ЛИДЕРЫ И ЛИДЕРСТВО
Теория лидерства
«Есть только один способ, заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед
быстрее, чем они».
(Ф. Пикабла)
Склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и развивается как качество личности, проявление
которого является средством самоутверждения и самоопределения личности.
Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата.
Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Очень часто путают понятия
«лидер» и «организатор».
Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для
совместного дела.
Лидер выдвигает деятельность. А какие же качества определяют лидера? (по А. Н. Лутошкину)
­ компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
­ активность – умение действовать энергично, напористо;
­ инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
­ общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
­ сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять
главное;
­ настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
­ самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
­ работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу;
­ наблюдательность – умение видеть, мимоходом отличать важное, замечать детали;
­ самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
­ организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Этими качествами обладают не только лидеры, но и те, кто может ими стать.
Специфические качества лидера
(своеобразные индикаторы лидерского таланта)
1. Организаторская проницательность.
Тонкая психологическая избирательность. Способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний
мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных способностей, настроения.
2. Способность к активному психологическому воздействию.
Разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся
ситуации.
3. Склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать активность на себя.
Авторитет лидера создается многими факторами:
­ отличным знанием своего дела;
­ уважением к ребятам;
­ высокими морально – эстетическими качествами.
Лучшего лидера всегда отличает доброжелательность, умение вступать с ребятами в широкое общение.
Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное
лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор.
Игры на выявление лидера помогают руководителю объединения (детского коллектива) в первые дни
определить наиболее активных и деятельных ребят. Руководитель только даёт задание и наблюдает за
процессом его выполнения, ребята всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим
процессом.
построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т.д.);
построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не
собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т.д., "зайцев",
пассажиров;
свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти




договариваясь);

А.Н. Лутошкин выделяет стили:
1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ. Призывающий, настаивающий, жёстко требующий. Эффективен в только ещё
складывающихся коллективах.
2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий.
Эффективен в сложившихся коллективах.
3. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от
ситуации.
4. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как
вспомогательный.
Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных
М.Вудсона и Д.Френсиса:
1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо
прийти.
2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО. «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех укрепляет доверие и
создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ. Причастность вырастает из понимания. Без
согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК. «Москва не сразу строилась». Научиться – означает от чего­то
отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем
самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность
создать коллектив
6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей
готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания
коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут
очевиднее.
7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ. Не кладите сложные вопросы под сукно.
Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и
взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют
вас.
10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание
коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ
В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст,
способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
12. ПОМНИТЕ, ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ
ПИТЬ». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть
участниками.
14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие
группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние
функции.
15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место
индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут
оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт.
Делегирование полномочий обычно означает развитие.
16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому
обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на
проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется
беспристрастным.
17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте
обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.

«Большая семейная фотография»
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться
для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для
фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов
«семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы
постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять
стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам
будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью­пассивностью в выборе
месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт
«три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».
“Веревочка”
Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы
так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в
круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить
треугольник”.
Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то
вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем
руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно
продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.
"Напиши зверя"
Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все
животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом,
еще раз написать какое-нибудь животное.
Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга)
Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.
«Пальцы»
На счет "три" все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока
все не выкинут одно и то же число пальцев.
«Ехали цыгане»

количество игроков: две группы по 10 человек.
Ведущий предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки
лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на
подготовку задания 3 ­ 5 минут. Интерпретация:
Кучер ­ на данный момент главный лидер ­ организатор
Стены и крыша ­ те, на кого можно положиться, хорошие исполнители
Колеса, телега, лошади ­ те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен везти, то есть
лидеры меньшего ранга.
Жеребенок ­ "выпавший ", но с претензиями на лидерство.
Пассажиры ­ основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением
ролей и на какое место они претендуют.
«Положи руку»
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 ­20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке,
который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо том, кого они бы хотели
видеть командиром. Ведущий определяет, кто есть кто подсчетом рук.
“Индикатор”
У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача,

чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом -
мимику и многозначительные взгляды.
(Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.)
“Искра”
Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы
получилось очень-очень быстро.
“Карабас”
Для проведения игры детей рассаживают в круг. Руководитель (игротехник) предлагает условия игры:
“Я покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете не договариваясь встать
со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев”.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под
конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют
группу “счастливых”. Безынициативной является та группа ребят, которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
Игры на командную работу и выявление лидеров
«Выкинуть на пальцах»
Всей группе на "раз­два­три" надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной
ведущим. Упражнение повторяется до результата.
«Прыжок»
Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед не сговариваясь.
«Синхронное действие»
Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно
делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно
сесть.
«Посчитать до…»
Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру
должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое­то число
произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый
человек должен произнести хотя бы одно число.
«Буква»
Не разговаривая, сложить из стульев какую­то фигуру (например, букву "ю"). Можно проводить на время.
«Сиамские близнецы»
Два человека стоят упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое ­ стоя
лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения ­ группа из нескольких человек,
стоящих в кольце.
«Узел»
Каждый из группы держится за веревку. Задача ­ завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только
перемещать вдоль веревки (если кто­то отпускает руки, упражнение начинается с начала). Вариант ­ потом развязать
завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант ­ развязать узел, завязанный ведущим.
«Тарелочки – 1»
Группе дается несколько тарелочек. Группа должна, не наступая на ковер, переправиться по тарелочкам через
него. Условие: на каждой тарелочке должна постоянно находиться хотя бы одна нога. Иначе тарелочка отбирается.
«Поиск обуви»
Все стоят в кругу. Закрыв глаза, снимают обувь и перемешивают. Не трогая руками надо найти свою (ногами).
«Муравьиная тропа»
Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача ­ двум
подгруппам поменяться местами. Если кто­то наступает на землю или касается земли, упражнение начинается с
начала.

«Ковер»
Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто­то наступил на пол ­
упражнение начинается с начала.
«Веревочка за руки»
Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача ­
всем пройти над веревочкой, не задев ее. Примечание: чтобы шла групповая работа, следует либо ввести правило, что
прыгать нельзя, либо ввести "слепых", "немых" людей.
«Тарелочки по кругу»
Тарелочки расположены по кругу, их число равно числу участников. Нужно, не наступая на пол, всем
одновременно пропрыгать круг с тарелочки на тарелочку. Размеры тарелок подбираются так, чтобы на каждой
помещался только один человек.
«Осьминожка»
К кольцу привязаны длинные веревки, в кольцо кладется теннисный мячик. Задача ­ не уронив мячик, обнести
его вокруг колонны (пронести над полем). Вариант: в большом кольце воздушный шарик.
«Фиксация»
Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу
себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов
(не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую­либо
заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на
каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки,
которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. Сразу же после проведения игры
необходимо провести обсуждение.
«Орехи»
Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи
складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти
свой орех. Более сложный вариант ­ то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как
он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом
деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что­то нежное и
ранимое.
«Рукопожатие»
Все ребята встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. По сигналу ведущего каждый находит себе
пару – «партнера по рукопожатию».
«Зеркало»
Игра по парам. Необходимо повторять все движения партнера (произвольные). Игра развивает навыки
невербального взаимодействия.
«Разговор руками»
Участники игры садятся парами друг против друга с завязанными глазами. Все рассаживаются так, чтобы
партнеры не знали друг друга.
Руками нужно: ­ поздороваться;
­ поссориться;
­ помириться;
­ попрощаться.
После этого повязка снимается, и партнеры обмениваются впечатлениями.
«Встаньте в круг»
Участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего. Он командует «Начали!» и все делают следующее:
закрыв глаза начинают двигаться в любую сторону, стараясь при этом ни на кого не наступать. Кроме этого каждый
жужжит как пчела.
Через некоторое время, после хлопка ведущего все замолкают и застывают на том месте, где застал их хлопок
ведущего. После этого ведущий хлопает дважды. Задача игроков – не открывая глаз и не прикасаясь ни к кому руками,

клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если
трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Образец карточки ответов расположен ниже.
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём­то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого­либо дела.
31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого­либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая
баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;
Ж – организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Карточка для ответов теста «Я – лидер»
А
1
9
17
25
33
41
Б
2
10
18
26
34
42
В
3
11
19
27
35
43
Г
4
12
20
28
36
44
Д
5
13
21
29
37
45
Е
6
14
22
30
38
46
Ж
7
15
23
31
39
47
З
8
16
24
32
40
48
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если
больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах
на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним
в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.
«Хочу быть лидером»
Форма: деловая игра.
Возраст участников: 11­13 лет.
Педагогическая задача: практическое применение лидерских навыков, обмен опытом.
Краткое описание:
1. Вступительное слово. Игра поможет каждому участнику подобрать «ключи» к основным качествам настоящего
лидера. К коллективному обсуждению предлагаются вопросы: «Кто такой лидер?», «Какими качествами обязательно должен
обладать лидер?»
2. Ребята предлагают варианты ответов. Ведущий помогает обобщить высказывания и зафиксировать названные
качества:
* активность,
* целеустремленность,
* справедливость,
* организованность,
* инициативность,
* общительность,
* умение взаимодействовать с командой.
3. Формируются три микрогруппы, которым предстоит получить ключи от дверей «Лидерство»:
1 ключ ­ ключ от умения взаимодействовать с командой. Командам дается время, чтобы придумать слово,
решить, как с помощью мимики и жестов объяснить его ребятам других команд.
2 ключ – ключ от активности. Необходимо провести агитацию за представителя своей команды, чтобы у ребят
из других команд не возникло сомнения, что данный человек – настоящий лидер.
3 ключ – ключ от общительности. Участники каждой команды сочиняют рассказ на тему «Я настоящий лидер»,
предлагая по очереди по одному предложению.
4 ключ – ключ от организованности. Необходимо в правильном порядке расположить этапы организации дела.
5 ключ – ключ от инициативности. Каждая команда рисует портрет лидера XXI века и комментирует
изображение.
4. Итоговая часть. Оценка игры по десятибалльной системе.

Материал подготовлен педагогом­психологом­ Е.М.Бондарь

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Для этого участники делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, создается дух соревнования.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!"

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. "Начали!"

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе.

  • 9828 просмотров

Лгун - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: 5-8 человек
Дополнительно: бланки с вопросами, ручки

Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:

Самое далеко место, где мне удалось побывать, это - ...

В детстве мне запрещали делать..., а я все равно делал.

Мое хобби - ...

Когда я был маленький, я мечтал стать...

Самое большое достижение в моей жизни это - ...

У меня есть одна плохая привычка - ...

Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным.

Прыжок без парашюта - психологическая игра

Количество игроков: девять
Дополнительно: стул

Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет "прыгающим". Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его.

Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет крепко держаться друг за друга.

5 шагов - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: доска и мел или ручки и бумага

Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже - совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулирова­ла группа, выписывается на доске (или на листочке).

Ведущий предлагает группе определить, что за вооб­ражаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характери­стики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успевае­мость в школе, материальное положение и социальный ста­тус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

Поиск выгоды - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию из числа предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда вашего города). Далее каждой группе дается задание пред­ставить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, пер­спективы, выгоды и т.д.

После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участ­никам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безо­пасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник мо­жет удовлетворить в выбранной профессии?

Потребность:

Каким способом удовлетворяется?

Эстафета чувств - психологическая игра для взрослых

Поступь профессионала - психологическая игра

Звездный час - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Участники рассаживаются в круг и совместно опреде­ляют, какой профессиональный стереотип (или социаль­ный стереотип) они будут обсуждать. К примеру, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного “бар­мена”.

Далее ведущий даст участникам следующее задание: “Сейчас каждый из нас попробует представить, какие самые приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои пред­положения, после чего обсудим, чьи же представления ока­зались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют "счастью" большинства барменов...”.

Постройся по…

Возраст: младший, средний, старший.

Вожатый задает детям признак, по которому они должны построиться в шеренгу. Признаки: от самого высокого к самому низкому, от самого темноволосого к самому светлому, по дате Дня рождения или возрасту, и т.д. – вожатый придумывает сам.

Задания идут от простого к сложному.

Пальцы

Возраст: младший, средний, старший.

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый. Вожатый считает до трех и показывает какое-то количество пальцев на вытянутых руках. Дети должны не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько покажет пальцев вожатый. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже, под конец игры, менее решительные.

Ехали цыгане

Возраст: младший, средний.

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время не подготовку задания 3-5 минут.

Интерпретация:

  • кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде;
  • стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители;
  • колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга;
  • жеребенок – «выпавший», но с претензиями на лидерство;
  • пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Большая семейная фотография

Возраст: младший, средний, старший.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоят. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фотографов» и «дедушек» обычно берут на себя ребята, стремящиеся к лидерству. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.



Верёвочка

Возраст: младший, средний, старший.

Участники встают в крут и берутся руками за верёвочку. Заданием является то, что они как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук верёвки, должны построить геометрические фигуры. Тот, кто начнёт первым расставлять участников в нужную фигуру – лидер.

Стульчики

Возраст: младший, средний, старший.

Играющие сидят на стульчиках. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Киностудия

Возраст: старший.

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съёмки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссёра, выявляются лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по 4-5 человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму(сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята. После проведения этого коллективно-творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером.

Игры-приколы

Три фразы

Возраст: Младший, средний, старший.

