельность. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы, создав художественный мир, непохожий на окружающий. Саги сформировали духовный облик народа, и без них ныне невозможно понять национальный характер современного исландца;

3) через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность - художественный мир);

4) через обработку строительного материал образа (художник преобразует мрамор, краски, слова, создавая скульптуру, картину, поэму).

Концепция «искусства для искусства» полагает, что к художественному творчеству неприменима «мерка результативного действия», ибо искусство переносит человека из реальности, требующей действий, в мир эстетического наслаждения. Однако преобразующее воздействие искусства особенно ощутимо в переходные эпохи. Преобразующая функция, спящая внутри искусства, особенно привлекательна для пассионарных и революционно настроенных слоев общества, которые ставят ее во главу угла своей эстетики. Марксистская эстетика придавала решающее значение преобразующей роли искусства и именно за это его ценили партийные деятели, прагматически подходившие к искусству.

2.Искусство массовой культуры и его функции.

Культура традиционных обществ имела ярко выраженный "сословный" характер. Различные социальные слои (сословия, касты и т.д.) заметно различались в культурном плане. Образ жизни средневекового европейского горожанина, крестьянина и аристократа предполагал разные нормы повседневного поведения, способы развлечений, особенности кухни, воспитания, одежды и т.д. Принадлежность к тому или иному слою легко определялась по внешнему виду. Представители высших слоев в традиционных обществах имели определенные культурные привилегии: например, в Индии изучать священные писания - Веды, могли только представители высших каст. Доступ к письменной культуре также имели, как правило, лишь представители высших слоев (исключения всегда возможны). Культурные особенности различных слоев воспроизводились из поколения в поколение, чему способствовала тяготеющая к закрытости стратификационная система традиционных обществ. Еще в начале XX века в обществах, вступивших в эпоху современности, прослеживались значимые культурные различия между слоями и классами. "Рабочий" и "буржуа", крестьяне и утратившая прежнее влияние аристократия еще сохраняли культурные особенности. Однако процесс модернизации, становление современной экономики, индустриализация, урбанизация, распространение образования, демократизация политической жизни создавали предпосылки для постепенного размывания четких культурных различий между социальными слоями. На смену "расчлененной" стратификацией культуре традиционных обществ приходит массовая культура. Массовая культура не формируется стихийно в процессе повседневного взаимодействия и не передается из поколения в поколение. Массовая культура создается "профессионалами", специализированными организациями. Её образцы предназначены для "потребления" самыми широкими слоями населения, она демократична и существует, главным образом, для развлечения, заполнения досуга. Человек не становится "носителем" массовой культуры в результате восприятия традиционного наследия или получения образования. Образцы массовой культуры (книга, песня, кинофильм, спортивное зрелище и т.д.) свободно выбираются человеком для того, чтобы получить удовольствие, эмоциональное удовлетворение, "разрядку" психического напряжения, заполнить свободное время. Массовая культура не исчерпывает всего содержания культуры современных обществ, но представляет собой весьма значимый "сегмент" этой культуры.

Следует отметить, что понятие "высокой культуры" крайне нечеткое. На практике бывает очень сложно провести границу между "высокой" и "массовой" культурой. Ценности, в соответствии с которыми производится ранжирование культурных образцов, не отличаются определенностью в современном обществе. Кроме того, ранжирование образцов культуры, как мы уже знаем, связано не столько с объективной ценностью этих образцов, сколько с тем, кто имеет право (власть) выносить суждение о них. Однако, можно отметить, что для освоения "элитарной", "высокой" культуры, как правило, требуется определенная подготовка, накопленный "культурный капитал". Без предварительного образования, например, вряд ли удастся понять философский трактат. Без предварительного эстетического воспитания и культивирования "музыкального вкуса" сложно воспринимать музыку Шнитке. Образцы же массовой культуры не требуют от "потребителя" подготовки и доступны, фактически, каждому. Но и этот критерий довольно условен. Массовая культура - сложный феномен, порожденный современностью и не поддающийся однозначной оценке. Проблеме массовой культуры посвящено необозримое количество научной и публицистической литературы - и отечественной, и зарубежной. Поток этой литературы не иссякает, и в рамках учебного пособия хоть сколько-нибудь полный обзор ее невозможен. Мы будем ссылаться на те или иные имена и точки зрения по ходу изложения материала. Широкое распространение феномен массовой культуры приобрел только в XX веке. Это было обусловлено такими важными факторами, как возникновение массового общества и развитие технологий, позволивших тиражировать культурные образцы. Что представляет собой массовое общество? Термин "массовое общество", как и "массовая культура" - неоднозначен. Явление, им обозначаемое, трактуется многими исследователями в негативном ключе. "Масса" часто ассоциируется с "толпой", "чернью". Человек массы предстает как безликий индивидуум, склонный слепо следовать предрассудкам, моде и политическим вождям. Однако массовое общество - это, прежде всего, определенное состояние социума, порожденное процессами индустриализации и урбанизации, разрушившими традиционные сообщества и смешавшими в аморфную человеческую массу представителей прежде четко оформленных социальных слоев. Как таковое, оно нуждается в объективном изучении, а не оценке.

