Когда мы смотрим на картину «Витязь на распутье», первый образ, который приходит нам на ум, это, конечно, Илья Муромец, герой былин и сказаний. Но в названии картины, как и в задумке художника, никакого имени не фигурирует. Перед написанием этого шедевра Виктор Васнецов нарисовал множество эскизов, набросок и этюдов. Были совершенно разные варианты этого полотна: в начале, на некоторых эскизах богатырь был изображен лицом к зрителю. В композиции присутствовала дорога. Но в конечном итоге художнику важнее было показать камень с надписью и поле, усеянное человеческими костями. При этом он вовсе убрал дорогу и из трех изречений оставил одно: «прямо пойдешь, живым не бывать». Скорее всего, этим изречением Васнецов хотел сделать акцент на обреченной и безысходной участи богатыря, в его лице показав всю бессмысленность военных действий. Также это изречение усиливается мрачным пейзажем: останки павших бойцов рядом с камнем, вечернее небо и небольшая стая ворон.

От начала работы над картиной до её завершения заняло у Васнецова пятнадцать лет. Конечно же, он параллельно вел работу и над другими полотнами. Но интересен тот факт, над которым спорят многие искусствоведы: в руках витязя пехотное копье, а не конное. Эта деталь удивляет всех тем, что на всех эскизах и этюдах у богатыря ни разу не встречается именно пехотного копья, оно присутствует только на окончательном варианте. Что хотел сказать знаменитый русский живописец этим разительным отличием, можно только догадываться. Вообще этот шедевр сильно отличается от других полотен, он выделяется своим пессимистическим настроением, которое совершенно нетипично для работ художника.

Год написания картины: 1878.

Размеры картины: 79 x 147 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм, символизм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Виктора Васнецова «Аленушка»

Описание картины Виктора Васнецова «Богатыри»

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Витязь на распутье» Виктора Васнецова . Тем более, что 15 мая по новому стилю у художника день рождения.

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882 г, холст, масло. 167x299 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Факт первый. Былинный

В середине 1870-х годов Васнецов стал увлекаться былинами и русскими сказками. Это отразилось и на творчестве набиравшего популярность художника. Он делает карандашные наброски ко многим своим будущим картинам. «Витязь на распутье» вдохновлен историей про Илью Муромца и разбойников. Как известно, былинный богатырь подъехал к камню, на котором были начертаны три варианты продолжения пути: стать женатым, богатым или сложить «свою буйну голову». Момент принятия богатырем решения и запечатлен на полотне.

Факт второй. Братский

Работа над картиной началась с нескольких набросков. Дальше пошли этюды, на которых сформировалась композиция картины. Художник долго работал над фигурой богатыря. В первых версиях Илью Муромца он срисовал со своего брата Аполлинария – кстати, тоже художника. Но Аполлинарий был молодым человеком не самых богатырских размеров. Пришлось продолжать поиски. Со временем богатырь стал более кряжистым и даже монументальным. Таким, каким он и представляется читателем былин.

Факт третий. Исторический

Первый вариант картины Васнецов закончил в 1877 году. Спустя год он показывал ее на передвижной выставке, и картина пользовалась успехом. Обращение к сюжетам былин тогда было в диковинку. Но этот сюжет долго не покидал Васнецова, поэтому он продолжил поиски. Финальный вариант сформировался только пять лет спустя, в 1882-м. Он не на шутку отличается от того, что демонстрировался на выставке 1878 года.

Факт четвертый. Художественный

За пять лет картина изменилась так, будто над ней работали разные люди. Если в первых эскизах витязь почти целиком повернут лицом к зрителю, то в варианте 1882 года он сидит к нему спиной. Затер Васнецов и дорогу, по которой пришел богатырь - она была видна в первых версиях. Это было сделано для того, чтобы показать: пути назад нет. Практически без изменений остались только камень, черный ворон, кости на земле и безрадостный болотистый пейзаж. Этот вариант картины сразу же был признан шедевром. Вскоре он попал в коллекцию к Савве Мамонтову – меценату, который оказывал серьезную поддержку многим художникам и Васнецову в том числе.

Факт пятый. Текстологический

Надпись на камне повторяет былинный текст. Причем Васнецов провел настоящее историческое исследование, сравнивая разные записи этой истории (их насчитывается несколько десятков). Установив, какая именно надпись должна быть на камне, Васнецов решил не выкладывать все карты на стол. Зритель видит слова «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». А вот продолжение фразы: «Направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» уже не видны. Художник ловко спрятал их под мох.

Факт шестой. Загадочный

Внимательные зрители заметили на картине важную нестыковку. Дело в том, что в руках у Ильи Муромца изображено пехотное копье, которым не пользовались всадники. У этого копья есть «подток» - так называют окованный тупой конец. Он нужен для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конницы. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна. Почему Васнецов сделал такую ошибку – до сих пор загадка. Особенно если учитывать, что на остальных «былинных» полотнах художника копья у богатырей – нормальные.

Факт седьмой. Музейный

Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. А первая версия 1878 года - в Серпуховском историко-художественном музее. Существует еще несколько «промежуточных» вариантов и эскизов, они находятся в частных коллекциях. Причем некоторые – за рубежом.

Факт восьмой. Производственный

«Витязь на распутье» стала первой работой из былинной серии Васнецова. Дальше художник создал еще несколько работ на эту тему. Особенно известны стали «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный » (1897).

Факт девятый. Богатырский

Илья Муромец еще несколько раз появлялся на полотнах Васнецова. Самый известный пример – картина «Богатыри», на которой в дозоре стоят еще и Алеша Попович с Добрыней Никитичем. А в последний раз этого былинного героя Васнецов изобразил в 1914 году. На картине «Илья Муромец» хмурый богатырь летит куда -то на своем коне. Время было суровое, военное, поэтому картина больше напоминает агитационный плакат: «Дадим отпор врагу». Кстати, в правой руке у Ильи хлыст, а в левой – вполне подходящее копье.

Факт десятый. Посмертный

Картина «Витязь на распутье» так прославила Виктора Васнецова, что когда художник умер в 1926 году, на его надгробии был использован именно этот сюжет. Кстати, его могила на Лазаревском кладбище в Москве позже была перенесена на Введенское кладбище. Старый погост городские власти решили уничтожить. Это была последняя развилка в жизни Васнецова.

Описание картины Васнецова «Витязь на распутье»

Данная картина Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов.
В центре произведения - Илья Муромец.
Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси.
Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел.
Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая.
Задумчивость видна и в склонившейся голове.
Копье его также наклонено вниз.
Автор показывает единство между ним и его бравым другом - конем, потому что поза лошади также обращена вниз.
Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».
Также написано и в русских былинах.
Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет.
Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы Васнецова.
Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов.
Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи.
Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности.
Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти - то ждет смерть.
Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь.
Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

Картина «Витязь на распутье» была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х годов.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 году, и через год автор представил его всеобщему обозрению на VI Передвижной выставке. В 1882 году увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова.

В центре композиции находится фигура самого богатыря – Ильи Муромца. Сначала В. М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте вид на витязя открывается со спины сбоку, и лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом коне белого цвета и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает уставшую решимость.

Задумчивость его позы отражается в склонившейся немного книзу голове, наклоненном вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет фигуру Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стёрты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зелёных и бурых тонов, а также разбросанные по земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем - куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей - «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.