О некоторых людях говорят: "Он настоящий интеллигент!". Это значит, что человек воспитанный или умный, морально устойчивый или патриот? Давайте разберемся, когда возникло данное понятие и какой смысл в него вложен.

Этимология слова

"Интеллигент" - это слово имеет латинские корни. Дословно переводится как "знающий, понимающий, мыслящий". В обиход в России оно вошло в начале 19 века. В общества изначально было своебразным синонимом слова "дворянство", однако позже приобрело иной смысл.

В неспокойный период смены эпох на рубеже 19-20 веков передовые и просвещенные умы Российской империи пропагандировали: "...вечно бороться и вечно лишаться", "спокойствие - душевная подлость", "жить честно - значит биться и не бояться ошибаться". Такое мировоззрение обновило понятие интеллигенции. Ее представитель, интеллигент - это смелый, решительный и честный человек, патриот и мужественный борец за права человека. Он умный, справедливый, преданный своему делу. Интеллигент - это не обыватель, но деятельный и полезный член общества, жизнь его не отделима от важного для народа дела. Смысл данного понятия являл некую альтернативу слову "революционер".

Интерпретация данного слова в 20 веке в России и на Западе

После Октябрьской революции 1917 года страна лежала в руинах. Для ее возрождения нужны были сильные трудовые руки, поэтому рабочие стали привилегированным классом, а умственные деятели ушли в тень. Более того, слово "интеллигент" стало звучать презрительно. Теперь называя так кого-то, подразумевали, что человек - дармоед, общества, бесполезный для социума лентяй и проходимец.

В развитых зарубежных странах это слово также приобрело иной смысл, но вектор его обновления был совершенно иным. На Западе "интеллигент" - это синоним слову "интеллектуал". Оно означает людей, занимающихся умственным трудом. Ученые, учителя, врачи, артисты и юристы - интеллигенты вне зависимости от нравственных ценностей, от них не требуется быть носителем идеалов.

Широкая русская душа

А какой отзвук в славянской душе это слово находит сегодня? Оно ассоциируется прежде всего с воспитанным и культурным членом общества, справедливым, не пустословом, способным самосовершенствоваться и быть Интеллигент - это деятельный и трудолюбивый человек, он развит духовно и чист сердцем, ему чужды чванство и высокомерие, он ценит культуру и знания.

Настоящий интеллигент может одинаково успешно заниматься как так и физическим трудом. Важным являются только но не вид деятельности. Сталевар может в душе быть истинным интеллигентом, а артист - обычным хамом.

(intelligentsia). Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом , развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества . Вторая трактовка является более узкой, чем первая.

Понятие произошло от слова латинского происхождения intelligens, что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон.

Вехи. Из глубины . М.: Изд-во «Правда», 1991
Интеллигенция . Власть . Народ: Антология . М.: Наука, 1993
Интеллигенция в советском обществе . Кемерово, 1993
Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности . М., 2001
Элбакян Е.С. Между молотом и наковальней (российская интеллигенция в ушедшем столетии ) // Вестник Московского университета. Социология и политология. 2003. № 2

Все мы хотели бы общаться с культурными, просвещенными, воспитанными людьми, которые соблюдают границы пространства личности. Интеллигентные люди как раз такие идеальные собеседники.

В переводе с латыни интеллигентность обозначает познавательную силу, умение, способность к пониманию. Те, кто обладает интеллигентностью – интеллигенты, обычно задействованы в умственном труде и отличаются высокой культурой. Признаками интеллигентного человека являются:

  • Высокий уровень образования.
  • Деятельность, сопряженная с творчеством.
  • Включенность в процесс распространения, сохранения и переосмысления культуры и ценностей.

Не все соглашаются с тем, что к интеллигенции относится сугубо образованная прослойка населения, занятая умственным трудом. Оппозиционная точка зрения понимает интеллигентность прежде всего как наличие высокой нравственной культуры.