Массовая культура не могла бы выполнять эти функции и едва ли вообще могла бы существовать без технического прогресса. Именно развитие техники - от печатного станка до ультрасовременных средств связи и коммуникации; появление телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, компьютеров делает возможным тиражирование культурных образцов и донесение их, практически, до каждого члена современного общества. Развитие техники приводит не только к тому, что культурные образцы становятся доступными широким слоям населения. Появление новых видов техники создает и новые виды культурной деятельности, в частности и искусства. Наиболее наглядный пример - кино. Такой специфический жанр массовой культуры, как телесериал, также возник лишь на "базе" определенной техники. С развитием компьютерных технологий появляются новые виды искусства и других типов культурной деятельности. Существенная черта массовой культуры - ее промышленный и коммерческий характер. Производство культурных образцов ставится на поток. Снимается не один уникальный сериал: существует налаженное производство этого вида продукции. Выработалась определенная технология процесса ее производства. Создатели сериала - уже не "творцы" в полном смысле этого слова. Они - "специалисты", "профессионалы" своего дела. В прошлом произведения искусства создавались как уникальные, неповторимые. К образцам массовой культуры эти термины неприменимы. Произведения массовый культуры изначально создаются как товар, предназначенный для массового потребителя этого товара. Один удачный образец вызывает массу подражаний. Потребителями массовой культуры являются в современном обществе фактически все слои и группы.

Основная задача массовой культуры - развлекать и отвлекать. Уровень экономического развития современных обществ сделал возможным высвобождение свободного времени, которое необходимо чем-то занять, а также повысил уровень жизни. Люди оказались способными платить за то, чтобы их развлекали. С другой стороны, современное общество - довольно стрессогенная среда: быстрый темп социальных изменений и их непредсказуемость, нестабильность социального положения людей, непрочность социальных связей, переизбыток противоречивой информации - все это порождает потребность время от времени "отключаться", "расслабляться". И массовая культура позволяет удовлетворить обе потребности: проведения досуга, развлечения и расслабления. Массовая культура постоянно подвергается критике - и со стороны исследователей, и со стороны наиболее требовательной и восприимчивой общественности. Критика вызвана низким качеством продукции "культурной индустрии", зачастую играющей на самых примитивных потребностях и инстинктах, не стремящейся к духовному развитию потребителей. Другое направление критики - коммерческий характер массовой культуры, превращение культуры в товар. Наиболее склонные к философской рефлексии авторы видят в массовой культуре своеобразный наркотик, который отвлекает людей от реальных проблем общества и формирует ложное, искаженное, "лакированное" представление о действительности, прививает людям потребительские идеалы.