Ведущий обращается к ребятам (в зал, в круг и т. д.) с вопросом: «Ребята! Я сейчас скажу три фразы, сумеете ли вы их повторить?». Обычно все отвечают утвердительно. Ведущий предлагает проверить себя и начинает говорить следующие фразы:

«Здравствуйте! Сегодня хорошая погода!» (все повторяют).

«У нас прекрасное настроение!» (все повторяют).

«Ну вот, вы уже и проиграли!» (все начинают недоуменно задавать вопрос «Почему?»).

В этом их ошибка, так как это и была третья фраза.

Мой правый сосед (одноразовая)

Возраст: младший, средний, старший.

Выбирается водящий, которому говорится, что сейчас будет загадан человек, а который - надо отгадать. Водящий имеет право задавать всем участникам любые вопросы о загаданном человеке.

После того как водящий покинул круг, ведущий расшифровывает название игры: "МПС - мой правый сосед". Таким образом на вопросы водящего игроки должны будут отвечать про своего правого соседа, а водящий для выполнения задания должен будет проявить такие качества, как наблюдательность, логическое мышление.

Отгадай сказку

Возраст: младший, средний, старший.

Задача водящего - задавая вопросы, отгадать задуманную сказку. Водящий выходит из комнаты, для того чтобы дать возможность загадать сказку. На самом деле сказка не загадывается.

Ведущий объясняет условия игры участникам: «Мы будем отвечать «да», если вопрос водящего будет заканчиваться на гласную букву, «нет» - на согласную, «может быть» - если вопрос заканчивается на «ь». Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не сдастся.

Луноходы

Возраст: младший, средний, старший.

Дети стоят по кругу. Водящий входит внутрь круга, становится на четвереньки и говорит: «Биб-биб, я луноход -1». Задача играющих: смотреть и не улыбаться. Тот, кто улыбнулся, становится луноходом-2 и т. д., до тех пор, пока все не станут луноходами.

Пассажиры и билетики

Возраст: младший, средний, старший.
Играющие встают парами лицом друг к другу, образуя два круга (девушки – внутренний круг, а юноши - внешний).
Внутренний круг – это билетики, внешний – пассажиры. В центре стоит безбилетник – «заяц».

По команде ведущего: «поехали», круги начинают вращаться в разные стороны.

Ведущий громко произносит: «контролер». «Билетики» остаются на местах, а «пассажиры» должны найти свой «билетик».

«Заяц» хватает тот «билетик», который ему понравился.
«Пассажир», оставшийся без «билетика» становится водящим – «зайцем».

При встрече «билетик» и «пассажир» знакомятся. После этого «билетики» у «пассажиров» меняются (переходят к следующему по кругу).

Через некоторое время «пассажир» может ловить не только свой «билетик», но и любой понравившийся ему «билетик». Игру можно сопровождать музыкой.

Телепатия

Возраст: младший, средний, старший.

Ведущий выбирает 2 водящих и просит их отойти на некоторое расстояние от играющих. После этого он объясняет всем остальным участникам правила игры. Он узнает у водящего его любимое блюдо. Затем участникам нужно узнать любимое блюдо водящего. Поэтому он будет говорить различные блюда, участники должны отвечать ему "Нет!". Ведущий предупреждает, что правильный ответ он назовет после слов "жареная картошка". После этих слов все говорят "Да!". Правила объяснены. Зовут одного водящего. Ведущий говорит: "Ты веришь в телепатию?" Затем ведущий отводит водящего в сторону и узнаёт любимое блюдо. После этого он предлагает участникам угадать его.

Алфавит

Возраст: младший, средний, старший.

По очереди вызываются пары. Ведущий даёт им ситуацию и они должны разыграть диалог. При этом каждая фраза должна начинаться на ту букву алфавита, которую им показывает ведущий. Например: оба застряли в лифте, контролер и безбилетный пассажир.


Игры на внимание

Птица, рыба зверь

Возраст: младший, средний.

Участники сидят (стоят) в кругу. Ведущий в центре круга подходит к любому игроку и кричит одно слово из названия игры, например: «рыба!». Участник в ответ мгновенно должен сказать название какой-нибудь рыбы. Если он ошибся или долго думал, то становится ведущим, игра продолжается. Игру можно усложнить, если ведущий, подходя к игроку, будет кричать два слова, например: «рыба, зверь!». Теперь задача участника назвать и рыбу, и зверя и т.д.

Кривое зеркало

Возраст: средний, старший.

Все участники – это зеркала. Кривые они или настоящие зависит только от них. «Зеркала» расставлены по кругу спиной к центру. Ведущий в центре круга подходит к любому «зеркалу», оборачивает его лицом к себе (стуча по плечу) и показывает пару интересных движений. Задача «зеркала» запомнить в точности увиденное и передать отражение любому другому «зеркалу», так же постучав по плечу, тем самым, обернув к себе лицом и показав запомненное. Любое «зеркало», которое передало «отражение» становится уже лицом в круг и молча наблюдает за картиной передачи. Игра заканчивается, когда отражение доходит до «последнего зеркала» и оно сравнивается с начальными движениями ведущего. Как правило, к финалу движения сильно меняются, отсюда вывод ведущего про кривые зеркала и, что очень важно уметь в точности передавать информацию и быть внимательными. К этому тренингу рекомендуется подбирать танцевальную музыку.

Сыщик

Возраст: средний, старший.

Все участники – сыщики разных агентств, расследующие одно дело. Ведущий-вожатый заранее прячет в комнате мелкий предмет (например, «алмазный» маркер) таким образом, чтобы краешек его был обязательно виден. Прежде чем запустить участников в эту комнату, он делает обращение к ним – лучшим сыщикам мира – о пропаже алмазного маркера, который необходимо найти, во что бы то ни стало. И показывает им такой же маркер (чтобы знали, какой предмет искать). Далее участникам объясняется, что все они конкуренты: работают молча, ищут только глазами, и при обнаружении пропажи не должны взглядом выдать место нахождения предмета, а спокойно пройти и занять любое место на стуле (сесть в круг, отойти сторону и т.п.). Каждый сыщик держит руки за спиной до конца игры. Ведущий может комментировать процесс, объявлять первых победителей. Когда остается 5-6 человек, не раскрывших дело, ведущий рассекречивает местонахождение пропавшего предмета.

Игры на лидерство

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер - организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Цель данных игр – выявление потенциальных лидеров в отряде (группе) . Друг мой! В первые же минуты работы запомни жизненно важное правило:” Никогда не делай то, что дети могут или хотят сделать сами.” Ищи себе помощников.

Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области

имени Героя Советского союза А.Е.Черникова»

Цель: сплочение группы, выявление лидера.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 6 до 20.
Возраст: от 10 лет.
Место проведения: любое.
Материалы: веревка длиной около 6 метров. Свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих).
Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.
Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.

Игроки стоят за стульями.
По команде ведущего: «Делай раз», - все должны одновременно поднять стулья.
По команде: «Делай два», - все играющие должны оббежать стулья и сесть на них.
Все действия должны выполняться одновременно. Игра способствует выявлению лидера – организатора, именно он должен догадаться первым подать команду опустить стулья в первом случае, и сесть – во втором.

Цель: выявление лидеров, определение структуры межличностных отношений в отряде.

Содержание:
Вожатый предлагает каждому из ребят подумать, и пригласить на свой импровизированный День рождения не больше 3-х гостей из отряда. Три четыре человека, набравшие наибольшее число голосов, становятся основными «именинниками». Они приглашают в гости всех участников игры. Ведущий предлагает каждому выбрать того именинника, к которому он желает пойти на День рождения. При этом уточняется, что если кто-то не пожелает пойти в гости ни к кому из именинников, он имеет на это право.
Создаются разные по количеству микро группы. Им предлагаются для выполнения любые творческие задания.
Например: Провести с другими группами игру, которую ребята могли бы провести на дне рождения у своих друзей.

Индикатор

Цель: сплочение группы, выявление лидера.

Время: 5-10 мин.

Количество участников: от 8 до 20.

Возраст: от 13 лет.

Место проведения: просторное помещение.

Ведущий: "У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же".

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.


Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений учителя с группой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А лидер кто?

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

«Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива. (См. ниже)

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Тест «Я – лидер»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я – лидер»

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую своё время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  22. У меня всегда всё получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  34. Я никогда не поступал так, как другие.
  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  36. Я никогда не поступал так, как другие
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  43. Решая проблемы, использую опыт других.
  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

А.Н. Лутошкин

выделяет стили:

  1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ . Призывающий, настаивающий, жёстко требующий. Эффективен в только ещё складывающихся коллективах.
  2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ . Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
  3. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК . Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.
  4. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ . Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных М.Вудсона и Д.Френсиса:

  1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ . Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.
  2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО . «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех укрепляет доверие и создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
  3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ . Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
  4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК. «Москва не сразу строилась». Научиться – означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
  5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив
  6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
  7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
  8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
  9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют вас.
  10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
  11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
  12. ПОМНИТЕ, ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ ПИТЬ ». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
  13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.
  14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
  15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.
  16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.
  17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
  18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.