Терминология

На основании определения из Оксфордского словаря, интеллигенция – группа, которая стремится мыслить самостоятельно. Новый герой культуры – индивидуалист, тот, кто может отрицать социальные нормы и правила, в отличие от старого героя, служащего как раз воплощением этих норм и правил. Интеллигент, таким образом, нонконформист, бунтовщик.

Раскол в понимании, что такое интеллигентность, существует практически с самого начала употребления термина. Лосев к интеллигенции относил тех, кто видит несовершенства настоящего и реагирует на них активно. Его определение интеллигентности часто обращается к общечеловеческому благоденствию. Именно ради него, ради воплощения этого благоденствия, работает интеллигент. По Лосеву, интеллигентность человека проявляется и в простоте, откровенности, общительности, а главное, в целесообразном труде.

Гаспаров прослеживает историю термина «интеллигенция»: сначала под ним подразумевались «люди с умом», затем – «люди с совестью», позже – «хорошие люди». Также исследователь приводит оригинальное объяснение Ярхо по поводу того, что же значит «интеллигентный»: это человек не много знающий, но имеющий потребность, жажду знать.

Постепенно образованность перестала быть основной чертой, по которой человека относят к интеллигенции, на первое место выдвинулась нравственность. К интеллигенции в современном мире относятся люди, включенные в распространение знаний, и высоконравственные люди.

Кто такой интеллигентный человек и чем он отличается от интеллектуала? Если интеллигент – человек, имеющий некий особый духовно-нравственный портрет, то интеллектуалы – это профессионалы своего дела, «люди с умом».

Высокий уровень культуры, такт, воспитанность – потомки светскости, куртуазности, человеколюбия и изящества. Воспитанность – это не про «не лезть пальцами в нос», а умение держаться в обществе и быть разумным – осознанная забота о себе и других.

Гаспаров подчеркивает, что в настоящее время актуально такое понимание интеллигентности, которое связано с отношениями между людьми. Речь идет не просто о межличностном взаимодействии, а о таком, что имеет особое свойство – видеть в другом не социальную роль, а человеческое, обращаться с другим как с человеком, равным и достойным уважения.

По Гаспарову, интеллигенция в прошлом выполняла функцию , которая вклинивается в отношения высших и низших. Это что-то больше, чем просто ум, образованность, профессионализм. К интеллигенции предъявлялось требование пересмотра принципиальных установок общества. Выполняя функцию самосознания общества, интеллигенты творят идеал, что является попыткой переживания реальности изнутри системы.

В этом отличие от интеллектуалов, которые на вопрос самосознания общества творят социологию – объективное знание, вид «извне». Интеллектуалы занимаются схемами, четкими и непреложными, а интеллигенция – чувством, образом, эталоном.

Воспитание себя

Как стать интеллигентным человеком? Если интеллигентность понимать как уважительное отношение к личности, то ответ прост: соблюдать границы чужого психологического пространства, «не обременять собою».

Лотман особо подчеркивал доброту и терпимость, обязательные для интеллигента, только они ведут к возможности понимания. При этом доброта – это и способность защитить с мечом правду, и основы гуманизма, это особая сила духа интеллигента, которая, если она реальна, выстоит против всего. Лотман протестует против образа интеллигента как мягкотелого, нерешительного, неустойчивого субъекта.

Сила духа у интеллигента, по Лотману, позволяет не пасовать перед трудностями. Интеллигенты станут делать все то, что нужно, что нельзя не сделать в критический момент. Интеллигентность – это высокий душевный полет, и люди, способные на этот полет, совершают настоящие подвиги, потому что способны выстоять там, где другие пасуют, ибо им опереться не на что.

Интеллигент – борец, он не может терпеть зло, старается искоренить его. Следующие качества, по мнению Лотмана и исследователя интеллигентности Тепикина, присущи интеллигентам (наиболее характерные, совпадающие у двух исследователей):

  • Доброта и терпимость.
  • Неподкупность и готовность платить за это.
  • Стойкость и сила духа.
  • Способность пойти за свои идеалы на бой (интеллигентная девушка наравне с мужчиной будет отстаивать то, что считает достойным и честным).
  • Независимость мышления.
  • Борьба с несправедливостью.

Лотман утверждал, что интеллигентность часто формируется у оторванных от общества, не нашедших своего места в нем. При этом нельзя говорить, что интеллигенты – это отбросы, нет: те же самые философы эпохи Просвещения – интеллигенты. Именно они стали использовать слово «терпимость» и осознали, что её нужно защищать нетерпимо.

Русский филолог Лихачев отмечал легкость общения интеллигента, полное отсутствие у интеллигента . Он выделил следующие качества, тесно связанные с интеллигентностью:

  • Чувство собственного достоинства.
  • Умение размышлять.
  • Должная степень скромности, понимание ограниченности своих знаний.
  • Открытость, способность услышать другого.
  • Осторожность, нельзя быть скорым на суд.
  • Деликатность.
  • Осмотрительность относительно дел других.
  • Стойкость в отстаивании правого дела (интеллигентный мужчина не стучит по столу).

Стоит опасаться стать полуинтеллигентом, каким является всякий, воображающий, что знает все. Эти люди совершают непростительные ошибки – не спрашивают, не советуются, не слушают. Они глухи, для них нет вопросов, все ясно и просто. Такие воображалы несносны и вызывают отторжение.

Как мужчина, так и женщина могут пострадать от недостатка интеллигентности, которая есть сочетание развитых социального и эмоционального интеллекта. Для развития интеллигентности полезно:

1. Ставить себя на место другого человека.

2. Чувствовать связанность всех людей, их общность, коренную сходность.

3. Четко разграничивать свою и чужую территорию. Это значит не грузить окружающих интересной только себе информацией, не повышать голоса выше среднего уровня звука в помещении, не подходить слишком близко.

4. Пытаться понимать собеседника, уважать его, возможно, потренироваться доказывать чужие точки зрения, но не снисходительно, а по-настоящему.

5. Уметь отказывать себе, развивать , специально создавая маленький дискомфорт и преодолевая его постепенно (носить в кармане конфету, но не есть ее; заниматься физической активностью в одно и то же время каждый день).

В некоторых случаях женщина намного проще справляется с необходимостью быть терпимой, мягкой. Мужчинам же сложнее не проявлять агрессивное, импульсивное поведение. Но настоящая сила личности заключается отнюдь не в быстрой и жесткой реакции, а в разумной твердости. И женщина, и мужчина интеллигенты настолько, насколько способны учитывать другого человека и отстаивать самих себя.

Интеллигенция как совесть нации постепенно исчезает за счет появления прослойки профессионалов во власти. Интеллектуалы заменят интеллигентов на этом поприще. Но ничто не заменит интеллигентности на работе, в кругу знакомых и друзей, на улице и в общественных учреждениях. Человек должен быть интеллигентен в смысле умения чувствовать в собеседниках равных ему, проявлять уважительное отношение, потому что это единственная достойная форма в общении между людьми. Автор: Екатерина Волкова

«Что есть интеллигентный человек?
Это – неспокойная совесть…
И – сострадание судьбе народа.
Но и это не всё. Интеллигент знает,
что – не самоцель».

Василий Шукшин.
«Дружба народов», 1976
’11, с. 286.

П.Д. Боборыкин первым ввёл понятие "интеллигенция"

«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян
растут и крепнут в борьбе за свержение
буржуазии и ее пособников, интеллигентиков,
лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации.
На деле это не мозг, а г[овно]…»

В.И. Ленин .
Письмо А.М. Горькому от 15.
IX .1919 (ПСС, том 51, с. 48)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Отличительным признаком интеллигенции является не всякий умственный труд, а наиболее квалифицированные виды умственного труда… Таким образом, интеллигенция как социальный слой – это общественная группа людей, профессионально занятых высшими, наиболее квалифицированными видами умственного труда.

С.Н. Надель. Современный капитализм и средние слои. М., 1978, с. 203.

Интеллигенция (НФЭ, 2010)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - понятие введено в научный оборот в России в 60-х годах 19 века, в 20-е годы 20 века вошло в англоязычные словари. Первоначально интеллигенцией называли образованную, критически мыслящую часть общества, социальная функция которой однозначно связывалась с активной оппозицией самодержавию и защитой интересов народа. Славной чертой сознания интеллигенции признавались творчество культурно-нравственных ценностей (форм) и приоритет общественных идеалов, ориентированных на всеобщее равенство и интересы развития человека.

Интеллигенция (Маслин, 2014)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens - понимающий, мыслящий) - слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности. Одним из первых слово «интеллигенция» в этом смысле предложил русский писатель П. Д. Боборыкин, который назвал ее «высшим образованным слоем общества» (1866). В русской, а затем и западноевропейской мысли это слово быстро вытеснило понятие «нигилист», введенное И. С. Тургеневым, и понятие «мыслящий пролетариат» («образованный пролетариат»), известное по статьям Писарева.

Интеллигенция (Бердяев, 1937)

Нyжнo знaть, чтo пpeдcтaвляeт coбoй тo cвoeoбpaзнoe явлeниe, кoтopoe в Poccии имeнyeтcя «интеллигенция». Зaпaдныe люди впaли бы в oшибкy, ecлн бы oни oтoжecтвили pyccкyю интeллигeнцию c тeм, чтo нa Зaпaдe нaзывaют intellectuels. Intellectuels - этo люди интeллeктyaльнoгo тpyдa и твopчecтвa, пpeждe вceгo yчeныe, пиcaтeли, xyдoжники, пpoфeccopa, пeдaroги и пp. Coвepшeнкo дpyгoe oбpaзoвaниe пpeдcтaвляeт coбoй pyccкaя интeллигeнция, к кoтopoй мoгли пpинaдлeжaть люди нe зaнимaющиecя интeллeктyaльным тpyдoм и вooбщe нe ocoбeннo интeллeктyaльныe.

Интеллигенция (Райзберг, 2012)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens - мыслящий, разумный) - слой людей, тяготеющих к творческому труду, обладающих такими признаками, как духовность, внутренняя культура, образованность, манеры цивилизованного поведения, самостоятельность мышления, гуманизм, высокие моральные и этические качества.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 193.

Интеллигент (Лопухов, 2013)

ИНТЕЛЛИГЕНТ - человек, профессионально занимающийся интеллектуальным видом деятельности, преимущественно сложным творческим трудом. Термин введен в 60-е гг. XIX столетия писателем П. Боборыкиным. В дальнейшем благодаря духовному влиянию русских писателей и философов второй половины XIX века понятие «интеллигент» значительно расширилось. Несмотря на иностранное происхождение, слово это стало обозначать специфическое российское явление и отличаться от понятия «интеллектуал», принятого на Западе.

Интеллигенция (Орлов, 2012)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный) - особая социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным (преимущественно сложным), творческим трудом, являющимся основным источником дохода, а также развитием культуры и ее распространением среди населения.

Термин «интеллигенция» в 1860-х гг. ввел писатель П. Д. Боборыкин; из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.

Интеллигенция (Подопригора, 2013)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ [лат. intellegens - умный, понимающий, знающий; знаток, специалист] - общественная прослойка, в которую входят лица, профессионально занимающиеся умственным трудом. Впервые термин «Интеллигенция» был введен в обиход русским писателем П. Боборыкиным (в 70-х гг. XIX в.). Вначале слово «Интеллигенция» обозначало людей культурных, образованных, с передовыми взглядами. В дальнейшем его стали относить к лицам определенного характера труда, определенных профессий.

Наткнулась я однажды на сайте Юго-Восток на прекрасную статью Юрия Кононенко «10 признаков настоящего интеллигента». Наткнулась - и не смогла не утащить ее к себе. Не смогла, ибо, как сказано в статье,

самый страшный враг интеллигентов - жесткий государственник.

«Интеллигенция»… Сколько копий сломано вокруг этого слова за 19 и 20 века!.. Наверное, и в 21-м еще придется честно и конкретно выяснять значение этого загадочного слова. Почему? Да потому, что стараниями самих интеллигентов настоящий смысл его - тот, который вложила в понятие «интеллигенция» жизнь, подменяется слащаво-горделивыми суррогатами.

Вот эти суррогаты - их выделил в типологические признаки интеллигента современный «интеллегентовед» Виталий Тепикин:

Передовые для своего времени нравственные идеалы;

Чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;

Активная умственная работа и непрерывное самообразование;

Патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;

Творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество;

Независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;

Верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;

Неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой — и проявлению консерватизма.

Правда, вряд ли лучше возможно придумать?! Прямо-таки - «интеллигенция - ум, честь и совесть всех времен и народов». А вот хотелось бы посмотреть беспристрастно - так ли это?

Для этого придется иногда несколько отступать от тепикинского перечня, так как этого требует само раскрытие нашей непростой темы.

Начнем с того, что большинство из тепикинских признаков еще не делают человека интеллигентом. Ну, право слово: «чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях» - носитель этих качеств может быть совершенно неинтеллигентным, да и просто необразованным человеком. Так же и «патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине» - были ли интеллигентами Александр Матросов или Александр Суворов? «Активная умственная работа и непрерывное самообразование» - Иосиф Виссарионович Сталин неустанно занимался и тем, и другим. Но, думаю, ни один «порядочный интеллигент» не захочет признать интеллигентом Сталина! «Независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя» - был такой парень, Че Гевара, самовыразился на все сто в своей любви к свободе. Но - какой он интеллигент, этот врач-недоучка? «Верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению» - принадлежала ли к интеллигенции Зоя Космодемьянская? «Передовые для своего времени нравственные идеалы» - были ли древние израильтяне, отказавшиеся от человеческих жертвоприношений по практике своих соседей - интеллигентами?..
Правда, немного у нас осталось? А что осталось, какой осадок, какой дисстилят? И вот тут мы понемногу приближаемся к правде.

Осталось:

Критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;

Неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой — и проявлению консерватизма;

Творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество.

Кое в чем Тепикин все же прав: он не мог ну совсем уж ничего не сказать о настоящих признаках интеллигенции - его бы не одобрили заказчики «исследования».
Вот на эту тему мы и поговорим, попутно называя уже свои «10 признаков настоящего интеллигента».

Главное, что следует понять: интеллигенция - это не просто образованные люди, не просто творческие люди, не просто «класс интеллектуалов», как бы сами интеллигенты это не утверждали. Это - социально-психологический тип, которые присутствует в самых разных слоях общества, просто в одних больше, а в других - меньше.

Что же, в первую очередь, делает любого человека интеллигентом, какие качества?

1. Неистребимый и принципиальный пессимизм. Вот это самое «критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма» - с поправкой на то, что, за исключением анархических анклавов Африки, все жители Земли живут в государствах, управляемых той или иной властью, и везде, как ни крути, найдется какая-нибудь несправедливость, то это самое критическое отношение переносится вообще на всю окружающую действительность в своей стране.

2. Этот пессимизм имеет почти всегда злорадную окраску. Этот пессимизм ищет, выискивает для своего чувства все новую и новую пищу. Если не может найти - выдумывает. Виновники несчастья - всегда власти, и опосредованно - общество, допускающее и «молчаливо поддерживающее эту власть». Как следствие, интеллигент всегда поделит общество на быдло и интеллигентов, но власть всегда в руках быдла. Быдло - это категория, в которую совершенно не обязаны попасть люди необразованные или плохо воспитанные. Быдло - это те, кто отрицает за интеллигенцией роль «ума, чести и совести страны» и не имеет качеств интеллигента.

3. Глубокая закомплексованность, порожденная гиперкритическим отношением к действительности, и связанная со стыдом за свою страну, свою историю и даже самого себя. Последовательный интеллигент либо полностью критически отрицает всё положительное в своей стране и ее истории, либо же выискивает «оазис» в этой истории и последовательно оплевывает всё, что «оазису» последовало и его сменило (как вариант - разрушило). Разумеется, что в отношении «оазиса» упоминание о любых недостатках наталкивается на яростное сопротивление. Это то, что Тепикин стыдливо называет «проявлениями консерватизма».

Что же касается стыда за самого себя, то вот что написал Достоевский словами своего героя - типичного интеллигента: «Я не только злым, но даже и ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым. Теперь же доживаю в своем углу, дразня себя злобным и ни к чему не служащим утешением, что умный человек и не может серьезно чем-нибудь сделаться, а делается чем-нибудь только дурак. Да-с, умный человек девятнадцатого столетия должен и нравственно обязан быть существом по преимуществу бесхарактерным; человек же с характером, деятель, - существом по преимуществу ограниченным» («Записки из подполья»). Отметим, что это пример редкой, и почти не встречающейся откровенности интеллигента.

4. «Неоднозначное восприятие действительности» прямо ведет к «творческой неутомимости» и полностью в ней отражается. Что может создать человек, основной мотив личности которого - ненависть, отвращение и стыд ко всему бытию, включая себя как часть бытия. Известно что: «проза» Стругацких, «поэзия» Бродского, живопись в духе сюрреализма, история в стиле Солженицына и всевозможных украинско-еврейско-прибалтийских «историков», стенающих о «репрессиях и иге», список неисчерпаем…
Коротко и емко - искусство отражает всю дисгармонию личности интеллигента, и не имеет права быть чем-то гармоничным и оптимистическим. «Как вы можете улыбаться, когда так страшно жить???!!!»

5. Как правило, еще одна черта типическая интеллигента - слабый профессионализм. Очень часто, интеллигент - это дилетант и недоучка. Это ведет к хронической зависти - см. выше цитату Достоевского. Интеллигент - это тот, кто научился критиковать, но не научился строить нечто взамен критикуемого.

6. Интеллигент исключительно яростно протестует против попыток общества и государства сделать его, интеллигента, хоть как-то социально-полезным. Интеллигент ненавидит тех, кто вводит ответственность за тунеядство, кто считает плохим качество его «гениальных трудов» и просто всех - за непризнание его «солью земли». Яркий пример - украинский «поэт» Василий Стус, который не только по пьяни, но и по трезвому обвинял вплоть до драки всех, кто не считал его живым классиком украинской литературы (классик тогда только поступил в университет).

Самый страшный враг интеллигентов - жесткий государственник. Если все аргументы интеллигента в отношении «страшного тирана» опровергнуты фактами, на сцену выходит исполинская Слезинка Ребенка, ради которой надо отказаться от счастья человечества - в роли Ребенка интеллигент обычно видит себя.

7. Следствие плохого профессионализма и желчной склочности у интеллигентов - хроническое безденежье. Соответственно, интеллигенты весьма склонны к продажности (жить-то надо…). Редкий интеллигент не мечтает о месте «придворного поэта» у столь ненавидимой им власти. При этом интеллигент не будет забывать подпольно пописывать эпиграммы и пасквили на своего кормильца, дабы его не обвинили в чистосердечной измене и простили продажность.

8. Как уже было сказано, интеллигенция очень хочет стать аристократией. При этом, внутри самой интеллигенции начинается жуткая грызня за право быть «настоящими интеллигентами» - сиречь «настоящими аристократами». Предела эта мысль достигла у Великого Интеллигента Д.С.Лихачева: «Не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны». Естественно, в этих 10-30 людях он видел и себя. Из более нового, душа радуется за самого аристократичного, столбового интеллигента Никиту Михалкова.

9. Интеллигенту очень ненавистен нетолерантный вопрос о его национальности. (Полагаю, sapienti sat).

10. Если интеллигенция дорвется до власти, она непременно загонит это в самую полную, но для них самих неожиданную, Пропасть. Пример - Временное правительство, состоявшее сплошь из дипломированных и профессиональных интеллигентов.

Из миллионов людей с высшим образованием, миллионов профессионалов, миллионов писателей, поэтов и художников интеллигентов сравнительно не так уж много.