Все эти негативные стороны массовой культуры, действительно, имеют место. И, тем не менее, массовую культуру не следует рассматривать только лишь в негативном ключе. Как показано выше, ее возникновение было обусловлено важными структурными изменениями в обществе и она выполняет в этом обществе определенные функции. Следует добавить также, что не все образцы массовой культуры заведомо низкого качества. Детективные романы Агаты Кристи и Жоржа Сименона - несомненно, образцы массовой культуры. Тем не менее, они признаны "классикой жанра" и обладают несомненными художественными достоинствами. Музыка "Битлз" - ярчайший пример массового искусства. Тем не менее, сегодня даже музыковеды признают эту группу осно-воположницей нового музыкального жанра. Кроме того, массовая культура не уничтожает культуру высокую, хотя её потребителей и ценителей значительно меньше. Но разве все греки читали Платона и Аристотеля? И весь ли русский народ учил наизусть стихи А.С.Пушкина при жизни поэта? Примеры можно умножать. Э. Шилз отмечал культурную неоднородность и культурное многообразие массового общества, выделял различные "уровни" культуры, существующие в нем: Одним из проявлений "несогласия" массового общества выступает разделение его культуры по крайней мере на три уровня качества... Это так называемые "высшая", или "изысканная", "средняя" или "посредственная", и "низшая" или "вульгарная", культуры. Отличительным признаком "высшей" культуры служит серьезность избираемой основной темы и затрагиваемых проблем, глубокое проникновение в сущность явлений, согласованность восприятий, утонченность и богатство выраженных чувств..."Высшая" культура никак не связана с социальным статусом. А это значит, что степень совершенства в ней определяется не общественным положением создателей или потребителей объектов культуры, а лишь правдивостью и красотой самих этих объектов. Категория "средней" культуры включает в себя произведения, к которым, независимо от усилий их создателей, неприменимы критерии оценок произведений "высшей" культуры. "Посредственная" культура менее оригинальна, чем "высшая", она в большей мере репродуктивна и, хотя оперирует теми же жанрами, что и "высшая" культура, проявляет себя также и в некоторых новых жанрах, еще не проникших в сферу "высшей" культуры... На третьем уровне стоит "низшая" культура, произведения которой элементарны. Некоторые из них имеют жанровые формы "средней" и даже "высшей" культуры (изобразительное искусство, музыка, стихи, романы, рассказы), но сюда входят также игры и зрелища (бокс, скачки), обладающие непосредственной выразительностью и минимальным внутренним содержанием. На этом уровне культуры глубина проникновения почти всегда ничтожна, утонченность отсутствует, а общая вульгарность ощущения и восприятия - характерная ее особенность... Массовое общество поглощает значительно большее количество культуры, чем любая другая эпоха... Наибольший размах приобрело распространение "посредственной" и "низшей" культур, а пропорциональный запас "высшей" культуры резко сократился. Самые очевидные из причин подобного явления - большая доступность, уменьшение затрат труда, увеличение времени досуга и материального достатка большинства людей, распрстранение грамотности, откровенный гедонизм. При этом низшие и средние классы выиграли больше, чем элита... Потребление "высшей" культуры также возросло, хотя и в меньшей степени. Что касается упомянутой выше "лакировки" действительности и формирования потребительских идеалов, то в связи с этим можно отметить некий парадокс. Массовая культура, в некотором смысле, "всеядна", что обусловлено ее коммерческим характером. Если в обществе есть "спрос" на критику существующего порядка, то тут же появятся произведения, отвечающие этой потребности. На современном массовом рынке интеллектуальной литературы можно найти огромное количество книг "критического" направления - как научных и публицистических, так и художественных. Массовая культура не воспитывает - она предлагает разнообразный товар. Дело потребителя выбрать: дамский роман, "1984" Дж. Оруэлла или знаменитое критическое исследование современного массового общества философа и социолога Герберта Маркузе "Одномерный человек". (Правда, труд Г. Маркузе следует отнести всё же к элитарной или "высшей" культуре, поскольку его понимание требует определенной подготовки).

Даже такая несомненная черта массовой культуры, как коммерциализация, имеет некоторые позитивные последствия. Безличные коммерческие, рыночные отношения и изменившиеся потребности людей, готовых платить за удовлетворение желаний, предоставляют творческому человеку много возможностей для созидательной деятельности (другое дело, как эти возможности используются). В обществах прошлого творческой деятельности как отдельной сферы социальной практики, фактически, не существовало. В архаичных обществах искусство было вплетено в повседневную деятельность. В традиционных цивилизациях древности и средневековья люди, занятые творческой деятельностью, как правило, представляли собой меньшинство и работали, в основном, для удовлетворения художественных потребностей аристократии, будучи полностью зависимыми от неё в материальном отношении. В лучшем случае, творческая деятельность была одной из форм проведения досуга. Но в данном случае художник должен был иметь средства к существованию, позволявшие ему свободно "творить". Многие из тех, кого мы назвали бы сегодня художниками, считались ремесленниками и особым почетом не пользовались. Лишь с эпохи Возрождения в европейской культуре начинается эмансипация творческой деятельности. Такого количества людей "творческих профессий", как в современных обществах, не было никогда и нигде, поскольку общество не испытывало в них потребности.

Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта". К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее.